Научная статья на тему 'Русский национальный характер в аспекте поликультурного образования'

Русский национальный характер в аспекте поликультурного образования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
русский национальный характер / социокультурная идентичность / поликультурное образование / студент / Russian national character / socio-cultural identity / multicultural education / student

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Полунина Людмила Игоревна, Баудер Галина Анатольевна

Рассматривается проблема изучения особенностей русского национального характера, знакомство с которым помогает обучающимся в получении знаний по психолого-педагогическим дисциплинам, русскому языку, литературе, истории. Проводится анализ и систематизация материала, способствующего реализации учебной и воспитательной деятельности. Особое внимание сосредоточено на личностных, содержательных и социальных особенностях представителей русского этноса. Знания об особенностях русского национального характера рассматриваются как вторичные новые знания о родном языке, национальной культуре, истории. Подчеркивается непредсказуемость этнических процессов современной России, что делает предмет нашего исследования актуальным. Русский национальный характер мы рассматриваем как уникальный субъект истории, имеющий личностные психологические особенности. Современные ученые рассматривают вопросы русской ментальности через определение предметного поля, связанного с национальным характером. Несмотря на множество точек зрения на решение интересующего нас вопроса, он до настоящего времени актуален, но не реализован. Приводятся результаты апробации разработанной нами программы на базе социально-педагогического института Мичуринского государственного аграрного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian national character in the aspect of multicultural education

We consider the issue of studying the peculiarities of the Russian national character, understanding national character helps students to gain knowledge in psychological and pedagogical disciplines, the Russian language, literature, history. We analyzed and evaluate material contributing to the implementation of academic and educational activities. The research focuses on the personal, substantive and social characteristics of representatives of the Russian ethnic group. Knowledge about the peculiarities of the Russian national character is considered as secondary new knowledge about the native language, national culture, and history. The emphasized unpredictability of ethnic processes in modern Russia makes the subject of our study relevant. We consider the Russian national character as a unique subject of history with personal psychological characteristics. Modern scientists consider the issues of Russian mentality through the definition of a subject field connected with the national character. Despite the many points of view on the solution of the issue, it is still relevant, but not implemented. The approbation results of the program developed by us on the basis of the SocioPedagogical Institute of Michurinsk State Agrarian University are presented.

Текст научной работы на тему «Русский национальный характер в аспекте поликультурного образования»

УДК 37.013.73 DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-4-99-104

Поступила в редакцию / Received 13.09.2023 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 25.10.2023 Принята к публикации / Accepted 17.11.2023

оригинальная статья

Русский национальный характер в аспекте поликультурного образования

Полунина Людмила Игоревна н © , Баудер Галина Анатольевна О

ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» 393760, Российская Федерация, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101 н mila.polunina.80@bk.ru

Аннотация. Рассматривается проблема изучения особенностей русского национального характера, знакомство с которым помогает обучающимся в получении знаний по психолого-педагогическим дисциплинам, русскому языку, литературе, истории. Проводится анализ и систематизация материала, способствующего реализации учебной и воспитательной деятельности. Особое внимание сосредоточено на личностных, содержательных и социальных особенностях представителей русского этноса. Знания об особенностях русского национального характера рассматриваются как вторичные новые знания о родном языке, национальной культуре, истории. Подчеркивается непредсказуемость этнических процессов современной России, что делает предмет нашего исследования актуальным. Русский национальный характер мы рассматриваем как уникальный субъект истории, имеющий личностные психологические особенности. Современные ученые рассматривают вопросы русской ментальности через определение предметного поля, связанного с национальным характером. Несмотря на множество точек зрения на решение интересующего нас вопроса, он до настоящего времени актуален, но не реализован. Приводятся результаты апробации разработанной нами программы на базе социально-педагогического института Мичуринского государственного аграрного университета.

Ключевые слова: русский национальный характер; социокультурная идентичность; поликультурное образование; студент

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Полунина Л.И., Баудер Г.А. Русский национальный характер в аспекте поликультурного образования // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2023. Т. 22. № 4. С. 99-104. DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-4-99-104

© Полунина Л.И., Баудер Г.А., 2023

original article

Russian national character in the aspect of multicultural education

Lyudmila I. Polunina ® , Galina A. Bauder

Michurinsk State Agrarian University 101 Internatsionalnaya St., Michurinsk 393760, Tambov Region, Russian Federation ® mila.polunina.80@bk.ru

Abstract. We consider the issue of studying the peculiarities of the Russian national character, understanding national character helps students to gain knowledge in psychological and pedagogical disciplines, the Russian language, literature, history. We analyzed and evaluate material contributing to the implementation of academic and educational activities. The research focuses on the personal, substantive and social characteristics of representatives of the Russian ethnic group. Knowledge about the peculiarities of the Russian national character is considered as secondary new knowledge about the native language, national culture, and history. The emphasized unpredictability of ethnic processes in modern Russia makes the subject of our study relevant. We consider the Russian national character as a unique subject of history with personal psychological characteristics. Modern scientists consider the issues of Russian mentality through the definition of a subject field connected with the national character. Despite the many points of view on the solution of the issue, it is still relevant, but not implemented. The approbation results of the program developed by us on the basis of the Socio-Pedagogical Institute of Michurinsk State Agrarian University are presented.

Keywords. Russian national character; socio-cultural identity; multicultural education; student

There is no conflict of interest

For citation: Polunina L.I., Bauder G.A. Russian national character in the aspect of multicultural education. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2023, vol. 22, no. 4, pp. 99-104. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2023-22-4-99-104

ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения русского национального характера является актуальной и в начале XXI века. Знакомство с особенностями русского характера дает возможность обучающимся использовать данный материал в изучении психолого-педагогических дисциплин, русского языка, литературы, истории. Целью работы считаем обоснование основных черт русского национального характера, отражающих вторичные новые знания, способные расширить информацию о педагогике, истории и русском языке с помощью разработанной нами программы.

Изучение русского национального характера не подвергнуто учебному анализу в материалах по русскому языку и литературе вузов и общеобразовательных школ с русским и другими языками. Данные знания не-

обходимо развивать и формировать у обучающихся как вторичные новые знания о родном языке, национальной культуре, педагогике, психологии, истории. Ж.-Ж. Руссо утверждал: «Каждый народ имеет или должен иметь национальный характер; если бы не было его у народа, то пришлось бы начинать с того, чтобы дать ему такой характер [1, с. 89]. Приводим результаты апробирования программы, определяющей критерии (духовность, патриотизм, гуманизм, коллективизм, трудолюбие, одаренность), в рамках которых формируется специфика русского характера. Данные результаты получены в процессе опытной работы со студентами социально-педагогического института Мичуринского государственного аграрного университета с использованием методов интервьюирования и анкетирования.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В настоящее время растет количество научных исследований, отражающих различные аспекты анализа интересующей нас проблемы [2-4]. Заметим, учитывая мнение ученых-исследователей данной проблемы, что стереотип русского характера, противоречивого и не поддающегося однозначным оценкам, никому создать не удалось. В настоящее время в России наблюдаем непредсказуемость этнических процессов, что актуализирует тему данного исследования. Мы рассматриваем русский народ как субъект истории, имеющий индивидуальные личностные психологические способности. Научная литература всестороннему анализу подвергает вопросы русской ментальности, где определяют предметное поле, находящееся в тесном взаимодействии с предметом нашего исследования. Интерес представляют работы А.И. Гудзенко,

A.Я. Гуревич, В.В. Колесова и т. д.

Рассмотрение вопросов изучения особенностей русского национального характера базируется на анализе научной литературы и систематизации знаний по изучаемой проблеме. Были использованы принципы сравнительного анализа, системности и корректности. Представлены результаты открытого и закрытого опросов студентов, сопоставление полученных результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Важным показателем, актуализирующим данное исследование, является непредсказуемость этнических процессов в настоящее время в России. До сих пор никому не удалось создать эталон русского национального характера [5, с. 143]. В научной литературе всестороннему анализу подвергнуты вопросы русской ментальности, где определено предметное поле, находящееся во взаимодействии с национальным характером. Особый интерес для нас представляли работы Н.А. Бердяева, В.В. Бойко, И.А. Ильина, Д.С. Лихачева, Н.О. Лосского, С.В. Лурье,

B.С. Соловьева, Г.П. Федотова.

В настоящее время назрела необходимость в разработке усовершенствованной модели образования, анализирующей ценности гуманистического мировосприятия и миропонимания [6, с. 4]. В современном мире наблю-

дается смена ценностей, требующая от человечества совершенствования собственной природы и внутренней духовности жизни.

Поликультурность - это качественная характеристика личности, отражающая ее возможность жить и действовать в поликультурной среде, с уважением относиться к культурным различиям гуманистической направленности. Анализу понятий «поликультурность», «поликультурное образование» посвящены научные работы отечественных и зарубежных ученых: Е.В. Бондаревской, Б.Л. Вульфсона, А.Я. Данилюка, А.П. Лифе-рова, Р. Люшера, С. Чайклина и др. Целью поликультурного образования является формирование личности, способной существовать в поликультурном социуме.

Реализуя поликультурность, мы сохраняем индивидуальность человека, убеждаемся в своей культурной идентичности, формируем умения адаптироваться к условиям жизни в поликультурном мире. Мы рассматриваем поликультурное образование как средство удовлетворения образовательных, познавательных, профессиональных, культурных потребностей человека, которые способны научить его управлять поведением в поликультурном социуме, саморазвитием и жизнедеятельностью. Поликультурное образовательное пространство РФ формируется на базе национальных традиций, национально-культурной идентификации подрастающего поколения, с учетом региональных особенностей национального характера, обще-цивилизационных материалов [7, с. 76].

Университетское образование в наше время приобретает черты поликультурного образования. В первой четверти XXI века наблюдаются серьезные изменения в окружающем нас мире; в обществе происходит смена приоритетов, анализируется сущность и содержание современного образования, трансформируются образовательная и воспитательная парадигмы. Россия заинтересована в сохранении сильных сторон национальной системы образования. На сегодняшний день принята концепция поликультурного образования, но она практически не работает. Это объясняется неразработанностью концепции и стратегии развития образования с опорой на принцип поликультурности; отсутствием нормативного регулирования данного прин-

ципа; отсутствием в новом профессиональном стандарте перечня компетенций, отражающих поликультурную грамотность будущих педагогов и т. д. Не вызывает сомнения утверждение, что за поликультурным образованием будущее. Главное предназначение поликультурного образования - стать основой новой педагогической парадигмы.

Не следует предполагать, что каждый представитель конкретного этноса должен содержать в себе все характерные черты национального характера, который отражает культурную самобытность народа. Обосновано, что изучение национального характера возможно с помощью самосознания и является огромной сложностью. Применяя различные методы, многие ученые (филологи, педагоги, психологи, философы) старались решить данный вопрос. Социально-политические особенности русского национального характера разработаны в трудах по этнической психологии Л.Н. Гумилева, П.И. Ковалевского, А.Н. Леонтьева, Г.Т. Шпета. Вызывают интерес работы Л.А. Гордона, А.А. Зиновьева, И.М. Клямкина и др., в которых предоставлены ценностные ориентации русских на свое государство.

Н.О. Лосский использовал метод составления психологического портрета. Исследователь был уверен в целесообразности собственной работы, так как считал, что «...полученные результаты дают представление о том, с какими чертами характера чаще всего можно встретиться в среде данного народа» [8, с. 37]. В рамках настоящего исследования нас заинтересовала работа Н.О. Лосского «Характер русского народа». Заслуживают внимания содержащиеся в ней рассуждения о национальном характере писателей и критиков: В.Г. Белинского, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Н.А. Добролюбова, Л.Н. Толстого и др. Ученый «загадочную антонимичность» наблюдает в России во многом: «...деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; об-рядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воин-

ствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт» [9, с. 115]. Детальный и глубокий анализ вышеуказанных точек зрения позволил нам констатировать, что критерии (духовность, патриотизм, гуманизм, коллективизм, трудолюбие, одаренность), выявляющие степень сформированности национального характера, разработанные в нашей программе, являются объективными и актуальными.

Для выявления представлений студентов социально-педагогического института Мичуринского государственного аграрного университета об основных чертах русского национального характера нами использовались открытая и закрытая анкеты. Особенностью открытой анкеты является то, что она не содержит вариантов ответов. Необходимо было определить характерные черты русского национального характера и проиллюстрировать рассуждения примерами из литературы и фольклора.

Закрытая анкета содержала следующие вопросы.

1. Является ли гуманизм характерной чертой русского национального характера?

2. Характерен ли для русского национального характера коллективизм?

3. Характерна ли для русского характера духовность?

4. Находит ли патриотизм отражение в русском этносе?

5. Характерно ли для русского характера трудолюбие?

6. Является ли одаренность одной из характерных черт русского этноса?

Систематизировав полученные данные, приходим к выводу, что 60 студентов социально-педагогического института МичГАУ основными чертами русского национального характера считают: духовность - 22 выбора; патриотизм - 12 выборов; гуманизм - 10 выборов; коллективизм - 6 выборов; трудолюбие - 6 выборов; одаренность - 4 выбора.

Оцениваем степень проявления черт русского национального характера: духовность -37 %, патриотизм - 20 %, гуманизм - 17 %, коллективизм - 10 %, трудолюбие - 10 %, одаренность - 6 %.

Сопоставляя результаты открытого и закрытого анкетирования, приходим к выводу, что студенты доминирующими чертами рус-

ского национального характера считают духовность, патриотизм и гуманизм. Отмечены также как существенно необходимые каждому представителю русского этноса черты характера: коллективизм, трудолюбие, одаренность.

Методом интервьюирования был апробирован разработанный нами вопросник, включающий пункты, выявляющие черты характера индивида, его привычки, ценностные ориентиры. Более 65 % опрошенных демонстрируют неуверенность в будущем, стремление к обогащению. Как положительное отмечаем, что 54 % опрошенных ценят дружбу, семью, любовь, здоровье.

Многие ученые признают антиномич-ность русского национального характера [10; 11], что нашло отражение в нашей работе, так как ко многим чертам характера даются противоположные пары: ответственность (60 %) - легкомыслие (35 %), трудолюбие (45 %) - лень (30 %), прямолинейность (40 %) - лицемерие (25 %), активность (55 %) -инертность (35 %). Говоря о недостатках русского характера, Ю. Крижанич предполагает, что «...русские люди заносчивы меньше, чем европейцы, и более простодушны, и в этом их сила и слабость одновременно». При количественном сравнении результатов выяснено, что зафиксированные положительные черты характера доминируют над их антонимичными парами.

Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, что мнения студентов по существу анализируемого вопроса совпадают с существующими классическими характеристиками. Считаем, что данные показатели, обозначенные в ряде сформированных критериев (духовность, патриотизм, гуманизм, коллективизм, трудолюбие, одаренность), подтверждают устойчивость основных параметров русского национального характера, несмотря на существенные политические изменения, происходящие в настоящее время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучаемая тема в течение долгого времени остается злободневной и актуальной. Знакомство с историческим опытом ХХ века, анализ этноконфликтов, правильное восприятие современной политики вызвали интерес к необходимости изучения национального характера. В условиях социальных перемен в России жизненные ценности разрушаются, перестав соответствовать новым жизненным реальностям. Необходимо формирование новой теории базовых ценностей, осознание их разумности и жизненной необходимости. Исследование предоставило структурно-содержательные особенности изучаемого вопроса. Особенности профессиональной деятельности будущих педагогов, специфика их личностной и профессиональной компетенции подтвердили актуальность нашего исследования.

Разработанная и апробированная на базе социально-педагогического института Мичуринского государственного аграрного университета программа по выявлению характерных особенностей русского национального характера доказала свою эффективность. В последнее десятилетие стали часто говорить о внутреннем и внешнем саморазрушении характера русских. С этим частично можно согласиться, но мы считаем, что это происходит во имя нового созидания. В настоящее время у русского народа существуют большие национальные проблемы и трудности, решая которые мы уверенно признаем, что характерными чертами русского национального характера являются духовность, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, одаренность и т. д. Материалы работы могут быть использованы при организации социологических исследований, разработки курсов по этнопсихологии, этноконфликто-логии, краеведению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ЛазурскийА.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995. 272 с. EDN: ZRARYV

2. Рыбакова О.Б. Религиозные корни российской культуры и ментальности // Вопросы культурологии. 2009. № 10. С. 20-24. EDN: MBWPXB

3. Смыслов В.В. Специфика русского национального характера и новая национальная идея // Молодой ученый. 2009. № 7 (7). С. 132-134. EDN: MUAKIT

4. Полежаев Д.В. Менталитет как система установок: функциональное и ценностное измерения // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. № 4 (1). С. 123-128. EDN: ККТРОТ

5. Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М.: Флинта, 2008. 320 с. EDN: ОРКСЖ

6. ЛихачевД.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 3-6.

7. Малышев В.И. Пространство мысли и истоки национального характера. СПб.: Алетейя, 2009. 408 с. EDN: ОиОРХВ

8. ЛосскийН.О. Характер русского народа: в 2 кн. М.: Ключ, 1990. Кн. 1. 64 с.

9. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыт по психологии национальности. М.: АСТ, 2010. 207 с. EDN: ОWYBUV

10. КлючевскийВ.О. Краткое пособие по русской истории. М.: АЙРИС-пресс, 2007. 239 с. EDN: SUОRIF

11. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Академический проект, 2003. 560 с. EDN: 00BZJT

REFERENCES

1. Lazursky A.F. An Essay on Science of Character. Moscow, Nauka Publ., 1995. 272 p. (In Russian).

2. Rybakova O.B. Religious roots of Russian culture and mentality. Issues of Cultural Studies, 2009, no. 10, pp. 20-24. (In Russian).

3. Smyslov V.V. The specifics of the Russian national character and the new national idea. Molodoy uhenyy, 2009, no. 7 (7), pp. 132-134. (In Russian).

4. Polezhaev D.V. Mentality as a system of attitudes: functional and value measurements. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovaniy, 2009, no. 4 (1), pp. 123-128. (In Russian).

5. Sergeeva A.V. Russians: Behavior Stereotypes, Traditions, Mentality. Moscow, Flinta Publ., 2008, 320 p. (In Russian).

6. Likhachev D.S. On national character of Russians. Voprosy filosofii, 1990, no. 4, pp. 3-6. (In Russian).

7. Malyshev V.I. The Space of Thought and the Origins of National Character. St. Petersburg, Aleteya Publ., 2009, 408 p. (In Russian).

8. Lossky N.O. The Character of the Russian People: in 2 bks. Moscow, Klyuch Publ., 1990, bk. 1, 64 p. (In Russian).

9. Berdyaev N.A. The Fate of Russia. Experience in the Psychology of Nationality. Moscow, Mysl Publ., 1990, 207 p. (In Russian).

10. Klyuchevsky V.O. A brief Guide to Russian History. Moscow, Airis-Press Publ., 2007, 239 p. (In Russian).

11. Kasyanova K. On Russian National Character. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ., 2003, 560 p. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / I

Полунина Людмила Игоревна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии. Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская обл., Российская Федерация. E-mail: mila.polunina.80@bk.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0007-6206-2652 Вклад в статью: общая концепция статьи, анализ литературы, подготовка и корректировка текста статьи.

Баудер Галина Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии. Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская обл., Российская Федерация.

E-mail: bayder59@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0007-9595-928X Вклад в статью: анализ и обобщение литературы, написание и оформление статьи.

tMATION ABOUT THE AUTHORS

Lyudmila I Polunina - Candidate of Philology, Associate Professor, Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department. Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation. E-mail: mila.polunina.80@bk.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0007-6206-2652 Contribution: main study concept, literature analysis, article text preparation and editing.

Galina A. Bauder - Candidate of Philology, Associate Professor, Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department. Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation. E-mail: bayder59 @mail.ru ORCID: https://orcid.org/0009-0007-9595-928X Contribution: literature analysis and evaluation, article text writing and design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.