Русский язык как иностранный: смешанный формат обучения
Толмачева Елена Владимировна,
кандидат педагогических наук, кафедра русского языка
и межкультурной коммуникации, ФГБОУ ВО «Белгородский
государственный технологический университет
им. В.Г. Шухова»
E-mail: Elena-tolmach@yandex.ru
Гончарова Анастасия Владимировна,
кандидат филологических наук, кафедра русского языка
и межкультурной коммуникации, ФГБОУ ВО «Белгородский
государственный технологический университет
им. В.Г. Шухова»
E-mail: anastazy2005@yandex.ru
Изменения в мире, связанные с коронавирусной инфекцией, глобальной диджитализацией общественности, значительно повлияли на современное образование в высшей школе и, в частности, на преподавание русского языка как иностранного. В этих условиях распространения коронавирусной инфекции большинство университетов и колледжей по рекомендации Министерства науки и высшего образования РФ приняли решение о переходе на дистанционное обучение. В связи с этим все очные занятия были перенесены в онлайн-среду. Преподаватели были вынуждены организовывать учебный процесс посредством дистанционных технологий обучения на основе различных способов передачи электронного контента и доступных инструментов коммуникации обучающихся и преподавателей. Внеплановый переход на дистанционную форму обучения был экстренной, вынужденной мерой. Как показала практика, подавляющее большинство вузов России не были готовы к такой радикальной перестройке учебного процесса. По общему мнению, такая ситуация была результатом объективно разного уровня развитости информационной инфраструктуры вузов, обеспеченности тех или иных дисциплин электронными образовательными ресурсами и готовности самих преподавателей к использованию других форм и методов в образовательном процессе. Следуя методическим рекомендациям Министерства науки и высшего образования РФ, вузы разработали приемлемые для их уровня развития IT-инфраструктуры с учетом доступных внешних ресурсов сценарии реализации дистанционного обучения и требования к форматам учебного процесса. В статье рассматривается смешанный формат обучения русскому языку как иностранному в условиях онлайн-обучения, преимущества и недостатки дистанционных технологий и внедрение данных технологий в процесс обучения русскому языку как иностранному.
Ключевые слова: высшее образование, онлайн-образование, цифровая экономика, диджитализация, цифровые компетенции, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, обучение РКИ, русский язык как иностранный.
Введение
Развитие цифровой экономики: роботизация, интернет вещей (IoT), автоматизированная обработка больших массивов данных (Big Data), использование распределённых реестров (block chain) вносит изменения во все сферы жизни.
Современное видение учащимися образования заключается в осознании того, для каких целей им необходимы приобретаемые знания, где и как они будут применять их в профессиональной жизни. Основой обучения для них является формирование и развитие когнитивных навыков, способности конструировать и применять на практике имеющиеся и полученные знания, самостоятельно и инициативно решать профессиональные проблемы. При этом такое образование важно получать из любой точки мира без потери качества.
В связи с этим и система высшего профессионального образования на сегодняшний день претерпевает кардинальные изменения.
Поэтому мы можем говорить о смене образовательной парадигмы - переходе от традиционной системы к идее цифрового образования, которое меняет формы, форматы и способы получения образования. Основным результатом такого образования провозглашается не система знаний, умений и навыков, а набор компетенций, в т.ч. цифровых.
Вследствие этого в целях оптимизации учебного процесса в вузах наблюдается переход на дистанционный или смешанный формат обучения, повсеместное применение дистанционных образовательных технологий.
Цель
Цель исследования обосновать эффективность смешанного формата обучения, сочетающего в себе традиционную и дистанционную форму в новых образовательных условиях подготовки иностранных студентов, обучения их русскому языку как иностранному, а также неизбежностью изменения процесса преподавания русского языка как иностранного.
Материалы и методы исследования
В исследовании были использованы методы теоретического исследования, а именно, метод анализа и синтеза, дедукция, конкретизация и метод перспективного моделирования учебных ситуаций. Кроме того, исследование основано на следующих практических методах: наблюдение, анкетирование и тестирование обучающегося, методы контроля
сз о со -а
I=i А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
и измерения полученных данных, а также обобщение личного практического опыта в учебном процессе. Материалом исследования послужил онлайн курс обучения.
Результаты
Смешанный формат обучения иностранных граждан русскому языку показывает свою эффективность и помогает интенсифицировать процесс обучения русскому языку как иностранному.
Обсуждение
Трансформация традиционной парадигмы высшего образования потребовала кардинальной модернизации педагогической вузовской системы, подразумевающей внедрение новых диджитал-технологий обучения, изменение организационной и учебно-методической составляющей образовательного процесса.
Цифровой вектор подразумевает изменение содержания учебной и педагогической деятельности, их составляющие, форматы, способы реализации. В этом случае меняется и способ осуществления учебной деятельности обучающегося: онлайн-обучение исключает заучивание и непонимание учебного материала; происходит изучение, закрепление и проверка нового материала посредством рассуждения и обдумывания, тщательной самостоятельной проработки, и как результат - его осознание и понимание. То есть получаем трансформацию традиционного образовательного принципа «формирование знаний, умений и навыков» принципом «формирование профессиональной компетентности» посредством цифровых технологий.
В последнее время в теории и практике российского профессионального образования появились новые направления и технологии подготовки конкурентоспособных специалистов. Весьма значимое место среди них занимают дистанционные технологии.
Теоретическую основу работы составили научно-методические исследования в области цифровизации образования и методики обучения иностранным языкам таких исследователей как А.Н. Богомолов, М.Н. Моисеева, Е.С. Полат, О.А. Ускова Л.В. Ипполитова.
Дистанционное обучение мы понимаем, вслед за исследователями, не как отдельную дидактическую систему, а как форму получения образования, которая дополняет традиционную систему.
Мы придерживаемся того мнения, что, цели, задачи, содержание, методы и принципы обучения русскому языку как иностранному константны, не зависимо от формы организации учебного процесса. Обучение РКИ осуществляется по всем ви-„ дам речевой деятельности: говорение, аудирова-с= ние, чтение и письменная речь. m Методы и принципы дистанционного обучения == должны быть эффективными в условиях онлайн ■5 образовательной среды.
На данный момент в дистанционном обучении используется два направления: онлайн платформы для самостоятельного обучения, где отсутствует контакт учащегося с преподавателем, и обучение через видеоконференции посредством Zoom, Google Meet и аналогичным современным программам, которые обеспечивают видеосвязь преподавателя и студента.
Реалии сегодняшнего дня диктуют необходимость сочетания вышеозвученных форм для минимизации недостатков традиционного и дистанционного обучения.
Для обеспечения эффективности реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий в нашем университете была разработана электронная информационно-образовательная платформа BO-LID.
На данной платформе осуществляется обучение русскому языку иностранных граждан на «цифровом подготовительном факультете».
Взяв за основу андрагогические, науковедче-ские и социально-экономические факторы и особенности иностранных обучающихся, мы сформулировали следующие принципы обучения на «цифровом подготовительном факультете».
1. Обучающемуся отдаётся основная роль в процессе обучения.
2. Студент стремится к самореализации, самостоятельности, самоуправлению и так себя осознаёт.
3. Учащийся имеет накопленный жизненный (бытовой, социальный, профессиональный) опыт, который используется как важный источник обучения.
4. Обучающийся получает образование для решения значимой жизненной задачи и достижения конкретной цели.
5. Студенту необходимо незамедлительное применение полученных в ходе обучения знаний, умений и навыков.
6. Образовательная деятельность опирается на временные, пространственные, бытовые, профессиональные и социальные факторы, которые либо замедляют процесс обучения, либо его интенсифицируют.
7. Процесс обучения организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: планирования, реализации, оценивания и коррекции [4, с. 44].
Смешанный формат обучения выполняет следующие функции:
• коммуникативная;
• информационная;
• диагностическая;
• воспитательная;
• мотивационная;
• проектировочная;
• рефлексирующая.
Мотивационная функция проявляется в развитии у студентов устойчивой учебной мотивации. Она активизирует мышление, побуждает учащих-
ся к деятельности и реализуется через связь занятий с реальными условиями профессиональной деятельностью. Мотивация к учению возрастает, когда студенты наглядно видят реальные результаты своего труда, кода они полностью сосредоточены на обучении, самостоятельно исполняют спроектированные ими же профессиональные роли. Это способствует формированию готовности к активной умственной деятельности, независимо от знаний и интересов.
Информационная функция способствует расширению информационного поля учащихся благодаря информационному контенту занятий - использование СМИ, Интернет-ресурсов, результатов социальных опросов и др. в качестве источников информации. В процессе работы студенты осу-
Таблица 1
ществляют поиск дополнительной информации. Занятия строятся таким образом, чтобы в процессе их реализации обучающиеся осуществляли самостоятельную работу по поиску дополнительной информации в различных источниках.
Продуктивность овладения речевой деятельностью может быть задана проектировочной функцией. Приобретение знаний в процессе работы становится не совокупностью приёмов, а целостностью процесса обучения, определяемой логикой работы и получением реального продукта этой деятельности. В ходе реализации обучения формируются и осваиваются проектировочные умения учащихся. Они становятся свойствами личности студентов, которые способны выполнять определенные действия в заданных условиях.
Параметры Дистанционноезанятие Занятие в смешанном формате
Учебная деятельность: планирование и построение учебной деятельности (определение и формулирование потребностей и целей обучения) • преподаватель определяет порядок предъявления учебного материала в соответствии с логикой учебного предмета, сам выделяет содержательные единицы; • работа только индивидуально; • технология передачи знаний; • заучивание наизусть, множество грамматических упражнений, упражнения на пересказ и т.п. • преподаватель+студент совместно разбирают проблемные задачи, исходя из конкретной ситуации и уровня подготовленности группы; • осуществление коллективной совместной учебной деятельности; • технология поиска новых знаний на основе предыдущего опыта; • выполнение индивидуальных творческих заданий (РошегРот1-презентаций и т.п.); • использование различных форм коммуникации и контроля (оп-Ппе-конференция, виртуальные путешествия, электронная почта, форум, вебинары и т.д.)
Психологическая атмосфера обучения • формальная: авторитет преподавателя; доминирующая функция преподавателя: преподаватель сам осуществляет организацию, контроль и оценку учебного процесса, знаний, умений и навыков каждого обучаемого и группы в целом; • ощущение зависимости студентов от преподавателя; • развитие познавательной активности и личной заинтересованности в достижении поставленной цели (зависит только от самого обучаемого, его способностей и желания) • неформальная: взаимное уважение и совместная деятельность: преподаватель выступает в роли помощника, советчика; • осознание студентами непосредственного участия и увеличение интереса к обучению; • развитие познавательной активности и личной заинтересованности в достижении поставленной цели (применение современных методов работы, интерактивных форм обучения и т.п.)
Ориентация в обучении на учебную дисциплину на самостоятельное решение проблемного задания
Оснащённость занятия присутствие наглядности (в электронном варианте) выполнение одного из важнейших принципов дидактики -наглядности (в мультимедийном исполнении)
Готовность студента к обучению • необходимость, часто навязанная другими; • наличие у обучаемых навыков работы с печатным материалом • непосредственное понимание и осознание самим студентом задач обучения и овладения готовностью к обучению • наличие у обучаемых достаточно высокого уровня информационной компетенции
Оценка учебной деятельности • студенты работают под управлением преподавателя, активная деятельность не может проявиться • совместная оценка результатов учебной деятельности и определение новых задач (проблем): преподаватель совместно с обучаемыми осуществляет организацию, контроль и оценку учебного процесса, знаний, умений и навыков каждого в отдельности и группы в целом
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
Диагностическая функция предполагает создание определённых условий, которые позволяют оценить уровень сформированности компетенций студента, при сравнении имеющегося уровня с нормативными требованиями, отраженными в стандарте. Эта функция даёт возможность вы-
явить пробелы или несоответствия в профессиональной подготовке будущих специалистов и спроектировать действия по их устранению. Оценка и сравнение профессиональных умений учащихся с заданными в стандарте позволяет избежать субъективности преподавателя.
Рефлексирующая функция способствует повышению уверенности студента, его самореализации и рефлексии, эмоциональному обогащению, связанному с ощущением способности к преобразованию действительности, возможности получить наряду с предметно-профессиональным социально-педагогический результат личностных приращений. Позиция рефлексии в обучении способна удерживать основной смысловой центр занятия. Это связь замысла и реализации или цели и результата. Такая связь осуществляется при самостоятельном принятии решений о действии, подборе средств реализации полученных заданий, построении этапов подготовки и ответа.
Рефлексия даёт возможность студентам осознать путь обучения, проанализировать развитие компетенций. Ключевым моментом является то, что образовательная деятельность становится частью опыта студентов, а рефлексия становится базой его оценки.
Воспитательная функция развивает различные личностные качества студентов для активизации навыков студентов: инициативности, целеустремленности, ответственности, выработки навыков учебной деятельности и др.
Важнейшей для обучения является коммуникативная функция, которая способствует развитию коммуникативной компетенции обучаемых. В обучении коммуникативная функция реализуется максимально, т.к. всё многообразие аспектов формирования и развития коммуникативной компетенции связано с разными этапами и сторонами обучения. На степень реализации этой функции оказывают влияние различные факторы: уровень языковых способностей коммуникантов, характеристика психологического климата общения, решение коммуникативных задач, связанных со специальностью обучаемых и др. [4, с. 68].
К тому же нами выделены преимущества смешанного формата по сравнению с дистанционным обучением [4, с. 82] (см. табл. 1).
Считаем целесообразным отметить также минимизацию психолого-педагогических проблем, с которыми обычно сталкиваются преподаватели и студенты при организации вынужденного дистанционного обучения. «Учебный материал для дистанционного обучения рассчитан, как известно, скорее не на личностное взаимодействие, а на передачу информации некоему «усредненному обучаемому» и адресуется ему как объекту информационного процесса» [1, с. 10]. Это провоцирует появление у большинства студентов психологических трудностей, связанных со спецификой «психолого-педагогического фактора общения в сети как особого вида коммуникации» [3, с. 97]. Обратимся к самому обучению. 5 На электронной информационно-образователь-5 ной платформе «BOLID» БГТУ им. В.Г. Шухова £3 действует так называемый «цифровой подготови-еЗ тельный факультет». Приведём фрагменты одного го из модулей обучения.
Студент изучает и работает с новой информацией самостоятельно. Для закрепления и проверки усвоения материала, студенту даётся задание на видеоконференцию, которая проводится преподавателем.
Заключение
Таким образом, представленная работа по реализации учебной деятельности в смешанном формате показала свою эффективность. Выявленные дидактические возможности позволяют сделать вывод о перспективности данного формата обучения, а также целесообразности дальнейшей разработки.
Учебный контент, представленный в данном исследовании, может послужить основой для обучения русскому языку как иностранному. Преимущество такого онлайн-продукта связано с тем, что он является результатом совместной работы студента и преподавателя, предлагает актуальную информацию в том формате образовательного пространства, в котором нуждается современный обучающийся, а также обладает свойствами мобильности и доступности. Его использование обеспечивает содержательную основу и создаёт ситуативность учебного общения.
Несомненна перспективность такого формата в процессе обучения русскому языку как иностранному, а также целесообразность применения данного формата обучения для развития компетенций учащихся.
Литература
1. Демкин, В.П. Психолого-педагогические особенности дистанционного образования /
B.П. Демкин, Т.В. Руденко, Н.В. Серкова. // Высшее образование в России. -2000. - № 3. -
C. 124-128.
2. Мараховская, Н.В. Проблемы дистанционного обучения. Аспект психолого-познавательных барьеров: монография/ Н.В. Мараховская, А.И. Пилипенко. - Брянск: Издательство БГТУ, 2001. - 127 с.
3. Старов М. И., Чванова М.С., Вислобокова М.В. О некоторых психолого-педагогических аспектах дистанционного обучения // Вестник ТГУ. -1998. - № 3. - С. 96-100.
4. Толмачева Е.В. Инновационное обучение РКИ (сфера «Строительный менеджмент») на основе информационно-коммуникативной веб-квест технологии: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Толмачева Елена Владимировна - Москва, 2015. -303 с.
5. Ускова О.А., Ипполитова Л.В. Дистанционная форма обучения русскому языку как иностранному: проблемы и перспективы // Вестник МГЛУ. Сер. Образование и педагогические науки. - 2017. - № 5. - С. 42-50.
RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE: BLENDED TEACHING FORM
Tolmacheva E.V., Goncharova A.V.
Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov
The changes in the world associated with coronavirus infection, global digitalization of public have significantly affected the modern higher education and in particular the teaching of Russian as a foreign language. In these conditions of the coronavirus infection spread, a lot of universities and colleges by the recommendation of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation decided to change to distance learning. In this regard, all face-to-face classes were moved to an online. Teachers were forced to organize the educational process through distance learning technologies based on various ways of transmitting electronic content and available communication tools for students and teachers. The unplanned transition to distance learning was an emergency, forced measure. As practice has shown the vast majority of Russian universities were not ready for such a radical restructuring of the educational process. According to the general opinion this situation was the result of objectively different levels of development of the information infrastructure of universities, the provision of certain disciplines with electronic educational resources and the readiness of teachers themselves to use other forms and methods in the educational process. Following the methodological recommendations of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, universities have developed scenarios for the implementation of distance learning and requirements for the formats of the educational process that are acceptable for their level of IT infrastructure
development taking into account available external resources. In the article the conditions of online learning are considered, the advantages and disadvantages of distance learning technologies and the introduction of these technologies in the process of teaching Russian as a foreign language are also considered.
Keywords: higher education, online education, digital economy, digitalization, digital competencies, distance learning, distance learning technologies, RFL training, Russian as a foreign language.
References
1. Demkin, V.P. Psychological and pedagogical features of distance education / V.P. Demkin, T.V. Rudenko, N.V. Serkova. // Higher education in Russia. -2000. - Vol. 3. - pp. 124-128.
2. Marakhovskaya, N.V. Problems of distance learning. Aspect of psychological and cognitive barriers: monograph/ N.V. Marakhovskaya, A.I. Pilipenko. - Bryansk: Publishing house of BSTU, 2001. - 127 p.
3. Starov M. I., Chvanova M.S., Vislobokova M.V. About some psychological and pedagogical aspects of distance learning // Bulletin of TSU. - 1998. - No. 3. - pp. 96-100.
4. Tolmacheva E.V. Innovative training of RFL (the sphere of "Construction management") based on information and communication web-quest technology: dissertation... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.02 / Tolmacheva Elena Vladimirovna -Moscow, 2015. - 303 p.
5. Uskova O.A., Ippolitova L.V. Distance learning of Russian as a foreign language: problems and prospects // Bulletin of the MGLU. Ser. Education and pedagogical sciences. - 2017. -Vol. 5. - pp. 42-50.