Научная статья на тему 'Русский мир и его православное основание'

Русский мир и его православное основание Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
517
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ МИР / ПРАВОСЛАВИЕ / РЕЛИГИЯ / КУЛЬТУРА / РОССИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЕЛАРУСЬ / КАЗАХСТАН / УКРАИНА / ГРЕЦИЯ / СЕРБИЯ / БОЛГАРИЯ / ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ксенофонтов Владимир Владимирович

В статье рассматривается специфика православия как генетического основания русского мира; характеризуется его содержание и эволюция, раскрывается проявление феномена в современной России и странах ближнего зарубежья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN WORLD AND THE ORTHODOX BASE

The article deals with the specifics of Orthodoxy as a genetic basis of the Russian world; its content and evolution are characterized.

Текст научной работы на тему «Русский мир и его православное основание»

Ксенофонтов В. В.

РУССКИЙ МИР И ЕГО ПРАВОСЛАВНОЕ ОСНОВАНИЕ

20. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.11)

20.1. РУССКИЙ МИР И ЕГО ПРАВОСЛАВНОЕ ОСНОВАНИЕ

Ксенофонтов Владимир Владимирович, кандидат философских наук, преподаватель кафедры философии и религиоведения

Место работы: Военный Университет МО РФ, г. Москва

kvvmvoky173@mail.ru

Аннотация: в статье рассматривается специфика православия как генетического основания русского мира; характеризуется его содержание и эволюция, раскрывается проявление феномена в современной России и странах ближнего зарубежья.

Ключевые слова: Русский мир; православие; религия; культура; Россия; международные отношения; Беларусь; Казахстан; Украина; Греция; Сербия; Болгария; Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

RUSSIAN WORLD AND THE ORTHODOX BASE

Ksenofontov Vladimir V., PhD (Philosophy), lecturer of the Department of Philosophy and Religious Studies Place of employment: Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow

kvvmvoky173@mail.ru

Abstract: the article deals with the specifics of Orthodoxy as a genetic basis of the Russian world; its content and evolution are characterized.

Keywords: Russian world; Orthodoxy; religion; culture; Russia; international relations; Belarus; Kazakhstan; Ukraine; Greece; Serbia; Bulgaria; Patriarch of Moscow and all Russia Kirill.

В последние годы исследование русского мира, его содержания и специфики нашло отражение в трудах целого ряда авторов [3, 12, 4, 6]. В связи с этим отметим, что в данных работах внимание исследователей сконцентрировано на рассмотрении таких важных проблем, как цивилизационные особенности русского мира; место и роль в нем культуры в условиях глобализации; русский мир и его эволюция, Россия и русский мир; соотношение русского мира и русского вопроса.

Русский мир представляет собой эволюционизирую-щийся в пространстве и времени исторический и социокультурный феномен, со свойственной ему ментально-стью, развивающийся в интересах консолидации и прогресса народов (прежде всего, славянских), обеспечения гуманизма и демократии в их взаимоотношениях, мирного развития человеческой цивилизации [6, с. 101].

Русский мир как социокультурный феномен имеет свое специфическое генетическое основание. Оно строится на том, что образование и развитие русского мира исторически опираются на духовную общность людей. В этом плане русский мир представляет собой синтезирующий духовный корень общности людей, исповедующих православие как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье.

Исторически проникновение православия в Киевскую Русь началось с середины Х века. Между тем, официально оно становится в качестве государственной религии в 988 г. Дело в том, что к середине Х в. Киевская Русь стала уже достаточно сильным феодальным государством с высоким уровнем развития торговли и различных ремесел, с духовной и материальной основами культуры. Она нуждалась в объединенной религии, лишенной этнических различий. Этим требованиям и соответствовало православие.

В анализируемый исторический период Киевская Русь поддерживала также и систематические внешние контакты с Западной Европой, Византией, где господствовало христианство. Вот почему для упрочения внешних связей, особенно в области торговли, нужна была общая идейная платформа в виде религии. На Руси предпочтение было отдано византийской разновидности христианства - православию.

Вместе с тем, на наш взгляд, представляется неадекватной существующая в научной литературе точка зрения, согласно которой период Киевской Руси следует относить исключительно к истории украинского народа1. Заметим, что в анализе исторического прошлого важно придерживаться философского принципа объективности, т.е. адекватного подхода, не затрагивающего ничьих национальных чувств.

В сложные периоды жизни, в условиях острых социальных противоречий население России, да и всего русского мира, нередко искало выход в приобщении к религии, к таким ее ценностям как добро, справедливость, долг, милосердие и др.

Нельзя не обратить внимания на то, что на протяжении отечественной истории православие оказывало нравственно-воспитательное воздействие на людей как в мирное время, так и в годы войны, защиты Отечества. Особое значение в связи с этим приобретает

1 Например, такая позиция отражена в работах: Сапунова В.В. Книга в России в Х1-Х111 вв. Л., 1978; Семантика образу в культуре средъовичной Европы. Схщ-Захщ. Киев, 1996; Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии. М.: РАН ИФ, 1997. С.17; Гаврилова Т.Н. Место и роль Украины в геостратегических планах НАТО //Суверенитет России и проблемы его сохранения в меняющемся мире: монография /А.С.Брычков и др. Смоленск: ВА ВПВО ВС РФ, 2016. С.177.

духовный выбор русского народа, воплощенный через православную веру в идеале «Святая Русь». По своей сущности он представлял нравственный идеал, предполагающий приоритет духовного над материальным.

Весьма глубоко это положение раскрыто в выступлении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского. «Перед Куликовской битвой игумен обители на горе Маковец дал благословение великому князю Дмитрию Ивановичу и православному воинству, идущему сражаться с ордынцами» [10, с.5-6].

Русская Православная Церковь сыграла значительную духовно-нравственную роль в годы Великой Отечественной войны в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Уже в первый день войны митрополит Сергий обратился со специальным посланием, в котором призывал православный русский народ к защите Отечества. Он подчеркивал: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину... Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Бо-жией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Вспомним святых вождей русского народа Александра Невского, Дмитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину» [9, с.110].

С патриотическим посланием к верующим Ленинграда обратился митрополит Алексий. Заметим, что в тяжелые дни блокады он оставался с паствой в голодном, холодном и подвергающимся бомбежке и артиллерийским обстрелам городе.

В годы войны по всей стране походила служба в православных храмах о даровании победы над германским фашизмом.

С воодушевлением и духовным подъемом встретили верующие люди обращение Митрополита Сергия в храмах Ленинграда, Киева, Куйбышева, других городов и сел. Несмотря на опасности и преследования со стороны германских войск, даже на оккупированной территории воззвание переходило из рук в руки, невзирая на то, что фашисты расстреливали всех тех, у кого имелся текст обращения Предстоятеля Русской Православной Церкви [5, с.10].

Ответственные задачи в годы войны Митрополит Сергий поставил перед пастырями Русской Православной Церкви. Их сущность сводилась к следующим положениям: ободрять малодушных и колеблющихся, утешать огорченных, создавать в тылу страны условия для победы над врагом. Он также обратил внимание на тех, кто, не щадя своей жизни, подвязался на защиту Родины, и всех, кто своими молитвами, трудами и пожертвованиями содействовал обороне Отечества. Им Митрополит Сергий призвал благословение Господне [8, с.409-410].

Важной сферой деятельности Церкви в годы Великой Отечественной войны явился сбор средств на нужды обороны, подарки бойцам, на поддержку раненых в госпиталях, а также сирот в детских домах.

Так, 30 декабря 1942 г. Митрополит Сергий обратился к верующим с призывом собрать денежные средства на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского. В ответ на призыв откликнулись многие города и отдельные прихожане. Церковная Москва собрала свыше 2 миллионов рублей; в блокадном Ленинграде, несмотря на лишение и голод, православные собрали один миллион рублей в фонд Красной Армии; в Куйбышеве стариками и женщинами было пожертвовано 650 тысяч рублей. В Новосибирске православные священники и миряне собрали 110 тысяч рублей на строительство

самолетов Сибирской эскадрильи «За Родину» [9, с.115]. Всего за годы войны по приходам было собрано более 200 миллионов рублей для нужд Красной Армии. Наряду с денежными средствами верующие собирали также теплые вещи для защитников Отечества: телогрейки, рукавицы, валенки.

Важно подчеркнуть, что в годы Великой Отечественной войны значительная часть служителей Русской Православной Церкви встали в строй в составе действующей Красной Армии, а также добровольно влились в состав партизанских отрядов, проявляя стойкость и мужество. Так, например, почти 20 священников московских и тульских церквей постановлениями Моссовета от 19.09.1944 г. и от 3.01.1945 г. были награждены медалями «За оборону Москвы».

В период обороны столицы священники принимали активное участие в тушении пожаров, возникающих от зажигательных бомб в результате налетов вражеской авиации, умело руководили действиями прихожан при рытье окопов на различных рубежах и ночными дежурствами по противовоздушной обороне.

А 4 сентября 1943 года состоялась встреча в Кремле И.В. Сталина с высшими иерархами Русской Православной Церкви. Эта встреча явилась началом сотрудничества государственной власти и церкви. Уже 8 сентября 1943 года в Москве состоялся Архиерейский собор, избравший митрополита Сергия Патриархом Московским и Всея Руси. Правительство страны дало согласие на открытие духовных семинарий и академий для подготовки кадров священнослужителей.

За последние годы в нашей стране происходит активное воздействие религии на духовную жизнь личности и общества. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, подчеркивая роль Церкви в духовной жизни российского общества, отмечает: «Люди, вдохновляемые христианским идеалом, понимая значение веры, Церкви, делают все для того, чтобы поддержать, в том числе и ее высшее, материальное бытие. Мы глубоко благодарны всем тем, кто в этот особый период истории Русской Церкви содействует возрождению святынь, а значит и утверждению непререкаемого духовного авторитета, который Церковь основывает не на человеческом факторе, а на Божественном откровении» [9, с.5].

Взаимосвязь церкви и общества на основе религиозно-нравственных ценностей способствует духовной устойчивости русского мира. В наше время заметно возросла активность церквей, духовенства в различных сферах общественной жизни. В современных условиях возрождается церковная благотворительность, целью которой становится особое нравственное отношение и внимание к беженцам и вынужденным переселенцам, жертвам экономических и социально-политических потрясений, катастроф и военных конфликтов.

В духовной жизни России идет инициируемый церковью активный процесс причисления к лику святых не только церковных, но и выдающихся государственных деятелей, видных представителей отечественной культуры. В частности, канонизированы Дмитрий Донской, Андрей Рублев, Максим Грек, митрополит Мака-рий, Ксения Петербуржская, Игнатий Брянчанинов, Амвросий Оптинский, Феофан Затворник, патриархи Иов и Тихон, флотоводец Ф. Ушаков и др.

Наряду с этим в стране наблюдается рост количества православных детских лагерей, молодежных движений: функционируют скаутские и военно-патриотические лагеря.

Вместе с тем отметим следующую тенденцию: моло-

Ксенофонтов В. В.

РУССКИЙ МИР И ЕГО ПРАВОСЛАВНОЕ ОСНОВАНИЕ

дежь России за последние годы самостоятельно объединяется в православные организации. При этом кроме паломнических поездок, участия в разнообразных спортивных и культурных мероприятиях, встречах с православными священниками молодежные организации оказывают помощь детским домам, поддерживают и реализуют православно-воспитательные программы. Ряду православных молодежных организаций свойственны особенности военно-спортивных клубов, целевое назначение которых - «воспитание православного воинства».

Примечательно также и то, что при некоторых вузах России существуют домовые храмы, где возникают студенческие общины. В Москве, например, таковыми являются: храм святой Татьяны при МГУ имени М.В. Ломоносова, а также храмы при Академии славянской культуры, Государственном университете путей сообщения и других вузах. Студенческие храмы функционируют также в Санкт-Петербурге (в том числе, в Суворовском училище), Белгороде, Иркутске, Оренбурге и других городах. Для координации их деятельности создана Ассоциация православных домовых храмов при учебных заведениях.

В настоящее время Православие, опираясь на свои генетические основы, находит поддержку среди различных слоев населения, государственных учреждений и общественных организаций в ряде стран ближнего зарубежья. В ближнем зарубежье, в частности, в республике Беларусь православие - одно из верований, имеющее свои древние корни. История белорусской православной церкви берет свое начало с основания в 992 году Полоцкой епархии. Подчеркнем, что на сегодняшний день в Беларуси к православным относят около 48% населения.

Заметим, что церковно-правовое положение Белорусской Православной Церкви регулируется Главой XIII Устава Русской Православной Церкви2. Белорусская Православная Церковь - Белорусский Экзархат, находящийся на территории Республики Беларусь. «Белорусская Православная Церковь» - другое официальное наименование Белорусского Экзархата3. На территории Республики функционируют более 1500 православных храмов, действуют 7 духовных учебных заведений, в том числе духовная академия.

Примечательно и то, что богословов в этой Республике готовят также в Теологическом институте Белорусского государственного университета и в Витебском государственном университете имени Петра Ма-шерова. Белорусская Православная Церковь сотрудничает с правительством Республики Беларусь. Такое сотрудничество реализуется в области культуры, истории, патриотического сознания и нравственного воспитания граждан.

Из стран ближнего зарубежья русского мира нельзя не отметить важную роль православия в духовной жизни республики Казахстан.

В настоящее время с православием в Казахстане отождествляют себя около 20% населения. В Республике действуют 18 епархий, в столице Астане открыт Успенский собор, в Усть-Каменогорске - Андреевский собор. Для подготовки кадров священнослужителей

2 Устав Русской Православной Церкви. Принят на Архиерейском Соборе 2000 г. Архиерейский Собор 2013 г. принял исправленную и дополненную редакцию Устава. На Архиерейских Соборах 2016 и 2017 гг. были приняты изменения и дополнения в Устав.

3 Устав Русской Православной Церкви.

создана Алма-Атинская духовная семинария.

Руководство Казахстана, опираясь на концепцию Евразийства во взаимоотношениях между Россией и Казахстаном, находит пути сотрудничества с Русской Православной Церковью в Республике. Такое сотрудничество проявляется по ряду ключевых направлений. Среди них: толерантность во взаимоотношениях между конфессиями в Казахстане; бережное отношение к русскому языку в Республике; приоритетное отношение к русской культуре и ее распространение; опора на исторические корни патриотизма народов Казахстана в период Великой Отечественной войны; активизация совместных действий в различных формах проявления, включая СМИ, в области тиражирования нравственных ценностей как духовных ориентиров для личности и социальных групп.

Немаловажно и то, что в последние годы по различным направлениям развиваются контакты между Патриархом Московским всея Руси Кириллом и Митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром.

Однако характерным для настоящего исторического периода является и то, что отношения между некоторыми православными церквями ближнего зарубежья складываются довольно противоречиво, а нередко ведут к отдалению от формирования целостного русского мира. Особенно такой процесс наблюдается среди христианских церквей Украины, настроенных резко националистически. Среди них Украинская Греко-католическая Церковь (УГКЦ) и возрожденная в 1990 г. Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ). В результате слияния части их приходов уже в 1993 г. была создана Украинская Православная Церковь (Киевский Патриархат). В своей деятельности она все активнее противопоставляет себя Русской Православной Церкви, стремится к захвату ее храмов и имущества, пропагандирует националистические идеи, завоевывая статус национальной, преимущественно государственной церкви Украины.

В свою очередь, крупнейшая в Украине Украинская Православная Церковь Московского Патриархата не отказывается от духовно-нравственной заботы о православном народе на территории этой страны, несмотря на давление на нее со стороны националистически настроенных других Церквей Украины и давление со стороны ее государственных деятелей. Противоречия, существующие между православными церквями, преобладание национализма ведут к распылению сил традиционного православия, лишают его активной роли в консолидации русского мира, прочных духовных связей между Украиной и Россией [12, с.166-167].

Однако такие негативные тенденции не затушевывает общей позитивной перспективы в развитии духовной роли православия в русском мире. Более того, в настоящее время возрастает значение церкви в укреплении единства русского мира. Именно ей принадлежит весомая роль в сохранении культурных традиций, представлений о морали, чувств гражданственности и патриотизма, проповеди любви и верности Отечеству. В истории России народом всегда глубоко почитались видные представители православной церкви, которые своим словом и личным примером свершили благородные деяния для народа, служили ему нравственным образцом.

Особенно высоко почитаем в России и русском мире «воспитатель и устроитель России, ее величайший подвижник и духовный хранитель Сергий Радонеж-

ский». «Его мудрое и твердое слово наставника, - отмечал Президент РФ В.В.Путин, - было духовной опорой, поддержкой в тяжелый период иноземного нашествия и внутренних раздоров. Именно тогда прозвучали его пророческие слова: «Любовью и единством спасемся». И этот призыв, наполненный непоколебимой верой, послужил объединению русских земель, навсегда вошел в душу нашего народа, в нашу историческую память. Масштаб и влияние личности преподобного Сергия отразились не на одном поколении, не на одной эпохе» [1, с.4].

В современных условиях и в России, и за рубежом церковь выступала и выступает как опора русской культуры, традиций и русской самобытности в деле взаимопонимания всех народов Планеты. Нельзя не отметить, что она активно включается в общекультурные процессы глобального и регионального уровней. Так, в русском мире всенародными праздниками стали Дни славянской письменности и культуры, Рождественские, Пасхальные, Крещенские торжества.

Характерно, что такие важные православные праздники, возникшие в историческом прошлом, бережно сохраняются не только в странах ближнего зарубежья, но также и дальнего. Особенно их почитают в странах, где живет довольно многочисленное население, исповедующее православие. Среди таких стран отметим, прежде всего, Сербию, где проживают более 6 млн православных; Болгарию, в которой более 80% населения исповедуют православие; Грецию, где 8 млн жителей придерживаются православия.

В настоящее время внутри российского общества взаимодействие между государством и церковью идет по ряду направлений, опираясь на организационные основы совместных комиссий и комитетов. Среди них такие, как: деятельность по реставрации и возвращению в строй уникальных историко-культурных памятников, осуществление научно-культурных экспедиций; регулярное проведение совместных культурных, творческих акций, конкурсов, фестивалей. Церковь также активно проявляет себя в деле борьбы с алкоголизмом, безнадзорностью, преступностью; способствует формированию, особенно у молодежи, культуры межнациональных и межконфессиональных отношений, борьбы с экстремизмом и национализмом [3, с.76-79].

Таким образом, важной генетической основой русского мира, его доминирующего субъекта - России, выступает православие. На всех исторических этапах развития славянских народов православие в лице Церкви играло значительную духовную роль в единении народа. Церковь сохраняла и бережно сохраняет и в XXI веке культурные традиции, высокие моральные ценности, неиссякаемость патриотической идеи, значимость духовного развития личности, ее любовь к Родине.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, подчеркивая духовную силу православия в жизни народа, отмечал: «Храните в сердце веру православную, в которой наше утверждение. Это фундамент нашей жизни» [7, с. 100].

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 90%.

Список литературы:

1. Выступление Президента Российской Федерации В.В.Путина на праздновании 700-летия преподобного Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде //Скажите, пожалуйста. - 2014. - №15-16.

2. Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии. - М.: ИФ РАН, 1997.

3. Иванов В.Н., Левашов В.К., Сергеев В.К. Москва. Россия. Русский мир: социологические очерки. - М.: НИЦ «Академика», 2012.

4. Ищенко Р. Русский мир и национальный вопрос. - М.: Эксперт, 2014.

5. Кононенко В. Память блокады //Наука и религия. -1988. - №5. - С.9-14.

6. Ксенофонтов В.Н., Ксенофонтов В.В. Русский мир: содержание и специфика проявления //Самосознание русского народа: сборник научных статей /Ред. Б.Н.Бессонов и др. - М.: МГГУ, 2014.

7. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Православная вера - фундамент нашей жизни /Слово к монашествующим. Проповеди Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в монастырях (2013-2014 гг.). -М.: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, Данилов мужской монастырь, 2014.

8. Правда о религии в России. - М., 1942. - С.409-410.

9. Протоирей Владислав Цыпин. История Русской Православной Церкви 1917-1990. Учебник для православных духовных семинарий. - Московская патриархия. Издательский дом «Хроника», 1994.

10. Россия православная //Скажите, пожалуйста. - 2014.

- №15-16.

11 . Русский мир как цивилизационное пространство [Текст] /Рос. Акад. наук, Ин-т философии; Под ред. А.А.Гусейнова, А.А.Кара-Мурзы, А.Ф.Яковлевой. - М.: ИФ РАН, 2011.

12. Филипович Л.А. Роль религии в истории украинской национальной идентификации //Религия и национализм. Сборник статей /Составитель А.В.Пчелинцев. Под редакцией А.А.Нурулаева, И.В.Подберезского, А.В.Пчелинцева.

- М., 2000.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью В.В. Ксенофонтова: «Русский мир и его православное основание» Статья посвящена одной из актуальных тем, которые сегодня активно обсуждаются - теме русского мира. Автор попытался привлечь внимание читателей к проблеме духовных оснований русского мира и таким основанием он рассматривает православие.

В статье четко прослеживается роль православия в развитии морально-нравственных, духовных ориентиров русского народа. Особое внимание В.В. Ксенофонтов уделил роли Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны.

Работа написана на высоком теоретическом уровне, весьма профессионально. Представляется, что она имеет большое значение в связи с тем, что в настоящее время в нашей стране идут активные поиски идеологии, позволяющей укрепить духовное единство российского народа.

Статья В.В. Ксенофонтова может быть опубликована в ведущих научных журналах.

Д-р философ. наук, профессор

Ю.А. Чернавин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.