Научная статья на тему 'Русский характер в символах и маркерах народного этноса'

Русский характер в символах и маркерах народного этноса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русский язык / русский характер / менталитет / диалектичность / народное мышление / Russian language / Russian character / mentality / dialecticality / folk thinking

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Галина Анатольевна Баудер, Людмила Игоревна Полунина

Проанализированы основные черты русского национального характера, позволяющие расширять кругозор и спектр гуманитарных знаний, способствовать формированию и укреплению национальной культуры в современном обществе. Рассмотрены факторы, определившие специфику формирования русского национального характера, среди которых выделяется диалектика. Обоснована необходимость ориентации современных социально-экономических преобразований в формировании мировоззрения и менталитета русского человека. Русский характер рассмотрен в символах и маркерах народного этноса, знакомство с которыми отражает один из принципов культурологического описания русского языка – включение максимальной информации, способствующей вскрытию культурного своеобразия русского языка, представляющего языковую картину мира. Обоснована диалектичность особенностей русского национального характера, что находит отражение в народном сознании и традиционной культуре. Данный фактор недостаточно отражён в учебном описании фактического материала в учебниках для вузов и школ среднего общего образования с русским и другими языками обучения. Культурологические знания как составляющие русской системы ценностей должны формироваться в сознании человека и способствовать дополнению имеющихся знаний о русском языке, национальной культуре, российской морали, составляющих российскую систему ценностей, что в целом способствует формированию такого устойчивого понятия, как «русский характер».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian character in symbols and markers of folk ethnicity

The main features of the Russian national character are analyzed, which allow expanding the horizons and range of humanitarian knowledge, contributing to the formation and strengthening of national culture in modern society. The factors that determined the specifics of the Russian national character formation are considered, among which dialectics stands out. The necessity of orientation of modern socio-economic transformations in the formation of the worldview and mentality of the Russian people is substantiated. The Russian character is examined in the symbols and markers of the national ethnic group, familiarity with which reflects one of the principles of the cultural description of the Russian language – the inclusion of maximum information that helps to reveal the cultural originality of the Russian language, representing the linguistic picture of the world. The dialectical nature of the features of the Russian national character is substantiated, which is reflected in the popular consciousness and traditional culture. This factor is not sufficiently reflected in the educational description of factual material in textbooks for universities and schools of secondary general education with Russian and other languages of instruction. Cultural knowledge as components of the Russian value system should be formed in the human mind and help supplement existing knowledge about the Russian language, national culture, Russian morality, which constitute the Russian value system, which generally contributes to the formation of such a stable concept as “Russian character”.

Текст научной работы на тему «Русский характер в символах и маркерах народного этноса»

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(4): 1009-1016 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК / UDC 008

https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-1009-1016 Шифр научной специальности 5.10.1

Русский характер в символах и маркерах народного этноса

Галина Анатольевна БАУДЕР Н, Людмила Игоревна ПОЛУНИНА

ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» 393760, Российская Федерация, Тамбовская обл., г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101

Н tatmila@yandex.ru

Аннотация. Проанализированы основные черты русского национального характера, позволяющие расширять кругозор и спектр гуманитарных знаний, способствовать формированию и укреплению национальной культуры в современном обществе. Рассмотрены факторы, определившие специфику формирования русского национального характера, среди которых выделяется диалектика. Обоснована необходимость ориентации современных социально-экономических преобразований в формировании мировоззрения и менталитета русского человека. Русский характер рассмотрен в символах и маркерах народного этноса, знакомство с которыми отражает один из принципов культурологического описания русского языка - включение максимальной информации, способствующей вскрытию культурного своеобразия русского языка, представляющего языковую картину мира. Обоснована диа-лектичность особенностей русского национального характера, что находит отражение в народном сознании и традиционной культуре. Данный фактор недостаточно отражён в учебном описании фактического материала в учебниках для вузов и школ среднего общего образования с русским и другими языками обучения. Культурологические знания как составляющие русской системы ценностей должны формироваться в сознании человека и способствовать дополнению имеющихся знаний о русском языке, национальной культуре, российской морали, составляющих российскую систему ценностей, что в целом способствует формированию такого устойчивого понятия, как «русский характер».

Ключевые слова: русский язык, русский характер, менталитет, диалектичность, народное мышление

Для цитирования: Баудер Г.А., Полунина Л.И. Русский характер в символах и маркерах народного этноса // Неофилология. 2023. Т. 9. № 4. С. 1009-1016. https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-1009-1016

Материалы статьи доступны по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная OPEN ACCESS

© Баудер Г.А., Полунина Л.И., 2023

1009

2023;9(4):1009-1016 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://joumals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

Russian character in symbols and markers of folk ethnicity

Galina A. BAUDER H, Lyudmila I. POLUNINA

Michurinsk State Agrarian University 101 Internatsionalnaya St., Michurinsk, 393760, Tambov region, Russian Federation

H tatmila@yandex.ru

Abstract. The main features of the Russian national character are analyzed, which allow expanding the horizons and range of humanitarian knowledge, contributing to the formation and strengthening of national culture in modern society. The factors that determined the specifics of the Russian national character formation are considered, among which dialectics stands out. The necessity of orientation of modern socio-economic transformations in the formation of the worldview and mentality of the Russian people is substantiated. The Russian character is examined in the symbols and markers of the national ethnic group, familiarity with which reflects one of the principles of the cultural description of the Russian language - the inclusion of maximum information that helps to reveal the cultural originality of the Russian language, representing the linguistic picture of the world. The dialectical nature of the features of the Russian national character is substantiated, which is reflected in the popular consciousness and traditional culture. This factor is not sufficiently reflected in the educational description of factual material in textbooks for universities and schools of secondary general education with Russian and other languages of instruction. Cultural knowledge as components of the Russian value system should be formed in the human mind and help supplement existing knowledge about the Russian language, national culture, Russian morality, which constitute the Russian value system, which generally contributes to the formation of such a stable concept as "Russian character".

Keywords: Russian language, Russian character, mentality, dialecticality, folk thinking

For citation: Bauder, G.A., & Polunina, L.I. Russian character in symbols and markers of folk ethnicity. Neofilologiya = Neophilology, 2023;9(4):1009-1016. (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-1009-1016

This article is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License OPEN /7] ACCESS

ВВЕДЕНИЕ

«Национальный характер относится к числу наиболее сложных и спорных проблем теории наций и национальных отношений [1, с. 91]. Проблема понимания менталитета русского человека становится одной из важных проблем, превращаясь в условие, необходимое для выбора дальнейших путей социально-экономических и культурных преобразований.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время возрос интерес к изучению русской ментальности, культурного своеобразия русского языка, национальной культуры. Данная проблема актуальна,

так как национальный характер представляет собой концепт «русский характер», рассматривающийся как фрагмент языковой картины мира [2, с. 131].

В процессе формирования менталитета формируется конкретный психический тип с характерными особенностями, как результат восприятия жизненных установок, привычек, обычаев, традиций предыдущих поколений и т. д. Термин «национальный характер» не имеет единого толкования. Он скорее описательный, чем аналитический. Вначале его использовали при описании жизни народа, затем при анализе национального характера, темперамента, личностных черт, ценностных ориентаций и т. д.

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(4): 1009-1016 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

Работа по изучению русского характера объединяет лингвистические и культурологические компетенции, сближает русский язык с другими областями знания общекультурной сферы, развивает кругозор субъекта культуры. Принято констатировать, что обучающиеся должны познакомиться с анализируемым материалом, овладеть языковыми нормами при его использовании. Однако знать значения слов и правила грамматики явно недостаточно для того, чтобы активно пользоваться языком как средством общения, необходимо знать как можно глубже «культурный мир» изучаемого языка. Это позволяет увидеть русский язык в несколько ином виде и осознать богатство существующих особенностей русского национального характера, но главное - отыскать путь постижения человеческой сущности в проекции на личность и её характер. На первый план выдвигается проблематика предотвращения «ломки» традиционной системы ценностей. Интересны в этом отношении изыскания в области диалектики русского мышления и национальной культуры.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проблема диалектики русского мышления является одной из актуальнейших проблем, анализ которой способствует понятию сущности русского менталитета, национального характера, «феномена русской души».

Мы склонны утверждать, что характерной чертой русского национального мышления является диалектика, сущность которой отражает мысль о единстве противоположностей, о чём говорят русские поговорки, утверждая:

«Не было бы счастья, да несчастье помогло»; «В тихом омуте черти водятся»; «Тише едешь - дальше будешь»; «От великого до смешного один шаг»; «От любви до ненависти один шаг», «Поздняя птичка глазки протирает, а ранняя носик прочищает», «Ищи жену не в хороводе, а в огороде», «Старость не радость, бедность не корысть».

В русском фольклоре отражена идея перехода количественных изменений в качественные и обратно (ср.: «Мужик сер, а ум у

него волк не съел», «Москва не сразу строилась»; «Камень воду точит»,), отражена суть закона отрицания отрицания. Вспоминается сказка А.С. Пушкина о рыбаке и рыбке, которая начинается и заканчивается образом старухи, сидящей у разбитого корыта.

Из сказанного следует, что диалектика присутствует в народном мышлении, причём именно она является подлинным ключом для правильного понимания сказочных героев и образов, воплотивших и отражающих русский характер, а также пониманию фольклорных символов.

По-прежнему остаётся обсуждаемым вопрос: почему главный герой русских сказок Иван-дурак, Иванушка-дурачок или Еме-люшка-простачок. Пройдя все испытания, Иван/Иванушка и Емелюшка достигают успеха, что отражает диалектическую противоречивость жизни.

Обращают на себя внимание рассуждения А.Ф. Лосева о символе. Рассматривая понятие «онтологизм», учёный приходит к выводу, что в символе проявляется связь между его внешней выраженностью и внутренним содержанием. Анализируя понятие «многозначность», А.Ф. Лосев убедительно заявляет, что символ может быть наделён бесконечными смысловыми возможностями, следовательно, нести бесконечное знание [3; 4].

Так, символическими могут быть ситуации, в которых проявляются черты русского характера, о чём опять же свидетельствуют примеры русского фольклора, например, пословицы:

- общинный коллективизм:

«Семеро одного не ждут»;

«Все за одного и один за всех»;

«На миру и смерть красна»;

«В миру виноватого нет»;

«Вперед не забегай, а от своих не отставай;

- доброта:

«Доброму Бог помогает»;

«Добро век не забудется»;

«Доброму и добрая память»;

«Добро не лихо - ходит тихо»;

- гостеприимство:

«Что есть в печи, всё на стол мечи»;

«Добрый гость всегда в пору»;

Баудер Г.А., Полунина Л.И. Русский характер в символах и маркерах народного этноса

2023;9(4):1009-1016 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

«Хоть не богат, а гостям рад»;

«Напой, накорми, а после вестей расспроси».

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) от 24 августа 2020 г. представил данные исследования о восприятии россиянами характера русских людей1.

К положительным чертам «русского характера» относятся; патриотизм, гордость (13 %), честность (11 %), взаимовыручка и товарищество (14 %), мужественность, упорство, целеустремлённость (23 %), терпимость (18 %), оптимизм (9 %).

«Русскому характеру» присущи отрицательные качества и негативные черты (скажем, надежда на «авось»). Речь идёт о таких качествах, как лень (17 %), терпеливость, всепрощение, покорность (8 %), завистливость (6 %).

Респонденты отмечают, что положительных качеств «русского характера» гораздо больше, нежели отрицательных.

Материалы, отражающие своеобразие русского национального характера в первой четверти XXI века, пользуются повышенным вниманием исследователей. Данный период характеризуется наличием перманентного социального кризиса, демонстрирующего утрату русским народом значительной части жизненных сил, необходимость подтверждения своих добродетелей, в том числе на уровне осмысления русского национального характера. Не вызывает сомнения утверждение, что каждая нация является значимой составляющей всемирно-исторического процесса и уникальной в своей индивидуальности.

«Православие и диалектика глубоко вошли в человеческое сознание» [5, с. 181]. Х.У. Урунова считает, что «влияние религии на национальный менталитет очевидно» [6, с. 27]. Отмечая влияние религии на формирование русского характера. Н.О. Лосский утверждал, что религиозность и связанные с нею искания добра являются наиболее яркой чертой русского народа [7].

1 Русский характер // ВЦИОМ Новости: сайт. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/russkij-kharakter (дата обращения: 01.06.2023).

Обращаясь к литературе, истории и искусству, мы имеем возможность познакомиться с типичными для русских людей чертами характера. Не случайно, многие писатели, художники, композиторы, анализируя и изображая характер русского человека, обращались к произведению «Слово о полку Игореве», главной идеей которого было единение и взаимная поддержка. Это произведение заставляет нас задуматься об осознании храбрости русских людей, которые «Изрони-ли жемчужну душу из храбра тела».

Сегодня особое внимание необходимо обратить на то, чтобы дети понимали, кто может называться героем и почему, например, князь Игорь - герой положительный, благородный, смелый, сражается во славу Руси, любим народом.

Ярко и точно русский характер представлен в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Мы видим в нём людей разных национальностей: русских, французов, немцев. Писатель смог удачно отразить характерные черты представителей каждой национальности. Анализируя героев произведения, мы ощущаем глубину русского характера. Писатель изображает своих героев в семейной, народной, социальной и духовной жизненных ситуациях. Особый интерес вызывает семья Ростовых, которая, в отличие от других семей, уважает и сохраняет русские традиции («Редко кто умел так, на широкую руку, хлебосольно устроить пир»). В героине Наташи Ростовой прописан русский национальный характер, её способность воспринимать и понимать русское начало в человеке («Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приёмы, которые раз de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приёмы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка»).

Заслуживает особого внимания знакомство с главным героем рассказа А.Н. Толстого «Русский характер» Егором Дрёмовым. Перед нами судьба обыкновенного человека: сын, муж, солдат, гражданин своей страны. Вся жизнь этого человека - подвиг. Он пре-

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(4): 1009-1016 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

дан стране, долгу, семье. Он патриот и герой. Он умеет любить и жалеть. Мы наблюдаем в его характере силу духа, мужество, самоотверженность и заботу.

А.Н. Толстой считает, что русский характер проявляется в способности преодолевать трудности, сохранять стойкость духа. Мы согласны с утверждением писателя, что по-настоящему красив тот человек, у кого есть доброе сердце, что внутренние качества важнее внешней красоты.

Андрей Соколов из рассказа «Судьба человека» М.А. Шолохова - солдат-патриот, способный уничтожить предателя в своих рядах, выжить в плену, заслужив уважение немцев. Он трагически и мужественно перенёс потерю семьи, но продолжил жить, сохранив лицо человека; обогрел и приютил сироту-мальчишку. Своим поведением он подтвердил наличие истинно русского характера. Изображая Соколова обычным человеком, писатель придаёт ему черты обобщённости, а его действиям - нравственную нормативность.

Терпеливость русского народа обусловливается несколькими факторами. Во-первых, доминантой православной веры, которая транслирует мысль о том, что со всеми трудностями мы можем справиться. Об этом говорит и религия: Господь не допустит испытаний, которые были бы вам не по силам, Бог не даёт испытаний, с которыми мы не можем справиться. Во-вторых, постоянные набеги кочевников, продолжительное нахождение под зависимостью от Золотой Орды, крепостничество поспособствовали развитию терпимости в национальном характере. Реалии времени требовали формирования названных черт характера у наших современников.

Если беда коснётся близких людей и личной жизни, русский человек сделает всё, чтобы противостоять этому. Вольнолюбие, именно в русском характере, приобретает своё особое значение, которое заключается в том, что вольность понимается русским народом по-своему. Это связано во многом с такой чертой характера, как высокая адаптивность.

Д.С. Лихачёв писал: «Широкое пространство всегда владело сердцами рус-

ских... Эта тема нашла отражение в фольклоре и искусстве. Это и русская удаль, т. е. храбрость, помноженная на простор в широком движении. И в русской пляске - стремление занять как можно больше места. И в русской протяжной песне - тоска по простору. И в быстрой езде, и в летописях, былинах - восторг перед пространством» [8, с. 10].

Можно утверждать, что русский характер противоречив. Это отмечали многие известные личности. Ф.М. Достоевский выделял противоречивую часть русского характера - потребность в страдании, которая прослеживается через всю историю русского народа. Это связано с особенностями организации жизнедеятельности и доминированием православной веры.

Важнейшими символами русской культуры всегда считались «хлеб», «крест» и «меч» («Хлеб всему голова», «Хлебу и в поле, и в доме почёт»). Символом христианской веры является крест, оберегающий душу человека («Нет на том креста, в ком душа черства»). Символом защиты веры, человека и его духовных ценностей является меч («Меч - не голову сечь, а душу беречь»). В русском национальном характере духовность определяют как доминанту. Русские пословицы гласят, что русская душа мягкая, открытая и широкая: «Сердце не камень», «Не стерпела душа - на простор пошла».

Н.А. Бердяев считал, что «духовность русских людей плавает в стихии душевности». Может быть, именно этим можно объяснить парадокс: русский характер имеет недостатки - тенденцию к крайностям. Русский человек способен жить по принципу: «всё или ничего», подтверждая выбранную установку поговорками: «Пан или пропал», «Грудь в крестах или голова в кустах».

Такие понятия, как православие, коллективизм и диалектика являются основными взаимосвязанными показателями русского характера. Мораль, регулируя человеческие отношения, опирается на силу сознания и убеждения человека и формируется такими показателями, как:

1) сложившиеся некогда традиции, обычаи, обряды, нравы, вошедшие в привычку и ставшие традиционными нормами пове-

Баудер Г.А., Полунина Л.И. Русский характер в символах и маркерах народного этноса 2023;9(4):1009-1016 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

дения, мотивы которого формируются следующим образом: «так не принято», «так не делают», «как все, так и я», «так издавна повелось»;

2) поведение личности регламентируется силой общественного мнения, общественным признанием и добрым именем («Человек сам себе делает имя», «Не имя красит человека, а человек - имя»).

Анализируя русский характер, мы не можем не согласиться с существующим утверждением, что каждый человек индивидуален. В связи с этим отмечаем, что человек может быть слабохарактерным («Человек -не камень, терпит, терпит, да и треснет»). Достаточно часто состояние души у русского человека способно преобладать над здравым смыслом, рассудочным восприятием жизни, эмоциональностью, непредсказуемостью и максимализмом, что отражают русские фразеологизмы: «очертя голову», «в омут с головой», «из огня да в полымя».

В наше время наблюдается переориентация ценностей, оказывающая значительное влияние на процесс воспитания молодёжи, нарушение контактов людей с их национальными корнями. Считаем необходимым активизировать работу с детьми и подростками в плане их знакомства с историей страны. Необходимо формировать у людей чувство добра, патриотизма, человеческого отношения друг к другу на реальных примерах.

Приведём строки из стихотворения студента социально-педагогического института Мичуринского государственного аграрного университета Константина Илюхина:

Пускай живёт в крови святая память О быте, о традициях и мире, Чтоб наши внуки, нас же вспоминая, Гордились тем, что мы когда-то жили.

Чтоб Родину от сердца воспевая, Мы города и сёла возводили, Науку вверх к открытиям толкая, Свою отчизну и народ любили...

Подводя итоги, можно сказать, что именно для того, чтобы понимать самих себя, понимать наши истоки, необходимо не только изучать историю, которая помогает

разобраться в корнях того, что мы имеем сейчас, будь то характер людей, уклад жизни, отношение к государственности, но и вводить изучение культуры в другие дисциплины: русский язык и литературу, историю, обществознание, изобразительное искусство. При надлежащей реализации это поможет развить познавательный интерес у обучающихся, что благоприятно скажется на их самопознании, на воспитании в них гражданственности и патриотизма.

Именно русский педагог, учитель и наставник, обладающий русским характером, способен передать обучающимся жизненно необходимые черты национального характера: любовь к Родине, людям, добропорядочность, религиозность, духовность и благородство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Определяя понятие «русский характер», следует подразумевать менталитет, поведенческие стереотипы, культурные особенности, отличающие русский народ от других.

Невозможно определить какую-либо доминантную черту характера человека, по которой можно было бы отнести его исключительно к определённой нации.

Национальный характер русского человека отражает особый образ жизни народа, народное сознание, которые глубоко диалектичны. Диалектика способствует правильному пониманию народных образов и символов [9].

Современные реалии мира предполагают постепенную универсализацию, это в большей степени связано с глобализацией, так как выстраивание новых коммуникативных мостов приводит к обмену опытом, а следовательно, и обмену культурными составляющими. Это оказывает благоприятное влияние на подрастающее поколение, так как знакомство с другой культурой страны помогает глубже проникнуть и в культуру своей страны. При этом многим может показаться, что тесный контакт разных культур может навредить национальной идентичности и способствовать потере национального характера. С этим можно поспорить, так как национальный характер разных

Неофилология / Neofilologiya = Neophilology Ш 2023;9(4): 1009-1016 ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology-eng/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

народов складывался тысячелетиями, и обрушить многовековую структуру довольно тяжело. В условиях исторического процесса каждая нация должна сохранять свою неповторимость, самобытность и свой национальный характер.

В наше время учёные диагностируют нарушения основ русского национального характера. Формируется новый менталитет и новая психология. Тем не менее, основные

черты русской ментальности сохраняются. Для наших современников непреходящими ценностями являются коллективизм, вероисповедание, правила морали, сострадание, участие в судьбах людей. Время способно накладывать отпечатки на нашу жизнь, но такие черты русского характера, как патриотизм, доброта, забота, гордость, великодушие, чувство собственного достоинства будут всегда основными для русских людей.

Список источников

1. Ореховская Н.А. Особенности русского национального характера // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016. № 1 (3). С. 91-95. https://elibrary.ru/votzpf

2. Зиганшина Г.Х. Концепт «характер человека» через призму сегодняшнего дня // Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. № 1. С. 125-132. https://elibrary.ru/pyvrtn

3. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: труды по языкознанию. М.: Изд-во МГУ, 1982. 479 с.

4. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. 319 с.

5. Чубайс И. Российская идея. Становление и история, разрыв и возрождение. Россиеведение, или Теория России. Истоки и бессмыслие советского коммунизма. М.: Изд. центр «Аква-Терм», 2012. 448 с.

6. Урунова Х.У.Роль религии в формировании менталитета // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 3-5 (45). С. 26-28. https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.45.030, https://elibrary.ru/vpiyct

7. Лосский Н.О. Характер русского народа // Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. С. 237-360.

8. ЛихачёвД.С. Заметки о русском. М.: Сов. Россия, 1981. 71 с.

9. Мункуева Р.Б., Серебрякова Ю.А. Понятие национального характера // Вестник Бурятского государственного университета. 2018. № 3-3. С. 32-37. https://doi.org/10.18101/1994-0866-2018-3-3-32-37, https://elibrary.ru/yoihkp

References

1. Orekhovskaya N.A. Osobennosti russkogo natsional'nogo kharaktera [Features of the Russian national character]. Sovremennyeproblemy sotsial'no-gumanitarnykh nauk [Modern Problems of Social and Humanities Sciences], 2016, no. 1 (3), pp. 91-95. (In Russ.) https://elibrary.ru/votzpf

2. Ziganshina G.Kh. "Human character" concept in contemporary context. Vestnik Bashkirskogo universiteta [Bulletin of Bashkir University], 2013, vol. 18, no. 1, pp. 125-132. (In Russ.) https://elibrary.ru/pyvrtn

3. Losev A.F. Znak. Simvol. Mif: trudy po yazykoznaniyu [Sign. Symbol. Myth: Works on Linguistics]. Moscow, Lomonosov Moscow State University Publ., 1982, 479 p. (In Russ.)

4. Losev A.F. Problema simvola i realisticheskoe iskusstvo [The Problem of Symbol and Realistic Art]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1995, 319 p. (In Russ.)

5. Chubais I. Rossiiskaya ideya. Stanovlenie i istoriya, razryv i vozrozhdenie. Rossievedenie, ili Teoriya Rossii. Istoki i bessmyslie sovetskogo kommunizma [Russian Idea. Formation and History, Rupture and Rebirth. Russian Studies, or Theory of Russia. The Origins and Nonsense of Soviet Communism]. Moscow, "Akva-Term" Publishing Center, 2012, 448 p. (In Russ.)

6. Urunova Kh.U. The role of religion in forming the mentality. Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'skii zhurnal = International Research Journal, 2016, no. 3-5 (45), pp. 26-28. (In Russ.) https://doi.org/10.18454/IRJ.2016.45.030, https://elibrary.ru/vpiyct

7. Losskii N.O. Kharakter russkogo naroda [The character of the Russian people]. In: Losskii N.O. Usloviya absolyutnogo dobra: Osnovy etiki; Kharakter russkogo naroda [Conditions of Absolute Good: Fundamentals of Ethics; The Character of the Russian People]. Moscow, Politizdat Publ., 1991, pp. 237-360. (In Russ.)

Баудер Г.А., Полунина Л.И. Русский характер в символах и маркерах народного этноса

2023;9(4):1009-1016 Ш Неофилология / Neofilologiya = Neophilology

ISSN 2587-6953 (Print), ISSN 2782-5868 (Online) Ш http://journals.tsutmb.ru/neophilology.html

8. Likhachev D.S. Zametki o russkom [Notes about Russian]. Moscow, Soviet Russia Publ., 1981, 71 p. (In Russ.)

9. Munkueva R.B., Serebryakova Yu.A. Concept of national character. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta = Buryat State University Bulletin, 2018, no. 3-3, pp. 32-37. (In Russ.) https://doi.org/10.18101/1994-0866-2018-3-3-32-37, https://elibrary.ru/yoihkp

Информация об авторах

Баудер Галина Анатольевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская обл., Российская Федерация, https://orcid.org/0009-0007-9595-928X, tatmila@yandex. га

Вклад в статью: идея, анализ данных, написание части текста статьи, редактирование.

Полунина Людмила Игоревна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская обл., Российская Федерация, https://orcid.org/0009-0007-6206-2652, mila.polunina.80@bk.ru

Вклад в статью: сбор материала для анализа, анализ данных, написание части текста статьи, редактирование.

Конфликт интересов отсутствует.

Поступила в редакцию 10.07.2023 Поступила после рецензирования 21.09.2023 Принята к публикации 12.10.2023

Information about the authors

Galina A. Bauder, PhD (Philology), Associate Professor, Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department, Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov region, Russian Federation, https://orcid.org/0009-0007-9595-928X, tatmila@yan-dex.ru

Contribution: idea, data analysis, part of manuscript text drafting, editing.

Lyudmila I. Polunina, PhD (Philology), Associate Professor, Associate Professor of Pedagogy and Psychology Department, Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov region, Russian Federation, https://orcid.org/0009-0007-6206-2652, mila.polunina.80@bk.ru

Contribution: collection of material for analysis, data analysis, part of manuscript text drafting, editing.

There is no conflict of interests.

Received July 10, 2023 Revised September 21, 2023 Accepted October 12, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.