И. А. Шаповалова, доктор педагогических наук, профессор, директор Московского филиала Высшей школы народных искусств (институт)
РУССКИЙ ЯЗЫК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Аннотация. В статье автор выявляет основные векторы развития русского языка в современном мире, исследует основные функции русского языка, оценивает перспективы его дальнейшего развития. Отдельное внимание в статье автором уделено проблеме использования русского языка в Интернете Ключевые слова: русский язык, Россия, мировое сообщество, влияние, значение, развитие, многонациональность, образование, функции, роль, интернет.
I.A. Shapovalova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Director of the Moscow branch of the Higher School of Folk Arts (the Institute).
RUSSIAN LANGUAGE IN THE MODERN WORLD: DIRECTONS OF DEVELOPMENT
Abstract. In the article, the author reveals the main vectors of development of the Russian language in the modern world, explores the major functions of the Russian language, and assesses the prospects for further development of the Russian language. Special attention is paid to the use of the Russian language in the Internet.
Key words: Russian language, Russia, world community, influence, importance, development, multi-ethnicity, education, function, role, Internet.
Важнейшим ресурсом консолидации сил, укрепляющих фундаментальные
позиции Российской Федерации в новом геополитическом пространстве,
справедливо признается необходимость поддержки русского языка - мощного
объединяющего начала всех народов России. Имеющий статус государственного,
закрепленного в Конституции РФ, русский язык действует на всей территории
России, объединяя представителей 193 национальностей, говорящих на 277 языках
и диалектах. Законодательством РФ установлены функции русского языка,
3
способствующего взаимообщению, укреплению межнациональных отношений народов РФ в едином многонациональном государстве [15]. В компетенцию федеральных органов государственной власти включены:
• обязанность защиты и поддержки государственного языка;
• разработка и реализация соответствующих федеральных целевых программ;
• принятие мер по совершенствованию образования и системы подготовки в области русского языка и преподавателей русского языка как иностранного;
• содействие изучению русского языка за пределами РФ;
• обеспечение гарантий получения образования на государственном языке РФ и возможностей выбора языка обучения и воспитания, предоставляемых системой образования [14].
Реалии функционирования русского языка подтверждают действие государственных требований по недопущению отрицания или умаления права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе РФ и языками народов РФ, что отмечается Президентом РФ: сегодня в школах действуют 89 языков, 30 из них являются языком и предметом обучения, 59 -предметом изучения [3, с.12]. В.В. Путин четко определяет свое отношение к проблемам функционирования и развития русского языка: «Информационное, культурное, государственное единство страны, российского народа напрямую зависит от освоения..., от состояния, распространения русского языка» [3, с.13]. На русском говорят 96% граждан РФ. «Именно русский язык ... вместе с культурой сформировал Россию как единую и многонациональную цивилизацию, на протяжении веков обеспечивал связь поколений, преемственность и обогащение этнических культур» [3, с.13]. Важными вехами исторического развития народов РФ стало обретение многими из них письменности: «с 1920 по 1940 годы своя письменность появилась у 50 национальностей». Исключительную значимость сегодня приобретают вопросы развития богатых традиций литературных
переводов на русский язык и с русского языка [3, с.13].
Неоднозначным подходом к анализу и оценке положения русского языка в меняющемся мире актуализирована необходимость деятельности, поддерживающей позитивный опыт:
• исследования феноменов «русский язык», «речь на русском языке» - в динамике их развития;
• выявления мотивации изучения русского языка (родного, государственного, средства межнационального общения, иностранного) и компетентной экспертизы качества обучения русскому языку;
• определения особенностей языкового сознания и речевой практики лиц, изучающих русский язык, - монолингвов, билингвов, полилингвов.
Заслуживает особого внимания исследование проблемы использования русского языка в Интернете. Вопреки мнению об угрозах русскому языку во всемирной сети А.В. Суконин убедительно излагает свою точку зрения: сегодня «интернет ... следует рассматривать не как угрозу сохранности русскому языку, а наоборот, как невиданную ранее возможность его сохранения и развития». Русский язык «показывает свои возможности адаптироваться под современные тенденции в развитии общества, учитывает его запросы, тем самым подчеркивая свои твердые позиции ... сеть Интернет стала средством общения для многих людей. Не воспользоваться этим открытым коммуникативным пространством, этой ситуацией для развития и популяризации русского языка было бы неправильным. В интернете как среде возникает уникальная возможность развития, совершенствования и сохранения ... языка ... русского. Анализ языкового разнообразия интернет-ресурсов продемонстрировал весьма сильные позиции русского языка» [12, с.26].
Русский язык, один из мировых языков, сегодня успешно выполняет функции консолидации прогрессивных сил в условиях действия новых международных организаций - ШОС, БРИКС, международных экономических форумов, молодежных объединений, на олимпиадах и чемпионатах мира (спортивных) и т.д.
Тенденция упорядочения современного мира на принципах его многополярности формирует потребность в опыте государств, имеющих многовековую историю позитивного межнационального и межрелигиозного диалога. Русский язык, государственный язык РФ, уже не одно столетие выполняет миссию объединения православных христиан, российских мусульман, иудеев, буддистов, успешно реализуя функцию посредника между народами Запада и Востока, Севера и Юга. Сегодня Россия средствами своего государственного языка может выполнять роль третьей силы, «не второй - противостоящей, а уравновешивающей, гармонизирующей, предостерегающей».
Результаты деятельности государства и общества по сохранению и продвижению русского языка порождают объективные чувства сдержанного оптимизма [8, а8-30]. Русский язык занимает сегодня третье место в мире (после китайского и английского). Количество разговаривающих на русском языке - в пределах 500 млн. человек. Русский язык изучается более чем в 90 странах. Однако эксперты-лингвисты утверждают: «Через четверть века число носителей «великого и могучего» может сократиться вдвое. Причина проста - постепенно уходит поколение, хорошо владеющее русским языком в СНГ, Прибалтике, Центральной и Восточной Европе» [7, а36].
На фоне известных событий в мире - принятие санкций против России, осложнение международных отношений с США и Западной Европой, снижение качества международной безопасности - остро обозначились проблемы снижения престижа русского языка в мировом пространстве, ухудшения качества речи не только за пределами России, но и на ее собственной территории. Сегодня популярны дискуссии о порче русского языка, об угрозе англоязычной экспансии, о диктате малограмотной языковой среды, о безответственном отношении СМИ к русскому слову, об уменьшении масштабов продвижения русского языка как одного из мировых, о низкой мотивации изучения русского языка в России и т.д. Оснований для таких дискуссий немало. Обратимся к размышлениям профессора А.П. Лобанова. Поддерживая выводы академика РАО Ю.В. Рождественского о том,
что «состояние русского языка плохое. В этом виноваты мы сами — носители русского языка», - А.П. Лобанов пишет: «... в этом виноваты и филологи, ослабившие работу по совершенствованию современного состояния системы речи в целом» [12, с.11]. Далее ученый отмечает: «... наше несчастье в том, что у нас сегодня кризис нравственности, мы живем в условиях, когда наш язык используется в безнравственных целях» [12, с.12]. Сегодня «чудовищно устарели нормы русского языка. То, что иностранные слова вводятся в употребление и в сознание..., есть один из признаков устарелости языковой нормы» [12, с.12]. На фоне резкой критики убедительны предложения усовершенствовать учебный предмет русский язык, что «может обеспечить духовные основания творческой деятельности» [12, с.19]. Беспрецедентно важно принять меры для устранения высокочастотных нарушений норм русского литературного языка: «плывет глагольное управление, расшатана падежная система... , система синтаксических связей, школьники не понимают значения слов...» [12, с.21]. Главную беду современного русского языка ученый видит в отсутствии риторической этики, что в эпоху коренных социокультурных и геополитических перемен не может быть случайностью.
На позиции русского языка в сфере международного общения позитивно влияют такие организации, как МАПРЯЛ (с 1967 г.) - Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы и РОПРЯЛ 1 (с 1999 г.) - Российское общество преподавателей русского языка и литературы. МАПРЯЛ имеет почти полувековой опыт международного сотрудничества специалистов-преподавателей русского языка и литературы дальнего (а ныне и ближнего) зарубежья. В сентябре 2015 года успешно прошел XIII конгресс МАПРЯЛ - в Испании (Гранада). Конгресс объединил 1200 делегатов из 60 стран мира.
РОПРЯЛ сосредоточивает внимание на анализе достижений науки и практики в сфере исследования русской филологии, на анализе результатов взаимодействия языков и культур народов России. О высокой миссии РОПРЯЛ свидетельствует факт исторической значимости - Указом Президента РФ № 796 от
21 июня 2007 года создан фонд «Русский мир».
По мнению Вербицкой Л. (руководитель РОПРЯЛ), актуальной для этой организации стала деятельность со школами российских регионов. В центре внимания РОПРЯЛ находится изучение современного состояния русского языка в России, поиск интерактивных форм работы по повышению культуры речи населения. Большую роль в укреплении позиций русского языка играет традиционный фестиваль «Русское слово», проведение которого «всколыхнуло наше население и обострило интерес и внимание к русскому языку» [11, а45]. Позиция и практическая деятельность РОПРЯЛ связаны с организацией работы по достижению «адекватного представления о роли норм современного русского литературного языка и о реальном языке нашей молодежи ..., о том языке, на котором говорит современная молодежь, отражая ее систему ценностей» [11, а45]. В целях решения проблем изучения специфики русской речи молодежи проведено социологическое исследование «Русский язык в современной России». Анализ результатов исследования позволил конкретизировать предложения по участию образовательных и издательских организаций в изучении вопросов функционирования русского языка, развития основных направлений государственной национальной и языковой политики.
Новое направление в развитии продуктивных технологий обучения русскому языку эффективно формируется Издательским домом «Истоки». Комплекс учебно-методических пособий, учебников получил одобрение в 62 регионах России. Большой интерес к литературе Издательского дома «Истоки» проявляют студенты, изучающие русский язык как иностранный [5].
Открытость политики России в сфере функционирования и развития русского языка стала надежным основанием современного решения языковых проблем многонациональной и многоконфессиональной страны [4]. Гуманизм целевых ориентиров государственной поддержки русского языка очевиден и соответствует известным словам Ф.М. Достоевского: «Политика — это любовь к Родине, больше ничего». В целом, анализ современных процессов
8
функционирования русского языка свидетельствует о его огромных ресурсах объективно отражать реалии нового мира, нового общества и нового человека.
Самые эффективные ресурсы восприятия и понимания образа новой России сосредоточены в ее языке — русском, о чем убедительно говорит В. Толстой: «Вне русского языка невозможно расширение духовного и интеллектуального влияния России за рубежом, сохранение и развитие того, что мы называем русским миром. Здесь недопустима недооценка значимости русского языка как иностранного, системы его преподавания, как в России, так и за рубежом» [3, с.232].
Прецедент мифологизированного образа России XXI века, представляющей якобы угрозу международной безопасности, актуализирует необходимость открывать мировому сообществу действительную Россию, формировать ее реальный образ, мотивировать справедливое понимание гуманной сущности национальных традиций, тенденций признания истинности многополярного мира, устремлений к преобразованию жизни в контексте культуры мира, культуры достоинства.
Список литературы:
1. IV Всемирный русский народный собор (13-14 декабря 2001 г.). Стенограмма и материалы. - М.: АНО РИД «Роман-газет XXI век».
2. Вестник российской нации. - 2014. - № 1.
3. Вестник российской нации. - 2015. - № 3.
4. Губогло Н.М. От языка межнационального общения к общегражданскому языку солидарности // Информационный бюллетень. - № 9. Специальный выпуск. - М.: ГУ МДН, 2008.
5. Духовно-нравственное образование в средней школе. - М.: Издательский дом «Истоки», 2013.
6. Конституция Российской Федерации с поправками от 2014 года (с текстом гимна РФ М: Айрис, 2015.
7. Москва - соотечественникам. Альманах - 2013. - М.: МЦМС, 2014.
8. Назаров А. Язык как важнейшее средство коммуникации: возрастание роли русского языка в современном информационном пространстве // Вестник Российской нации. - 2015. - № 2,
9. Никонов В. Россия готова к стратегическому рывку (интервью) // Русский мир. - 2015. - Август.
10.Проблемы совершенствования государственной языковой политики // Вестник ПГЛУ. - 2010. ~ № 2.
11. Роль классических университетов в формировании инновационной среды регионов. Материалы Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Л.Г. Саяхова. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2009.
12. Русский язык V язык межнационального общения: доклады международной практической конференции (Минск, 12-16 ноября 2014 г.) / Под общей редакцией А.П. Лобанова. - Вестник МЦМС № 4. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015.
13.Саяхова Л.Г и др. Культура тюркских народов на уроках русского языка. (Пособие для учителя). - СПб.: Просвещение, 2008.
14. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
15. Федеральный Закон Российской Федерации от 01 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».