Русский космизм и научная картина мира
Тумаркина Лидия Васильевна
аспирант, кафедра истории русской философии, Московский государственный университет имени М.В.
Ломоносова
119192, Россия, г. Москва, ул. Ломоносовский Проспект, 27, кор. 4
Статья из рубрики "Проблемы целостного мира"
Аннотация.
В статье исследуется место и особенности русского космизма в системе научной картины мира в конце XIX - середине XX века. Рассматриваются проективные картины мира русских космистов: Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского. Выявляется связь русского космизма с реалиями современной научной картины мира (далее -Н.К.М.). Цель работы: обосновать востребованность идей русских космистов для позитивного решения глобальных вызовов. Проблема эволюции Н.К.М. тесно сопряжена с вопросом о дальнейшем качественном развитии сущности человека как разумного и деятельного существа, осмысливающего и влияющего на эволюционные процессы Земли и Космоса, то есть целостности мира. В основу статьи положены научные работы русских, российских и зарубежных авторов. Методы исследования: аналитический, компаративный, синтетический, прогностический.Статья рассчитана на широкий круг читателей, в этой связи обозначены суть и историческая сменяемость Н.К.М., определяются место и особенности русского космизма в системе Н.К.М., исследуются проективные картины мира русских космистов. Новизна данного исследования заключается в анализе взаимосвязи идей русского космизма с реалиями современной научной картины мира в направлении успешного решения глобальных проблем.В результате исследования: 1. определена актуальность идей русского космизма для современной Н.К.М.;2. обозначены основные явления «флуктуации» современного социума как системы;3. выделены теоретические и практические основания позитивного развития Н.К.М. в наше время, которые могут быть использованы в теории и практике решения проблем целостного мира.
Ключевые слова: Русский космизм, научная картина мира, Федоров Николай Федорович, Циолковский Константин Эдуардович, Вернадский Владимир Иванович, глобальные вызовы, синергетика, универсальный эволюционизм, цифровое общество, порядок из хаоса
DOI:
10.7256/2454-0757.2018.9.27598
Дата направления в редакцию:
05-10-2018
Л ата рецензирования :
06-10-2018
Дата публикации:
11-10-2018
Введение
Понятие «научная картина мира » появилось в естествознании и философии в конце
XIX века [7, с-677]. Использование и углубленный анализ этого понятия относятся к 60-м годам XX века [Там же, с.677]. Сегодня оно имеет несколько определений. На мой взгляд, наиболее удачны из них:
1. «Научная картина мира - это совокупность общих представлений науки определенного исторического периода о фундаментальных законах строения и развития объективной реальности» [14, с-131].
2. «Н.К.М. - это единая схема мира, объединяющая на теоретическом уровне постоянно развивающееся знание о нем (о мире)» [9, с-215].
Ныне принято различать три основных этапа становления Н.К.М.:
- Классическая (механическая) Н.К.М. - XVII - середина XIX века. Источники: теории Г.Галилея и И.Ньютона.
В основе лежат идеи и законы классической механики, которая в XVII веке была наиболее разработанным разделом физики.
- Неклассическая Н.К.М. - конец XIX - 60-е годы XX века. Источники: термодинамика,
теория эволюции Ч.Дарвина,
теория относительности А.Эйнштейна,
принцип неопределенности В.Гейзенберга,
теория нестационарной Вселенной (гипотезы Большого Взрыва, расширения Вселенной) А.А.Фридмана
Представители: Макс Планк, Эдди Резерфорд, Нильс Бор, Луи де Бройль, Альберт Эйнштейн, Александр Александрович Фридман и др.
- Постнеклассическая Н.К.М. - 70-е годы XX века - наше время. Характеризуется усилением дисциплинарного синтеза знаний. Источники: принцип глобального (универсального) эволюционизма, синергетика Германа Хакена (Германия),
теория диссипативных структур Ильи Пригожина (Бельгия),
теория катастроф Тома Рене (Франция) и др.
Метафора: мир - это организованный хаос = нерегулярное движение с непереодически повторяющимися неустойчивыми траекториями.
Смена научной картины мира - это закономерный процесс отражения постоянно
эволюционирующей реальности. Так, например, теории Томаса Куна Ларри Лаудана
Имре Лакатоса ^^ в рамках философии науки внесли новую палитру в Н.К.М. Вместе с тем на рубеже третьего тысячелетия, науке не удалось достаточным образом объяснить: гравитацию, парапсихологические и биоэнергоинформационные явления, возникновение жизни и сознания. «Развитие Н.К.М. - это поиск новых миро в о з з ре нч е с ких с мыс лов и о тв е то в на ис то рич е с кие в ыз о в ы, сто я щие пе ре д
современной цивилизацией» [7, с-677].
Место и особенности русского космизма
в системе научной картины мира
в конце XIX - середине XX вв.
Если соотнести время зарождения и становления русского космизма (конец XIX - начало XX вв.) с современной периодизацией Н.К.М., то его ниша - первая по счету -классическая, по средствам моделирования реальности - религиозно-научная.
Традиционно русский космизм принято делить на несколько направлений: религиозно-философское (Н.Ф.Федоров, В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков и др.); эзотерическое (Е.П.Блаватская, Е.И. и Н.К. Рерихи); художественное (В.Ф.Одоевский, Ф.И.Тютчев, М.А.Врубель, Н.Н.Скрябин и др.); естественнонаучное (К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский и др.). Каждый из русских космистов, оставаясь художником, ученым, изобретателем, стремился выйти за пределы своей специальности к широким научным и философским обобщениям. Космизм - это учение об органическом единстве мироздания, его неразрывной целостности. Научный космизм можно определить как обоснование и конструирование космической картины мира с помощью методов и материала различных наук.
Одной из ярчайших особенностей русского космизма является его проективность , т.е. устремленность в будущее, а также эволюционно-активное начало, суть которого в страстном желании авторов воплотить свои идеи в жизнь и изменить картину мира в позитив. Федоров: «...знание, чтобы быть истинным требует дела,...знание доказывается действием, а нравственность разрушается знанием без дела, т.е. бездельным знанием»
—с,10]. Не случайно ученики и последователи Н.Ф.Федорова (Н.П.Петерсон и В.А.Кожевников) уникальный и всеохватывающий труд своего учителя назвали «Философия общего дела ».
Вторая особенность русской космической философии состоит в том, что она в своих проектах выходит за рамки земной цивилизации, претендуя на вселенское, космическое преображение миропорядка. Циолковский: «Земля - колыбель человечества, но нельзя
же вечно жить в колыбели» [26, с-180]. Федоров: «.не миросозерцание цель человека. Человек всегда считал возможным действие на мир, изменяя его согласно своим желаниям» [18, с-431].
Одно из главенствующих мест в русском космизме занимают идеи духовно-нравственного совершенства социума, внутреннего и внешнего преображения человека.
Но здесь наука пасует. Например, Вернадский подчеркивает, что в своей основе наука выросла на изучении мертвой костной материи «...на неполном охвате природы» [6, с-123"". На неполноту существующей научной картины мира и доминирование технократических подходов в ее составлении указывали многие ученые уже второй половины XX века:
В.П.Казначеев J-101, Г.П.Аксенов ^ Л.М.Гиндилис
Видимо поэтому космисты призывали к признанию не только научных достижений, но и мистического опыта духовных подвижников: Будды (Циолковский), Христа, Сергия Радонежского (Федоров, Соловьев, Флоренский, Булгаков). Этика для космистов была не просто областью философского знания, но учением о должном, высшим образе жизни совершенного человечества. Она несла в себе ответ на главный вопрос русской социальной мысли - «что делать?», как возможно построить жизнь совершенную и освободить людей от страданий, болезней, старения и смерти. Циолковский
разрабатывает единую «этику Земли и Неба» [25, с-41-51"". Федоров был убежден: «...
невозможно не упразднение смерти». [18, с-687"".
Необходимость трансформации живого начала в человеке для достижения сверхчеловеческого, всеобъемлющего и позитивного бытия - этот путь начат в древних философиях и религиях. Космисты продолжают его на новой научно-философской базе XX века. Они убеждены в необходимости приоритета нравственно-психического преображения человечества, после которого только и возможно масштабное преображение картины мира, освоение пространств многомерного Космоса [23, с-37-95"" и создание новой полноценной сферы Земли - ноосферы [5, с-252-253"".
Регуляция природы в учении Н.Ф.Федорова (1829-1903) «Мир дан не на поглядение... » [18, с.431""
«Регуляция невозможна при нашей розни, но рознь потому и существует, что нет общего дела.» [Там же, с.14]
Основателем русского космизма как самостоятельного философского направления стал Николай Федорович Федоров. Основной труд Федорова - трехтомник «Философия общего дела» был подготовлен и издан его последователями. В нем автор развертывает идею практического претворения догматов православия в образцы устроения человеческой жизни и преобразования космоса. Учение Федорова и других отечественных космистов - это призыв к активному действию для позитивного преображения картины мира.
В основе «философии общего дела» лежит специфическое понимание человека. Согласно космистам, истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной и порывать с этими корнями нельзя. Федоров обращал внимание на то, что человек - существо вертикальное, и это не дар рождения, а естественное требование перестройки человеческой природы. «Вертикальное положение было выработано для всесторонней охраны потомства и предков. Создание человека и явление его не было случайным, а было необходимостью для Земли, для целого мира» [Там же, с.689]. В отличие от Вернадского и Циолковского, Федоров считает, что человек - вершина эволюции. И отмечает, что вместе с тем он ущербен ибо смертен и осознает свою смертность. Но «Слепая сила, в зависимости от которой находится разумное существо, сама может быть управляема разумом.» [Там же, с.688]. Практическая задача «философии общего дела» состоит в том, чтобы человек, наделенный разумом и волей, начал восхождение к
высшей природе, стал спасителем мира и себя от неизбежного конца.
Русский космизм обосновывает идею активной эволюции , в которой разум является орудием сознательного совершенствования природы и человека. Федоров: «Природа в разумных существах приобрела себе голову и правителя... » [Там же, с.464]. Проект регуляции, по мысли Федорова, включает в себя как внутреннюю регуляцию процессов, протекающих в самом человеке, так и внешнюю регуляцию природных процессов. Постепенное распространение благотворного влияния преображенного человечества во Вселенной должно начаться с Земли (метеорическая регуляция), перейти на Солнечную систему (планетарная регуляция) и затем - на Вселенную (космическая регуляция). Характеризуя метеорическую регуляцию, Федоров предсказывает, что в результате преобразования Земли будет изменен климат планеты, устранена засуха, повышена продуктивность биосферы, взяты под контроль сейсмические процессы, полезные ископаемые и энергия начнут браться из космоса.
Внутренняя регуляция, по мнению Федорова, должна победить смерть, воскресить всех мертвых, когда-либо живших на Земле. «Фантастичность предполагаемой возможности только кажущаяся, реальность такого перехода несомненна для трезвого, прямого взгляда на предмет, для тех, кто захочет принять во внимание все трудности к созданию общества вполне нравственного, к исправлению всех общественных пороков и зол, ибо, отказавшись от обладания небесным пространством, мы должны будем отказаться от разрешения экономического вопроса. и вообще от нравственного существования человечества» [Там же, с.368].
Проекты Н.Федорова развертываются не в ортодоксальном христианстве, то есть речь идет не о воскрешении людей Богом, а о самовоскрешении, самовосстановлении человечества, о воскрешении не для будущей потусторонней, а ради посюсторонней жизни. Превратить христианство из Молитвы в Дело он призывал не ради стяжания Святого Духа, а ради восстановления ушедших из жизни уникальных личностей, ради превращения человека в сотворца с Богом.
Автор расценивал учение «общего дела» не как собственное изобретение, но как доведение до внятности голоса веков и голоса человеческих поколений. Уже поэтому его отличало абсолютное нежелание запечатлеть, увековечить себя в истории как мыслителя и культурного деятеля. В своей философии он осуществил синтез космизма и антропологизма. В центре его воззрений стоит человек и человеческое творчество космического масштаба. Федоров уверен: если в духовной жизни людей Свет победит Тьму, то они неизбежно получат в дар от Природы знания законов управления своим организмом (внутренняя регуляция) и навсегда уйдут от болезней, старения и смерти. Потому что Бог создал человека по своему образу и подобию и через него же Он будет осуществлять защиту и спасение жизни в лучших ее образцах. Бог нравственно совершенен и потому бессмертен. Эту же задачу нравственного роста он ставит перед человеком как непременное условие для вечного процветания благоразумной и высокодуховной жизни.
Космология К.Э.Циолковского (1857-1935) «Будем стараться иметь космический взгляд на вещи.» [27, с-87]
Космическая философия Константина Эдуардовича Циолковского не является строго рациональной, теоретической философской системой. Она наполнена и вненаучными представлениями, свойственными всему человеческому опыту.
Высоко оценивая космическую роль разума, Циолковский подчеркивал, что «чувства... выше разума...может быть они - остатки разрушенного совершенства, которым владели наши предки» [25, с-88].
В контексте осмысления человеческого опыта Циолковский сформулировал свою программу жизнедеятельности человечества, включающую неизбежность его
космического будущего. В этой программе, как отметил В.С.Степин-^16—с,82'119], объединены три основы деятельности человека: 1. Программы с учетом традиций прошлого ; 2. Программы целенаправляющие настоящее ; 3. Программы, адресованные будущему .
Циолковский создал набросок нового типа человеческой жизнедеятельности, ведущий к спасению и «никогда не кончающемуся счастью». В работе «Будущее Земли и
человечества» он дает яркие картины грядущего преобразования нашей планеты. Создает проект будущей картины мира.
Его основные положения:
1. во Вселенной есть и действует только одна субстанция - материя, вечно совершенствующаяся от простого к сложному, от низших форм бытия к высшим, от негатива к позитиву;
2. сознательная жизнь также не имеет пределов в развитии, в будущем ее питание -солнечный свет;
3. эти два условия непременно приведут к «идеальному строю жизни» социума.
Важнейшие принципы космической философии К.Э.Циолковского: атомистический панпсихизм, монизм Вселенной, бесконечность, самоорганизация и эволюция.
- Принцип панпсихизма . Циолковский: «Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной» [24, с-27].
- Принцип монизма : «.материя живая и. «неживая» едина , чувствительна (через атомы-духи) и отзывчива» [Там же].
- Принцип бесконечности : материя бесконечна в пространстве и вечна во времени, состоит из бесконечной иерархии космических структур.
- Принцип самоорганизации и эволюции : «... все живо и значит все способно к бесконечной самоорганизации и эволюции» [Там же, с.48]. Смерти нет, а есть состояние перехода из одной материальной формы в другую. Человек современный -несовершенен, ему предстоит идти вперед в отношении тела, ума, нравственности, познания. Человек и Вселенная едины через участие личности в космической эволюции, т.е. в преображении эволюционирующей картины мира. Жизнь в ритмах эволюции Вселенной «непрерывна, счастлива, могуча, никогда не прекращалась и никогда не прекратится » [Там же, с.414]. Такой подход к судьбе человека и человечества, т.е. подход к чрезвычайно позитивному преображению картины мира в русском космизме характерен для Циолковского.
Современная космология пересмотрела многие черты образа космоса по Циолковскому, но его мировосприятие и миротолкование остаются стимулом и базой для современных исследований и открытий.
Ноосферная картина мира В.И.Вернадского (1863-1945). «Человеческое сознание и есть сознание космическое». [1, с,9]
Известно, что картина мира, как важнейший инструмент формирования мировоззрения, созидается целостностью конкретной культуры, поэтому единая картина мира складывается обычно в результате взаимодействия религиозной, философской, научной и художественной картин реальности. Любой этнос формирует свою собственную картину реальности в разные исторические периоды, ставя акценты на той или иной составляющей. Когда общество оказывается в состоянии социального кризиса, то интеллигенция - слой созидающий мировоззренческие основы общества, прилагает максимум усилий, чтобы построить новую модель потребного будущего. Таким образом, она (интеллигенция) выполняет свою футурологическую миссию.
Так в 90-е годы XX века, на ряду с большим количеством модернистских и постмодернистских картин мира, постепенно сложилась ноосферная картина мира ,
которая опирается на творческое наследие Э.Леруа [29], П.Тейяр де Шардена [30] и В .И .Вернадского^. Именно эта синтетическая картина мира в настоящее время рассматривается как перспективная модель, т.к. направляет человека на осознание его деятельности в сложной социоприродной системе.
Специфика становления ноосферной картины мира проявилась в том, что в процессе научного поиска Владимир Иванович Вернадский последовательно расширял область исследования мировой реальности вначале за счет включения в нее явлений жизни, а затем - явлений разума. В конце XIX - начале XX века разум стал предметом естественнонаучного и естественноисторического исследования. Найдя «архимедов рычаг» в исследовании разума - научную мысль - В.И.Вернадский пришел к выводу: изменить мир можно только научно поняв его.
Выявление феномена научной мысли как планетного явления сделало возможным обнаружение ядра новой - ноосферной картины мира. Здесь ноосфера рассматривается как сфера взаимодействия природы и общества, где определяющим фактором является разумная человеческая деятельность (аналог - антропосфера). Раскрытие основных идей учения о переходе биосферы в ноосферу и ноосферной картины мира Вернадский осуществил в своей работе «Научная мысль как планетное явление» (1938). Это позволило ученому отделить философские размышления о разуме от
естественнонаучного анализа. Так Вернадский получил возможность изучать научную мысль с той же степенью точности, с какой он исследовал вещество и в самых общих
чертах построить «ноосферную картину мира».
Русский космизм и современная научная картина мира
«... через нас, разумные существа, природа достигнет полноты самосознания и самоуправления». [18, с,6]
Переход науки к постнеклассичсской стадии развития создал новые предпосылки формирования единой научной картины мира.
Длительное время идея этого единства существовала как идеал. Но в последней трети XX в. возникли реальные возможности объединения представлений о трех основных сферах бытия — неживой природе, органическом мире и социальной жизни — в целостную научную картину на основе базисных принципов, имеющих общенаучный
с та тус .
В нашем случае особый интерес представляет третий компонент Н.К.М. - жизнь социальная, которая сегодня исследуется с позиции принципа глобального (универсального) эволюционизма, основанного:
1. на теории нестационарной Вселенной А.А.Фридмана (1922 год);
2. на синергетике Германа Хакена (1969 год);
3. на теории биологической эволюции и концепции постепенного перехода биосферы в ноосферу (20-е годы XX века, Э.Леруа, П.Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский).
Теория Большого Взрыва и модель расширяющейся Вселенной также существенно трансформировала наши представления о мире. Эта модель требовала включить в научную картину мира идею универсальной космической эволюции и в конечном счете
построить на этих основаниях целостную картину мира. [21, с-92-103]
Сегодня антропный принцип выводит исследователей в область мировоззренческих проблем, заставляя вновь задуматься над вопросом о месте человека в мире, его отношения к этому миру. Новые данные, полученные в космологии, позволяют предположить, что объективные свойства Вселенной как единого целого создают возможность возникновения жизни и разума на определенных этапах ее эволюции, как орудия, инструмента, средства управления этой эволюцией. Федоров: «Сама природа приходит в человеке к осознанию себя, а это осознание требует чтобы управление, регуляция были расширяемы постепенно на все, что остается еще не управляемым.» [18, с. 258]
Не менее важную роль в становлении современной научной картины мира сыграла теория самоорганизации (синергетика). Термин «синергетика» (греч. — содействие, сотрудничество) использовал немецкий физик-теоретик, основатель синергетики Герман Хакен. Специфика синергетики заключается в том, что основное внимание она уделяет согласованному состоянию процессов самоорганизации в сложных системах различной природы, включая такие системы как человек и общество . То есть синергетика изучает любые самоорганизующиеся системы: электроны, атомы, молекулы, сложные многоклеточные организмы, людей, их сообщества. [22, с'9] У Федорова - физическое самовосстановление и воскрешение человечества. [18, с-409-410] у Циолковского - «.все живо и значит все способно к бесконечной самоорганизации и эволюции.» [24, с-48]
Самоорганизация начинает рассматриваться как одно из основных свойств движущейся материи и включает все процессы самоструктурирования, саморегуляции, самовоспроизведения. Она выступает как процесс, который приводит к образованию новых структур.
Теперь для исследования миропорядка возникла потребность принципиального нового подхода. Важный вклад в разработку такого подхода был внесен бельгийской школой Ильи Романовича Пригожина, где в экспериментальных исследованиях было доказано, что, при сильном отклонении от равновесной термодинамической ситуации в системе возникает новый тип динамического состояния материи, названный Пригожиным «диссипативными структурами» , которые «несут в себе стрелу времени» и являются
источником порядка, порождая высокие уровни организации. —с'54-55] Для диссипативных структур характерной является ситуация, обозначаемая как
возникновение порядка через флуктуации, которые являются случайным отклонением величин от их среднего значения. Иногда эти флуктуации могут усиливаться, и тогда существующая организация системы может разрушаться. В такие переломные моменты (точки бифуркации) оказывается принципиально невозможным предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие, станет ли система хаотической или перейдет на более высокий уровень упорядоченности .
Переведем эти явления на такие системы как человек и общество, посколькунеординарные идеи русского космизма лежат в социокультурной, антропоцентристской плоскости. На уровне социокультурной эволюции разум выступает как принципиально новое качество самоорганизующихся систем. Он способен к рефлексии над пройденными этапами эволюции Вселенной и к предвидению ее будущих состояний. Он же определяет место человека в самоорганизующейся Вселенной. Включенность в нее человека делает его причастным к тому, что в ней происходит, соразмерность человеческого мира остальному миру вносит в глобальную эволюцию гуманистический смысл.
Если до синергетики не было концепции (относящейся к классу не философских, а научных теорий), которая позволяла бы свести в единое целое результаты, полученные в различных областях знания, то с ее возникновением появились принципиально новые возможности формирования целостной общенаучной картины мира, где человеку разумному реально отведено место активного, мудрого и благотворного преобразователя. Федоров: «.только тот и может быть назван разумным существом,..
кто обращение слепой смертоносной силы сделает целью своей жизни.» [18, с-6881.
Как раз эти качества искали и не находили в своих современниках русские космисты. Федоров: «Человек сделал, по-видимому, все зло, какое только мог относительно и
природы. и относительно друг друга.» J-19—с,38]. Мыслитель не застал ужасы Бухенвальда, Освенцима, Хиросимы.
Если соотнести все негативные события земного бытия с основными идеями синергетики, то их можно охарактеризовать как явление флукт у ациив системах - «человек» и «общество». К ним с полным основанием можно отнести и современные глобальные проблемы: гонка и совершенствование вооружений, локальные и информационные войны, проблемы экологии, демографии, истощение природных ресурсов, массовые заболевания, терроризм, борьба ведущих государств за международное лидерство. И поскольку с точки зрения космизма все явления как антропогенного так и природного характера взаимосвязаны, то сюда же относим: глобальные изменения климата, увеличение сейсмоактивности и опасности тектонической динамики земной коры, отрицательный психо-эмоциональный фон ноосферы.
Любая из перечисленных флуктуаций в своем конечном развитии способна привести человечество к необратимым последствиям. К исчезновению. Тогда, каков смысл в сотворении человека с его разумом и, как видим, недоброй волей?
Суть в том, что разум не является гарантом нравственных высот. Он равно работает как на созидание (порядок), так и на разрушение (хаос). "Разумная Вселенная" произвела человека несовершенного = homo est imperfect, одновременно содержащего в себе и свет и тьму, порядок и хаос, с тем чтобы совершенствовать такого человека интеллектуально и нравственно через его опыт. Федоров: «Бог воспитывает человека собственным его опытом.» [19, с-255"1 и дал ему еще одно великое качество - волю, дабы человек одновременно с собственным ростом духовным совершенствовал и мир
окружающий. «Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою»
[20, с-239] Часто именно печальный опыт и негативные обстоятельства стимулируют разум и волю человечества, ставка делается на инстинкт самосохранения и желание комфорта.
Федоров: «Борьба между людьми за вещь признана условием прогресса». [18, с-29] Но технологический прогресс привел к тому, что «.в конце XX - начале XXI века возникли варианты общества потребления, которые продемонстрировали возможности резкого повышения качества жизни. эти достижения техногенной цивилизации воспринимались как доказательство того, что именно они пролагают магистральный путь к лучшему будущему человечества. Но этот вывод уже не выглядит убедительным, если учесть что. достижения техногенного развития сопровождаются порожденными им же глобальными кризисами». [17, с-13-14]
Сегодня человечество открыло объятия новой неизвестности - цифровым технологиям. В октябре 2015 года состоялся Глобальный совет Всемирного экономического форума, где профессор Клаус Мартин Шваб, основатель и бессменный президент форума в Давосе выступил по повестке дня - «Будущее городов мира». Суть выступления -широкомасштабное освоение цифровых технологий на планете Земля.
Вышла в свет его книга «Четвертая промышленная революция» с предисловием к русскому изданию Г.Грефа. Шваб подчеркивает, что Четвертая промышленная революция «.в равной мере создает как колоссальные преимущества, так и колоссальные проблемы». —с'26] Сравним: если В.С.Соловьеву мечталось о человеческом всеединстве в масштабах Земли, а Н.Ф.Федорову о родстве и братстве людей в масштабах Космоса и все это на основе духовно-нравственных высот, то современные цифровые технологии открывают землянам путь к новому витку милитаризации Космоса: «.в конфликтах...будут использоваться возможности космических вооружений» [Там же, с.142]. И далее - «.быстрый прогресс в области генетики и геномики предвещает появление новых высокоэффективных видов смертоносного оружия: переносимые по воздуху вирусы целевой разработки, рукотворные сверхинфекции.способные привести к апокалистичному развитию событий» [Там же, с.143]. Известно, что в цифровом обществе возможности новых технологий увеличивают угрозу кибервойн: «Кибервойна представляет собой одну из самых серьезных угроз нашего времени.противник не станет сопротивляться искушению. внести сбои или уничтожить системы своего врага, обеспечивающие принятие решений. С 2008 года произошло множество кибератак, направленных как на конкретные страны, так и на предприятия, но обсуждение вопроса о новой эре военных действий все еще находится в зачаточном состоянии, и все шире пропасть между теми, кто разбирается в непростых технологических вопросах кибервойны, и теми, кто работает над созданием правил для киберпространства. Остается открытым вопрос о том, будет ли создан комплекс общих норм в отношении кибервойны, наподобие тех договоренностей, которые разработаны в отношении ядерных, биологических и химических вооружений. У нас отсутствует даже классификация, позволяющая нам прийти к согласию в отношении того, что считать нападением, а что - адекватным на него реагированием» [Там же, с.140].
Федоров: «.живем в условиях возбуждающих вопрос о небратстве.» [18, с-18]
Во имя чего этот негатив? К.Шваб отвечает: во имя захвата и удержания глобальной власти. «В современном информационном обществе асимметрия информации может привести к значительной асимметрии власти, так как тот, кто имеет знания по
использованию этой технологии, также имеет силу это сделать. Сегодня субъект с правами суперпользователя почти всемогущ. Тем не менее учитывая, как сложно в полной мере освоить потенциальные и скрытые технические аспекты современных технологий, нужно понимать, что может усиливаться неравенство между людьми технически грамотными, которые понимают и контролируют эти технологии, и людьми менее сведущими, которые являются пассивными потребителями технологий, не обладая
их пониманием». [28, с-122]
Своеобразным ответом на этот вызов стал Международный конгресс по кибербезопасности, прошедший в Москве 5 июля 2018 года, где присутствовали специалисты - представители 50-и стран мира. Цель конгресса - безопасность глобального информационного пространства. Здесь одобрено использование искусственного интеллекта, робототехники, сквозных цифровых технологий.
Если посмотреть на эти события с позиций постнеклассической Н.К.М., то видим: цифровые технологии - это новая глобальная угроза, новая флуктуация, ведущая к очередному витку социальной напряженности. Они же, цифровые технологии - мощный стимул интеллектуальных и волевых качеств человечества, ноосферный вариант развития социума на основе использования ИИ (искусственного интеллекта), ИВ (интернет вещей), роботизации, биотехнологий, хранения и возобновления энергий , квантовых вычислений, 3D-печати и т.д.
Здесь будет воплощен целый комплекс прогнозов Н.Ф.Федорова:
- 3D-печать в сочетании с генным редактированием (биопечать) позволит восстанавливать, регенерировать любую ткань человеческого организма [Там же, с.43];
- синтетическая биология даст возможность управлять процессами в организме человека через записи ДНК [Там же, с.41].
Сравним: Федоров о внутренней регуляции и бессмертии [18, с-195]
- моральный рост человечества возлагается на искусственный интеллект (ИИ) [28, с-161];
В целом цифровые технологии обещают социуму позитивное будущее, но не лишенное рисков, т.е. моментов флуктуаций, которые при их обострении переходят в состояния бифуркаций [15, с-17,18,28,29,386] и тогда мир ставится перед выбором: «быть или не быть».
Сегодня с полным основанием можно сказать, что выбор будет положительным, поскольку:
- здравый разум такой системы как человек подчинен инстинкту самосохранения и выбирает - жизнь. Наше желание комфорта приводит нас к выбору гармонии и любви, любви как высшего проявления гармонии, а также человек подчиняется инстинкту продления рода и выбирает жизнь и любовь вместе взятые.
- передовые технологии были и остаются объектом максимально скорого освоения для всех ведущих государств мира. В случае обострения отношений и угрозы кибервойн потенциалы агрессии и защиты будут равными.
- а также человечество воспитанное "горьким опытом" прошлых столетий все же усвоило нравственные азы высокой морали и реализует их на практике, которую не знали русские космисты.
В доказательство рассмотрим три ситуации.
1. После ужасов Второй мировой войны, созданная в 1945 году ООН стала гарантом поддержания и укрепления международного мира, безопасности и сотрудничества 193-х государств. Несмотря на все претензии к ее деятельности, можно констатировать - мир повернулся в сторону позитива! Поскольку в рамках ООН
утверждены:
- Совет Безопасности как орган для поддержания международного мира (Его первое заседание состоялось 17 января 1946 года);
- ЮНЕСКО - United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (дата основания: 16 ноября 1945. Цель: сотрудничество государств в области образования, науки, культуры.);
приняты:
- Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 года);
- Конвенция о правах ребенка (20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 ноября 1990 года);
- Хартия Земли (Париж. Штаб ЮНЕСКО. Март 2000 года);
- Конвенция о защите прав всех трудящихся - мигрантов и их семей (18 декабря 1990 года, вступила в силу 1 июля 2003 года);
- Конвенция о статусе беженцев (28 июля 1951 года, вступила в силу 22 апреля 1954 года).
И другие благонамеренные и благотворные документы.
Две последние из вышеуказанных конвенции особо актуальны сегодня, когда мир стал свидетелем масштабного перемещения населения народов Ближнего Востока, Африки, Южной Азии в результате военных конфликтов, голода, отсутствия экономических перспектив на родине и стихийных бедствий. Территориальные предпочтения мигрантов и беженцев - Германия, Франция, Австрия, Швеция и другие благополучные страны. Безусловно, здесь возникают проблемы национального, религиозного, культурного характера, проблемы с расселением и обеспечением занятости миграционных потоков, но лагеря беженцев часто находятся под охраной миротворцев и УВКБ (Управлению Верховного комиссара по делам беженцев) ООН. Учреждения системы ООН обеспечивают мигрантам доступ к продовольствию, воде и медицинским услугам. Мир по сути стал свидетелем и участником глобального акта благотворительности!
Кроме того, сегодня под контролем ООН находятся демографические ситуации, здравоохранение, образование, доходы населения, условия труда и занятости, ВВП и другие показатели уровня жизни народов мира 193-х стран.
19 сентября 2018 года открылась 73-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. В ее повестке дня: проблемы миграции, защита окружающей среды, права инвалидов, гендерное равенство, продвижение устойчивого развития.[37]
2. Экология. Сегодня и здоровье нашей планеты охраняется, помимо местных, многими международными организациями. Ведущие из них: ЮНЕП - созданная в рамках системы
ООН для организации и проведения мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо живущего и будущих поколений. Активную роль по решению экопроблем выполняют: Всемирный фонд дикой природы (WWF), Гринпис (Greenpeace), Международный Зеленый Крест, Всемирное общество охраны природы (ВООП) и другие аналогичные организации. В них миллионы людей, проникнутые искренней заботой о защите окружающей среды, действуют во имя сохранения и умножения Красоты нашей планеты.
3. Не менее важно отметить, что с развитием цивилизации и общим ростом ВВП на душу населения, на Земле упорно сохраняется бедность. «.кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.» [Евангелие от Матфея 13:12]. Этот факт тоже дает повод трактовать текущие глобальные события в негативе: «Богатство, накапливающееся в верхних слоях общества,.. не желает просачиваться вниз и делать остальных людей. богатыми. и оптимистичными в отношении своего
собственного будущего и будущего своих детей.» [3, с-121. с этой позицией британского социолога, автора более двадцати книг Зигмунта Баумана можно не согласиться, если иметь ввиду следующие факты:
- первые благотворительные фонды на нашей планете возникли в начале XX века. Известный промышленник и филантроп Джон Рокфеллер выдвинул идею поставить благотворительность на регулярную основу, предложив создать «трест благотворительности». Первой организацией такого типа стал, созданный в 1902 году,
«Совет по всеобщему образованию»;
- в начале августа 2010 года 40 американских миллиардеров подписали обязательства отдать не менее половины своего состояния на благотворительность. С инициативой под названием «Клятва дарения» (The Giving Pledge) выступил известный инвестор Уоррен Баффет. Среди подписавших инициативу - основатель корпорации Microsoft Билл Гейтс, кинорежиссер Джордж Лукас, мэр Нью-Йорка Майкл Блаумберг. К инициативе присоединились Марк Цукерберг и Дастин Московиц, основатели крупнейшей в мире социальной сети Facebook. -t3^ В исламе благотворительность находится в центре
системы ценностей. J33! Благотворительная деятельность в России регулируется положениями Конституции (ст.39) и Гражданского кодекса, а также Федеральным законом №135 от 11 августа 1995 года «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». [34]
По Всемирному индексу благотворительности (World Giving Index) за 2017 год из 139 стран, принявших участие в рейтинге, в первую десятку вошли: Мьянма, Индонезия, Кения, Новая Зеландия, США, Австралия, Канада, Ирландия, ОАЭ, Нидерланды. Россия е 2017 году, по сравнению с 2016, поднялась с 126-го на 124-е место. [35]
Не менее значительным позитивным событием международной жизни стал, состоявшийся в Пекине с 13 по 20 августа 2018 года, XXIV Всемирный философский конгресс (ВФК), прошедший под девизом «Учиться быть человеком», на который прибыли и участвовали
в работе 4537 человек из 120-ти стран мира. [36]
Сегодня СМИ, соревнуясь, охотно обнажают весь негатив текущих глобальных событий. Эта «черная» информация автоматически работает на позитив, высвечивая те проблемы, которые касаются каждого. С точки зрения синергетики все вызовы человечеству - суть флуктуации социоприродных систем, в том числе таких систем, как «человек» и «общество», особых систем - наделенных мыслью, чувством и волей, способных в след
за Кантом восхищаться «звездным небом над головой и нравственным законом» внутри себя, способных к самовосстановлению и самоорганизации. Федоров: «внутренняя и
внешняя регуляция слепых сил природы» [18, с-528]. Историческая практика показывает: общие беды объединяют человечество на успешное их преодоление и постепенно выковывают тот образ лучезарного социума, о котором мечталось Циолковскому, то всеединство землян, которое предчувствовал Владимир Соловьев, ту ноосферу Вернадского, где разум будет облагорожен и направлен высотой нравственности и то братство и родство человечества, которые как непременные условия для бессмертия и воскрешения ("самовосстановления") выдвинул Николай Федорович Федоров.
Заключение
Русский космизм - явление многоплановое, его идеи ориентированные на религию и науку сегодня обретают популярность, поскольку в русле философских поисков нашего времени появилась необходимость определить место и значение человека не только в земных, но и во вселенских масштабах. Осмысливая эволюцию, русские космисты выделили человека как феномен сознательного жизнеутверждающего развития природы через ее самоорганизацию и самовосстановление. Будущее человека не безальтернативно, но во многом зависит от него самого. Гуманистический потенциал русского космизма привлекает внимание наших современников, которые перед лицом важнейших глобальных проблем ждут от философии духовной и интеллектуальной поддержки. И если в дальнейшей коэволюции природы и человека решающее значение приобретает социальный фактор, то в современных условиях построения научной картины мира не могут не учитываться перспективы грядущего миропорядка, обозначенного русским космизмом. Проективные построения русских космистов и новейшие открытия в науке постнеклассического периода Н.К.М. указывают пути социоприродной саморегуляции, в основу которой могут быть положены позитивные идеалы вселенского общежития.
Библиография
1. Аксенов Г.П. Вернадский В.И. М.: Соратник, 2011. 544с.
2. Аксенов Г.П. Причина времени. М.: УРСС, 2000. 243с.
3. Бауман З. Идет ли богатство немногих на пользу всем прочим? Пер. с англ. М.: Институт Гайдара, 2015. 162с.
4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2003. 576с.
5. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 270с.
6. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 522с.
7. Всемирная энциклопедия. Философия. М.: АСТ. 1311с.
8. Гиндилис Л.М. Поиск Внеземного Разума. М.: Физматлит, 2004. 648с.
9. Гутов Е.В. История и философия науки. Энциклопедический словарь. Изд. Нижневартовского гос. гум. университета, 2010. 342с.
10. Казначеев В.П. Феномен человека: космические и земные истоки. Новосибирск, НКИ, 1991. 128с.
11. Кун. Т. Структура научных революций / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1975. 380с.
12. Лакатос И. Методология исследовательских программ / Пер.с англ.М.:АСТ,2003.380с.
13. Лаудан Л. Наука и ценности: Пер. с англ. // Современная философия науки. М.: Логос, 1996. 285с.
14. Лебедев С.А. Философия науки. Словарь основных терминов. М.: Академический
проект, 2004. 320с.
15. Пригожин И. Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с при-родой (Пер. с англ.) М.: Прогресс, 1986. 432с.
16. Степин В.С., Кузнецова Э.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.: ИФ РАН, 1994. 274с.
17. Степин В.С. Современные цивилизационные кризисы и проблема новых стратегий развития. М.: ИФ РАН, 2018. 27с.
18. Федоров Н.Ф. Философия общего дела. М.: ЭКСМО, 2008. 750с.
19. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. / Составление, подготовка текста и комментарии А. Г. Гачевой и С. Г. Семеновой. / Т. I. М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. 518с.
20. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4-х тт. / Составление, подготовка текста и комментарии А. Г. Гачевой и С. Г. Семеновой. / Т. II. М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. 498с.
21. Фридман А.А. Мир как пространство и время. Наука. М.: 1965. 112с.
22. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. (Пер. с англ.) М.: Мир, 1985. 424с.
23. Циолковский К.Э. Космическая философия. М.: УРСС, 2001. 478с.
24. Циолковский К.Э. Космическая философия. Сборник. М.: ИДЛИ, Сфера, 2004. 496с.
25. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. Калуга, Золотая аллея, 2001. 384с.
26. Циолковский К.Э. Собр. соч. в 4т., Т.2. М.: 1954. 456с.
27. Циолковский К.Э. Собр. соч. в 4т. Т.4. М.: 1964. 460с.
28. Шваб К. Четвертая промышленная революция. (Пер. с англ.) М.: Эксмо, 2018. 288с.
29. Le Roy Е. The requirement idealistic and the fact of evolution. Paris: Boivin, 1927. 270с.
30. Teilhard de Chardin. The phenomenon of man. Paris: Editions of the Threshold, 1963. 347с.
31. Джон Рокфеллер. «Совет по всеобщему образованию» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://24smi.org/celebrity/4959-dzhon-rokfeller.html (дата обращения 28.08.2018)
32. «Клятва дарения» Уоррена Баффета [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://givingpledge.org/About.aspx (дата обращения 08.09.2018)
33. Благотворительность в исламе [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.islamic-relief.org/about-us/ (дата обращения 08.09.2018)
34. Благотворительность в России [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.pulse.rbc.ru/charity_in_russia (дата обращения 10.09.2018)
35. Всемирный индекс благотворительности за 2017 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://philanthropy.ru/news/2017/09/05/54120/ (дата обращения 10.09.2018)
36. XXIV Всемирный философский конгресс (ВФК) [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://rfo1971.ru/podvedenyi-itogi-xxiv-vsemirnogo-filosofskogo-kongressa-uchitsya-byit-chelovekom/ (дата обращения 15.09.2018)
37. Генеральная Ассамблея ООН, 73-я сессия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/ (дата обращения 03.10.2018