Научная статья на тему 'РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПЕРЕЖИВАНИЕ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / РЕФЛЕКСИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ретивина Вероника Викторовна

Проблемы, связанные с патриотическим воспитанием российской молодежи и формированием у нее гражданской идентичности в настоящий момент приобрели особую актуальность. Одним из средств их решения является использование русского музыкального искусства в воспитательной и образовательной деятельности вузов. Этот процесс должен быть основан на трех структурных компонентах: аксиологическом, когнитивном и деятельностном. Необходимые педагогические условия для его реализации заключаются в отборе музыкальных произведений, актуализации в них идей гражданственности и патриотизма, а также в создании педагогических ситуаций, в которых у обучающихся происходит активизация эмоционального восприятия образного и тематического содержания музыкального произведения и его личностное осмысление. Среди них приоритетную роль играют ситуации нравственно-эстетического характера: переживание, актуализация и рефлексия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ретивина Вероника Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN MUSICAL ART AS A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS

The problems of the patriotic education of Russian youth and the formation of their civic identity have become particularly relevant at the moment. One of the means of solving them is the use of Russian musical art in the educational and educational activities of universities. This process should be based on three structural components: axiological, cognitive and activity. The necessary pedagogical conditions for its implementation consist in the selection of musical works, the actualization of the ideas of citizenship and patriotism in them, as well as in the creation of pedagogical situations in which students activate the emotional perception of the figurative and thematic content of a musical work and its personal comprehension. Among them, the priority role is played by situations of a moral and aesthetic nature: experience, actualization and reflection.

Текст научной работы на тему «РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

проблемы науки и образования. - 2015. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23299 (дата обращения: 08.12.2021).

3. Громыко Н.В. Мыследеятельностная педагогика и новое содержание образования. Метапредметы как средство формирования рефлексивного мышления у школьников. - URL: http://1314.ru/node/24 (дата обращения 15.10.2021).

4. Дроздова О.Е. Метапредметный подход к обучению русскому языку в разных предметных областях школьного образования: автореф. дисс.... д-р. пед. н. Москва, 2017.

5. Ильина Н.Ф., Ильин А.С. Метакомпетенции педагога как ресурс реализации школьных стандартов нового поколения // Инновации в образовании. - 2017. - №4. - С. 35-46.

6. Князева Т.Г. Проблема подготовки учителя к реализации метапредметного подхода в условиях общеобразовательной организации // Наука вчера, сегодня, завтра. - 2017. - №36 (2). - С. 56-60.

7. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян. URL: https://orc.surgpu.ru/media/medialibrary/2014/10/%D0%A1.%D0%92.%D0%93%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D0%BD_%D0%9C %D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BC_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%85._-_%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4._%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC.pdf (дата обращения: 20.11.2021).

8. Мзокова Л.А. Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников: автореф. дисс.. к. пед. н. Грозный, 2020.

9. Пупышева Е.Л. Метапредметный подход в профессиональной подготовке будущего учителя // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 2 (56). - Ч. 2.

10. Ратикова И.Н. Метапредметный подход: теория и практика // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» - URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014001597 (08.12.2021).

11. Сизова Е.В. Дидактические возможности метапредметного подхода в процессе иноязычной подготовки в вузе // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2020. - № 3. - С. 48-52. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2297 (дата обращения: 05.12.2021).

12. Сизова Е.В. Педагогические особенности подготовки будущих учителей биологии к работе по формированию метапредметных результатов обучающихся основной школы средствами смыслового чтения: автореф. дисс.. к. пед. н. Ставрополь, 2019.

13. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Интернет-журнал «Эйдос». - 2012. - №1. - URL: http://eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: journal@eidos.ru (дата обращения 20.09.2021).

14. Хуторской А.В. Пять уровней реализации метапредметного подхода в содержании образования // Вестник Института образования человека. - 2017. - № 2. - С. 8. - URL: http://eidos-institute.ru/journal/2017/200/-B надзаг: Института образования человека, e-mail:vestnik@eidos-institute.ru (дата обращения 20.09.2021).

Педагогика

УДК 37.035.6

старший преподаватель Ретивина Вероника Викторовна

Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова (г. Нижний Новгород)

РУССКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Аннотация. Проблемы, связанные с патриотическим воспитанием российской молодежи и формированием у нее гражданской идентичности в настоящий момент приобрели особую актуальность. Одним из средств их решения является использование русского музыкального искусства в воспитательной и образовательной деятельности вузов. Этот процесс должен быть основан на трех структурных компонентах: аксиологическом, когнитивном и деятельностном. Необходимые педагогические условия для его реализации заключаются в отборе музыкальных произведений, актуализации в них идей гражданственности и патриотизма, а также в создании педагогических ситуаций, в которых у обучающихся происходит активизация эмоционального восприятия образного и тематического содержания музыкального произведения и его личностное осмысление. Среди них приоритетную роль играют ситуации нравственно-эстетического характера: переживание, актуализация и рефлексия.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, студенты, русское музыкальное искусство, гражданская идентичность, переживание, актуализация, рефлексия.

Annotation. The problems of the patriotic education of Russian youth and the formation of their civic identity have become particularly relevant at the moment. One of the means of solving them is the use of Russian musical art in the educational and educational activities of universities. This process should be based on three structural components: axiological, cognitive and activity. The necessary pedagogical conditions for its implementation consist in the selection of musical works, the actualization of the ideas of citizenship and patriotism in them, as well as in the creation of pedagogical situations in which students activate the emotional perception of the figurative and thematic content of a musical work and its personal comprehension. Among them, the priority role is played by situations of a moral and aesthetic nature: experience, actualization and reflection.

Keywords: patriotic education, students, Russian musical art, civic identity, experience, actualization, reflection.

Введение. Формирование патриотического и гражданского самосознания молодого поколения России является на современном историческом этапе важнейшей задачей, актуальность которой определяется объективными потребностями, связанными с целостностью и перспективами дальнейшего развития государства, с сохранением исторической памяти и исторического наследия, единого духовного и культурного пространства. Сегодняшняя ситуация в российском обществе характеризуется разобщенностью, пассивностью гражданской позиции наших соотечественников. Мы наблюдаем масштабный кризис ценностной системы, как на личностном, так и на социальном уровне, что проявляется в изменении отношения к культуре и истории своего народа, к прежним нравственным идеалам, к ценностям служения и труда на благо Родины. В этих условиях направленное формирование патриотического самосознания наших сограждан и, в особенности, молодого поколения, является задачей государственной важности.

В настоящий момент формируется тенденция к укреплению государственно-политического курса России, активно привлекается внимание общественности к вопросам авторитета страны, как на международной арене, так и в глазах ее граждан, к возрождению чувства гордости за принадлежность к Отечеству. Сложная ситуация в мировом сообществе, военная напряженность, распространение международного терроризма также заострили актуальность проблемы. В связи с этим особую социальную важность обрела педагогическая задача поиска эффективных подходов к воспитанию у молодого поколения страны качеств гражданина-патриота, дорожащего культурным и историческим наследием России, готового всесторонне оберегать, защищать и поддерживать его [10]. Однако решение этой задачи сопряжено с проблемой отсутствия научных подходов к гражданскому и патриотическому воспитанию, которые бы учитывали изменения, произошедшие в нашей стране на рубеже ХХ-ХХ1 веков [7].

В последнее десятилетие вопросы формирования патриотических ценностей вызывают обширный интерес у отечественных исследователей. Историко-педагогическим аспектам воспитания патриотизма посвящены труды Н.В. Ипполитовой [5], С.И. Беленцова [1]; сущность, принципы и задачи патриотического воспитания рассматриваются в работах В.Б. Рожковского [12], Т.М. Дульневой [4], В.С. Шиловой [14]; методы и средства формирования патриотических взглядов и убеждений молодежи в учебном и внеучебном процессах исследовались Г.Я. Гревцевой [2], А.С. Нефедовой [11]; возможные направления совершенствования деятельности по формированию гражданско-патриотического самосознания студентов описаны В.А. Грибановой [3], С.Н. Томилиной [13] и др.

Изложение основного материала статьи. Возвращение должного статуса вопросам патриотического воспитания студентов является важной проблемой, стоящей перед высшей школой. Именно во время обучения в вузе, в период студенчества, одним из главных приоритетов молодого человека становится осознание себя, своей значимости, как в жизни студенческого коллектива, так и в жизни всей страны, активно вырабатывается жизненная и гражданская позиция. В этот период происходит интенсивное духовно-нравственное развитие через множество чувств и эмоций, расширение мышления, адаптацию и социализацию в студенческом обществе, особенно через коллективные формы воспитательной и учебной работы [9]. Вузы обязаны транслировать обучаемым ориентиры и установки, способствующие выстраиванию ценностной структуры личности, в которой одним из главных приоритетов должна стать любовь к Родине и готовность к деятельности на ее благо.

В современных условиях представляется неоспоримым, что базисом для патриотического воспитания студентов должна являться система ценностей и вековых традиций русского народа. Государственная образовательная политика в современных условиях должна направлять молодежь к традиционным ценностям, среди которых важнейшими являются любовь к своей стране, уважение к ее истории, знание и принятие ее культуры и традиций. Эти ценности лежат в основе долговечности и стабильности Российского государства и находят свое непосредственное отражение в русской национальной культуре с ее глубокими образами и примерами высокой нравственности, гражданственности и патриотизма. Русское музыкальное искусство, как часть русской культуры, является одним из проводников общечеловеческих и национальных ценностей и патриотических идей. Оно в полной мере помогает формированию необходимых современному человеку качеств гражданина и патриота [15].

Несмотря на значимость и возросшую актуальность проблемы, обращают на себя внимание следующие несоответствия:

- в современном образовательном пространстве вуза наблюдается недостаточность целенаправленной и систематической деятельности по гражданскому и патриотическому воспитанию молодого поколения, хотя мы видим безусловное признание обществом его значимости [8];

- в работе по патриотическому воспитанию студентов вузов отсутствуют эффективные формы использования богатейшего потенциала русского музыкального наследия, имеет место недостаток разработок конкретных механизмов его применения в образовательном и воспитательном процессах.

Русская классическая музыка воплощает в себе идеи служения Отечеству, патриотизма, принципы гуманизма, просветительства, народности. Ей свойственны глубокие образы героев, подробное раскрытие и тонкая передача их душевных состояний. Она способна вызывать у слушателей сильный эмоциональный отклик, и в то же время самобытна в своей связи с традициями и фольклором русского народа. Поэтому музыка русских композиторов по своей нравственно-эстетической сущности представляет собой неоспоримо важное средство формирования патриотических взглядов и гражданской идентичности российской молодежи.

Использование музыкального творчества русских композиторов в патриотическом воспитании студентов должно быть комплексным, основанным на следующих базовых структурных компонентах [6]:

- аксиологическом. В него включается формирование ценностного отношения к Отечеству, к его культуре и традициям;

- когнитивном. Этот компонент содержит в себе формирование знаний об историческом и культурном наследии России;

- деятельностном. Его суть заключается в осмыслении собственной гражданской и патриотической позиции, а также в их реализации в деятельности.

Для использования русского музыкального наследия в процессе патриотического воспитания студентов необходимы следующие педагогические условия:

- отбор произведений русских композиторов в соответствии с педагогической целесообразностью их использования в воспитательном процессе;

- актуализация патриотических идей в выбранных произведениях, акцентирование и фокусировка внимания студентов на них;

- создание ситуаций активизации у обучающихся эмоционального восприятия описываемых событий и художественных образов произведения;

- создание педагогических ситуаций, в которых происходит актуализация образно-тематического содержания и личностное осмысление музыкального произведения.

Введение обучающихся в область патриотической тематики музыкальных произведений русского культурного наследия требует от педагога тщательного подбора соответствующего репертуара. При этом следует опираться на его тематическое содержание и образность, а также на национальную характерность, художественную ценность и жанровое разнообразие.

В аспекте актуализации гражданских и патриотических идей в произведениях русских композиторов можно выделить четыре основных тематических направления: тема русской природы, фольклорная тема, историческая тема, эпическая тема, каждое из которых имеет определенную воспитательную направленность и способствует формированию патриотических установок у обучающихся.

Тема природы, воспевания ее красоты и восхищения ею нашла свое выражение во множестве произведений русского музыкального искусства. Она имеет неоценимое значение в вопросе воспитания эстетических чувств у студентов, осознания важности заботы об окружающей среде, бережного отношения к природным богатствам нашей страны.

Фольклорная тема передает отражение различных сторон народной жизни, связь времен через русскую национальную культуру и преемственность поколений, способствует углублению знаний народных традиций, формированию национального самосознания и гражданской идентичности молодежи.

Историческая тема обращается к событиям, составляющим гордость российской истории, позволяет студентам как будто лично соприкоснуться с ними, расширить исторический кругозор. Воплощая в себе исторический опыт русского народа, эта тема формирует у молодых людей гордость за великие свершения предков и чувство своей ответственности за них.

Эпическая тема в своих образах описывает лучшие качества русского характера, наиболее важные и значимые стороны национальной натуры, возвеличивает могучие силы народа. Это тематическое направление способствует воспитанию у молодежи нравственного чувства долга перед Родиной, мужества, духовной стойкости, готовности защищать интересы России и оберегать ее историческое наследие.

Педагогическое условие активизации у обучающихся эмоционального восприятия описываемых событий и художественных образов произведения связано с тем, что музыкальное искусство обладает способностью к сильному эмоциональному воздействию. Эмоциональное восприятие произведения и его художественных образов является сложным творческим процессом, связанным с глубоким переживанием описываемых ситуаций и событий. Отождествление себя с героем, сострадание, сопереживание, испытываемые человеком, ведут к перестройке эмоционального мира его личности. Через этот процесс раскрытые в музыкальном произведении нравственные вопросы и проблемы могут стать глубоко индивидуальными.

При использовании в патриотическом воспитании студентов русского музыкального наследия основная роль среди педагогических средств должна отводиться созданию личностных ситуаций нравственно-эстетического характера. То есть, задачей педагога является создание такой воспитательной ситуации, которая вводит студента в особый вид деятельности, раскрывающий его внутренний духовный мир, нравственную позицию, и формирующий его патриотическое сознание. Среди таких ситуаций можно выделить переживание, актуализацию и рефлексию.

Ситуация переживания служит показателем эмоционального восприятия отображаемых в музыкальном произведении событий и патриотических идей. Русское музыкальное искусство обладает значительным воспитательным потенциалом в связи с его способностью к сильному эмоциональному воздействию на человека. Значимость ситуации переживания определяется тем, что в ней сосредоточена эмоционально-ценностная составляющая патриотического воспитания.

В результате актуализации происходит преобразование ценностно-смысловой сферы субъекта на основании трансформации пережитого эмоционального чувства в смысловой опыт, принятие личностно значимых ценностей и смыслов патриотического характера, заключенных в произведениях русского музыкального наследия.

Ситуация рефлексии выражается в самопознании и самооценке, переосмыслении самого себя вследствие актуализации ценностных ориентаций, в пересмотре и корректировке собственной гражданской и патриотической позиций в контексте переживаемых событий.

Для целенаправленного использования средств русского музыкального искусства в процессе воспитания гражданско-патриотических качеств студентов вузов необходимо внедрять как в учебную, так и во внеучебную практику самые разные формы организации изучения русской музыкальной литературы. Среди них могут использоваться конференции, экскурсии, творческие проекты, семинары-диалоги и тематические занятия, проблемные творческие задачи, конкурсы, концерты, фестивали и пр.

Подобные мероприятия способствуют решению следующих задач:

- популяризация музыкальных произведений русского культурного наследия;

- активизация интереса к музыкальной культуре русского народа;

- пропаганда среди подрастающего поколения произведений патриотической тематики;

- формирование положительного отношения обучающихся к патриотическому воспитанию;

- углубление знаний студентов об истории Отечества, его героическом прошлом, формирование исторической памяти;

- формирование гражданской идентичности студентов, осознанности своей принадлежности к стране, к русскому народу;

- пробуждение уважения и любви к Родине;

- формирование патриотических взглядов, идей и убеждений на основе примеров русского патриотизма, представленных в русской музыкальной литературе.

Таким образом, средствами русского музыкального наследия воспитываются высшие духовные ценности: чувство любви к Родине, ответственности за ее дальнейшую судьбу, гордость за историю Отечества, за достижения его лучших представителей, национальное самосознание, уважение к традициям собственного народа и его культуре, гражданская активность и патриотизм.

Выводы. Итак, патриотическое воспитание студентов средствами русского музыкального искусства должно строиться на трех базовых структурных компонентах: аксиологическом, когнитивном и деятельностном, и включать в себя разнообразные формы организации изучения русской музыкальной литературы. Комплекс педагогических условий, необходимых для раскрытия и реализации их воспитательного потенциала, включает в себя: отбор произведений русских композиторов; актуализацию в них гражданских и патриотических идей; активизацию у обучающихся эмоционального восприятия образного и тематического содержания музыкальных произведений; создание личностных ситуаций нравственно-эстетического характера, важнейшими из которых являются ситуации переживания, актуализации и рефлексии.

При описанных подходах использование русского музыкального искусства в патриотическом воспитании студентов будет эффективным и в полной мере обеспечивающим решение задач патриотического воспитания, формирования исторической памяти и гражданской идентичности.

Литература:

1. Беленцов С.И. Теоретические основы гражданского воспитания в русской педагогической литературе конца XIX -начала XX вв // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. - 2015. - № 1 (14). - С. 115-122.

2. Гревцева Г.Я. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи как социокультурный процесс // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 3 (45). - С. 18-26.

3. Грибанова В.А. Развитие созидательной гражданской активности студенческой молодежи в вузе // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2019. - № 1. - С. 31-34.

4. Дульнева Т.М. Патриотическое воспитание наследников великой страны // Национальные приоритеты России. -2021. - №2 (41). - С. 81-88.

5. Ипполитова Н.В. Развитие проблемы патриотического воспитания в истории и теории педагогики // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2015. - № 1 (25). - С. 4-11.

6. Канищева С.В., Иваненко Я.В. О проблеме духовно-нравственного воспитания студентов средствами музыкального искусства // Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сборник материалов Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции: в 4 томах. - 2019. - С. 262-267.

7. Корлякова С.Г. Патриотическое воспитание детей и молодежи средствами музыкального искусства // Наука и современность. - 2012. - № 18. - С. 74-78.

8. Куликов С.П., Новиков С.В. Особенности патриотического воспитания студентов в отечественных вузах // Московский экономический журнал. - 2019. - № 11. - С. 87.

9. Мещанова Л.Н., Козинская О.Ю. Формирование гражданской идентичности студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2021. - № 4. - С. 189-193.

10. Немова О.А., Ретивина В.В., Макарова Н.В. Патриотизм как социокультурный феномен: теоретические и практические аспекты // Глобальный научный потенциал. - 2020. - № 11 (116). - С. 156-158.

11. Нефедова А.С. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2018. - Т. 13. - № 5. - С. 71-76.

12. Рожковский В.Б. Идейно-философские основания патриотического воспитания молодежи в Российском государстве: основные принципы // Философия права. - 2020. - № 2 (93). - С. 98-103.

13. Томилина С.Н. Педагогическая технология государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи // Сибирский педагогический журнал. - 2019. - № 3. - С. 36-44.

14. Шилова В.С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи // Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования. - 2015. - Т. 1. - № 1 (3). - С. 75-78.

15. Шишлянникова Н.П. Потенциал произведений русских композиторов в воспитании любви к отечеству у подростков // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения А.С. Макаренко. - 2019. - С. 174-178.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Савина Наталья Викторовна

ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск), ЧУОО ВО «Омская гуманитарная академия» (г. Омск)

К ВОПРОСУ О ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье предлагается к обсуждению возможность реализации принципа персонализации в образовательном процессе педагогического вуза. Показана необходимость персонализации образования будущих педагогов. Представлены результаты изучения мнения студентов относительно некоторых компонентов персонализации образования и выделены желаемые: смешанный и дистанционный формат обучения, получение учебно-методических материалов в режиме «24/7», возможность выбора дисциплин и наставников. Сделаны выводы о необходимости развития технической и технологической базы педагогических вузов.

Ключевые слова: персонализация, студенты, педагогическое образование, образовательный процесс вуза, индивидуальный образовательный трек.

Annotation. The article proposes to discuss the possibility of implementing the principle of personalization in the educational process of a pedagogical university. The necessity of personalizing the education of future teachers is shown. The results of studying students' opinions on some components of education personalization are presented and the desired ones are highlighted: a mixed and distance learning format, receiving teaching materials in 24/7 mode, the possibility of choosing disciplines and mentors. Conclusions are drawn about the need to develop the technical and technological base of pedagogical universities.

Keywords: personalization, students, pedagogical education, educational process of the university, individual educational track.

Введение. Регулярные изменения в общественной жизни и технологиях вызывают корректировку образовательных стандартов разного уровня. Актуальные стандарты высшего педагогического образования в России действуют третий год, но уже обсуждается новый стандарт ФГОС 4.0. Так, на последнем открытом заседании Федерального учебно-методического объединения в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки 27 октября 2021 года обсуждались идеи трансформации стандарта на основе анализа отечественных и зарубежных подходов к подготовке педагогов [4]. В нем предлагаются достаточно существенные изменения, в частности, в дополнении содержания универсальных компетенций и отказа от их оценки. Предполагается в традициях процессного подхода, что наличие условий для их развития даст гарантированный результат. Другим важным предложением является разработка индивидуальных траекторий студентов, в том числе по продолжительности лет обучения, что соответствует нашей проблематике. Цель статьи - теоретические обосновать необходимость и возможность персонализации в подготовке студентов педагогического вуза, эмпирически выделить основные компоненты персонализации в педагогическом образовании.

Исследование проводится на основе принципа субъектности участников образовательного процесса. Использовались методы анализа, конкретизации, обобщения, анкетирования, ранжирования. Исследование продолжает наши научные изыскания в проблемном поле индивидуализации и персонализации образования [11, 15] и основывается на понимании персонализации как свободе выбора, управлении собственной деятельностью, проявлении индивидуальности, возможности разработки личной образовательной траектории. Студент рассматривается как субъект совместной учебной деятельности, образовательный процесс подстраивается под каждого конкретного обучающегося. Студент педагогического вуза особенно нуждается в персонализированном образовании, так как он - будущий педагог, который сам обеспечивает персонализацию своим ученикам.

Изложение основного материала статьи. Министр образования и науки РФ В. Фальков подчеркивает: «Мы все больше переходим к тому, что в центре - студент. При сохранении фундаментальности образования, очевидно, что студент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.