Васильева Е.И., Зерчанинова Т.Е.
РУССКИЙ МИР ЗА РУБЕЖОМ: ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
РО!: 10.26907/2079-5912.2021.3.4-7
Аннотация. Сегодня негосударственные акторы играют все более важную роль в публичной дипломатии, в том числе, корпорации и неправительственные организации. В статье рассматривается опыт Российской Федерации по формированию новой публичной дипломатии, реализуемой посредством неправительственных организаций по отношению к молодым российским соотечественникам, проживающим за рубежом. В статье рассмотрены результаты анкетного опроса российских молодых соотечественников (п=2042 человека), проживающих в 54 зарубежных странах, и 31 интервью с экспертами из 16 зарубежных стран. Установлено, что, несмотря на расширение деятельности российских НПО в области публичной дипломатии, результативность их поддержки молодых российских соотечественников остается не высокой: низкий охват проводимыми мероприятиями и их небольшая узнаваемость. Анализ экспертных оценок показал, что наблюдаются большие страновые отличия в результативности работы НПО. Ключевые слова: соотечественники, Русский мир, неправительственные организации.
Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00760.
Публичная дипломатия претерпела существенные изменения со времен холодной войны как в теории, так и на практике. Гейне охарактеризовал эту трансформацию как переход от «клубной» к «сетевой» модели [1, р. 3-10]. Если ранее дипломатия была прерогативой и функцией правительств, в современном мире она включает в себя действия множества различных акторов, использует активные формы общения и взаимодействия в различных целях: от формирования туристической привлекательности до привлечения иностранных инвестиций, от формирования национального имиджа до влияния на международные дела.
Когда в конце 1991 года распался Советский Союз, Российская Федерация значительно сократила свое присутствие в публичной дипломатии. Однако в последние годы Россия усилила данное направление. Другие страны также трансформируют свои методы и технологии. Цель исследования - изучить опыт Российской Федерации по формированию новой публичной дипломатии, реализуемой посредством неправительственных организаций (да-
лее - НПО) по отношению к молодым российским соотечественникам, проживающим за рубежом.
Сегодня негосударственные акторы играют все более важную роль в публичной дипломатии, в том числе, корпорации и НПО. Хотя эти организации не являются официальными органами, они могут способствовать достижению целей внешней политики. ООН определяет НПО как «некоммерческую организацию, членами которой являются граждане или ассоциации граждан одной или нескольких стран, и чья деятельность направляется коллективной волей ее членов в ответ на потребности обществ, с которыми сотрудничает НПО» [2].
Выделяются 4 причины роста влияния НПО в публичной дипломатии:
- НПО больше не делегируют правительствам выражать свое отношение по международным вопросам;
- рост правоспособности НПО и готовности участвовать в процессе разработки и реализации государственной политики;
- технологическая революция обеспечивает мгновенный доступ к миру;
- международное лидерство определяется силой идей и способом их передачи [3].
Таким образом, по мнению исследователей, изменения в политической и технологической среде, побудили новых акторов к участию в публичной дипломатии. Конкурентное преимущество НПО по сравнению с государством состоит в том, что они обладают «авторитетом, опытом и соответствующими сетями» [4]. НПО представляют собой идеальный механизм для вовлечения, установления доверия и приобретения авторитета. НПО непосредственно контактируют с целевыми группами. Такой непосредственный механизм взаимодействия может использоваться для преодоления негативных стереотипов, предубеждений и фреймов, значительно снижая искажение восприятия, определенного политики или даже целой страны посредством СМИ.
МИД России поддерживает и развивает отношения с НПО. Согласно Указу Президента России № 605, они официально участвуют в реализации внешнеполитического курса Российской Федерации. В 2012 году проведено около 250 мероприятий в рамках взаимодействия МИД и НПО. Россотрудничество поддерживает отношения примерно со 150 НПО в таких сферах как поддержка соотечественников за рубежом, социальная политика, культура, права человека и межцивилизационный диалог. Многие НПО ориентированы на общественность США и Европы. Новые географические направления деятельности российских НПО появляются в Китае, Индии, Африке, Латинской Америке и странах Юго-Восточной Азии [5]. В настоящее время существует около 5000 официально зарегистрированных НПО, занимающихся внешней политикой, из которых 859 имеют международный статус [6].
Для изучения результативности работы российских НПО с соотечественниками при участии авторов было проведено эмпирическое социологическое исследование. Теоретико-методологической основой исследования являются теория деятельности и деятельностный подход, которые позволяют изучить содержание, направления и результаты деятельности НПО по поддержке молодых соотечественников за рубежом. При проведении исследовании была использована смешанная количественно-качественная стратегия. Для опроса молодых российских соотечественников, проживающих в 54 зарубежных странах, использовался анкетный опрос с помощью Google Формы. Выборка квотная по полу и возрасту, объем выборки составил 2042 человека. Для опроса 31 эксперта из 16 зарубежных стран использовался метод свободного интервью. Для отбора экспертов использовались такие критерии как
место работы и стаж работы. В состав экспертов вошли ученые-исследователи, представители органов государственной власти, представители некоммерческих организаций, вузов и других учебных заведений, чья деятельность связана с темой исследования.
Согласно данным анкетного опроса, о работе НПО знает только 7,6% опрошенных молодых российских соотечественников, проживающих за рубежом. Респондентам был предложен открытый вопрос, отвечая на который, они самостоятельно вписывали наименования знакомых им НПО: Русская община Латвии, Русская гуманитарная миссия, Волонтёры Победы, Координационный совет Соотечественников в Ирландии, Русский Мир, Забытые Солдаты, Ассоциация учителей русских школ Литвы, Centrum Brusinka, Патриотическое движение «Наши», Лиза Алерт, Общество «ЛАД», Матери Донбасса, Русское общество Анталии, «Эдурус», Всемирный Конгресс Татар.
Только 2,6% респондентов принимали участие в мероприятиях, которые проводили НПО. Поддержку от российских НПО получили 1,3% от всех опрошенных (27 человек). Среди полученных мер поддержки от НПО респонденты назвали организацию празднования Дня Победы, организацию поездок, таких как «Узнай Россию» и др., бесплатную юридическую помощь, помощь в подготовке проектов, материальную помощь, изучение русского языка.
Таким образом, несмотря на расширение деятельности российских НПО в области публичной дипломатии, результативность их работы остается не высокой. Аналогичные данные были получены и в результате экспертного опроса:
Эксперт 12: Среди моих коллег молодого возраста о такой поддержке я не слышала.
Эксперт 7: Негосударственные меры поддержки есть, но часто это совет и обмен вещами.
Анализ экспертных оценок показал, что наблюдаются большие страновые отличия в результативности работы НПО. В ряде стран эксперты отмечали активную роль НПО, например, во Франции и странах Балтии.
Ситуация с распространением короновирусной инфекции, по мнению экспертов, актуализировала работу российских НПО в части предоставления помощи и общения, что повысит их узнаваемость и активность.
Эксперт 14: Когда началась пандемия, от русского сообщества Анталии инициатива наша исходила к присоединению к акции взаимопомощи «Мы вместе». Мы присоединились, сделали везде объявления, стали публиковать все новости, переводить с турецкого на русский язык, проводить информационную помощь, финансовую помощь, материальную поддержку в виде продуктовых наборов. Пенсионерам, которым нельзя было выходить на улицу, волонтеры наши брали заказ, ездили в магазины привозили
им продукты или из аптек что-то. Психологи наши общались, где-то медики русскоязычные.
Эксперты отметили, что получают помощь не от российских правительственных и неправительственных организаций, а от зарубежных:
Эксперт 14: Турецкие общественные организации больше нас поддерживают, в том числе в виде предоставления аппаратуры для проведения наших мероприятий, предоставление бесплатных концертных залов, например, где мы можем проводить наши конкурсы, фестивали.
Эксперт 17: Нас очень хорошо поддерживают европейские общественные организации. От них больше поддержки, огромное количество программ, проектов и меньше бюрократии.
Таким образом, несмотря на представление об активной и более эффективной роли НПО в реализации публичной дипломатии, они пока демонстрируют невысокие результаты работы с молодыми российскими соотечественниками: низкий охват проводимыми мероприятиями
и их небольшая узнаваемость. Вместе с тем, «мягкую силу» стоит рассматривать как долгосрочный проект, который сложно реализовать, а его результаты носят отсроченный характер. Российские НПО обладают высоким потенциалом, поскольку могут быть очищены от коннотаций, связанных с российским бюрократическим аппаратом, что позволит выстроить гармоничные отношения с различными целевыми аудиториями. Желание российских дипломатических представительств контролировать объединения российских соотечественников, проживающих за рубежом, нивелирует это конкурентное преимущество НПО, снижает инициативность и самостоятельность, с одной стороны, а с другой, способствует разобщению внутри российской диаспоры за рубежом. В этой связи необходимо расценивать эффективность работы российских НПО не на основе отдельных политических побед, а через создание прочных отношений с различными сообществами, в том числе с российскими соотечественниками.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Heine, J. On the Manner of Practicing New Diplomacy. 2006. Waterloo, Canada: The Centre for International Governance Innovation.
2. United Nations, Economic and Social Council, Open-Ended Working Group on the Review of Arrangements for Consultations With Non-Governmental Organizations; Report of the Secretary-General, U.N. Doc. E/AC.70/1994/5
3. Zhang, J., Swartz B. C. Toward a Model of NGO Media Diplomacy in the Internet Age: Case Study of Washington Profile // Public Relations Review. - 2009. - No. 35. - P. 47-55.
4. Simons G. The Role of Russian NGOs in New Public Diplomacy // Journal of Political Marketing. - 2018. - Vol. 17. - No. 2. -P. 137-160.
5. Лавров призвал российские НПО участвовать во внешней политике РФ. URL: https://ria.ru/20120525/657310068.html (дата обращения: 20.09.2021).
6. Shakirov, O., Russian Soft Power Under Construction, e-International Relations. URL: http://www.e-ir.info/2013/02/14/russian-soft-power-under-construction/ (дата обращения: 20.09.2021).
Информация об авторах
Васильева Елена Игоревна, кандидат социологических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кафедра регионального и муниципального управления.
E-mail: vasilyeva-ekb@yandex.ru
Зерчанинова Татьяна Евгеньевна, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кафедра регионального и муниципального управления.
E-mail: zerchaninova-te@ranepa.ru
Vasileva E.I., Zerchaninovа T.E.
RUSSKIY MIR ABROAD: SUPPORT OF YOUNG RUSSIAN COMPATRIOTS BY NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS
Abstract. Today, non-state actors are playing an increasingly important role in public diplomacy, including corporations and non-governmental organizations. The article examines the experience of the Russian Federation in the formation of a new public diplomacy implemented through non-governmental organizations in relation to young Russian compatriots living abroad. The article considers the results of a questionnaire survey of Russian young compatriots (n=2042 people) living in 54 foreign
countries, and 31 interviews with experts from 16 foreign countries. It is established that, despite the expansion of the activities of Russian NGOs in the field of public diplomacy, the effectiveness of their support for young Russian compatriots remains not high: low coverage of the events and their low recognition. The analysis of expert assessments showed that there are large country differences in the performance of NGOs.
Keywords: compatriots, Russkiy Mir, non-governmental organizations.
Acknowledgements: The reported study was funded by RFBR, project number № 20-011-00760.
Literature
1. Heine, J. On the Manner of Practicing New Diplomacy. 2006. Waterloo, Canada: The Centre for International Governance Innovation.
2. United Nations, Economic and Social Council, Open-Ended Working Group on the Review of Arrangements for Consultations With Non-Governmental Organizations; Report of the Secretary-General, U.N. Doc. E/AC.70/1994/5
3. Zhang, J., Swartz B. C. Toward a Model of NGO Media Diplomacy in the Internet Age: Case Study of Washington Profile // Public Relations Review. - 2009. - No. 35. - P. 47-55.
4. Simons G. The Role of Russian NGOs in New Public Diplomacy // Journal of Political Marketing. - 2018. - Vol. 17. - No. 2. -P. 137-160.
5. Lavrov called on Russian NGOs to participate in the foreign policy of the Russian Federation. URL: https://ria. ru/20120525/657310068.html (date of access: 20.09.2021).
6. Shakirov O. Russian Soft Power Under Construction, e-International Relations. URL: http://www.e-ir.info/2013/02/14/russian-soft-power-under-construction/ (date of access: 20.09.2021).
Аuthors
Vasileva Elena Igorevna, candidate of Sociology, associate professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Department of Regional and Municipal Management.
E-mail: vasilyeva-ekb@yandex.ru
Zerchaninova Tatiana Evgenievna, candidate of Sociology, head of the Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Department of Regional and Municipal Management.
E-mail: zerchaninova-te@ranepa.ru