Научная статья на тему 'Русские старообрядческие юрисдикции и греческие старостильники: контакты новейшего времени'

Русские старообрядческие юрисдикции и греческие старостильники: контакты новейшего времени Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
195
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЦЫ / НЕКАНОНИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ГРЕЧЕСКИЕ СТАРОСТИЛЬНИКИ / РУССКАЯ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / OLD BELIEVERS / NON-CANONICAL EDUCATION / GREEK ELDERS / RUSSIAN OLD ORTHODOX CHURCH / RUSSIAN ORTHODOX OLD BELIEVER CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бочков Павел Владимирович

В статье рассматриваются взаимоотношения русских старообрядцев и представителей различных разветвлений греческого старостильного раскола в начале XXI столетия. Сделан вывод, что консервативная старостильная греческая риторика стала близкой для представителей старообрядческих поповских юрисдикций вследствие понимания неполноценности и неканоничности своего положения и поисков подобия церковного единства и исправления своего статуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русские старообрядческие юрисдикции и греческие старостильники: контакты новейшего времени»

СТАТЬИ Священник Павел Бочков

Русские старообрядческие юрисдикции и греческие старостильники: контакты новейшего времени

В статье рассматриваются взаимоотношения русских старообрядцев и представителей различных разветвлений греческого старостильного раскола в начале XXI столетия. Сделан вывод, что консервативная старостильная греческая риторика стала близкой для представителей старообрядческих поповских юрисдикций вследствие понимания неполноценности и неканоничности своего положения и поисков подобия церковного единства и исправления своего статуса.

Ключевые слова: старообрядцы, неканонические образования, греческие старостильники, Русская Древлеправославная Церковь, Русская Православная старообрядческая Церковь

С приходом Интернета во все сферы общественной жизни уровень коммуникации, контактов, общения возрос для современного человека в сотни раз. С помощью новых средств связи умножились контакты и между представителями различных неканонических религиозных организаций. Даже такие консервативные и во многом закрытые для внешнего общения группы, как русские старообрядцы, все чаще становятся объектом интереса для разного рода западных христиан, находящихся в юрисдикционных поисках, интересующихся восточным христианством и ищущих «истинную Церковь». Чувствуя ментальную близость, и сами старообрядцы стали проявлять интерес к наиболее консервативным неканоническим группам и клирикам, желающим ближе познакомиться с древнерусской богослужебной традицией, узнать об истоках старообрядчества и его экклезиологической позиции.

Несмотря на то, что контакты между различными неканоническими православными юрисдикциями довольно скупо освещаются в прессе, есть свидетельства, что в ряде случаев такие контакты приводят к системному и деятельному диалогу, и даже к принятию в общение со старообрядцами на различных условиях клириков, ранее находившихся в других неканонических образованиях. О присоединениях к старообрядчеству клириков из Русской Православной Церкви или из обновленческого раскола написано несколько серьезных работ. Однако в последнее время появилась заинтересованность старообрядчеством со стороны представителей различных ответвлений греческого старостильного раскола, возникшего в Греции в первой половине XX в. в результате отказа старо-

стильников признать переход богослужебной жизни на новый календарный стиль.

В настоящее время старостильники, распространившись по всему миру, разделились на почти три десятка враждующих между собой «синодов», обвиняющих в отпадении от Православия не только канонические Поместные Православные Церкви, но и все остальные подобные себе группы. Примечательно, что интерес старостильников вызывали исключительно поповские старообрядческие юрисдикции, сохранившие формустрогой церковности и размеренную богослужебнуютрадицию.

В отличие от иных неканонических групп, очевидно, что крайне консервативная старостильная греческая риторика, объявившая все новостильные Поместные Православные Церкви, равно как и все Православные Церкви, сохранившие старый стиль, но состоящие с ними в общении, безблагодатными и неканоническими, стала весьма близкой для представителей старообрядческих поповских юрисдикций, также считающих все Поместные Православные Церкви отпавшими от «древлего Православия» и пребывающими в ереси.

Исторический путь, череда конфликтов с канонической Церковью, схожая история поиска и обретения для своих юрисдикций неканонического апостольского преемства предопределили ментальное сходство двух расколов. Эти обстоятельства существенно облегчили контакты между представителями двух неканонических групп, открыв им путь к интенсивному диалогу.

Первым известным случаем принятия в состав старообрядческой поповской юрисдикции бывшего старостильного клирика в сане епископа произошел в октябре 2002 г. на соборе Русской Православной старообрядческой Церкви (РПСЦ), известной также как Белокринницкое согласие [1, с. 15-20]. На этом соборе было рассмотрено прошение некоего Амвросия (Херцога), бывшего «епископа» Аугсбургского и Германского, ранее находившегося в составе Авксентьевского синода церкви истинно-православных христиан Греции, являющейся ответвлением греческого старостильного раскола.

Ранее Михаэль Херцог называл себя протестантом, затем был принят старостильниками и к 1999 г. получил рукоположение и монашеский постриг с именем Антоний. В Германии он сумел создать несколько малочисленных общин верующих и полноценный приход в Альбштадте. В результате уже в 2000 г. решением Авксентьевского синода Антоний (Херцог) был рукоположен в сан «епископа» Аугсбургского и всей Германии для окормления своих германских общин. Однако в это время Хер-цогзаинтересовался русским старообрядчеством.

Он прочел массу литературы и посетил Украину, где встретился с архиепископом Киевским РПСЦ Савватием (Козкой). Общение с этим авторитетным архиереем определило дальнейший путь Херцога. В 2002 г. Германию посетили московские старообрядцы и ознакомились с жизнью приходов в Аугсбурге и Альбштадте. В октябре 2002 г. старостильные клирики «епископ» Антоний (Херцог) и «иерей» Михаил Бук прибыли на собор РПСЦ, высказавшийся за присоединение названных лиц к РПСЦ первым чином. Священные степени, полученные у старостильников, не были признаны, так же, как не было признано правильным и крещение Херцога и Бука, т. к. над обоими было совершено обливательное крещение вместо троекратного погружательного, единственно возможного для старообрядческих согласий.

Процесс от крещения Херцога до возведения его в сан «епископа РПСЦ» занял около трех недель, и уже в ноябре 2002 г. Херцог, получивший новое монашеское имя Амвросий, отбыл в Германию [2, с. 17]. Спустя несколько дней получил новую хиротонию новокрещеный Михаил Бук, в старообрядческом крещении получивший имя Меркурий. Вместе с ним процедуру повторного крещения прошла и его супруга.

Старообрядцы довольно радостно и открыто приветствовали данное присоединение, но оно оказалось недолговечным. В 2004 г. Собор РПСЦ поручил Амвросию (Херцогу) управление Санкт-Петербургской и Тверской епархией, в связи с чем ему был присвоен титул «епископа Аугсбургского, всея Германии и Балтийских стран». В следующем, 2005 г., Собор РПСЦ рассмотрел и удовлетворил прошение «епископа» Амвросия (Херцога) о переходе в юрисдикцию Браильской митрополии РПСЦ, в которую юрисдикционно входят большинство зарубежных общин и приходов старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию. В Бе-локриницкой митрополии Херцог вновь получил прежний титул «епископа Аугсбургского и Германского». А всего через полтора года после этого Херцог разочаровался в старообрядчестве и распространил заявление, в котором утверждал, что старообрядческая иерархия является неканонической и раскольнической, в связи с чем он слагает с себя неканонический сан. Вскоре Херцог принял третье крещение (!) и в качестве мирянина вошел в состав Западноевропейского экзархата русских приходов Вселенского Константинопольского Патриархата. В июне 2007 г. он вновь принял монашеский постриг, на этот раз с именем Илия, и хиротонию в сан иеромонаха. Иеромонахом экзархата стал и бывший старообрядческий священник Меркурий Бук [3].

В 2005 г. еще один «иерарх» юрисдикции, претендующей на отождествление своей группы с греческим старостильным расколом, но на

Священник Павел Бочков. Русские старообрядческие юрисдикции и греческие старостильники: контакты новейшего времени

деле имеющей несколько иное происхождение, «епископ» Иаков (Барклай) был принят в русскую старообрядческую юрисдикцию - Русскую Древлеправославную Церковь (РДЦ). Примечательно, что в РДЦ провели исследования апостольского преемства «Традиционной Православной Церкви Греции и Диаспоры» и, придя к выводу, что юрисдикция происходит от неканонических хиротоний, совершенных обновленческими [4; 5, с. 401-402] американскими «архиереями», решили, что, следовательно, «епископ» Иаков (Барклай) не может быть принят в сане «епископа» [б]. Впоследствии Иаков (Барклай) был перерукоположен, став «епископом» Сионским и Западноевропейским в составе РДЦ.

В 200б г. между наиболее консервативной старостильной греческой юрисдикцией «Истинно-Православной Церкви Греции» «митрополита» Месогейского Кирика (Кондоянниса) и русскими старообрядцами - бег-лопоповцами (в настоящее время известными как Русская Древлеправо-славная Церковь) установились доброжелательные отношения, в скором времени переросшие в богословские собеседования. Старообрядческая юрисдикция, Русская Древлеправлославная Церковь (известна также как Новозыбковская Архиепископия Русской Древлеправославной Церкви), возглавляемая «патриархом Московским и всея Руси» Александром (Калининым), с большим интересом включилась в диалог, вынося его итоги на обсуждения соборов своей юрисдикции [7, с. 97; 8, 2013, с. 11б; 8, 2014, с. 117-118; 8, 2015, с. 118-119; 9, 2013, с. 12б].

В октябре 2008 г. состоялась встреча членов «Каллиникитского синода церкви истинно-православных христиан Греции» с делегацией Русской Древлеправославной Церкви. Встреча послужила началом диалога между греческими старостильниками и русскими старообрядцами [10, с. 205], интересующимися движением старостильничества и ищущими с последними интенсивного богословского диалога [7, с. 97; 9, 2010, с. 118; 11, с. 143]. Диалог с «Каллиникитским синодом» не получил своего продолжения, так как очередной кризис в этом старостильном греческом сообществе не позволил грекам сосредоточиться с должным вниманием на богословских собеседованиях, которым старообрядцы всегда уделяли большое внимание.

Ментальная близость между представителями РДЦ и юрисдикцией Кондоянниса была настолько очевидна, что после реорганизации группы Кондоянниса в международную структуру неканонических «истинно-православных церквей» богословский диалог греческих старостильников и старообрядцев приобрел еще большие масштабы. С 2008 г. группы стали регулярно обмениваться не только посланиями и богословскими вопросами и ответами на них, но и официальными делегациями. Иерархи и

клирики двух юрисдикций совершили несколько визитов в приходы РДЦ в Румынии, в приходы старостильников на Кипре, в Греции и Румынии [12]. В 2015 г. в Греции в монастыре св. Екатерины близ г. Коропи состоялось богословское собеседование между двумя группами, которое возглавил глава РДЦ «патриарх Московский» Александр (Калинин) и глава «кирикитов» Кирик (Кондояннис). «На собеседовании обсуждались различные вопросы церковной жизни, как современной, так и в исторической ретроспективе, в том числе вопрос о Московском соборе 1ббб-1бб7 гг., по которому делегация древлеправославных христиан подготовила ряд документов и материалов на русском и на греческом языках» [12]. Возможно, что в будущем две юрисдикции имеют планы по установлению полного общения, во всяком случае, контакты между двумя группами продолжились в 201б [8, 201б, с. 113-120; 13, с. 11] и в 2017 гг.

Отчеты о собеседованиях были неоднократно обсуждаемы старообрядцами на Архиерейских и Освященных соборах Русской Древлеправо-славной Церкви, стремящейся таким образом заявить о своей значимости не только в России, но и на международном уровне, дабы показать свою величину и способность конкурировать с другой, наиболее крупной поповской старообрядческой структурой - Русской Православной старообрядческой Церковью.

Помимо этого, видя открытость РДЦ к общению, в 2013 г. к ней попытался присоединиться известный мигрант по различным неканоническим сообществам «митрополит» Александр (Ставрос Зографос), в 2012 г. успевший получить «епископскую хиротонию» в одной из малочисленных греческих старостильных групп под руководством «архиепископа» Серафима (Михи), затем побывавший в составе либеральной «Украинской Автокефальной Православной Церкви(канонической)»[14] «патриарха» Моисея (Кулика) [15, с. 1б5]. Затем он предпринял попытку войти в старообрядческую Русскую Древлеправославную Церковь [8, 201б, с. 118-119]. Вследствие того, что русские старообрядцы отказались принимать Зографоса в сане «епископа», последний в результате вернулся в состав иерархии одной из малочисленных греческих старостильных групп.

В 2017 г. клирики РДЦ установили контакты с болгарскими старо-стильниками, о юрисдикционной принадлежности которых не сообщалось. Однако было заявлено, что и с этими старостильниками начат некий богословский диалог [8, 201б, с. 119].

По состоянию на конец 2017 г., РДЦ в целом одобряла контакты своих клириков с представителями иных православных юрисдикций, в которых видела способ свидетельства о Древлеправославии [9, 2017, с. 9б-97].

Священник Павел Бочков. Русские старообрядческие юрисдикции и греческие старостильники: контакты новейшего времени

После неудачи с присоединением к Русской Православной старообрядческой Церкви бывшего старостильного «епископа» Антония (Хер-цога), в настоящее время не известно о контактах представителей Бе-локринницкого согласия со старостильными группами, которые, если и имеют место быть, не предаются широкой огласке и не становятся предметом обсуждения в старообрядческой периодике.

Церковные разделения, по каким бы причинам они ни возникали, всегда являются для Церковного Тела раной, требующей исцеления. Стремление к диалогу, готовность к смене церковной юрисдикции со стороны представителей неканонических образований являются свидетельством того, что они сами понимают всю неполноценность и неканоничность своего положения, находятся в поисках подобия церковного единства и исправления своего статуса. Со своей стороны каноническая Церковь никогда не закрывает свои двери перед теми, кто находится за церковной оградой, надеясь, что их поиск будет успешно окончен в лоне истинной Церкви, надежно защищенной благодатной силой и каноническим строем, хранящим подлинное единство в вере и церковной жизни.

Источники и литература

1. Бочков П. Обзор старообрядческих поповских юрисдикций: происхождение иерархии, история и современное состояние / П. Бочков // Богословський вкник. Науковий журнал. Чершвци Чершвецький нац. ун-т, 2016. № 14. С. 15-26.

2. Научиться старообрядчеству. О присоединении к Русской Православной Старообрядческой Церкви германского епископа Амвросия // Духовные ответы. М., 2003. Вып. 16. С. 17.

3. Сообщение № 04-07 Совета Архиепископии // Archevêché des églises russes en Europe occidentale [Электронный ресурс]. 2018. Режим доступа: http:// www.exarchat.eu/spip.php?article759 (дата обращения: 11.04.2018).

4. Обновленческий раскол: материалы для церковно-исторической и канонической характеристики / сост. И.В. Соловьев. М.: ОЛЦИ, 2002.

5. Лавринов В. Обновленческий раскол в портретах его деятелей / В. Лав-ринов. М.: ОЛЦИ, 2016.

6. Деяния Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви, состоявшегося 25-30 октября 2005 г. // Русская Древлеправославная Церковь [Электронный ресурс]. 2016. Режим доступа: http://ancient-orthodoxy.narod.ru/ doc/arh2005.htm#_ftn1 (дата обращения: 04.10.2016).

7. Таранец С.В. Русская Древлеправославная Церковь в конце ХХ - начале ХХ1 века // Судьба старообрядчества в ХХ - начале ХХ1 в.: история и современность: сб. науч. тр. и материалов / отв. ред. и сост. С.В. Таранец. Киев - Винница, 2010. Вып. 4. С. 81-115.

8. Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви // Древ-леправославный календарь. М.: Древлеправославная Патриархия Москов-

ская и всея Руси, 2013. С. 116-125; 2014. С. 117-125; 2015. С. 107-127; 2016. С. 113-120.

9. Освященный Собор Русской Древлеправославной Церкви // Древле-православный календарь. М.: Древлеправославная Патриархия Московская и всея Руси, 2010. С. 118-120; 2013. С. 125-133; 2017. С. 94-97.

10. Слесарев А.В. Старостильный раскол в истории Православной Церкви (1924-2008) / А.В. Слесарев. М., 2009.

11. Из жизни Русской Древлеправославной Церкви. Архиерейский Собор Русской Древлеправославной Церкви // Древлеправославный календарь, 2010. М.: Древлеправославная Патриархия Московская и всея Руси, 2009. С. 143-144.

12. Богословский диалог с древлеправославными христианами // Журнал о. Андрея Сиднева [Электронный ресурс]. 201б. Режим доступа: Ь|11р://^1с1пеу. Пуеригпа!. сот/357100.Ь|1т1 (дата обращения: 09.10.201б).

13. ИтогиСобора//Старообрядецъ.НижнийНовгород,201б. №б2.С.11.

14. Хронолопя архгёрейських хфотонт \ призначень в УАПЦК у 2012 роц1 // Укра'шська Автокефальна Православна Церква Каношчна [Электронный ресурс]. 2014. Режим доступа: http://www.soborna.org/news/uk/2012/1217.h1ml (дата обращения: 19.02.2014).

15. Бочков Павел, свящ. Обзор неканонических православных юрисдикций ХХ-ХХ1 вв.: в 4 т. Т. 2: Реформаторские расколы / священник Павел Бочков. Киев: ДП «Персонал», 2014.

Priest P. V. Bochkov, Russian old believers and the jurisdiction of Greek old Calendarists: contacts latest time

The article deals with the relationship of Russian old believers and representatives of various directions of the Greek old-age schism in the early XXI century. It is concluded that the conservative old-fashioned Greek rhetoric has become close to the representatives ofthe old believers ofPopov jurisdictions in the context ofthe obvious understanding of their inadequacy and non-canonical position and the search for similarity of Church unity and the correction oftheirstatus.

Key words: old believers, non-canonical education, Greek elders, Russian old Orthodox Church, Russian Orthodox old Believer Church

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.