Научная статья на тему 'Русско-Турецкая война с немецкими кораблями под Турецким флагом (1914-1917)'

Русско-Турецкая война с немецкими кораблями под Турецким флагом (1914-1917) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
136
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Россия / Османская империя / Первая мировая война / Черное море / флот / Russia / Ottoman Empire / First World War / Black Sea / Fleet

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Литвин А.А., Гёкхан Арслан, Эркош Мурат

В данном исследовании рассматривается положение военно-морских флотов Российской и Османской империй накануне Первой мировой войны и русско-турецкая борьба на Чёрном море во время Первой мировой войны. Первая мировая война началась, когда Россия выступила на стороне Сербии против Австро-Венгрии. Сначала Османская империя хотела вступить в союз с державами Антанты, но после отрицательной реакции Англии, Франции и России она заключила секретное соглашение с Германией и начала подготовку к войне против держав Антанты. С целью усиления турецкого флота командующим турецким флотом был назначен немецкий контр-адмирал Сушон. Для опережения России, вывода её из войны на южном фронте и с целью ослабления её военной мощи, 29 октября 1914 г. турецкий флот под командованием контр-адмирала Сушона совершил внезапную бомбардировку Севастополя, Одессы, Кефе, Керчи и Новороссийска. Таким образом, Османская империя фактически была вовлечена в войну. После того, как генеральный консул России в Константинополе Михаил Николаевич Гирс 2 ноября 1914 года покинул Константинополь началась русско-турецкая борьба на Кавказе и в Черном море.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russo-Turkish war with Turkish flagged german ships (1914-1917)

In this study, the situation of the Russian-Turkish navy before the First World War and the Russian-Turkish struggle in the Black Sea during the First World War are expressed. The First World War started when Russia sided with Serbia against Austria-Hungary. At first, the Ottoman Empire wanted to ally with the Entente Powers, but upon the negative response of England, France and Russia, it made a secret agreement with Germany and started preparations for war against the Entente Powers. In order to strengthen the Turkish fleet, the German Admiral Souchon was appointed to the head of the Turkish fleet. The German and Turkish authorities to act before Russia, to exclude Russia from the war on the southern front or to weaken its combat power, the Turkish fleet under the command of Admiral Souchon suddenly bombed the Russian ports of Sevastopol, Odessa, Kefe, Kerch and Novorosiski on October 29, 1914 with a raid. Thus, the Ottoman Empire was efficaciously involved in the war. After the departure of Giersin, the Consul General of Russia in Istanbul, from Istanbul, the Russian-Turkish struggle began in the Caucasus and the Black Sea when Russia attacked the eastern region on November 2, 1914.

Текст научной работы на тему «Русско-Турецкая война с немецкими кораблями под Турецким флагом (1914-1917)»

История геополитики и международных отношений

History of geopolitics and international relations

Литвин А.А.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань.

Гёкхан Арслан

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань.

Эркош Мурат

Хасана Калёнлджу Университет, Газиантеп, Турция.

Русско-Турецкая война с немецкими кораблями под Турецким флагом (1914-1917)*

Вступление

Движение национализма, начавшееся с Французской революции, изменило политическое равновесие в Европе, и, соответственно, идеи многонациональных государств о сохранении своих монархических структур и появление Германии и Италии, поздно завершивших политический союз, изменили политическое равновесие в мире. Поиск сырья и колоний Англией и Германией стало причиной вступления этих двух государств в гонку вооружений, с целью защиты своих колоний. В начале XX в. стали слышаться первые звуки мировой войны, причиной чего явились желание Франции вернуть себе Эльзас-Лотарингию, знаменитый регион угольных месторождений, который она потеряли после Франкфуртского договора, 1871 года, и конфликт интересов между Австро-Венгрией и Россией на Балканах и межгосударственных блоках.

Канцлеру Пруссии Отто фон Бисмарку, лидеру войн за объединение Германии, удалось обеспечить единство Германии, превратив вакуум власти в Европе, возникший в результате революций 1848 года и Крымской войны в пользу Пруссии. После франко-прусской войны, построение системы, в ко-

© Литвин А.А., Гёкхан Арслан, Эркош Мурат, 2023.

торой каждое государство в Европе (кроме Франции) будет чувствовать себя в безопасности, а ведущее положение Германии на континенте может быть принято другими участниками, привело к межгосударственной поляризации.

В 1879 году Бисмарк попытался минимизировать угрозы безопасности, с помощью «Двойственного союза», заключенного между Германией и Австро-Венгрией, учитывая, что центральная балансирующая позиция Австрии в Европе была потеряна во второй половине XIX в., а Россия и Франция пытались заполнить вакуум власти. К тому же в 1882 г. при участии Италии был создан «Тройственный союз». В то время как эти державы совершали попытки создать колонии за пределами Европейского и Американского континентов, они столкнулись с противодействием Англии, Франции и России, которые ранее поделили мир между собой. Быстрое развитие промышленности, экономики и военных технологий Германии и дисбаланс сил, начавшийся в Европе, заставили Россию почувствовать необходимость в союзниках. Учитывая сложившиеся франко-германские отношения, данная ситуация привела к сближению Франции и России. С франко-российским союзом, созданным в 1894 году в Европе начался период блоков. Стремление Англии и Франции защитить свои интересы как на европейском континенте, так и в разных частях света последовало за франко-британским соглашением 1904 года. После поражения России в войне с Японией, которое поддержали англичане, Россия снова направила своё внимание на Европу. Англо-русская конвенция 1907 года положила конец борьбе интересов в Средней Азии между этими двумя странами. Согласно данному договору Россия признала Афганистан зоной британского влияния в Центральной Азии, в то время как Великобритания оставила Центральную Азию под российским господством. Таким образом, Россия нашла возможность вступить в союз с западными демократическими государствами против Германии и ее союзников.

Османская империя же потерпела поражение в Триполитанской войне (Итало-турецкой) против Италии и в Балканских войнах против Болгарии, Греции, Сербии и Румынии, и потеряла большие территории. Османская империя стремилась избавиться от политического одиночества, в которое она попала, вернуть земли, потерянные в Балканских войнах, и сформировать союз с сильным государством или государствами до потенциальной войны между западными гсарыкосударствами. Поскольку страны Антанты четко заявили о своем желании разрушить Османскую империю, она должна была действовать в союзе с Германией.

В данном исследовании, после предоставления общей информации о военно-морской мощи Царской России и Османской империи до Первой мировой войны, далее согласно турецким источникам будет дана оценка русско-турецкой войне на Черном море в 1914-1917 гг.

методы

Целью данного исследования является предоставление сведений о положении русского и турецкого флотов перед Первой мировой войной, описание русско-турецкой борьбы на Черном море в годы Первой мировой войны, согласно информации, собранных из источников того периода.

В данном исследовании были собраны, проанализированы и переведены источники связанные с «турецко-русскими» отношениями из османских архивов. Русско-турецкие отношения того периода рассматривались в хронологическом порядке согласно информации, полученной из османских архивных источников, современной турецкой и русской литературы. В ходе исследования мысли некоторых важных исторических личностей были процетированы непосредственно из документов и переведены. Комментарий к событиям, описываемым в статье автором не добавлялись.

Главная цель данного исследования - показать военно-морскую мощь двух государств накануне Первой мировой войны и описать русско-турецкую борьбу на Черном море.

Методы исследования, использованные в данной статье, и полученные результаты основаны на оценке архивных источников, русской и турецкой литературы того периода.

Актуальностью данного исследования является то, что в работе были использованы источники из османских архивов упомянутого периода, в которых непосредственно отражены эмоции и мысли людей, причастных к историческим событиям. Таким образом данная работа может являться источником для российских историков как объективное и новое научное исследование.

Практической значимостью данного исследования является то, что оно будет являться источником для российских историков, так как является объективныйм и актуальным академическим исследованием.

Результаты и дискуссия

общее положение турецкого флота перед первой миРОВОй ВОйнОй

Согласно отчету британского купца Блэка Базергана (Black Bazergan) Османская империя хотела восстановить военно-морской флот после Наваринского сражения, и начала формировать западный флот, купив пароход, построенный в Лондоне [Османский архив, 1828, С. DAB.HAT. 569/27922]. Османская империя не находилась в состоянии войны в период от Наваринского до Синопского сражения 1853 года. Это позволило усовершенствовать военно-морской флот.

Во время правления султана Абдулмеджида (1839-1861) кроме кораблей, выпущенных «Терсан-и-Амире», из Англии было приказано закупить

четыре корабля для транспортных работ [Османский архив, 1870, С. DAB. HH.1, 12-43; 1855, С. DAB.HR.MKT, 123-89]. Перед Крымской войной турецкий флот пытались укрепить кораблями, закупленными в Европе, но Черноморский флот России, во время Синопского сражения в 1853 г. нанес большой урон османскому флоту, что отрицательно сказалось на модернизации флота. По этой причине во время правления султана Абдулазиза (1861-1876) было потрачено огромное количество денег, для улучшения качества турецкого флота до уровня флотов Франции и Англии. Упразднение Подсекретариата военно-морского флота в 1861 году и создание Военно-морского Министерства в 1867 году считается одной из самых важных реформ в этой области. В этот период у компании «Napiers» (Глазго, Англия) были заказаны такие фрегаты как «Orhaniye», «Abdülaziz» и «Osman Gazi» [Османский архив, 1866, С. DAB.HR.SFR, 110-32], а также были восстановлены такие бронированные корабли, как «Asari Tevfik», «Necm-i evket», «Asar-i evket», «Mahmudiye» и «Osmaniye». Боеприпасы для броненосных кораблей закупались во Франции [Османский архив, 1870, C. DAB. HR.SFR.,170-55]. В этот период турецкий флот, вместе с купленными и восстановленными кораблями, состоял в общей сложности из 106 единиц, 30 из которых были бронированными, а 76 - линейными. Количество солдат на броненосцах достигло 10920 человек, орудий - 486, солдат на линейных кораблях - 15188, орудий - 486 [Karal, 2003, C. 191].

Во время правления султана Абдулхамида II (1876-1908) в турецком флоте насчитывалось 143 корабля. Несмотря на отсутствие официальных документов, считается, что после войны 93 года султан Абдулхамид II оставил флот гнить у Золотого Рога, опасаясь государственного переворота [Büyüktugrul, 1973, C. 147]. В этот период, после устранения неполадок на верфи Tersâne-i Âmire, были изготовлены образцы для постройки новейшей модели крейсеров, признанных европейскими государствами [Османский архив, 1885, C. DAB.Y..PRK.ASK, 26-44]. Была сформирована комиссия из Генерального штаба и Министерства военно-морского флота для проверки боевых кораблей, броненосных крейсеров, которые будут заказаны в 1890 г. из Англии и России, и в 1891 г. из французской верфи «Forges Chanties» [Османский архив, 1880, C. DAB.Y..PRK.ASK, 64-3]. Компания «Vilyam Gramb» из США отправляет каталог военных кораблей [Османский архив, 1891, C. DAB.Y..PRK.ASK, 71-11]. Затем в 1897 году в Америку была отправлена Комиссия по осуществлению закупок, для покупки крейсеров [Османский архив, 1887, C. DAB. Y..PRK.BÇK, 52-104]. Продолжая закупать крейсерские броненосные корабли с Запада, военно-морское министерство в 1900 году заключило соглашение с компанией «Уильям Крамп» на постройку крейсера [Османский архив, 1900, C. DAB.Y..PRK. HR., 29-42/29-44].

Несмотря на то, что большое значение придавалось подводным лодкам, строительство которых началось во времена правления султана Абдулмед-жида и султана Абдулазиза и закончилось в 1904 году [Османский архив, 1888, C. DAB.Y..PRK.ASK, 45-113], спущенные на воду уже во время правления султана Абдулхамида II, было принято решение оставить их гнить в бухте Золотого Рога, для предотвращения попытки государственного переворота Комитетом Союза и Прогресса [Herguner, 2000, C. 70]. Военно-морские полки и промышленность верфи Терсан-и-Амире, которые были созданы в 1858-1859 гг. для подготовки технического персонала военно-морского флота, а также для производства фабрик в Терсане-и-Ами-ре, были упразднены после Эпохи второй конституции, поскольку они не могли для этого нанять квалифицированный персонал [Османский архив, 1908, C. DAB.DH.MKT, 2627-90].

К 1908 году в турецком флоте из 15 линкоров, 11 крейсеров, 40 торпедных катеров, 7 канонерских лодок, 52 паромов и 2 подводных лодок активно использовались лишь 4 линкора, 2 крейсера, 18 торпедных катеров, 2 транспортных корабля [Qoker, 1994, C. 166-177]. В 1910 году для укрепления турецкого флота была основана компания «Донанма-и Османи Муаве-нет-и Миллие Джемиети» [Oz^elik, 2001, C. 149]. В апреле 1911 года Военно-морское министерство Османской империи при участии Военно-морского общества заказало 7 канонерских лодок на верфи французской компании «Nazaire» в Тулоне. Некоторые корабли, строительство которых было завершено во время Балканских войн, в июне 1914 года были переданы Францией Военно-морскому министерству Османской империи, во избежание использования их против балканских государств [Herguner, 2000, C. 70]. Кроме того, когда дредноут «Рио-де-Жанейро», строящийся в Англии, был выставлен на продажу правительством Бразилии, Рауф Бей купил этот корабль и присоединил его к турецкому флоту [Buyuktugrul, 1975, C.743-744]. Этот дредноут получил имя «Султани Осман-и Эввел» [Османский архив, C. DM., DAK., Muhasebe Bolumu, 2522/33].

Важнейшим событием, укрепившим турецкий флот перед Первой мировой войной, стало присоединение к флоту двух немецких кораблей сразу после подписания соглашения о турецко-германском союзе. Два немецких военных корабля (дредноут «Гебена» и крейсер «Бреслау»), спасаясь от британского флота в Средиземном море, нашли убежище на территории Османской империи 7-8 августа 1914 года, и с разрешения заместителя главнокомандующего Энвер-паши прошли через пролив Дарданеллы [Журнал документов военной истории, 1989, C. Y.38, S.88, BN.2123, Ar^iv No.6/1666, Klasor No.4611, D0SN.10, Fihrist No.1-22].

Согласно международным соглашениям, Османская империя должна была либо вывести эти два военных корабля из своих территориальных

вод, либо разоружить их до конца войны и держать их под наблюдением в своём порту. Англия выступила против такого положения дел и потребовала вернуть корабли. Поскольку Османское правительство считало, что возвращение кораблей будет противоречить соглашению о Турецко-германском союзе, глава парламента Халил Бей (Ментеще бей) предложил идею покупки данных кораблей. Таким образом, после одобрения Германской империи было объявлено, что корабли были закуплены Османской империей у Германии [Османский архив, 1916, С. DAB.HR.SYS, 2270-6]. После данного события Англия заявила, что корабли «Гебен» и «Бреслау» будут считаться вражескими, до тех пор, пока на борту находятся немецкие офицеры [ЫеП:е§е, 1986, С. 189-191]. Османское правительство же объявило о полном закрытии пролива с целью безопасности, а также для обеспечения свободного плавания своих кораблей, и потребовало немедленный вывод британских и французских бронетранспортеров из пролива Дарданеллы. Названия этих кораблей были изменены на Явуз и Мидилли. Кроме того, Османская империя хотела купить у Англии два боевых корабля перед Первой мировой войной. Однако эти боевые корабли не были переданы Османскому государству под тем предлогом, что два немецких боевых корабля нашли укрытие в Османской империи и не были возвращены [Османский архив, 1914, С. DAB.DH.SFR, 45-109].

обзор военно-морского флота российской империи до первой мировой войны

Усиление русского флота до уровня флотов мировых держав стало проявляться после участия Российской империи в войнах со Швецией в Балтийском море и с Османской империей в Черном море. Во время войны 1768-1774 гг. русский флот, действуя за пределами своей территории, благодаря Англии покинул Балтийское море, через Атлантический океан вошел в Средиземное море и сжег турецкий флот в Чесменской битве 1770 года. Во время греческого восстания русский флот снова вошёл в Средиземное море и в союзе с британским и французским флотами атаковал и разгромил турецко-египетский флот в Наваринской бухте в 1827 году. Во время Крымской войны флот Российской империи, состоящий из 6 линкоров и 2 фрегатов, под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова, атаковал турецкую военно-морскую базу в Синопе, нанеся значительный урон турецким войскам. Российский военно-морской флот занял свое место среди величайших держав мира и активно развивался в XIX в. Однако несмотря на то, что в XIX веке Российская империя успешно воевала с Османской империей с целью завоевания Константинополя, эта цель так и не была достигнута [Болтрукевич, 2014, С. 80-83].

В 1902 году, перед началом русско-японской войны правительство Российской империи решило усилить военно-морские части, определив глав-

ной целью решение проблемы Босфора. Созданная по данному вопросу комиссия потребовала увеличить десантный отряд до 160 тысяч человек, усилить Черноморский флот дополнительной бронетехникой и изготовить необходимое оборудование. Таким образом, важная часть подготовки к захвату Верхнего Босфора, закрывавшего вход в Черное море до русско-японской войны, была завершена. Полный разгром Российской империи в войне с Японией (Порт-Артур и Цусима) и потеря 3/4 общей боевой мощи русского флота способствовали поднятию вопроса о восстановлении флота. Эта война преподала морякам Российской империи жестокий урок и привела в замешательство. Восстановление флота началось с учета ошибок, опыта и изменения военной техники во время войны. Таким образом, в 1906 году был сформирован Морской генеральный штаб, и началось оперативно-техническое планирование флота на случай будущей войны. Россия, не обладающая развитой судостроительной промышленностью, не имела шансов конкурировать с Англией, Германией и Францией. Тот факт, что Российская империя, в отличие от Англии и Германии, не имела колоний за рубежом, явилось причиной возникновения вопроса о том, какой военно-морской флот необходим Российской империи. Присоединение Российской империи к гонке морских вооружений между Англией и Германией было неблагоприятным решением. Превосходство немецкого флота в Балтийском море, как по количеству, так и по качеству, побудило российский флот сформировать минно-подводный флот, основанный на оборонительной тактике, и увеличить количество крейсеров в Черном море против турок [Болтрукевич, 2014, С. 80-83].

Таким образом, Российская империя начала активно использовать минное оружие во флоте. В 1906 г. в российском флоте появились первые подводные лодки и стала активно развиваться новая программа военного кораблестроения - «Программа развития и реформирования Вооруженных Сил России». К 1911 году планировалось завершить строительство и закладку 4 артиллерийских кораблей и 3 подводных лодок. Весной 1908 года Государственной Думой было одобрено строительство новой военно-морской базы для Балтийского флота, а также 14 эсминцев и 3 подводных лодок для Черноморского флота. В следствие Боснийского кризиса 1908 г. на повестку дня снова был вынесен вопрос о расширении флота, были заказаны новые боевые корабли, крейсеры и эсминцы для Балтийского флота. В 1909 г. в рамках новой программы кораблестроения активно разрабатывалась десятилетняя программа судостроения (1910-1920), а в завершающей стадии была - большая программа судостроения, предусматривавшая строительство Балтийского флота. Таким образом, планировалось, что новый флот будет состоять из 26 боевых кораблей, 9 линейных корабельных крейсеров, 49 эсминцев и 35 подводных лодок. Планировалось пополнение

Черноморского и Тихоокеанского флотов 46 эсминцами, 29 подводными лодками и 245 кораблями, а также перевооружение и модернизация различных линкоров. Несмотря на то, что 25 марта 1910 года программа была учреждена императором Николаем II, она не была принята Государственной Думой вплоть до 1911 года. Данная программа была реализована при участии зарубежных партнеров. После начала Первой мировой войны заказанные в Германии корабли и оборудование были конфискованы [Афанасьев, С. 38-42].

русско-турецкая война на черном море

Перед началом Первой мировой войны Османская империя объявила о своем нейтралитете, поскольку на момент начала войны находилась в слабом военном и экономическом положении несмотря на то, что 2 августа 1914 года заключила секретное соглашение с Германией. Немецкий контрадмирал Сушон, который получил убежище в Османской империи, был назначен главой турецкого флота, в рамках увеличения боевых возможностей турецкого флота [Османский архив, 1914, С. DAB.HR.SYS, 2269-3]. После поражения Германии в битве на Марне против французов и британцев в начале сентября 1914 года Германия стала более активно вступать в войну на основе союза, заключенного с Османской империей. Для повышения боевых возможностей турецкого флота, немецкие офицеры были рассредоточены по турецким кораблям, были проведены учения в Мраморном море, и у главы Генерального штаба Энвер-паши было запрошено разрешение на проведение экспедиции в Черном море. 14 сентября 1914 года Энвер-паша, который хотел вступить в войну на стороне Германии, дал разрешение контр-адмиралу Сушону выйти к Черному морю. В то время как 27 октября 1914 года русские военные корабли открыли огонь по флоту в Черном море* [Османский архив, 1914 DAB.DH.SFR, С. 46-105], турецкий флот подверг бомбардировке порты Севастополь, Одесса, Кефе, Керчь и Новороссийск и потопил многие российские корабли [Османский архив, 1914, С. DAB.DH.EUM..7.§b, 2-31]. В ходе военных действий в плен были захвачены три русских офицера и восемьдесят три рядовых. После отъезда российского консула Гирса из Константинополя 2 ноября 1914 года Россия объявила войну Османской империи ^а^т, 1998, С. 30].

До войны, с 6 августа 1914 года Российская империя начала посылать боевые корабли в авангард, находившийся в пределах границ Турции и Грузии [Османский архив, 1914, С. DAB.DH.EUM..7.§b, 2-31]. 19 августа 1914 года Россия, начавшая собирать своих солдат в районах Карса и Сарыкамы-ша, закрыла свои границы [Османский архив, 1914, С. DAB.DH.EUM.5.§b. 1-23]. 1 ноября 1914 Российская империя выступает из Сарыкамыша и атаковывает турецкие границы на Кавказском фронте. Однако в результате ожесточенного сопротивления несет тяжелые потери [Османский архив,

1914, C. DAB.HR.SYS. 2108-6]. 12 ноября 1914 года русские отступают на 30-40 километров после поражения в битве у села Кёпрю [Османский архив, 1914, C. DAB.HR.SYS. 2018-6]. В связи с успехами турецкой армии в борьбе с русскими на Кавказском фронте, из провинций в Константинополь были отправлены поздравления и подарки [Османский архив, 1915, C. DAB.DH.EUM..MTK. 79-35]. 22 декабря 1914 года началась битва при Сарыкамыше. После того, как турецкая армия нанесла поражение русским в долине Чорух и вошла в Аджарию перед битвой при Сарыкамыше, российской армии пришлось отступить немного на север [Османский архив, 1914, C. DAB.HR.SYS. 2108-10]. Энвер-паша, стремившийся завершить войну, длившуюся уже около пятидесяти дней, возглавил III армию, с целью осуществления мечты о туранизме [Sander, 2012, C. 693]. Сарыкамышская операция, начатая Энвер-пашой 22 декабря 1914 года, завершилась неудачей в силу погодных условий и вывода турецких солдат из тёплых регионов в более холодные. Впоследствии весной 1915 года русская армия захватила Ван, Битлис и Муш.

После того, как 29 октября 1914 года турецкий флот атаковал российские порты в Черном море, Россия разорвала дипломатические отношения и стала уделять больше внимания Черноморскому фронту, чтобы достичь Константинополя, проливов и Средиземного моря [Dogan, 2017, C. 82]. По этой причине они заложили мины на выходе из Босфора, чтобы лишить турецкий флот возможности двигаться в Черном море [Османский архив, 1914, C. DAB.ML.EEM, 1116-15]. Через день после того, как турецкий флот потопил российский крейсер открывший огонь в Черном море 29 октября 1914 года, информация о событиях в Черном море была отправлена в Рим, Петербург, Софию, Лондон, Германию и Париж [Османский архив, 1914, C. DAB.EUM.KLU, 4-21]. Из Константинополя выехали британские, французские и российские дипломаты [Османский архив, 1914, C. DAB. HR.SYS, 2975-16].

Ко 2 ноября 1914 года атака турецкого флота Российской империей не увенчалась успехом. Вслед за этим губернатор города Мосул Селман Лютфи в телеграмме, которую он послал Великой Порте, заявил, что провинция Мосул готова оказать всевозможную поддержку в борьбе с русскими [Османский архив, 1914, C. DAB.DH.EUM.VRK, 13-68]. Считая своей первой целью, перейдя к действиям на Черном море, Россия 6 ноября 1914 года начала бомбардировку Зонгулдака, с большими запасами угля. После бомбардировки Зонгулдака 12 ноября 1914 года Россия направилась в Трабзон, где в утренние часы произвела около пятидесяти выстрелов, ранив нескольких человек и повредив три переправы [Османский архив, 1914, C. DAB. HR.SYS, 2108-6]. Кроме того, после захвата турками в Черном море российского торгового парохода «Великий князь Александр Михайлович» рус-

ские потребовали его возврата [Османский архив, 1914, C. DAB.HR.SYS]. Позже Османская империя пыталась сломить сопротивление русских, отслеживая телеграфные и радиопереговоры греческих купцов в Константинополе и на побережье Черного моря, которые наблюдали за действиями военно-морского флота и докладывали русским [Османский архив, 1914, C. DAB.DH.EUM.5.§b. 4-21] [43].

Продолжая атаки на Черное море, русский флот 27 ноября 1914 года снова атаковал Зонгулдак и разрушил важные населенные пункты, и в особенности угольные предприятия [Османский архив, 1914, C. DAB.DH.EUM.5.§b. 4-43]. В то время как российский флот, возвращавшийся в Севастополь после данных событий, потопил транспортные суда, перевозившие продовольствие для армии в Анатолии, крейсер «Бреслау» потопил минный заградитель «Прут», принадлежавший российскому флоту [Османский архив, 1915, C. DAB.HR.SYS, 2216-28]. Русский флот продолжал непрерывно маневрировать в Трабзоне до конца декабря. Во время одного из маневров была поражена городская больница, а также американский корабль «Вашингтон», стоящим на якоре в порту [Османский архив, 1915, C. DAB.HR.SYS, 2976-7].

Во время Первой мировой войны было подписано четыре секретных соглашения о разделе Османской империи. Первое соглашение - «Англо-франко-русское соглашение», подписанное между членами Антанты в марте-апреле 1915 года. Согласно этому договору, территория Босфор и Дарданеллы, район до Измитского залива Анатолии, а также острова Имроз и Бозджаада должны были прейти Российской империи [Kurat, 1990, C. 419-420; Atuk, 2018, C. 99-109]. Пока западные государства вели переговоры между собой о секретных соглашениях, 25 марта 1915 года турецкий флот потопил российские пароходы «Провидент» и «Восточная звезда» в районе Одесского залива и захватил их экипаж [Османский архив, 1915, C. DAB.HR.SYS, 2409-39; Османский архив, 1915, C. DAB. DH.EUM.5.§b, 17-4]. Однако во время этого обстрела крейсер «Прут» («Меджидие») подорвался на мине и затонул [Uyaniker, 2019, C. 27-74]. После этого, несмотря на то, что российский флот обстрелял города Эрегли, Козлу и Зонгулдак более чем двумя тысячами снарядов, это было безуспешно [Османский архив, 1915, C. DAB.HR.SYS, 2109-13].

В то же время, борясь с Османской империей на Черном море, Российская империя конфисковала товары купцов у османского населения на своих границах и депортировала их. Кроме того, российский флот захватил купцов у границ Тиреболу, во время их возвращения в Трабзон, отправили их в Севастополь и конфисковал их товары. Люди, которые попали в плен и чьё имущество было конфисковано, обращались в министерства, провинции, ведомства и посольства с требованием выплаты компенсации [Османский архив, 1915, C. DAB.HR.SYS, 2123-2]. В документе от 28 июня 1915 г.

указывалось, что фотографии и свидетельства очевидцев о том, что русские подвергали насилию мусульман, проживающих в регионах Черного моря и Кавказа, будут постепенно отправляться в Министерство внутренних дел Османской империи [Османский архив, 1915, C. DAB.DH.EUM.5.§b, 14-34].

В 1916 г. конфликты между турками и русскими в Черноморском регионе не утихали. 19 января 1916 года русский флот взял под контроль порт Ризе [Османский архив, 1916, C. DAB.DH.EUM.5.§b, 20-52]. Позже российский флот, завершивший второй этап военной операции в направлении Трабзона, захватив также Ризе, 26 января 1916 года подверг обстрелу шерифов мечетей в некоторых деревнях Черноморского региона, несмотря на то, что конфликта не было [Османский архив, 1914, C. DAB. HR.SYS. 2108-10]. После этого Османское государство выразило протест против нападения [Османский архив, 1916, C. DAB.HR.SYS, 2100-4].

28 июня 1916 года приказом царя Николая II Вице-адмирал Александр Васильевич Колчак был назначен командующим Черноморским флотом России, заменив вице-адмирала Эбергарда Андрея Августовича, который не мог должным образом противостоять турецким атакам в Черном море [Новиков, 2016, C. 75-81]. Основная причина данных изменений заключалась в том, что Эбергард действовал неэффективно в отношении турецко-германского флота, атакующего российские порты и морские пути, и не мог проводить наступательные операции на Константинополь, как того хотело правительство. Определенные черты характера и достижения А.В. Колчака, такие как активный и энергичный образ жизни, большой успех в минных войнах против немецкого флота в Балтийском море 1914 и 1915 гг., успехи против десантного движения Германии в Рижском заливе в 1915 году, повлияли на назначение его главой Черноморского флота.

Вице-адмирал А.В. Колчак прибыл в Севастополь в ночь с 6 на 7 июля и принял командование флотом от командующего Черноморским флотом вице-адмирала Эберхарда. В то время российский Черноморский флот насчитывал 7 боевых кораблей, 2 крейсера, 20 комбатантов, 11 подводных лодок, 400 кораблей разных типов и размеров, более 40 тысяч офицеров и моряков [Больных, 2002, C. 96].

Вице-адмирал Колчак, в ночь на 7 июля 1916 года, при известии о том, что крейсер «Бреслау» находится в Черном море, отправился на линкоре «Императрица Мария» [Мельников 1993] из Севастополя с корабельным отрядом в составе крейсера «Кагул» и шести эсминцев [Алексеева, 2016, C. 174-184].

Во время данной операции, российский флот едва не попал в засаду немецкой подводной лодки, однако вовремя получив сигнал от русского самолета, своевременно принял необходимые меры. Столкнувшись с крейсером «Бреслау» 9 июля, вице-адмирал Колчак во главе русских кораблей преследовал его до темноты. Крейсер «Бреслау» издалека был обстрелян

линкором «Императрица Мария», но осколки русского снаряда смогли вывести из строя лишь часть немецкой палубной команды. Поскольку немецкие корабли имели преимущество в скорости, русские суда не могли их догнать, и немецкий крейсер для защиты был отведен к Босфору [Богданов, 1993, С. 81].

Для повышения эффективности флота в Черном море в 1915 году Османская империя закупила подводные лодки у Германии, а Варна стала новой базой для немецких подводных лодок, когда Болгария вступила в войну на стороне Центральных держав в 1915 году [Плотников, 2002, С. 64]. Для снижения эффективности турецкого флота на Черном море и предотвращения перехода подводных лодок из Константинополя в Варну вице-адмирал А.В. Колчак заминировал маршрут следования судов. Со становлением Александра Васильевича главой Черноморского флота России, флот стал более эффективным, в турецких территориальных водах были заложены тысячи мин и получено преимущество над германо-турецким флотом. Таким образом было предотвращено свободное движение турецких и немецких военных кораблей в водах России. Между тем 7 октября 1916 года в российском Черноморском флоте произошла беда: флагман России на Черном море «Императрица Мария», стоявший на якоре в порту Севастополя, затонул в результате внезапного взрыва. При первом взрыве погибли 149 моряков, 2 проводника и 1 офицер, затем еще 60 человек скончались от ран и ожогов [Алексеева, 2016, С. 174-184]. Взяв на себя инициативу в Черном море, вице-адмирал А.В. Колчак не позволил туркам атаковать русские корабли и береговые базы, заминировав выход из пролива Босфор и нанеся тяжелые потери флоту и транспортным кораблям. Таким образом, с 1916 г. по середину 1917 г. планировалась десантная операция с целью овладения проливами Босфор и Дарданеллы и радикального разрешения проблемы проливов. В этом направлении в Черноморском флоте начала создаваться авиационная часть [Миронов, 2013, С. 72-84].

Рабочие протесты, начавшиеся в Петрограде в начале 1917 года, быстро разрослись, и когда войска Петроградского гарнизона перешли на сторону протестующих, вооруженные столкновения между войсками царя Николая II превратили город в зону хаоса. 27 февраля 1917 года царь Николай II, под давлением членов Думы и высших генералов, был вынужден отречься от престола в пользу своего брата Михаила, и Временное российское правительство взяло на себя управление Россией [Павленко, 2013, С. 119-133; Родзянко, 1919] За исключением Революционного Балтийского флота в столице Петрограде и петроградского гарнизона, русская армия и флот в других областях страны, сначала были сбиты с толку и осторожно относились к тому, что происходило в столице. Вице-адмирал Колчак и главнокомандующий Кавказским фронтом великий князь Николай Ни-

колаевич получили известие об отречении от престола царя Николая II и захвате правительства Думой еще в Батуми. 1 марта 1917 года председатель Думы М.В. Родзянко разослал телеграмму всем военачальникам, в которых просил их выполнить свои обязанности действуя против суверенного императора и Родины и сохранить нынешний военный порядок. Революционный штаб Черноморского флота заявил, что флот будет верен Родине и Временному правительству [Смирнов, 1930, С. 60]. В это время вице-адмирал Колчак в сотрудничестве с матросами и военными комитетами пытался предотвратить превращение революции в вооруженные действия, как это было в Петрограде, и сохранить до июня боевой порядок флота в войне против турок.

6 июня, после решения Севастопольской Палаты представителей об увольнении и разоружении вице-адмирала Колчака и офицеров, вице-адмирал Колчак, утративший власть над революционными матросами, должен был подать Временному правительству прошение об отставке. Таким образом, власть на Черноморском флоте перешла к революционным морякам и начались кровавые действия, как в Петрограде. Контр-адмирал В.К. Лукин был назначен Временным правительством командующим Черноморским флотом [Павленко, 2018, С. 904].

Таким образом, план оккупации Константинополя не осуществился из-за Февральской революции. Товарищ адмирала по службе контр-адмирал М. Смирнов пишет об Александре Васильевиче Колчаке: «Без революции Колчак поднял бы русский флаг над Босфором» [Смирнов, 1930,. 60].

После поражения Англии и Франции в Дарданеллах Россия не могла оказать помощь, вследствие чего были созданы условия для революции. Благодаря данным условиям под руководством Ленина была успешно совершена революция. Турецкий журналист и политик Юнус Нади в своем выступлении на эту тему сказал турецкому политику Фалиху Рифки:

«Турецкий дух, в войне в Дарданеллах, явился рычагом, который изменил мир. Таким образом мы разрушили царскую Россию и сделали возможной русскую революцию. Великие результаты русской революции радуют нас, ведь и мы в некоторой степени способствовали её свершению» 1999, С. 17].

Фалих Рифки ответил:

«Если бы Ленин не сверг царизм, Константинополь был бы русским. Может установить бюст Ленина в каком-нибудь уголке Константинополя?» [Ш&1, 1969, С. 166].

Резюмируя

События, произошедшие в первой четверти XX века, оказали сильное влияние на оба государства. Поражение России в войне с Японией и ре-

волюция 1905 года, революция 1908 года в Османской империи, война в Триполи и Балканские войны повлияли на страны в политическом, экономическом и военном отношении. Так как Россия проиграла войну с Японией, Россия потеряла Балтийский и Тихоокеанский флот. По этой причине было решено обновить весь флот. Хотя Черноморский флот сохранял свою боевую мощь, считалось, что ее будет недостаточно для захвата проливов, и флот начали пополнять новыми судами. Османская же империя после Второй конституционной монархии при поддержке Германии с ее сухопутными войсками и военными кораблями, закупленными у разных стран, провела модернизацию флота до начала Первой мировой войны. Османская империя, усилившая свой флот немецким дредноутом «Гёбен» и крейсером «Бреслау», с переходом экипажа данных кораблей на турецкие корабли и стратегическими шагами контр-адмирала Сушона, смогла осуществить Севастопольскую побудку, положившую начало русско-турецкой войне. Хотя этот рейд был запланирован немецким контр-адмиралом Сушоном, для вовлечения Османской империи в войну, он был осуществлён для предотвращения возможного нападения России.

Выводы

Поскольку России пришлось сосредоточить все свои силы на западном фронте против Австрии и Германии, ещё до нападения турецкой стороны Россия хотела, чтобы Турция не вступала в войну на юге (Черное море и Кавказ) или сохранила нейтралитет. Командирам флота было поручено вести только дозорную разведку в Черном море и не контактировать с турецкими кораблями. Однако русский флот оказался совершенно неподготовленным к нападению турецкого флота на Черном море 29 октября 1914 года. С конца 1914 года Россия больше всего интересовалась таким городами Черноморского региона, как Эрегли и Зонгулдак, богатыми угольными месторождениями. В ходе организованной атаки на Зонгулдак 27 ноября 1914 г. особенно были разрушены важные угольные предприятия. Турецкий же флот нанес удар по «Прут», входившему в состав русского флота.

Добившись выдающихся успехов в борьбе с немецким флотом в Балтийском море, вице-адмирал А.В. Колчак стал главой Черноморского флота. Флот пополнялся новыми кораблями, вследствие чего война развернулась в пользу России.

Чтобы лишить турецкий флот активных маневров методами, применявшимися против немцев в Балтийском море, Колчаком были заложены в Босфоре, военный корабль «Явуз» был взорван и уничтожен, а линии снабжения турок в Черном море были перерезаны. Благодаря активным и решительным действиям вице-адмирала Колчака господстве в Черном море перешло России. Он осуществил бомбардировку Констанцы, окку-

пированного болгарами в результате вступления Румынии в войну на стороне России. Поддерживая операцию русско-кавказской армии по захвату Восточной Анатолии, Колчак ускорила российскую армию. Таким образом, турецкая маневренная операция в Черном море подошла к концу.

Вице-адмирал Колчак для защиты интересов России в районе Черноморского пролива и радикального решения проблемы проливов начал подготовку плана высадки на Босфор, который должен был осуществиться с конца 1916 г. до лета 1917 г. Однако произошедшая в Петрограде Февральская революция и хаос после нее сделали невозможным высадку на Босфор.

Вице-адмирал А.В. Колчак продолжал препятствовать вовлечению военно-морских солдат в революцию, защищать активную военную позицию флота от турок и готовиться к нападению на пролив Босфор. Однако с июня революция начала сжигать Черноморский флот. После Октябрьской революции 1917 года согласно по Брест-Литовскому мирному договору Россия отказалась от территорий, завоёванных у турок, и проект превращения Черного моря в российское озеро закончился до его реализации.

Библиографический список / Reference

[1] DAB.HAT. 569/27922 (H. 29.12.1243/ M. 12.07 1828). (Турецкий).

[2] DAB.HH.i, 12-43, (H.18-08-1870/M. 16.05.1854).

[3] DAB.HR.MKT, 123-89, (H.04.02.1272/M. 16.10.1855). (Турецкий).

[4] DAB.HR.SFR, 110-32, (H. 27.09.1282/M. 13.02.1866). (Турецкий).

[5] DAB.HR.SFR.,170-55, (h. 07.10. 1287/M. 31.12.1870). (Турецкий).

[6] DAB.Y..PRK.ASK, 26-44, (H. 04.07.1302/M. 22.04.1885). (Турецкий).

[7] DAB.Y..PRK.ASK, 64-3, (H. 21.01.1308/M. 06.09.1890). (Турецкий).

[8] DAB.Y..PRK.ASK, 71-11, (H. 28.08.1308/ M. 8.04.1891). (Турецкий).

[9] DAB. Y..PRK.BÇK, 52-104, (H. 21.01.1315/M. 22.06.1897). (Турецкий).

[10] DAB.Y..PRK.HR., 29-42/29-44, (H. 08.08.1318/M. 01.12.1900). (Турецкий).

[11] DAB.Y..PRK.ASK, 45-113, (H. 10.07.1305/M. 23.04.1888). (Турецкий).

[12] DAB.DH.MKT, 2627-90, (H. 15.09.1326/M. 11.10.1908). (Турецкий).

[13] DAB.HR.SYS, 2270-6, (H. 07.02. 1335/M. 03.12.1916). (Турецкий).

[14] DAB.DH.ÇFR, 45-109, (H. 08.11.1322/M. 28.09.1914). (Турецкий).

[15] DAB.HR.SYS, 2269-3, (H. 19.11.1332/M. 09. 10.1914). (Турецкий).

[16] DAB.DH.ÇFR, 46-105, (H. 08.12.1332 / M. 28.10.1914). (Турецкий).

[17] DAB.DH.EUM..7.Çb, 2-31, (H. 08.01.1333/M. 26.11.1914). (Турецкий).

[18] DAB.DH.EUM.6.Çb. 51-9, (H. 14.09.1332/M. 06.09.1914). (Турецкий).

[19] DAB.DH.EUM.5.Çb. 1-23, (h. 27.09.1332/M. 19.09.1914). (Турецкий).

[20] DAB.HR.SYS. 2108-6, (H. 23.12.1332/M. 12.11.1914). (Турецкий).

[21] DAB.HR.SYS. 2018-6, (h. 23.12.1332/M. 12.11.1914). (Турецкий).

[22] DAB.DH.EUM..MTK. 79-35, (H.18.02.1333/M. 05.01.1915). (Турецкий).

[23] DAB.HR.SYS. 2108-10, (H. 10.01.1333/M. 28.11.1914). (Турецкий).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[24] DAB.ML.EEM, 1116-15, (H. 13.11.1332/M. 03.09.1332). (Турецкий).

[25] DAB.EUM.KLU, 4-21, (H. 09.12.1332/M. 29.10.1914). (Турецкий).

[26] DAB.HR.SYS, 2975-16, (H. 10.12.1332/M. 30.10.1914). (Турецкий).

[27] DAB.DH.EUM.VRK, 13-68, (H.13.12.1332/M.02.11.1914). (Турецкий).

[28] DAB.HR.SYS, 2108-6, (H. 23.12.1332/M.12.11.1914). (Турецкий).

[29] DAB.HR.SYS, (H. 22.12.1332 / M. 11.11.1914). (Турецкий).

[30] DAB.DH.EUM.5.Çb. 4-21, (H. 04.01.1333/M.22.11.1914). (Турецкий).

[31]DAB.DH.EUM.5.Çb. 4-43, (H. 09.01.1333/M. 27.11.1914). (Турецкий).

[32]DAB.HR.SYS, 2216-28, (H. 02.04.1333 / M. 17.02.1915). (Турецкий).

[33] DAB.HR.SYS, 2976-7, (H. 07.04.1333/M.08.12.1915). (Турецкий).

[34] DAB.HR.SYS, 2409-39, (H. 01.07.1333 / M. 15.05.1915). (Турецкий).

[35] DAB.DH.EUM.5.§b, 17-4, (H. 04.11.1333 / M. 13.09.1915). (Турецкий).

[36] DAB.HR.SYS, 2109-13, (H. 16.12.1333/M.25.03.1915). (Турецкий).

[37] DAB.HR.SYS, 2123-2, (H. 22.05.1333/M. 07.04.1915). (Турецкий).

[38] DAB.DH.EUM.5.§b, 14-34, (H. 15.08.1333/M. 28.06.1915). (Турецкий).

[39] DAB.DH.EUM.5.§b, 20-52, (h. 13.03.1334/M. 19.01.1916). (Турецкий).

[40] DAB.HR.SYS, 2100-4, (H. 15.08.1333/M. 26.01.1916). (Турецкий).

[41] DM., DAK., Muhasebe Bölümü, Defter/Sayfa No (DSN) 2522/33. (Турецкий).

[42] Журнал документов военной истории, Y.38. P.88. BN.2123. Архив № 6/1666, Папка № 4611, D0SN.10, Индекс № 1-22, Публикации Генерального штаба, Анкара, 1989.

[43] Karal E.Z. Osmanli Tarihi 7. Ankara: Türk Tarih Kurumu Yayinlari, 2003. (Турецкий).

[44] Büyüktugrul A. Osmanli Deniz Harp Tarihi 2. istanbul: Deniz Kuvvetleri Yayinevi, 1973. (Турецкий).

[45] Qöker F. Bahriyemizin Yakin Tarihinden Kesitler. Ankara: Deniz Kuvvetleri Komutanligi,1994. (Турецкий).

[46] Öz^elik S. Donanma-yi Muavenet-i Osmani Cemiyeti. Ankara: Türk Tarih Kurumu, 2001. (Турецкий).

[47] Hergüner M. Kurtulu^ Sava^i'nda Deniz §ehitlerimiz ve Kahraman Gemilerimiz, Aydin Reis ve Preveze Gambotlari. istanbul: istanbul Deniz ikmal Grup Komutanligi Basimevi, 2000. (Турецкий).

[48] Mente^e H. Osmanli Meclis-i Meb'üsan Reisi Halil Mente^e'nin Anilari. Yay.Haz. Orhan Birgit. istanbul: Hürriyet Vakfi Yayinlari, 1986. (Турецкий).

[49] Болтрукевич В. А. Развитие Императорского Российского флота во второй половине XIX века в восприятии военно-морских кругов. Москва: Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2014.

[50] Yal^in H. C. Talat Pa^a'nin Hatiralari. istanbul: Cumhuriyet Gazetesi Yayinlari, 1998. (Турецкий)

[51] Sander O. Siyasi Tarih ilk^aglardan 1918. Ankara: imge Yayinlari, 2012. (Турецкий)

[52] Dogan §. I. Dünya Sava^inda Karadeniz ve Kafkasya. Trabzon: Karadeniz Teknik Üniversitesi Yayinlari, 2017. (Турецкий).

[53] Kurat A.N. Türkiye ve Rusya XVIII. Yüzyil Sonundan Kurtulu^ Savanna Kadar Türk Rus ili^kileri (1798-1919). Ankara: Kültür Bakanligi Yayinlari, 1990. (Турецкий).

[54] Больных А. Г. Морские битвы Первой мировой: Трагедия ошибок. Москва: ATC, 2002.

[55] Родзянко М. В. Государственная дума и Февральская 1917 г. Революция. Ростов: Ростов н/Дону, 1919.

[56] Смирнов М.И. Адмирал Александр Васильевич Колчак: (Краткий Биографический Очерк). Париж: Вайен Мар. Сюз, 1930.

[57] Yunus Nadi. Kurtulu^ Sava^i'nda Anadolu'da Yeni Gün. Aktaran: Yrd. Do$. Dr. Nurettin Gülmez. Ankara: Atatürk Ara^tirma Merkezi, 1999. (Турецкий)

[58] Falih Rifki. Qankaya. istanbul: Dogan Karde§ Matbaacilik San. A.§, 1969. (Турецкий)

[59] Мельников Р.М. Линейные корабли типа "Императрица Мария". Сптб: «Гангут», 1993.

[60] Плотников И. Ф. Александр Васильевич Колчак: исследователь, адмирал, верховный правитель России. М., 2002.

[61] Богданов К.А. Адмирал Колчак. Биографическая повестьхроника. СПб., 1993.

[62] Afif Büyüktugrul Osmanli (Türk)-Yunan Deniz Silahlanma Yari^i. Belleten. C.XXXIX. Ankara: Türk Tarih Kurumu, 1975. T. 156. C. 724-744. (Турецкий).

[63] Афанасьев Г.Ю. Проблема Воссоздания Императорского Российского Флота В 1905-1911 гг. как форма воздействия на общественное мнение России начала XX века. Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), Удк: 94(47+57) «1905/1911» -357 (47+57) «1905/1911» Ббк: Т. 3(2). C. 38-42.

[64] M. Volkan Atuk. Kutupla^ma Siyaseti Baglaminda ingiliz-Rus Konvansiyonu ve Osmanli Devleti. Uluslararasi ili^kiler. 2018. Т. 15 (57). С. 99-109. (Турецкий).

[65] Ferdi Uyaniker, I. Dünya Sava^i'nda Mecidiye Kuvazörünün Ruslar Tarafindan Ele Ge^irilmesi, Rus Donanmasindaki Faaliyetleri ve Geri Alinma Süreci. Qagda§ Türkiye Tarihi Ara^tirmalari Dergisi. 2019. Vol. XIX/38. C. 27-74. (Турецкий).

[66] Новиков П.А. Контр-Адмирал А.В. Колчак в Планировании и Существлении Боевых Операций Балтийского Флота в Апреле - Июне 1916 Г". Известия Лаборатории Древних Технологий. 2016. №. 2 (19). C. 75-81.

[67] Алексеева, Ю.А. Колчак - флотоводец», Конференция: Военная история России в XIX-XX века. УДК 929 Александр Колчак+94.09.35 ББК 63.3 (2) 524, 63.3 (2) 611. Санкт-Петербург 2016. C. 174-184.

[61] Миронов Б. Н. Русская революция 1917 года в Контакте Теория Революций. Российская цивилизация: Операционные науки и современность 2. 2013. C. 72-84.

[68] Павленко А.П. Политическая деятельность вице-адмирала А.В. Колчака (Февраль-Июн 1917). История. 2013. C. 119-133.

[69] Павленко А.П. Роман Романович Левговд-Офицер Революционного Черноморского Флота. События и Люди. 2018. T. 8/4. C. 898-911.

Литвин А.А.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань.

Гёкхан Арслан

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань.

Эркош Мурат

Хасана Калёнлджу Университет, Газиантеп, Турция.

Русско-Турецкая война с немецкими кораблями под Турецким флагом (1914-1917) Аннотация. В данном исследовании рассматривается положение военно-морских флотов Российской и Османской империй накануне Первой мировой войны и русско-турецкая борьба на Чёрном море во время Первой мировой войны. Первая мировая война началась, когда Россия выступила на стороне Сербии против Австро-Венгрии. Сначала Османская империя хотела вступить в союз с державами Антанты, но после отрицательной реакции Англии, Франции и России она заключила секретное соглашение с Германией и начала подготовку к войне против держав Антанты. С целью усиления турецкого флота командующим турецким флотом был назначен немецкий контр-адмирал Сушон. Для опережения России, вывода её из войны на южном фронте и с целью ослабления её военной мощи, 29 октября 1914 г. турецкий флот под командованием контр-адмирала Сушона совершил внезапную бомбардировку Севастополя, Одессы, Кефе, Керчи и Новороссийска. Таким образом, Османская империя фактически была вовлечена в войну. После того, как генеральный консул России в Константинополе Михаил Николаевич Гирс 2 ноября 1914 года покинул Константинополь началась русско-турецкая борьба на Кавказе и в Черном море.

Ключевые слова: Россия, Османская империя, Первая мировая война, Черное море, флот.

flftojiha rfonoahthkh h mf^g^hapoghmx othomfhhh

Litvin A.A.

Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan.

Gokhan Arslan

Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan.

Erkosh Murat

Hasan Kalyonlcu University, Gaziantep, Turkey.

Russo-Turkish war with Turkish flagged german ships (1914-1917)

Abstract. In this study, the situation of the Russian-Turkish navy before the First World War and the Russian-Turkish struggle in the Black Sea during the First World War are expressed. The First World War started when Russia sided with Serbia against Austria-Hungary. At first, the Ottoman Empire wanted to ally with the Entente Powers, but upon the negative response of England, France and Russia, it made a secret agreement with Germany and started preparations for war against the Entente Powers. In order to strengthen the Turkish fleet, the German Admiral Souchon was appointed to the head of the Turkish fleet. The German and Turkish authorities to act before Russia, to exclude Russia from the war on the southern front or to weaken its combat power, the Turkish fleet under the command of Admiral Souchon suddenly bombed the Russian ports of Sevastopol, Odessa, Kefe, Kerch and Novorosiski on October 29, 1914 with a raid. Thus, the Ottoman Empire was efficaciously involved in the war. After the departure of Giersin, the Consul General of Russia in Istanbul, from Istanbul, the Russian-Turkish struggle began in the Caucasus and the Black Sea when Russia attacked the eastern region on November 2, 1914.

Key words: Russia, Ottoman Empire, First World War, Black Sea, Fleet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.