Научная статья на тему 'Рутинизация информационных технологий как фактор формирования культуры инновационного мышления'

Рутинизация информационных технологий как фактор формирования культуры инновационного мышления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
484
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРНЕТ / ИННОВАЦИИ / КУЛЬТУРА ИННОВАЦИЙ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / NEW INFORMATION TECHNOLOGIES / INTERNET / INNOVATIONS / CULTURE OF INNOVATIONS / POST-INDUSTRIAL SOCIETY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ушкин С. Г.

В работе оценивается влияние технологических инноваций (персональные компьютеры, смартфоны, Интернет) на формирование культуры инновационного мышления и условия для продвижения других инноваций. В первую очередь автор обращается к анализу повседневных взаимодействий человека и вышеперечисленных технологий с позиций социологической теории. Цель исследования заключается в том, чтобы выявить общие закономерности восприятия инноваций среди тех, кто рутинизировал использование компьютера, смартфона, Интернета и т.д., и тех, кто пока этого не сделал. В качестве эмпирической базы был использован вторичный анализ данных опроса Фонда «Общественное мнение», посвященного изучению отношения россиян к инновациям и оценке инновационного климата (2011, n =7500, статистическая погрешность не превышает 1,7%). Методом сбора первичной социологической информации выступило формализованное личное интервью. Анализ эмпирических данных показал, что рутинизация технологических инноваций положительно влияет на восприятие инноваций и инновационного климата в целом, подготавливая почву для формирования культуры инновационного мышления. Среди людей, которые следят за состоянием инноваций в российском обществе и позитивно их воспринимают, существенно чаще встречаются активные пользователи компьютера, смартфона, Интернета, в то время как среди населения в целом этот показатель существенно ниже. Данное положение наглядно иллюстрирует существующую связь между использованием технологических инноваций и их влиянием на культуру инновационного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROUTINIZATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES AS A FORMING FACTOR OF INNOVATIVE THINKING

The author gives an assessment of the influence of technologic innovations (personal computers, smart phones, Internet) on the build-up of the culture of innovative thinking and on conditions of promotion of other innovations. Using sociological theory the author investigates the everyday interactions between human and technologies. The objective of the study is to reveal common features of perception of innovations by those who routinized the use of smart phones, the Internet and by those who has not done that. The empirical basis of the study was secondary analysis of the data provided by the Public Opinion Foundation and devoted to the study of the attitudes of Russians towards innovations and their assessments of the innovative climate (2011, n=7500, statistical error does not exceed 1.7%). Formalized personal interview was used to collect primary sociological data. The empirical data analysis showed that the routinization of the technological innovations has positive impact on the perception of innovations and innovative climate in general setting the stage for innovative thinking. People who are aware of innovations and perceive them positively use computers, smart phones and the Internet more often than common citizens. This proves the relationship between the use of technologic innovations and their influence on the culture of innovative thinking.

Текст научной работы на тему «Рутинизация информационных технологий как фактор формирования культуры инновационного мышления»

СОЦИОЛОГИЯ ИНТЕРНЕТ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

DOI: 10.14515/monitoring.2014.1.07 УДК 316.613:159.995:001.895:004

С.Г. Ушкин

РУТИНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ

РУТИНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ

УШКИН Сергей Геннадьевич — научный сотрудник отдела социально-экономических процессов Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга», аспирант Национального исследовательского Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева. E-mail:

ushkinsergey@gmail. com.

ROUTINIZATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES AS A FORMING FACTOR OF INNOVATIVE THINKING

USHKIN Sergei Gennad'evich - Researcher, Department of Socio-Economic Processes, Scientific Center for Socio-Economic Monitoring, post-graduate student, N.P. Ogarev Mordovia State University. E-mail: ushkinsergey@gmail.com.

Аннотация. В работе оценивается влияние технологических инноваций (персональные компьютеры, смартфоны, Интернет) на формирование культуры инновационного мышления и условия для продвижения других инноваций. В первую очередь автор обращается к анализу повседневных взаимодействий человека и вышеперечисленных технологий с позиций социологической теории. Цель исследования заключается в том, чтобы выявить общие закономерности восприятия инноваций среди тех, кто рутинизировал использование компьютера, смартфона, Интернета и т.д., и тех, кто пока этого не сделал. В качестве эмпирической базы был использован вторичный анализ данных опроса Фонда «Общественное мнение», посвященного изучению отношения россиян к инновациям и оценке инновационного климата (2011, п=7500, статистическая погрешность не превышает 1,7%). Методом сбора первичной социологической информации выступило формализованное личное интервью. Анализ эмпирических данных показал, что рутинизация технологических инноваций положительно влияет на восприятие инноваций и инновационного климата в целом, подготавливая почву для формирования культуры инновационного мышления. Среди людей,

Abstract. The author gives an assessment of the influence of technologic innovations (personal computers, smart phones, Internet) on the buildup of the culture of innovative thinking and on conditions of promotion of other innovations. Using sociological theory the author investigates the everyday interactions between human and technologies.

The objective of the study is to reveal common features of perception of innovations by those who routinized the use of smart phones, the Internet and by those who has not done that. The empirical basis of the study was secondary analysis of the data provided by the Public Opinion Foundation and devoted to the study of the attitudes of Russians towards innovations and their assessments of the innovative climate (2011, n=7500, statistical error does not exceed 1.7%). Formalized personal interview was used to collect primary sociological data.

The empirical data analysis showed that the routinization of the technological innovations has positive impact on the perception of innovations and innovative climate in general setting the stage for innovative thinking. People who are aware of innovations and perceive them positively use computers, smart phones and the Internet more often than common citizens. This proves the relationship between the use of

которые следят за состоянием инноваций в российском обществе и позитивно их воспринимают, существенно чаще встречаются активные пользователи компьютера, смартфона, Интернета, в то время как среди населения в целом этот показатель существенно ниже. Данное положение наглядно иллюстрирует существующую связь между использованием технологических инноваций и их влиянием на культуру инновационного мышления.

technologic innovations and their influence on the culture of innovative thinking.

Ключевые слова: новые информационные технологии, Интернет, инновации, культура инноваций, постиндустриальное общество.

Keywords: new information technologies, Internet, innovations, culture of innovations, post-industrial society.

Российское общество постепенно встает на инновационный путь развития, а идея модернизации не просто окончательно выдвигается на первый план, но и трансформируется из риторической фигуры в конкретные планы, программы и проекты [1, с. 24]. Ключевым тезисом происходящих изменений выступает идея о том, что «научно-технологические инновации являются не только необходимым, но и главным условием прогресса любого вида человеческой деятельности» [10, с. 140].

Технологические инновации (персональные компьютеры, смартфоны, Интернет) становятся доступными широким слоям населения, что обеспечивает их рутинизацию. Поэтому концептуально в качестве объекта социологического исследования мы можем рассматривать их «на микроуровне, уровне повседневности» [3, с. 111]. Результаты исследований ряда отечественных и зарубежных ученых наглядно демонстрируют, что овладение инновационными практиками не только способствует трансформации самой социальной реальности, но и качественно преобразует социально-психологические характеристики индивидов [6, 13, 14].

О рутинизации инновационных практик говорит и парадокс, сформулированный Б. Клинтоном почти 10 лет назад для американского общества, а теперь применимый и к российской действительности: «Мы хотели, чтобы наши дети умели работать в Интернете с шести лет — раньше, чем научаться читать. Оказывается, они неплохо разбираются в Сети уже в пятилетнем возрасте. Теперь встает вопрос, как все же научить их читать» [7, с. 697].

Оставляя в стороне метафоричность высказывания бывшего президента США, попытаемся выделить из него саму суть, которая и обусловливает актуальность нашей работы. Как мы полагаем, все дело в том, что в нашей стране процесс стимулирования инновационной деятельности более-менее активен, но вот культура инновационного мышления не развита. Вслед за представителями науки, культуры, образования, органов государственной власти и общественного управления и деловых кругов мы считаем, что необходимость формирования инновационной культуры, развития инновационного потенциала личности, преодоления инновационного застоя в обществе возможно именно благодаря культуре инновационного мышления [8].

Мы опираемся на выдвинутый отечественными и зарубежными авторами тезис о том, что рутиные технологические инновации (такие как компьютер, смартфон, Интернет) являются катализаторами инновационного мышления и создают благоприятные условия для продвижения других инноваций [11, 12]. Иными словами, они оказывают положительное

80 _

воздействие на восприятие инновационных процессов, выступая не только инструментами для применения, но и одновременно процессом развития [5, с. 39]

Эмпирической базой нашей статьи выступил опрос Фонда «Общественное мнение», посвященный отношению россиян к инновациям и оценке инновационного климата (2011, п=7500, статистическая погрешность не превышает 1,7%) [4]. Методом сбора первичной социологической информации выступило формализованное личное интервью.

Цель исследования заключалась в том, чтобы выявить общие закономерности восприятия инноваций среди тех, кто для себя рутинизировал использования компьютера, смартфона, Интернета и т.д., и тех, кто пока этого не сделал. При дальнейшем анализе мы будем рассматривать по преимуществу две референтные группы: а) население в целом и б) сочувствующие инновациям, т.е. те, кто интересуется инновационными процессами в нашей стране.

Результаты исследования демонстрируют наличие определенной зависимости между интенсивностью использования сети Интернет и интересом к инновациям. Активные пользователи мировой паутины более склонны проявлять интерес к инновационным процессам; напротив, те, кто не использует Интернет, проявляют значительно меньший интерес к инновациям.

Почти половине населения в целом (46%) никогда не приходилось использовать Интернет; тогда как среди сочувствующих инновациям таковых оказалось в 2 раза меньше (23%). При этом в последние сутки пользовались Интернетом среди населения в целом чуть более трети (36%), а среди сочувствующих — свыше половины (56%) (рис. 1).

■ "Сочувствующие" инновациям ■ Население в целом Никогда не приходилось пользоваться

В последние сутки

В последнюю неделю

В последний месяц

В последние три месяца

Более года назад

В последний год

В последние полгода

Не знаю, что такое интернет

Затрудняюсь ответить

Рисунок 1 — Приходилось ли Вам лично пользоваться Интернетом? Если да, то когда Вы лично последний раз пользовались Интернетом? %

Несмотря на тот факт, что Интернет не имеет прямого отношения к знаниям, он выступает в качестве инструмента для их получения. Индивид способен своевременно узнавать об изменениях в мире политики, читать последние новости из светской жизни или опосредованно узнавать о научных открытиях и инновациях. Люди воспринимают технологию как данность: согласно докладу ООН, отключение от сети Интернет является нарушением прав человека [15].

Среди населения в целом обращает внимание на материалы об инновациях в сети лишь пятая часть опрошенных (22%), в то время как в группе сочувствующих инновациям аналогичный показатель существенно выше (42%). Тех, кто не обращает внимания, — 74 и 56% соответственно.

Тем не менее само понятие «инновации» для респондентов является некой абстракцией, поэтому вопрос о том, что конкретно они просматривают, остается открытым. То есть фактически «наши соотечественники ничего конкретного об инновациях не знают, их догадки не всегда соответствуют объективному состоянию дел» [2, с. 128]. Стоит отметить, что трактовка данного понятия вызывает вопросы не только среди простых обывателей, но и в научном сообществе, где в настоящее время оно не является ни унифицированным, ни концептуализированным [9].

82 _

Данные опроса Фонда «Общественное мнение» позволяют говорить и о том, что наличие дома и/или на работе доступа к Интернету косвенно влияет на восприятие индивидом инноваций. В частности среди сочувствующих инновациям наличие выхода в сеть посредством домашнего или рабочего компьютера встречается значительно чаще, чем у населения в целом (рис. 2).

Население в целом

"Сочувствующие" инновациям

Дома На работе Мобильный интернет У друзей, знакомых В общественных местах По месту учебы В специальных местах Другое

Затрудняюсь ответить Не пользуюсь интернетом Нет ответа

45

68

20

48

25

Рисунок 2 — Где Вам приходилось пользоваться Интернетом за последние полгода?

Вопрос задавался тем, кому приходилось пользоваться Интернетом в последние полгода, — 52% от всех опрошенных. Карточка, любое число ответов.

Результаты опроса эмпирически доказывают положение о том, что чем ближе одна инновационная технология к индивиду (в данном случае Интернет), тем она, во-первых, чаще используется, во-вторых, легче усваивается, в-третьих, оказывает положительное воздействие на восприятие других инновационных технологий. Таким образом, мы можем говорить о том, что для внедрения инноваций в других областях и формирования позитивной культуры их восприятия, необходимы две вещи:

- повышение уровня доступности сети Интернет всем слоям населения (дома, на работе, по месту учебы, в специальных местах доступа, в общественных местах доступа, посредством мобильного Интернета и т.д.);

- активизация освещения политики инновационного развития и инноваций в целом в сети.

Проникновение инноваций в современное общество и зависимость от его отношения к инновациям можно проследить и по владению технологиями (телефон, смартфон, Интернет и компьютер). Как показали результаты исследования, люди, сочувствующие инновациям, в течение 2-3-х последних лет несколько чаще использовали их в повседневной жизни (рис. 3).

■ Население в целом ■

Пользоваться мобильным телефоном

Пользоваться интернетом, вести переписку по электронной почте

Работать за компьютером

Пользоваться смартфоном

Рисунок 3 — Скажите, пожалуйста, что из перечисленного Вам доводилось делать за последние 2-3 года? Карточка, любое число ответов.

При этом, если в обеих группах пользователей мобильных телефонов практически поровну (88% среди населения в целом и 95% среди сочувствующих инновациям), то по мере усложнения технологий происходит смещение: пользователей смартфонов значительно больше среди тех, кто сочувствует инновациям. Впрочем, стоит учитывать тот факт, что использование смартфонов более характерно для обеспеченной молодежи.

Обобщим результаты нашего вторичного анализа данных и выделим основные положения, к которым мы пришли.

Во-первых, наблюдается зависимость между интенсивностью использования глобальной сети Интернет и интересом к инновациям. Люди проявляют больший интерес к инновациям в том случае, если пользуются Интернетом постоянно или практически постоянно. Данная зависимость подтверждается самими респондентами: в группе сочувствующих инновациям существенно больше тех, кто обращает внимание на материалы об инновациях, чем среди населения в целом.

Чем объяснить такую взаимосвязь? Она вытекает из того положения, что Интернет сам по себе является инновационной технологией. Это значит, что необходимость его освоения повлекла за собой разрушение некоторых стереотипов о том, что инновация есть все чуждое. Глобальная сеть оказала существенное влияние на нашу жизнь, которое на данный момент оценивается как скорее позитивное. Следовательно, данный фактор способствовал принятию людьми и других инновационных технологий.

Во-вторых, доступность сети Интернет оказывает влияние на интерес к инновациям. Если точка доступа к сети удобна индивиду (т.е. расположена в привычной для него среде —

84 _

дом, работа и т.д.), то он в большей степени проявляет интерес к инновациям. Вероятней всего, данный факт вытекает из того положения, что человек элементарно проводит в сети большее количество времени, а значит, часть этого времени можно потратить на обзор новостей в мире науки и прогресса или же опосредованно узнать о новых разработках посредством контекстной рекламы и т.д.

В-третьих, использование современных технологий в повседневной жизни людей положительно сказывается на интересе к инновациям. Владение компьютером, смартфоном, Интернетом и мобильным телефоном (в меньшей степени) обеспечивает увеличение данного интереса. Технологии проникают в нашу жизнь, и чем больше их влияние, тем острее человек чувствует необходимость в их большем развитии.

Таким образом, мы можем говорить о том, что рутинизация технологических инноваций положительно влияет на восприятие инноваций и инновационного климата в целом, подготавливая некую почву для формирования культуры инновационного мышления. Сочувствующие инновациям, как правило, значительно чаще населения в целом являются активными пользователями персональных компьютеров, смартфонов и Интернета, поэтому, по нашему мнению, необходимо стимулировать проникновение данных технологий в современное российское общество.

Литература

1 Андреев А.Л. Перспектива инновационного развития глазами российской научно-технической элиты // Мониторинг общественного мнения. 2011. № 2. С. 24-37.

2 Басилян А.А. Восприятие инноваций и инновационного климата россиянами // Мониторинг общественного мнения. 2013. № 6. С. 127-134.

3 Земнухова Л.В. Взаимодействие человека и компьютера через призму формальной социологии // Социология власти. 2013. №1-2. С. 111-121.

4 Инновации и общество : пресс-релиз краудсорсингового проекта // Фонд «Общественное мнение»: [веб-сайт]. 2013. 21 янв. URL: http://bd.fom.ru/report/map/pressr-02122011.

5 Кастельс М. Информационная эпоха : экономика, общество и культура. М. : ГУ ВШЕ, 2000.

6 Кочетов А.Н. Влияние Интернета на развитие общества // Информационное общество. 1999. № 5. С. 43-48.

7 Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

8 Любина О.Н. Современные подходы к определению инновационной культуры общества // Знание. Понимание. Умение : информ.-гуманитар. портал : [веб-сайт]. 2012. № 6. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/6/Liubina_Innovative-Culture/.

9 Мезенина Н.С. Инновация как результат и процесс // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 189-191.

10 Осипова О.Ю. Профессиональные компетенции, ценности, социальный статус молодых ученых региона // Регионология. 2011. № 2. С. 140-146.

11 Перфильев Ю.Ю. Российское Интернет-пространство : развитие и структура. М. : Гардарики, 2003.

85 _

12 Смирнов М.А. Современные факторы глобального распространения инноваций : (на примере Интернета) : дис. ... канд. геогр. наук. М., 2003.

13 Internet paradox : a social technology that reduces social involvement and psychological well-being? / Kraut R., Patterson M., Lundmark V. [et al.] // The American psychologist. 1998. Vol. 53, Nr 9. P. 1017-31.

14 Lee L. The impact of young people's internet use on class boundaries and life trajectories // Sociology : the journal of the British sociological association. 2008. Vol. 42, Nr 1. P. 137-153.

15 Rue F. Report of the Special Rapporteur on the promotion and protection of the right to freedom of opinion and expression. GE.11-13201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.