Научная статья на тему 'РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ: МИХАИЛ НИКИФОРОВИЧ КАТКОВ'

РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ: МИХАИЛ НИКИФОРОВИЧ КАТКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
838
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М.Н. КАТКОВ / "КАТКОВСКИЙ ЛИЦЕЙ" / "РУССКИЙ ВЕСТНИК" / "МОСКОВСКИЕ ВЕДОМОСТИ" / КОНСЕРВАТИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Репников Александр Витальевич

Имя М.Н. Каткова, издателя, публициста, видного представителя русского консерватизма, стало нарицательным еще при его жизни. Его деятельность вызывала полярные оценки и бурные споры современников. В статье прослеживаются жизненный и профессиональный путь М.Н. Каткова, характерные особенности его взглядов, его отношения с властью, место и роль в истории русской мысли и общественно-политической жизни России второй половины ХIХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN CONSERVATISM: MIKHAIL NIKIFOROVICH KATKOV - SUMMARY

The name of M.N. Katkov - a publisher, publicist and prominent representative of Russian conservatism - has become a generic term even during his lifetime. His works provoked opposing views and triggered heated debates among contemporaries. The article depicts the facts of M.N. Katkov's life and professional career and his major ideas, his rela-tionship with the authorities as well as his place and role in the history of Russian philosophy and the country's socio-political life during the second part of the Nineteenth Century.

Текст научной работы на тему «РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ: МИХАИЛ НИКИФОРОВИЧ КАТКОВ»

александр репников

К 200-летию со дня рождения М.Н. Каткова

УДК 1; 329; 94 Александр РЕПНИКОВ

Русский консерватизм: Михаил Никифорович Катков

Аннотация. Имя М.Н. Каткова, издателя, публициста, видного представителя русского консерватизма, стало нарицательным еще при его жизни. Его деятельность вызывала полярные оценки и бурные споры современников. В статье прослеживаются жизненный и профессиональный путь М.Н. Каткова, характерные особенности его взглядов, его отношения с властью, место и роль в истории русской мысли и общественно-политической жизни России второй половины XIX в.

Ключевые слова: М.Н. Катков, «катковский лицей», «Русский вестник», «Московские ведомости», консерватизм, государственный национализм.

Имя Михаила Каткова - издателя и публициста - стало нарицательным еще при его жизни. Этот человек, которого противники обвиняли во многих грехах, включая стремление любой ценой «втереться в доверие» к власти, упрямо шел своим путем. Его политический оппонент Р. И. Сементковский, автор посмертной биографии Каткова, утверждал, например, что тот, не имея самостоятельной позиции «только слепо следовал указаниям энергических и самостоятельных деятелей в среде ... администрации» и «пел только с чужого голоса» [Сементковский]. Так ли это?

До революции о Каткове много спорили, как друзья, так и враги. Шокируя отечественных либералов, Константин Леонтьев даже предлагал поставить ему памятник неподалеку от памятника А.С. Пушкину. Е.М. Феоктистов считал его «одним из тех людей, которые рождаются веками, у которых способность глубокого и разностороннего мышления развита в высшей степени» . Катков, по его словам, «это громадная и полезная сила, с которой надо считаться и к которой нельзя относиться иначе, как с почтением» [Феоктистов, с. 332].

В советской историографии взгляды и деятельность Каткова рассмотрены в монографии В. А. Твардовской, и поныне заслуживающей исследовательского внимания [Твардовская]. Его жизни и деятельности посвящен ряд других публикаций (выделим особо исследования В. К. Кантора) [Кантор, 1973; Кантор, 2007. См: Китаев, 1972; Попов; Макарова; Китаев, 1997; Минаев; Брутян]. В конце 2007 года появилась специальная монография, в которой дан историографический анализ трудов, посвященных

Сведения об авторе: РЕПНИКОВ Александр Витальевич - заместитель начальника Центра документальных публикаций Российского государственного архива социально-политической истории, доктор исторических наук; repnikov@mail.ru.

александр репников

русский консерватизм: михаил никифорович катков | 97

Михаилу Никифоровичу [Санькова, 2007, с. 10]. Однако наследие Каткова неизвестно широкому читателю. Нет академических републикаций, а вышедший в 2002 году сборник его статей практически лишен научных комментариев (из 512 страниц текста «примечания» в нем составляют всего 14 страниц) [Катков]. Издательства не проявляют интереса к работам некогда известнейшего публициста, которые постепенно выцветают на пожелтевших страницах газет.

Катков родился в Москве, как принято считать, в ноябре 1818 года (есть и другие версии). Начальное образование Михаилу, чей отец умер молодым, дала мать, затем мальчик учился в Преображенском сиротском училище, в 1-й Московской гимназии и пансионе профессора М. Г. Павлова. В 1838 г. он с отличием окончил словесное отделение философского факультета Московского университета. Как видим, начало его пути вовсе не было усыпано розами, и только благодаря таланту и настойчивости молодой человек добился своего. Инспектор П.Б. Нахимов говорил студентам: «Что болтаетесь, подите послушайте, как Катков отвечает» [Цирульников, с. 87].

Во время учебы он примкнул к кружку Н.В. Станкевича, сблизился с М.А. Бакуниным и В.Г. Белинским. Молодой Катков сотрудничал в изданиях либерального толка - «Московском наблюдателе» и «Отечественных записках». К этому периоду относится и его увлечение философией Шеллинга и Гегеля. В конце 1840 года он уехал в Берлин, где слушал лекции Шеллинга (и даже был вхож в его дом), а после возвращения в Россию дистанцировался от Белинского и его единомышленников [См.: Приленский, с. 222223].

В 1845 году Катков защитил диссертацию «Об элементах и формах славяно-русского языка» и был назначен адъюнктом по кафедре философии Московского университета. Однако преподавательская карьера дала сбой. Согласно правительственному распоряжению, философию, как «дискуссионный» предмет, должны были преподавать профессора богословия. И вскоре Катков стал редактором университетской газеты «Московские ведомости», а в 1856 г. сменил эту должность на редакторство в журнале «Русский вестник», который был создан им и П.М. Леонтьевым совместно с группой московских либеральных публицистов (А.В. Станкевичем, Е.Ф. Коршем, П.Н. Кудрявцевым), вскоре покинувших журнал.

Поначалу Катков пытался придать своим изданиям либерально-консервативный характер. «Русский вестник» не только печатал «Губернские очерки» язвительного М.Е. Салтыкова-Щедрина, но и «одним из первых выдвинул широкую программу преобразований, выступая за отмену крепостного права, развитие местного самоуправления, реформу суда, за расширение прав печати и отмену предварительной цензуры» [Изместьева, с. 76].

Ситуация изменилась в начале 1860-х годов, когда Катков обрушивается с критикой на журнал «Современник», открыто выступает против А.И. Герцена и его «Колокола» [Ширинянц, с. 197]. Именно он вводит в обиход термин «нигилизм» как обозначение позиции жесткого отрицания, проповеди разрушения ради разрушения, высмеивания

русский консерватизм: михаил никифорович катков | 98

всего, что дорого каждому образованному и культурному человеку, отсутствия положительных взглядов у адептов «теорий, создаваемых из ничего», - Н.Г. Чернышевского и других «шестидесятников».

По мере того, как «правел» Михаил Никифорович, менялось и отношение правительства к его издательской деятельности. В 1863 он вместе с П.М. Леонтьевым получает в аренду «Московские ведомости», которые и становятся его любимым детищем.

С 1868 года Катков - основатель и попечитель Лицея Цесаревича Николая при Московском университете. Под именем «катковский лицей» это заведение войдет в историю. «По замыслу основателей лицей должен был стать образцом русского национального учебно-воспитательного дела для классических гимназий и университетов» [Иванов, с. 524]. В противовес революционно-демократическому «реализму» здесь отстаивалась классическая система образования, основанная на религиозном просвещении, преимущественном изучении древних языков и математики. Педагогическая система в лицее строилась на принципе индивидуального воспитания: под руководством преподавателей и наблюдением наставников воспитанники занимались самостоятельно; наставники («туторы») опекали их и во внеурочное время. Видя в классическом образовании своеобразную прививку от увлечения нигилизмом, Катков с негодованием отмечал, что в результате падения образовательного уровня аудитории вузов оказались забитыми «толпами полуграмотных мальчишек, не способных ни к чему отнестись критически, неспособных продержать две минуты одну и ту же мысль в своей голове...» [Цит. по: Изместьева, с. 86].

С точки зрения Каткова, свобода в государстве невозможна без «власти», поскольку только власть способна защитить личную свободу людей. Власть является элементом общественности, а государство - завершением системы общественной власти. Люди обретают в лице государства высшую свободу, а «когда и верхние слои, и темный народный фундамент проходит сознание, что существующий государственный строй есть дорого купленный и подлежащий самому бережному охранению результат тяжелой исторической работы, поднявшей страну, тогда, будет ли страна демократической республикой или неограниченной монархией, она чувствует себя свободною». Монархия вовсе не синоним несвободы, и «только по недоразумению думают, что монархия и самодержавие исключают "народную свободу", на самом же деле она обеспечивает ее более, чем всякий конституционализм» [Катков, с. 384].

Как и Победоносцев, Катков полагал, что гуманное отношение к людям требует не потворства их порокам и недостаткам, а решительного противодействия тому, что их губит. Ослабление власти, отмечал он, порождает смуту, и вместо явного правительства появляются тайные.

В качестве силы, удерживающей государство и народ от падения в хаос, выступает самодержавие: «В России есть только одна воля, которая имеет право сказать "я -закон". Перед нею 70 миллионов преклоняются, как один человек. Она есть источник всякого права, всякой власти и всякого движения в государственной жизни. Она есть

народная святыня ... Народ верит, что сердце Царево в руке Божией. Она заколеблется, колеблется и падает все».

Монарх связывает воедино все сословия народа и «трон затем возвышен, чтобы пред ним уравнивалось различие сословий, цехов, разрядов и классов. Бароны и простолюдины, богатые и бедные, при всем различии между собой, равны перед царем» [Там же]. Монархия наилучшим образом обеспечивает порядок и разрешает все социальные противоречия, и «сам монарх не мог бы умалить полноту своих прав. Он волен не пользоваться ими, подвергая через то себя и государство опасностям, но он не мог бы отменить их, если бы и хотел; да народ и не понял бы его» [Там же, с. 427].

Анализируя разработанную Катковым самодержавно-государственническую концепцию, Л.А. Тихомиров отмечал, что «в отношении монархии» Катков «за всю свою публицистическую деятельность свободен от упреков в разноречии, которые ему делались в отношении народного представительства и самоуправления», и «если мы соберем воедино все, что высказывал Катков о русской государственной власти, то получаем картину совершенно стройную» [Тихомиров, с. 297]. Царь, по Каткову, - «это некоторое воплощенное в едином лице единство и сила России» [Там же]. В статье «Самодержавие царя и единство Руси» Катков утверждал: «Все разнородное в общем составе России, все, что, может быть, исключает друг-друга и враждует друг с другом, сливается в одно целое, как только заговорит чувство государственного единства. Благодаря этому чувству Русская земля есть живая сила повсюду, где имеет силу Царь Русской Земли. Никакие изменения в нашем политическом быте не могут умалить или ослабить значение этой идеи» [Катков, с. 111].

Катков, как отмечал еще Л.А. Тихомиров, «очень твердо» проводил идею «участия всех граждан в делах государственных» [Тихомиров, с. 299], но эта катковская доктрина имела слабое звено. Оставалось непонятным, как именно граждане смогут участвовать в управлении: «Катков указывает, что созывать народных представителей не следует, но сознается, что какое-то иное, непосредственное общение царя и народа необходимо». Катков настаивал на том, что «царь и агенты власти не одно и то же», и не разграничивал, а напротив смешивал понятия «верховной власти» и «правительства» [Там же.]. Он и свою публицистическую деятельность на всем ее протяжении рассматривал, по его собственным словам, «как служение государственное» [Там же, с. 299-300]. В этом, по замечанию Тихомирова, Каткову помогала его должность, «но десятки миллионов русских подданных не имели таких или других орудий служения...».

Вывод Тихомирова неутешителен: «По учению Каткова, должно было бы признать, что у нас есть нечто крайне дефектное в положении и Верховной власти, и подданных. Ясностью и разработанностью способов действия, оказывается, снабжена только именно бюрократия, а Верховная власть и подданные не имеют этого блага. Катков не делал такого печального вывода, но должен бы был его сделать, если бы рассуждал

как мыслитель, а не как публицист, человек партии. Очень возможно, что он вполне

~ ~ it 11 f понимал недоделанность нашей монархической конституции и неизбежное при этом

всесилие бюрократии, которая еще при императоре Николае Павловиче острила, что

"самодержцев самих держит". Но Катков ... говорил не для того, чтобы раскрыть объективную истину, а чтобы достигнуть победы в целях данного дня. При таком положении объективно-истинной разработки каких бы то ни было принципов не может и быть» [Там же, с. 301].

Катков, верно отмечает современный историк С.М. Санькова, «относился к приверженцам монархии как института, выступая за единовластие, предполагающее взаимную единоответственность. В данном случае самодержавие воспринималось не как часть бюрократической машины, а как стоящий над ней гарант законности, являясь не синонимом произвола, а его антитезой» [Санькова, 2006, с. 50].

Национальность в концепции Каткова - государственное понятие, а племенное происхождение, язык, исторически сложившиеся особенности характера, нравов и обычаев, религия не играют в данном случае никакой роли. Одно исторически выдвинувшееся племя закладывает основу государства, объединяет вокруг себя и подчиняет себе другие племена во имя государственного единства. Это племя получает значение государственной (сейчас бы сказали «государствообразующей») нации.

Будучи издателем и редактором журнала «Русский вестник» и газеты «Московские ведомости», Катков не только оказывал влияние на общественные взгляды и правительственную политику. В некотором роде Катков формировал (хорошо или плохо он это делал - другой вопрос) определенный образ России за границей. Вольно или невольно, но именно на основе изданий Каткова Европа составляла свое мнение о России. На страницах «Русского вестника» были опубликованы такие произведения, ставшие классикой русской литературы, как «Отцы и дети» И.С. Тургенева, «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы» Ф.М. Достоевского, «Анна Каренина» и первые главы «Войны и мира» Л.Н. Толстого, «Князь Серебряный» А. К. Толстого. «Катков - крестный отец четвертой, как теперь говорят, власти: политической печати», - полагает современный исследователь А.М. Цирульников [Цирульников, с. 88].

«Московские ведомости» снискали себе славу русского «Таймс». Благодаря ежедневным передовицам этой газеты, Каткова назвали создателем русской политической печати. Этому в немалой степени способствовала его позиция, занятая в 1863 г. по отношению к польскому восстанию. Поддержка, оказанная «Московскими ведомостями» русской дипломатии, которая столкнулась с давлением европейских держав, выступивших в поддержку Польши, помогла России успешно выйти из сложившегося кризиса и заставила рассматривать Каткова не просто как издателя и публициста, но и как влиятельного политика. Твердо вести свою линию было не просто. Публицист, как отмечают в наши дни М.Б. Смолин и Ф.А. Селезнев, привлек внимание общественности к «шляхетской, помещичьей природе польского национального движения» и народному, крестьянскому характеру сопротивления ему [Смолин, Селезнев, с. 20]. Однако, обвиняя «либеральный стан» в «почти поголовной» поддержке восстания, эти авторы забывают упомянуть, что в среде русских консерваторов тоже было немало сочувствующих польским повстанцам. Каткову пришлось бороться не только против «чужих», но и против «единомышленников».

Объявив свои издания стоящими «вне всяких партий», Катков в редакторской деятельности неукоснительно придерживался определенной системы взглядов, которая явно тяготела к консерватизму. Характерно, что С.М. Санькова определяет его не как консервативного мыслителя, а как государственного националиста [Подробнее см.: Санькова, 2007]. Доктор политических наук А.А. Ширинянц тоже делает акцент на сформулированном Катковым принципе государственной национальности как основы единства страны. Принцип этот требует единых законов, единой системы управления, единого государственного языка - русского, единого «русского патриотизма», но при этом не подразумевает отказа других «племен», вошедших в состав государства, от своих языка, обычаев, религии, особенностей и т. п. [Ширинянц, с. 198]

Противники Каткова, его современники, не стеснялись в выражениях. Либеральный историк, общественный деятель, публицист (и, между прочим, - потомок Рюриковичей) П.В. Долгоруков так характеризовал своего оппонента: «вечно беснующийся Катков, которому непременно нужно вечно лаять и всегда кого-нибудь кусать, который в своих наездах всегда идет далее самого даже правительства и всякого, кто не разделяет его мнения, объявляет государственным преступником и даже изменником отечеству» [Долгоруков, с. 299].

В период правления Александра III роль Каткова усилилась. В это время «редакция на Страстном бульваре превратилась в своего рода неофициальный правительственный центр, где вершились государственные дела, разрабатывались проекты "контрреформ", обсуждались и намечались важнейшие должностные перемещения» [Зло исчезнет... с. 5]. В Записке к императору Михаил Никифорович предупреждал об опасности прогерманской ориентации: «Услуги Бисмарка на Востоке опаснее и вреднее для дела России, чем его враждебные действия ... Его услуги окажутся обманом ... Зло ... исчезнет само собою как только в Европе выступит во всем величии самостоятельная Россия, независимая от чужой политики, управляемая лишь своими, явно сознаваемыми, интересами ... Быть же обязанною чужой помощи в улажении каких-либо затруднений, - это было бы новым унижением России, это значило бы скрыться под покров чужой силы, которая и сама только тем сильна, что держит нас в своей зависимости, что подчиняет себе тем или другим способом Россию» [Там же, с. 8]. Эта позиция не была принята правительством. Незадолго до смерти Каткова вызвали в Петербург и, в сущности, отчитали. Впоследствии, уже после смерти издателя, Александр III раскаивался в этом, говоря, что Катков попал под горячую руку.

Будучи человеком, увлеченным своим делом, Михаил Никифорович работал очень много и совершенно не заботился о своем здоровье. «В обычном течении жизни Катков чувствовал себя плохо, болел, мучился бессонницей, засыпал в редакции где-нибудь на краю дивана или в вагоне московско-петербургского экспресса, куда вскакивал в последнюю минуту. Он вообще плохо различал время, вечно опаздывал, путал дни недели» [Цирульников, с. 88-89]. К тому же еще с молодых лет организм его был ослаблен ревматизмом. Все это привело к мучительной болезни - раку желудка [Опа-линская, с. 92], и 20 июля (1 августа) 1887 года Катков скончался. На его отпевании митрополит Московский и Коломенский Иоанникий сказал: «Человек, не занимавший

никакого видного высокого поста, не имевший никакой правительственной власти, делается руководителем общественного мнения многомиллионного народа; к голосу его прислушиваются иностранные народы и принимают его в соображение при своих мероприятиях».

Катков был похоронен на кладбище Алексеевского монастыря, в ХХ веке разрушенном. Построенный на этом месте парк «в начале 1980-х годов... был рассечен широкой трассой третьего кольца. Когда строители прокладывали дорогу, вместе с грунтом в экскаваторный ковш нередко попадались надгробия, обломки подземных склепов, полуистлевшие гробовые доски, самые скелеты. О том, что кого-то перезахоронили с Алексеевского монастырского кладбища сведений нет. И очень даже возможно, что до сих пор где-нибудь возле церквей или прямо под асфальтом третьего кольца лежат кости. Каткова» [Рябинин].

Прочувствованные воспоминания о своем коллеге оставил Н.А. Любимов, соредактор Михаила Никифоровича в «Русском вестнике» и «Московских ведомостях», а монархист В.А. Грингмут посвятил Каткову целый цикл статей, в которых весьма высоко оценивал его деятельность [Любимов].

Многие из работ Каткова писались «на злобу дня», и, кроме специалистов, вряд ли кто-то сегодня будет их читать. Вместе с тем, этот консервативный мыслитель внес немалый вклад в анализ вопросов государственного строительства. Как отмечает историк С.М. Санькова: «Рассмотрение государственного национализма как объединяющего начала для нормального функционирования любого государства способно стать дополнительным стимулом к изучению не только теоретических взглядов Каткова, изложенных им на страницах своих изданий, но и всего комплекса осуществленных им мер в проведении своих взглядов в жизнь. Пореформенное состояние современной России, выявившее, насколько процесс ослабления центральной власти и потери ею как социальной, так и национальной инициативы тесно связан с центробежными движениями на окраинах империи, придает данной теме дополнительную актуальность» [35].

Литература:

«Зло исчезнет, как только во всем Величии Выступит Россия». Записка М. Н. Каткова Александру III / Публ. В.Л. Степанова // Источник. 1994. № 5. Брутян А.Л. М.Н.Катков: социально-политические взгляды. М. 2001. Долгоруков П.В. Петербургские очерки. Памфлеты эмигранта. 1860-1867. М. 1992. Иванов А.Е. Катковский лицей // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года. Энциклопедия. Т. 2. Д-К. М. 1996. Изместьева Г.П. Михаил Никифорович Катков // Вопросы истории. 2004. № 4. Кантор В.К. М.Н. Катков и крушение эстетики либерализма // Вопросы литературы. 1973. № 5. Кантор В.К. Михаил Никифорович Катков: «Основой преобразований должен быть существующий порядок.» // Российский либерализм: идеи и люди. М. 2007. Катков М.Н. Имперское слово. М. 2002.

Китаев В.А. К характеристике политической программы М.Н. Каткова в первой половине 60-х годов XIX в. // История России: на перекрестке мнений: Материалы I межвузовских исторических чтений. Волгоград. 1997.

Китаев В.А. От фронды к охранительству. Из истории русской либеральной мысли 50-60-х гг. XIX в. М., 1972.

Любимов Н.А. М.Н. Катков и его историческая заслуга. СПб., 1889.

Макарова Г.Н. Охранитель: жизнь и исторические заслуги Михаила Каткова. Приговоренный к забвению // Славянин. СПб. 1996. № 1.

Минаев А.И. К вопросу об оценке М.Н. Катковым британского парламентаризма XIX века // Научные труды МПГУ. Серия Социально-исторические науки. Сборник статей. М. 2000.

Опалинская М.А., Синегубов С.Н., Шевцов А.В. Михаил Никифорович Катков // История государства Российского: Жизнеописания. XIX век. Вторая половина М. 1998.

Попов А.А. М.Н. Катков: к вопросу о его социально-политических взглядах // Вестник МГУ. 1992. Сер. 12. Социально-политические науки. № 9.

Приленский В.И. Катков Михаил Никифорович // Русская философия: Словарь. М. 1999.

Рябинин Ю. Вечный покой под колесами // Православие.ру. 26.09.2005. - URL: pravoslavie. ru/365.html (дата обращения: 19.03.2018).

Санькова С.М. Государственный деятель без государственной должности. М.Н.Катков как идеолог государственного национализма. Историографический аспект: научная монография. СПб. 2007.

Санькова С.М. Проблема различных подходов к определению понятия «самодержавие» применительно к политическим взглядам М. Н. Каткова // Герценовские чтения 2006. Актуальные проблемы социальных наук. СПб. 2006.

Сементковский Р.И. М. Н. Катков, его жизнь и литературная деятельность: Биографический очерк Р.И. Сементковского. СПб. 1892.

Смолин М. Б., Селезнев Ф. А. Великий страж империи // Катков М. Н. Имперское слово.

Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия (М.Н. Катков и его издания). М. 1978.

Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. М., 1998.

Феоктистов Е.М. За кулисами политики и литературы (1848-1896). Воспоминания. М. 1991.

Цирульников А. М. История образования в портретах и документах: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М. 2000. С. 87.

Ширинянц А.А. Катков М.Н. // Общественная мысль России XVIII - начала ХХ века: Энциклопедия. М. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.