Научная статья на тему 'Русские старообрядцы из Южной Америки: особенности быта, традиции и проблемы адаптации в Приморье'

Русские старообрядцы из Южной Америки: особенности быта, традиции и проблемы адаптации в Приморье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1615
422
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / РЕЛИГИЯ / РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ / ЮЖНАЯ АМЕРИКА / ПРИМОРЬЕ / ТРАДИЦИОННАЯ РУССКАЯ КУЛЬТУРА / MIGRATION / ADAPTATION / RELIGION / RUSSIAN OLD BELIEVERS / SOUTH AMERICA / PRIMORYE / TRADITIONAL RUSSIAN CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аргудяева Юлия Викторовна

Статья посвящена русским старообрядцам, прибывшим в Приморье в 2009–2011 гг. из Боливии и Уругвая по программе переселения соотечественников. Рассматриваются проблемы их переселения с азиатского на американский континент, хозяйственная деятельность и быт в Южной Америке. Характеризуются особенности их адаптации к хозяйственной, социальной и культурной жизни в Приморье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Old-Believers from the South America: household features, traditions and problems of adaptation in Primorye .1

The article is devoted to the Russian Old-Believers who arrived in Primorye from Bolivia and Uruguay in 2009–2011 according to the Program of compatriot resettlement. The problems of their resettlement from the Asian continent to the American one, economic activity and the way of life in the South America are considered. The peculiarities of their adaptation to economic, social and cultural life in Primorye are characterized.

Текст научной работы на тему «Русские старообрядцы из Южной Америки: особенности быта, традиции и проблемы адаптации в Приморье»

Вестник ДВО РАН. 2013. № 4

УДК 39(=82)(8)(571.63) Ю.В. АРГУДЯЕВА

Русские старообрядцы из Южной Америки: особенности быта, традиции и проблемы адаптации в Приморье

Статья посвящена русским старообрядцам, прибывшим в Приморье в 2009—2011 гг. из Боливии и Уругвая по программе переселения соотечественников. Рассматриваются проблемы их переселения с азиатского на американский континент, хозяйственная деятельность и быт в Южной Америке. Характеризуются особенности их адаптации к хозяйственной, социальной и культурной жизни в Приморье.

Ключевые слова: миграция, адаптация, религия, русские старообрядцы, Южная Америка, Приморье, традиционная русская культура.

The Russian Old-Believers from the South America: household features, traditions and problems of adaptation in Primorye. Yu.V. ARGUDYAEVA (Institute of History, Archaeology and Ethnography of the Peoples of the Far East, FEB RAS, Vladivostok).

The article is devoted to the Russian Old-Believers who arrived in Primorye from Bolivia and Uruguay in 2009— 2011 according to the Program of compatriot resettlement. The problems of their resettlement from the Asian continent to the American one, economic activity and the way of life in the South America are considered. The peculiarities of their adaptation to economic, social and cultural life in Primorye are characterized.

Key words: migration, adaptation, religion, Russian Old Believers, South America, Primorye, traditional Russian culture.

В монографии «Из России через Азию в Америку: русские старообрядцы» [1] освещены определенные вехи жизни старообрядцев в России, их вынужденная эмиграция в Турцию (в начале ХУШ в.) и Китай (с Алтая - в провинцию Синьцзян и с юга российского Дальнего Востока - в Маньчжурию в период коллективизации в 1930-е годы); репрессии и репатриация после 1945 г., исход остатков старообрядческих общин в середине 1950 - начале 1960-х годов через Гонконг в Южную Америку и Северную Америку (преимущественно в северные штаты США - Орегон и Аляску), особенности трансляции старообрядцами культурного наследия русских, наконец, современное положение старообрядцев и степень сохранения ими традиционной русской культуры в иноэтническом, иноконфессиональном и иноязыковом окружении. В меньшей степени охарактеризована жизнедеятельность русских старообрядцев в Южной Америке, где их расселили в Бразилии, Аргентине, Уругвае, Боливии. Между тем в последнее время правительство России активно поддерживает возвращение на родину соотечественников и их потомков, эмигрировавших за рубеж. В рамках этой политики разработана программа по переселению соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья, в том числе из Латинской Америки. Одновременно в этих странах российские консульства проводили большую работу среди русской диаспоры. Так началось переселение в Россию, в том числе в Дальневосточный регион, старообрядцев из Боливии и Уругвая. Учитывать особенности их жизни за рубежом, на наш взгляд, крайне важно прежде всего в плане решения проблем их адаптации на российской территории.

АРГУДЯЕВА Юлия Викторовна - доктор исторических наук, главный научный сотрудник (Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Владивосток). E-mail: argudiaeva@mail.ru

Цель данной статьи - на основе различных источников и полевых материалов автора охарактеризовать особенности жизни русских старообрядцев в Южной Америке, выявить причины, по которым они смогли сохранить не только вероисповедные и этнические традиции, но и русский язык; обозначить тенденцию реэмиграции русских старообрядцев в Приморский край и проблемы их обустройства и адаптации к новым условиям жизни.

Известно, что в первой половине XX в. в Новый Свет отправились сотни тысяч русских беженцев и переселенцев - белые эмигранты, религиозные сектанты, искатели лучшей доли, а затем и беженцы Второй мировой войны. Однако задача сохранения национальной идентичности оказалась непосильной для подавляющего большинства русских эмигрантов. Их потомки в третьем и даже во втором поколении ассимилировались. В лучшем случае им удалось сохранить память о своих этнических корнях, культуре и религиозной принадлежности. На фоне общей судьбы русской эмиграции состояние общин сибирских и дальневосточных староверов в Латинской Америке, которые сегодня возвращаются в Россию, кажется необычным и удивительным.

Латиноамериканские староверы - это потомки тех, кто спасался в ХУШ-Х1Х вв. от религиозных преследований российского государства в Сибири и позже на Дальнем Востоке. В этих регионах было создано много старообрядческих поселений, в которых сохранялись этнические русские и древние религиозные традиции. Местные староверы в большинстве своем принадлежали к особому толку в старообрядчестве - так называемым часовенным (переходным между поповцами и беспоповцами).

У «часовенных» функции духовных лидеров исполняют выбранные из числа мирян грамотные наставники. Условия жизни на просторах Сибири и Дальнего Востока России закалили их, вынудили жить исключительно собственным хозяйством и сделали более замкнутыми и консервативными, чем остальные старообрядцы.

Революционные события 1917 г., Гражданская война и главным образом коллективизация повлекли за собой бегство староверов-часовенных из России. В 1920-х и начале 1930-х годов часть их переселилась с Алтая в китайский Синьцзян, а другая часть - из Приамурья и Приморья в Маньчжурию, где староверы осели главным образом недалеко от Харбина, создав крепкие крестьянские хозяйства. Приход в Маньчжурию в 1945 г. Красной армии обернулся для старообрядцев новой трагедией: большая часть мужчин была арестована и выслана в российские лагеря за «незаконный переход границы», и хозяйства их семей, оставшихся в Маньчжурии без основных работников, стали хиреть.

После победы в Китае коммунистов в 1949 г. новые власти стали недвусмысленно «выдавливать» из страны старообрядцев как нежелательный элемент. В поисках нового убежища староверы на время оказались в Гонконге, а в конце 1950 - начале 1960-х годов при помощи различных благотворительных организаций одна их часть выехала в США, другая - в Австралию, Новую Зеландию, Аргентину, Уругвай, Парагвай, Чили и Бразилию. В Южной Америке русские старообрядцы первоначально были поселены преимущественно в Бразилии, где с помощью Всемирного совета церквей получили 6 тыс. акров земли в 200 милях от Сан-Паулу [3]. Однако условия жизни в этой стране (жара, неурожаи, низкие цены на зерно, обилие насекомых, невозможность получить урожай при отсутствии удобрений и др.) не устраивали многие старообрядческие семьи. Одни из них перебрались в Северную Америку (штаты Нью-Джерси, Орегон и др.), другие - в Уругвай и Боливию. Важным было то, что местная земля могла давать урожаи без применения удобрений. Старообрядческая община в Боливии стала одной из самых крепких во всей Латинской Америке. Примерно такая же община сложилась и в Уругвае.

К южноамериканской действительности русские приспособились очень быстро. Они стойко переносят жару, несмотря на то что открывать тело им непозволительно. К ягуарам тоже привыкли, не особо их боятся, только защищают от них домашнюю живность. Со змеями расправляются легко, а кошек заводят для ловли ящериц, а не мышей [3].

Правительство Боливии, заинтересованное в рабочей силе, пошло староверам навстречу и выделило на своей территории, в основном в тропических районах, земли, где они могли бы жить по своим канонам вдали от больших городов. Им также были предоставлены льготные кредиты. В 2005 г. в Боливии общины русских старообрядцев объединяли около 2000 чел., т.е. две трети всех говорящих в этой стране по-русски [5]. Жители старообрядческих деревень, расположенных по отдаленным районам Боливии (Ла-Пас, Санта-Крус, Кочабамба и Бени), успешно занимались животноводством и земледелием, выращивая рис, кукурузу, пшеницу, бананы, ананасы, подсолнухи, сою. Хотя некоторые из них уехали в крупные города, большинство предпочитает жить в тихих деревушках. Детей в города отпускают неохотно, так как там, по мнению родителей, к которым традиционно принято прислушиваться, очень много соблазнов.

В отличие от других русских поселений в Америке, где дети уже почти не говорят по-русски и многие растворились среди местных жителей или вовсе ушли в города, боливийские староверы бережно хранят свои русские, в том числе вероисповедные традиции. Все они старообрядцы-беспоповцы. Они смогли сохранить не только православную веру и сложившийся несколько веков назад уклад жизни, но и русский язык. Даже современные старообрядцы, которые не только сами никогда не бывали в России, но чьи отцы и деды родились либо в Китае, либо в Южной Америке, общаются по-русски, как и их предки сто лет назад в сибирской или дальневосточной деревне. Русский язык сохраняется благодаря усилиям членов общины. Дети до семилетнего возраста воспитываются только в деревне. Затем они начинают (но далеко не все) ходить в обычную сельскую школу, где преподавание ведется на испанском языке. Параллельно учителя из членов общины преподают им чтение и письмо, чтобы они умели читать священные книги на церковнославянском языке, а матери рассказывают русские сказки, передающиеся из поколения в поколение.

Сохранению традиционных ценностей способствует то, что латиноамериканские староверы неохотно разрешают своим детям вступать в брак с людьми другой религии. К родственным связям предъявляются особые требования. Каждая семья заинтересована в том, чтобы их дети как можно раньше (в 13-15 лет) нашли себе спутника жизни. Но даже с дальними родственниками (до восьми степеней кровного и духовного родства) браки категорически запрещены, поэтому молодым старообрядцам приходится искать себе спутницу жизни в старообрядческих общинах других стран, порой за тысячи километров от дома, так как староверческие поселения разбросаны по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону, в том числе в России. Смешанных браков с местными жителями почти не бывает. Если русская девушка выходит замуж за боливийца, он обязан принять православную веру, одеваться, читать и говорить по-русски и полностью соблюдать традиции староверов, включая чтение святых книг на церковнославянском языке. Неудивительно, что такие свадьбы случаются крайне редко.

В соответствии с установленными канонами женщина должна иметь столько детей, «сколько Бог даст», и предохраняться от беременности считается грехом. Роды обычно проходят в деревне, женщине помогают бабки-повитухи. В больницу обращаются в крайнем случае, при трудных родах.

Несмотря на сопротивление старообрядцев внешнему влиянию и цивилизации, полностью изолироваться от них не удается. Старообрядцы в Боливии - это самодостаточные общины, но они не оторваны от внешнего мира. В хозяйственном и семейном быту широко используют современную технику (трактора, машины, холодильники, стиральные и швейные машины и др.), электричество. Иное дело - духовная жизнь. Смотреть телевизор, посещать кинотеатры, читать светскую литературу, пользоваться Интернетом строго запрещено. Обычно староверы не поют светских песен, стремясь сохранять благочестие, но праздники справляют очень торжественно, с песнями и танцами, конечно такими, которые не противоречат их религиозным установкам [3]. Несмотря на то что телевизор под

запретом, они в курсе всех основных событий. У некоторых все же имеются портативные телевизоры, которые смотрят тайком, приглушив звук. В пищу употребляют в основном продукцию, получаемую на своих подворьях. Но ряд продуктов - соль, сахар, растительное масло - приходится покупать в магазине.

За время пребывания староверов в Боливии в этой стране сменились многие президенты, но никогда старообрядцы не имели сложностей в отношениях с властями. Серьезные проблемы у боливийских староверов начались с приходом к власти президента Эво Мора-леса, одной из главных фигур «левого поворота» в Латинской Америке и первого лидера Боливии, посетившего Россию. Этот политик выступает как поборник идей социализма, антиимпериализма и защитник индейских общин, в которых многие племена продолжают сохранять свой уклад жизни с древних времен. По мнению исследователей, он стремится изгнать из создаваемого им чисто индейского государства все «чужеродные элементы», включая иностранцев и белых боливийцев, к числу которых относятся русские старообрядцы. Неудивительно, что у староверов вдруг появились «проблемы» с землей. Именно после этого активизировался процесс обратного переселения старообрядцев в Россию, сначала из Боливии, а потом и из других латиноамериканских государств, прежде всего тех, где у власти стоят правители, входящие в «Боливарианский альянс» или симпатизирующие ему [3]. Помимо этого, по словам самих старообрядцев, их потянуло на родину своих предков, о которой они знали от своих отцов и дедов. Сегодня российский МИД помогает процессу репатриации старообрядцев, хотя многие из них предпочитают уезжать не в Россию, а к своим единоверцам в США.

В Уругвае поселения русских староверов находятся в 170 км от Монтевидео. У одной из деревень нет официального названия, местные уругвайцы зовут ее Колония Офир, а в счетах электрической компании она именуется Camino de los barbudos (Дорога бородачей). Деревня была основана в 1966 г., когда 16 семей приехали из Бразилии в Уругвай при поддержке правительства президента Хестидо. Поначалу они обрабатывали 51 га земли, работали по найму. Сейчас у староверов 800 га, каждая семья имеет два-три трактора [2].

Уругвайская община известна среди единоверцев строгими нравами, и в поисках невест сюда приезжают женихи из многих стран. В старообрядческих поселениях часто гостит кто-то из молодежи: родители посылают детей к единоверцам, живущим в других странах и на других материках: пусть поживут у родных и знакомых, приглядятся, может быть, найдут свою судьбу. Разводы у старообрядцев запрещены за единственным исключением - если кто-то из супругов угрожает другому смертью.

Жители селения Офир имеют тесные родственные связи со штатами Орегон и Аляска США. В уругвайской общине говорят исключительно по-русски и не отдают детей в школы, хотя местные власти настаивают [2]. Все дети по нескольку часов в день занимаются в своей (старообрядческой) школе, в едином для всех классе с преподавателем-старообрядцем. Они учатся чтению и читают церковные книги, изучают русский язык, арифметику и немного испанский, считая, что для общения с местным населением и получения кредита в банке знания испанского языка в небольшом объеме вполне достаточно.

В деревне выращивают овощи, кукурузу, пшеницу, подсолнечник и ячмень, который покупают предприятия пивоиндустрии. Женщины готовят творог, сыр, сметану и продают все это в соседних населенных пунктах. Дети работают рядом с родителями с малых лет. Занимаются здесь и рыболовством в реках Уругвай и Рио-Негро, это приносит неплохой доход. Некоторые уезжают периодически на заработки - в основном на Аляску. Женщины-старообрядки - отличные вышивальщицы. Заказы на их работы поступают из многих зарубежных общин, особенно из США [2].

Примечательно, что практически все старообрядцы, родившиеся в Боливии, Бразилии или Уругвае и имеющие гражданство этих государств, своей родиной все же считают Россию. Желание перебраться в Россию у многих южноамериканских старообрядцев возникло давно. Особенно оно усилилось в последние годы благодаря развитию

межгосударственных отношений между Боливией, Уругваем, Бразилией и Россией и созданию в России программы по добровольному переселению соотечественников.

Первые южноамериканские старообрядцы (Килины) прибыли по этой программе в Приморье в 2009 г. из Уругвая и поселились в с. Дерсу Красноармейского района. Следующей стала группа из Боливии, связанная родственными узами с уругвайскими переселенцами. Сначала она остановилась в Корфовке Октябрьского района, но вскоре тоже переехала в Дерсу - подальше от влияния современной жизни. В Интернете и в прессе стала появляться весьма противоречивая информация о репатриантах. Одни авторы взахлеб расхваливали условия, предоставленные переселенцам, другие столь же рьяно критиковали власти за нерасторопность по обустройству вновь прибывших. Нам хотелось разобраться в сложившейся ситуации и попутно проверить наши выводы по исследованию старообрядцев в штатах Аляска и Орегон США [1], в том числе проследить, как замыкается исторический цикл: возвращаются на родину старообрядцы, когда-то вынужденные покинуть Россию. Важно было также выяснить у потомков старообрядцев Приморья некоторые моменты жизни русских старообрядцев в 1930-е годы на приморской земле и в Маньчжурии. В то же время хотелось узнать о современной жизни старообрядцев, особенностях их адаптации к местным (далеким от Южной Америки) условиям. Для этого мы предприняли ряд экспедиционных поездок в места проживания реэмигрантов.

Часть старообрядцев Боливии и Уругвая (практически все - потомки приморских старообрядцев) прибыла в Приморье по краевой целевой программе «Об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Рассчитанная на 6 лет, она реализуется в Приморском крае с 2007 г. Основная цель программы - стабилизация демографической ситуации в крае, которая характеризуется снижением общей численности населения за счет естественной убыли и миграционного оттока. Первоначально программой были определены шесть территорий вселения: 4 городских округа (Артемовский, Дальнегорский, Находкинский, Уссурийский), Пограничный муниципальный район и пос. Восток Красноармейского района.

Основная проблема, с которой столкнулись участники программы переселения, - жилищная. В крае нет центров временного размещения соотечественников; программой предусмотрено самостоятельное жилищное обустройство. Все возникающие проблемы должны были рассматриваться и решаться органами исполнительной власти совместно с органами местного самоуправления территорий вселения [4, с. 9].

В дальнейшем была разработана новая редакция программы переселения сроком действия до конца 2012 г., в которой предусматривалось увеличение (с 6 до 16) территорий вселения, скорректированы численность участников и объем финансирования, предусмотрена возможность компактного поселения религиозных общин для ведения сельскохозяйственной деятельности.

Возможность компактного переселения религиозных общин начали рассматривать с января 2009 г., когда в Приморский край приехали первые представители старообрядческой общины из Уругвая. Они не являлись участниками госпрограммы и прибыли для определения территории, где смогла бы жить их община в случае переезда в Приморье. Состоялась их встреча с руководителями администрации Приморского края, уполномоченного органа и координатора по реализации программы переселения и со специалистами краевой налоговой инспекции, которые проконсультировали их по наиболее приемлемым формам регистрации и порядку налогообложения предприятий. Для зарубежных старообрядцев были организованы ознакомительные поездки в Надеждинский, Красноармейский и Чугуевский районы края, где они могли пообщаться с местными ответственными работниками муниципальных образований. Старообрядцы выбрали с. Дерсу (в прошлом - Ла-улю) Красноармейского района, однако оно не являлось территорией вселения согласно краевой программе переселения. И все же 9 старообрядцев туда поехали.

В августе 2009 г. еще 3 семьи русских старообрядцев из Боливии, родственники уже проживающих в Приморье соотечественников, пожелали перебраться в Приморье. Им было отказано, так как в пункте анкеты, касающейся профессиональных навыков, они указали «земледелец». А работодатели, включенные в программу на тот момент, не предусматривали привлечение работников по этому виду деятельности. Кроме того, староверами для жительства было выбрано с. Единка Тернейского района, облюбованное старообрядцами еще с 1920-х годов, но оно не являлось территорией вселения.

В сентябре 2010 г. для определения территории поселения прибыли еще две семьи зарубежных староверов (Ульяна Мурычева и Николая Кузьмина). Они тоже хотели поселиться в Единке - это место отвечает всем требованиям их жизненного уклада: обособленное проживание и возможность речного и морского рыболовства.

Однако чтобы поселить старообрядцев в Тернейском районе, требовалось внести изменения в краевую программу по переселению, это могло занять значительное время (особенно потому, что Тернейский район относится к территориям с увеличенным размером подъемных). К тому же в районе отсутствовало свободное жилье. В качестве альтернативы старообрядцам предложили Уссурийский городской округ - они выбрали с. Корфовка.

Вначале в Корфовку прибыли 8 семей старообрядцев (19 взрослых и 34 ребенка). Всех их временно разместили на территории бывшего военного гарнизона в пятиэтажных домах. Им были выделены земли, на которых они вырастили огородные культуры. Они собрали хороший урожай овощей и в течение лета заготовили и продали 200 рулонов сена, обеспечив сеном всю округу [4, с. 16].

В ходе обустройства в Корфовке у старообрядцев возник ряд вопросов, связанных с земельным и жилищным обустройством, сбытом сельхозпродукции, кредитованием, школьным образованием, воинской обязанностью молодежи и др. Это потребовало решений Межведомственной комиссии по содействию реализации краевой программы переселения. На заседании комиссии 21 июля 2011 г. были приняты следующие меры для решения этих проблем.

О школьном образовании. В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в государственных муниципальных учреждениях является бесплатным и обязательным. Однако получение образования, предусмотренного Единым федеральным государственным образовательным стандартом, противоречит устоявшейся самобытности и религиозным убеждениям старообрядческой общины и, по мнению старообрядцев, «может привести к утрате самоидентификации их как истинных христиан». Решено, пока члены общины не приняли гражданство РФ, разрешить получение старообрядческими детьми среднего образования дистанционно. И все же 19 детей старообрядцев посещали разные классы средней школы с. Корфовка.

О воинской обязанности. Администрация Уссурийского городского округа совместно с комиссариатом Приморского края приняли решение о постановке граждан старообрядческой общины призывного возраста на воинский учет в соответствии с действующим законодательством. Вопрос о замене военной службы на альтернативную гражданскую в соответствии со ст. 59 Конституции РФ (в случае если убеждения или вероисповедание противоречат несению военной службы) решили рассмотреть после получения староверами российского гражданства.

О жилищном обустройстве. Учитывая особенности уклада жизни старообрядцев, их желание проживать обособленно, вдали от цивилизации, администрация Уссурийского округа рассматривала возможность строительства поселения для староверов на 10 одноэтажных домов. Для локального поселения выбрали участок местности недалеко от с. Корфовка площадью около 25 га; была произведена гидрологическая разведка участка под бурение скважины с установкой водонапорной башни для промышленного и бытового водоснабжения и выбрана трасса для строительства грунтовой дороги с устройством трубчатых переездов протяженностью 3 км. Помимо этого планировалось строительство

ЛЭП с трансформаторной подстанцией. Договорились об организации профессиональной подготовки членов общины по специальностям «водитель автомобиля», «тракторист» и др. [4, с. 16].

Однако старообрядцы Корфовки не пожелали остаться в таком людном месте и предпочли перебраться в с. Дерсу Дальнекутского сельского поселения Красноармейского района, куда помимо Дерсу входят селения Островное и Дальний Кут. 18 июля 2012 г. из Корфовки в Дерсу прибыла последняя старообрядческая семья (Ивана Мурычева). Таким образом, все 15 семей (около 70 чел.) старообрядцев, переселившихся в течение последних лет из Уругвая и Боливии в Приморье, оказались в с. Дерсу.

Как идет обустройство старообрядцев в Красноармейском районе Приморского края? Обживаясь в с. Дерсу, первые прибывшие туда Федор Килин и его сын Алексей тесно сотрудничали с краевой администрацией. В частности, она организовала телефонный разговор Алексея Килина с В.В. Путиным (занимавшим тогда пост премьер-министра РФ), который обещал оказывать всяческое содействие, в том числе выделению 1000 га пахотной земли. Вскоре при содействии посетившего Приморье И.И. Шувалова (бывшего тогда первым заместителем председателя правительства РФ) старообрядческой общине был безвозмездно передан трактор. Все семьи получили подъемные. Старообрядцам выделили 600 га земли, но эти земли находятся в разных местах (по 150 га в селах Дерсу и Островное, 300 га в с. Дальний Кут). При отсутствии транспорта и дорог добраться к ним нелегко. К тому же эти земли пригодны только под сенокосы и пастбища, да и то если будут облагорожены. Каждой семье выделили приусадебные участки, но пахотные угодья им не предоставили.

Разместились семьи в заброшенных домах, оставленных жившими здесь в прошлом старообрядцами. Одним жилье досталось бесплатно, другим пришлось заплатить. Первым 4 семьям на сооружение жилых построек было выделено по 40 кубометров строевого леса. Тем, кто прибыл в Дерсу позднее, дали только по 20 кубометров строевого леса, что недостаточно для старообрядческих многодетных и создающихся молодых семей.

Стационарное электричество в Дерсу отсутствует. Электрическое освещение осуществляется всего 4-5 ч в сутки (утром и вечером) от маломощного генератора.

Долина, где расположено село, довольно обширная и очень удобная. Она закрыта от северных ветров, не подвергается наводнению. Правда, добираться туда непросто, общественный транспорт не ходит из-за отсутствия хороших дорог. Через р. Большая Уссурка жители в летнее время перебираются на пароме, обустроенном местными умельцами, зимой - по льду реки. Стационарной капитальной переправы нет, что создает неудобства для жителей и Дерсу, и Дальнего Кута. Сложная ситуация (уже не первый год) складывается с обеспечением старообрядцев дровами. Рядом с их поселением расположен национальный парк «Удэгейская легенда», находящийся в федеральной собственности. В связи с этим местные власти не могут разрешить жителям пользоваться даже дровяным сухостоем. Старообрядцы могут заготавливать лишь мелкий плавниковый лес, попавший при сильной воде в речные заломы. Этого явно недостаточно для отопления жилищ в зимние дни, когда температура опускается ниже -45°С. К таким минусовым температурам южанам-старообрядцам привыкнуть нелегко, тем более что далеко не все они обеспечены хорошей зимней одеждой и обувью.

В настоящее время основные средства к существованию дают собранный с приусадебных участков урожай огородных культур, случайные заработки и остатки подъемных денег. Многие семьи, особенно многодетные, бедствуют.

В конце июля 2012 г. нам удалось побывать в с. Дерсу Красноармейского района Приморского края и увидеть условия жизни русских старообрядцев-эмигрантов.

Что на сегодняшний день мешает адаптации старообрядцев в Приморье, куда намереваются переехать еще несколько десятков, а может быть, и сотен старообрядческих семей из Южной Америки?

Один из первых переселенцев в с. Дерсу Алексей Килин

Иван Мурычев с пятью из своих девяти детей. Последняя старообрядческая семья, прибывшая из Корфовки в Дерсу 18 июля 2012 г.

Починка крыши. Приморье

Игры детей старообрядцев

Женщины с. Дерсу Степанида Фёдоровна Мурычева (урожденная Мартю-

шева, потомок приморских старообрядцев) с внуками

Агафья Фёдоровна Фефелова (урожденная Ки-

Софья Мурычева со своими детьми лина)

Девушки в традиционных костюмах Юный житель с. Дерсу

Основные просьбы старообрядцев с. Дерсу заключаются в следующем.

Выделить старообрядческой общине пахотные земли.

Провести за государственный счет межевание земель.

Остановить сооружение непосредственно на территории села баз отдыха и выделение другим гражданам (не старообрядцам) участков под дачи. (В последние месяцы на территории села и в его окрестностях, в том числе на пахотных землях, строятся базы отдыха, выделяются земли под дачные участки и личные подворья. Земли эти не обмежеваны. Если к старообрядцам приедут из Южной Америки семьи их единоверцев, земель в селе может не хватить. К тому же поведение граждан, приезжающих отдыхать с музыкой и выпивкой, противоречит образу жизни староверов, всегда стремившихся к уединению.)

Учитывая слабое знание русскими старообрядцами-переселенцами действующего российского законодательства и незнание ими многих реалий российской действительности, разъяснить старообрядцам-переселенцам их права и обязанности и оказать необходимую юридическую и социальную помощь по выделению и межеванию земель, оформлению документов на организацию фермерских хозяйств, пенсионному обеспечению и т.п.

Предусмотреть возможность выплаты единовременных или постоянных пособий многодетным (у всех от 3 до 9 детей) семьям. Это поможет быстрее адаптироваться к местным природным условиям (дополнительные одежда, питание, отопление и др.).

Освободить общину хотя бы на ближайшие 5 лет от уплаты земельного налога и предоставить возможность получения льготных беспроцентных кредитов на строительство жилья, объектов сельхозназначения, закупку инвентаря, транспортных средств.

Предусмотреть в программе по переселению соотечественников предоставление жителям полного социального пакета за счет краевого и районного бюджетов.

Обеспечить содержание дороги Рощино-Дальний Кут-Дерсу и организовать регулярное автобусное сообщение.

Провести в с. Дерсу стационарное электричество или поставить более мощный генератор.

Установить мобильную сотовую связь.

Организовать фельдшерский пункт хотя бы в одном из старообрядческих сел.

Обеспечить целевое выделение лесосечного фонда для заготовки деловой древесины под строительство новых домов и заготовку дров.

Обеспечить семьи старообрядцев сельхозинвентарем на льготных условиях.

Эти и другие просьбы были направлены старообрядцами с. Дерсу весной 2013 г. в департамент внутренней политики администрации Приморского края. В письме старообрядцы писали, что, если эти проблемы не будут решены, они вынуждены будут покинуть землю своих предков и искать другое место жительства. Однако еще один переезд окончательно разорит их семьи.

Подобные письма старообрядцы направили также губернатору, в законодательное собрание Приморского края, в Федеральную миграционную службу и миграционную службу Приморья и даже президенту В.В. Путину, в частности во время его прямого разговора с населением России. Кроме того, во все эти инстанции с просьбой удовлетворить нужды переселенцев обращались и сотрудники Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Дальневосточного федерального университета, некоторые общественные деятели Красноармейского района. ИИАЭ ДВО РАН предложил создать группу специалистов по разработке краевой программы переселения русских старообрядцев с американского континента в Приморье и оказать содействие в формировании такой программы и консультационном ее обеспечении. И в администрации края, и в органах миграционной службы сотрудников ИИАЭ ДВО РАН и преподавателей ДВФУ поблагодарили за внимание к проблемам старообрядцев-переселенцев Приморья и пообещали учесть высказанные замечания при доработке программы по переселению соотечественников.

Таким образом, соответствующие службы и органы власти проинформированы о неблагополучном положении дел с созданием для старообрядцев-иммигрантов нормальных условий жизни и труда, от всех получены обещания учесть поступившие предложения. Но практически ничего пока не сделано. Проблемы приехавших из Боливии и Уругвая старообрядцев так и остаются нерешенными. Между тем, в отличие от выходцев из государств Средней Азии, интенсивно прибывающих в Приморье, старообрядцам не надо учить русский язык. Они прекрасные работники-земледельцы, которых не хватает сегодня в пустеющих приморских деревнях, где практически разрушено сельскохозяйственное производство. Они традиционно многодетны, что в определенной мере помогло бы решать острую для Приморского края демографическую проблему.

Слабо представляя реалии России и наивно поверив отечественным чиновникам на слово, многие латиноамериканские староверы оказались в очень тяжелом положении на первом этапе переселения в 2008-2012 гг. В результате далеко не все репатрианты остались в России. Тем не менее большинство этих старообрядцев надеется, что их одиссея рано или поздно завершится на исторической Родине.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аргудяева Ю.В., Хисамутдинов А.А. Из России через Азию в Америку: русские старообрядцы. Владивосток: Дальнаука, 2013. 428 с. + 2,93 п.л. цв. вкл.

2. Злобин А. Русские барбудас: старообрядцы в Уругвае. - v0jnik.0rg/unity/6 (дата обращения: 30.05.2012).

3. Карякин А. Старообрядцы в Латинской Америке. - oko-planet.su/politik/politikist/172715-staroobrvadcv-v-latinskov-amerike.html (дата обращения: 19.05.2013).

4. Макаров Е.В. О реализации краевой целевой программы «Об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» на 2007-2012 годы // Приморье: народы, религии, общество: сб. ст. / Упр. внутренней политики Примор. края, Ассамблея народов Приморья, Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН. Владивосток, 2011. С. 6-17.

5. Наумов А. «Старообрядческая» Боливия. - http://ricolor.org/rz/latin_amerika/bi/b_r/1/ (дата обращения: 30.05.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.