"Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (60), 2016
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
УДК 304.44
В. А. КРАВЧЕНКО
«РУССКИЙ МИР» КАК БРЕНД СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Кравченко Василиса Александровна, аспирант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аннотация: в статье рассматривается трактовка понятия «русский мир» в современном информационном пространстве, а также анализируется концепт «русский мир» в его изначальном варианте. Ключевые слова: «русский мир», инновационный проект, гуманитарные технологии, бренд.
UDK 304.44
V.A. KRAVCHENKO
THE «RUSSIAN WORLD» AS A BRAND OF A MODERN RUSSIA
Kravchenko Vasilisa Aleksandrovna, postgraduate student of Krasnodar state Institute of culture (Krasnodar, 40 years of Victory Str., 33), [email protected]
Abstract: this paper covers some interpretations of a term of the Russian World in a modern information space and analyses the concept of the Russian World in its initial sense.
Keywords: the «russian world», an innovation project, humanitarian technologies, a brand.
Идет второе десятилетие с момента наступления эпохи «нулевых». Переход в новую эпоху, с одной стороны, неизбежно пугал людей, с другой - после кризиса 90-х все же вселял в общество надежды на светлое будущее. Теперь, когда первая декада второго тысячелетия благополучно минула, мы можем аккуратно начать подводить итоги, чем же для нас обернулись нулевые годы и с какими результатами мы можем двигаться дальше.
Российское интеллигентское сообщество, из какой бы сферы научных интересов оно ни состояло: история, экономика, политика, философия, культурология - не приходит к согласию в вопросе о том, каким будет будущее нашей страны. Однако большая часть единодушно соглашается, что социокультурные институты требуют кардинального пересмотра путем внедрения всевозможных инновационных технологий. Россия активно ищет решения наболевших проблем, поэтому со стороны государства продвигаются и финансируются все новые глобальные проекты, предметом которых являются не только физико-ядерные и военные инновации, но и гуманитарные технологии нового поколения.
В один из таких проектов мы оказались вовлечены уже по праву рождения. Концепт «русский мир» более десяти лет активно используется в научной и публицистической литературе, однако четких границ того, что представляет собой этот термин и за какой наукой закреплен приоритет его исследования, мы определить не можем. Характерно и то, что возникший когда-то в одном из текстов своего разработчика термин «русский мир» получил настолько широкое распространение, что о нем мы теперь слышим от первых лиц с центральных каналов телевидения, а также беспрепятственно находим более подробное его описание в глобальной сети Интернет, едва лишь заинтересовавшись. В этом состоит вопрос для рассмотрения в нашей статье, в этом же заключается его актуальность.
Проанализировав научную литературу, мы можем вывести среднее определение «русского мира», которое звучит следующим образом: «русский мир» представляет собой циви-лизационное, социокультурное, транснациональное пространство, охватывающее N-ную общность людей, которые соотносят себя с русской культурой, русским языком, с духовными и ментальными ценностями, присущими русской традиции. За базовую составляющую «русского
№ 1 (60), 2016
"Трибуна молодого ученого"
мира» принято считать граждан современной России и представителей русского зарубежья. Точкой отсчета для разработчиков концепта «русский мир» стали статистические данные о том, что внутри страны и за ее пределами проживает одинаковое количество русских, включая билингвов, так как на их ментальность так или иначе оказывает влияние русская культура. Все стороны и уровни явления «русский мир» - полиэтнический, разноконфессиональ-ный, идеологически и социально разнородный, географически сегментированный - объединены осознанием причастности к России как к материнскому государству, лояльностью к ней, неравнодушием к ее судьбе и месту в мире [1]. Ведется активная работа по продвижению термина в общедоступном информационном пространстве: создаются различные порталы и сайты для дискуссий на эту тему, публикуются статьи на электронных энциклопедиях Рунета. Так, например, на сайте «Руэксперт» содержится следующий материал: «Русский мир (Русь) - цивилизационная надгосударственная общность, связанная русской в широком смысле слова культурой, подразумевающей взгляд на Человечество как на большую семью, но с пониманием того, что реально осознает себя этой семьей только Россия и Русский мир. Распространение русского мира примерно совпадает с границами распространения русского языка, который является ключевой частью русской культуры» [2]. Свободная русская энциклопедия «Традиция» пишет: «Русский мир (Русский мiръ) - концепция объединения всех людей, ощущающих сопричастность к русской культуре и России. Слово «русский» в названии указывает прежде всего на исторические корни общности, берущей свое начало в древней Руси, а не на ее этнический состав, а в слово «мир» вкладывается значение «весь свет», «все люди» [3].
Отдельного внимания заслуживают интернет-портал одноименного фонда «Русский мир», созданного по указу президента РФ В.В. Путина от 21 июня 2007 года, ставящего своей целью популяризацию русского языка, являющегося национальным достоянием России и важным элементом российской и мировой культуры, и поддержку программ изучения русского языка в Российской Федерации и за рубежом [4], а также сетевой проект «Русского мира» под названием «Русский архипелаг», где содержатся основные программные тексты от разработчиков концепта и дискуссии этот концепт оспаривающих [5].
Ученые различных областей рассматривают концепт «Русский мир» с точки зрения своего научного интереса: социологи исследуют статистику осведомленности людей и соотнесения граждан себя как части «Русского мира», философы исследуют возможность существования «русского мира» как такового, каковы его шансы претендовать на статус философского вопроса и какова его цивилизационная значимость для общества в глобальном масштабе. Но отрывной точкой возникновения концепта были все-таки политические и управленческие предпосылки. Так, одним из разработчиков концепта является российский методолог и политтехнолог, консультант по вопросам пространственного развития, региональной и промышленной политики, инновационной деятельности и подготовки кадров Петр Щедро-вицкий, который в своей работе «Русский мир и транснациональное русское» дает развернутую характеристику концепта, а главное - его практическую значимость. Автор статьи рассматривает две диаметрально противоположные проблемы, проработка которых составляет глобальную стратегическую значимость для развития нашей страны.
Петр Щедровицкий за основу своей идеи берет всех людей, разговаривающих и думающих на русском языке, которые представляют собой особую общность и некий «русский капитал», неповторимый в своем роде и необходимый как «единство культурного, политического, организационного, человеческого, финансового, промышленного, технологического, инфраструктурного и ресурсного потенциала» [6].
Проблема капитала в том, что он используется не по назначению либо не используется вообще. Общество сегодня достигло той стадии развития, когда неграмотное распоряжение ресурсами может перерасти в глобальную катастрофу для отдельно взятого государства. Поскольку использование природных ресурсов и натурального хозяйства уже исчерпало себя и мировое сообщество переходит на более совершенные и инновационные формы хозяйствования, новым ресурсом любого государства являются не только наноразработки науки и техники, но и принципиально новые системы рационального управления. С точки зрения
"Культурная жизнь Юга России" 100 ;
№ 1 (60), 2016
государства правильное и рациональное управление деятельностью граждан страны, четко выстроенная мотивация и целенаправленное распределение сил капитала - первое, что должно заставить экономику сдвинуться с мертвой точки, а также, что не менее важно, закрепить политические позиции и общий престиж России на мировой арене.
Работа над объединением и мотивацией «русского капитала» как «совокупности культурных, интеллектуальных, человеческих и организационных потенциалов, выразимых в языковом мышлении и коммуникационных (гуманитарных) ресурсах русского языка», а также «энергия воли различных этнокультурных групп, думающих и говорящих на русском языке», согласно идее Петра Щедровицкого, должна актуализировать эти потенциалы и превратить их в ряд образов будущего, задающих рамки и границы поля хозяйственных, политических и образовательных онтопрактик. Таким образом, Россия готова предоставить миру свою конкурентоспособную модель существования мирового сообщества, в котором она будет занимать одно из центральных мест.
От государства требуется уделить должное внимание системе образования, повысить квалификацию специалистов путем повышения их мобильности и предоставления студентам возможности участвовать в образовательном обмене, тем самым стимулировать их интерес к своей специализации и, соответственно, повысить уровень профессионализма. В этом случае государству не опасен, а в некоторой степени даже выгоден так называемый «отток мозгов», потому что специалисты, во-первых, по-прежнему мыслят русскими категориями, а во-вторых, постоянно поддерживают связь с материнской культурой, тем самым повышают престиж России в других странах и косвенно работают над развитием проекта «Русский мир». В идеальном варианте распространение проекта должно достигнуть таких масштабов, что «Русский мир» закрепится в российской и мировой литературе и средствах массовой информации как полноценный бренд (торговый знак) России, узнаваемый по всему миру и свидетельствующий о высоком авторитете государства, мощь которого распространилась далеко за пределы территориальных границ.
Автору статьи хотелось бы подчеркнуть еще одно достоинство идеи Петра Щедровицкого. Хотим мы того или нет, но мы все потенциально являемся участниками этого проекта уже только по праву рождения. Мы автоматически становимся участниками глобального управленческого государственного проекта «Русский мир» только потому, что мы рождены в России, разговариваем и думаем на русском языке, растем и развиваемся в русских семьях (даже там, где всего один родитель русский, а другой иностранный гражданин или представитель другой этнокультуры) и никак не можем отрицать своей идентичности. С одной стороны, это выглядит ударом по нашей индивидуальности, так как мы поставлены в четкие рамки без возможности выбора своей национальной идентичности, потому что, даже эмигрировав в другую страну, за рубежом мы по-прежнему останемся представителями «русского мира». С другой - со стороны государства для нас нет никакой угрозы, ведь оно даже не закрывает для нас границы, а, напротив, предоставляет нам возможность «продвигать» российский бренд за рубежом.
Что для этого требуется от обывателя? Ничего, кроме саморазвития. Работы над своей личностной идентификацией. Другими словами, государство напрямую не требует от нас конкретных действий, службы на благо Родины или материальной повинности. Государство косвенно стимулирует нас изучать и ценить свою культуру, развиваться личностно и самостоятельно прорабатывать свою личностную и национальную идентичность, изучать опыт других государств в интересующей нас профессиональной сфере и тем самым становиться достойным гражданином своей страны.
Таким образом, «русский мир» для русскоговорящего человека в России и за рубежом является некой общей интегрирующей, консолидирующей идеей. Поскольку эта идея объединяет отдельно взятого индивида с остальными представителями русской культуры, ее можно считать идеологией. Именно идея, развертывающаяся в идеологии, служит консолидирующей силой социума. Для этого надо прикладывать коммуникативные усилия через институциали-зированные и неинституциализированные формы коммуникации, ибо только в интеракции сообщество становится целостным и взаимным. В устах русскоговорящих людей за рубежом
№ 1 (60), 2016
"Трибуна молодого ученого
оно конституируется как бренд современной России. «Русский мир» как единое сообщество становится международным трендом России. Для осознания и конституирования этого сообщества важны усилия современных отечественных философов. Ибо только через усилия философской рефлексии в общественное сознание войдет концепт «русский мир» в своем новом, соборном звучании.
Литература:
1. Батанова О.Н. / Русский мир и проблемы его формирования // О.Н. Батанова. Автореф. дис. ... канд. политологии. URL: http://cheloveknauka.com/russkiy-mir-i-problemy-ego-formirovaniya
2. Русский мир. URL: http://ruxpert.ru /Русский мир.
3. Свободная русская энциклопедия «Традиция» // «Концепция Русского мира». URL:
http://traditio.wiki/ концепция_Русского мира.
4. Официальный сайт фонда «Русский мир». URL: http://russkiymir.ru/fund/
5. Официальный сайт сетевого проекта «Русский мир», URL:http://www.archipelag.ru/ ru_mir/
6. Петр Щедровицкий / «Русский мир и транснациональное русское», URL: http:// www.archipelag.ru/ru_mir/history/history99-00/shedrovicky-transnatio/
References
1. Batanova O.N. Russian world and the problems of its formation. The author's abstract dis. ... the analyst., URL: http://cheloveknauka.com/russkiy-mir-i-problemy-ego-formirovaniya
2. "Raexpert" // "Russian world" URL: http://ruxpert.ru/Русский мир
3. Free Russian encyclopedia "Tradition" // "Russian world", URL: http://traditio.wiki/ кон-цепция_Русского мира.
4. Official site of Fund "Russian world". URL:http://russkiymir.ru/fund/
5. Official website of the network of the project "Russian world", URL:
http: //www. archipelag. ru/ru_mir/
6. Petr Schedrovitsky / "Russian world and transnational Russian", URL: http:// www.archipelag.ru/ru_mir/history/history99-00/shedrovicky-transnatio/