Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 4. C. 144-156 Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 4, pp. 144-156 (In Russ.)
ПОЛИТОЛОГИЯ
DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-4-10
РУССКИЙ ЯЗЫК И СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ
ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕСУРС «МЯГКОЙ СИЛЫ»
РОССИИ В НИГЕРИИ
М.Р. Авдалян
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва,
Россия; ramaryko@yandex.ru
Аннотация: В статье рассматривается потенциал русского языка и сотрудничества в сфере образования как ресурса «мягкой силы» России в Нигерии. Сегодня Африка становится все более актуальным региональным направлением внешней политики Российской Федерации. Распространение российской «мягкой силы» в Нигерии, одном из ключевых государств Африки южнее Сахары, будет способствовать продвижению национальных интересов на всем континенте. Сотрудничество в сфере образования выступает как более влиятельный ресурс мягкой силы, в то время как популяризация русского языка в Нигерии сопровождается рядом трудностей. Отсутствие в России стратегии по формированию элиты в Нигерии замедляет возможность интенсификации сотрудничества с этим африканским государством.
Ключевые слова: мягкая сила, Россия, Нигерия, русский язык, образование
Для цитирования: Авдалян М.Р. Русский язык и сотрудничество в сфере образования как ресурс «мягкой силы» России в Нигерии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 4. С. 144-156. DOI: 10.55959/ MSU0320-8095-13-67-4-10
THE RUSSIAN LANGUAGE AND COOPERATION
IN THE FIELD OF EDUCATION AS A SOURCE
OF RUSSIA'S "SOFT POWER" IN NIGERIA
Mary R. Avdalyan
Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; ramaryko@yandex.ru
Abstract: The article examines the potential of the Russian language and cooperation in education as a source of Russian "soft power" in Nigeria. Today, Africa is becoming an increasingly relevant regional area of foreign policy of the Russian Federation. The spread of Russian "soft power" in Nigeria, one of the key states in sub-Saharan Africa, will promote national interests throughout the continent. Coop-
© Авдалян М.Р., 2023
eration in education has proved to be a more influential source of soft power, while a number of difficulties accompanies the popularization of the Russian language in Nigeria. Russia's lack of a strategy to form elites in Nigeria slows down the possibility of intensifying cooperation with this African state.
Key words: soft power, Russia, Nigeria, Russian language, education
For citation: Avdalyan M.R. The Russian language and cooperation in the field of education as a source of Russia's "soft power" in Nigeria. Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 4, pp. 144-156. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-4-10 (In Russ.)
Введение
После окончания холодной войны американский политолог и эксперт по международным отношениям Дж. Най опубликовал статью в журнале Foreign Policy под названием "Soft Power", где впервые употребил термин «мягкая сила». В этой работе Дж. Най утверждает, что содержанием «силы» всегда считались некие материальные вещи (численность населения, площадь государства, количество полезных ископаемых, экономические показатели, военная мощь и т. д.), сравнение которых позволяло выявить сильных и слабых игроков на международной арене. Однако в современном глобализирующемся мире в период технического и технологического прогресса, развития сети Интернет, наряду с военной и экономической мощью, следует учитывать и ненасильственные методы силы и влияния, а именно — «soft power». Дж. Най определяет «мягкую силу» как способность заполучить желаемое посредством не принуждения (характерного для т.н. hard power), а привлекательности своих культуры, политических идеалов и ценностей и проводимой политики (как внешней, так и внутренней)1. В своей работе "Soft Power: means to succeed in world politics" Дж. Най пишет о том, что культура государства, как ресурс «мягкой силы», увеличивает вероятность получения желаемых результатов, если транслирует универсальные ценности. В сочетании с одобрением политического курса государства, у объекта воздействия возникает чувство притяжения (attraction) и долга (duty)2, что в дальнейшем позволит эффективнее реализовывать и отстаивать ценности и интересы страны-субъекта влияния. Описывая культуру как ресурс «мягкой силы» автор не рассматривает вопрос о потенциале языка как части культуры того или иного государства.
Язык является неотъемлемой частью культуры и основой национальной идентичности. Владение определенным языком открывает
1 Nye J.S. Soft power: The means to success in world politics. Public affairs, 2004. С. X.
2 Ibid.С. 11.
возможность погрузиться в культуру его носителей, их повседневную жизнь, а также предоставляет возможности для усиления взаимодействия государственных и негосударственных субъектов международных отношений. Изучение иностранных языков, представляющее из себя лингвострановедческое обучение, позволяет не только овладеть языком, но и познакомиться с историей страны, ее традициями, обычаями, политическим устройством, основными экономическими характеристиками. Все это в совокупности позволяет обучающимся сформировать свое представление о стране изучаемого языка.
Транслировать свои ценности и создавать привлекательный имидж государства невозможно без продвижения человеческого развития, основой которого можно назвать сферу образования. Именно поэтому объектами «мягкой силы» зачастую выступают системы среднего и высшего образования, а страны, претендующие на доминирование в международных отношениях, все больше развивают международные образовательные программы3. В процессе обучения постигаются те самые ценности, носителем которых является население страны; те ценности, которые зачастую диктуют повестку внешней политики. По возвращении на родину обучающий становится не просто бывшим студентом, а частью социального ресурса, который может распространять идеи, полученные им во время обучения, а также поддерживать и расширять связи со своими бывшими однокурсниками4, развивая таким способом межличностные связи между двумя государствами.
В данной статье будет дана оценка эффективности этих инструментов «мягкой силы» России в Нигерии. Федеративная Республика Нигерия является одним из крупнейших экономических и политических игроков в Африке. Это государство с большой территориальной площадью и населением более 200 миллионов человек обладает нефтяной и газовой промышленностью, сильным сельскохозяйственным производством и большим потенциалом в сфере добычи природных ресурсов. В марте 2022 года в Нигерии был открыт крупнейший в Африке завод минеральных удобрений5, а в мае 2023 года — новый нефтеперерабатывающий и нефтехимический завод Dangote Oil Refinery, который также имеет потенциал стать крупнейшим
3 AmirbekA., Ydyrys K. Education and soft power: Analysis as an instrument of foreign policy // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. Т. 143. С. 514-516.
4 Здесь и далее речь пойдет только о высшем образовании, так как сотрудничество именно в этой сфере развито наиболее широко.
5 СМИ: в Нигерии открыли крупнейший в Африке завод минеральных удобрений // ТАСС, 22 марта 2022 [Электронный ресурс: https://tass.ru/obschestvo/14146983 Дата обращения: 07.05.2023]
нефтеперерабатывающим заводом на всем континенте6. Кроме того, Нигерия является ключевым участником региональной стабильности в Западной Африке. Этот факт подтверждает вклад страны в разрешение гражданской войны в Либерии в рамках «Миссии экономического сообщества Западной Африки в Либерии» (ECOMIL) и та роль, которая Нигерия играет в процессе урегулирования ситуации после переворота в Нигере в 2023 г. Нигерия — важный игрок на международной арене, в том числе в рамках Африканского Союза (АС) и Организации Объединенных Наций (ООН), где она стремится к получению статуса постоянного члена Совета Безопасности (СБ ООН). Геополитически Нигерия расположена на пересечении крупных международных маршрутов, связывающих Европу, Ближний Восток и Африку, и имеет выход к Атлантическому океану. Развитие отношений с Нигерией позволит России расширить свое влияние на африканском континенте, где она является одним из негласных лидеров, наряду с Египтом и ЮАР. На сегодняшний день Россия и Нигерия уже являются крупными партнерами в области торговли, энергетики, безопасности и военного сотрудничества.
Для Нигерии характерна диверсификация международного сотрудничества: она относительно в равной степени развивает отношения с США, КНР, ЕС и отдельными его представителями, а также крупными игроками на африканском континенте. Для усиления своих стратегических позиций в Нигерии, России необходимо посредством ресурсов «мягкой силы» способствовать созданию имиджа надежного и положительного партнера и продвигать свои идеи и ценности, транслируемые на международной арене. Популяризация русского языка и обучения в высших учебных заведениях России помогут углубить взаимопонимание и способствовать развитию человеческого капитала в Нигерии, что в дальнейшем приведет к интенсификации сотрудничества между странами.
Изучение русского языка в Нигерии
Языковая ситуация в Нигерии отличается разнообразием и гетерогенностью. На территории одного государства проживают народы, которые являются носителями языков трех разных языковых групп (афразийской, нигеро-конголезской и нилосахарской). Крупнейшими из местных языков являются йоруба (распространен преимущественно на юго-западе страны), хауса и фула (преимущественно на севере), игбо (преимущественно на юго-востоке). Государственным
6 Dangote Refinery, Lagos // NS Energy [Электронный ресурс: https://www. nsenergybusiness.com/projects/dangote-refinery-lagos/ Дата обращения: 07.05.2023]
же языком в Нигерии является английский, но среди населения более распространен пиджн инглиш.
В советский период одним из важнейших инструментов для транслирования своих идей и создания привлекательного имиджа являлось Советское иновещание. Радиовещание на Африку впервые началось в 1958 году на английском и французском языках, а в дальнейшем на многих африканских языках. С 1961 года началось вещание на хауса, а позднее — на фула. Центральное радиовещание на зарубежные страны велось на коротких и средних волнах, что позволяло практически любому обладателю радиоприемника быть слушателем советских передач. Таким образом, в период с 1958 по 1993 годы африканцы, в том числе нигерийцы, имели возможность ознакомиться с позицией СССР по тому или иному международному вопросу, узнать о советском образе жизни, о достижениях советской науки и техники, новостях культуры и т. д.
Впервые в Нигерии факультативные курсы русского языка открылись в 1960 г. в Университете города Нсукка (UNN, University of Nigeria, Nsukka), где его изучали 6 студентов. Позднее, в связи с установлением официальных дипломатических отношений и расширением советского иновещания и увеличением влияния СССР в Африке, интерес к нему вырос, что привело к включению русского языка в полноценный курс образовательной программы7. В 1965 году русский язык был введен в программу Ибаданского университета (UI, University of Ibadan), а в 1970 году—в Университете Лагоса (UNILAG, University of Lagos). Для студентов университетов в Ибадане и Лагосе существовала возможность прохождения годовой оплачиваемой стажировки в Советском Союзе в рамках соглашения с Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина. Однако после развала Советского Союза в 1991 году это соглашение не было пролонгировано, а программа стажировок (уже за счет студентов) с 1994 года в Институте им. Пушкина осуществляется только для студентов Университета Лагоса. Нигерийские магистры и доктора наук, получившие степень в Институте им. Пушкина, сегодня входят в преподавательский состав UI8. В 2005 году было заключено соглашение
7 Aigbovia K. Trends in Russian Language Development in Nigeria: The Way Forward //All Nations University Journal of Applied Thought. 2020. Т. 7, № 2. С. 86-100; OkoedionE.G. The study of Russian language in Nigeria: Problems and prospects // Journal of Danubian Studies and Research. 2019. Т. 9. № 1.
8 Chukwube C. Four decades of teaching Russian language in Nigeria: Setbacks and prospects //Proceedings of Edulearn, 10 Conference. 2010. С. 251.
между UNILAG и Волгоградским государственным техническим университетом, распространяющееся также на студентов UNN9.
По данным доклада МИД РФ «Русский язык в мире» 2003 года, зона использования русского языка в Нигерии в период с 1991 по 1999 годы значительно сузилась. Это произошло по нескольким причинам: а) спад в российско-нигерийских отношениях в указанный период; б) свертывание информационной работы РФ в Нигерии и сокращение взаимодействия с национальными СМИ10. Действительно, после распада Советского Союза молодая Россия утратила почти все связи со странами африканского континента, включая Нигерию.
Сегодня по популярности изучения в университетах Нигерии русский язык занимает третье место среди других европейских языков, уступая французскому и немецкому. Большой популярностью также пользуется арабский, особенно в северных штатах, где местное население издавна контактировало с арабоязычной Африкой.
В статьях сотрудников вышеупомянутых университетов, а также некоторых студентов-русистов из Нигерии отмечается, что изучение русского языка сопряжено с рядом трудностей и издержек. Например, отсутствие бесплатных стажировок. Согласно статистическим данным, в 2020 году средний индивидуальных доход в Нигерии составлял 111 долларов США, семейный — 354 доллара США11. По более актуальным данным, в 2022 году средний размер заработной платы в Нигерии составляет 170 долларов США12. При этом все затраты по программе стажировки могут достигать 6000 долларов США. Таким образом, среднестатистическому студенту из Нигерии крайне сложно обеспечить себе прохождение стажировки в России.
Отсутствие сегодня русского культурного центра в Нигерии также тормозит распространение русского языка в этой стране. Ранее такой центр находился в Лагосе, однако он был упразднен. По информации на сайте университета Лагоса, Посольство РФ в Нигерии подписало с университетом соглашение о создании культурного центра в UNILAG13. Однако по словам одного из сотрудников посольства
9 Ibid. Р. 251.
10 Доклад МИД России «Русский язык в мире» (2003 год). Африка // Грамота. ру [Электронный ресурс: http://www.gramota.ru/biblio/research/mid/rubric_470/ Дата обращения: 15.04.2023]
11 Statista. Monthly living wage in Nigeria for individuals and families in 2020 [Электронный ресурс: https://www.statista.com/statistics/1119087/monthly-living-wage-in-nigeria/ Дата обращения: 17.09.2022]
12 Wage centre. minimum and average salary in Nigeria. [Электронный ресурс: https:// wagecentre.com/work/work-in-africa/salary-in-nigeria Дата обращения: 17.09.2022]
13 University of Lagos. department of european languages & integration studies. [Электронный ресурс: https://unilag.edu.ng/?page_id=2684 Дата обращения: 08.07.2022]
РФ в Нигерии, такое соглашение в итоге либо не было подписано, либо больше не действительно, а посольство занимается только гражданами, желающими обучаться в России по квоте российско-нигерийского двустороннего соглашения об образовании. Однако, согласно информации на сайте фонда «Русский мир», в университете Лагоса действует программа «Кабинет русского мира», которая предалагает доступ к аудио- и видеоизданиям, библиотечным собраниям, информационным материалам, научно-методической литературе, а также дает возможность общаться на русском языке и узнать больше о современной России14.
Наличие в UNILAG «Кабинета русского мира» доказывает официальную поддержку изучения русского языка в этом университете со стороны Фонда «Русский мир», одного из основных институтов «мягкой силы» в РФ. С другой стороны, в подобных программах не задействованы два других нигерийских ВУЗа, в которых ведется преподавание русского языка, тем самым они лишены доступа к новым и актуальным обучающим материалам. Не следует также ожидать увеличения количества высших образовательных учреждений, в которых может преподаваться русский язык.
Для изучающих русский язык в Нигерии практически отсутствует возможность погружения в русскоязычную среду, что также является серьезной преградой на пути изучения русского языка. Исключение составляют организации российских соотечественников «Источник» в Абудже и «Русский дом» в Лагосе.
Ассоциация российских соотечественников «Источник» в Абуд-же занимается просветительской работой и знакомит нигерийцев с русской/российской культурой и традициями для нигерийцев15. Средством реализации таких просветительских задач является проведение на своей площадке различных мероприятий, в т.ч. презентаций, творческих и деловых встреч, кинопоказов и выставок, а также обучение русскому языку. Отдельной статьей в списке мероприятий является работа с детьми: для них знакомство с культурой и традициями происходит в игровой форме. На подобных мероприятиях у участвующих есть возможность попробовать кухню разных народов России. Помимо прочего, «Источник» является одним из основных частных центров обучения русскому языку для взрослых и детей в Абудже.
14 Информационный портал фонда «Русский мир» [Электронный ресурс: https:// russkiymir.ru/rucenter/cabinet.php Дата обращения: 17.05.2023]
15 Источник. Русский уголок в Абудже. О нас. [Электронный ресурс: https:// istochnikinitiative.com/about-us/ Дата обращения: 29.07.2022]
Деятельность ассоциации российских соотечественников «Русский дом» не предполагает изучения русского языка для нигерийцев. Представители «Русского дома» занимаются продвижением положительного имиджа России посредством участия в работе всемирных форумов. С 2007 года Ассоциация при активном участии Посольства РФ ежегодно проводит страноведческие конференции, является постоянным участником традиционного международного культурно-благотворительного фестиваля «Маленький мир», проводимого в Лагосе совместно с диаспорами других стран16. Тем не менее, деятельность «Русского дома», в первую очередь, сосредоточена не на знакомстве нигерийцев с Россией, а на консолидации русскоговорящих граждан в Нигерии, что сводит потенциал «мягкой силы» этой организации к минимуму.
Таким образом, из двух ассоциаций российских соотечественников лишь деятельность одной направлена на продвижение русской/ российской культуры среди граждан Нигерии, включая преподавание русского языка.
Несмотря на постепенно растущий практический интерес к изучению русского языка в Нигерии, уровень его знания и степень использования этого языка в общественной сфере, например, образовании и СМИ, намного уступает другим языкам: английскому, арабскому, французскому. Позиция русского языка в информационном пространстве Нигерии представлены очень слабо. Специализированных русскоязычных сайтов, нацеленных на пользователя из Нигерии или другой страны Африки, не разработано. Не существует и англоязычных сайтов, на которых содержалась бы информация о жизни в России, традициях и культуре населяющих ее народов или о российско-нигерийском сотрудничестве, способная заинтересовать местное население и изначально ориентированная на него. Однако африканцы, и нигерийцы в частности, имеют возможность ознакомиться с международной деятельностью РФ и теми принципами, которых она придерживается в мировой политике, посредством двух англоязычных российских международных новостных порталов — RT International Africa и Sputnik Africa.
16 Региональный координационный совет (РКС) российских соотечественников стран Африки и Ближнего Востока: КСОРС Нигерии [Электронный ресурс: https:// www.rks-afrika-blijnyvostok.com/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0 %B0-%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0/%D0%BD %D0%B8%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%BA%D1%81%D0% BE%D1%80%D1%81-%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%B8%D 0%B8/ Дата обращения: 19.08.2022]
Сотрудничество в сфере образования
По данным на сайте Посольства Нигерии в Москве, «образование является одной из основных сфер сотрудничества между Нигерией и Россией с момента установления дипломатических отношений между двумя странами в 1960 году». В настоящее время более 2500 нигерийских студентов обучаются во многих университетах России, особенно в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Белгород, Ростов, Воронеж, Курск и Самара17. Каждый год в среднем 100 студентов приезжает по квоте в рамках двустороннего соглашения об образовании между Россией и Нигерией18.
К стратегиям «мягкой силы» можно отнести не только «экспорт» идей и ценностей, приобретенных в процессе обучения, но и создание особого социального ресурса. Это включает в себя и «взращивание» политической элиты потенциального и актуального союзника. Многие из тех, кто в свое время обучался в СССР, сейчас занимают высокие посты в правительстве, парламенте, госаппарате и бизнесе в Африке. Например, только в Республике Бенин это министр сельского хозяйства Гастон Косси Доссоуи, ректор ведущего университета Абомей-Калави Фелисьен Авлесси, посол Бенина в России Андре Акамби Окунлола-Биау19. Формированием политической элиты в Африке активно занимается Китай; особую программу Young African Leaders Initiative реализуют США. В этом отношении Россия сильно отстает от этих крупных игроков на континенте: специализированная программа по обучению будущих политических лидеров, дипломатов или бизнесменов отсутствует.
Сегодня, по неофициальным данным, в России обучаются около 1000 студентов из Нигерии. Часть из них приезжает по квоте в рамках двустороннего соглашения об образовании. В 2022 году эта квота для Нигерии составляла 120 мест. При этом в марте 2023 года президент РФ В.В. Путин заявил о намерении увеличить вдвое квоту на прием африканских студентов в вузы России20, следовательно,
17 Embassy of Nigeria in the Russian Federation. Educational Cooperation. [Электронный ресурс: https://nigerianembassy.ru/political-relation-2/political-relation-2-3/ Дата обращения: 10.09.2022]
18 Premium Times Nigeria. 78 Nigerian students arrive Russia on Scholarship — Embassy. Agency Report December 11, 2021[Электронный ресурс: https://www. premiumtimesng.com/news/more-news/500331-78-nigerian-students-arrive-russia-on-scholarship-embassy.html Дата обращения: 13.10.2022]
19 Игорь Евдокимов. Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Бенине. Россия и Бенин: 60 лет вместе // Международная жизнь. 17.06.2022 [Электронный ресурс. URL: https://interaffairs.ru/news/show/35697 Дата обращения:15.11.2022]
20 Путин пообещал увеличить вдвое квоту на прием африканских студентов в вузы России // ТАСС [Электронный ресурс: https://tass.ru/obschestvo/17317657 Дата обращения: 10.04.2023]
ожидается увеличения количества африканских студентов, в том числе, из Нигерии.
Обучение по квотам является бесплатным. Также правительство Нигерии выплачивает стипендии, но, в отличие от советских времен, оплата перелета и проживания зачастую ложится на плечи самих студентов. Примерно 70% иностранных студентов, включая нигерийцев, обучаются в России на контрактной основе21.
В ходе исследования автором был проведен опрос среди студентов из Нигерии, обучающихся в России, а также недавних выпускников22. Результаты показали, что самыми популярными направлениями обучения являются технические науки (60%). Менее привлекательны социальные и гуманитарные науки (24%), однако отмечается рост обучающихся по этим направлениям по сравнению с предыдущими годами (особенно по специальностям «Экономика» и «Международные отношения»). Медицинские науки выбирают примерно 15% студентов. Образование в РФ по техническим и медицинским наукам считается одним из лучших в мире, однако для «взращивания» элит необходимо уделить большее внимания увеличению конкурентоспособности российского образования в сфере социальных и гуманитарных наук. Сегодня создается все больше программ обучения для иностранцев на английском языке, эту линию следует продолжать. Большим плюсом было бы наличие отдельной программы о связях России и стран Африки для иностранных студентов.
По результатам опроса главными причинами выбора России в качестве страны обучения являются: 1) лучшее качество обучения при его низкой стоимости (20%); 2) опыт друзей и знакомых (12%); 3) интересная и богатая культура России (12%). В рамках концепции «мягкой силы» особенно важны 2 и 3 пункты. Культура является одним из основных источников «мягкой силы» и, согласно Дж. Наю, в долгосрочной перспективе увеличивает вероятность достижения интересов государства из-за чувства притяжения и долга, которые культура может вызвать у объекта влияния23. Внимания заслуживает и 1 пункт, т.к. он вновь доказывает наличие устойчивых позиций у российского образования на мировом рынке образовательных услуг.
21 Адедиран Анна Мореникс Алаби. Причины и факторы образовательной миграции из стран Западной Африки в Россию (на примере Нигерии): Автореф. дисс. ... канд. соц. наук. М., 2015. С. 3.
22 Опрос был проведен онлайн через платформу Google Forms. В опросе приняли участие 25 студентов из разных городов России в возрасте от 19 до 35 лет. Опрос включал в себя вопросы, касающиеся причин выбора России в качестве страны обучения и впечатлений об обучения и проживания в стране. Год проведения опроса 2022.
23 Nye J. S. Soft power: The means to success in world politics // Public affairs. 2004. С. 11.
Важно отметить, что помимо образовательной деятельности, иностранных студентов зачастую вовлекают и во внеучебную работу. Во многих ВУЗах существуют землячества иностранных обучающихся, где у студентов появляется возможность взаимодействия с другими иностранными студентами, а также российскими студентами. Такое взаимодействие носит случайный и субъективный характер, и оно не может быть проконтролировано правительством. В рамках изучения «мягкой силы» это направление представляет интерес, поскольку оно напрямую влияет на создание позитивного имиджа страны в глазах иностранного студента. В ходе опроса многие респонденты отмечали хорошее и приветливое отношение к себе со стороны своих сокурсников-россиян и людей в общественных местах. Часть опрошенных подчеркнула, что за время своего обучения они смогли обрести новых близких друзей.
Опрос также показал, что доля нигерийских студентов, обучающихся в России, бесплатно составляет 36%. Для потенциального студента из Нигерии существует несколько способов бесплатного обучения. Это, в первую очередь, обучение по двустороннему договору об образовании между Россией и Нигерией (в таком случае студенты обучаются за счет федеральной стипендии нигерийского правительства). Другими вариантами является получение стипендии Фонда Амнистии Нигерии или одного из нигерийских штатов, а также стипендии по образовательным программам атомной энергетики согласно соглашению между Россией и Нигерией о сотрудничестве в этой области24.
В проведенном опросе ни один респондент не упоминал о своих политических взглядах и не указывал на негативные впечатления о России, которые могли возникнуть в связи с российско-украинским кризисом. Однако в сети Интернет есть сообщения о том, что один нигерийский студент в Волгограде бросил ВУЗ ради участия в специальной военной операции на Украине25. До этого он с февраля по май сражался в Херсонской области в качестве артиллериста. Такой выбор привел к его отчислению, в связи с чем он был вынужден экс-
24 Адедиран Анна Мореникс Алаби. Причины и факторы образовательной миграции из стран Западной Африки в Россию (на примере Нигерии): Автореф. дисс. ... канд. соц. наук. С. 9; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Нигерии о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях [Электронный ресурс: ЬйрБ://погта-11у.коп1иг.гиМоситеп1?тоёи1еИ=1&ёоситеп1Ы=250114 Дата обращения: 17.10.2022]
25 Студент из Нигерии бросил волгоградский вуз ради участия в спецоперации на Украине // Сетевое издание волгоградского городского телеканала МТВ [Электронный ресурс: https://b1oknot-vo1gograd.ru/news/vo1gogradskiy-student-iz-nigerii-brosi1-vuz-radi-s-1525747 Дата обращения: 15.10.2022]
тренно добиваться разрешения на пребывание в России уже не по студенческой визе26. Он открыто заявил: «Россию я считаю своей второй родиной. А Родину надо защищать»27.
Заключение
Несмотря на существующий интерес к русскому языку в Нигерии, русский язык как иностранный уступает по популярности многим другим языкам. В Нигерии русский язык преподается в трех ВУЗах, и лишь в одном из них присутствует официальная поддержка от Фонда «Русский мир». Изучение русского языка сопряжено со многими трудностями, которые могут снизить мотивацию студента.
Существует острая проблема отсутствия информационной поддержки в пространстве СМИ в Нигерии и официально поддерживаемых культурных центров. Это не дает возможности нигерийцам узнать о самобытной культуре России, ее традициях, менталитете и образе жизни, и тормозит развитие позитивного имиджа России в Нигерии.
Сотрудничество в сфере образования выступает как более успешный инструмент «мягкой силы» России в Нигерии. Россия пользуется спросом в сфере образовательных услуг среди нигерийцев, особенно по направлениям технических и медицинских наук. Большинство студентов из Нигерии положительно отзываются о своем обучении и пребывании в России.
И все же русский язык и сотрудничество в сфере образования не являются приоритетными ресурсами «мягкой силы» России в Нигерии. Учитывая современное состояние российско-нигерийский отношений, процесс формирования привлекательного имиджа России у населения Нигерии посредством этих ресурсов проходит медленными темпами. Резкого «перехода из количества в качество» ожидать не приходится.
Для того, чтобы придать сотрудничеству России и Нигерии мощный импульс в рамках стратегии «мягкой силы», требуется уделить особое внимание взращиванию элиты Нигерии. В этой сфере наша страна уже значительно уступает таким игрокам, как США, Великобритания и Китай. Развитие этого направления особенно важно сегодня, когда в Африке в очередной раз происходит передел сфер влияния.
26 Учившийся в Волгограде студент из Нигерии бросил вуз ради участия в спецоперации на Украине / Волгоград Онлайн [Электронный ресурс: https://v1.ru/ text/gorod/2022/09/26/71685323/ Дата обращения: 15.10.2022]
27 Рядовой Джозеф: волгоградский студент из Нигерии собирается на Донбасс // Новости Волгограда [Электронный ресурс: https://novostivolgograda.ru/news/2022-09-26/ryadovoy-dzhozef-volgogradskiy-student-iz-nigerii-sobiraetsya-na-donbass-1569693 Дата обращения: 15.10.2022]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адедиран Анна Мореникс Алаби. Причины и факторы образовательной миграции из стран Западной Африки в Россию (на примере Нигерии): Автореф. дисс. ... канд. соц. наук. М., 2015.
2. Игорь Евдокимов, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Бенине. Россия и Бенин: 60 лет вместе // Международная жизнь. 17.06.2022
3. AigboviaK. Trends in Russian Language Development in Nigeria: The Way Forward // All Nations University Journal of Applied Thought. 2020. Т. 7, № 2. С. 86-100.
4. AmirbekA., YdyrysK. Education and soft power: Analysis as an instrument of foreign policy // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. Т. 143. С. 514-516.
5. Chukwube C. Four decades of teaching Russian language in Nigeria: Setbacks and prospects // Proceedings of Edulearn, 10 Conference. 2010.
6. Nye J.S. Soft power: The means to success in world politics. — Public affairs, 2004.
7. OkoedionE.G. The study of Russian language in Nigeria: Problems and prospects // Journal of Danubian Studies and Research. 2019. Т. 9, № 1.
REFERENCES
1. Adediran Anna M.A. Prichiny i factory obrazovatel 'noi migratsii iz stran Zapadnoy Afriky v Rossiyu ["Causes and factors of educational migration from West Africa to Russia (on the example of Nigeria)"]: abstract, diss. kand. soc. nauk. Moscow, 2015. (In Russ.).
2. Igor Evdokimov, Rossiya i Benin: 60 let vmeste ["Russia and Benin: 60 years together"]. Mezhdunarodnaya zhizn. [The Interntional Affairs] URL: https://interaf-fairs.ru/news/show/35697 06.17.2022 (In Russ.).
3. Aigbovia K. Trends in Russian Language Development in Nigeria: The Way Forward. All Nations University Journal of Applied Thought. 2020. Т. 7, № 2, pp. 86-100.
4. Amirbek A., Ydyrys K. Education and soft power: Analysis as an instrument of foreign policy. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. Т. 143, pp. 514-516.
5. Chukwube C. Four decades of teaching Russian language in Nigeria: Setbacks and prospects // Proceedings of Edulearn, 10 Conference. 2010.
6. Nye J.S. Soft power: The means to success in world politics. Public affairs, 2004.
7. Okoedion E. G. The study of Russian language in Nigeria: Problems and prospects // Journal of Danubian Studies and Research. 2019. Т. 9, № 1.
Статья поступила в редакцию 13.10.2023; одобрена после рецензирования 09.11.2023; принята к публикации 19.12.2023.
The article was submitted 13.10.2023; approved after reviewing 09.11.2023; accepted for publication 19.12.2023.
ОБ АВТОРЕ
Авдалян Мэри Рафаэлевна — аспирант кафедры африканистики Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова; ramaryko@yandex.ru
ABOUT THE AUTHOR
Mary R. Avdalyan — a 2nd-year PhD (Cand. Of Science) Student, Department of African Studies, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University; ramaryko@yandex.ru