Научная статья на тему '«РУССКИЙ МИР» КАК «СТРАНА-ЦИВИЛИЗАЦИЯ» И ЕЕ ИДЕНТИЧНОСТЬ'

«РУССКИЙ МИР» КАК «СТРАНА-ЦИВИЛИЗАЦИЯ» И ЕЕ ИДЕНТИЧНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
51
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский мир / культурно-историческая общность / страна-цивилизация / православный мир / многонациональность / многоконфессиональность / традиционные ценности / общечеловеческие ценности / общероссийская гражданская идентичность / Russian world / cultural and historical community / country-civilisation / Orthodox world / multinationality / multiconfessionalism / traditional values / universal values / all-Russian civil identity

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тихонова Валерия Александровна

В статье уточняются характеристики «русского мира» как «страны-цивилизации » и «культурно-исторической общности» нового типа. Речь идет о сложном духовном строении «русского мира», ядро которого составляют духовные связи людей надэтнического, наднационального и надконфессионального уровня. «Русский мир» невозможен без русского народа, русского языка и православия, но, находясь в стадии активного развития, он шире «православного мира». Приоритетной целью «русского мира» является развитие общероссийской гражданской и духовно-нравственной идентичности, которая является идентичностью многонационального и многоконфессионального народа. Ядро указанной идентичности составляют традиционные духовно-нравственные ценности наших народов, которые не противостоят основам общечеловеческой морали и других религий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«RUSSIAN WORLD» AS A «COUNTRY-CIVILISATION» AND ITS SELF-CONSCIOUSNESS

The article specifies the characteristics of the “Russian world” as a “country-civilisation” and a “culturalhistorical community” of a new type. We are talking about the complex spiritual structure of the “Russian world”, the core of which are spiritual ties of people of supra-ethnic, supra-national and supra-confessional level. “Russian world” is impossible without the Russian people, the Russian language and Orthodoxy, but being in the stage of active development, it is wider than the “Orthodox world”. The priority goal of the “Russian world” is the development of an all-Russian civil and spiritual-moral identity, which is the identity of a multi-ethnic and multi-confessional people. The core of this identity is made up of traditional spiritual and moral values of our peoples, which do not oppose the foundations of universal morality and other religions.

Текст научной работы на тему ««РУССКИЙ МИР» КАК «СТРАНА-ЦИВИЛИЗАЦИЯ» И ЕЕ ИДЕНТИЧНОСТЬ»

«

Р

»

УССКИИ МИР» КАК «СТРАНА-ЦИВИЛИЗАЦИЯ

И ЕЕ ИДЕНТИЧНОСТЬ

УДК 323. 1

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-3119-63-67 В.А. Тихон ова

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье уточняются характеристики «русского мира» как «страны-цивилизации» и «культурно-исторической общности» нового типа. Речь идет о сложном духовном строении «русского мира», ядро которого составляют духовные связи людей надэтнического, наднационального и надконфессионального уровня. «Русский мир» невозможен без русского народа, русского языка и православия, но, находясь в стадии активного развития, он шире «православного мира». Приоритетной целью «русского мира» является развитие общероссийской гражданской и духовно-нравственной идентичности, которая является идентичностью многонационального и многоконфессионального народа. Ядро указанной идентичности составляют традиционные духовно-нравственные ценности наших народов, которые не противостоят основам общечеловеческой морали и других религий.

Ключевые слова: русский мир, культурно-историческая общность, страна-цивилизация, православный мир, многонациональность, многоконфессиональность, традиционные ценности, общечеловеческие ценности, общероссийская гражданская идентичность.

Для цитирования: Тихонова В. А. «Русский мир» как «страна-цивилизация» и ее идентичность // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2024. №3 (119). С. 63-67. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-3119-63-67

«RUSSIAN WORLD» AS A «COUNTRY-CIVILISATION» AND ITS SELF-CONSCIOUSNESS

Valeriya A. Tikhonova

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow Region, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Abstract. The article specifies the characteristics of the "Russian world" as a "country-civilisation" and a "cultural-historical community" of a new type. We are talking about the complex spiritual structure of the "Russian world", the core of which are spiritual ties of people of supra-ethnic, supra-national and supra-confes-

ТИХОНОВА ВАЛЕРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - доктор философских наук, профессор, эксперт Управления научной работой, Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Московский государственный институт культуры TIKHONOVA VALERIYA ALEKSANDROVNA - DSc in Philosophy, Professor, expert in scientific work management, Honored Worker оf Higher Professional Education of the Russian Federation, Moscow State Institute of Culture

© Тихонова В. А., 2024

sional level. "Russian world" is impossible without the Russian people, the Russian language and Orthodoxy, but being in the stage of active development, it is wider than the "Orthodox world". The priority goal of the "Russian world" is the development of an all-Russian civil and spiritual-moral identity, which is the identity of a multi-ethnic and multi-confessional people. The core of this identity is made up of traditional spiritual and moral values of our peoples, which do not oppose the foundations of universal morality and other religions.

Keywords: Russian world, cultural and historical community, country-civilisation, Orthodox world, multi-nationality, multiconfessionalism, traditional values, universal values, all-Russian civil identity.

For citation: Tikhonova V. A. "Russian World" as a "country-civilisation" and its self-consciousness. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2024, no. 3 (119), pp. 63-67. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2024-3119-63-67

Статья «Многообразие трактовок понятия "русский мир"» (Вестник МГУКИ, 2024, № 1) актуализирует сразу несколько аспектов обсуждаемой проблемы. И, прежде всего, это осознание «русского мира» как культурно-исторической общности особого типа, что связано с самобытной историей нашей страны и теперешней ситуацией, вынуждающей к защите русского языка, культуры и самой российской государственности вовне. Тема народного единства и защиты Отечества вновь выходит на первый план в отечественной истории, и становится ядром всей культурной жизни. Именно об этом говорил Президент страны в ноябре 2023 года на XXV Всемирном русском народном соборе (ВРНС). «Русский мир» объединяет всех, говорил он, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, кто считает себя носителем русского языка, истории, культуры [3]. Там, где «русский мир» определяют как особую «культурно-цивилизационную общность», как «страну-цивилизацию», имеют в виду такую духовную связь людей с русским языком и культурой.

Но здесь проявляет себя не только единство, но и противоречия, скрывающиеся за понятием русского мира. Какая именно культура сплачивает защитников «русского мира»? Можно ли отнести к народной ту «высокую» культуру, у истоков которой стояло русское дворянство? И какое отношение к «русскому миру» имеет советская культура, которую в штыки воспринимают некоторые его сторонники? По словам Пре-

зидента, «русский мир» - это древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Советский Союз, современная Россия, которая возвращается, укрепляет и умножает свой суверенитет как мировая держава» [3]. И, тем не менее, те, кто сегодня искренне любят Россию, имеют разный взгляд на ее историю, тяготеют к «белым» или «красным», которые воевали между собой. И во многом от мудрости представителей власти зависит, реальна ли перспектива раскола по данной линии внутри «русского мира». Если либерально мыслящая часть наших соотечественников космополитична, то патриотически настроенная часть имеет два полюса. И об этой сложном духовном строении «русского мира» нельзя забывать тем, кто видит в нем масштабную «страну-цивилизацию».

В содержании понятия русского мира есть еще один важный аспект, на который обратил внимание Президент, выступая на Всемирном русском народном соборе в ноябре 2023 года. Он говорил о статусе русского языка, который в Конституции Российской Федерации определен в качестве языка госу-дарствообразующего народа. Русского мира нет без русского народа и без русского языка. Но какую роль в «русском мире» играет православие?

Онтологический статус «русского мира» особого рода. Это не просто территория или население, живущее на ней. Это люди с определенным самосознанием, связанным с русской культурой, через призму которой они воспринимают мир. Такое коллективное самосозна-

ние - особая духовная реальность, соединяющая миллионы людей на разных территориях. Онтология «русского мира» - это духовная онтология, хотя духовные связи между людьми, как показывает история, бывают крепче социальных и экономических связей.

В статье Ю. В. Кота и Е. Л. Кудриной речь идет об особой роли православия в становлении «русского мира», начиная с периода крещения Руси. И так, безусловно, было до ХХ века, когда национальная принадлежность в Российской империи совпадала с конфессиональной принадлежностью. На протяжении веков «русский» означало «православный».

Но уже в СССР и в постсоветской России национальная принадлежность не совпадает с конфессиональной, а многоконфессиональ-ность и многонациональность - одна из опор российской государственности согласно Конституции РФ. В этом свете обратим особое внимание на слова Президента о том, что «русский мир» объединяет всех, кто чувствует духовную связь с нашей Родиной, «независимо даже от национальной и религиозной принадлежности» [3]. Значит ли это, что «русским» может быть тот, кто не является таким «по крови» и православным по вере?

Авторы обсуждаемой статьи делают акцент на теме русскости в связи с понятием русского мира. И здесь, на наш взгляд, нужно внимательно разбираться и комментировать оценки главы государства и иерархов церкви. Так известно, что в ноябре 2023 года по проблеме русскости высказался Патриарх Кирилл, который, в частности, заявил, что враг рода человеческого посмеялся над силой духа русского народа, ослабив православную веру у русских, белорусов и украинцев. «Так вот, очень важно, мои дорогие, - продолжил он, - чтобы понимание своей принадлежности к русскому народу сопровождалось сегодня глубокой православной верой. А те, кто говорит «мы русские», а в храм не ходит? Задайте себе вопрос: а вы наследники своих отцов, дедов, бабушек, прадедов и пращуров, которые с верой связывали свою жизнь? И если вы не являетесь их наследниками, то в каком

смысле вы можете говорить о себе как о русских людях?» [2]. Здесь перед нами вполне определенное понимание русскости, связанное с православной воцерковленностью. Но только ли такие наши сограждане принадлежат к «русскому миру»?

Сложность решения проблемы «русского мира» в наши дни, перед которой мы оказываемся, связана с необходимостью проводить грань между русскостью и «русским миром», между более и менее широким пониманием того, кто может сказать «я русский».

В первом случае русскость предполагает воцерковленность, на которую указывает Патриарх, а значит «русский мир» - это православный мир. Но это только часть, пусть и самая важная, той масштабной духовной реальности, о которой говорит Президент, имея в виду людей разного национального происхождения и разных религий.

Патриарх и Президент указывают на разные стороны и даже части «русского мира». «Русского мира» нет без русского этноса и русского народа, исповедующего православие. Но «русский мир» в наши дни к ним не сводится, как это было в Российской империи. А те, кто сводят «русский мир» к православному миру, пусть из лучших побуждений, расшатывают нашу государственность.

Как раз в условиях СВО стала явной сплоченность разных народов внутри нашей страны. Авторы обсуждаемой статьи подчеркивают, что инвариантное ядро Русского мира - это «духовная сверхэтничность русскости» [1, с. 19]. Но «русский мир» не только надэтничен, но еще наднационален и над-конфессионален. Указывая на сложность проблемы русского мира, следует выделить иерархию уровней его анализа: этнический, национальный, конфессиональный. И только на основании указанных трех уровней, а не только при возвышении над этнической принадлежностью человека, то есть над «зовом крови», формируется интересующая нас сложная духовная общность - «русский мир».

Если «русский» - это больше, чем национальность и больше, чем вера, то мы имеем

здесь дело с общим способом мысли и действия, которого не было ранее, а потому его развитие - достижение нашего общего будущего. Вспомним, что на последнем этапе советской истории шла речь о формировании новой исторической общности - «советского народа» - из того множества наций и народностей, которые входили в СССР. Его ядром считалась коммунистическая идеология. Для «советского народа» как новой общности, устремленной в будущее, даже пытались создать новую, прежде всего, семейно-брачную обрядность.

Сегодня кому-то может показаться, что вектор поменялся на противоположный, и представители «русского мира» смотрят не в будущее, а в прошлое, пытаясь возродить обычаи старины, вплоть до Домостроя, аналоги которого можно найти в прошлом всех народов. С культивированием отсталости иногда сопоставляют установку на воцер-ковление больших масс народа, следование нормам религиозной этики. Но цели развития «русского мира» через сохранение традиционных ценностей не столь однозначны.

Установка на сохранение традиционных ценностей связана в наши дни с вполне реальной опасностью. Это противовес их разрушению в «культуре отмены» и «новой этике» - отмене двух полов и моногамной семьи, национального государства, норм коллективизма и патриотизма. Но вектор на сохранение традиционных нравственных ценностей не следует воспринимать как прямой возврат к патриархальности.

В Указе о сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей от 2022 года речь идет о том, что, реагируя на новые вызовы и угрозы, мы идем не назад, а вперед, сохраняя и утверждая «общероссийскую гражданскую идентичность». При этом российское государство как «хранитель и защитник традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей» отстаивает не только ценность семьи, но и человеческое достоинство, не только справедливость,

но и свободу. Речь идет о повышении роли России в мире «за счет продвижения традиционных российских духовно-нравственных ценностей», но это ценности, которые основаны «на исконных общечеловеческих ценностях» [5]. Провозглашая ценности своей культуры, мы не противопоставляем ее всем другим культурам, а, точнее, противопоставляем наши ценности состоянию кризиса и вырождения морали и культуры в западном мире. Еще раз подчеркнем, что в Указе от 2022 года традиционное российское не противопоставляется общечеловеческому. «Русский мир» в духовном и нравственном плане опирается не только на себя, но на великие завоевания всего человечества. И то же касается нравственных основ различных религий и конфессий.

В Указе от 2022 года речь идет о гражданском согласии многонационального народа России как нашей приоритетной цели. Главное - это «обеспечивать единство нашей многонациональной и многоконфессиональной страны». При этом нельзя забывать, что «христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, являющиеся неотъемлемой частью российского исторического и духовного наследия, оказали значительное влияние на формирование традиционных ценностей, общих для верующих и неверующих граждан» [5].

Итак, высшая цель «русского мира» - это развитие, сохранение и утверждение нашей общей жизни и «гражданской идентичности», основанной на основополагающих духовно-нравственных ценностях человечества. Они традиционны для России и ее народов, но в качестве общечеловеческих переживают кризис, преодоление которого в современных исторических условиях является непростым делом. Таким образом, развитие «русского мира» - одновременно условие и предпосылка оздоровления человечества, к которому обращен «русский мир». Но вопрос о мессианской роли «русского мира» и о «многополярности» как нашей приоритетной цели требует отдельного разговора.

Список литературы

1. Кот Ю. В., Кудрина Е. Л. Многообразие трактовок понятия «русский мир» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. Научный журнал. 2024. № 1 (107). Январь-февраль. С. 15-20.

2. Патриарх Кирилл назвал качество настоящих русских. URL:: https://lenta.ru/news/2023/11/07/patriarh-kirill-nazval-kachestvo-nastoyaschih-russkih/

3. Путин ответил на ожидания Русского мира. URL: https://ura.news/articles/1036287778

4. Тихонова В. А. Национальная идея в системе государственной идеологии // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. Научный журнал. 2019. № 5 (91). Сентябрь-октябрь. С. 6-13.

5. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: https://base.garant.ru/405679061/

*

Поступила в редакцию 09.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.