Научная статья на тему 'Русский город в Сиди Бишр (1920-1922 гг. ) (окончание)'

Русский город в Сиди Бишр (1920-1922 гг. ) (окончание) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
209
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Восточный архив
Область наук
Ключевые слова
ЖУРНАЛ "НА ЧУЖБИНЕ" / СИДИ БИШР / РОССИЙСКАЯ ДИАСПОРА В ЕГИПТЕ / MAGAZINE "AT THE FOREIGN LAND" / SIDI BISHR / RUSSIAN DIASPORA IN EGYPT
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русский город в Сиди Бишр (1920-1922 гг. ) (окончание)»

В.В. Беляков (ИВ РАН)

«РУССКИМ ГОРОД» В СИДИ БИШР (1920-1922 гг.)

По страницам журнала «На чужбине» (окончание)

В прошлом номере «Восточного архива» была начата публикация материалов январского номера журнала «На чужбине» за 1922 г., выходившего в лагере русских беженцев Сиди Бишр возле Александрии в Египте1. Этот журнал - уникальный источник по истории российской диаспоры в Египте. Единственный известный экземпляр данного номера журнала находится в архиве автора. Мы завершаем публикацию наиболее информативных материалов журнала. Орфография и пунктуация оригиналов сохранены.

Скалы и мели на пути русской женщины в Египте (письмо из Каира)

Тихо и однообразно течет жизнь русских семейных кампов2 в Сиди-Бишре3. Тесным кольцом колючей проволоки окружен человеческий улей. Каждый день одни и те же интересы, одни и те же лица: рождается тоска и сознание неволи, и многие расправляют крылышки и летят на заработки во все стороны Египта.

Трудна дорога одинокой женщины, решившейся на этот шаг; много сетей разставлено на ея пути, и я беру на себя смелость указать на некоторыя из них, чтобы облегчить дорогу русской труженице.

Выезжая из кампа, многия из нас уже имеют определенное назначение, но иногда приходится останавливаться, за неимением больших средств, в маленьких дешевых гостиницах, что далеко не безопасно. Грязь, отвратительный чесночный запах, кровать полная всевозможных насекомых, рои комаров и москитов, при отсутствии сетки, делают ночлег кошмарным. Кроме того, нередко бывают случаи, когда арабы забираются ночью в комнату или впускают кого-нибудь постороннего.

В Каире и Порт-Саиде существуют Лиги защиты женщин: (вписано от руки по-французски название, неразборчиво. - В.Б.). Существует ли такая Лига в Александрии, я, к сожалению, узнать не могла. В Каире, за 10 пиастров в сутки, можно иметь в этой Лиге хорошую кровать с чистым, свежим бельем; утром чай и завтрак, в полдень - обед; потом чай и ужин. Лига помещается вблизи вокзала

«ВаЬ-еІ-Ьик». В Порт-Саиде пансион стоит 15 пиастров. Адрес можно узнать в караколе (полиции). Номер телефона в Порт-Саидской Лиге - 405.

Большая часть наших русских дам служат у англичан. Необходимо знать каждой из поступающих, что вначале надо выговорить себе свободный день в неделю и работу до определенного часа. Жалованье нянь - 4 фунта (египетских), а иногда и больше. Англичане охотно соглашаются на эти условия и придерживаются их. Но если не обусловить этого, то они сами вам их не предложат. Служба у англичан легче, чем у лиц других наций. Они всего корректны и считаются с интеллигентностью русских дам. Это нельзя сказать про других. Французы, например, стараются заплатить как можно меньше, кормят отвратительно и заставляют работать наравне с арабами. Что еще ужасно в этих семьях, это - взгляд на русскую женщину. Вести о поведении наших несчастных соотечественниц, выброшенных безработицей на улицы Константинополя, наложили отпечаток на отношение и к нашим женщинам. Каждый из этих господ, большей частью неинтеллигентных, смотрят на нас, как «на самых интересных, но и самых доступных женщин». Были случаи, когда наши дамы, несмотря на крайнюю нужду, не смогли оставаться в таких семьях более трех дней. Такое отношение усвоили себе все нации, кроме англичан. В магазинах, в правительственных учреждениях, везде и всюду, как только выясняется ваша национальность, сейчас же на лицах появляются особыя усмешки и в движениях - фамильярность. Если женщина приходит просить работы, ответ один и тот же: «Вы так молоды и так хороши, зачем вам работать? Вы будете иметь всё - если захотите. Скажите одно слово и т. д.». Я знала одну барышню, которая хотела открыть мастерскую модных нарядов. Средств у нея не было, и ее направили к одному богатому греку. Он долго разговаривал с ней о России, о том, что это его вторая родина, что он страдает от сознания ея гибели; жалеет русских, попавших в такое ужасное положение, и обещал ей помочь. На другой день, действительно, для нея была снята хорошая квартира с обстановкой. Она была поражена

богатством и решила, что платить ей будет не под-силу. Благодетель грек объявил, что платить ей ничего не придется: она просто его немного приласкает, как родного брата.

Так и закончился ея проект об открытии мастерской. Много еще помогает такому отношению к нам наша беззащитность. Эти господа действуют так развязно потому, что знают, что мы одиноки, и некому за нас заступиться. Тяжело испытывать такое отношение потому, что оно незаслуженно; поведение русской женщины в Египте может заслужить только одобрения. Загляните, как работают наши русские женщины в Каире. Мастерская модных нарядов (вписана от руки фамилия по-французски, неразборчиво. - В.Б.). Не привыкшие к тяжелому труду, девушки сидят целыми днями согнувшись над иголкой. Дело растет и ширится. Учительницы музыки, танцев, иностранных языков целые дни бегают из одного конца Каира в другой, часто на грошевые уроки. Сестры милосердия работают целыми днями; многия зарабатывают до 20-30 фунтов в месяц. Организовалась здесь интернациональная Община сестер милосердия, запись сестер принимается и теперь (вписан от руки адрес по-французски, неразборчиво. - В.Б.). Там часто бывает спрос на интеллигентных работниц других специальностей. Как не тяжело русским женщинам, решившимся на самостоятельный заработок, все же оне с достоинством несут свое знамя русских интеллигентных женщин, и иностранцы в последнее время заметно меняют свой взгляд: в их отношении уже проглядывает уважение. Многим силы дает сознание, что в случае неудачи есть угол, куда можно поехать, временно передохнуть, чтобы снова вступить в борьбу за существование. Тяжело может отразиться, в случае, если кампы могут закрыться, и мы очутимся тогда без угла и приюта.

Декабрь-21 г., Н. Б.

Александрийские сигаретчики

Для беженцев, уходящих из лагеря на заработки, интересно знать какия перспективы их ожидают «в стране, которая, - по выражению председательницы комитета помощи русским беженцам в Египте леди КОНГРИВ, - их не хочет»4.

Русские работники в г. Александрии разделяются на несколько категорий, по роду своего труда. Это сигаретчики, шофферы и механики, трамвайные служащие (кондуктора, контролеры и вагоновожатые), рабочие на раз-

ных фабриках, квалифицированные мастера в различных предприятиях и незначительное количество служащих в конторах, разных бюро, мастерских и т. п. В общем, как правило, надо считать, что все эти занятия низкаго порядка, и редко, кто получает лучше оплачиваемые и более почетные должности, как, например, преподаватели или просто надзиратели в лицее, техники, инженеры, чиновники какого-либо учреждения, банка и т. п.

Мы не можем в настоящем кратком очерке коснуться вопроса о быте беженцев во всей его широте: для этого слишком мало материала. Здесь нам хочется лишь охарактеризовать один из наиболее тяжелых видов труда - труд сигаретчиков.

От самаго ранняго утра и до поздняго вечера мы можем встретить на улицах Александрии типичныя русския фигуры, в русских косоворотках, английских френчах, военных тужурках, а иногда и в крайне неопределенного рода одежде, с лотками сигарет на плечах. Это русские сигаретчики, конкурирующие с арабами в борьбе за полуголодное существование. Нередко, на плечах этих усталых профессионально пытливых людей, вы можете увидеть погоны известных добровольческих полков.

Вот мелькнула на фоне магазинов пестрая поношенная фуражка б. корниловца. Там торопливо бегает из кафе в кафе сохранивший силы новоявленный торговец. Здесь возле биржи, в ожидании покупателей, уныло сидит инвалид с поврежденной рукой. А мимо идет другая жизнь: несутся автомобили, идут изящно одетые женщины. Важно всходят по ступеням лестницы биржевые тузы.

Сигаретчики обычно начинают свою работу с ничтожной суммы денег, собирая ее с большим трудом и лишениями. В особо благоприятных случаях деньги получают от б. представителя ЗЕМГОРА5 г. Маслова, который выдает ссуды, под залог имущества или солидное поручительство, взимая за предоставленный капитал 12%. Выданныя ссуды и %-ты аккуратно взыскиваются, причем иногда приходится прибегать к крайним мерам, в виде наложения ареста на имущество и т. д. Для начала дела достаточно иметь фунтов пять. Но чтобы хорошо торговать, необходима сумма 8-10 фунтов, так как без дорогих сигарет и большого выбора их нельзя иметь успех. Некоторые беженцы, не получившие ссуд от названного представителя ЗЕМГОРА, начинают дело с двумя фунтами. Ясно, что такое дело может находиться только в жалком состоянии.

В Александрийский летний сезон, от мая до ноября,6 сигаретчики зарабатывают от 15-30 и даже до 50 пиастров в день. Сумма зависит от коммерческих способностей продавца, его опытности, здоровья, владения языком. Чтобы выработать 30 пиастров для лиц, с малым количеством товара, необходимо бегать по городу с 8 до 1 часа и от 4 до 12 ночи. Более крупным торговцам требуется меньшее напряжение сил: от 10 до 11 и от 4 до 11 веч., вполне достаточный срок. Труд сигарет-чиков тяжел не только в физическом, но и в моральном отношениях. Бывают постоянныя недоразумения с арабами конкурентами, оскорбления иногда, даже драки. Европейское общество относится сочувственно, и охотно берет сигареты у русских, но особенно не выделяет их среди других европейских работников. Арабское общество, за немногими исключениями, относя русских в общую массу европейцев, или бойкотирует их, или в лучшем случае относится безразлично. Бывают, правда, единично такие случаи: какой-либо шикарный араб берет пачку сигарет, разрезает бандероль, собираясь платить деньги. Но подлетает арабский сигаретчик, что-то кричит на непонятном для нас языке и покупатель араб бросает раскрытую уже пачку в ваш ящик и покупает у своего. Протестуйте, если можете. На это никто не обратит внимания: на вас посмотрят как на чудака. А раскрытая пачка сигарет уже пропала. В моральном отношении это наиболее тяжелый труд. Постоянно гонят из ресторанов, кафе, синематографов и т. п.

Вне сезона заработок спускается до 10-15 пиастров в день. Кроме того, слишком большая конкуренция. Хорошо зарабатывают только те, кто приобрел постоянную клиентуру в определенных магазинах, домах, консульствах, конторах или у отдельных богатых лиц. Тот может торговать с успехом. Но все же кусок хлеба этим путем очень тяжел.

Сообщил С. Ю. С.

Литературные вечера в Сиди-Бишр

Союзом русских студентов в г. Александрии 11 и 19 ноября были устроены два литературных вечера.

В программу первого вечера вошли: разбор поэмы «ПЕРВОЕ СВИДАНИЕ» Андрея БЕЛОГО, чтение отрывков из романа «Хождение по мукам» графа А.Н. ТОЛСТОГО и выступление местных авторов.

И.О. Каллинников, разбиравший поэму, дал довольно ясное представление о таланте современного русского поэта.

Наиболее удачным был второй вечер, посвященный 100-летнему юбилею Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО. Вечер привлек довольно значительное число местной и городской публи-ки7. Небольшую, но сильную речь произнес молодой поэт А.П. Л-кий, в которой он указал о значении в процессе культуры таких явлений, как гениальный писатель земли русской Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ. После речи поэт прочел прекрасное стихотворение, посвященное памяти юбиляра. Реферат был прочтен небезызвестным поэтом - И.О. Каллинниковым, ясно обрисовавшим публике всю глубину мысли и великий гений автора романа «Братья Карамазовы» и др.

Фурором вечера был диалог из романа «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». Была инсценирована сцена в трактире «РАСКОЛЬНИКОВА И МЕРМАЛАДОВА». Игравший Мермаладова г. В.Ф. Чистовский превосходно исполнил свою роль и дал яркий образ знаменитого героя.

Чтобы развеять мрачное впечатление, произведенное тяжелой потрясающей сценой, публике был предложен местный струнный оркестр, великолепно исполнивший два квартета Чайковского.

Особо сильное впечатление произвели авторы, читавшие свои стихи И.О. Каллинников, А.П. Л-кий и Н. Захаров. О первых двух говорить не приходится: они уже достаточно известны нашей публике. Н. Захарова, выступавшего в первый раз, нельзя обойти молчанием. Молодой, начинающий поэт, прочел несколько очень милых, полных чистой лирики стихотворений, показавших талант и дающих надежду на светлое будущее молодого автора. Также большим успехом пользовались выступавшие г.г. Елец, Щербинин и Умов8.

Вход на вечера был безплатный.

Русский театр в Сиди-Бишр

На этих днях исполняется ровно год, как по инициативе перекочевавшего из Тель-эль-Кебира9 Кружка артистов, началась постройка Сиди-Бишрского театра и организационная работа по выработке программы дальнейшей работы нашего драматического искусства. На открытии театра 24 марта 1921 г. г. артистом М. Кузнецовым-Сойлотт была произнесена речь, которую Редакция ниже помещает <...>.

Театральная хроника

Перед нами лежит изящно изданный цыганский романс (название, вписанное от руки по-французски, неразборчиво. - В.Б.), испол-

ненный с выдающимся успехом на концертах в Александрии и Каире нашей известной артисткой Лидией Преображенской. На обложке хорошо исполненной портрет этой артистки. Недурной перевод на французский язык в стихах сделал Д. Фламбуриари10. Романс издал александрийский (название, вписанное от руки по-французски, неразборчиво. - В.Б.), посвященный вопросам литературной, театральной и светской жизни. В ближайшем времени ожидается выпуск новых романсов.

Русские цыганские романсы в Александрии - как это неожиданно, но и прекрасно. Русская музыка, в своем победном шествии по западу, перебросилась революцией и за море, в романтический восток, где Россию знают только как страну снега, медведей и каких-то странных существ, называемых мужиками.

Пожелаем, чтобы это благое начинание издательства росло, ширилось, завоевывало новых друзей русскому искусству в стране, музыка которой осталась на примитивном уровне эпохи средних веков.

Цена романса в продаже - 8 пиастров11.

* * *

Наш театр переживал кризис, который мог сделаться перманентным. В нем как то все время не могла наладиться внутренняя организационная работа. Совет Старшин Любителей Сценического Искусства заменился правлениями труппы «Баян»; происходила постоянная смена в составах правлений. Не было единого определенного плана деятельности. Не было твердой режиссерской руки. Репертуар сказочно менялся в самых неожиданных направлениях: от «Дяди Вани» он падал до «Шпанской мушки», от Островского до Сабурова и каких то, совсем мелких, ничтожных миниатюр. Постановки сделались крайне редкими, и жизнь в театре как бы стала замирать. Требовался прилив новых сил со стороны, вхождение в труппу прежних, почему либо, ушедших, артистов, обновление репертуара, изменение основ прежней организации. Конечно, это трудный и длительный процесс, ибо медленно творятся новые формы жизни. Поэтому новому правлению предстоит трудная и ответственная задача. Состав нового правления таков: председатель М. МАНГЛЕР, тов. председателя А. СМИРНОВ, казначей Г. ПИ-ОТУХ и секретарь Ф. ОЛЬГИН.

* * *

Одним из последних спектаклей, данных труппой «Баян», до начала перестройки теат-

ра - был «ШЕЛЬМЕНКО ДЕНЩИК», ком. в 4 д. Гр. КВИТКО-ОСНОВЬЯНЕНКО. Пьеса шла в постановке М. Манглера. Это заигранная старая комедия, доступная по своей примитивности даже людям с мало развитым вкусом, но выигрышная для актеров по своей сценичности, а также, естественным, но часто и искусственным комизмом положений. Пьеса прошла не совсем стройно. Не чувствовалось полной сыгранности. В общем, спектакль прошел в пределах достижений, доступных любителям сценического искусства, среди которых есть лица, выступающие на сцене в первый раз. Как общий недостаток, вообще всей театральной деятельности труппы «Баян», надо отметить, необыкновенную текучесть женского персонала. После нескольких выступлений, наши артистки, как то надолго исчезают с подмостков Сиди-Бишрского театра. Вследствие этого, во всех постановках, нет возможности добиться общего ансамбля в игре. В пьесе участвовали: г-жи: Филиппова, Флорова, Дуглей, Панина и г.г.: Манглер, Келдыш, Миньев.

Кроме того, в ноябре месяце шли небольшие комедии: «Воробушек», «Самоубийца» и «Много шуму из ничего».

* * *

Рождественский и новогодний репертуар (по новому стилю): в день Рождества Христова, 7 января, пойдет «Зыбина» (название неясно. - В.Б.), ком. в 4 д. В. Ришкова (спектакль платный); в понедельник, 8 января, платный концерт при уч. артиста Фадеева и лучших местных сил и Александрии; 11 января - « НА БОЙКОМ МЕСТЕ», ком. в 3 д. А. Островского (спектакль бесплатный); 14 января (в день Нового года) платный бал-маскарад; 15-го «ШЕЛЬМЕНКО-ДЕНЩИК», ком. в 4 д. Гр. КВИТКО-ОСНОВЬЯНЕНКО (спектакль без-плат.); 18-го - «ШПАНСКАЯ МУШКА», ори-гин. ком. в 3 д. Сабурова (по пониженным ценам); 19-го, в четверг - «БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ», ком. в 4 д. А. Островского (спектакль платный).

* * *

12 ноября состоялся вечер в пользу Общества русских инвалидов и увечных воинов в Египте. К этому вечеру очень много готовились. Были приглашены все лучшие артистические силы нашего лагеря; три оркестра: симфонический, духовой и балалаечный. Участвовала также известная балерина г-жа Шуберт со своим партнером г. Игнатовым. Пел смешанный хор. В общем в концерте приняли участие

до 120 человек. Из отдельных номеров надо отметить инсценировку «качелей» из оперетты «Веселая вдова» Легара, в постановке г. Ведерникова. Эффектная картина «качелей», убранных цветами и ярко залитых электричеством с красивыми фигурами молодых девушек - оставили сильное впечатление. К сожалению, слабые звуки хора почти заглушались соединенным оркестром; соло исполнил г. Сысоев. Сносно прошел драматический этюд «Волшебные звуки» в исполнении кн. Аваловой и г. Келдыша. Красиво звучали дуэты г.г. Сысоева и Келдыша. Но вполне естественно, что бесконечный восторг вызвали танцы г-жи Шуберт и г. Игнатова, полные огня и воодушевлений. В каждом движении этой пары чувствовались страсть и увлечение. В жестах, в мимике, в темпе танца («вальс каприз») была видна высокая техника и изящество замысла. Вечер дал чистого сбора около 6 фунтов.

Студенческая жизнь

Странное заглавие, как будто даже нелепое заглавие. Какая может быть студенческая жизнь в Египте, где все-то высшее образование сосредоточивается в мусульманском университете, Эль-Азхар12, имеющем религиозный характер, в нескольких каирских школах права, да в земледельческих и политехнических школах Гизе13. Наша же беженская жизнь так не похожа на обычную, нормальную жизнь свободных людей, настолько она искусственна, что слова студенческая жизнь здесь, в Си-ди-Бишре, кажутся каким-то анахронизмом и даже насмешкой.

Но забудем действительность на один момент, и подумаем: не превратился ли в самом деле наш маленький африканский лагерь в русский университет, где торжественно звучат слова науки, забытой в годы гражданской войны. Быть может, в стенах наших досчатых бараков возродились лучшие академические традиции, отброшенные в той новой непонятной зарубежной России? Не ломятся ли наши столовые и театр, превращенные в аудитории, от шумной толпы студентов, горячо жаждущих знаний.

Нет. Наш лагерь остается все той же пустыней. В нем, как и раньше, по-прежнему нет аудитории. Не звучат голоса любимых профессоров. И как два года тому назад, столовые наполняются лишь в часы обеда и завтраков, а театр гремит от аплодисментов не после лекций, а в дни представлений «Шпанской мушки» или «Змейки». Итак, в учебном отношении наш лагерь представляет почти нуль, если не считать

небольшой группы, которая усиленно занимается подготовкой на аттестат зрелости.

Но какие тогда основания говорить о студенческой жизни. Что собирает тогда эти шумные и волнующие митинги людей, называющих себя студентами? Что заставляет их расклеивать воззвания и контр-воззвания, с взаимными обвинениями в нарушении студенческой этики и просто истины? Что так раздражает и возмущает их? О чем пишут они длинные послания? Чем наполнены их речи?

Это вавилонское столпотворение вызывается действительно важным мировым вопросом - о признании или непризнании советской власти. Вносить или не вносить в свой устав это упоминание. Вопрос, который не могут решить, в интересах своих народов, выдающиеся руководители мировой политики - Ллойд-Джорж и Гардинг, Бриан и Вирт - хотят разрубить одним параграфом устава, или быть может даже примечанием к какому-нибудь параграфу кучка сиди-бишрских студентов.

Союз студентов, создавшийся с целью получить высшее образование в Европе, выписать университетские учебники, наладить групповые учебные занятия до отъезда из Африки, занимается политиканством, в худшем смысле этого слова, употребляет в лице своих правлений и даже непричастных к нему лиц, много усилий на борьбу за честь именоваться союзом русских студентов в Египте, на решение вопроса: кто имеет право на этот высокий титул, оставшиеся ли в собрании, или ушедшие из него. В эти споры втягивают английскую комендатуру, русские учреждения в Египте, чуть не все население наших кампов. Кто прав в этом споре, наполнившим своим спором не только наш Сиди-Бишр, но и Александрию и Каир, мы не будем здесь разбираться. Отметим только этот факт, как одно ненормальное явление нашей эмигрантской жизни. Вместо единения - раскол; вместо общей работы - борьба; вместо цельной организации -полный распад на непримиримые враждующие группы.

Так делается история, и история притом, очень скверная. Еще раз мы уронили себя в глазах иностранцев, получивших лишний повод относиться к русским полупрезрительно, полужалостливо. В этом распаде, как в кривом зеркале, отразилось извращенное направление студенческой жизни в Сиди-Бишре. В настоящее время, студенческий союз разделился на две организации: 1. Союз русских студентов в Египте и 2. Союз русских студентов в Александрии. Первый в своем уставе имеет такой па-

раграф: «Союз аполитичен, но не признает советской власти, как законного российского правительства». Во втором - аналогичный параграф выражен иначе: «Союз не занимается политической деятельностью и никаких политических целей не преследует». Идея создания студ. союза, еще до предоставления правительством Чехо-Словакии мест в своих университетах русским студентам, принадлежит Н.П. Сосницкому и И.К. Огваздину. Путем частных переговоров они создали инициативную группу, созвали общее собрание студентов всего лагеря, образовали Студенческую Секцию при Русском Культ-Просв. О-ве. До отделения секции от о-ва в ней никаких политических вопросов не возникало, так как она подчинялась уставу этого О-ва. Секция сносилась с различными учреждениями Чехословацкой республики, студенческими организациями в Праге и т. п. при финансовой поддержке о-ва. Перед студентами стояла определенная задача: добиться продолжения своего образования. После отделения секции в конце октября с.г. на сцену выплыли, кроме чисто академических целей, вопросы о непризнании советской власти; о допуске в число членов союза лишь лиц, признающих себя русскими, в политическом, культурном и национальном отношениях. В этом случае, огромную роль сыграли письма П.П. Руднева, делегата русских студентов в Египте на Пражском студенческом съезде, который все время указывал на необходимость такой политики. Вследствие этого, в союз были лишены возможности вступить лица, состоящие в местном украинском гуртке14, а также студенты, ездившие в Россию, но не допущенные туда советским правительством. Последствием этого был раскол, который ослабил студенческие организации в Египте <...>.

БЫВШИЙ СТУДЕНТ

Лагерная хроника

- На третий день Рождества Хр. 9 янв. в нашем театре инспектор русских лагерей в Египте, полк. Энсвортс (Ainsworths) устроил елку для русских детей с чаем и подарками. <...> После угощения были танцы. Дети получили громадное удовольствие. Школа и дети приносят свое искреннее спасибо всем, кто способствовал устройству этого развлечения.

- 4 янв. леди КОНГРИВ посетила русскую школу, в которой была устроена встреча, затем предложен кофе.

- В течение декабря вып. классом русск. гимназии сдавались репетиции по курсу 8 кл.

гимназии (6 ч.) и по курсу 7 доп. кл. реальн. училища 8 человек.

- 4 дек. было чествование пам. Достоевского в этой школе.

- По наведенным в канцелярии инспектора беженцев справкам о том, могут ли беженцы в скором времени расчитывать на репатриацию в Россию, при пред-ве главной английской квартиры в Египте, дан ответ, что наискорейший способ репатриации может осуществиться только на основании имеющихся индивидуальных паспортов, выхлопотанных самими же беженцами из Лондона, помимо канцелярии инспектора, посредством анкет, которые им должны быть уже известны.

- По поводу искусственно муссируемых известным кругом лиц слухов или сведений о якобы предстоящ. в недал. будущем переезде беженцев в Сербию, считаем нужным вторично подтвердить, что из имеющихся в канцелярии инспектора данных видно, что никакой переезд лагеря куда бы то ни было в настоящее время официально не предполагается.

- Размер получ. беженцами пайка (по весу в английск. унциях15) в среднем, на мужчину, приходится: хлеб 28, мясо 6 (консервир. 4), сыр 3 (выд. только в зимний период), молоко 11/2, варенье 3, чай 1Д, какао или кофе 1/2 (картофель, лук, разн. овощи) не сушеные и зелень от 3 до 8 унций. Мука и рис выдаются редко; соль, перец и др. специи в неопределенных количествах.

- В англ. канцел. устроен почтов. ящик. Там же приним. и заказн. отправл. Выемка писем производится два раза в день, в 8 утра и 2.30 дня.

- Адресов. в Сиди-Бишр корреспонденция на имя тех беженцев, котор. прожив. в Александрии, Каире и др. местах Египта, напр. этой канцеляр. в русск. конс. в Александрии до вос-треб. их адресатами. Тот же поряд. практик. и в отн. лиц, выб. в разн. страны в том случае, если на корреспонд. не отмечен адрес отправ.

- Египетск. комит. пом. голод. в России была устр. в Александрии лоттерея в пользу голод. в России на устроенном им празднике «Кермесс». Лоттерея дала весьма удовлетворительные результаты. На гулянии и в лоттереи принимали участие не только состоятельные европейцы и арабы, но и беднейшее население, с удовольствием жертвовавшее свои последние пиастры тем, кто умирает от голода и более несчастны, чем они.

- Союз. русск. студ. в Александрии открыта 4 янв. выставка русск. худ. изделий работ беженцев нашего лагеря, в отеле «Савойя». В

дни маскарадов и вечеров происходит оживленная продажа работ. Выставка продлится 2-3 недели.

- В конце января с. г. выйдет студенческий журнал, орган союза русских студентов в Александрии16.

- 12 января в местном театре состоится безплатный литературный вечер имени Н.А. Некрасова, организов. местн. союз. русск. студ. в Александрии.

- 28 ноября в помещ. канцел. кампа «а»17, комендантом капит. Н.А. Ридевским была ор-ганизов. выставка рукодельн. раб. домашн. вышиваний изделий беженцев. Из ценных или интересн. экспонатов выделялись раб. по мета-лопластике и тиснению на коже (м-м Белави-нец), изящн. гобелен на сукне (м-м Савойская) и работы мережкой (м-м Анисимовой А.П.) Выставку посетили местные англич. и администр. Сиди-Бишрск. лагеря, совместно с инсп. беж. полк. Энсвортс. Вскоре выставка была в целом отправлена в Александрию, в Спортинг-клуб18.

- В середине ноября вышел из печати и продается иллюстрированный детский журнал «Маленькие писатели», изданный детской секцией при русск. культ.-просв. о-ве, по цене 11/2 пиастра. Журнал заключает детские повести, разсказы и стихотворения. Продается в Обществ. Собрании (около театра)19.

- В декабре месяце Р. К.-пр. о-во организовало несколько лекций: П.Я. Добрыня-Коню-хова20 «Основные понятия химии», «Спектральный анализ», Н.А. Парманина - «Экономическое значение хлопководства для Египта», д-ра Пожарского - «Живут ли мертвые», которая является вступит. лекцией по вопросам о соврем. учениях о безсмертии. Лекции происх. в Общ. Собр. Вход был безплатный.

- Несмотря на то, что никакого в ближайшем времени переезда в Сербию беженцев официально не предвидится, все таки, по инициативе некоторых из сочувствующих монархическому движению лиц, предлагалось жителям наших кампов ознакомиться с специально заготовленным текстом обращения к английскому королю и дать под ним свои подписи. Это обращение должно было служить коллективным ходатайством перед королем Англии о вывозе беженцев в Сербию не позднее марта 1922 года. В связи с этим, в некоторых кампах были устроены организационные собрания. Как и следовало ожидать, охотников переехать в Сербию оказалось очень немного.

- На-днях, в кампе «а», инициативная группа лиц, обходя бараки жителей, предлага-

ла, ввиду якобы предстоящ. в недалек. будущем переезде беженцев в Сербию - составить коллективн. список за их подписями, дабы своевременно возбуд. соответств. ходат. о немедленном осуществл. «беженск. комитета», который, по приезде беженцев в Сербию, должен явиться объединяющей их организацией в финансовом отношении. Естественно, эта попытка, за несочувствием жителей, потерпела крах.

- Инспектор беженцев изд. циркуляр, вос-прещ. устан. без его разреш. доп. электропроводов в жил. помещ. Виновные, равно, беж. от-дельн. кампа, будут лишены электроэнергии, срок. до месяца, и взамен энергии будут получать свечи.

- 12 и 13 ноября, в Обществ. Собрании, О-вом русск. инв. и ув. воинов была устроена выставка предм. искусств и раб. беж. Было представлено много ценных и интер. экспонатов. Вся выставка представлялась из 302 экспонатов, сумма стоимости котор. оценивалась свыше 250 фунт. Продано вещей на 8 ф. 58 п. Выставка привлекла более 2000 посетителей, из котор. были местн., англич. и приезж. из Александрии.

- 6 дек. в день св. Георгия Победон. по инициативе ген. Забелина, в кампе «д» сост. чествов. собрав. георгиевск. кавалеров. Кавалер. и приглашенным гостям, после богосл., были предложены закуски. Играл духов. оркестр, котор. был исполнен стар. традицион. марш б. преображенск. полка «Многи лета...»

- 19 дек. в день св. Николая Чудотворца в ц. кампа «д», после обедни, по инициативе группы лиц, была отслужена панихида по убит. императору Николаю 11-му.

- 14 дек. состоял. организацион. собрание местных станичников Александрийск. станицы21. Обсуждались вопросы в связи с выборами делегатов на предстоящий всеказачий съезд в Софии, по инициат. Донского правительства заграницей.

- В предполагающ. к формирован. русскую караульн. команду в Кантарре запись добровольцев достигла 200 чел. Возможно, что потреб. только 150 человек, из которых 60 вакансий будут предоставлены кадетам из Измаи-лии. Время сформирования команды, оффици-ально, еще неизвестно22.

- В декабре состоялись след. футб. матчи между нашей сборной и командами из окрестностей Сиди-Бишра: 1 и 2 числа из Мустафа-Паши и Абукира - 0:3 и 0:6 в пользу англичан; 7, 18 и 19-го - с индусами 3:1 в пользу сборной, затем 1:1 и 1:1.

- 14 и 22-го - с англичанами из Мустафа-Паши 3:4 и 1:3 в пользу англичан. 30 дек. и 1 янв. с двумя английск. полков. командами, в первом случае 0:2 для англичан и 3:2 для сборной. 8 янв. с командой греческого колледжа из Александрии, с результатом 0:1 в пользу сборной.

- 24 дек., по инициативе инспектора бе-женц. происход. между спец. организов. фут-больн. командами кампов «а», «в» и «д» состязания на первенство команд. Первенство получил камп «в»23. 26 дек. между командой кампа «в» и английской из админ. лагеря (камп №4) разыгрывался приз в 150 пиастр. Результ. 22:12 в пользу русск.

- В дни футболов с музыкой замечается большой наплыв гуляющей публики.

- Приказом по британской армии, с января 1922 г. сокращен солдатский паек. В лагере, сокращение пайка отразилось более значительнее в семейных кампах. (Показанная выше, норма пайка относится к периоду 1921 года).

- В последнее время замечались неоднократные нападения на лагерь с целью краж. Случаи краж были отмечены во всех кампах, включая и помещения англичан. Подозрение падает на местных арабов.

- В субботу 21 янв. в помещении Обществ. Собрания (около театра) состоится годичное собрание действительных членов Русск. Культ.-Просвет. О-ва. Программа: периодический и годичные отчеты о деятельности о-ва; доклад Ревизионной комиссии; выборы правления; изменение параграфов Устава о-ва; текущие дела. Вход только по членским билетам. Читальня и библиотеки будут закрыты 21 янв. Начало собрания в 61/2 час. вечера. В случае неявки законного числа членов таковое состоится в тот же день в 71/2 час. вечера при всяк. числе собравш.

Редакционная коллегия.

Примечания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 «Восточный архив», № 13, 2005, с. 86-97.

2 Камп (англ.) - лагерь. Этим словом обозначали разные части «русского города».

3 Современное написание - в два слова: Сиди Бишр.

4 Русские беженцы прибыли в Египет в период подъема национально-освободительного движения, направленного не только против господства англичан, но и в целом против засилья иностранцев, к которым египтяне автоматически причисляли и русских.

5 Земгор - Российский земско-городской комитет помощи русским беженцам.

6 Поскольку в Александрии климат мягче, чем в Каире, в монархический период туда на полгода перебирались король со свитой, правительство, дипкор-пус и вся египетская элита.

7 Имеются в виду как те, кто продолжал жить в лагере («местные»), так и уже покинувшие лагерь и поселившиеся в Александрии («городская публика»).

8 Умов Иван Павлович, бывший секретарь Российского консульства в Александрии. Известны два сборника его стихов: Умов, Иван. Незримый гость. Стихи. Churaevka, Southbury, Conn., USA, 1949 (Архив русского зарубежья. Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой», Москва); Oumov, Ivan. Offrande. Poems. Alexandrie, 1958 (архив автора). Скончался и похоронен в Александрии в 1961 г.

9 Место между Каиром и Исмаилией, где первоначально находился лагерь русских беженцев (современное написание - Телль аль-Кебир). См. о нем: Беляков В.В. Русские беженцы в Египте в 1920 году // «Восточный архив», № 10, 2003, с. 43-49.

10 Фламбуриари Дмитрий П. (сконч. в 1968) -автор брошюры о русских эмигрантах в Египте, вышедшей в 1930-е годы в Александрии двумя изданиями на французском языке. Перевод брошюры см.: Беляков В.В. «К берегам священным Нила...» // Русские в Египте. М., 2003, с. 244-250.

11 Пиастр (по-арабски - кырш) - 1/100 ег. фунта.

12 Современное написание - Аль-Азхар. Университет основан в конце X в. при каирской мечети Аль-Азхар.

13 Современное написание - Гиза. В ту пору -пригород Каира, расположенный на левом берегу Нила. В настоящее время полностью слился с Каиром, хотя имеет статус отдельной провинции.

14 Украинский гурток - одна из общественных организаций, созданных беженцами из России. Имел свой утвержденный устав, читальню и библиотеку, до апреля 1921 г. издал несколько номеров журнала «На руинах». В конце 1921 г. состоял из 80 действительных членов.

15 1 унция - 31,1 г.

16 Первый, и возможно единственный, номер журнала Союза русских студентов в Александрии под названием «Орион» вышел в начале 1922 г. См.: Недзелъский, Евгений. Мемуары лагерей // Африка глазами эмигрантов. М., 2002, с. 122.

17 Камп «а», а также «д» - семейная часть лагеря.

18 Спортинг-клуб - место отдыха и развлечений европейцев и состоятельных египтян. Предоставляет возможности для занятий спортом и прогулок по обширной территории. Имеется ресторан.

19 Экземпляры данного журнала не обнаружены.

20 Добрыня-Конюхов Петр Яковлевич (? - Александрия, 1954) - автор обложек и иллюстраций к журналу «На чужбине».

21 Александрийская станица в Египте - казачье землячество во главе с выборным атаманом.

22 В конце Первой мировой войны в лагере в

Кантаре (современное написание), на берегу Суэцкого канала между Исмаилией (современное написание) и Порт-Саидом, содержались турецкие военнопленные, а в 1919-1920 гг. - русские военнослужащие, освобожденные из турецкого плена и ожидавшие репатриации на родину. Неясно, зачем в начале 1922 г. в Кантаре понадобилась русская

караульная команда и была ли она в конце концов создана. Что касается «кадетов из Исмаилии», то речь идет о Донском кадетском корпусе, лагерь которого находился в 1920-1922 гг. возле этого города.

23 Часть лагеря для одиноких мужчин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.