Научная статья на тему 'Русские сундуки-подголовники: художественный стиль и культурно-исторический контекст'

Русские сундуки-подголовники: художественный стиль и культурно-исторический контекст Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
594
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУНДУК / ПОДГОЛОВНИК / МУЗЕЙНОЕ СОБРАНИЕ / РУССКИЙ СЕВЕР / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ / ВНЕШНИЕ ВЛИЯНИЯ / CHEST / «PODGOLOVNIK» / MUSEUM COLLECTION / RUSSIAN NORTH / ART STYLE / EXTERNAL INFLUENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пудов Г. А.

Подголовники занимают значительное место среди русских сундучных изделий. Они издавна использовались всеми слоями населения: от семьи царя до крестьян. Подголовники служили для хранения документов, ценных вещей, денег и писем. На протяжении длительного времени они делались не только на Русском Севере, но и в других регионах России. В музейных коллекциях находится большое количество таких предметов. Несмотря на важную роль в культурной и экономической жизни России, подголовникам как самостоятельному виду сундучных изделий до настоящего времени почти не уделялось внимания. В данной статье на основе компаративного метода выявляются конструктивные и художественные особенности русских сундуков-подголовников, определяется их место в европейской истории сундучного производства. В работе использовались сведения из специальной литературы, как иностранной, так и российской. Временные рамки исследования очерчены XVI XIX столетиями. Анализ исторических фактов и конкретных произведений показал, что немалое значение в процессе появления подголовников в России и постепенного сложения их художественного стиля имели внешние влияния. Для сравнения с русскими изделиями привлекались английские, немецкие и норвежские. Выяснилось, что не форма и конструкция претерпевали изменения в России, а предназначение и декоративное оформление произведений. Эти трансформации были обусловлены местными условиями. Кроме того, русские и западноевропейские ремесленники являлись участниками единого культурного процесса. Русские мастера сумели, обратившись к иностранным художественным традициям, создать вещи, отличающиеся ярким своеобразием. Поэтому важнее не искать сходства и различия в конкретных деталях, а анализировать среду, условия, обстоятельства, которые обеспечили проникновение творческих импульсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN CHEST CALLED PODGOLOVNIK: ART STYLE AND CULTURAL AND HISTORICAL CONTEXT

The russian chests called «podgolovnik» occupies a significant place among russian chest products. They have long been used by all segments of the population: from the Tsar's family to the peasants. The chests called «podgolovnik» were used for storing documents, valuables, money and letters. They were made not only in the Russian North, but also in other regions of Russia. The museum collections contain a large number of such items. Despite of the important role in the cultural and economic life of Russia, «podgolovnik» as an independent type of chest products have not received much attention until now. This paper uses the comparative method to identify the design and artistic features of russian «podgolovnik» and determine his place in the European history of chest production. We used information from special literature, both foreign and russian. Time frame of the study: XVI XIX centuries. Analysis of historical facts and specific works has shown that external influences played a significant role in the process of the emergence of «podgolovnik» in Russia and the gradual addition of his artistic style. English, german and norwegian works were used for comparison with russian products. It turned out that it was not the form and design that changed in Russia, but the purpose and decorative design of the items. These transformations were driven by local conditions. Russian and Western European artisans were participants in a single cultural process. Russian masters were able to turn to foreign artistic traditions and create items that differ in their bright originality. It is more important not to look for similarities and differences in specific details, but to analyze the environment, conditions, and circumstances that provided the penetration of creative impulses.

Текст научной работы на тему «Русские сундуки-подголовники: художественный стиль и культурно-исторический контекст»

УДК 745.5

Г. А. Пудов

кандидат искусствоведения

Государственный Русский музей,

Санкт-Петербург, Россия

E-mail: [email protected]

русские сундуки-подголовники: художественный стиль и культурно-исторический контекст

Подголовники занимают значительное место среди русских сундучных изделий. Они издавна использовались всеми слоями населения: от семьи царя до крестьян. Подголовники служили для хранения документов, ценных вещей, денег и писем. На протяжении длительного времени они делались не только на Русском Севере, но ив других регионах России. В музейных коллекциях находится большое количество таких предметов. Несмотря на важную роль в культурной и экономической жизни России, подголовникам как самостоятельному виду сундучных изделий до настоящего времени почти не уделялось внимания. В данной статье на основе компаративного метода выявляются конструктивные и художественные особенности русских сундуков-подголовников, определяется их место в европейской истории сундучного производства. В работе использовались сведения из специальной литературы, как иностранной, так и российской. Временные рамки исследования очерчены XVI — XIX столетиями. Анализ исторических фактов и конкретных произведений показал, что немалое значение в процессе появления подголовников в России и постепенного сложения их художественного стиля имели внешние влияния. Для сравнения с русскими изделиями привлекались английские, немецкие и норвежские. Выяснилось, что не форма и конструкция претерпевали изменения в России, а предназначение и декоративное оформление произведений. Эти трансформации были обусловлены местными условиями. Кроме того, русские и западноевропейские ремесленники являлись участниками единого культурного процесса. Русские мастера сумели, обратившись к иностранным художественным традициям, создать вещи, отличающиеся ярким своеобразием. Поэтому важнее не искать сходства и различия в конкретных деталях, а анализировать среду, условия, обстоятельства, которые обеспечили проникновение творческих импульсов.

Ключевые слова: сундук, подголовник, музейное собрание, Русский Север, художественный стиль, внешние влияния

Для цитирования: Пудов, Г. А. Русские сундуки-подголовники: художественный стиль и культурно-исторический контекст /Г. А. Пудов //Вестник культуры и искусств. — 2020. — № 2 (62). - С. 71-77.

Среди русских сундучных изделий подголовники занимают значительное место как по качеству, так и по количеству. В музейных собраниях сохранилось множество подобных предметов (они представлены почти во всех столичных музеях, часто встречаются и в провинциальных, особенно на Русском Севере; следует выделить коллекции Государственного исторического музея, Сергиево-Посадского музея-заповедника, Кирилло-Белозерского музея-заповедника, Архангельского музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», Вологодского музея-заповедника). Этот факт облегчает изучение данного вида сундучных изделий, тем более что необходимость этого назрела давно.

Как правило, отдельным видам русских сундучных изделий самостоятельные научные работы не посвящаются. Чаще всего сундуки рассматриваются в общих обзорах музейных собраний или статьях, касающихся тех или иных проблем русского сундучного производства . Не стали исключением и подголовники: как самостоятельному виду сундучных изделий им почти не уделялось внимания.

Цель настоящей работы — выявление конструктивных и художественных особенностей сундуков-подголовников, определение их места в европейской истории сундучного производства. К числу главных задач можно отнести: выяснение роли внешних

71

влияний, которые имели место в процессе появления подголовников в России и постепенного сложения их художественного стиля, анализ конкретных произведений. Временные рамки исследования: XVI — XIX вв.

При работе над статьей использовались сведения из специальной литературы, как иностранной, так и российской. Материалом исследования послужили многочисленные изделия из отечественных и зарубежных музеев.

Следует отметить, по заявленной теме в настоящее время возможны лишь предварительные заключения. В дальнейшем не исключены дополнения и корректировки.

* * *

По определению П. И. Савваитова, «подголовник — невысокий сундук или ларец с наклонной крышкой, окованный железом, с внутренним замком и с выдвижными внутри ящичками, в которых хранились драгоценности» [11, с. 104].

Одно из самых ранних упоминаний «подголовков» встречается в 1574 г. в Книге прихода Волоколамского монастыря: «Да в том же подголовке 5 рублев 20 алтынъ 8 де[нег] волостныхъ емчужных» [12, с. 245]. В переписи вещей архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия в 1702 г. указано множество сундуков и среди них «подголо-вокъ под красною кожею окованъ резным луженым железом», в котором хранились деньги [4, с. 17]. Подголовок упоминается среди покупок Екатерины I в 1722 г.: «Тогожъ числа куплен подголовокъ на поклажу писем, дано 2 р. 3 алт. 2 д.» [5, с. 768].

Подголовник (или подголовок, подголо-вашник) представляет собой предмет, изготовленный из дерева, чаще всего дуба. По форме это ящик со скошенной крышкой. Как правило, крышка состоит из двух частей, которые соединялись шарнирами: узкой, расположенной параллельно дну, и широкой, наклонной. Пропорции подголовников не были одинаковыми. Они варьировались от очень изящных произведений до массивных больших сундуков. Изнутри сундуки разделялись деревянными пластинками на несколько отделений (их количество строго не определено), нередко на внутренние стенки навешивались ящички, снаб-

женные дополнительной системой запоров (как в подголовниках из коллекций Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Александровская Слобода», инв. № Д 1479; Государственного Ростово-Ярославского архитектурно-художественного музея-заповедника, инв. № Д-1249). На боковых стенках подголовников — металлические ручки. Изделия обивались железными полосами, либо ажурными, либо сплошными. Под них подкладывалась слюда или ткань зеленого и/или красного цветов. Фигурная железная пластина защищала отверстие для ключа. Часто она украшалась гравировкой. Среди прорезного металлического орнамента порой встречаются надписи, обозначающие год создания вещи и мастера или владельца (подголовник из Кирилло-Белозерского музея-заповедника, на который нанесены инициалы и дата создания: 1771 г., инв. № Д-118). На внутренней стороне крышки или на стенках северных подголовников можно встретить роспись (например, из коллекции ГИМ, инв. № ГИМ 43803/Д^-61 [4, с. 108—111]). В описании имущества боярина Федора Шакловитого (XVII в.) указано: «...подголовок Колмогорский, писан золотом, обит железом белым прорезным...» [10, стб. 112].

Надо отметить, что художественное оформление сундуков- подголовников было разным. В большинстве случаев оно зависело от заказчика. Встречаются как богато декорированные вещи, так и очень скромные в художественном отношении.

Подголовники служили для хранения документов, ценных вещей, денег, писем и под-кладывались в дороге под голову путешественника (как считается, от этого идет их название). Швед И.-Ф. Кильбургер писал: «Подголовок не делается так, чтобы на нем писать, потому что они обиты сверху различными лужеными железными обручами; русские же пишут как в коллегиях, так где-либо в другом месте, никогда иначе как на своих коленях; но такие подголовки сделаны для путешествующих в зимнее время и очень удобны для кладки под голову в санях, потому что известно, что в русские сани имеют обыкновение класть полную постель» [14, с. 114]. Однако такое назначение подголовников не было единственным. Известны

72

случаи, когда они были предметом снаряжения охотников и брались на охоту.

Подголовники были распространены во всех слоях населения: они встречались и в крестьянских избах, и в домах посадских жителей, и в покоях высшей знати, и в царских хоромах [6, с. 42, 307]. Такие вещи на протяжении длительного времени изготавливались не только на Русском Севере, но и в других регионах страны.

Часто указывается, что сундук-подголовник — типично русское изделие [3]. Это не совсем так. Подобная форма бытовала во многих странах Европы (хотя назначение предметов порой отличалось). Рассмотрим русские подголовники на фоне иностранных произведений.

В коллекции отдела народного искусства Русского музея находится подголовник (инв. № М-4), изготовленный в 1750 г. (рис. 1). Он значительных размеров (34^55^42), внешние поверхности обиты кожей и гладкими железными полосами, расположенными «в клетку». Внутри каждой «клетки» помещены прорезные розетки со слюдяной подкладкой. В углах крышки и верхней стенки — прорезные накладки в виде треугольников. На личине замка в зигзагообразном обрамлении выгравирована надпись: «1750 году сентебря 23 дня срк иван чюпятова». На боковых стенках — фигурные ручки. Внутри подголовника помещено двенадцать отделений, восемь из которых — с ящиками. Подголовник, вероятно, имеющий холмогорское происхождение, отличается основательностью, солидностью и надежностью. Симметричностьорнамента, его четкость способствуют этому впечатлению. Главным для мастера было непосредственное предназначение изделия как хранилища ценных вещей и документов. Общему художественному решению подголовника свойственна мужественная грубоватость, суровость, на фоне которой все орнаментальные изыски смотрятся необязательными добавлениями (подтверждение этому — подголовник из коллекции ГМО «Художественная культура Русского Севера», инв. № Гф 346, декорированный разноцветной соломкой, основные мотивы — геометрические: треугольники, звезды, ромбы и пр.; несвойственные этому типу изделий техника и материалы декорирования в данном случае привели к неоднозначному в художественном отношении результату).

Рис. 1. Подголовник. 1750. Холмогоры. ОНИ ГРМ

Интересен подголовник небольших размеров (14,5x16,0x9,5) из коллекции Сергиево-Посадского музея-заповедника (инв. № 3972-д). Согласно музейной атрибуции, он был сделан в XVIII в. в с. Павлово Горбатовского уезда. Предмет изготовлен из дуба, тонирован, окован сплошными железными полосами, между которыми размещены четыре металлические ажурные накладки (на крышке). Последние напоминают человеческую фигуру с расставленными в стороны руками. Под накладками — кусочки слюды красного цвета. На передней стенке подголовника - врезной замок, по бокам -литые ручки. Рассматриваемое изделие интересно не только как свидетельство широкой распространенности сундуков-подголовников, но и как иллюстрация их богатых художественных возможностей. По контрасту с произведением из отдела народного искусства подголовник Сергиево-Посадского музея-заповедника отличается особой камерностью, даже «игрушечностью», некой уютностью внешнего облика.

Английское изделие (desk box, находится в частной коллекции) [15, p. 47] подобно русским по конструкции и форме. Но остальные аспекты значительно отличаются. Вещь декорирована мастерски выполненной резьбой, состоящей из изображений драконов, розеток, цветов наподобие тюльпанов. Крышка — плоская. Изделие служило для письменных работ1. Четкость, композиционная уравнове-

1 На Русском Севере из медных сплавов делались в XVII в. чернильницы в виде подголовников (например, в коллекции ГРМ: инв. № ДРМ 3228). Это может свидетельствовать не только о первоначальном предназначении русских сундуков-подголовников, но и о путях проникновения этого вида сундучных изделий в Россию.

73

шенность орнамента, уверенно вырезанные изображения свидетельствуют об опыте мастера, его высоком профессионализме.

Интересно другое английское изделие (датируется 1580—1620 гг.), которое находится ныне в коллекции Музея Виктории и Альберта (инв. № W.4:1, 2-1911). Оно изготовлено из дуба с инкрустацией из самшита и мореного дуба (восемь выдвижных ящичков, расположенных внутри, выполнены из тополя). Верхняя часть и откидная крышка изделия декорированы полосами шашечного орнамента. На лицевой, задней и боковых стенках изображены здания в стиле сундуков nonesuch2. На каждой стороне также расположено инкрустированное изображение восьмиконечной звезды. На лицевой стенке — металлическая личина. Этот «подголовник» имеет, по сравнению с предыдущим, иные пропорции (также служил в качестве письменного прибора). Он свидетельствует об устойчивости и «гибкости» формы этого типа английских сундучных изделий, о разнообразии их украшения. Английские мастера в XIX столетии изготавливали подобные вещи, декорированные не только мозаикой из разноцветных кусочков дерева, но и узорами, заимствованными из «берлинских» шерстяных изделий (например, из коллекции музея Виктории и Альберта, инв. № W. 3:1 to 7-1925)3.

Немецкие изделия (Geldwechsler-Schatulle, Reise-Schreibpult) подобны русским и английским по внешнему виду [16, Farbtaf. 1689, 1694]. Их внутренние полости разделены ящичками и полочками. В декорировании использовались различные техники. В рассматриваемых

2 Nonsuch chest (англ.) — один из видов английских сундуков, на которых в технике интарсии разными сортами дерева изображались гротески, фантастические здания, животные; лицевая сторона разбивалась на равные поля. Ранее предполагалось, что композиции таких вещей воспроизводят дворец Генриха XVIII в графстве Суррей. В настоящее время считается, что они делались в Лондоне эмигрантами из Северной Германии и Нидерландов, а композиции их восходят к гравюрам Вредемана де Вриса (1527—1604). Об устойчивости типа таких сундуков свидетельствуют многочисленные образцы, хранящиеся во многих музеях мира.

3 «Берлинскими» изделиями называли текстильные предметы (одежду и элементы интерьера), декорированные вышивкой крестиком с использованием «берлинской шерсти», т. е. тонких, окрашенных в яркие цвета шерстяных ниток.

вещах, изготовленных в XVIII в. из орехового дерева, клена, березы и дуба, мастера обратились к интарсии, живописи и окраске. Декоративное оформление изделий построено на сочетании геометрических и растительных мотивов. В центре помещена стеклянная пластина с живописью. Ручки и накладки выполнены из латуни. В целом это высокохудожественные произведения немецкого барокко, созданные профессиональными мастерами. «Подголовники» служили местом хранения денег менялы и письменным прибором путешественника.

Норвежский «подголовник» (Stifielsen Nordmore Museum, инв. № KM.02036) датируется 1751 г. Он имеет одинаковую с другими вещами подобного рода конструкцию, но несколько иные пропорции. Крышка поднимается железными фигурными петлями, по бокам — простые литые ручки. Изнутри сундук снабжен несколькими полочками (не сохранились). Поверхности изделия (кроме задней и боковых) разделены на прямоугольные сегменты, в каждом из которых, в синей рамке, помещена живописная композиция, состоящая из изображений букетов. Они написаны в быстрой импровизационной манере норвежских росписей по дереву. Остальные поверхности окрашены в красный цвет. На краях крышки — надписи, выполненные белой краской: «Ek Ols Domis(?) Ann 1751». Возможно, вещь служила дорожным сундуком для чиновника.

Надо особо упомянуть английское изделие других пропорций, по своей форме напоминающее комод [17, fig. 158]. Оно имеет гладкую наклонную крышку; лицевая и боковые стенки украшены геометрическим и растительным орнаментом (низкий рельеф). Фон обработан штриховкой. Нижняя половинка изделия выдвигается. Произведение характеризуется четкостью, уверенностью работы резчика, а легко читаемый орнамент свидетельствует о богатом опыте мастера.

В коллекции отдела народного искусства Русского музея находится ларец, по пропорциям напоминающий комод (датируется XVIII в., инв. № М-34; см. рис. 2). Его лицевая и боковые стенки обиты прорезными пластинами железа с растительным орнаментом, состоящим из переплетающихся завитков (фон —

74

бархат коричневого цвета). Дно и оборотная сторона укреплены сплошными пластинами железа. Внутри изделия — несколько полочек и ящичков, нижняя часть выдвигается.

Рис. 2. Ларец. XVIII век. ОНИ ГРМ

Подобная параллель между северорусским и английским произведениями представляется не случайной, если учесть тесные торговые связи, которые установились в середине XVI в. между Россией и Англией через северные пор-ты4. Не исключено, что и сам тип сундучного изделия, названного в России подголовником, проник из Западной Европы именно через города Русского Севера. Тем более что такие случаи известны относительно других видов народного искусства. Л. А. Динцес писал о европейском происхождении так называемого вологодского стекла (вышивки), которое попало к нам через английских купцов, торговавших в Архангельске [2, с. 4]5. Иными словами, проникновение подголовника в Россию стало, вероятно, результатом недолгого расцвета русско-английских отношений в XVI столетии.

Сравнение всех этих вещей сделало наглядными их отличия. Как сказано выше, они сходны только по конструкции и форме, во всем остальном отличаются. Это объясняется тем, что «подголовники» были сделаны в разной исторической и культурной обстановке,

4 Надо напомнить не только о значительных торговых привилегиях, дарованных Иваном IV английским купцам, но и о наличии тесных культурных связей между Россией и Англией в тот период [7, с. 66, 75—78, 82, 113, 114].

5 Кроме того, по одной из версий, «мороз» по жести как техника декорирования сундуков проникла

в Россию (на Урал) именно из Англии [8, с. 10].

для разных заказчиков. Русские мастера, оценив достоинства иностранных произведений, их удобные, практичные формы, восприняли только конструкцию6. «Пересаженное» на русскую «почву», изделие приобрело значительные отличия от «оригиналов», закономерно встало в ряд отечественных изделий. Таким образом, не форма и конструкция этого вида изделий претерпевала изменения в зависимости от места и времени производства, а предназначение и декоративное оформление.

В данном контексте вопрос о влияниях теряет остроту. Необходимо лишь констатировать, что русские и западноевропейские ремесленники являлись участниками единого культурного процесса, поэтому важнее не регистрировать те или иные влияния, не искать сходства в конкретных деталях, а анализировать среду, условия, обстоятельства, которые обеспечили проникновение творческих импульсов.

Представляется важным вспомнить о термине скрытое существование, использующемся в фольклористике для обозначения некоторых особенностей бытования произведений. Думается, что принятие или отторжение мастерами-сундучниками тех или иных форм и орнаментов также зависело от их «скрытого существования» в местной традиции. Приживались лишь подобные приходящим извне формы изделий и орнаментальные мотивы. Ю. И. Смирнов указывал: «.заимствуется то, что соответствует либо — реже — старым, отмирающим, либо — чаще — новым, формирующимся, нормам заимствующей фольклорной традиции. Следовательно, констатируя заимствование, нужно всегда искать за ним или рядом с ним местное, собственно этническое, будь то лишь следы, осколки и фрагменты забытого» [13, с. 9—10]. Это слова справедливы не только по отношению к фольклору, но и к сундучному производству.

1. Бломквист, Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов / Е. Э. Бломквист // Восточнославянский

6 О не случайности совпадения форм русских и зарубежных сундучных изделий свидетельствует тот факт, что в России (в частности, на Русском Севере) бытовали и специальные приспособления-«подголовники» для сна. Они представляли собой наклонную плоскость на брусках. Делались «подголовники» и других видов, но также с покатой плоскостью [1, с. 431].

75

этнографический сборник: очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов в XIX — начале XX в. / [отв. ред. С. А. Токарев]. — Москва : Изд-во Акад. наук СССР, 1956. — (АН СССР. Труды Института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая. Нов. серия ; Т. 31).

2. Богуславская, И. Я. Проблемы народного искусства в трудах Л. А. Динцеса / И. Я. Богуславская // Сообщения ГРМ. Вып. XI. — Москва : Изобразительное искусство, 1976.

3. Гилодо, А. А. Сундуки / А. А. Гилодо. — URL: http://www.sundook.ru/article/a02. html#sn10 (дата обращения: 12.09.2018).

4. Гончарова, Н. Н. Русские расписные сундуки XVII — XVIII веков в собрании Исторического музея / Н. Н. Гончарова. - Москва : ГИМ, 2018. - (Золотой фонд Исторического музея).

5. Забелин, И. Домашний быт русских царей и цариц в XVI и XVII столетиях. Материалы. Том III / И. Забелин. — Москва : Языки славянской культуры, 2003.

6. Костомаров, Н. И. О жизни, быте и нравах русского народа / Н. И. Костомаров, И. Е. Забелин;авт. послесл. С. О. Шмидт. — Москва : Просвещение, 1996.

7. Накашидзе, Н. Т. Русско-английские отношения во второй половине XVI в. / Н. Т. Накашидзе. — Тбилиси : Изд-во Тбилис. гос. ун-та, 1955.

8. Промыслы Екатеринбургского уезда Пермской губернии / собр. и обраб. под ред. П. Н. Зверева; стат. отд-ние Екате-ринб. земской управы. — Екатеринбург : Екатеринб. уезд. земство, 1889.

9. Пудов, Г. А. Об одном виде уральских сундучных изделий (шкатулки середины XIX — начала XX века) // Уральские

сундуки XVIII — XX веков: История. Мастера. Произведения / Г. А. Пудов. — Санкт-Петербург : Первый класс, 2016.

10. Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. — Москва, 1893. — Т. 4. — Разд. паг.

11. Савваитов, П. Описание старинных русских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, в азбучном порядке расположенное / П. Савваитов. — Санкт-Петербург : Тип. Императорской Академии наук, 1896.

12. Словарь русского языка XI — XVII вв. / гл. ред. Ф. П. Филин. — Москва : Наука, 1989. — Вып. 15.

13. Смирнов, Ю. И. Направленность сравнительных исследований по фольклору / Ю. И. Смирнов // Славянский и балканский фольклор. Обряд. Текст. — Москва : Наука, 1981.

14. Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича [исследование и прил. текст] / сост. Г. Б. Курц. — Киев, 1915 — (Сборник студенческого историко-этнографического кружка при Императорском Университете св. Владимира под руководством профессора М. В. Довнар-Запольского. Вып. 6).

15. Fiske J. 2013. When oak was new. English furniture & daily life 1530—1700. Ipswich, Massachusets: The Belmont press.

16. Kunst- und Antiquitatenauktion 25/26. 1999. September 2003. Stuttgarter Auktionshaus dr. Fritz Nagel. Katalog. Deizisau: Druck Schefenacker.

17. Macquoid IP 1972. A history of English furniture. In four volumes. Vol. I. The age of Oak. 1500— 1660. New York: Dover Publications.

Получено 02.03.2020

G. Pudov

Candidate of Art Criticism

The State Russian Museum,

St. Petersburg, Russia

E-mail: [email protected] Russian Chest Called Podgolovnik: Art Style and Cultural and Historical Context

Abstract. The russian chests called «podgolovnik» occupies a significant place among russian chest products. They have long been used by all segments of the population: from the Tsar's family to the peasants. The chests called «podgolovnik» were used for storing documents, valuables, money and letters. They were made not only in the Russian North, but also in other regions of Russia. The museum collections contain a large number of such items. Despite of the important role in the cultural and economic life of Russia, «podgolovnik» as an independent type of chest products have not received much attention until now. This paper uses the comparative method to identify the design and artistic features of russian

76

«podgolovnik» and determine his place in the European history of chest production. We used information from special literature, both foreign and russian. Time frame of the study: XVI - XIX centuries. Analysis of historical facts and specific works has shown that external influences played a significant role in the process of the emergence of «podgolovnik» in Russia and the gradual addition of his artistic style. English, german and norwegian works were used for comparison with russian products. It turned out that it was not the form and design that changed in Russia, but the purpose and decorative design of the items. These transformations were driven by local conditions. Russian and Western European artisans were participants in a single cultural process. Russian masters were able to turn to foreign artistic traditions and create items that differ in their bright originality. It is more important not to look for similarities and differences in specific details, but to analyze the environment, conditions, and circumstances that provided the penetration of creative impulses.

Keywords: chest, «podgolovnik», museum collection, Russian North, art style, external influences

For citing: Pudov G. 2020. Russian Chest Called Podgolovnik: Art Style and Cultural and Historical Context. Culture and Arts Herald. No 2 (62): 71-77.

References

1. Blomkvist Е. 1956. Peasant buildings of Russians, Ukrainians and Belarusians. Vostochnoslavyanskiy etnograficheskiysbornik: ocherkinarodnoymaterial'noykul'turyrusskikh, ukraintsevibelorusov vXIX-nachale XX v. [East Slavic ethnographic collection: essays on the folk material culture of Russians, Ukrainians and Belarusians in the 19th - early 20th centuries]. [Responsible ed. S. A. Tokarev]. Moscow: Izd-vo Akademii nauk SSSR. (AN SSSR. Trudy Instituta etnografii imeni N. N. Miklukho-Maklaya. Nov. Seriya. T. 31). (In Russ.).

2. Boguslavskaia I. 1976. Problems of folk art in the works of L. A. Dintses. Soobshcheniya GRM [Messages of the State Russian Museum]. Vol. XI. Moscow: Izobrazitel'noe iskusstvo. (In Russ.).

3. Gilodo А. Chests. Available from: http://www.sundook.ru/article/a02.html#sn10 (accessed: 12.09.2018). (In Russ.).

4. Goncharova N. 2018. Russkie raspisnye sunduki XVII - XVIII vekov v sobranii Istoricheskogo muzeya [Russian painted chests of the XVII - XVIII centuries in the collection of the Historical Museum]. Moscow: GIM. (Zolotoy fond Istoricheskogo muzeya). (In Russ.).

5. Zabelin I. 2003. Domashniy byt russkikh tsarey i tsarits v XVI i XVII stoletiyakh. Materialy. Tom III [Home life of Russian tsars and queens in the XVI and XVII centuries. Materials Volume III]. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul'tury. (In Russ.).

6. Kostomarov N., Zabelin I. 1996. O zhizni, byte i nravakh russkogo naroda [About life, life and customs of the Russian people]. Author afterwords S. O. Schmidt. Moscow: Prosveshchenie. (In Russ.).

7. Nakashidze N. 1955. Russko-angliyskie otnosheniya vo vtoroy polovine XVI v. [Russian-English relations in the second half of the XVI century]. Tbilisi: Izd-vo Tbilisskogo gosudarstvennogo universiteta. (In Russ.).

8. Promysly Ekaterinburgskogo uezda Permskoy gubernii [Crafts of the Ekaterinburg district of Perm province]. 1889. Collection and processing edited by P. N. Zverev. Ekaterinburg: Ekaterinburgskoe uezdnoe zemstvo. (In Russ.).

9. Pudov G. 2016. About one type of Ural chest products (caskets of the middle of XIX - beginning of XX century). Ural'skie sundukiXVIII - XX vekov: Istoriya. Mastera. Proizvedeniya [Ural chests of the XVIII -XXcenturies: History. Masters. Artworks]. St. Petersburg: Pervyy klass. (In Russ.).

10. Rozysknye dela o Fedore Shaklovitom i ego soobshchnikakh [Search cases about Fedor Shaklovityy and his accomplices]. 1893. Moscow. Vol. 4. Separate Pagination. (In Russ.).

11. Savvaitov P. 1896. Opisanie starinnykh russkikh utvarey, odezhd, oruzhiya, ratnykh dospekhov i konskogo pribora, v azbuchnom poryadke raspolozhennoe [Description of ancient Russian utensils, clothes, weapons, military armor and a horse's device, located in the alphabetical order]. St. Peterburg: Tip. Imperatorskoy Akademii nauk. (In Russ.).

12. Slovar' russkogo yazyka XI - XVII vv. [Dictionary of the Russian language of the XI - XVII centuries]. 1989. Chief ed. F. P. Filin. Moscow: Nauka. Vol. 15. (In Russ.).

13. Smirnov Iu. 1981. The focus of comparative studies on folklore. Slavyanskiy i balkanskiy fol'klor. Obryad. Tekst [Slavic and Balkan folklore. Rite of passage. Text]. Moscow: Nauka. (In Russ.).

14. Sochinenie Kil'burgera o russkoy torgovle v tsarstvovanie Alekseya Mikhaylovicha [Kilburger's work on Russian trade during the reign of Alexei Mikhailovich]. 1915. Comp. G. B. Kurtz. Kiev. (Sbornik studencheskogo istoriko-etnograficheskogo kruzhka pri Imperatorskom Universitete sv. Vladimira pod rukovodstvom professora M. V. Dovnar-Zapol'skogo. Vyp. 6). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Fiske J. 2013. When oak was new. English furniture & daily life 1530-1700. Ipswich, Massachusets: The Belmont press. (In Eng.).

16. Kunst- und Antiquitätenauktion 25/26. 1999. September 2003. Stuttgarter Auktionshaus dr. Fritz Nagel. Katalog. Deizisau: Druck Schefenacker. (In Germ.).

17. Macquoid P. 1972. A history of English furniture. In four volumes. Vol. I. The age of Oak. 1500-1660. New York: Dover Publications. (In Eng.).

Received 02.03.2020

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.