Научная статья на тему 'Русское предпринимательство как часть "общего дела"'

Русское предпринимательство как часть "общего дела" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
103
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ульшина Евгения Николаевна

В статье рассматриваются взгляды Н. Федорова на экономику. Согласно учению Федорова неприемлемо как "чисто естественное" решение экономического вопроса, так и "чисто сверхъестественное" упование на трансцендентное спасение. Настоящим предпринимателем является тот, кто бросает вызов естественному порядку и находит конкретное дело по преображению этого порядка Внимательное отношение к наследию Федорова позволило бы нашим предпринимателям сделать ряд очень важных выводов, оберегающих как от поверхностного утилитаризма, так и от совершенно бесполезного расходования сил и средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русское предпринимательство как часть "общего дела"»

Е. Н. Улыиина

РУССКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЧАСТЬ «ОБЩЕГО ДЕЛА»

В статье рассматриваются взгляды Н. Федорова на экономику. Согласно учению Федорова неприемлемо как «чисто естественное» решете экономического вопроса, так и «чисто сверхъестественное» упование на трансцендентное спасение. Настоящим предпринимателем является тот, кто бросает вызов естественному порядку и находит конкретное дело по преображению этого порядка Внимательное отношение к наследию Федорова позволило бы нашим предпринимателям сделать ряд очень важных выводов, оберегающих как от поверхностного утилитаризма, так и от совершенно бесполезного расходования сил и средств.

Оригинальная и, к сожалению, до конца не оцененная философия Н. Федорова предоставляет обширный материал для развития понятия предпринимательства как активного участия в благородном деле совершенствования экономической и культурной жизни народа и всего человечества. Если у Вл. Соловьева мы находим убедительное доказательство зависимости хозяйственного вопроса от нравственного, то в учении Федорова ставятся конкретные задачи нравственной экономики и рассматриваются возможности их решения различными народами.

Инициативному и новаторскому духу предпринимательства близок, прежде всего, страстный призыв Федорова к активной деятельности. Отделение мыслей от дела философ считает «самым великим бедствием, несравненно большим, чем распадение на богатых и бедных»3. Мысль без общего дела он называет мечтой, а дело без общей мысли - слепотой, тьмой. Знание без действия превращается в созерцание, а действие без знания - в механическую работу.

В отрыве от настоящего дела Федоров обвиняет как чистую науку, так и религию. Ученые ограничиваются созданием мысленного образа, и не имея ни сердца, ни воли, а один только ум, не чувствуют должным образом человеческих страданий и смерти. Что касается конкретных приложений науки, то они случайны, не соответствуют широте ее мысли и погружают науку в рабство торговопромышленному сословию2. Христианство, по его мнению, стало похоже на иудейство, чтившее Бога не делом, а воздержанием от деятельности. Оно ограничивается лишь храмовой службой, тогда, как литургия должна стать соединением всех в одном деле, одной задаче.

«Знание зла без желания искоренить его, - пишет Федоров, - и знание добра без желания водворить его и есть действительно великий грех, который может быть искуплен только превращением сословия, живущего мыслью, в комиссию, прилагающую мысль к делу»3. К концу XX века в России, наконец-то, открылась возможность для приложения сил и ума для миллионов собственников, начинающих свое дело. Однако, общей цели (если не считать таковой стремление сколотить любой ценой состояние) у наших бизнесменов не было, так же, как ее не было, по словам Федорова, в XIX веке. «Если наше общее дело, - писал он, - не состоит в искоренении, в освобождении от общих всем бедствий, то никакого общего дела наш век не знает и не признает»4.

Заслуга Федорова не просто в призыве к действию, но еще и в определении общей направленности этой деятельности. И вот здесь русским мыслителем высказывается мысль, особенно важная для наших экономистов и бизнесменов. Дело в том, что ни торговля, ни прибыль, ни удовольствие, ни экономический интерес не могут, по словам Федорова, сами по себе служить целью экономической и хозяйственной деятельности. Цель основная должна быть у всех людей одна - у ученых и неученых, у верующих и сомневающихся, у принадлежащих к разным сословиям и профессиям.

Цель эта, как известно, связана в учении Федорова с окончательной победой над смертью и воскрешением умерших. Но именно торгово-промышленная сфера, по его мнению, дальше всех отстоит от выполнения этой задачи. Настоящее человечества есть ложь и ложь организованная. Одно из проявлений этой лжи - основанная на конкуренции погоня за наиболее выгодным удовлетворением бесконечно возрастающих потребностей.

«Откажется ли когда человек, - восклицает Федоров, - от всех этих пустяков, осуждающих его на египетскую работу? Производство гор брошек, сережек и т. п. безделушек превосходит пирамиды древних. Красивое оперение (модная одежда) обусловленное, как и у животных, половым подбором, обходится чрезвычайно дорого - внешнее заменяет внутреннее, наряды покупаются утратой взаимности. Богатство, страсть к мануфактурным игрушкам обрекают человека на вечное несовершеннолетие»5. Можно представить, какую реакцию вызвала бы у Федорова современная индустрия роскоши и развлечений. Оправданным для него мог быть только вопрос о необходимом, нужном. Согласно Федорову, тот прогресс, который, по мнению ученых и экономистов, дает наибольшую сумму наслаждений, в действительности увеличивает страдания, обрекает людей на разъединение (под видом свободы личности) и смерть (из-за сознания превосходства живущих над умершими). Прогресс жертвует душой ради увеличения предметов чувственного удовольствия, ради увеличения не предметов необходимости, а предметов роскоши. Таким образом, ни прибыль, ни содействие распространенным представлениям о техническом прогрессе, подчиненном безудержному росту потребностей, не могут стать смыслом и целью хозяйственной и предпринимательской деятельности. Эта деятельность должна стать частью «общего дела» -«познавания слепой силы, носящей в себе голод, язвы и смерть, для обращения ее в живоносную»6. Сотрудничество в общем деле оправдывает любую деятельность, тем более необходимым оно становится для настоящего «бизнесмена» (человека дела).

Доказывая необходимость участия каждого человека в деле обращения слепой силы природы в управляемую разумом, превращения ее из смертоносной в живоносную, Федоров обращается и к чувствам, и к логике. Нравственное чувство жалости к умершим и умирающим родителям не может, по его мнению, оставить человека безучастным к задаче воскрешения. Критикуя тезис Толстого о том, что добро «никем определенно быть не может», Федоров доказывает, что это возможно и определяет добро как сохранение жизни живущим и возвращение ее теряющим и потерявши7. Еще одним аргументом нравственной необходимости воскрешения служит у Федорова тот факт, что все преступления и проступки от малейшего оскорбления до убийства имеют значение разрушения жизни. Поэтому содержанием долга может быть только восстановление ее.

Согласно учению Федорова, достойное человека дело, должно быть направленно на преображение природного принципа бытия, стоящего на законе вы-

теснения доследующим предыдущего, законе пожирания, полового раскола и смерти . Полное преображение должно включать три задачи — работу над собой (отказ от излишних потребностей и соблазнов), установление межчеловеческих отношений (на принципах любви, а не борьбы и соперничества) и управление слепыми стихиями природного мира. Эти задачи и представляют знаменитый проект Н. Федорова. Для современного предпринимателя все три направления открывают простор для активной деятельности.

В задаче регуляции природы Федоров выделяет два вопроса - продовольственный и санитарный. «Голод и смерть, - пишет он, - происходят от одних и тех же причин, а потому вопрос о воскрешении есть вопрос об освобождении от голода» . Решение продовольственного вопроса Федоров связывает, прежде всего, с земледельческим классом, который заботится не об извлечении наибольшего дохода, а о наиболее верном доходе (т. е. хорошем урожае), и с освоением космоса. Всесословная земледельческая община с мануфактурным промыслом в зимнее время ослабит и уничтожит, по его мнению, конкуренцию, спекуляцию, социальные смуты, революцию и даже внешние войны.

Сущность санитарного вопроса состоит не в поисках наслаждения, а в обеспечении прочного бытия. Особое внимание при решении санитарного вопроса Федоров обращает на управление процессами гниения, захоронения трупов. Конечной целью здесь должно быть возвращение разложенных частиц тем существам, которым они первоначально принадлежали. Вопрос об эпидемиях, так же как и вопрос о голоде, выводит нас за пределы земного шара. Человеческий труд не должен ограничиваться пределами земли.

Интересно, что продовольственным вопросом Федоров рекомендует заниматься больше мужчинам, (а санитарным - женщинам. «Вопрос о средствах к жизни, о регулировании процессов земной планеты и об открытиях в небесном пространстве - есть вопрос, надо полагать, по преимуществу мужской. Женщина может участвовать в нем возбуждением к подвигу, утешением в неизбежных при этом неудачах. Второй же вопрос, санитарный, нужно думать, есть по преимуществу женский; женщина сумеет лучше следить за малейшими проявлениями признаков жизни в умершем, наблюдать за молекулярным строением вещественной оболочки человека» . (Так называемую эмансипацию женщины Федоров считает признаком падения общества. В женщине, по его мнению, нужно воспитывать главным образом дочь человечества, внучку, правнучку, и потом лишь мать).

По словам С. Н. Булгакова, «Н. Ф. Федоров своим “проектом” преображения мира и победы над смертью путем “регуляции природы” сделал впервые попытку религиозно осмыслить хозяйство» . К этому можно добавить, что никому еще не удавалось такое глубокое нравственное осмысление хозяйственной деятельности. Чисто естественное решение экономического вопроса ограничивает мораль мелкими прагматическими соображениям^ хоть эгоистического, хоть альтруистического толка) и ведет к подчинению слепым силам природы и вымиранию. Чисто сверхъестественное (религиозное) упование на трансцендентное спасение перекладывает решение всех проблем, в том числе и экономических, на Бога и обрекает на пассивное ожидание Царства Небесного. И только нравственное неприятие смерти и сострадание к умирающим и умершим побуждает человека хоть и с помощью Бога, но самому, в этом мире браться за решение самой главной проблемы бытия - противостоянию небытию. Настоящим хозяином жизни может быть только тот, кто способен удержать ее от умирания. Настоящим

предпринимателем является тот, кто бросает вызов естественному порядку и находит конкретное дело по преображению этого порядка.

О грандиозности задуманного проекта говорит тот факт, что Федоров планировал радикальную перестройку самих основ природного бытия человека - питания и размножения. В противовес необузданному инстинкту полового сладострастия он говорит о развитии чувства любви к родителям, стремлении поддерживать их слабеющие силы. «Положительное целомудрие», по его мнению, реализуется во всеобщем воскрешении. Питание он мечтал превратить «в сознательнотворческий процесс строительства своего тела из элементарных веществ, лучистой энергии космической среды»12. Учитывая эти идеи, предприниматель, занятый в сфере питания, не может ограничиваться удовлетворением существующих потребностей, замешанных на крови и убийствах. Параллельно, он должен участвовать в радикальном преобразовании всей системы питания.

Одна из центральных идей Федорова - место России и русского народа в осуществлении Проекта. Несмотря на постоянное напоминание его о том, что победа над смертью должна стать непосредственным долгом всего человечества, Федоров резко противопоставляет возможности Запада и России в этом отношении. Не считая русскую нацию в чем-то превосходящей другие народы, Федоров пытается раскрыть те особенности славянского племени, которые позволят ему внести свой вклад во всемирную историю и «потрудиться для решения векового вопроса» вместе с романскими и германскими племенами.

Федоров различает два типа общественного строя - по типу организма (знание там становится достоянием одних, а дело, действие - уделом других, и потому этот строй держаться может только насилием, принуждением) и по образу Троицы (теснейший союз личностей на основе нравственности, поддерживается душевной силой). «Один, - в полном расцвете сил, другой же в зачатке, представлены в настоящее время, первый - Англией или Западом вообще, а второй - Рос-сиею (если только Россия не окончательно еще европеизировалась) и всеми земледельческими народами. Запад с Англией во главе никакого другого единства кроме экономического и юридического не признает, а борьбу во всех видах считает условием прогресса»13.

Англия, по мнению Федорова, стремится подчинить мир «посредством свободного торга», поддерживаемого оружием. Все другие народы, и в особенности Россию, Англия хочет обратить в чернорабочих, стремится принудить их добывать сырьё, из которого сама делает вещи, которыми соблазняют опять же тех, кто поставляет ей сырые продукты. Цивилизация, т. е. Западная Европа, Англия в особенности, это и есть эксплуатация природы руками чернорабочих народов при помощи фальсификации, т. е. фабрико-мануфактурной обработки, красивой по внешности и гнилой по сущности.

Таким образом, основными признаками цивилизации, по Федорову, являются: 1) привязанность к мануфактурным игрушкам, которая произвела весь современный индустриализм; 2) личная свобода, или возможно меньшее стеснение в забавах этими игрушками. Из-за этих двух склонностей и стремлений ожесточенная борьба признаётся законной и даже нравственной, т. е. разрешается вредить друг другу с сохранением лишь юридических приличий. Цивилизацию Фёдоров называет новоязычеством, заменившим заповедь «любите друг ДрУга>> борьбой. На дальнем Западе (т. е. в Америке) недостатки ближнего Запада (Европы), такие как отрицание пятой заповеди, конкуренция, спекуляция и т. д., Д°ве' дены до высшей степени.

Однако, ограниченность западной цивилизации - крайнее развитие личности, превратившееся в индивидуализм, разделение занятий и отсутствие единой цели, порождающее внутреннюю разобщённость, все это заставляет Запад, по мнению Фёдорова, обращаться с надеждой к тем странам, где сохранилась ещё община, общинный быт. На Западе уже чувствуют, что выработанное ими цивилизация не заключает в себе спасения. Это может привести к соединению Запада с Россией. Успешным такое соединение может быть только в той области знания, которая готова перейти к воскрешению как к действию.

Перспективными для последующей реализации проекта Фёдоров считает как раз те факты, которые с высот цивилизации кажутся низшими формами жизни. Народы, кажущиеся отсталыми, на самом деле содержат в себе все предпосылки для настоящего дела. Среди этих задатков русского народа и русского государства Фёдоров выделяет следующие: 1) Родовой быт, при котором власть ассоциируется с отцом. 2) Община с круговой порукой в общем спасении и без вражды между отцами и детьми. Общинное хозяйство заботится не о роскоши и наибольшем доходе, а о прочном обеспечении существования. 3) Земледельческий быт с чёрным хлебом и грубыми прочными тканями, допускающий мануфактурную промышленность только как побочный, зимний промысел. 4) Бессословность, свидетельствующая об объединении людей по типу Троицы, а не организма. 5) Служилое государство, в основу которого положено не благосостояние членов, а служба. Нашему государству некогда было заботиться о благосостоянии, оно постоянно должно было жертвовать собою за весь мир, и особенно за Западную Европу. Освобождение от службы (т. е. от долга) Фёдоров считает самой важной ошибкой нашей новой истории. 6) Граждане нашего государства не о правах своих заботятся, а сознают необходимость повиновения. 7) Географическое положение России. Благодаря континентальному климату, не соблазняющими красотой к земле равнинами, окружению со всех сторон бойкими местами и т. д. земная планета как бы создала в русской котловине крепость для своего сохранения против промышленной эксплуатации. 8) Собирание земель, в котором прошла вся жизнь России и без которого она перестала бы существовать. 9) Отсутствие всяких сделок между духовным и светским. Духовное должно проявляться во всем и во всех.

Фёдоров подчеркивает, что все эти задатки не составляют каких -либо преимуществ русского человека - он в силу обстоятельств приобрёл такие качества как великодушие, уступчивость, самоотвержение, сплочённость, безразличие к интересам, свойственным бойким местам, и т. д. Благодаря лишь тысячелетнему застою свойства первобытных диких обществ сделались нашим характером. Тем не менее, благодаря этому же застою для нас стали чужды свойства развитых юридико-экономических порядков, которые всю природу обратили в доходную статью (утилитаризм), а братство заменили юридической сделкой14. Отсюда Фёдоров делает вывод, что в нашей жизни есть возможность и способность сделаться орудием божественного плана.

Настоящим, нравственно оправданным делом, согласно учению Фёдорова, может считаться то, которое не просто морально в обычном смысле, но супрамо-рально, т. е. основано на высшей заповеди, призывающей стать совершенными, «как Отец наш небесный совершенен». Долг к отцам-предкам, долг воскрешения является высшей наибольшей заповедью и потому называется супраморализмом.

Супраморализм занят вопросами более важными, чем обычная мораль. Фёдоров называет эти вопросы пасхальными, имеющими отношение к Пас-

хе как самому великому празднику и самому великому делу. Первый пасхальный вопрос требует замены вопроса о бедности и богатстве вопросом о смерти и жизни, вопросом общим для богатых и бедных. Второй пасхальный вопрос это вопрос о двух мировых религиях - внутренней (лицемерной, бездельной и безжизненной) и внешней обрядовой (столь же безжизненной) и об одной живой или деловой религии, возводящей в религию вопрос о смерти и жизни, вопрос о воскрешении.

Третий пасхальный вопрос - вопрос об эксплуатирующем и истощающем отношении к слепой силе природы и о должном отношении - регулирующем и воссоздающем. Природа в разумных существах приобрела себе главу и правителя, за раболепие и рабство перед нею и за невежество она наказывает. Еще одним важным пасхальным вопросом Федоров считает вопрос о двух чувствах: о половой чувственности и о детской любви к родителям. Активная человеческая деятельность должна направляться не половой чувственной силой, которая не только рождающая, но и умертвляющая, а единым чувством любви к родителям, которая, зарождаясь в детских душах, переходит затем в силу, сострадающую и соуми-рающую, а затем, соединяя всех сынов и дочерей, превращается в могучую силу, воссоздающую умерших.

Общая направленность пасхальных вопросов Федорова - сосредоточить усилия человека в области науки, религии и производства на освобождении людей от страдания и умирания, вместо того, чтобы создавать ненужные и опасные для жизни вещи. Даже искусство (девятый пасхальный вопрос) не может ограничиваться творением лишь мертвых подобий прошлого. Его настоящая цель - способствовать воссозданию этого прошлого. Внимательное отношение к наследию Федорова позволило бы нашим предпринимателям сделать ряд очень важных выводов, оберегающих как от поверхностного утилитаризма, так и от совершенно бесполезного расходования сил и средств. Общим принципом любого начинания должно стать соединение знания добра и зла с желанием водворить добро и искоренить зло. Без такой предварительной установки предпринимательство теряет всякую нравственную ориентацию,

В качестве сверхзадачи любого хозяйственного дела служит его содействие отодвиганию или преодолению смерти во всех ее проявлениях. Без соотнесения с пасхальными вопросами и прибыль, и удовлетворение разросшихся потребностей, и сексуальное возбуждение, и всевозможные развлечения могут оказаться не воскрешением, а разрушением жизни.

Отношение к слепой силе природы не может быть пассивным. Предприниматель привносит в природу высшую целесообразность, которой ей в ее наличном состоянии не достает.

Западные мерки бизнеса, опирающиеся на неповторимость и свободу личности, а также на юридический контроль, не дают простора русскому предпринимателю, стремящемуся к братству и всеобщему благу, и полагающемуся на совесть больше, чем на закон.

Примечания

1 Федоров, Н. Ф, Философия общего дела / Н. Ф. Федоров // Соч. ; общ. ред-: А. В. Гулыги; вступ. ст., примеч. и сост. С. Г. Семеновой. - М.: Мысль, 1982. — С. 61.

2 См.: Там же. С. 316.

3Тамже. С. 161.

4 Там же. С. 613.

5 Там же. С. 497.

6 Там же. С. 85.

7 Там же. С. 607-608.

8 См.: Семенова, С. Г. Тайны царствия небесного / С. Г. Семенова. - М.: Школа-Пресс, 1994. - С. 34.

9 Федоров, Н. Ф. Философия общего дела / Н. Ф. Федоров // Соч. ; общ. ред.: А. В. Гулыги; вступ, ст., примеч. и сост. С. Г. Семеновой. - М.: Мысль, 1982. -С. 351.

10 Там же. С. 419.

11 Семенова, С. Г. Тайны царствия небесного / С. Г. Семенова. - М.: Школа-Пресс, 1994. - С. 320.

12 Там же. С. 165-166.

13 Федоров, Н. Ф. Философия общего дела / Н. Ф. Федоров // Соч. ; общ. ред.: А. В. Гулыги; вступ, ст., примеч. и сост. С. Г. Семеновой. - М.: Мысль, 1982. -С.331.

14 Там же. С. 307.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.