Научная статья на тему 'Русский вопрос в республике Дагестан'

Русский вопрос в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
248
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русский вопрос в республике Дагестан»

Во-первых, ростом межнациональной напряженности, которую провоцирует не всегда корректное по отношению к местным жителям поведение чеченской диаспоры в русских областях.

Во-вторых, сохранением антимодернизационного авторитаризма российской политической модели, высокой ролью силовых структур, коррупцией и, главное, сохранением экономической модели, свойственной для стран третьего мира.

Российскому руководству будет очень трудно пройти между Сциллой и Харибдой этих двух сценариев. Но одно можно сказать точно: до тех пор, пока чеченская проблема не решена, небольшая кавказская республика будет оставаться точкой уязвимости России, через которую как иностранные державы, так и внутрироссийские интриганы будут пытаться продвигать свои интересы. Имея такую точку уязвимости, нашей стране будет чрезвычайно трудно двигаться вперед.

«Москва», М., 2009, № 11, с. 148-155.

Хизри Адзиев,

кандидат исторических наук Нариман Гасанов,

кандидат философских наук (Дагестан) РУССКИЙ ВОПРОС В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Известно, что Россия является полиэтнической, многоконфессиональной и разнородной в культурологическом отношении страной. Поэтому у нас вопросы межэтнической интеграции исключительно актуальны и значимы не только с научной, но и с практической точки зрения. От продуманного и мудрого решения этих вопросов в значительной степени зависят самочувствие народов, проживающих в России, и перспективы функционирования российской государственности. При этом, по справедливому замечанию профессора Р.Г. Абдулатипова, «в исследовании и решении национального вопроса методологически и практически "русский вопрос" занимает и должен занимать центральное место. Нельзя понять политику в России, не поняв места и роли русской нации в этой политике».

В результате распада СССР русский этнос оказался разделенным: 25 млн. русских не по своей воле в одночасье оказались на территории иностранных государств. Кроме того, та же участь

постигла еще 10 млн. этнических россиян. Между тем от состояния русской нации зависит состояние всех остальных народов и общенациональной идеи Российского государства. «Проблема 30 млн. этнических россиян, проживающих в странах ближнего зарубежья, -отмечают профессора Г.Т. Тавадов и И.Е. Крылова, - является для России одной из ключевых в ее взаимоотношениях со странами этого региона. Проводившаяся в той или иной мере властями большинства стран СНГ этноцентрическая политика, направленная на "выдавливание" русскоязычного населения из своих стран, во многом способствовала осложнению их отношений с Россией. Особенно характерной эта политика была и остается для прибалтийских республик.

Для русских возникли проблемы языка, культуры, национальной территории, доступа к власти и собственности, проблемы приобретения гражданства страны проживания, получения образования, работы; неожиданно для себя они обрели титулы «мигрантов», «оккупантов», «инородцев»; уменьшается, а в некоторых странах и вообще сводится к минимуму государственная поддержка русскоязычной культуры и образования; усиливается информационная блокада русскоязычного населения путем сокращения объемов местного теле- и радиовещания на русском языке, тиражей русскоязычной прессы и книжно-полиграфической продукции; создаются трудности в подписке, распространении и получении российской периодической печати; происходит «выдавливание» квалифицированных специалистов из числа этнических россиян из сферы образования, здравоохранения, культуры и др. путем ускоренного перевода делопроизводства на национальные языки.

Проблема русскоязычного населения не обошла и Дагестан. В свое время, когда в республике, как и в других регионах страны, производство развивалось в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалось на вовлечение дополнительных трудовых и материальных ресурсов, наблюдалось и увеличение доли русского населения в Дагестане. Но в последнее десятилетие XX в. в условиях развала экономики, социальной сферы, высокой безработицы, роста преступности, антиобщественных явлений и обострения межнациональных отношений русские в Дагестане оказались незащищенными в большей степени, чем другие народности.

Необходимо кратко остановиться на истории формирования и расселения русского народа на территории современного Дагестана. Во второй половине XVI в. в низовьях Терека возникли по-

селения русских казаков по так называемым гребням (холмам и предгорьям) вдоль реки. Эти вольные люди, получившие впоследствии имя «терских» (по реке) или «гребенских» («горных») казаков, прибывали в край из самых разных мест России: из Рязани, с Дона, Волги и других регионов. Отношения терских казаков с народами Северо-Восточного Кавказа на протяжении многих десятков лет были преимущественно мирными, добрососедскими. Между ними шла оживленная торговля, развивались хозяйственные, торговые и купеческие связи, имели место и брачные союзы. Следующий этап проникновения русских на территорию Дагестана связан с правлением Петра I, по указу которого во время Персидского похода 1722 г. был заложен ряд опорных пунктов, расположенных вдоль морского побережья Каспия. Несколько позже в устье Сулака и до моря была расселена тысяча семей донских казаков. В 1735 г. было завершено строительство крепости Кизляр, куда перевели русские гарнизоны из крепости «Святой Крест» и других укреплений. Новый этап формирования русского населения Дагестана начался с 1813 г., когда с подписанием Гюлистанского договора между Россией и Персией завершился процесс вхождения края в состав России. С того времени шло строительство укреплений и опорных пунктов (крепости «Внезапная», «Бурная» и др.) вблизи крупных аулов Дагестана и размещение в них русских войск. На месте некоторых укреплений постепенно сложились и русские поселения. В тот период русское население формировалось в основном из отставных офицеров, военнослужащих и гражданских чиновников. В конце 1880-х годов начался следующий этап переселения русских в Дагестан. Существенную роль в этом играло переселенческое движение крестьян из внутренних губерний России на Кавказ, особенно усилившееся на рубеже XIX и XX вв. Приток русского населения в Дагестан был форсирован постройкой Петровской ветки Владикавказской железной дороги.

В конце XIX - начале XX в. русские составляли около половины городского населения Дагестана. И именно русские наряду с азербайджанцами, персами, горскими евреями, кумыками и армянами были ядром, вокруг которого формировалось городское население края. По материалам первой переписи населения Российской империи 1897 г., в Дагестанской области уже насчитывалось 16 тыс. русских, что составляло 2,8% населения. К 1913 г. их количество в крае выросло до 41,7 тыс. человек, или 5,9%. Надо иметь в виду, что Дагестанская область не включала нынешние се-

верные территории республики (севернее реки Сулак). Характеризуя дореволюционный период формирования русского населения Дагестана, следует говорить не только о колониальном режиме, русификаторской политике царизма, но и о том, что дагестанцы получили возможность приобщиться к передовой русской науке, технике, культуре, литературе, просвещению, а через русский язык -к достижениям мировой культуры. Большое влияние на духовную жизнь народов Дагестана оказали русские светские школы и библиотеки, начавшие открываться в городах и крупных аулах с середины XIX в. В советский период (1921-1926) из России в Дагестан были приглашены специалисты самых различных отраслей народного хозяйства. Их численность, согласно переписи населения 1926 г., составляла 65,7 тыс. человек, или 8,8% населения.

Бурный рост численности русских, в основном за счет миграции из центральных областей России, произошел в конце 1920-х - 1930-е годы. В тот период русские прибывали в растущие города Дагестана. К 1939 г. в республике насчитывалось 195,3 тыс. русских, или 19,1%. Быстро росла их доля в городском населении: в Махачкале они составляли свыше 60, в Каспийске - 65,5%

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) число прибывавших в эвакуацию, большую часть которых составляли русские, росло до 1943 г., а затем начался отток. Послевоенный период также отличался постоянно нараставшим притоком русских, в результате чего к концу 1950-х годов число их достигло максимальной величины - 213,8 тыс. человек, или 21,1% всего населения республики. В 1970-е и 1980-е годы отмечено постепенное уменьшение числа русских в Дагестане. Но особенно резко начала падать их численность с начала 1990-х. Такое падение стало результатом воздействия двух демографических факторов: низкой рождаемости и оттока за пределы Дагестана. По данным переписи 1979 г., численность русских составила 189,5 тыс. человек, или 11,7%, а через десять лет их число уменьшилось до 165,9 тыс. человек (9,2%).

Начиная с 90-х годов естественный прирост русских имеет отрицательное сальдо, т.е. их рождается меньше, чем умирает. Такая тревожная демографическая ситуация усугубляется оттоком русских из всех городов и районов республики. Так, за 19901995 гг. Дагестан покинули 21 052 русских. К сожалению, в конце 90-х годов тенденция оттока русского населения из республики не ослабла, а в ряде случаев даже усилилась.

Таким образом, определенные экономические и демографические факторы привели к появлению русского вопроса в Дагестане. Следует отметить, что какой-либо межэтнической конфронтации или противостояния между русскими и другими дагестанскими народами не наблюдалось в течение многих десятилетий. Более того, в дагестанском менталитете даже сложился своего рода особый климат в отношении русских, русского народа, включающий и особое уважение и признательность за всестороннюю помощь, вклад в развитие Дагестана, и чисто товарищеские чувства, сформированные в нелегких условиях жизни на протяжении долгих лет. Хотя этот климат нес печать определенной официозности, предполагавшей признание «первого среди равных», или «старшего брата» (что не могло, естественно, не задевать чувства национального достоинства у представителей нерусского населения), но в целом искренность взаимного дружеского отношения русского населения, с одной стороны, и дагестанцев иных национальностей - с другой, на территории Дагестана в тот период вряд ли может быть подвергнута сомнению. В пользу этого говорят факты возникновения дружных полиэтнических учебных, производственных и иных коллективов, в которых немалую долю составляли русские, смешанные семьи, многонациональные браки и многие другие свидетельства. В глазах дагестанцев русский народ в своем абсолютном большинстве выступает народом-созидателем, интернационалистом с присущими ему трудолюбием, мудростью, гуманизмом, сильной волей, высокой ответственностью, решительностью. С помощью России в Дагестане возникли определенные отрасли промышленности: электротехническая, приборостроительная, химическая, энергетика и т.д. Безмерна помощь русского народов в развитии культуры, образования, духовной жизни народов горного края. Немало представителей русской интеллигенции самоотверженно трудилось на благо дагестанцев. Учителя, врачи, ученые, артисты, представители многих других специальностей приезжали в нашу республику из России и вели большую работу по подготовке национальных кадров и формированию национальной культуры Дагестана. Русские специалисты помогали в подготовке местных кадров, были в числе организаторов учебных заведений. Примером признательности дагестанцев русскому народу является воздвигнутый в одном из красивейших уголков Махачкалы памятник русской учительнице.

Если массовый выезд русскоязычного населения из закавказских республик, Средней Азии, Чечни, Ингушетии связан с войной, то отток из нашей республики объясняется проблемами экономической нестабильности, низким уровнем жизни, недостатками в социальной защите человека и чеченским фактором, лишающим уверенности в завтрашнем дне. Помимо указанных причин в последние годы процесс выезда русскоязычного населения из республики ускорили и такие обстоятельства, как вооруженные конфликты у ее рубежей, нападение чеченских бандформирований на Дагестан, общий рост межнациональной напряженности на Кавказе, преступность, наличие большого количества оружия у населения. Имели место преступления, связанные с незаконным отчуждением жилья у представителей русскоязычного населения. Все это привело к ухудшению социального самочувствия русскоязычного населения и усилению его оттока. Происходящее - прямое следствие социальной катастрофы, постигшей наше Отечество. Разрушились ранее объединявшие всех граждан и все народы государственные и идеологические устои, и, соответственно, резко ослабла защитная функция органов власти по отношению к каждому члену общества. Но особенно болезненным это оказалось для людей, не имеющих компенсирующих форм практической и моральной поддержки: чувства своей земли, помощи разветвленной родственной общины. Нехватка этих, ставших важными сейчас, факторов нового социального быта характерна для многих народностей, но для русского населения она особенно остра. И этим сразу же воспользовался преступный мир. Ведь его бесчеловечный животный инстинкт - атаковать в первую очередь слабых - общеизвестен.

Русские уезжают в основном из городской местности - Махачкалы, Кизляра, Хасавюрта и Каспийска. Отток русскоязычного населения может нанести республике большой экономический и политический урон, заключающийся не только в истощении интеллектуального потенциала, но и в возможности весьма серьезной дестабилизации социально-политического фона. Сегодня народное хозяйство Дагестана немыслимо без русского населения, его специалистов, без инженерно-технических работников.

Негативные процессы, связанные с обострением общей ситуации с межнациональными отношениями, парадом «государственных суверенитетов», к сожалению, задели и Дагестан. Активные миграции привели к дестабилизации всех сфер общественной

жизни: экономической, политической, семейной. В связи с этим считаем недопустимым появление и усиление русофобии в Дагестане, являющемся одним из субъектов Российской Федерации. В этом отношении мы обязаны помнить: в огромной России, в ее разных регионах, этнических дагестанцев расселено куда больше, чем русских у нас. За пределами нашей республики проживают сотни тысяч дагестанцев. Поэтому забота о русских у нас явилась бы заботой о дагестанцах, живущих за пределами республики.

Следует подчеркнуть, что народы как таковые всегда были заинтересованы жить в добрососедстве, сотрудничестве и дружбе. Тогда возникает вопрос: кому выгодно обострение отношений между народами Кавказа, в том числе Дагестана? В первую очередь, лидерам некоторых национальных движений, общественно-политических организаций с неутоленным политическим честолюбием. В основе современного воинствующего национализма лежат криминальные, мафиозные структуры, в частности связанные с торговлей оружием, предметами первой необходимости, которым выгодно обострение межнациональных отношений. Поэтому необходимо, чтобы активизировались убежденные противники национализма, шовинизма всех мастей и оттенков, а также гуманисты, не собирающиеся «поступаться принципами» в этом вопросе.

В целях приостановки оттока из Дагестана русскоязычного населения правительством Республики Дагестан и Государственным советом принимается ряд мер. Вместе с тем кардинально изменить ситуацию по данной проблеме пока не удалось. Прежде всего это связано с экономической нестабильностью в республике, конверсией оборонных отраслей, в которых преимущественно работали русские, и как следствие - с катастрофическим ростом уровня безработицы. Министерства и ведомства Дагестана не обеспечили сохранение квалифицированных кадров рабочих, инженерно-технического персонала, что способствует их выезду из республики.

Одними из причин оттока русских семей из Дагестана являются разгул преступности (81%), посягательство на их жилье (60%), боязнь возможности исламизации Дагестана (33%). Вместе с тем исследования показывают, что еще сохраняется доверие к власти республики (65%). Нам думается, что «русский вопрос», как уже было отмечено, не изолирован от других проблем. Он может быть решен во взаимосвязи с другими вопросами, в частности с формированием национальной политики с учетом изменившейся

ситуации, сохранением и возрождением сильной Российской Федерации, ее всемерной интеграции со странами СНГ на новой основе, восстановлением и расширением производства, борьбой с преступностью, помощью русским в самоорганизации, удовлетворении культурных, образовательных и иных запросов. В республике проводится определенная работа по обеспечению русским соответствующего представительства в органах власти и управления на всех уровнях, а также получению специального образования, социальной защиты и установлению за всем этим надлежащего контроля. Принята новая Конституция Республики Дагестан. В ней четко оговорен факт принадлежности РД к Российской Федерации. Все это несомненно будет способствовать сохранению межнационального мира в республике, решению возникающих социально-экономических проблем всех народов Дагестана.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.

1. Проблема русских в Дагестане не имеет частного решения. Главным условием прекращения оттока русских является выход республики из социально-экономического и финансового кризиса, сохранение стабильности, возрождение ее народов в составе обновленной РФ как сильного, единого, целостного государства и ее ускоренная интеграция с государствами СНГ на новой основе.

2. В числе важнейших выступает задача восстановления и расширения промышленного производства в Дагестане как сферы, где традиционно предпочитают работать представители русскоязычного населения.

3. В РД должно быть обеспечено представительство русскоязычного населения в органах власти и управления на всех уровнях; следует выделить им квоты в высших и средних учебных заведениях, а также установить за всем этим контроль.

4. Необходимо ужесточить борьбу с преступностью, фактами физического давления на русских. В связи с этим необходимо повысить ответственность правоохранительных органов за состояние общественного порядка на этом участке.

5. Следует широко использовать потенциал СМИ, трудовых и учебных ассоциаций, религиозных учреждений в работе по нормализации межнациональных отношений, повышению культуры межнационального общения, преодолению бытового национализма.

«Свободная мысль», М., 2009 г., № 10, с. 45-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.