Научная статья на тему 'Русский язык возвращается в чешские школы (Орлова Н. , Вагнерова М. , Кожушкова М. «Класс!»: учебник русского языка для средних школ. Прага: Издательство «Klett», 2010)'

Русский язык возвращается в чешские школы (Орлова Н. , Вагнерова М. , Кожушкова М. «Класс!»: учебник русского языка для средних школ. Прага: Издательство «Klett», 2010) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
85
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русский язык возвращается в чешские школы (Орлова Н. , Вагнерова М. , Кожушкова М. «Класс!»: учебник русского языка для средних школ. Прага: Издательство «Klett», 2010)»



РУССКИЙ ЯЗЫК ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ЧЕШСКИЕ ШКОЛЫ

(Орлова Н., Вагнерова М., Кожушкова М. «Класс!»: Учебник русского языка для средних школ. Прага: Издательство «Klett», 2010)

Класс!

НиьКпа рго з1г«чИ| ¿Ьо^ 11£сЬтсе а ргзсот!

После «бархатной революции» (ноябрь-декабрь 1989 года) обязательное изучение русского языка в основных и средних школах Чехии было отменено. Большинство учеников выбирали другой иностранный язык. Постепенно русский язык практически исчез из чешских школ.

В настоящее время ситуации кардинально меняется, количество изучающих русский язык, увеличилось почти в 5 раз и продолжает увеличиваться. Кроме государственных языковых школ, число которых сокращается (как и число учащихся в них), курсы русского языка открывают многие частные языковые школы.

Интересно отметить, что в настоящее время мотивацией для выбора русского языка как одного из иностранных являются не всегда типичные для современной молодежи прагматические причины. По словам преподавателей, имеющих «дореволюционный» опыт работы, учащихся привлекает красота русского языка, интерес к истории России, Украины, Подкарпатской Руси и всего региона, к истории отношений наших стран в разные исторические периоды, чего никогда не отмечалось в то время, когда его изучение было обязательным (Л. Йирова, преподаватель Коммерческого училища в Чешских Будейовицах).

По состоянию на 30 сентября 2010 года в начальных школах Чехии русский язык изучают 24 955 школьников (из них в качестве обязательного выбираемого предмета — 18 090). Русский язык занимает третье место после английского и немецкого. В средних школах и гимназиях русский язык изучает 29 181 человек (четвертое место после английского, немецкого и французского языков). Количество уроков в неделю варьируется от 2 до 3, количество лет (в зависимости от школы) — от 4 до 6.

Таким образом, судьба русского языка в Чехии внушает определенный оптимизм.

Но новое время требует новых подходов, новых учителей и новых учебников.

Одним из таких учебников, на наш взгляд, и, по мнению большого количества учителей русского

языка, можно считать недавно вышедший и уже вызвавший интерес и немало положительных откликов учебник «Класс!».

Адресатом этого учебника являются учащиеся старших классов гимназий, начинающие изучать русский язык. «В связи с тем, что личностно-ори-ентированный подход, положенный в основу УМК „Класс!", предполагает учет индивидуальных особенностей обучаемых, при работе над учебником авторы учитывали не только возрастные особенности учащихся данной группы, но и особенности родного языка обучаемых. Как следствие, логика введения лексико-грамматического и фонетического материалов опирается на явления, сходные в чешском и русском языках. Соответственно, языковой материал, отсутствующий в родном языке учащихся, подвергается более интенсивной отработке во избежание межъязыковой интерференции, которая является одним из источников ошибок в речи учащихся»1.

Этот компактный и удобный в использовании комплекс состоит из трех частей (третья часть в печати), каждая из которых представляет собой учебник и рабочую тетрадь, объединенных под одной обложкой, а также приложение на 2 CD (в общей сложности 6 CD). Книга для учителей также представлена на CD.

Каждая часть включает в себя по 9 уроков, представляющих разнообразные типы работы над одной из актуальных в сфере ежедневного общения тем.

В оглавлении формулируется содержание, цели и задачи, навыки и умения, лексическое и грамматическое наполнение каждого урока. Так, на материале четвертого урока, который называется «Понедельник — день тяжелый», студенты учатся говорить о расписании уроков, о школе, школьных предметах, высказывать интерес к определенной проблеме, их словарный запас пополняется названиями дней недели, числительными от нуля до двадцати, изучается и тренируется употребление конструкций « у меня, у тебя ... есть». Фонетическим заданием этого урока является произношение звуков «ч, щ, р', л'» и слов типа « сегодня».

[мир русского слова № 4 / 2011]

91

Каждый урок заканчивается интересной информацией под рубрикой «Знаете ли вы, что...». Особый интерес вызывает творческое задание под рубрикой «Проект!», которое стимулирует учащихся к самостоятельному поиску в Интернете ответов на поставленные вопросы, например, в четвертом уроке они связаны с выяснением различий в российской и чешской системах образования.

Пятый, девятый, четырнадцатый и восемнадцатый уроки называются «Повторение — мать учения» и содержат материал для закрепления пройденного.

В конце рабочей тетради после компактного итогового обзора грамматики расположен поурочный словник с грамматическими пометами, спряжением нерегулярных глаголов и некоторыми наиболее частотными выражениями.

Объединяющим психосоциальным моментом содержания можно считать компанию главных героев — петербургских старшеклассников, в жизни и интересах которых принимают участие те, кто начинает работать по этому учебнику. Удачным решением следует признать введение в компанию главных героев чешской девушки Вероники, приехавшей с родителями в Санкт-Петербург и начинающей учебу в русской школе. Такое решение дало автором возможность естественным образом отразить некоторые проблемы социокультурного характера, выявить различия в русском и чешском менталитете. Вообще, естествен-

ность — одна из основных черт этого учебника. Он построен на естественных ситуациях, в которых живет современный школьник, в его содержании и заданиях отражается психология «новых детей», живущих более динамичной жизнью, имеющих возможность получать информацию из самых разных источников, стремящихся к разнообразию представления этой информации.

Отдельной оценки заслуживает оформление учебника. Он чрезвычайно красочный, наполненный фотографиями и рисунками, иногда создается впечатление, что перед вами анимационный фильм, живой и динамичный. Этот тот редкий случай, когда графика активно работает на коммуникативность.

Появление учебников, подобных «Классу!», вселяет надежду на то, что русский язык в XXI веке вернет свои позиции в чешских школах на новом уровне.

Хочется поблагодарить коллег Марту Вагнерову, Наталию Орлову и Ленку Йирову за предоставленные материалы и отзывы.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Orlova N., Stejskalova J. Класс 1! (2010) Metodicka prirucka pro ucitele na CD.

Т. Е. Милевская, доцент кафедры русского языка

Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета

Гусейнов Г. Закатальские эт

Название книги вполне адекватно содержанию. Ровно 200 одностраничных этюдов сливаются в мозаичное панно, на котором наиболее четко проступают в конечном счете портрет автора и во многом узнаваемый еще по литературной классике портрет Кавказа. Автор — он же и главный герой — во многом похож на лесковского очарованного странника: преобладает в нем восторженное восприятие мира и человека. Он скромен, добр, терпим, довольно сентиментален, рефлексивен и по-восточному мудр. Обнаруживая широкую эрудицию и хорошо развитую ассоциативность мышления, обожает глубокое и меткое слово — фольклорное, литературное, эстрадно-песенное и т. д., да и сам в этом деле, как говорится, не промах. Каждый этюд венчается афористически краткой цитатой или собственной формулой-выводом. Иногда, правда, кажется, что для автора сам этюд вторичен по отношению к выводу. При всем этом следует отметить глубоко уважительное отношение автора к русской и советской

ды. СПб.: «Златоуст», 2011.

литературе: строки Пушкина, Лермонтова, Гамзатова и многих других классиков не сходят с пера и всегда кстати. Пронзительны по чувству этюды о Марине Цветаевой.

В части замысла и формы книга, образно говоря, без претензий. В моем восприятии тон и стиль ее близки к арифметически среднему между «потоком сознания», «Героем нашего времени» и телевизионными «Не -Путевыми заметками» Дмитрия Крылова. Характерна в этом смысле судьбоносно-начальная история книги: автор собрался в Баку, но — из-за снегопада «дороги нет», и автор от нечего делать решает «написать что-то необычное» и вместе с тем давно задуманное и предназначенное «удивить ну хотя бы одного-двух закатальцев». Как ни странно может кому-либо показаться, такой зачин вполне располагает читателя. Автор же, недолго думая, в качестве натуры для первого этюда берет тот самый снегопад и стимулируемый им лай дворовой собаки. Лиха беда начало!..

92

[мир русского слова № 4 / 2011]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.