так называемого «черкесского геноцида» и т.д.) способны если не дезавуировать, то по крайней мере серьезно ограничить намечающееся сотрудничество.
Оценивая общее наследие отечественных традиций изучения Кавказа, стоит отметить их тесную связь с процессами государственного строительства в регионе. В частности, фундаментальные сдвиги в теоретических и методологических основаниях российского и советского кавказоведения были обусловлены не столько накоплением эмпирических данных, требовавшим пересмотра господствующей парадигмы (в соответствии с теорией «научных революций» Т. Куна), сколько кардинальными поворотами в политическом, социально-экономическом, культурно-идеологическом развитии России по крайней мере дважды в XX в. - в 1917 и 1991 гг.
20 лет назад проходившие по Большому Кавказскому хребту административные границы стали едва ли не в одночасье государственными, создав принципиально новую геополитическую ситуацию, осмысление которой продолжалось все последующие годы. Продолжается оно и сейчас, однако становится все более очевидным, что идеологически ориентированная на Запад «перестройка» в государствах Ближнего Востока, выдержанная в духе «догоняющего развития», обернулась провалом. Попытки воспроизвести эту «ближневосточную модель» в странах Кавказа и Центральной Азии обернутся новыми конфликтами, углублением социального расслоения и в конечном итоге общественным взрывом. От ответа на вопрос, способна ли интеллектуальная элита предложить альтернативу развития этих стран, отвечающую социокультурным и хозяйственным традициям их народов, зависит сегодня как никогда много.
«CAUCASICA: Труды Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийскогорайона», М., 2011 г., с. 266-271.
Сергей Золотухин,
кандидат социологических наук (Казахстан) РУССКИЕ В КАЗАХСТАНЕ
Массовая социальная мобильность русских на территорию Туркестана началась примерно с середины XVIII в. На землях современного Казахстана оказались выходцы из славянских групп
населения царской России, СССР, приехавшие сюда в разные времена. Различия русских, украинцев, белорусов, казаков актуализировались с распадом СССР и образованием независимых России, Украины, Белоруссии, возрождением казачества как самостоятельной территориально-этнической группы. Кстати, в Казахстане с XIX в. традиционно проживали уральские (в Уральской области) и семиреченские (на юго-востоке республики, под Алма-Атой) казаки. Этнические русские в славяноязычном ареале РК (автор с 1983 г. живет в Казахстане, но украинской или белорусской речи не слышал здесь практически ни разу) преобладали численно всегда. О них преимущественно и будет вестись речь.
В период становления новых независимых государств в 1990-е годы из РК выехали около 2 млн. русских, украинцев и белорусов, а также 0,8 млн. немцев. Население Казахстана сократилось с 16,9 млн. в 1991 г. до 14,9 млн. в 1999 г. Причины выезда были вызваны неясностью социально-политической ситуации, невозможностью иметь два (в РК) гражданства, боязнью быть оторванным от исторической родины, опасением межнациональных конфликтов, появлением внутренней валюты (тенге), ликвидацией бывшей паспортной системы, разрывом семейных связей и др.
Русские сегодня - второй по численности этнос в Казахстане. Закончившаяся в марте 2009 г. перепись населения республики зафиксировала 33% неказахов (подавляющее большинство из которых русские). Россия и Казахстан имеют самую протяжённую в мире границу (длиной около 7,5 тыс. км), в приграничном районе расположено 12 российских и восемь казахстанских областей. Многие районы областей Казахстана, таких как Атырауская, Уральская, Актюбинская, Кустанайская, Северо-Казахстанская (с центром в Петропавловске), Акмолинская (Астана - бывший Целиноград), Павлодарская, Восточно-Казахстанская (Усть-Каменогорск, Семипалатинск), непосредственно граничат с Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Самарской, Оренбургской, Челябинской, Курганской, Омской областями и Алтайским краем России. Несмотря на это, в Казахстане очевидна не ирредентная, а диас-порная специфика существования казахстанских русских.
Что же позволило русским успешно адаптироваться, прижиться в тюркоязычном (казахи, узбеки, татары, азербайджанцы, уйгуры, турки, народности Северного Кавказа, дунгане, киргизы и др.) ареале, остаться в сложное посткризисное, модернизацион-ное время, неконфликтно жить здесь и сейчас? Обратимся к некоторым социально-психологическим факторам, способствующим
формированию уникальной диаспорной специфики проживания русских в Казахстане. Выскажу соображения, вызванные почти 20-летним наблюдением за жизнью русских в РК.
1. Русские выжили и заняли свое место в социальной структуре, в местном житейском укладе не с помощью колониальных методов (как считают некоторые локальные исследователи) давления на местное население (не путать с институтами и представителями администрации), а благодаря своим качествам: семейственности, коллективизму, стойкости и трудолюбию. Казахское население было в XIX - начале XX в. преимущественно кочевым. Казахстан - зона рискованного земледелия. Рядом Сибирь с ее свирепыми морозами. До 2/3 урожая могло пропасть в годы заморозков. А они могут быть через два года на третий. Следовательно, прокормиться русским (славянским) переселенцам можно было только упорным земледельческим трудом, не уповая на помощь в целом дружески настроенных кочевников. Таким образом, труд стал одним из действенных имиджей русских на казахских землях. Оторванность от исторической родины, проживание в чуждой этнической, иной по специализации труда среде вызвали значительную жизненную мотивацию среди широких слоев русскоязычного населения.
2. Русские в Казахстане, в отличие от своих российских собратьев, гораздо лучше помнят и чтут своих родственников, где бы они ни проживали и о какой бы дальности родства речь ни шла. Здесь находят много больше поводов для частоты общения между родственниками, нежели свадьбы или похороны. Проживание среди чужых этносов стимулировало кровно-родственные контакты для более устойчивой координации в помощи друг другу. Кстати, серьезной мотивацией служат здесь соответствующие примеры поведения казахов, у которых развиты позитивные традиции близкого кровно-родственного, жузового общения. Вплоть до, например, реальной возможности даже дальнего родственника жить у «родни» столько, сколько ему надо. Эта этническая поведенческая установка - одна из наиболее сложных для понимания русских стереотипов («незваный гость - хуже татарина», «пора и честь знать»). В желании казаха и русской завести совместную семью этот стереотип - одна из наиболее серьезных преград (с точки зрения родственников с обеих сторон). Казахи отлично знают, что у русских нет традиции, чтобы неделю терпеть загостившегося родственника. Видимо, повышенная контактность русских с родственниками и выросла здесь на фоне возможных этнических инци-
дентов по этому поводу, давая поддержку для успешного трудового процесса и житейских форм общения. Примечательный факт: в республике более 400 тыс. детей от совместных браков.
3. Интернационализм, терпимость к другим народам. В целом эта черта свойственна русскому народу исторически. На русских землях всегда проживало немало инородцев, которых никто не преследовал по этническому признаку. В условиях тюркоязыч-ного Казахстана такое отношение особо значимо. При вынужденном для русских и толерантном со стороны коренного этноса умеренном режиме совместного проживания разных народов на территории царского Туркестана, КазССР, независимого Казахстана, очень важным оказалось, чтобы русские стабильно вели себя терпимо и с уважением к казахам. Повышенная толерантная ментальность свойственна и казахскому народу. Кочевники, перемещаясь столетиями из одной территории для выпаса скота к другой, должны были ладить с ее коренными жителями.
4. Большая ответственность по отношению к служебным обязанностям. Почему важно это качество? Надо учесть, что открытого национализма, неприязни к русским в Казахстане не было, нет и не предвидится. Однако к ним может быть просто более пристальное внимание со стороны представителей администрации коренного этноса. Чтобы не опаздывали, не прогуливали, уходили с работы вовремя, прилежно исполняли свои обязанности и т.п. -все эти требования вызывают необходимость постоянного контроля своего поведения. Сегодня, если что-то не так, если у тебя не все получается, к тебе могут быть предъявлены претензии, вплоть до .увольнения. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство начальства в республике - казахи (они владеют русским государственным языком, этого двуязычия для начальника требует закон, хотя в республике уже заметно число нерусскоязычных оралманов - репатриантов-казахов, вернувшихся из-за границы). У казахов намного теснее, чем у русских, родственные связи, у них существует почти обязанность помощи родственникам, в том числе в устройстве на работу, даже если они не обладают достаточной квалификацией или знаниями. Дело здесь опять-таки не в национализме: казахи из других регионов, жузов1, тоже могут попасть
1 «Жуз» в переводе с тюркского означает в буквальном смысле «сотня». Но в переносном значении это слово понимается как «сотня родственников», которая в Казахстане представлена тремя жузами - «старшим», «средним» и «младшим». Иногда жуз понимается и как «род» (их в республике несколько де-
под такой субъективный «пресс» начальства. Почти двадцатилетие активного приобщения Казахстана к рыночным отношениям уже ломает эти трайбалистские стереотипы, происходит все более заметная переориентация в кадровой политике на образование, стаж, опыт работы, профессионализм. Тем не менее медленнее, чем хотелось бы. Отсюда и формируется у русских дополнительная жизненная необходимость в повышенной мотивации, принципиальности в выполнении своих служебных обязанностей, в формировании и удерживании имиджа порядочности на работе.
5. Православная христианская религиозность. После крушения советской власти ушли религиозные запреты. В Казахстане этот процесс получил специфическое продолжение. Сегодня можно говорить о том, что в республике успешно существуют две религии: ислам и православное христианство. Обе они разрешены законом. Хотя государство в Казахстане светское, религиозность негласно поощряется. Выросли социальный статус священнослужителей, значимость получения религиозного образования, свобода отправления культовых действий, продажа и использование, ношение символики. Религиозность в республике возрождается по конкретно этническому типу: все казахи - в мусульманство, все русские - в православие. Стоит отметить, что исповедование остальных религий (кришнаизм, сайентология, Бахай и пр.), принадлежность к сектантству (особенно мусульманскому) открыто не одобряется. Как и не резко, но критикуется принятие казахами христианства (чаще), русскими - ислама (реже). Думается, в этих условиях Русская православная церковь в РК начинает приобретать также статус центра-клуба общения, куда можно прийти пообщаться и на обыденные темы.
6. Языковая «полунемота». В бытовой сфере, бизнесе, межличностном общении все больше распространяется казахскоязы-чие. Попытки массового ускоренного обучения казахскому языку других этнических групп населения потерпели фиаско. Делалось это бессистемно, авральными волнами, без соответствующей учебно-педагогической подготовки, литературно-методологической базы. Большая проблема заключается, по нашему мнению, еще и в социально-психологическом факторе. Русский язык больше востребован, чем казахский, в межличностном общении, образовании, на радио, телевидении. Ни для кого не секрет, что рус-
сятков). Так, жуз аргын насчитывает свыше 3 млн. представителей, считающих друг друга родственниками.
скоязычные программы популярнее, хотя действует закон для масс-медиа о том, что 50% всех передач должны быть на казахском, 50% - на русском. Основные слои русского населения, как верно отметил И. С. Савин, составляют те, кому сегодня за 30, если не за 40. А это уже не столь плодотворный для изучения языков возраст. К тому же низка мотивация освоения языка коренной национальности, ибо русский язык, особенно в городе, звучит в общении намного чаще, чем казахский. Есть стимул изучения этого языка: добиться свободного владения им для карьерных целей. Однако практически это редко удается из-за распространенности русского языка. Поэтому занять какие-то административно-политические позиции трудно. Между тем казахскоязычие как главный путь социальной коммуникации для тюркоязычных этносов (казахи, узбеки, азербайджанцы, турки, уйгуры, дунгане и др.) заметно доступнее. И если раньше в учреждениях, на кафедрах, в цехах разговоры велись в основном на общеизвестном - русском языке, в том числе из уважения к русским, не знающим казахского, то теперь все чаще между казахами, тюрками и казахами принято говорить только по-казахски. Русские, попадая в такие обстоятельства, начинают пытаться осваивать разговорный казахский. Но это дает малозначительный эффект, оставляя их в ситуации «языковой полунемоты», что еще больше сплачивает русскоязычных между собой. Главное - эта ситуация не приводит к всплеску бытового национализма. Более того, она породила любопытный факт: русскоязычные родители чаще стали отдавать своих детей в ясли и детские садики с казахскоязычными воспитателями в надежде, что дети будут осваивать разговорный казахский язык через игры, общение с детьми казахов и вырастут уже не столь «немыми», как более старшее поколение. Кстати, это еще одно свидетельство того, что не все русские из республики собираются уезжать.
Процессы казахизации в республике будут нарастать, во-первых, из-за более высокого уровня рождаемости коренного населения, особенно в поселках и селах; во-вторых, вследствие продолжающегося переселения домой тех же оралманов. Их выходцы из Монголии, Китая, Ирана, Турции русского языка не знают вообще, способствуя дальнейшей казахизации общения.
Протекающие в республике процессы переустройства, кризисы, модернизации еще больше снижают шансы трудоустройства, особенно в сельских районах страны, способствуя активной миграции сельского населения (преимущественно казахской молодежи) в города, увеличивая там процент казахскоязычных. Доля
русского населения в Казахстане будет, очевидно, и в дальнейшем снижаться. Следовательно, будет расти значение всего казахского, а заодно и усиление существующего чувства этнического дискомфорта у всех казахстанских славян и русскоязычных. Для русских характерны низкая рождаемость, высокая смертность и незначительные темпы естественного прироста. Коэффициент рождаемости русского этноса ниже среднереспубликанского в 1,7 раза, а смертности - выше в 1,4 раза. Средний возраст русских в Казахстане составил 45-47 лет против 25 у казахов, продолжительность жизни - порядка 60 лет.
Вместе с тем из нынешнего контингента русского населения большинство хотело бы продолжать жить в Казахстане. Это одна из причин того, что русские в массе своей поддерживают президента Назарбаева, который открыто декларирует европейские принципы интернациональной политики, пошел на создание с Россией и Белоруссией Таможенного союза, часто бывает в Москве; для российских президентов стало традицией совершить один из первых официальных вояжей в РК.
Около 4 млн. русских (кстати, перепись населения 2009 г. не указала их точную численность в республике) предполагают оставаться гражданами Казахстана. О позитивах жизни русских говорится немало (в том числе, что они якобы «богаче» казахов). Однако выявление острых проблем всегда более значимо. Оно вскрывает болевые точки, позволяет вовремя оценить степень негативности ситуации и своевременно предпринять меры, чтобы не довести ситуацию до конфликта, особенно межнационального, победителей в котором не бывает.
Почему же русские сегодня уезжают из республики? Сложно найти работу по специальности (по диплому), высок шанс ее потерять. Волнует судьба детей, их образование, карьера. Постоянно растут цены. Дороговизна образования, низкое качество медицинского обслуживания. В общем, ничего специфически казахстанского. Существует надежда на то, что в России лучше (чему способствуют и российские СМИ, которые здесь доступны). Есть версии о том, что русские в РК до сих пор не нашли новой идентичности, не могут осознать себя в качестве единой группы, хотя за рамки местного значения уже вышли движение «Лад», Русская община и казаки. Казачество в Казахстане представляет собой особый феномен, к которому следует отнестись серьезно из-за его традиционного аграрно-военного уклада жизни, тесных связей с казаками России, потенциальной готовности к применению силы.
Однако поведение казаков не является массово типичным для всех казахстанских русских.
Представляется, что казахстанские русские сегодня исторически, в культурном и ином плане отличаются от своих российских собратьев. Они имеют сложившиеся интересы, специфическую социализацию и образ жизни. Поэтому им здесь следует продолжать искать и развивать собственную локальную идентичность, признать, что они уже отличаются от русских в России и, возможно, сегодня морально, психологически ближе к казахам, чем им самим до сих пор казалось. Им важно овладевать всеми формами образования (в том числе и за границей, в России), разнообразными знаниями, специальностями. Все это, несмотря на возникающие (порой негативные) события, позволит даже в кризисных условиях, в сложный период модернизации при прогрессирующем уменьшении численности, оставаться значимой социально-этнической частью населения республики, сохранить высокий социально-политический статус и роль неформальных представителей «четвертого» жуза, которые уже более 150 лет заметно присущи им здесь.
«СоцИс: Социологические исследования», М., 2012 г., № 2, с. 99-103.
Евгений Бородин,
востоковед
«КОНФЛИКТ ЮГА И СЕВЕРА» КАК ПРИЧИНА
НЕСТАБИЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В современном Киргизстане существует клановый характер государственного устройства. В составе элит преобладают выходцы из сельского населения. Тем не менее если до переворота 2005 г. родоплеменные отношения проявлялись прежде всего в негородской среде, формирующей большинство населения республики, то сегодня трайбализм как система общественных отношений закрепляется и в городах. Это во многом объясняется усилением внутренней миграции (с юга на север), которая приобрела массовый характер в 2005-2010 гг., обострив противоречия между северянами и южанами.
Огромное влияние родоплеменные связи традиционного киргизского общества оказывают на органы государственного