Научная статья на тему 'Русскоязычный исламский интернет'

Русскоязычный исламский интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
146
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абрамов Дмитрий

Статья написана специально для бюллетеня «Россия и мусульманский мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русскоязычный исламский интернет»

ческое оружие в лагере боевиков, расположенном в Панкисском ущелье Грузии». Французские «бойцы джихада», заявил глава французской контрразведки Пьер де Буске, прошли подготовку в Боснии, Афганистане и Чечне, где «овладели техникой изготовления химического и бактериологического оружия».

«Известия», М.,27мая 2005г.

Абрамов Дмитрий

(аспирант ИМЭиМО РАН) РУССКОЯЗЫЧНЫЙ ИСЛАМСКИЙ ИНТЕРНЕТ

Среди средств массовой информации в условиях современной России, Интернет занимает совершенно особое место. Именно здесь максимально открыт доступ к независимым источникам информации, и, несмотря на то, что законодательство РФ допускает значительные возможности государственного контроля интернет-ресурсов (базы данных, серверы, почта — всех провайдеров), свобода не покидает российскую виртуальную паутину. Интернет остается поистине незаменимым помощником в поиске оперативной информации по самому широкому кругу вопросов. Для нас он ценен, прежде всего, как источник, позволяющий непредвзято судить о тенденциях общероссийского мусульманского дискурса. Дать его исчерпывающее описание или даже просто определить круг обсуждаемых тем отнюдь не так просто, и мы попытаемся сделать лишь первый абрис. Что способен предоставить русскоязычный исламский Интернет (РИИ) для различных пользовательских аудиторий? Каков социальный, культурный и политический статус его посетителей? Существует ли у РИИ постоянная аудитория и каково социальное, этническое, культурное распределение? РИИ — очень молодое явление в российской жизни, и все эти вопросы еще ожидают своего детального исследования.

Еще несколько лет назад самого явления — «русскоязычный исламский Интернет» — просто не существовало. За последние три—четыре года ситуация в корне изменилась, и сегодня на запрос в любой поисковой системе приходят ссылки на сотни веб-страниц, специально посвященных исламской тематике самого разнообразного свойства. Например, при обращении к поисковой системе «Яндекс» по ключевому слову "ислам"— мы обнаружили порядка 4 млн. упо-

минаний слова "ислам", 1,5 млн. страниц, где разговор, так или иначе, заходит об исламе и, что особенно важно для нас, — не менее 1670, сайтов специализирующихся по исламской тематике. Распределены и заняты почти все ключевые доменные имена, связанные с исламом, например: www.islam.ru — позиционирует себя как "Независимый Исламский информационный канал", базирующийся как в Москве, так и в Дагестане; www.muslim.ru, — официальный сайт Совета муфтиев России; www.moslem.ru — сайт руководимого Талга-том Таджуддином Центрального духовного управления мусульман России; www.aboutislam.ws — сайт "Ислам как он есть" производит впечатление наибольшего информационного богатства во многих областях, освещаемых РИИ; www.umma.ru — до последнего времени являлся весьма динамичным и информативным сайтом, издаваемым выпускником университета "аль-Азхар", имам-хатыбом московской мечети на Поклонной горе Шамилем Аляутдиновым; www.sufism.ru -журнал "Суфий" является русскоязычной версией журнала Sufi, который издается суфийским орденом Ниматуллахи на английском языке с 1988 г.; www.koran.ru, который редактирует Шамиль Владимир Матвеев, и многие другие.

Создателями исламских сайтов сегодня выступают и общины мусульман, и такие организации, как муфтияты, учебные заведения, разнообразные объединения верующих, а также и отдельные лица, финансовые и иные возможности которых в значительной степени и определяют облик этих страниц. Однако это зачастую не затрагивает информационную составляющую. При всем разнообразии средств мультимедиа - современных дизайнерских решений, повсеместном применении мощных flash-технологий отображения или аудио/видео материалов (яркий пример, www.toislam.com — тут представлены проповеди и лекции, затрагивающие различные области ислама, жизнеописание пророка Мухаммеда с возможностью прослушать или скачать), большинство страниц оставляют впечатление однообразия и формального единомыслия. Так, немало веб-сайтов являются фактически русскоязычными версиями зарубежных источников. Это поддерживаемые Саудовской Аравией — «Сокровища ислама» (www.netmuslims.com / www.islamtreasures.by.ru); сайт с небогатой информационной насыщенностью, с опаской относящийся к дискуссиям на острые темы — "Интишар" (www.intishar.by.ru); "Дом ислама" — офис "по содействию в призыве, наставлении и просвещении

этнических меньшинств" — (www.islamhouse.com) и большое число подобных.

Однако вернемся к РИИ, который претендует на некий особый специфический облик и расположен преимущественно в доменных зонах России, Украины и Казахстана. Обычно в центре внимания создателей подобных сайтов находится мусульманский социум, большие или малые группы верующих, проблемы их самоорганизации, группового самосознания, защиты их интересов и идентичности в условиях немусульманского окружения. Хотя зачастую бывает трудно сразу уловить позицию создателей сайта по тому или иному вопросу, их личный опыт или заинтересованность в решении острой проблемы, ориентацию на определенную пользовательскую аудиторию.

Вопросы, связанные с вероучительными аспектами ислама и религиозной практикой, более или менее подробно освещаются на подавляющем большинстве веб-сайтов. Тем не менее даже в рубриках типа "библиотека", "вопросы веры", "полемика" преобладают публикации, помеченные как "перевод с арабского", зачастую даже без указания источника и авторства. Этим грешат и вполне академические сайты, например «Исламская цивилизация» Казанского государственного университета. В случаях, когда источники все же указаны, ими обычно оказываются сочинения египетских, саудовских или кувейтских богословов.

К сожалению, даже полный оригинальный текст Корана можно найти не везде, равно как и уроки арабского для желающих читать его в оригинале. Среди русскоязычных версий Корана преобладает перевод И.Крачковского, иногда встречаются переводы Н.Османова и В.Пороховой (www.koran.ru). Этот сайт неплох и во многих иных отношениях, динамично обновляем, однако уровень полемики, например с христианами, даже в редакторских комментариях заставляет усомниться в его объективности.

В разделах, относящихся к области исламской экзегетики, основных вероучительных понятий, хадисоведения, шариата, также преобладают переводные материалы. Так, в разделе «фетвы» чаще всего приводятся высказывания шейха Юсеф аль-Карадави и других шейхов — членов Европейского совета по фетвам и исследованиям. Круг тем, рассматриваемых ими, часто сводится к противопоставлению ислама западной цивилизации, и оперируют они, как правило, весьма незамысловатым набором аргументов. Показательны в этом отноше-

нии заголовки: «Несет ли западная цивилизация человечеству утешение и счастье?», «Человек пожинает плоды цивилизации», «Наука не может принести человеку счастья», «Запад слишком далек от религии» и, наконец, «исламское мировоззрение как альтернатива западному "новому мировому порядку"».

На сегодняшний день можно констатировать, что РИИ существует, однако вопрос о его самобытности и самостоятельности пока остается открытым. Не выходя из дома, каждый желающий может, например, сначала принять Ислам, воспользовавшись для этого сервисом, предоставляемым на сайте www.islam.ru (для этого вполне достаточно одним нажатием клавиши подтвердить Шахаду), а затем направиться для совершения необходимых всякому новообратившемуся покупок в мусульманский интернет-магазин. Так что и здесь «западный стиль жизни» поневоле выходит на передний план.

В процессе путешествия по РИИ довольно быстро создается впечатление, что исламское интернет-сообщество отнюдь не заинтересовано как в аргументированной полемике с немусульманами, так и в диалоге внутри самой мусульманской общины. На вышеупомянутом сайте www.islam.ru на очень корректный вопрос от 25.01.2005 благожелательно настроенного немусульманского гостя форума (намеревающегося принять Ислам!) последовал ответ модератора: «Быть мусульманином — это милость Бога! Кому-то Он даровал эту возможность, а кто-то остался без Его Милости». Далее следует ссылка на этот же сайт и материалы, которые, по-видимому, и зародили сомнения в душе у посетителя. Об известной идейной жесткости свидетельствует очень важный показатель — отсутствие тематических рассылок и даже уведомлений об обновлении на большинстве страниц. Наряду с тем, что это говорит о все еще невысокой сетевой культуре, такое массовое явление демонстрирует, на наш взгляд, жестко проводимую дидактичную позицию создателей сайтов в поддержании связи с посетителями, о неготовности вступать с ними в диалог.

Приятным исключением на этом фоне являются форумы на страницах сайтов www.yaseen.ru («Сайт мусульманской интеллигенции») и особенно www.islamua.net («Ислам для всех!»), поэтому мы не смогли обойти их своим вниманием. Правила этих двух форумов рознятся, однако вместе они представляют собой практически единственное поле для диалога. Появляется возможность сопоставить мнения различных религиозных групп по широкому кругу проблем,

непосредственно их затрагивающих. Форум на www.islamua.net совершенно уникален в РИИ. Здесь могут встречаться и мирно общаться христиане, иудеи, мусульмане, и единственным условием такого общения является его толерантность. Есть отдельный раздел для женщин, есть отдельный раздел только для мусульман. Те, кто хочет обсуждать что-то без участия немусульман, может открывать свои темы в соответствующем разделе. Форум весьма корректно модериру-ется, обычно не нарушая в правах немусульман. Очень часто количество желающих обсуждать ту или иную тему на его страницах превышает допустимое число зарегистрировавшихся, что, безусловно, свидетельствует о его популярности. Форум на сайте www.yaseen.ru использует несколько иной подход, у него другая концепция. Например, там есть жесткая пре-модерация и много ограничений для немусульман. Тем не менее некоторые острые внутримусульманские дискуссии порой происходят и на страницах этого сайта. Среди дискуссионных тем: вопросы нравственности и брака, обсуждения хадисов, иногда дискуссия затрагивает социальные вопросы, переходит и в область политики и многое другое.

Двоякое положение Ислама в России заключается, с одной стороны, в отнесении его к традиционным, т.е. официально поддерживаемым религиям в РФ, а с другой, в наличии предубежденности со стороны множества рядовых российских граждан, знакомство которых с Исламом, скажем прямо, редко выходит за пределы круга представлений массовой культуры. В итоге, столь болезненная для россиян и, в частности, для их исламской части чеченская тема на ведущих сайтах РИИ оказывается зачастую табуированной. Например, как на сайте www.islamua.net, так и на страницах www.yaseen.ru с подозрением относятся к постановке любых вопросов из сферы политики. Нет сомнения, что ввиду несоблюдения правил конфиденциальности информации пользователи-мусульмане часто расценивают остро поставленный политический вопрос как возможную провокацию.

Теперь попытаемся коротко подытожить все вышесказанное и сделать некоторые предварительные выводы. Вначале хотелось бы еще раз акцентировать внимание потенциального пользователя РИИ на молодости и динамичности этого явления. Вполне вероятно, что к моменту выхода этой статьи некоторую часть проектов, упомянутых в этом обзоре, уже заменят другие, иные будут радикальным образом переработаны. Тем не менее общие тенденции в развитии РИИ прослеживаются весьма отчетливо. Прежде всего — это движение в сто-

рону большей самостоятельности и готовности к диалогу со стороны как пользователей, так и учредителей и создателей веб-сайтов. Эта тенденция уже хорошо просматривается на персональных страницах мусульман, которых немало и, вероятно, в недалеком будущем коснется и более масштабных веб-проектов. Наиболее вероятен путь дальнейшей дифференциации интернет-проектов и их более четкой ориентации на ту или иную часть пользовательской аудитории, которая в настоящее время весьма размыт, — своя аудитория, но ее распределение весьма случайно и пока трудно что-либо сказать о ее особых характеристиках. Несмотря на некоторую противоречивость картины, РИИ свидетельствует о медленном, но все же неуклонном становлении полиэтнической, разветвленной общероссийской исламской интернет-субкультуре, охватывающей самые разнообразные области жизни — от сугубо религиозных, духовных, до бытовых, рекреационных вплоть до моды, музыки и сатиры.

Статья написана специально для бюллетеня «Россия и мусульманский мир».

Валерий Сендеров,

публицист

ВОЗМОЖЕН ЛИ ПРОДУКТИВНЫЙ ДИАЛОГ ХРИСТИАНСТВА И ИСЛАМА?

Полумесяц плывёт в запыленном оконном стекле Над крестами Москвы, как лихая победа Ислама.

И.Бродский

При сегодняшних обсуждениях связанных с Исламом проблем обычно сталкиваются две точки зрения. Безоблачной («терроризм — не Ислам, террористы не имеют религии») противостоит умеренно-оптимистическая, она формулируется обычно так: «Хочу обратить внимание на многозначность, возможность поливариантных решений, исходя из самого коранического содержания. Ни один мусульманин никогда не признает, что Коран противоречив или что это не цельное учение. Но на самом деле при решении проблем различные алимы, опираясь на коранические высказывания, отстаивают самые разные точки зрения». Этот взгляд на Ислам никак нельзя назвать безосновательным. Если временно отвлечься от теологического един-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.