Научная статья на тему '«Русский язык и культура речи» в вузах нефилологического профиля: цели, задачи, содержательные модули'

«Русский язык и культура речи» в вузах нефилологического профиля: цели, задачи, содержательные модули Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1208
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева

Статья посвящена актуальным задачам курса «Русский язык и культура речи» в системе профессиональной подготовки специалиста-нефилолога. Введение дисциплины «Русский язык и культура речи» в качестве обязательной для всех специальностей вузов рассматривается как один из аспектов государственной языковой политики. Цели и задачи курса определяются на основании требований, предъявляемых к данной дисциплине государственным образовательным стандартом. В структуре курса выделяются базовые и интегративные содержательные модули, что позволяет строить обучение с учетом специфики коммуникативных задач, с которыми столкнутся будущие специалисты в сфере профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article studies the main objectives of the Russian Language and the Culture of Speech course in the system of higher professional education of non-philological students. The aim and objectives of the course are based on the requirements of the National Curriculum of such subjects. Introduction of the Russian Language and the Culture of Speech course into the curricula of all specialties is considered to be one of the aspects of the national language policy. The course contains basic and integrative content modules that help arrange the instruction process taking into account the communicative tasks which future specialists may face in their professional activities.

Текст научной работы на тему ««Русский язык и культура речи» в вузах нефилологического профиля: цели, задачи, содержательные модули»

УДК 82.085:378.147

ЛА. ВВЕДЕНСКАЯ

Ростовский государственный университет

Л.Г. ПАВЛОВА

Северокавказская академия государственной службы,

г. Ростов-на-Дону

Е.Ю. КАШАЕВА

Донской государственный технический университет,

г. Ростов-на-Дону

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» В ВУЗАХ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ МОДУЛИ

Статья посвящена актуальным задачам курса «Русский язык и культура речи» в системе профессиональной подготовки специалиста-нефилолога. Введение дисциплины «Русский язык и культура речи» в качестве обязательной для всех специальностей вузов рассматривается как один из аспектов государственной языковой политики. Цели и задачи курса определяются на основании требований, предъявляемых к данной дисциплине государственным образовательным стандартом. В структуре курса выделяются базовые и интегра-тивные содержательные модули, что позволяет строить обучение с учетом специфики коммуникативных задач, с которыми столкнутся будущие специалисты в сфере профессиональной деятельности.

The article studies the main objectives of the Russian Language and the Culture of Speech course in the system of higher professional education of non-philological students. The aim and objectives of the course are based on the requirements of the National Curriculum of such subjects. Introduction of the Russian Language and the Culture of Speech course into the curricula of all specialties is considered to be one of the aspects of the national language policy. The course contains basic and integrative content modules that help arrange the instruction process taking into account the communicative tasks which future specialists may face in their professional activities.

Формирование уважительного и ответственного отношения к государственному языку, забота о его чистоте, сохранении и развитии - одна из важнейших задач современной языковой политики. Введение дисциплины «Русский язык и культура речи» в качестве обязательной в государственный стандарт высшего профессионального образования (2000 г.) является одним из аспектов ее реализации. Согласно Федеральной целевой программе «Русский язык» к речевой культуре выпускников вузов предъявляются повышенные требования.

Курс «Русский язык и культура речи» должен занять достойное место в системе высшего профессионального образования, так как речевая культура становится существенным признаком деловой квалификации современного специалиста.

Цель курса «Русский язык и культура речи» - обучение эффективному общению, развитие навыков и умений рационального речевого поведения, в том числе в сфере профессиональной коммуникации.

Важная задача курса - повысить языковую компетенцию студентов, дать им необходимые сведения о языке, его богатстве, ресурсах, формах реализации. Это позволит будущим специалистам правильно выбирать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативными задачами, поможет корректно строить научные, публицистические, официально-деловые тексты.

В процессе изучения курса особое внимание следует уделить повышению речевой культуры учащихся. В нефилологическом вузе требуется большая работа со студента-

174 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 1

ми, направленная на расширение их активного словарного запаса, создание базы речевой деятельности. Серьезное внимание нужно уделить нормативному, коммуникативному, этическому аспектам культуры речи, а также технологиям эффективной речевой коммуникации.

Профессиональная деятельность современного специалиста неразрывно связана с публичной активностью, поэтому одной из важнейших задач курса является обучение ораторскому мастерству, знакомство с особенностями публичной речи, методикой подготовки и проведения выступления, приемами управления аудиторией.

Насущная задача курса - помочь студентам овладеть культурой официально-деловой письменной речи. Умение создавать и правильно оформлять документы разного типа - непременное условие успешной деятельности специалиста. Необходимо также познакомить студентов со спецификой научной коммуникации, помочь им освоить жанры научной письменной и устной речи.

Специфика преподавания курса «Русский язык и культура речи» в нефилологических вузах проявляется в необходимости его профессиональной ориентации на спе-

циалистов конкретного профиля (менеджер, юрист, инженер и так далее). Это предполагает анализ ситуаций общения в пределах специальной сферы, подбор речевых тем (фреймов), связанных с будущей работой, составление словарных минимумов для конкретной категории обучаемых. Нужно отметить, что объем учебного времени, отводимого на изучение дисциплины в нефилологических вузах, колеблется от 25 до 68 часов, что требует рациональной и гибкой системы расположения учебного материала. В связи с этим представляется целесообразным выделение базовых и интегра-тивных содержательных модулей курса. Цель базовых содержательных модулей -дать представление о речи как об инструменте эффективного общения, цель интегра-тивных - о речи как об инструменте эффективного общения в сфере профессиональной коммуникации. При этом количество учебного времени, отводимого на изучение базовых модулей, является постоянным (не менее 12 часов), а время на изучение конкретных интегративных модулей определяется спецификой коммуникативных задач, с которыми столкнутся будущие специалисты в профессиональной сфере.

Содержательные модули курса «Русский язык и культура речи»

Базовые модули Интегративные модули

1. Культура и этика речевого общения 1. Особенности научной коммуникации

2. Литературный язык - инструмент 2. Особенности деловой коммуникации: эффективного общения - устное деловое общение

- письменное деловое общение

3. Основы культуры речи 3. Особенности рекламной коммуника-

ции и т.д.

4. Основы ораторского искусства

Решению сформулированных задач курса служат учебные пособия: «Русский язык и культура речи» (для вузов нефилологического профиля), «Русский язык и куль-

тура речи для инженеров» (Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева), «Риторика для юристов», «Деловая риторика» (Л.А.Введенская, Л.Г. Павлова).

_ 175

Санкт-Петербург. 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.