Научная статья на тему 'РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗОДЧЕСТВО – ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗОДЧЕСТВО – ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
античный театр / амфитеатр / воздушный театр / рекультивация карьера / театральное здание на рельефе / antique theater / amphitheater / air theater / reclamation of a quarry / theater building on relief

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Е А. Булгакова, Г И. Быкова, Е Ю. Конева, Е И. Иванова, О В. Косточкина

Рассматриваются истоки и развитие русского театрального зодчества, тесно связанного со становлением русского театрального искусства от времени его возникновения до современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN THEATER ARCHITECTURE – HISTORY AND MODERNITY

Russian theatrical architecture, which has been closely connected with the formation of Russian theatrical art since the time of its origin to the present, is considered in the article.

Текст научной работы на тему «РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗОДЧЕСТВО – ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

УДК 72

doi: 10.52470/2619046X_2023_1_27

РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗОДЧЕСТВО - ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Е.А Булгакова, Г.И Быкова, Е.Ю. Конева, Е.И Иванова, О.В Косточкина

Аннотация. Рассматриваются истоки и развитие русского театрального зодчества, тесно связанного со становлением русского театрального искусства от времени его возникновения до современности.

Ключевые слова: античный театр, амфитеатр, воздушный театр, рекультивация карьера, театральное здание на рельефе.

RUSSIAN THEATER ARCHITECTURE - HISTORY AND MODERNITY

E.A. Bulgakova, G.I. Bykova, E.Y. Koneva, E.I. Ivanova, O.V. Kostochkina

Abstract. Russian theatrical architecture, which has been closely connected with the formation of Russian theatrical art since the time of its origin to the present, is considered in the article.

Keywords: antique theater, amphitheater, air theater, reclamation of a quarry, theater building on relief.

Театральное искусство восходит своими корнями к временам античности. В греческом театре крыши не было, актеры и зрители располагались прямо на улице под открытым небом. Сначала зрители размещались на деревянных помостах. С течением времени зрительские места стали располагать на каменных склонах, используя естественный рельеф местности. Лишь в IV в. до н.э. был построен первый каменный театр.

Итальянский архитектор Себастьяно Серлио в своем «Трактате об архитектуре» (15371575 гг.) разработал три типа театральных декораций: для комедии, трагедии и пасторали [11]. В 1539 г. им было построено деревянное театральное здание в Виченце, в композиции которого сочетались традиции античного театра и новые изобразительные средства.

В XVI в. (1579-1585 гг.) итальянский архитектор Андреа Палладио при проектировании театра Олимпико в Виченце также обратился к устройству античного театра, созданного по канонам, описанным Витрувием: устройство зрительного зала, распределение мест для зрителей, устройство сцены, сценического портала и перспективных коридоров. Основной театральной формой он сделал амфитеатр с круглой сценой. Палладио сохранил, преобразовал и адаптировал к условиям своего времени принципы и концепции античной архитектуры. Палладио считал, что театральное здание должно быть стационарным, выстроенным из камня, что позволило бы заменить передвижной деревянный театр. После смерти Андреа Палладио работы по возведению театра продолжил его сын Сила, а уже заканчивал строительство известный архитектор Винченце Скамоцци [1]. Он добавил в проект арочный проход во двор через средневековую крепостную стену, а также залы «Антиодео» и «Одео». Зал «Антидео» располагался около входа и был украшен монохромными фресками с наиболее выдающимися событиями Виченцы XVI в. Зал «Одео» имел цветные фрески. Сам зрительный зал театра был небольшим. В нем были амфитеатр, оркестр и сцена. На сцене театра Олимпико были размещены изображения персонажей древнеримских произведений и скульптурные портреты выдающихся деятелей города Виченцы - меценатов, предоставивших свои средства для строительства театра. Это позволило построить не деревянное, а каменное здание театра.

Рисунок 1. Виченца. Театр Олимпико. План и разрез зрительного зала

Сцена представляла собой декорацию в виде триумфальной арки, имеющей три проема, и была сделана из дерева. От арки расходились пять лучей-улиц. Они были написаны в технике уплощенного рельефа, что создавало впечатление глубины. Между сценой и зрительным залом было ровное свободное пространство, отделяющее зрителей от сцены. Это давало возможность зрителям лучше воспринимать перспективные эффекты. Места для зрителей располагались, как в античных театрах, амфитеатром, перед которым находилась «орхестра», где размещались кресла знатнейших горожан (рисунки 1 и 2). В амфитеатре было 14 ступеней, первые из которых предназначались для дам, а остальные - для прочей публики. Завершала амфитеатр юолее широкая, 15-я ступень, предназначенная для челяди и случайных зрителей. Зрительный зал был окружен деревянной колоннадой, расписанной под мрамор. Театр в Виченце явился предшественником и прообразом большинства театральных зданий для всего мира [3].

Театр Олимпико, а также театры Аль Антика в Саббионете и Фарнезе в Парме (16181619 гг., архитектор Джованни-Батиста Алеотти) сохранились до нашего времени. Они относятся к эпохе Ренессанса.

В театре Фарнезе (1618 г.), в отличие от Олимпико, зал был вытянут в длину, поэтому амфитеатр приобрел форму подковы, а его размеры в два раза превысили размеры амфитеатра Олимпико. Зал Фарнезе делился на две части: сцену-коробку с арьерсценой и собственно зрительный зал, рассчитанный на 4000 мест. Амфитеатр, состоящий из 14 рядов, был сделан в форме прямоугольника и завершался полукружием на высоком цоколе.

Рисунок 2. Театр Олимпико в Виченце. Зрительный зал

В первых театрах актеры играли только на просцениуме. Широкий занавес, разделявший актеров и зрителей, также служил для незаметной, для последних, смены декораций. Впоследствии, с распространением пасторалей, поэтизирующих мирную и простую сельскую жизнь, а также оперных спектаклей, возникла необходимость использования глубинной части сцены. Сцена в театральных зданиях стала развиваться и видоизменяться: помимо занавеса и авансцены появились многоплановые сменяющиеся кулисы и прочие сценические атрибуты, предоставляющие возможность для создания иллюзии полного воспроизведения натуры.

Таким образом, первые театральные здания были созданы в Италии на основе изучения архитектуры античного театра. Итальянские зодчие делали акцент на создании внутреннего пространства зрительного зала и планировке сцены, организуя их как единое гармоничное целое. При этом внешнему облику самого здания уделялось мало внимания. Античный амфитеатр со временем был заменен новой многоярусной организацией расположения мест в зале. Значительным достижением итальянских архитекторов стало изобретение фонической («итальянской») кривой - новой формы зрительного зала в виде усеченного эллипса. Подобная форма зала обеспечивала отличную акустику [7]. В дальнейшем итальянский тип театра использовался и при строительстве некоторых русских театров.

На Руси предшественниками театральных постановок были «игрищные и площадные представления» народных актеров. Исстари популярным народным развлечением был хоровод, отражающий самые разнообразные жизненные ситуации: любовные, военные, семейные, трудовые и им подобные [2]. По организации можно выделить следующие виды хороводов: круговой (его «водили» члены одной семьи или рода), двух-линейный (противостояние двух групп, выстроенных в линейку друг напротив друга), однолинейный. В хороводах органически сливались хоровое пение и изобразительное (драматическое) начало. Первоначально такие игрища проводились под хоровые песни: начинались «наборными» песнями (служили для образования хоровода и характеризовались разнообразными приемами, от самых простых до сложных церемониалов, известных лишь «заводилам»), затем следовали собственно игровые песни, а заканчивались «разборными» песнями. Со временем появились солисты-запевалы (корифеи) и лицедеи (в лицах изображающие содержание песни во время пения хора, обычно актеров было не более трех). Именно эти лицедеи и явились прообразом скоморохов.

Одним из популярных средств народного театра была русская пляска, основанная на соревновании партнеров и плавности их движений. Возникнув как продолжение языческих обрядов, после XI в., с появлением скоморохов, пляска изменила свой характер. Появились скоморохи-плясуны, которые помимо хорошей техники танца, также владели искусством разыгрывать импровизированные пантомимы. Танец был неотъемлемой частью как игрищ, так и представлений кукольного театра Петрушки. Разновидностью народных театральных представлений были постановки сцен скоморохами с медведем («медвежьи комедии»), считавшимся полноправным членом семьи, кормильцем. Эти представления, состоящие из трех основных частей, существовали вплоть до 30-х гг. прошлого века.

Одним из разновидностей народного театрального действия на Руси был вертеп (дословно «пещера») - разновидность кукольного театра. Вертеп представлял собой двухэтажный ящик с колокольней на крыше. На верхнем этаже вертепа разыгрывались библейские сюжеты, а на нижнем - бытовые. За колокольней ставилась свеча, что придавало таинственности действию. Вертепный театр был предшественником популярного на Руси театра Петрушки.

До конца XIX в. популярным народным театральным представлением был раёк, пришедший в Россию из Европы. Раёк представлял собой небольшой ящик с двумя увеличительными стеклами впереди, внутри которого перематывалась с одной катушки на другую длинная полоса с различными изображениями. За плату зрители смотрели в стекла, а как раешник передвигал картинки и комментировал изображенное на них.

московский информационно-технологический университет -

московский архитектурно-строительный институт

Большой популярностью в народе пользовались театральные балаганы, которые строили на площади. Внутри были сцена с занавесом и местами для зрителей. Простые зрители размещались на скамейках и могли есть не только сладости, но и самую разнообразную пищу вплоть до щей. Позже в балаганах появился настоящий зрительный зал с партером, ложами и оркестровой ямой. В балаганах выступали актеры разных жанров, однако существовали и специальные цирковые балаганы, их актеры владели многими жанрами и были «мастерами на все руки». Видоизменяясь на протяжении времени, к концу XIX в. балаганы навсегда исчезли из театральной жизни.

Первый профессиональный театр возник в России в XVI в., как театр придворный. Спектакли, называемые «комедиями» независимо от жанра постановки, ставились для царя и его приближенных. На рубеже ХУ1-ХУ11 вв. (1672 г.) при дворе была организована «Потешная палата», а немного позже было построено первое театральное помещение - «Потешные хоромы», в штат которых входили скоморохи, русские и иноземные «весельчаки и увеселители» которые занимались организацией придворных развлечений.

Надо отметить, что театр того времени назывался «позорищем» (дословно - зрелищем) и считался греховным развлечением. После представления зрителям предписывалось посетить баню, чтобы смыть с себя все грехи. В середине XVII в. «Потешная палата» прекратила свое существование, так как больше не удовлетворяла требованиям и вкусам высших слоев общества [3].

Первый русский профессиональный театр возник в XVII в. в правление царя Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). В это время сторонники церковной культуры начали терять свои позиции, а идеи просвещения, продвигаемые наиболее близкими придворными царя и духовенства, открывали возможности для развития и театрального искусства. Именно в правление Алексея Михайловича начался массовый перевод западной литературы, что способствовало росту образования и культуры в стране. Установление связей с Европой, знакомство с европейским укладом жизни вызвало ряд новшеств в организации жизни русского двора.

Параллельно с развитием театральной культуры в России развивалось и театральное зодчество.

Как уже отмечалось, в 1672 г. по приказу царя Алексея Михайловича в селе Преображенском была построена «Комедийная хоромина» (или «Потешная хоромина»). 17 октября,

Рисунок 3. Комедийная хоромина

когда она была еще не совсем достроена, состоялся первый спектакль - комедия «Книга Эсфирь» из Библии, а затем и еще два представления.

Сооружение, предназначенное для проведения театральных представлений, было деревянным, общей площадью не более девяноста квадратных саженей (примерно 410 кв. м), и никакой архитектурной обработки снаружи не имело (рисунок 3).

Зрительский зал «комедийной хоромины» имел специальное убранство. Стены и пол были обиты сукном бордового, красного и зеленого цветов, а деревянные скамьи для зрителей располагались амфитеатром. Впереди деревянных скамей находилось царское место, также обитое красным сукном. Специальные ложи, отделенные решетками от зала, предназначались для царицы и царевен. По сути это была первая «царская ложа».

Сцена занимала больше половины всей площади здания. Она была приподнята над полом и отделялась от зрительного зала перилами. На сцене присутствовал занавес, который закрывался, если возникала необходимость перестановок на сцене. Декорации для оформления спектаклей были изготовлены «перспективного дела мастером» голландским художником Петром Инглисом. Они располагались по кулисной системе с использованием перспективных задников.

Уже отмечалось, что театр при Алексее Михайловиче носил придворный характер и был доступен исключительно узкому кругу зрителей. Со смертью царя в 1676 г. «Комедийная хоромина» прекратила свое существование. Царь Федор Алексеевич приказал очистить палаты, где в Москве проходили спектакли. Развитие театра в России прекратилось и возобновилось во время правления Петра I, когда в России появился первый публичный театр.

Одним из главных признаков петровской эпохи являлось стремление к публичности, реализующееся в торжественных процессиях, балах, маскарадах и т.п. Новая общественная жизнь, устраиваемая на европейский манер, требовала создания театра, открытого для широкой публики. Такой театр начал работать в 1702 г. Этому событию предшествовало создание театральной труппы, основу которой составляли актеры из Польши, говорящие по-русски. К прибытию в 1702 г. труппы в Москву театральное здание, строительство которого намечалось на Красной площади, готово еще не было. Поэтому в Немецкой слободе, в бывшем доме Лефорта был оборудован театральный зал, а в 1703 г. было закончено строительство «Комедийной храмины» на Красной площади. Однако в связи с предстоящими военными действиями Комедийная храмина, в числе прочих деревянных зданий Китай-города, была разобрана.

Все ее театральные атрибуты были отправлены в село Преображенское и составили основу придворного домашнего театра младшей сестры Петра, царевны Натальи Алексеевны. В его труппу, наряду с иностранными, вошли также и русские актеры. В 1708 г. царевна вместе переехала в Петербург. Для последовавшего за ней театра было оборудовано специальное здание с партером и ложами. Спектакли могли посещать все желающие из верхушки общества. Театр существовал до смерти царевны в 1716 г. После переноса столицы в Петербург театр стал доступен не только придворной, но и городской публике.

Еще один придворный театр, который могли посещать зрители различных сословий, находился в подмосковном селе Измайлове при дворе вдовы старшего брата царя Ивана Алексеевича, царицы Прасковьи Федоровны.

Так как само по себе театральное дело пришло в упадок, первая половина XVIII в. не представляет интереса с точки зрения развития русского театрального зодчества.

Расцвет театрального искусства наступил в елизаветинское время. В 1752 г. императрица Елизавета Петровна узнала про постоянную ярославскую театральную труппу Федора Волкова, в которую входили его братья и друзья. Она пригласила труппу в Санкт-Петербург и предоставила для постановок дом графа Головкина на Васильевском острове. Театр по-

лучил название «Комедиантский дом». Благодаря Елизавете Петровне возросло значение театральной культуры в России, появились опера и балет. Насыщенная театральная жизнь стала частью придворного церемониала.

30 августа 1756 г., в день св. Александра Невского, указом императрицы придворный театр стал называться государственным, то есть был утвержден первый в России публичный театр для представления трагедий и комедий. В головкинском доме спектакли давались до начала 1757 г., а затем были перенесены в центральные районы Петербурга (чаще - в помещение Большого Каменного театра, после завершения его строительства) [4].

Большой Каменный театр был первым постоянным театральным зданием Петербурга. Строительство его велось много лет и полностью было закончено в 1783 г. (архитекторы Л. Тишбейн и М. Деденев). Театр вмещал около двух тысяч зрителей и имел три яруса лож, партер, балкон, амфитеатр и парадиз. Посередине зрительного зала находилась царская ложа. Это было уже не просто обычное сооружение, а красивое общественное здание, которое выделялось на фоне остальных построек. Строгий фасад театра украсили дорические пилястры.

Однако уже в начале XIX в. здание театра перестало отвечать общественным запросам, поэтому император Александр I велел его перестроить. Реконструкция Каменного театра была поручена французскому архитектору Тома де Томону, который завершил ее в 1805 г. Архитектор прекрасно справился с задачей, превратив здание Большого Каменного театра в столичную достопримечательность. Томон основательно увеличил объем театра и улучшил его архитектуру, привнеся недостающие ей торжественность и изящество. Теперь главный фасад здания украшал изысканный ионический портик из восьми колонн, фронтон которого был выполнен в стиле высокого классицизма. Интерьер театра отличался эффектным богатым убранством, основным элементом которого стал массивный парадный ордер. Вокруг зрелищной части появилась анфилада помещений и коридоров.

Строительство Большого Каменного театра стало значимым этапом в становлении русского театрального зодчества. Композиционные особенности, заложенные в театре, использовались и при возведении более поздних зданий.

Театр перестраивался в 1836 г. по проекту архитектора А. Кавоса (рисунок 4).

Рисунок 4. Большой Каменный театр

Рисунок 5. Эрмитажный театр в Петербурге

В 1783-1787 гг. по проекту архитектора Джакомо Кваренги в Петербурге был построен придворный Эрмитажный театр. На его сцене выступали как профессиональные артисты императорских театров, так и любительские актерские труппы (рисунок 5).

В 1832 г. Российский государственный театр драмы получил великолепное здание, возведенное по проекту архитектора Карла Ивановича Росси. Это здание послужило прообразом многих русских театральных зданий (рисунок 6).

Свое название - Александринский театр - он получил уже после реконструкции в 1832 г. в честь супруги императора Николая I Александры Фёдоровны. В результате реорганизации Театральной площади (сейчас площадь Островского) К.И. Росси удалось создать не просто

Рисунок 6. Александринский театр в Санкт-Петербурге. Архитектор К. Росси

театр, а целый театральный ансамбль, который являет собой образец русского ампира. Доминантой площади стало здание Александринского театра, за которым Росси проложил улицу с тождественными по архитектуре административными зданиями с торговыми галереями на первом этаже (сейчас улица Зодчего Росси).

Главный фасад Александринского театра украшен коринфскими колоннами, за которыми располагается глубокая лоджия - ее пространство органически перетекает в пространство площади. Задний фасад представлен глухой стеной с пилястрами, заключенными между выступающими угловыми ризалитами. Боковые фасады оформлены многоколонными портиками, сквозные галереи которых позволяют обогнуть здание и выйти на Театральную улицу (ныне - улицу Зодчего Росси). Архитектор спроектировал ее точно по античным канонам классицизма: двадцатидвухметровая ширина улицы равна высоте зданий, а ее длина точно в десять раз больше - двести двадцать метров. Улица проложена по главной оси театрального ансамбля.

Скульптурное убранство театра перекликается с функциональным назначением здания: статуи древнегреческих муз в нишах на фасадах театра напоминают о том, что его сцену предполагалось использовать для постановки спектаклей различных жанров. На аттике расположилась бронзовая квадрига бога Аполлона - покровителя искусств, что роднит Алек-сандринский с Большим театром в Москве.

Конструктивной особенностью здания театра являются металлические стропила, на которых настоял лично Росси. При проектировании здания архитектор проявил себя настоящим новатором: впервые в истории строительной техники им, совместно с инженером М.Е. Кларком, была разработана уникальная система металлических конструкций. Стоит отметить, что металлические перекрытия, вокруг которых разгорелось много споров, поддерживают крышу театра и по сей день.

Композиция Александринского театра предельно лаконична, что отвечает простой, рациональной внутренней планировке.

Первый общественный театр стал одновременно и последним представителем театральной архитектуры русского классицизма. В построенных в более позднее время зданиях театральная архитектура развивается уже в направлении чрезмерного украшательства и показного эффекта, что характеризует начало ее упадка.

В последней трети XVIII в. в России стали появляться усадебные театры, сначала в придворной среде в Петербурге, а впоследствии в Москве и в провинции. Знатные люди устра-

Рисунок 7. Воздушный театр парка Кусково

ивали театры в каждой из своих резиденций. На рубеже ХШ-Х1Х вв. насчитывалось около двухсот усадебных театров. Только в Москве их существовало около двадцати. Лучшим из них считался театр графов Шереметевых, располагавшийся в нескольких театральных зданиях (в Москве в доме на Никольской улице, в подмосковных усадьбах Кусково и Останкино).

В усадьбе графов Шереметевых Кусково был устроен воздушный театр (самый известный из театров такого типа), традиции которых пришли в Россию из Европы. Строительство усадьбы велось в 40-60 гг. XVIII в. Между домом, парком и садом не было четкой границы. Приезжавшие гости воспринимали усадьбу как единое театральное целое. Уже при въезде в усадьбу каждый гость становился участником театральной постановки. Планировка парка и декорации усадьбы определяли роль, отведенную гостю, которые должны были быть готовыми к разным перевоплощениям и сюрпризам. Парк был великолепен. В нем были павильоны, устраивались фейерверки и катания на яхтах, в воздушном театре ставились балеты. В парке использовались приемы световой архитектуры, освещение разноцветными фонариками придавало парку таинственность и загадочность (рисунок 7).

Российские театры начала XIX в. строились по западным образцам, ориентируясь на классическую структуру театрального здания.

В 1820 г.в Москве началось возведение Большого Петровского театра - храма Мельпомены, которому суждено было стать архитектурным символом России и одним из величайших театральных зданий мира.

История Большого театра восходит к 1776 г. Его строительство велось на правом берегу реки Неглинки возле улицы Петровка, поэтому театр назвали Петровским. Возводимое здание сгорело еще до открытия, а его владелец разорился. Впоследствии права на владение театром выкупил англичанин Майкл Мэдокс, которому за несколько месяцев удалось построить трехэтажное каменное здание, отличающееся красотой и удобством. Открывшийся в 1788 г. театр стал первым московским общественным театром такого масштаба. Он имел партер, три яруса изыскано украшенных лож, галерею и вмещал около восьмисот зрителей. В 1794 г. театр стал императорским после того, как Мэдокс передал его в казну. В 1805 г. здание сильно пострадало от пожара, а спустя двадцать лет на его месте состоялось открытие нового театра, построенного по проекту Андрея Михайлова - Осипа Бове (рисунок 8).

Рисунок 8. Большой Петровский театр

Именно тогда театр получил название Большого Петровского, так как новое здание значительно превосходило по размеру не только утраченное старое, но и столичный Каменный театр. Новый театр поражал монументальным величием и гармонией архитектурных форм. Его отличали роскошь интерьерного убранства, невероятная свобода внутренней системы и удобство планировки. В театре имелись поместительные гардеробные, просторные лестницы, ведущие на ярусы, а также широкие галереи для прохода зрителей. Сбоку и по углам располагались зальные помещения для отдыха. Обширный зал был рассчитан более чем на две тысячи зрителей.

Белокаменный фасад с многоколонным портиком композитного ордера венчала алебастровая конница Аполлона.

Здание Большого театра стало композиционной доминантой Театральной площади, планировочное решение которой также принадлежит Осипу Бове.

Спустя почти тридцать лет очередной пожар оставил от здания лишь обгорелые каменные стены и ионический портик с колоннами. Реконструкция Большого театра велась в беспрецедентно сжатые строки - его открытие было приурочено к коронации императора Александра II. Конкурс на воссоздание театрального сооружения выиграл Альберт Кавос, блестящий специалист в области театральной архитектуры. Выстроенный заново Большой театр распахнул свои двери 20 августа 1856 г. Облик театра претерпел значительные изменения: примерно на четыре метра увеличилась общая высота здания, на фасаде обозначился второй фронтон, вместо алебастровой конной тройки бога Аполлона появилась бронзовая квадрига. Ионические капители сохранившихся колонн Кавос заменил композитными [4].

Пышно украшенный зрительный зал поражал своим золотисто-малиновым великолепием. По словам самого Альберта Кавоса, зал был выполнен в духе Ренессанса, смешанного с византийским стилем. Благодаря архитектурному гению Кавоса зрительный зал Большого театра обладал превосходными акустическими свойствами, что ставило его в один ряд с лучшими театрами Европы.

Проектируя Большой Каменный, Большой Петровский и Александринский театр, зодчие непременно учитывали градостроительный аспект: театры, будучи композиционной доминантой, входили в состав архитектурного ансамбля площади, являясь одновременно ее органичным продолжением. Подобная тенденция проявлялась не только при строительстве театров. Согласно градостроительным принципам XVIII-XIX вв. Москва и Петербург в идеале должны были в целом представлять собой систему ансамблей.

Таким образом, становление русского театрального зодчества началось в 80-е гг. XVIII в. и завершилось к 30-м гг. XIX в. В течение этого периода были созданы лучшие произведения театральной архитектуры Российской империи.

Несмотря на общность принципов возведения, каждое из зданий театра индивидуально, имеет свой неповторимый архитектурный облик. Со временем архитекторам удалось превратить русский театр в настоящий храм искусства.

К началу XX в. наиболее распространенным типом зрелищного сооружения был многоярусный театр с ложами, заполненными праздной аристократической публикой. Естественно, что в условиях молодой Советской России потребовался пересмотр старых форм театральной архитектуры.

Именно в этот период возникла идея строительства новых типов сооружений -огромных зданий, совмещающих в себе несколько функций: театра, стадиона, площади

для военных парадов, зала торжественных собраний и многих других мероприятий. Эта идея нивелировала человека как личность, делая его частью огромного, организованного и сплоченного единой целью коллектива. Предполагалось, что театральное действие должно превратиться в тесное сотрудничество.

Рисунок 9. Театр-мастерская Петра Фоменко. План, вид со стороны Москвы-реки. Архитектурная мастерская С.В. Гнедовского

Укрепление Советской власти и стабилизация общества постепенно возвращало театр к своему первоначальному призванию - быть театром. Без демонстрации военной техники и «революционных масс» на сцене, но с декорациями, занавесом на портале и ложами, из которых трудно взаимодействовать с актерами. Наряду с этим возникла потребность в ассоциации с простыми и понятными символами, «пролетарским» стилем: серп и молот, звезда, самолет. Так выстроенное в Ростове театральное здание напоминает то ли трактор, то ли танк, а в основу плана театра Советской армии положена пятиконечная «красноармейская звезда» [5].

На протяжении многих лет в нашей стране строились и проектировались, в основном, три типа театральных зданий. Первый тип - театр с классической глубинной сценой итальянского типа, усовершенствованной технически (театр Красной Армии в Ростове-на-Дону, в Иваново-Вознесенске). Второй тип - предполагающий все виды театрального искусства. Третий тип - экспериментальный театр (театр Мейерхольда). Наряду с экспериментальным театром в последние десятилетия наметилась тенденция создания театральных зданий, архитектура которых соответствует авторским концепциям признанных современных режиссеров. Из наиболее удачных решений таких театральных зданий в Москве следует отметить театр «Мастерская П.Н. Фоменко», удачно сочетающее в себе интересное объемно-планировочное решение с использованием крутого рельефа, спускающегося к Москва-реке, и тенденции современной архитектуры, а также полностью отвечающее авторским требованиям его художественного руководителя (рисунок 9) [6].

В настоящее время разрабатываются интересные ландшафтные предложения, восходящие к амфитеатрам древности [8]. В Балаклаве предлагается вариант рекультивации открытого террасированного карьера флюсового известняка, применяемого в металлургической промышленности, в уникальный музыкально-поэтический театр античного типа, окружённого реликтовым парком с самыми современными аттракционами и возможностями для культурного отдыха. Подобный театр повышенной вместимости может быть одним

из главных международных художественно-туристических объектов в России. Таким образом, в настоящее время происходит возвращение к истокам зарождения архитектуры театров, но на новом, современном, как техническом, так и функциональном уровне.

Библиографический список

1. Бартенев И.А. Зодчие итальянского Ренессанса. Л., 1936.

2. БулгаковаЕ.А. Нижний Новгород. XVIII Международный конкурс выпускных квалификационных работ // Проект Байкал. 2019. Т. 16. № 62.

3. Бархин Г.Б. Театры / Издательство Академии архитектуры СССР. М., 1947.

4. Булгакова Е.А. Генетика города // Устойчивое развитие региона: архитектура, строительство и транспорт: материалы VIII Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2021.

5. Булгакова Е.А, Быкова Г.И. Форма архитектурного объекта и ее влияние на психофизические особенности человека // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно-строительного института. 2022. № 2.

6. Варнеке Б.В. История русского театра. СПб., 1914.

7. Всеобщая история архитектуры. М., 1967. Т. 5: Архитектура Западной Европы XV-XVI веков. Эпоха Возрождения.

8. Макарова Е.Е., Ильвицкая С.В., Булгакова Е.А. Экспериментальный театральный центр // Архитектура и строительство России. 2018. № 2 (226).

9. URL: https://tehnoinstrument.ru/artroz/teatr-rossiiskoi-armii-plan-bolshogo-teatr-rossiiskoi-armii.html (дата обращения: 23.01.2023).

10. URL: https://ismcomp.ru/teatr-masterskaya-petra-fomenko-istoriya-masterskaya-fomenko/ (дата обращения: 23.01.2023).

11. URL: http://architime.ru/architects/a_sebastiano_serlio.htm (дата обращения: 23.01.2023). Е.А. Булгакова

кандидат архитектуры, доцент заведующий кафедрой архитектуры и дизайна

Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: [email protected]

Г.И. Быкова

кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры Государственный университет по землеустройству E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.И. Иванова

кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры Государственный университет по землеустройству E-mail: [email protected]

О.В. Косточкина

кандидат архитектуры, доцент кафедры архитектуры Государственный университет по землеустройству E-mail [email protected]

Е.Ю. Конева

доцент кафедры архитектуры Государственный университет по землеустройству E-mail [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.