Научная статья на тему 'Русский авангард и система архетипов. Опыт демонстрации'

Русский авангард и система архетипов. Опыт демонстрации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
русский авангард / архетип / Кэрол Пирсон / М.Ф. Ларионов / В.В. Кандинский / К.С. Малевич / А.М. Родченко / Н.С. Гончарова / Л.С. Попова / О.В. Розанова / М.З. Шагал / М.В. Матюшин / А.В. Лентулов / П.П. Кончаловский / И.И. Машков / Государственная Третьяковская галерея / Приморская государственная картинная галерея / Russian Avant-Garde / archetype / Carol Pearson / M.F. Larionov / V.V. Kandinsky / K.S. Malevich / A.M. Rodchenko / N.S. Goncharova / L.S. Popova / O.V. Rozanova / M.Z. Chagall / M.V. Matyushin / A.V. Lentulov / P.P. Konchalovsky / I.I. Mashkov / the State Tretyakov Gallery / Primorsky State Art Gallery

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сиповская Наталия Владимировна

Статья посвящена масштабной выставке в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке, подготовленной Государственной Третьяковской галереей (куратор Ирина Кочергина), а также альбому-каталогу данной экспозиции. Состоящая из более полусотни первоклассных работ, главным образом из собрания ГТГ, она интересна тем, что впервые в выставочной практике соотносит фигуры художников русского авангарда с системой психологических архетипов, разработанных Кэрол Пирсон. При спорности отдельных моментов, этот эксперимент весьма показателен. Во-первых, он отвечает недавно возникшей тенденции рассматривать авангард сквозь призму сформулированных в ту пору философских и естественно-научных концепций. Во-вторых, апелляция к одной из популярных теорий позволяет решить еще одну уже просветительскую задачу — вовлечь зрителя в диалог со сложным искусством, которое, несмотря на броскость русского авангарда как национального бренда, до сих пор остается для многих чуждым и малопонятным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Avant-Garde and the System of Archetypes. Demonstration Experience

The article is devoted to a large-scale exhibition at the Primorsky State Art Gallery in Vladivostok, prepared by the State Tretyakov Gallery (curator Irina Kochergina), as well as the album-catalog of this exhibition. Consisting of more than fifty first-class works, mainly from the Tretyakov Gallery collection, it is interesting because for the first time in exhibition practice it correlates the figures of Russian avant-garde artists with the system of psychological archetypes developed by Carol Pearson. While some points are controversial, this experiment is very indicative. Firstly, it responds to the recent tendency to view the avant-garde through the prism of philosophical and natural-scientific concepts of the time. Secondly, an appeal to one of the popular theories allows us to solve another educational task — to involve the viewer in a dialogue with sophisticated art, which despite the catchiness of the Russian avant-garde as a national brand still remains alien and obscure to many people.

Текст научной работы на тему «Русский авангард и система архетипов. Опыт демонстрации»

Художественная культура № 4 2023

Изобразительное искусство и архитектура

УДК 014; 75 ББК 85.143(2)

Сиповская Наталия Владимировна

Доктор искусствоведения, директор Государственного института искусствознания, 125375, Москва, Козицкий переулок, 5 ORCID Ю: 0000-0002-0578-3687 sipovskaya@sias.ru

Ключевые слова: русский авангард, архетип, Кэрол Пирсон, М.Ф. Ларионов, В.В. Кандинский, К.С. Малевич, А.М. Родченко, Н.С. Гончарова, Л.С. Попова, О.В. Розанова, М.З. Шагал, М.В. Матюшин, А.В. Лентулов, П.П. Кончаловский, И.И. Машков, Государственная Третьяковская галерея, Приморская государственная картинная галерея

Сиповская Наталия Владимировна

Русский авангард и система архетипов. Опыт

демонстрации

This is an open access article distributed under

the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

DOI: 10.51678/2226-0072-2023-4-248-273

Для цит.: Сиповская Н.В. Русский авангард и система архетипов.

Опыт демонстрации // Художественная культура. 2023. №4. С. 248-273.

https://doi.org/10.51678/2226-0072-2023-4-248-273.

For cit.: Sipovskaya N.V. The Russian Avant-Garde and the System

of Archetypes. Demonstration Experience. Hudozhestvennaya

kul'tura [Art & Culture Studies], 2023, no. 4, pp. 248-273.

https://doi.org/10.51678/2226-0072-2023-4-248-273. (In Russian)

Sipovskaya Natalia V.

D.Sc. (in Art History), Director of the State Institute for Art Studies, 5 Kozitsky Lane, Moscow, 125375, Russia ORCID ID: 0000-0002-0578-3687 sipovskaya@sias.ru

Keywords: Russian Avant-Garde, archetype, Carol Pearson, M.F. Larionov, V.V. Kandinsky, K.S. Malevich, A.M. Rodchenko, N.S. Goncharova, L.S. Popova, O.V. Rozanova, M.Z. Chagall, M.V. Matyushin, A.V. Lentulov, P.P. Konchalovsky, I.I. Mashkov, the State Tretyakov Gallery, Primorsky State Art Gallery

Sipovskaya Natalia V.

The Russian Avant-Garde and the System of Archetypes. Demonstration Experience

Аннотация. Статья посвящена масштабной выставке в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке, подготовленной Государственной Третьяковской галереей (куратор Ирина Кочергина), а также альбому-каталогу данной экспозиции. Состоящая из более полусотни первоклассных работ, главным образом из собрания ГТГ, она интересна тем, что впервые в выставочной практике соотносит фигуры художников русского авангарда с системой психологических архетипов, разработанных Кэрол Пирсон. При спорности отдельных моментов, этот эксперимент весьма показателен. Во-первых, он отвечает недавно возникшей тенденции рассматривать авангард сквозь призму сформулированных в ту пору философских и естественно-научных концепций. Во-вторых, апелляция к одной из популярных теорий позволяет решить еще одну уже просветительскую задачу — вовлечь зрителя в диалог со сложным искусством, которое, несмотря на броскость русского авангарда как национального бренда, до сих пор остается для многих чуждым и малопонятным.

Русский авангард и система архетипов. Опыт демонстрации

Abstract. The article is devoted to a large-scale exhibition at the Pri-morsky State Art Gallery in Vladivostok, prepared by the State Tretyakov Gallery (curator Irina Kochergina), as well as the album-catalog of this exhibition. Consisting of more than fifty first-class works, mainly from the Tretyakov Gallery collection, it is interesting because for the first time in exhibition practice it correlates the figures of Russian avant-garde artists with the system of psychological archetypes developed by Carol Pearson. While some points are controversial, this experiment is very indicative. Firstly, it responds to the recent tendency to view the avant-garde through the prism of philosophical and natural-scientific concepts of the time. Secondly, an appeal to one of the popular theories allows us to solve another educational task — to involve the viewer in a dialogue with sophisticated art, which despite the catchiness of the Russian avant-garde as a national brand still remains alien and obscure to many people.

В августе 2023 года вышла книга, подготовленная Третьяковской галерей к выставке «Энергия цвета. Архетипы авангарда» [34], развернутой в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке (17 августа — 22 октября 2023 года). По жанру — это компактный альбом на 140 страниц с лаконичными вступительными статьями к отдельным разделам, и в строгом смысле фундаментальным научным изданием его не назовешь. Однако представленная здесь идея заставляет внимательно приглядеться и к изданию, и к выставке, к которой оно приурочено.

Сам факт экспедиции пятидесяти одной работы первого ряда из собрания столичного музея на восточную оконечность страны — событие значимое и масштабное. Во Владивосток отправились полотна К.С. Малевича и А.М. Родченко, В.В. Кандинского и П.Н. Филонова, М.Ф. Ларионова и Н.С. Гончаровой, О.В. Розановой и Л.С. Поповой, М.З. Шагала и М.В. Матюшина, П.В. Кузнецова и П.П. Кончаловского и др. Примечательно и то, что в стенах Приморской картинной галереи им довелось встретиться с пятью произведениями из дальневосточных музеев, происходящими из собрания той же Третьяковской галереи и переданными в конце 1920-х — начале 1930-х годов на периферию для пополнения региональных музейных собраний(1). Речь идет о работах далеко не проходных: «Натурщица на красном фоне» Ильи Машкова начала 1910-х годов из собрания Дальневосточного художественного музея в Хабаровске (холст, масло; 91,3 х 125,2 см), «Исследование символического сходства в портрете» Аристарха Лентулова 1912 года (холст, масло; 160 х 162 см), «Натюрморт с опрокинутой вазой» Александра Куприна 1911 года (холст, масло; 90 * 105 см),

(1) Справедливости ради стоит заметить, что фонд произведений художников авангарда

стал формироваться в провинциальных музеях задолго до «высылки» этих работ из столичных собраний. Уже в 1918 году в Москве было создано Музейное бюро, занимавшееся рассылкой по провинции современного искусства, которое активно работало до середины 1921 года. В основе его деятельности лежала идея обучать современному искусству на подлинниках. При этом на закупку работ выделялись деньги. Так, «Черный квадрат» Малевича был куплен Музейным бюро для Московского музея живописной культуры (просуществовал до 1926 года). Аналогичные музеи были созданы в Петрограде, Нижнем Новгороде, Костроме. Предполагалось создать около сорока музеев. Благодаря деятельности бюро было создано несколько известных коллекций. Например, в Краснодарском художественном музее, куда в основном поступили произведения, вернувшиеся из Берлина с Первой русской художественной выставки 1922 года.

Русский авангард и система архетипов. Опыт демонстрации

Ил. 1. Энергия цвета. Архетипы авангарда: [Альбом-каталог выставки] / Гос. Третьяковская галерея. М., 2023. 140 с.

«Натюрморт. Бутылка с бокалом» Василия Рождественского 1917 года (бумага на картоне, гуашь; 61,5 х 50 см) и «Импровизация» Василия Кандинского 1913 года (картон, масло, акварель, гуашь; 60 * 90,5 см). Четыре последних — ныне в собрании галереи, принявшей выставку. Понятно, что, попав в «родной» контекст современных им полотен, эти работы зазвучали в полный голос, обнаружив в себе новые свойства и значения не только для зрителей, но и для нынешних хранителей.

Однако прежде всего в этой экспозиции интригует именно контекст. Простое перечисление звездных имен заочно заставляет предположить, что речь идет о выставке шедевров — жанре уважаемом, но слишком предсказуемом. Но в данном случае перед нами скорее выставка-эксперимент. Куратор выставки Ирина Кочергина предложила взглянуть на искусство русского авангарда сквозь призму системы архетипов — тех самых первообразов из коллективного бессознательного, которые живут в индивидуальном подсознании, определяя стратегии поведения. Как известно, в психологии этот термин появился благодаря Карлу Густаву Юнгу, затем теория разрабатывалась Джоном Кэмпбелом (Joseph John Campbell, 1949) [36] и Джеймсом Хилманом (James Hillman, 1975) [43], руководившим исследовательскими программами Института им. К.Г. Юнга в Цюрихе и целой плеядой не менее звездных умов. Эти наработки легли в основу одной из самых известных сейчас систем архетипов, предложенной Кэрол Пирсон(2) (Carol S. Pearson, 1991) в ее книге «Пробуждение внутреннего героя», впервые вышедшей в 1991 году и переизданной в 2015 [47]. Именно этой системой руководствовалась куратор, распределив произведения по 12 разделам: I «Дитя» (The Innocent), II «Славный малый» (Regular Guy), III «Воин» (Warrior), IV «Опекун» (Caregiver), V «Искатель» (Seeker), VI «Бунтарь» (Revolutionary), VII «Эстет» (Esthete), VIII «Творец» (Creator), IX «Правитель» (Ruler), X «Маг» (Magician), XI «Мудрец» (Sage), XII «Шут» (Jester). Позиции архетипов в системе Пирсон распределены по степени их усложнения: от простых поведенческих сценариев к более сложным.

Кэрол Пирсон - президент CASA (Центра архетипических исследований и их практического применения), консультант Программы по исследованию и изменению организационных систем аспирантуры Сэйбрукского университета.

Русский авангард и система архетипов. Опыт демонстрации

Любопытно, что искусство русского авангарда — формально сложное и чрезвычайно разнообразное в силу яркости индивидуальных манер создавших его художников — оказалось на диво отзывчиво к такой классификации. Так, первый раздел «Дитя» (этот архетип предполагает наивность и восторженное отношение к жизни) объединил работы Нико Пиросмани, Георгия Рублева, Татьяны Мавриной и, не без натяжки, «новый примитив» Михаила Ларионова. Его же произведения, но более раннего периода вошли в следующий раздел «Славный малый», куда попали художники с развитым стремлением к коммуникации, привыкшие ощущать себя в контексте художественных группировок и течений, в частности — такой мощной линии, как кубофутуризм, в формах которого работали представленные на выставке Александр Куприн, Василий Рождественский, Александр Осмеркин, Адольф Мильман и Сергей Лобанов.

Главным героем раздела «Воин» стал Александр Родченко, известный в узких кругах под говорящим прозвищем «Анти». В экспозицию вошли три его изысканнейших беспредметных композиции «Два круга 56», «Черное на Черном. 64 (84)» и «Композиция 35 (55). Отрыв цвета от формы» 1917 и 1918 годов, созданные в период его беспощадной борьбы с «генералом беспредметности» — Казимиром Малевичем. В том же разделе — работы Александра Древина и Ивана Кудряшова, художников, отличавшихся бескомпромиссностью и стойкостью к любым обстоятельствам жизни и переменам художественных установок. Практически противоположный посыл — забота, опека, ответственность — присущ архетипу «Опекун». Центральной фигурой этого раздела стал Марк Шагал, «оттененный» ранними работами Ольги Розановой периода ее увлечения моделированием одежды и аксессуаров.

В раздел, соотнесенный с архетипом «Искатель», вошли работы Михаила Матюшина, Елены Гуро, Ксении, Марии и Бориса Эндер, увлеченно решавших проблемы постижения тайны гармонии мира — «тайны роста и движения» [цит. по: 34, с. 53]. Тихую сосредоточенность «искателей» сменяет самый пастозный по живописи раздел выставки — «Бунтарь», куда предсказуемо попадают главные «Бубновые валеты»: Петр Кончаловский, Илья Машков и «душа бунтарской группировки кубофутуристов» [цит. по: 34, с. 65] Давид Бурлюк. Следом — по контрасту — раздел «Эстет», объединивший художников

Русский авангард и система архетипов. Опыт демонстрации

Русский авангард и система архетипов. Опыт демонстрации

сдержанного темперамента и выверенной холодноватой формы: Натана Альтмана, Юрия Анненкова, Давида Штеренберга и Владимира Баранова-Россине.

Оппозицией им выглядят «творцы» — мастера смелых креативных решений. В противоположность «бунтарям», они не свергают, а утверждают новое искусство, генерируя новые формы в ярком жизнеутверждающем ключе. Волею куратора в этот раздел попали Наталья Гончарова, Любовь Попова, создатель «живописной архитектоники», и Аристарх Лентулов. За ними или над ними (если следовать логике избранной классификации) возвышаются «правители» — люди, воспринимающие жизнь как миссию. В русском авангарде это Павел Филонов и Казимир Малевич.

Категория «Правитель» открывает четверку высших архетипов. За ним следует «Маг», в поведенческом сценарии которого заложено лидерство магнетического свойства. Художников, отнесенных к этой касте, куратор делит на два направления. Одно, идущее от символизма, апеллирует к недосказанности и скрытым смыслам. Таковым видится Павел Кузнецов. Другое — питается магией театра, как Георгий Якулов и Александра Экстер. В этом разделе фигурируют и ранние работы Василия Кандинского, который станет главным и единственным художником, представляющим архетип «Мудрец». Как известно, он был не только создателем уникального извода абстрактной живописи, но и одним из первых теоретиков беспредметного искусства, причем осмысленного им не как учение нового формотворчества, а иначе — в антропософском ключе, что явствует из названия его главного трактата — «О духовном в искусстве».

Также только одной фигурой представлен и высший архетип — «Шут» — мудрый ироничный наблюдатель, побывавший во многих ролях и обретший совершенную свободу. Эта роль выпала Михаилу Ларионову, одному их самых тонких и сложных мастеров русского искусства ХХ века. Он действительно многолик, так же как и его творчество: неопримитивизм, лучизм, нарочито неряшливые и эстетско-вызывающие композиции зрелого периода и пр. Если бы формат привозной выставки позволял, его работы могли войти не только в три раздела, но практически в каждый.

Впрочем, это суждение равно справедливо не только по отношению к Ларионову, так как классификация по архетипам не может не

Русский авангард и система архетипов. Опыт демонстрации

быть условной. Прежде всего это связано с природой самих архетипов, которые суть всего лишь сценарии, изменяющиеся в течении жизни и не только — одновременно в разных ситуациях человек инстинктивно может следовать разным ролям. Можно придраться и к некоторому лукавству концепции. Ведь если следовать источнику, некоторые из архетипов определены не столь однозначно: «опекун» лишь второе определение вслед за «хранителем», «эстет» — третье за «любовником» и «романтиком», в «искателе» прячется еще и «странник», а в «славном малом» — «сирота». Можно задаться вопросом об осмысленности двойного названия, первая часть которого — «Энергия цвета» — видится несколько необоснованной, так же как и категоричные утверждения автора проекта: что «главным выразительным средством авангардной живописи является цвет» (как-то обидно за Татлина с Малевичем, сосредоточенных прежде всего на вопросах формы); что «в отличие от искусства прошлых столетий цвет начинает превалировать над сюжетом» (будто не было оптических экспериментов импрессионистов). Не слишком оправдывает себя и следующий тезис: «Наблюдения за тем, как художник использует энергию цвета, как цвет взаимодействует с сюжетом, помогают определить его ведущий архетип» [34, с. 9]. В тексте же определению архетипа более всего служат образность самих работ и творческое кредо мастера, сформулированное им самим или его современниками. Строки, посвященные собственно особенностям цветовых решений, следуют за этим определением, иллюстрируя его, а отнюдь не предваряя.

Однако в целом идея представляется удачной и симптоматичной. Начнем со второго. В прошлом году исполнилось 60 лет с выхода книги Камиллы Грей (Camilla Gray, 1962) «Великий эксперимент: Русское искусство 1863-1922», возвратившей русский авангард в орбиту мирового искусствоведческого интереса [41]. С той поры история изучения этого явления пережила несколько стадий, которые в самой упрощенной форме можно свести к следующим: энтузиазм открытия, первые опыты интерпретации и скрупулезная фактографическая работа. В качестве заметных вех на этом пути можно назвать работы Шарлотты Дуглас (Charlotte Douglas, 1980; 1994), впоследствии возглавившей Общество Малевича в Нью-Йорке [38; 39], Валентины Маркадэ (урожденной Васютинской) (Valentine Marcade, 1971) [45], положившей начало изучению советского авангарда во Франции, затем Джона

Боулта (John Ellis Bowlt)(3), стажировавшегося в 1966-1968 годах в МГУ им. М.В. Ломоносова под руководством Дмитрия Владимировича Сарабьянова (1923-2013). Джон Боулт стал директором Института современной русской культуры (Institute of Modern Russian Culture, IMRC) при Университете Южной Калифорнии, создание которого можно счесть для западной науки той самой вехой, которая обозначила третью, фактографическую фазу изучения русского авангарда. Сейчас институт располагает богатейшими архивами, включая фото-, фоно- и видеоматериалы, и библиотекой. А издаваемый им альманах «Эксперимент» (Experiment/Эксперимент: A Journal of Russian Culture) давно принадлежит к числу самых авторитетных научных изданий по данной теме(4).

В СССР первым официально санкционированным и многотиражным изданием, посвященным революционным направлениям в искусстве, стал альбом «Авангард, остановленный на бегу» 1989 года [1]. Автором текстов альбома был Евгений Федорович Ковтун (1928-1996), занимавшийся искусством постреволюционной поры с 1964 года. Именно с его легкой руки слово «авангард» вошло в российский научный обиход, равно как и миф о нем как о некоем общем порыве и единстве художников, принадлежащих зачастую к противоборствующим художественным группировкам. Этому альбому предшествовало несколько книг, изданных за рубежом Ларисой Алексеевной Жадовой (1927-1981)(5). Через несколько лет после выхода альбома в Русском музее были организованы периодические «Пунинские чтения» в па-

(3) Библиография Джона Боулта насчитывает более 40 одних только монографий. Приведу лишь самые ранние: [49; 50; 51].

(4) Альманах «Experiment/Эксперимент: A Journal of Russian Culture / The Institute of Modern Russian Culture» выходит с 1995 года [40]. Выпущенный несколько лет назад юбилейный 25-й выпуск издания был посвящен памяти Д.В. Сарабьянова.

(5) Ее книга «Поиск и эксперимент: Русское и советское искусство в 1910-1930-х годах», вышедшая в свет в 1978 году в Дрездене на немецком языке, стала первой книгой российского исследователя об искусстве этого периода. Затем она подготовила первую монографию о Владимире Татлине, которая не была разрешена к печати в нашей стране и, как первая книга, вновь вышла за рубежом: в 1983 — на венгерском языке, в 1984 — на английском и немецком, в 1990 — на французском языке. Ранее в 1982 году в Великобритании увидела свет ее книга «Малевич. Супрематизм и революция в русском искусстве 1910-1930» [54; 56].

Русский авангард и система архетипов. Опыт демонстрации

мять о легендарном Николае Николаевиче Пунине (1888-1953)(6), аккумулировавшие усилия нового поколения исследователей искусства авангарда. В Москве молодые научные силы группировались вокруг уже упоминавшегося Дмитрия Владимировича Сарабьянова [см.: 28; 29; 30; 52; 53], воспитавшего целую плеяду учеников. С середины 1990-х годов Д.В. Сарабьянов возглавил созданную при Государственном институте искусствознания специальную исследовательскую группу по изучению проблем русского авангарда. Основной формой деятельности группы стала организация ежегодных международных конференций, посвященных одной из актуальных проблем. Их результатом стали более 10 сборников, выходивших под редакцией Д.В. Сарабьянова и позже Г.Ф. Коваленко до середины 2000-х годов [см., например: 25; 26]. Эти конференции стали площадкой для объединения ученых из разных городов России и разных стран, закрепив ведущую роль отечественной науки в изучении наследия русских авангардистов^.

С 2010-х годов фокус интересов сдвинулся в сторону точных фактографических изысканий. Среди самых заметных изданий этого плана — многотомник Андрея Крусанова [12; 13; 14], сосредоточившегося на скрупулезной публикации документов и материалов художественной жизни 1907-1932 годов, и трехтомная (в четырех книгах) «Энциклопедия русского авангарда», выпущенная Центром русского авангарда под руководством Андрея Сарабьянова [35]. В 2016 и 2017 годах в два этапа под кураторством А.Д. Сарабьянова, руководителя Центра по изучению искусства авангарда в Еврейском музее и центре толерантности, был осуществлен масштабный выставочный проект «До востребования: коллекции русского авангарда из провинциальных музеев», представивший публике значительное число неизвестных ранее первоклассных работ. В том же ключе был исполнен один из самых масштабных проектов текущего года «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала» в Нижнем Новгоро-

(6) Н.Н. Пунин служил в Русском музее с 1913 года, после революции стал комиссаром при Русском музее и Эрмитаже; в 1918-1919 годах заведовал Петроградским ИЗО Нар-компроса, а в 1927 году создал отделение и экспозицию новейших течений Русского музея, став одним из самых заметных и ярких теоретиков и исследователей нового искусства [22; 23; 24].

(7) Наиболее значимые издания внесены в список литературы.

де (31 мая — 20 августа 2023 года), представивший 200 произведений 80 художников из шести музеев и одной частной коллекции, которые прежде были практически неизвестны за границами региона.

В то же время, помимо восстановления фактографической канвы, все большее значение приобретают исследования, посвященные реконструкции первоначальных значений понятий и терминов, определяющих смысл авангардистских высказываний и идей. Любопытно, что оба процесса демифологизации — и с точки зрения фактов, и с точки зрения смыслов —подчас объединяются, демонстрируя генерацию новых методических подходов к изучению предмета. Наиболее наглядный пример тому — проект по публикации архива Н.И. Харджиева, переданного в РГАЛИ [4]. Одним из редакторов-составителей этого издания стала Екатерина Бобринская, перу которой принадлежат несколько статей, на мой взгляд, предвещающих следующий этап в изучении формалистических течений начала минувшего века, лишая его флера изгойства, протеста, сектантства и исключительности, сознательно и искусно сотканного его создателями и первооткрывателями [см.: 7; 8]. В этих работах русский авангард исследуется в новом ракурсе — сквозь призму сформулированных в ту пору философских и естественно-научных концепций. Теория архетипов также принадлежит к их числу.

Конечно, не стоит сравнивать лаконичное издание, приуроченное к выставке, с выверенными научными публикациями. Разница не только в жанрах, но прежде всего — в целевых аудиториях, к которым эти тексты обращены. И не стоит забывать о выставке: одно дело формулировать, другое — попытаться показать. Выставка интересна тем, что акцентирует разность творческих индивидуальностей, традиционно укладываемых в прокрустово ложе «русского авангарда», который никак не может быть описан и понят через перечень творческих сообществ с их короткой историей и постоянно перетекающим составом, через общие стилистические приметы и даже через провозглашаемые его создателями лозунги. Понятно, что результативность такого подхода для изучения творчества художников той поры еще предстоит проверить не раз, однако одну из целей кураторов выставки можно счесть достигнутой: благодаря соотнесению с одной из популярных сейчас теорий, широко применяемой в различных сферах — от брендирования до прогнозирования поведения в быту, —

Русский авангард и система архетипов. Опыт демонстрации

зритель волей-неволей, примеривая архетипы на себя, оказывается вовлечен в диалог со сложным искусством, которое, несмотря на броскость русского авангарда как национального бренда, до сих пор остается для многих чуждым и малопонятным. Вот почему (вернемся к слову, сказанному раньше) эту выставку стоит счесть удачной. Ее интересно смотреть. Хотя, если судить совсем строго, на искушенный взгляд качество вещей все-таки превалирует над красотой концепции. То есть для несогласных с предложенным подходом все равно есть прекрасный повод насладиться выставкой просто как экспозицией шедевров. В любом случае — это красиво.

Список литературы:

1 Авангард, остановленный на бегу: [Альбом] / Авт.-сост. С.М. Турутина и др.; авт. статей Е.Ф. Ковтун и др. Л.: Аврора, 1989. 275 с.

2 Альманах Уновис № 1: Факсимильное издание / Подготовка текста, публикация, вступительная статья Татьяны Горячевой. М.: СканРус, 2003. 109 с.

3 Амазонки авангарда: Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова / Под ред. Джона Э. Боулта и Мэтью Дратта; пер. с англ. Нью-Йорк: Музей Соломона Р. Гуггенхайма; Москва: Государственная Третьяковская галерея, 2000. 368 с.

4 Архив Н.И. Харджиева. Русский авангард: материалы и документы из собрания РГАЛИ. Том I / Под ред. Е. Бобринской, А. Корндорф, Н. Молока, Е. Руденко; сост. Н. Парнис, авторы ком.

и вступ. ст. Е. Баснер, Т. Горяева, А. Сарабьянов. М.: Галерея IN ARTIBUS, 2017. 439 с.

5 Бобринская Е.А. Русский авангард: истоки и метаморфозы: [Сборник статей]. М.: Пятая страна, 2003. 304 с.

6 Бобринская Е.А. Русский авангард: границы искусства. М.: Новое литературное обозрение, 2006. 296 с. (Очерки визуальности).

7 Бобринская Е.А. Михаил Ларионов: лучизм и лучистая материя // История искусства и отвергнутое знание: от герметической традиции к XXI веку: Сборник статей / Сост. Е.А. Бобринская, А.С. Корндорф; пер. с англ. А.А. Зубов. М.: Государственный институт искусствознания, 2018. С. 279-293.

8 Бобринская Е.А. Новая антропология в творчестве Василия Чекрыгина // Границы нормы: трансформация гуманизма в русской и европейской культуре Нового и Новейшего времени: Сборник статей / Ред.-сост. Е.А. Бобринская, А.С. Корндорф, А.С. Лосева; пер. с англ.

А.А. Зубов, пер. с итал. К.Г. Мискарян. М.: Государственный институт искусствознания, 2021. С. 305-317.

9 БоултДж.Э., Мислер Н. Филонов. Аналитическое искусство / Пер. с англ. М.: Советский художник, 1990. 247 с.

10 «Буновый валет» в русском авангарде / Авт. ст. Фаина Балаховская, Владимир Круглов, Жан-Клод Маркадэ, Глеб Поспелов, Дмитрий Сарабьянов; пер. с фр. Елена Лаванан; ред. Анна Лакс. СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2004. 352 с.

11 Дуглас Ш. «Лебеди иных миров» и другие статьи об авангарде / Пер. с англ.; предисл. Д.В. Сарабьянова. М.: Три квадрата, 2015. 368 с.

12 КрусановА.В. Русский авангард: 1907-1932 (Исторический обзор): В 3 т. Т. 1: Боевое десятилетие. Кн. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 784 с.

13 КрусановА.В. Русский авангард: 1907-1932 (Исторический обзор): В 3 т. Т. 1: Боевое десятилетие. Кн. 2. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 1104 с.

14 КрусановА.В. Русский авангард: 1907-1932 (Исторический обзор): В 3 т. Т. 2: Футуристическая революция (1917-1921). Кн. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2003. 808 с.

15 МалевичК.С. Собрание сочинений: В 5 т. / Общ. ред., сост., вступ. ст., подгот. текстов, коммент. и примеч. А.С. Шатских. М.: Гилея, 1995-2004. Т. 1. М., 1995. 394 с. Т. 2. М., 1998. 372 с. Т. 3. М., 2000. 390 с. Т. 4. М., 2003. 360 с. Т. 5. М., 2004. 624 с.

16 Мислер Н. Вначале было тело: ритмопластические эксперименты начала ХХ века: хореологическая лаборатория ГАХН. М.: Искусство-XXI век, 2011. 448 с.

Русский авангард и система архетипов. Опыт демонстрации

17 Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях / Авт.-сост. А.Д. Сарабьянов. М.: Советский художник, 1992. 352 с.

18 Поляков В.В. Книги русского кубофутуризма. 2-е изд., испр. и доп. М.: Гилея, 2007. 552 с.

19 Поспелов Г.Г. Бубновый валет: Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. М.: Советский художник, 1990. 272 с.

20 Поспелов Г.Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910-х годов. 2-е изд. М.: Пинакотека, 2008. 288 с.

21 Поспелов Г.Г., Илюхина Е.А. Михаил Ларионов: живопись, графика, театр. М.: Галарт; RA, 2005. 407 с.

22 Пунин Н.Н. Первый цикл лекций, читанных на краткосрочных курсах для учителей рисования: Современное искусство. Пг., 1920. 84 с.

23 Пунин. Н.Н. Татлин: Против кубизма. Пг.: Госиздат, 1921. 25 с.

24 Пунин Н.Н. Новейшие течения в русском искусстве. Л.: Госуд. Русск. музей, 1927-1928. Вып. 1. 14 с. Вып. 2. 16 с.

25 Русский авангард 1910-1920-х годов в европейском контексте / РАН, Государственный институт искусствознания Мин-ва культуры РФ, Комис. по изучению искусства авангарда 1910-1920-х гг.; отв. ред. Г.Ф. Коваленко. М.: Наука, 2000. 310 с.

26 Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема экспрессионизма / РАН, Государственный институт искусствознания Мин-ва культуры РФ, Комис. по изучению авангарда 1910-1920-х гг.; отв. ред. Г.Ф. Коваленко. М.: Наука, 2003. 576 с.

27 Русский авангард в кругу европейской культуры: Междунар. конф. 4-7 января 1993: Тезисы и материалы / Ред. Н.П. Гринцер. М.: Науч. совет по истории мировой культуры РАН, 1993. 198 с.

28 Сарабьянов Д.В. Иван Пуни. 1892-1956 = Jean Pougny. М.: Искусство-XXI век, 2007. 374 с. (Художники русской эмиграции).

29 СарабьяновД.В., Автономова Н.Б. Василий Кандинский: путь художника. Художник и время. М.: Галарт, 1994. 174 с.

30 СарабьяновД.В., ШатскихА.С. Казимир Малевич:Живопись. Теория. М.:Искусство, 1993. 416 с.

31 Символизм в авангарде / РАН, Государственный институт искусствознания Мин-ва культуры РФ, Комис. по изучению искусства авангарда 1910-1920-х гг.; отв. ред., сост. Г.Ф. Коваленко. М.: Наука, 2003. 442 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 Шатских А.С. Казимир Малевич. М.: Слово, 1996. 96 с.

33 ШатскихА.С. Казимир Малевич и общество Супремус. М.: Три квадрата, 2009. 357 с.

34 Энергия цвета. Архетипы авангарда: [Альбом-каталог выставки] / Гос. Третьяковская галерея. М., 2023. 140 с.

35 Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура: В 3 т. / Сост. В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. М.: RA; Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2013-2014. Т. 1: Биографии. А - К. М., 2013. 528 с. Т. 2: Биографии. Л - Я. М., 2013. 724 с. Т. 3, кн. 1: История. Теория. А - М. М., 2014. 426 с. Т. 3, кн. 2: История. Теория. Л - Я. М., 2014. 426 с.

36 Campbell J.J. The Hero with a Thousand Faces. Pantheon Books, 1949. 416 p.

37 Cohen J.-L. Le Corbusier and the Mystique of the USSR: Theories and Projects for Moscow, 1928-1936. Princeton: Princeton University Press, 1992. 254 p.

38 Douglas Ch. Swans of Other Worlds: Kazimir Malevich and the Origins of Abstraction in Russia. Ann Arbor: UMI Research Press, 1980. 147 p.

39 Douglas Ch. Kazimir Malevich. London: Thames and Hudson, 1994. 128 p.

40 Experiment / Эксперимент: A Journal of Russian Culture: Annually for the Institute of Modern Russian Culture at Blue Lagoon, Los Angeles, Univ. of Southern California, Los Angeles / Ed.-in-chief John E. Bowlt. Los Angeles, CA.: Schlacks, cop. 1995-.

41 Gray C. The Great Experiment: Russian Art, 1863-1932. New York: Abrams, 1962. 327 p.

42 Gray C. The Russian Experiment in Art, 1863-1922 / Ed. by Marian Burleigh-Motley. London: Thames and Hudson, 1986. 324 p.

43 Hillman J. Loose Ends: Primary Papers in Archetypal Psychology. Spring Publications, 1975. 212 p.

44 Marcade J.-C. L'avant-garde russe, 1907-1927. Flammarion, 1995. 479 p.

45 Marcade V. Le renouveau de l'art pictural russe, 1863-1914. Lausanne: Editions L'Age d'Homme, 1971. 394 p.

46 Pare R., Tsantsanoglou M., Cohen J.-L., u.a. Baumeister der Revolution. Sowjetische Kunst und Architektur 1915-1935. Essen: Mehring Verlag, 2011. 270 S.

47 Pearson C.S. Awakening the Heroes Within: Twelve Archetypes to Help Us Find Ourselves and Transform Our World. San Francisco: HarperOne, 1991. 352 p.

48 PospelowG.G. Karo-Bube. Aus der Geschichte der Moskauer Malerei zu Beginn des 20. Jahrhunderts. Dresden: VEB Verlag der Kunst Dresden, 1985. 228 S.

49 Russian and Soviet Painting: An Exhibition from the Museums of the USSR Presented at the Metropolitan Museum of Art, New York, and the Fine Arts Museums of San Francisco / Introd. by D.V. Sarabianov; cat. inform. by E. Yu. Korotkevich and E.A. Uspenskaya; transl., foreward, bibliogr. by John E. Bowlt. New York: Metropolitan Museum of Art, 1977. 166 p.

50 Russian Art of the Avant-Garde: Theory and Criticism, 1902-1934 / Ed. and transl. by John E. Bowlt. New York: Viking Press, 1976. XL, 360 p.

51 Russian Formalism: A Collection of Articles and Texts in Translation / Ed. by St. Bann, John E. Bowlt. Edinburgh: Scott. acad. press, 1973. 178 p.

52 SarabjanowD.V. Robert Falk. Mit einer Dokumentation, Briefen, Gesprächen, Lektionen des Künstler und einer biographischen Übersicht / Hrsg. A.W. Stschekin-Krotowa. Dresden: Kunst, 1974. 316 S.

53 SarabjanovD.V. Russian Art: From Neoclassicism to the Avant Garde, 1800-1917: Painting -Sculpture - Architecture. New York: Abrams, 1990. 320 p.

54 Shadowa L.A. Suche und Experiment: Russische und Sowjetische Kunst 1910 bis 1930. Dresden: VEB Verlag der Kunst, 1978. 371 S.

55 Shatskikh A. Black Square: Malevich and the Origin of Suprematism / Transl. M. Schwartz. New Haven: Yale University Press, 2012. 368 p.

56 Zhadova L.A. Malevich: Suprematism and Revolution in Russian Art 1910-1930. London: Thames and Hudson, 1982. 372 p.

Русский авангард и система архетипов. Опыт демонстрации

References:

1 Avangard, ostanovlennyina begu:Al'bom [The Avant-garde That Stopped on the Run: Album], comp. S.M. Turutina et al., articles' auth. E.F. Kovtun et al. Lerningrad, Avrora Publ., 1989. 275 p. (In Russian)

2 Al'manakh Unovis № 1: Faksimil'noe izdanie [Almanac Unovis No. 1: Facsimile Edition], text preparation, publication, introductory article Tatiana Goryacheva. Moscow, SkanRus Publ., 2003. 109 p. (In Russian)

3 Amazonki avangarda: Aleksandra Ekster, Natal'ya Goncharova, Lyubov' Popova, Ol'ga Rozanova, Varvara Stepanova, Nadezhda Udal'tsova [Amazons of the Avant-garde: Alexandra Exter, Natalia Goncharova, Lyubov Popova, Olga Rozanova, Varvara Stepanova, Nadezhda Udaltsova], eds. John E. Bowlt, Matthew Drutt, transl. from English. New York, Muzei Solomona R. Guggenkhaima Publ., Moscow, Gosudarstvennaya Tretyakovskaya galereya Publ., 200. 368 p. (In Russian)

4 Arkhiv N. I. Khardzhieva. Russkii avangard: materialy i dokumenty iz sobraniya RGALI [Archive of

N.I. Khardzhiev. Russian Avant-garde: Materials and Documents from the Collection of RSALA]. Vol. 1, eds. E. Bobrinskaya, A. Korndorf, N. Molok, E. Rudenko, comp. N. Parnis, comm., introd. article E. Basner, T. Goryaeva, A. Sarabyanov. Moscow, Galereya IN ARTIBUS Publ., 2017. 439 p. (In Russian)

5 Bobrinskaya E.A. Russkii avangard: istoki i metamorfozy: Sbornikstatei [Russian Avant-garde: Origins and Metamorphoses: Collection of Articles]. Moscow, Pyataya strana Publ., 2003. 304 p. (In Russian)

6 Bobrinskaya E.A. Russkii avangard: granitsy iskusstva [Russian Avant-garde: The Boundaries of Art]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2006. 296 p. (Ocherki vizual'nosti [Visuality's Essays]). (In Russian)

7 Bobrinskaya E.A. Mikhail Larionov: luchizm i luchistaya materiya [Mikhail Larionov: Rayism and Radiant Substance]. Istoriya iskusstva i otvergnutoe znanie: ot germeticheskoi traditsii k XXI veku: Sbornik statei [The History of Art and Rejected Knowledge: From the Hermetic Tradition to the 21st Century: Collection of Articles], comp. E.A. Bobrinskaya, A.S. Korndorf, transl. from English A.A. Zubov. Moscow, Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniya Publ., 2018, pp. 279-293. (In Russian)

8 Bobrinskaya E.A. Novaya antropologiya v tvorchestve Vasiliya Chekrygina [New Anthropology in the Works of Vasily Chekrygin]. Granitsy normy: transformatsiya gumanizma v russkoi i evropeiskoi kul'ture Novogo i Noveishego vremeni: Sbornik statei [Boundaries of Norm: Transformation of Humanism in Russian and European Culture of Modern and Modern Times: Collection of Articles], eds. E.A. Bobrinskaya, A.S. Korndorf, A.S. Loseva, transl. from English A.A. Zubov, transl. from Italian K.G. Miskaryan. Moscow, Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniya Publ., 2021, pp. 305-317. (In Russian)

9 Bowlt J.E., Misler N. Filonov. Analiticheskoe iskusstvo [Filonov. Analytical Art], transl. from English. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1990. 247 p. (In Russian)

10 "Bubnovyi valet" vrusskom avangarde ["Bubnovyi valet" in the Russian Avant-garde], articles' auth. Faina Balakhovskaya, Vladimir Kruglov, Jean-Claude Marcade, Gleb Pospelov, Dmirtii Sarabyanov, transl. from French Elena Lavanan, ed. Anna Laks. St. Petersburg, Gosudarstvennyi Russkii muzei Publ., Palace Editions Publ., 2004. 352 p. (In Russian)

11 Duglas Sh. "Lebediinykh mirov"i drugiestat'i ob avangarde ["Swans of Other Worlds" and Other Articles about the Avant-garde], transl. from English, preface D.V. Sarabyanov. Moscow, Tri kvadrata Publ., 2015. 368 p. (In Russian)

12 Krusanov A.V. Russkiiavangard: 1907-1932 (Istoricheskii obzor) [Russian Avant-garde: 1907-1932 (Historical Review)], in 3 vols. Vol. 1: Boevoe desyatiletie [Combat Decade]. Book 1. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2010. 784 p. (In Russian)

13 Krusanov A.V. Russkii avangard: 1907-1932 (Istoricheskii obzor) [Russian Avant-garde: 1907-1932 (Historical Review)], in 3 vols. Vol. 1: Boevoe desyatiletie [Combat Decade]. Book 2. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2010. 1104 p. (In Russian)

14 Krusanov A.V. Russkii avangard: 1907-1932 (Istoricheskii obzor) [Russian Avant-garde: 1907-1932 (Historical Review)], in 3 vols. Vol. 2: Futuristicheskaya revolyutsiya (1917-1921) [The Futuristic Revolution (1917-1921)]. Book 1. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2003. 808 p.

(In Russian)

15 Malevich K.S. Sobranie sochinenii [Collected Works], in 5 vols., general ed., comp., intr. art., texts prep., comm. and notes A.S. Shatskikh. Moscow, Gileya Publ., 1995-2004. Vol. 1. Moscow, 1995. 394 p. Vol. 2. Moscow, 1998. 372 p. Vol. 3. Moscow, 2000. 390 p. Vol. 4. Moscow, 2003. 360 p. Vol. 5. Moscow, 2004. 624 p. (In Russian)

16 Misler N. Bnachale bylo telo: ritmoplasticheskie eksperimentynachalaXXveka: khoreologicheskaya laboratoriya GAKHN [In the Beginning There Was a Body: Rhythmoplastic Experiments of the Early 20th Century: Choreological Laboratory of SAAS]. Moscow, Iskusstvo-XXI vek Publ., 2011. 448 p. (In Russian)

17 Neizvestnyi russkii avangard vmuzeyakh i chastnykh sobraniyakh [Unknown Russian Avant-garde in Museums and Private Collections], comp. A.D. Sarabyanov. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1992. 352 p. (In Russian)

18 Polyakov V.V. Knigi russkogo kubofuturizma [Books of Russian Cubo-futurism]. 2nd ed., revised and compl. Moscow, Gileya Publ., 2007. 552 p. (In Russian)

19 Pospelov G.G. Bubnovyi valet: Primitiv i gorodskoi fol'klor v moskovskoi zhivopisi 1910-kh godov [Knave of Diamonds: Primitive and Urban Folklore in Moscow Painting of the 1910s]. Moscow, Sovetskii khudozhnik Publ., 1990. 272 p. (In Russian)

20 Pospelov G.G. Bubnovyi valet: Primitiv i gorodskoi fol'klor v moskovskoi zhivopisi 1910-kh godov [Knave of Diamonds: Primitive and Urban Folklore in Moscow Painting of the 1910s]. 2nd ed. Moscow, Pinakoteka Publ., 2008. 288 p. (In Russian)

21 Pospelov G.G., Ilyukhina E.A. MikhailLarionov:zhivopis', grafika, teatr [Mikhail Larionov: Painting, Graphics, Theater]. Moscow, Galart Publ., RA Publ., 2005. 407 p. (In Russian)

22 Punin N.N. Pervyi tsikllektsii, chitannykh na kratkosrochnykh kursakh dlya uchitelei risovaniya: Sovremennoe iskusstvo [The First Series of Lectures Given at Short-term Courses for Drawing Teachers: Contemporary Art]. Petrograd, 1920. 84 p. (In Russian)

23 Punin N.N. Tatlin: Protivkubizma [Tatlin: Against Cubism]. Petrograd, Gosizdat Publ., 1921. 25 p. (In Russian)

24 Punin N.N. Noveishie techeniya vrusskom iskusstve [The Latest Trends in Russian Art]. Leningrad, Gosud. Russk. muzei Publ., 1927-1928. Issue 1. 14 p. Issue 2. 16 p. (In Russian)

25 Russkii avangard 1910-1920-kh godov v evropeiskom kontekste [Russian Avant-garde of the 1910s-1920s in the European Context], RAS, State Institute for Art Studies of the Ministry of Culture of the Russian Federation, Comis. on the Study of Avant-garde Art of the 1910s-1920s, ed. G.F. Kovalenko. Moscow, Nauka Publ., 2000. 310 p. (In Russian)

26 Russkii avangard 1910-1920-kh godov iproblema ehkspressionizma [The Russian Avant-garde of the 1910s-1920s and the Problem of Expressionism], RAS, State Institute for Art Studies of the Ministry of Culture of the Russian Federation, Comis. on the Study of Avant-garde of the 1910s-1920s, ed. G.F. Kovalenko. Moscow, Nauka Publ., 2003. 576 p. (In Russian)

27 Russkii avangard v krugu evropeiskoi kul'tury: Mezhdunarod. konf. 4-7yanvarya 1993: Tezisy

i materialy [Russian Avant-garde in the Circle of European Culture: International Conference

Русский авангард и система архетипов. Опыт демонстрации

January 4-7, 1993: Theses and Materials], ed. N.P. Grintser. Moscow, Nauch. sovet po istorii mirovoi kul'tury RAN Publ., 1993. 198 p. (In Russian)

28 Sarabyanov D.V. Ivan Puni. 1892-1956 = Jean Pougny [Ivan Puni. 1892-1956 = Jean Pougny]. Moscow, Iskusstvo-XXI vek Publ., 2007. 374 p. (Khudozhniki russkoi ehmigratsii [Artists of Russian Emigration]). (In Russian)

29 Sarabyanov D.V., Avtonomova N.B. Vasilii Kandinskii:put'khudozhnika. Khudozhniki vremya [Vasily Kandinsky: The Way of the Artist. Artist and Time]. Moscow, Galart Publ., 1994. 174 p. (In Russian)

30 Sarabyanov D.V., Shatskikh A.S. Kazimir Malevich:Zhivopis'. Teoriya [Kazimir Malevich: Painting. Theory]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1993. 416 p. (In Russian)

31 Simvolizm vavangarde [Symbolism in the Avant-garde], RAS, State Institute for Art Studies of the Ministry of Culture of the Russian Federation, Comis. on the Study of Avant-garde Art of the 1910s-1920s, ed. G.F. Kovalenko. Moscow, Nauka Publ., 2003. 442 p. (In Russian)

32 Shatskikh A.S. Kazimir Malevich [Kazimir Malevich]. Moscow, Slovo Publ., 1996. 96 p. (In Russian)

33 Shatskikh A.S. Kazimir Malevich i obshchestvo Supremus [Kazimir Malevich and the Supremus Society]. Moscow, Tri kvadrata Publ., 2009. 357 p. (In Russian)

34 Ehnergiya tsveta. Arkhetipy avangarda: Al'bom-katalog vystavki [The Energy of Color. Archetypes of the Avant-garde: Exhibition Album Catalog], State Tretyakov Gallery. Moscow, 2023. 140 p.

(In Russian)

35 Ehntsiklopediya russkogo avangarda: Izobrazitel'noe iskusstvo. Arkhitektura [Encyclopedia of the Russian avant-garde: Fine art. Architecture], in 3 vols., comp. V.I. Rakitin, A.D. Sarabyanov. Moscow, RA Publ., Global Expert and Service Team Publ., 2013-2014. Vol. 1: Biografii. А - К [Biographies. A -K]. Moscow, 2013. 528 p. Vol. 2: Biografii. L - Ya [Biographies. L - Ya]. Moscow, 2013. 724 p. Vol. 3, book 1: Istoriya. Teoriya. А - M [History. Theory. A - M]. Moscow, 2014. 426 p. Vol. 3, book 2: Istoriya. Teoriya. L - Ya [History. Theory. L - Ya]. Moscow, 2014. 426 p. (In Russian)

36 Campbell J.J. The Hero with a Thousand Faces. Pantheon Books, 1949. 416 p.

37 Cohen J.-L. Le Corbusier and the Mystique of the USSR: Theories and Projects for Moscow, 1928-1936. Princeton, Princeton University Press, 1992. 254 p.

38 Douglas Ch. Swans of Other Worlds: Kazimir Malevich and the Origins of Abstraction in Russia. Ann Arbor, UMI Research Press, 1980. 147 p.

39 Douglas Ch. Kazimir Malevich. London, Thames and Hudson, 1994. 128 p.

40 Experiment / Эксперимент: A Journal of Russian Culture: Annually for the Institute of Modern Russian Culture at Blue Lagoon, Los Angeles, Univ. of Southern California, Los Angeles, ed.-in-chief John E. Bowlt. Los Angeles, CA, Schlacks, cop. 1995-.

41 Gray C. The Great Experiment: Russian Art, 1863-1932. New York, Abrams, 1962. 327 p.

42 Gray C. The Russian Experiment in Art, 1863-1922, ed. Marian Burleigh-Motley. London, Thames and Hudson, 1986. 324 p.

43 Hillman J. Loose Ends: Primary Papers in Archetypal Psychology. Spring Publications, 1975. 212 p.

44 Marcade J.-C. L'avant-garde russe, 1907-1927. Flammarion, 1995. 479 p.

45 Marcade V. Le renouveau de l'artpicturalrusse, 1863-1914. Lausanne, Editions L'Age d'Homme, 1971. 394 p.

46 Pare R., Tsantsanoglou M., Cohen J.-L., u.a. Baumeister der Revolution. Sowjetische Kunst und Architektur 1915-1935. Essen, Mehring Verlag, 2011. 270 S.

47 Pearson C.S. Awakening the Heroes Within: Twelve Archetypes to Help Us Find Ourselves and Transform Our World. San Francisco, HarperOne, 1991. 352 p.

48 Pospelow G.G. Karo-Bube. Aus der Geschichte der Moskauer Malerei zu Beginn des 20. Jahrhunderts. Dresden, VEB Verlag der Kunst Dresden, 1985. 228 S.

49 Russian and Soviet Painting: An Exhibition from the Museums of the USSR Presented at the Metropolitan Museum of Art, New York, and the Fine Arts Museums of San Francisco, introd.

D.V. Sarabianov, cat. inform. E. Yu. Korotkevich and E.A. Uspenskaya, transl., foreward, bibliogr. John

E. Bowlt. New York, Metropolitan Museum of Art, 1977. 166 p.

50 Russian Art of the Avant-Garde: Theory and Criticism, 1902-1934, ed. and transl. John E. Bowlt. New York, Viking Press, 1976. XL, 360 p.

51 Russian Formalism: A Collection of Articles and Texts in Translation, ed. St. Bann, John E. Bowlt. Edinburgh, Scott. acad. press, 1973. 178 p.

52 Sarabjanow D.V. Robert Falk. Mit einer Dokumentation, Briefen, Gesprächen, Lektionen des Künstler und einer biographischen Übersicht, hrsg. A.W. Stschekin-Krotowa. Dresden, Kunst, 1974. 316 S.

53 Sarabjanov D.V. Russian Art: From Neoclassicism to the Avant Garde, 1800-1917: Painting -Sculpture - Architecture. New York, Abrams, 1990. 320 p.

54 Shadowa L.A. Suche und Experiment: Russische und Sowjetische Kunst 1910 bis 1930. Dresden, VEB Verlag der Kunst, 1978. 371 S.

55 Shatskikh A. Black Square: Malevich and the Origin of Suprematism, transl. M. Schwartz. New Haven, Yale University Press, 2012. 368 p.

56 Zhadova L.A. Malevich: Suprematism and Revolution in Russian Art 1910-1930. London, Thames and Hudson, 1982. 372 p.

Русский авангард и система архетипов. Опыт демонстрации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.