УДК 94(47)08:316.2 DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.6.42
РУСАНОВА Вера Сергеевна, аспирант кафедры истории России и зарубежных стран Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина. Автор 11 научных публикаций, в т. ч. одной монографии*
ОЯСЮ: https://orcid.org/0000-0002-9842-9184
РУССКИЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА И П.А. СОРОКИН (историографический аспект)
Целью статьи является обзор научной литературы, в которой советскими/российскими учеными в большей или меньшей степени был разрешен вопрос о роли П.А. Сорокина в русских революциях 1917 года и их влиянии на научное мировоззрение русско-американского социолога. Автором предпринята попытка выделить этапы развития отечественной историографии по заявленной проблематике и выявить особенности исследований каждого из пяти периодов. В качестве основного вывода выступает тезис о том, что в исторической литературе выработалось единое мнение относительно влияния Февральской и Октябрьской революций на судьбу и научные изыскания социолога, вопрос же о роли ученого в упомянутых событиях по-прежнему остается дискуссионным. Большинство отечественных исследователей считает, что события февраля-марта 1917 года в России стали катализатором стремительного развития политической карьеры П.А. Сорокина, а октябрьский приход к власти большевиков социолог, напротив, расценил как контрреволюцию. Впоследствии политический проигрыш эсеров, в рядах которых состоял П.А. Сорокин, оказал значительное влияние на его научное осмысление произошедших в России 1917 года катаклизмов и способствовал углубленному изучению революций через призму бихевиоризма. Именно политический опыт, полученный русско-американским ученым в России, стал основанием для формулирования собственной теории революции, ключевые положения которой изложены в его фундаментальном труде «Социология революции» (1925). Данная статья представляет собой одну из первых попыток комплексного освещения литературы по «революционному» вопросу в жизни и творчестве П.А. Сорокина, выходившей в СССР/Российской Федерации с 1917 по 2019 год. Практическое значение исследования заключается в том, что анализируемые в нем материалы могут быть использованы при разработке как спецкурсов, так и основного курса по истории России XX века.
Ключевые слова: П.А. Сорокин, Русские революции 1917 года, Февральская революция, Октябрьская революция, отечественная историография.
* Адрес: 167001, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Катаева, д. 9; e-mail: [email protected] Для цитирования: Русанова В.С. Русские революции 1917 года и П.А. Сорокин (историографический аспект) // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2019. № 6. С. 42-55. DOI: 10.17238/ issn2227-6564.2019.6.42
«Обобщающей монографии о В.О. Ключевском не существует, но она необходима: отечественная историография должна располагать специальной работой о крупнейшем буржуазном историке предреволюционной России», - писала академик М.В. Нечкина в 1974 году [1, с. 7]. Как же актуально звучат эти строки сегодня по отношению к русско-американскому социологу XX века П.А. Сорокину! Через тему «Питирим Сорокин» проходит множество общих вопросов развития социологической мысли прошлого века, отражается история России первой четверти XX столетия - времени трех революций, Первой мировой и Гражданской войн, «строительства нового общества» и государства. Скромно отмеченное научным сообществом историков столетие Февральской буржуазно-демократической, а затем Октябрьской социалистической революций выявило разность подходов к изучению указанных событий, но вместе с тем -неугасаемый интерес к проблеме революции в целом и оценкам революций в России ее современниками в частности. За последнее время отечественная историография пополнилась статьями и монографиями как обобщающего, так и проблемного характера в данной области знания [2-7]. В комплексе изданной периодики ряд статей посвящен творческому наследию и деятельности Питирима Александровича Сорокина в 1917 году [8-10]. Примечательно, что за 20-летний период научного осмысления его жизненного и творческого пути не встречается работ, за исключением диссертаций, в которых авторы подробно разбирают, анализируют этапы развития научной мысли Сорокина по обозначенной в заголовке статьи проблематике. Мы предпримем попытку восполнить образовавшуюся лакуну в данной области историко-социоло-гической мысли.
Для начала коротко обозначим этапы развития историографии рассматриваемого вопроса.
1917-1923 годы - период накопления историографического материала о П.А. Сорокине и его взглядах на революции 1917 года в России, представленного в виде отзывов, рецензий, отчетов о диспутах, статей в периоди-
ческой печати как самого ученого, так и его современников.
1923-1966 годы - этап научного забвения П.А. Сорокина в связи с отъездом за границу 23 сентября 1922 года. В указанный период его революционная деятельность и научные воззрения не являлись предметом исследований советских ученых. Перед ними ставились глобальные задачи осмысления истории в рамках теории исторического материализма и в связи с этим закономерно возникали проблемы методологического характера.
1966-1985 годы - время возвращения имени Питирима Сорокина в отечественную науку. В апрельском номере журнала «Новая и новейшая история» за 1966 год вышла статья И.А. Го-лосенко «Философия истории Питирима Сорокина» [11], обратившая внимание ученых и публицистов на личность социолога-эмигранта и его теоретические наработки в области социологии, пользовавшиеся к тому времени популярностью в США и ряде европейских стран. В этот период актуальность приобретает изучение его биографии, в т. ч. революционной деятельности. Внимание исследователей акцентируется на отношении Сорокина к большевикам. Характерной особенностью периода становится широкое освещение имени Сорокина в центральных и региональных печатных СМИ.
1985 год - начало 2000-х - время наращивания источниковой базы. На русском языке публикуется автобиография социолога, мемуарные заметки о нем. На страницах журнала «Рубеж» печатаются отрывки из дневника Пи-тирима Александровича. Научное сообщество знакомится с публицистическим наследием ученого в т. ч. революционного периода. Новый пласт источников расширяет проблемные рамки исследований, по-прежнему в большинстве своем нацеленных на изучение и реконструкцию жизненного пути Сорокина.
Начало 2000-х - 2019 год - вектор научных изысканий смещается к осмыслению наработок П.А. Сорокина в области социологии и культурологии. Специалистами поднимается вопрос о роли и месте ученого в процессе
развития общественных наук XX века. Тема революций в жизни Питирима Александровича отходит на второй план. Особенностями периода являются создание научных центров по изучению творческого наследия П.А. Сорокина и издание томов его полного собрания сочинений.
Вкратце охарактеризовав этапы исследования обозначенной в заголовке статьи проблемы, остановимся на каждом из них подробнее.
1917 год - рубеж, разделивший историю России на два качественно отличающихся периода. Это время гражданской активности в выборе дальнейшего исторического пути, когда большинство представителей дворянства и интеллигенции, крестьян и рабочих осознавало необходимость смены «жалкой, дрянной, слякотной власти» [12, с. 25]. Нарастание недовольства ведением внутренних дел и поражениями русской армии на фронтах Первой мировой войны дало обществу толчок к осуществлению решительных действий, но мало кто тогда понимал «конец уже совсем близко... или это только начало?» [13, с. 53]. Этим же вопросом задавался и П.А. Сорокин. Размышления о неизбежности революции, ее причинах и итогах вошли в круг научных интересов социолога и занимали его внимание на протяжении долгих лет жизни.
В указанный период говорить об истории изучения проблемы революций в жизни ученого не приходится по той причине, что события только свершились. Скорее имеет место появление материалов, которые впоследствии будут выполнять функции исторических источников. О каких же материалах идет речь?
В 1917 году Питирим Сорокин занял активную гражданскую позицию: он принимал участие в работе Временного правительства, митингах, выступлениях, демонстрациях. В этот год многое из увиденного и пережитого им публиковалось в двух эсеровских газетах - «Дело народа» и «Воля народа». В течение непродолжительного времени работы в «Деле народа» за подписью П.А. Сорокина, включая псевдонимы, вышло 11 статей. В них автор делился с читателями размышлениями о будущем страны,
происходящем моменте и победе Февральско-мартовской революции 1917 года. В связи с перипетиями, произошедшими на очередном съезде партии в марте 1917 года (упомянем, что Сорокин состоял в партии социалистов-революционеров с 1906 года), Питирим Александрович вышел из состава редакторов «Дела народа» и принял участие в организации нового печатного издания. Им стал орган правых эсеров - газета «Воля народа». По данным Е.В. Осиповой, Сорокин входил в состав редакторов газеты [14, с. 599]. Сегодня широкому кругу читателей доступно большинство публикаций социолога в упомянутых периодических изданиях [15, 16], однако их поиск продолжается. Предполагаем, что имели место отзывы современников на статьи социолога, однако обнаружить их в публицистических изданиях тех лет проблематично.
Все же «сорокиноведам» известно несколько статей начала 1920-х годов, в которых встречается оценка взглядов Сорокина на итоги Октября 1917 года. Так, в 1922 году В.И. Ульянов (Ленин) в статье «О значении воинствующего материализма» [17, с. 23-33] приводит цитату из социологического очерка П.А. Сорокина «О влиянии войны» [18], опубликованного в журнале «Экономист», с целью продемонстрировать читателям несостоятельность выводов молодого исследователя относительно состояния института семьи в военно-революционный период. Несколькими месяцами позже, но уже после отъезда П.А. Сорокина из России (он эмигрировал 23 сентября 1922 года) на страницах журнала «Воля России» - крупнейшего послереволюционного эмигрантского издания, выходившего в Праге, - разгорелась дискуссия о влиянии революции на внутреннее устройство Советской России. Поводом к обсуждениям послужила статья Сорокина «Нравственное и умственное состояние современной России [19, 20]. Претенциозно написанная, она «обличала» неспособность руководителей большевистской партии понять текущий момент. Поданная в довольно острокритическом ключе, она всколыхнула интеллигентскую
аудиторию, что и послужило поводом к дискуссии. Здесь поясним, почему публикацию социолога и отзывы на нее, вышедшие в Праге, автор настоящего исследования относит к отечественной историографии. Как было отмечено выше, у Питирима Александровича еще до отъезда из России выходили статьи подобной тематики. Заметки, опубликованные им в Чехословакии, продолжили демонстрировать несостоятельность советской власти. Кратковременное нахождение социолога в среде Русского зарубежья в Берлине и Праге, а также отъезд в США в 1923 году на долгие годы оборвали его связь с российскими/советскими учеными и наукой. Не располагая информацией об упоминании имени Сорокина в связи с его научным творчеством и революционной деятельностью в научной среде Советской России до середины 1960-х годов, мы считаем, что не лишним будет добавить несколько слов о состоянии социологической и исторической науки в рассматриваемый период.
Октябрьская социалистическая революция оказала решающее влияние на отечественную науку. Она послужила толчком к изменению методологической базы общественных и гуманитарных наук: постепенно на смену позитивизму приходит исторический материализм. Новые вопросы в исторической науке стала поднимать хлынувшая в образовательные учреждения рабоче-крестьянская молодежь, «нулевые студенты» [21, с. 50], как называл их Сорокин. В связи с чем интерес к рабоче-крестьянским движениям в России, борьбе с империализмом и изучение исторического процесса в русле марксистского учения в этот период выступили на первый план. Для ученых «старой школы», к которым относил себя и социолог, марксизм был несостоятельной концепцией. По их мнению, он не мог синтезировать имеющийся научный опыт с новыми веяниями 1920-х годов. Н.Г. Осипова считает, что В.И. Ленин не пренебрегал данными социальных наук, в т. ч. социологии. Однако, не отвечая вызовам времени в том виде, в каком социология тогда существовала в качестве научной дисциплины,
она стремительно трансформируется под влиянием новой методологической базы. Н.Г. Оси-пова отмечает, что развернувшиеся в начале 1920-х годов дискуссии о задачах социологии в новом историческом контексте были прекращены с выходом в свет краткого курса «Истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)» [22]. К середине 1930-х социология как самостоятельная научная дисциплина утратила свое значение. К этому времени Питирим Сорокин уже более 10 лет проживал в США. Его немногочисленные работы, успевшие выйти в Советской России до 1923 года, потеряли популярность или были запрещены. Не исключаем, что одним из факторов, послуживших данному процессу, стало антибольшевистское прошлое социолога. Историческая же наука продолжила развиваться в русле концепции марксизма-ленинизма, достигнув значимых результатов. Добавим, что в середине 1950-х годов во втором издании Большой советской энциклопедии была дана короткая справка о П.А. Сорокине, резюмирующая деятельность ученого в 1917-1918 годах [23, с. 109]. После чего прошло еще десятилетие, прежде чем советских историков и философов привлекла сначала личность русско-американского социолога, а затем и его научные достижения.
Новым рубежом в знакомстве отечест-вен-ных ученых с творческим наследием П.А. Сорокина стала вторая половина 1960-х. Одним из первых к социологическим концепциям Сорокина обратился профессор Ленинградского университета И.А. Голосенко (1938-2001). Повторим, им была подготовлена статья «Философия истории Питирима Сорокина». В ней автор предпринял попытку выявить значение и место философско-исторической концепции Сорокина, получившей название «интегра-лизм», в истории философского знания. Вопрос революционного прошлого социолога в данной статье не затрагивался. Год спустя И.А. Голосенко защитил диссертацию, в рамках которой подверг критическому анализу исторические и социологические концепции Сорокина.
Здесь будет уместно обратить внимание на то, что с личностью Питирима Александровича начала знакомить советских читателей в начале 1960-х годов и периодическая печать. Так, в одном из номеров «Литературной газеты» вышла «статейка» под названием «Мармелад Питири-ма Сорокина» [24, с. 4]. Автор заметки критиковал методологию интегрализма социолога, выражал недоверие к теоретическим разработкам ученого в отношении мирного сосуществования коммунистической и капиталистической идеологий, отмечал, что Сорокин в прошлом «белоэмигрант», «эсер», «бывший приват-доцент Петербургского университета», «псевдомыслитель из лагеря отъявленных реакционеров». В это же время на родине социолога, в Коми АССР, газета «Красное знамя» опубликовала на развороте объемную статью коми поэта С.А. Попова «Нам не по пути, мистер Питирим Сорокин» [25, с. 2-3]. С.А. Попов критически подходил к взглядам Сорокина относительно мирного сосуществования государств (СССР и США) и двух идеологий и о революционном прошлом ученого упоминал в отрицательном ключе.
Предполагаем, что интерес со стороны советской интеллигенции в начале 1960-х к личности Сорокина был вызван в т. ч. выступлением русско-американского социолога на международной социологической конференции 1962 года, проходившей в Вашингтоне. В рамках этого мероприятия Питирим Сорокин представил свой взгляд на теорию конвергенции. По данным отчета об итогах конференции, составленного руководителем советской делегации Ф.В. Константиновым, в ходе обсуждения природы основных социологических теорий Сорокиным и рядом других ученых были предприняты попытки найти изъяны в марксистской социологической теории. Ф.В. Константинов заключает: «Антимарксистские, антинаучные тезисы буржуазных социологов были подвергнуты критическому анализу в докладе "Природа и проблемы социологической теории" М.Т. Иов-чука и Г.В. Осипова» [26, с. 76].
Видим, что по прошествии почти 40-летнего периода «забвения» имя Питирима Сорокина
вновь возникает в научной отечественной литературе. Упоминания об ученом-эмигранте все чаще начинают появляться в исследованиях социологов, историков, а также в периодической печати. В начале 1960-х годов его революционная деятельность оценивается как антибольшевистская, отмечается принадлежность Сорокина к эсеровской партии, отношение к научным достижениям социолога носит критический характер. В период перестройки ситуация с оценкой личности и деятельности Сорокина в 1917 году в отечественной науке меняется. Смену вектора отчетливо демонстрирует периодика.
Общий оттенок исследовательских работ о Сорокине в период с 1985 года по начало 2000-х передает вступительное слово интервьюера к обширной статье «Питирим Сорокин: кто он?»: «А действительно, кто же он, крупнейший американский социолог двадцатого столетия, наш с вами земляк! Нелепо как-то получается, что его имя, известное всему миру, менее всего знают на родине. Долгое время оно тщательно замалчивалось и если упоминалось в литературе, то лишь с отрицательным оттенком - "буржуазный социолог", "антисоветчик" и тому подобное. Никаких сколько-нибудь подробных данных о его биографии в нашей справочной литературе нет: лишь беглый критический анализ основных работ и теорий. В период оттепели шестидесятых годов была, правда, попытка издания одной из его книг в Советском Союзе, но так и осталась неосуществленной. И только теперь журнал "Социологические исследования" (№ 4, 88) признал, что его творчество "в равной степени стимулировало развитие как буржуазной, так и марксистской науки."» [27, с. 2]. Из приведенной цитаты видно, что П.А. Сорокин характеризуется как «крупнейший американский социолог двадцатого столетия», его революционное прошлое оговаривается вскользь. Начинается период «сглаживания острых углов» в биографии Сорокина. В этой же статье респондент (в качестве которого выступил И.А. Голосен-ко) раскрывает ранее неизвестные широкому кругу факты из биографии социолога, в т. ч.
приводит ряд фактов политической деятельности социолога в 1917 году. В частности, отмечает, что после Февральской революции Пи-тирим Александрович состоял на секретарской службе в правительстве А.Ф. Керенского, а Октябрьскую революцию не принял. Оценки же этих фактов в статье отсутствуют [27].
С конца 1980-х именно жизненный путь Сорокина становится предметом исследования в работах ведущих социологов и историков науки. Цель этих работ заключается в реконструкции жизни русско-американского ученого, выявлении и устранении «белых пятен» в его биографии, в т. ч. связанных с 1917 годом. Одним таким «пятном» был факт написания Питиримом Александровичем «покаянного письма» как итога всей революционной деятельности. Оно было опубликовано 29 октября 1918 года в газете «Крестьянские и Рабочие Думы» и перепечатано по указанию В.И. Ленина в газете «Правда» 21 ноября того же года. Первым раскрыть этот эпизод жизни попытался Л. Смоленцев на страницах «Красного знамени». Он дал развернутый анализ предпринятого Сорокиным осенью 1918 года действа на основе архивных данных. Автор «Ценных признаний...» опровергает ряд доводов, приведенных социологом в автобиографическом ро-мане1. В частности, Л. Смоленцев пишет об отсутствии постановления ЧК о расстреле П.А. Сорокина и его регулярных встречах с женой. Среди прочего читаем: «Постановления о расстреле в "Деле" нет, хотя сам Сорокин уверяет, что оно было вынесено, и он каждую ночь месяца, проведенного в тюрьме, ждал смерти. Что скрывать, расстрелы в месяцы ответного "красного террора" были. Бессудные. По постановлениям ЧК (выделено нами. - В. Р.). Однако Питирим Сорокин относительно себя явно сгущает краски: "Часами я стоял у окна камеры в надежде увидеть жену. И вот сегодня получил от судьбы щедрое вознаграждение -
внезапно увидел ее. Какое счастье! Я закричал, замахал полотенцем. Она заметила - несчастная моя бедняжка. Несколько минут не отрываясь смотрели друг на друга. Это все, что мы могли." ("Молодежь Севера", 04.02.90 г.). Лирика, как видим, душещипательная. Но вот какая неувязка: в "Деле" и сегодня сохранены шесть пропусков "Гр-ке Сорокиной Елене для свидания с арестованным Сорокиным П.А.". Датированы пропуска 10, 13, 17, 20, 24 и 28 ноября 1918 года» [28, с. 1]. Факт отсутствия постановления о расстреле П.А. Сорокина не признается рядом современных исследователей его творческого наследия. Автор же данной статьи разделяет точку зрения Л. Смо-ленцева по обозначенному вопросу.
Знакомство научного сообщества с личностью Сорокина продолжалось и в течение 1990-х годов. Фрагментарно освещается его биография. А.В. Липский, П.П. Кротов пишут о раннем этапе жизни социолога [29], посредством интервью общественность узнает «зарубежного» Сорокина [30], выходит ряд статей о «возвращении» его имени в отечественную науку [31, 32]. Научно обоснованных работ о роли и месте революций 1917 года в жизни русско-американского ученого не встречается. Вместе с тем акцентируется внимание на высылке Сорокина из Советской России большевистским правительством. Также отмечается значительный вклад социолога в развитие мировой научной мысли.
Новый толчок для развития отечественной историографии периода 1990-х по вопросу роли П.А. Сорокина в революционных событиях России 1917 года дала публикация источнико-вого материала. На страницах журнала «Рубеж» вышли отрывки дневника социолога [33, 34], А.В. Липский и П.П. Кротов подготовили перевод с английского автобиографического романа «Долгий путь» и издали его [35]. Вышла работа Сорокина о послереволюционном
1На момент публикации статей И. Голосенко и Л. Смоленцева автобиографический роман П.А. Сорокина «Долгий путь» еще не был издан. Отдельные отрывки романа публиковались в региональных газетах, к примеру в «Молодежи Севера» от 2 февраля 1990 года.
состоянии России [36]. Логическим обобщением хлынувшей информации о русско-американском социологе, а также изданием источ-никового материала в этот период становится монография И.А. Голосенко о жизни и творчестве П.А. Сорокина [37].
В последнее десятилетие XX века наследие социолога стремительно набирало популярность среди историков, социологов и философов. Тема революции все реже поднималась в их исследованиях. Важной вехой в «сороки-новедении» стало появление научных центров. Так, 9 февраля 1999 года в рамках Международного симпозиума, посвященного 110-летию со дня рождения ученого, был создан Международный институт Питирима Сорокина - Николая Кондратьева. Начался новый этап в истории изучения научной деятельности П.А. Сорокина, все более приобретающий институциональные формы. Источниковую базу «революционной» тематики дополнила публикация газетных статей социолога [15], написанных им во время работы в эсеровских газетах «Дело народа» и «Воля народа». Затем в историографии вопроса наблюдается спад.
Статьи и монографии о революционной деятельности Питирима Александровича вновь стали появляться в связи с 90-летием двух русских революций 1917 года. М.В. Ломоносова в попытке осветить взгляды П.А. Сорокина на состояние политики в США конца 1950-х годов, изложенные им в труде «Власть и нравственность», обращает внимание читателей на революционный опыт социолога [38]. Относительно участия Сорокина в политической жизни России 1917 года исследователь придерживается позиции, высказанной самим Сорокиным и представленной им в автобиографии. Источников, подтверждающих или опровергающих приведенные социологом в автобиографии факты, в статье М.В. Ломоносовой не встречается.
В 2007 году М.А. Ментюкова пишет о взглядах П.А. Сорокина на революцию, высказанных им много лет спустя после происходивших событий [39]. Автор приводит один из основополагающих тезисов, сформулированных Сорокиным
относительно революции как социальной катастрофы. Речь идет о трех фазах развития, которые проходит, по мнению социолога, каждая революция.
В это же время выходит монография Е.В. Фе-дякиной о жизни и творчестве П.А. Сорокина [40]. Задачей третьей главы автор определяет анализ оценок П.А. Сорокина относительно социальных катаклизмов (войны, революции), с которыми он столкнулся в годы своей молодости. Отмечается, что «свойственная П.А. Сорокину интеллигентская установка на причастность ко всему, что происходит в России, подкрепляемая нравственным сознанием ответственности за судьбу Отечества, не могла оставить его равнодушным к трагическим событиям Первой мировой войны и революциям начала XX вв.» [40, с. 105]. При реконструкции жизненного пути русско-американского ученого Е.В. Федя-кина обращается не только к опубликованным источникам, но и к материалам, хранящимся в санкт-петербургских архивах, что существенно дополняет образ как Сорокина-революционера, так и Сорокина-ученого.
Особое место среди публикаций этого периода занимает исследование О.Е. Андреева, целью которого выступает изучение революций 1917 года в оценках П.А. Сорокина [41] и которое включает в себя две главы. Первая глава носит биографический характер и повествует о деятельности ученого в России в период с 1917 по 1922 год. При ее написании в качестве источниковой базы преимущественно использовались опубликованные источники. Революционная публицистика Сорокина в полном объеме привлечена Андреевым не была. Во второй главе предпринята попытка продемонстрировать социологический подход к изучению революции и Гражданской войны, которым пользовался сам социолог.
Очередным событием в мире науки, способствовавшим росту научных публикаций по рассматриваемой проблеме, становится 120-летие со дня рождения П.А. Сорокина. Юбилей был отмечен рядом мероприятий. В Сыктывкаре прошла международная конференция «Питирим
Сорокин в истории, науке и культуре XX века». В рамках конференции прозвучали и доклады «революционной» тематики. Так, Ю.С. Волкова дала сравнительную характеристику теорий революции П.А. Сорокина и А.М. Ону, обозначив, что теория революции Сорокина оказала значительное влияние на теоретические взгляды русского историка [42]. С.И. Яковлева выступила с докладом о взглядах П.А. Сорокина на революции 1917 года, обобщив накопленные в предшествующие периоды научные наработки по данной проблеме [43]. Автор подтвердила устоявшуюся точку зрения о том, что Февральская революция способствовала расцвету политической карьеры Сорокина - Октябрьскую же революцию социолог не принял и поддерживать советскую власть отказался. На сегодняшний день ряд материалов позволяет выдвинуть предположение, что П.А. Сорокин предпринимал попытки установления сотруднических отношений с советской властью при сохранении чувства несогласия с действиями большевиков как в отношении внешней, так и внутренней политики. Ввиду этого попытки не увенчались успехом.
Значительный вклад в «сорокиноведение» внес Ю.В. Дойков. Его исследование «Питирим Сорокин. Человек вне сезона. Биография в 2-х томах» привлекает внимание читателей прежде всего обилием ранее неизвестных источнико-вых материалов, «разбросанных» по архивам России и собранных Ю.В. Дойковым под одной обложкой. Основываясь на обширном источни-ковом материале, исследователь подробно описывает деятельность П.А. Сорокина в 1917 году. К примеру, приводятся документы об участии социолога в заседаниях Президиума исполкома Вологодского губернского Совета крестьянских депутатов [44, с. 154-156].
Об актуальности изучения теории революции русско-американского социолога и возможности ее применения для оценок политического процесса в современной России писал В.А. Ковалев. В своих статьях он анализирует труд Сорокина «Социология революции». В одной из них В.А. Ковалев сравнивает взгляды
Питирима Сорокина и Алексиса де Токвиля на революционный процесс и приходит к выводу, что вероятность революционного сценария в России сегодня очень высока. В связи с чем, по мнению автора, исследования и наблюдения П.А. Сорокина остаются актуальными [45]. В 2018-2019 годах В.А. Ковалев расширяет проблемные рамки своих исследований, стремясь проследить эволюцию взглядов социолога на революционные преобразования [46, 47].
По прошествии юбилеев (90-летия двух русских революций и 120-летия со дня рождения П.А. Сорокина) исследования по вопросу революции в жизни ученого и его взглядов на это явление сходят на нет. Новый же виток в историографии вопроса был спровоцирован столетием двух русских революций.
Череду публикаций открывают работы источниковедческого характера. В начале 2016 года М.В. Ломоносова публикует две газетные «статейки» социолога, одна из которых - «Заметки кабинетного человека» - впервые вышла в марте 1917 года на страницах «Дела народа», вторая же - «О псевдореволюционерах, приемлющих революцию» - была подготовлена Сорокиным в 1922 году [48]. В них представлены размышления П.А. Сорокина о текущем моменте - межреволюционном периоде от Февраля до Октября 1917 года, а также об участниках революции. Сорокин разграничивает революционеров и псевдореволюционеров, к последним, в частности, он относит Максима Горького. В 2016 году издается сборник «Неизвестные газетные статьи 1917 г.», где под одной обложкой был собран газетный материал, не вошедший при публикации в 2000 году (речь идет о работе «Заметки социолога. Социологическая публицистика») [16]. В комментариях к статьям Сорокина имеется оценка В.Г. Русановой событий, о которых писал социолог. В ряде работ дооктябрьского времени отмечается идеализация Сорокиным существовавшей действительности, после событий 25-26 октября 1917 года тон статей резко меняется. Многие газетные заметки носят критический, антибольшевистский характер, что подтверждает устоявшееся
в науке мнение о непринятии ученым Октябрьской революции. Продолжается работа с революционной публицистикой П.А. Сорокина и в 2018 году. В С. Русанова рассматривает газетные заметки социолога в качестве источника по истории революций в России, чем дополняет исследование О.Е. Андреева [49]. «Сорокино-веды», анализируя труды мыслителя, приходят к общему выводу, что они имеют прогностический характер относительно современного состояния России и обращены к современникам с целью предостеречь их от крупных социальных потрясений [8-10, 50, 51].
В последние годы изучения жизни и творческого наследия русско-американского социолога в научной литературе сформировалась потребность проследить эволюцию взглядов ученого относительно полученного им в 1917 году революционного опыта, а также оценить методологическую составляющую теории революции Питирима Александровича. В этом направлении был издан ряд статей [52-54].
Таким образом, исследование проблемы революции в биографии и творческом наследии П.А. Сорокина прошло пять этапов. Наиболее плодотворным из них стал четвертый период - с 1985 года до начала 2000-х. В целом
изучение заявленной проблематики протекало неравномерно и было сопряжено с открытием новых исторических источников. Определенная равномерность в наращивании знаний по данной теме стала наблюдаться со времени издания собрания сочинений П.А. Сорокина. К 2019 году в исторической литературе закрепилась точка зрения о росте политической активности социолога в связи со свержением самодержавия и его постепенном уходе с политической арены России после прихода к власти большевиков. Тем не менее дискуссионный характер вопроса сохраняется. Некоторые «сорокиноведы» придерживаются мнения о том, что социолог предпринимал попытки сотрудничества с советской властью. Однако после ряда неудач принял решение покинуть Россию в числе той части русской интеллигенции, которая была определена советским руководством к административной высылке в 1922 году. Политический же опыт, полученный П.А. Сорокиным в 1917 году, оказал непосредственное влияние на его научные изыскания. В своих трудах, посвященных изучению революций, он определял это явление как социальную катастрофу человечества наравне с войной, голодом и эпидемиями.
Список литературы
1. Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества. М.: Наука, 1974. 640 с.
2. ПетровЮ.А. Россия накануне Великой революции 1917 г.: современные историографические тенденции // Рос. ист. 2017. № 2. С. 3-16.
3. Шелохаев В.В. Переформирование партийного пространства в России в 1917 г. (историографические итоги и исследовательские задачи) // Рос. ист. 2017. № 2. С. 32-41.
4. Будницкий О.В. Революционный терроризм в Российской империи: историография последних лет (20002015) // Рос. ист. 2017. № 3. С. 119-137.
5. Шелохаев В.В., Соловьев К.А. Февраль в тени Октября (историографические итоги и исследовательские задачи) // Рос. ист. 2018. № 1. С. 161-171.
6. Селезнев Ф.А. Революция 1917 г. в свете современных теорий // Рос. ист. 2018. № 1. С. 172-180.
7. Колоницкий Б.И. Юбилейный год и историки революции // Рос. ист. 2018. № 1. С. 181-187.
8. Иванов Д.В. Питирим Сорокин и русские революции // Знамя. 2017. № 10. URL: https://magazines.gorky. media/znamia/2017/10/piürim-sorakin-i-msskie-revolyuczii.html (дата обращения: 03.02.2019).
9. Ломоносова М.В. Социология революции Питирима Сорокина // Вестн. СПбГУ Сер.: Социология. 2017. Т. 10, вып. 3. С. 251-268.
10. Маджаров А.С. Русская революция: духовные основы (Н.А. Бердяев) и количественные характеристики (П.А. Сорокин) // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер.: Политология. Религиоведение. 2017. Т. 22. С. 19-31.
11. Голосенко И.А. Философия истории Питирима Сорокина // Новая и новейшая история. 1966. № 4. С. 85-93.
12. Иоффе Г.З. Великий Октябрь и эпилог царизма. М.: Наука, 1987. 366 с.
13. Сорокин П.А. Листки из русского дневника. Социология революции / сост., подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В.В. Сапова. Сыктывкар: Анбур, 2015. 848 с.
14. Осипова Е.В. Питирим Александрович Сорокин // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2001. Т. 3. С. 599-600.
15. Сорокин П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистика / отв. ред. А.О. Бороноев. СПб.: Але-тейя, 2000. 315 с.
16. Сорокин П.А. Неизвестные газетные статьи 1917 г. / подгот. текста, вступ. ст. и коммент. В.С. Русановой. М.: Перо, 2016. 156 с.
17. Ленин В.И. Полн. собр. соч.: в 55 т. М.: Политиздат, 1964. 5-е изд. Т. 45. 728 с.
18. Сорокин П.А. Влияние войны на состав населения, его свойства и общественную организацию // Экономист. 1922. № 1. С. 77-107.
19. Сорокин П.А. Нравственное и умственное состояние современной России. 1. Морально-правовые изменения // Воля России. 1922. № 4(32). С. 25-33.
20. Сорокин П.А. Нравственное и умственное состояние современной России. 2. Народное просвещение и наука // Воля России. 1922. № 5(33). С. 21-32.
21. Сорокин П.А. В сердце коммунистической культуры // Спецхран. Исторический сборник. Сыктывкар: Газ. «Молодежь Севера», О-во «Мемориал», 1991. 127 с.
22. Осипова Н.Г. Социология в СССР. URL: https://socю.msu.ш/mdex.php/о-факультете/социология-в-россии/247^г_04 (дата обращения: 13.02.2019).
23. Большая советская энциклопедия. М.: Большая сов. энцикл., 1957. Т. 40 / гл. ред. Б.А. Введенский. 648 с.
24. Мармелад Питирима Сорокина // Лит. газ. 1963. № 88. 23 июня.
25. Попов С. Нам не по пути, мистер Питирим Сорокин // Красное знамя. 1963. 18 июня.
26. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология и власть (как это было на самом деле). М.: Экономика, 2008. 646 с.
27. Шаронов В. Питирим Сорокин: кто он? [интервью с И.А. Голосенко] // Молодежь Севера 1988. 30 сент. - 2 окт.
28. Смоленцев Л. Ценные признания Питирима Сорокина // Красное знамя. 1990. 22 апр.
29. Липский А.В., Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина // Социол. исслед. 1990. № 2. С. 117-134.
30. Кротов П.П. «Блестящий ученый с тяжелым характером» (Американский профессор о Питириме Сорокине) // Молодежь Севера. 1991. 8 июня.
31. Конюхов А. Первый доктор социологии, или возвращение Питирима Сорокина // Парма. 1991. № 2-3 (апр.-сент.). С. 37-60.
32. Золотарев В. Долгий путь на родину // Красное знамя. 1992. 25 сент.
33. Сорокин П. Страницы из русского дневника // Рубеж. 1991. № 1. С. 57-73.
34. Сорокин П. Страницы из русского дневника // Рубеж. 1992. № 2. С. 3-18.
35. Сорокин П.А. Долгий путь. Автобиографический роман: пер. с англ. Сыктывкар: Союз журналистов Коми ССР, МП «Шыпас», 1991. 304 с.
36. Сорокин П.А. Современное состояние России. Прага, 1922. URL: http://pitirim.org/index.php/publications-pitirim-sorokin/from-pitirim-sorokin/161-current-stste-of-russia (дата обращения: 15.02.2019).
37. Голосенко И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1991. 247 с.
38. Ломоносова М.В. Питирим Сорокин в политике России и о политике в Америке // Журн. социологии и соц. антропологии. 2006. Т. IX, № 1(34). С. 45-60.
39. Ментюкова М.А. П.А. Сорокин о революции 1917 года // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2007. № 73 (спецвып.). URL: http://www.pvlast.ru/archive/index.329.php (дата обращения: 18.02.2019).
40. Федякина Е.В. Питирим Александрович Сорокин: общественная и научная деятельность: моногр. / Са-мар. гос. ун-т. Самара: Самар. ун-т, 2007. 173 с.
41. Андреев О.Е. История русской революции в трудах П.А. Сорокина: моногр. / Арзамас. гос. пед. ин-т им. А.П. Гайдара. Арзамас: АГПИ, 2009. 157 с.
42. Волкова Ю.С. Теоретическая схема революции П.А. Сорокина в трудах современников (на примере А.М. Ону) // Питирим Сорокин в истории, науке и культуре XX века: материалы междунар. конф., посвящ. 120-летию со дня
рождения П.А. Сорокина, г. Сыктывкар, 19-20 февраля 2009 года. Сыктывкар: Ин-т яз., лит. и ист. Коми науч. центра Урал. отд-ния РАН, 2009. С. 67-71.
43. Яковлева С.И. П.А. Сорокин о российской революции 1917 г. // Питирим Сорокин в истории, науке и культуре XX века: материалы междунар. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения П.А. Сорокина, г. Сыктывкар, 19-20 февраля 2009 года. Сыктывкар: Ин-т яз., лит. и ист. Коми науч. центра Урал. отд-ния РАН, 2009. С. 72-77.
44. Дойков Ю. Питирим Сорокин. Человек вне сезона. Биография. Т. 1. 1889-1922. Архангельск, 2008. 432 с. URL: http://doykov.com/books/doikov_yu_pitirim_sorokin_chelovek_vne_sezona_biografiya_tom.pdf (дата обращения: 07.03.2019).
45. Ковалев В.А. Теория революции П.А. Сорокина и российский политический процесс // Политэкс. 2009. Т. 5, № 2. С. 106-126. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-revolyutsii-p-a-sorokina-i-rossiyskiy-politicheskiy-protsess (дата обращения: 08.03.2019).
46. Ковалев В.А. Социология революции Питирима Сорокина: теоретические аспекты // Диалог мировоззрений: жизненный путь личности, общества, государства: материалы XIV Междунар. симп., г. Нижний Новгород, 30 мая - 1 июня 2017 года / отв. ред. А.В. Дахин; Нижегор. ин-т управления - фил. Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации, Рус. православ. церковь, Моск. патриархат, Нижегор. митрополия. Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2018. С. 7-10.
47. Ковалев В.А. «Прачечная» для радикала. Трансформация взглядов Питирима Сорокина на революционный кризис // Россия и соврем. мир. 2019. № 1(102). С. 161-181. DOI: 10.31249/rsm/2019.01.11
48. Революция и творчество. Две статьи Питирима Сорокина / вступ. заметка, публ., подгот. текста М. Ломоносовой // Вопр. лит. 2016. № 1. С. 54-63.
49. Русанова В.С. Публицистическое наследие П.А. Сорокина как источник по истории революций 1917 г. в России // Наследие. 2018. № 1(12). С. 55-59.
50. Костомарова Р. Социология революции // Историк. 2017. № 9(33). URL: https://историк.рф/sociologiya-revolutsii/ (дата обращения: 09.03.2019).
51. Буланова М.Б. П. Сорокин: уроки революции как «социального бедствия человечества» // Вестн. РГГУ Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. 2017. № 4-1. С. 50-56.
52. Головко Э.П., Головко Ю.В. Социология революции П. А. Сорокина: путь от локального осмысления феномена до глобального // Гуманит. вестн. МГТУ им. Н.Э. Баумана. 2018. № 2(64). URL: http://www.hmbul.ru/ catalog/hum/phil/504.html (дата обращения: 26.09.2019). DOI: 10.18698/2306-8477-2018-2-504
53. Шведов И.В. Теория революции П.А. Сорокина: методологическое основание исследования гражданской войны // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер.: Филос. науки. 2018. Вып. 49, № 9(419). С. 132-135. DOI 10.24411/19942796-2018-10920
54. Осипова Н.Г. Методология анализа глобальных социально-политических феноменов в творчестве Питирима Сорокина // Гуманит. науки. Вестн. Финансов. ун-та. 2019. № 3(39). С. 51-57.
References
1. Nechkina M.V. Vasiliy Osipovich Klyuchevskiy. Istoriya zhizni i tvorchestva [Vasily O. Klyuchevsky: The History of Life and Work]. Moscow, 1974. 640 p.
2. Petrov Yu.A. Rossiya nakanune Velikoy revolyutsii 1917 g.: sovrsmennye istoriograficheskie tendentsii [Russia on the Eve of the Great Revolution of 1917: Recent Trends in Historiography]. Rossiyskaya istoriya, 2017, no. 2, pp. 3-16.
3. Shelokhaev V.V. Pereformirovanie partiynogo prostranstva v Rossii v 1917 g. (istoriograficheskie itogi i issledovatel'skie zadachi) [Re-Formatting of the Party Structure in Russia in 1917: Results of Recent Studies and Prospects for Further Research]. Rossiyskaya istoriya, 2017, no. 2, pp. 32-41.
4. Budnitskiy O.V. Revolyutsionnyy terrorizm v Rossiyskoy imperii: istoriografiya poslednikh let (2000-2015) [Revolutionary Terrorism in the Russian Empire: Recent Historiography (2000-2015)]. Rossiyskaya istoriya, 2017, no. 3, pp. 119-137.
5. Shelokhaev V.V, Solov'ev K.A. Fevral' v teni Oktyabrya (istoriograficheskie itogi i issledovatel'skie zadachi) [February in the Shadow of October (Historiography and Tasks for the Further Research)]. Rossiyskaya istoriya, 2018, no. 1, pp. 161-171.
6. Seleznev F.A. Revolyutsiya 1917 g. v svete sovremennykh teoriy [Revolution of 1917 in the Light of Modern Theories]. Rossiyskaya istoriya, 2018, no. 1, pp. 172-180.
7. Kolonitskiy B.I. Yubileynyy god i istoriki revolyutsii [The Year of Jubilee and Historians of Revolution]. rossiyskaya istoriya, 2018, no. 1, pp. 181-187.
8. Ivanov D.V Pitirim Sorokin i russkie revolyutsii [Pitirim Sorokin and the Russian Revolution]. Znamya, 2017, no. 10. Available at: https://magazines.gorky.media/znamia/2017/10/pitirim-sorokin-i-russkie-revolyuczii.html (accessed: 3 February 2019).
9. Lomonosova M.V. Sotsiologiya revolyutsii Pitirima Sorokina [Sociology of the Revolution by Pitirim Sorokin]. Vestnik SPbGU. Ser.: Sotsiologiya, 2017, vol. 10, no. 3, pp. 251-268.
10. Madzharov A.S. Russkaya revolyutsiya: dukhovnye osnovy (N.A. Berdyaev) i kolichestvennye kharakteristiki (P.A. Sorokin) [Russian Revolution: Spiritual Foundations (Nikolai A. Berdyaev) and Measurable Parameters (Pitirim A. Sorokin)]. IzvestiyaIrkutskogogosudarstvennogo universiteta. Ser.: Politologiya. Religiovedenie, 2017, vol. 22, pp. 19-31.
11. Golosenko I.A. Filosofiya istorii Pitirima Sorokina [Pitirim Sorokin's Philosophy of History]. Novaya i noveyshaya istoriya, 1966, no. 4, pp. 85-93.
12. Ioffe G.Z. Velikiy Oktyabr'i epilog tsarizma [The Great October and the Epilogue of Tsarism]. Moscow, 1987. 366 p.
13. Sorokin P.A. Listki iz russkogo dnevnika. Sotsiologiya revolyutsii [Leaves from a Russian Diary. The Sociology of Revolution]. Syktyvkar, 2015. 848 p.
14. Osipova E.V. Pitirim Aleksandrovich Sorokin. Novaya filosofskaya entsiklopediya [New Encyclopaedia of Philosophy]. Moscow, 2001. Vol. 3, pp. 599-600.
15. Sorokin P.A. Zametkisotsiologa. Sotsiologicheskayapublitsistika [Sociologist's Notes. Sociological Journalism]. St. Petersburg, 2000. 315 p.
16. Sorokin P.A. Neizvestnyegazetnye stat'i 1917g. [Unknown Newspaper Articles of 1917]. Moscow, 2016. 156 p.
17. Lenin VI. Polnoe sobranie sochineniy [Complete Works]. Moscow, 1964. Vol. 45. 728 p.
18. Sorokin P.A. Vliyanie voyny na sostav naseleniya, ego svoystva i obshchestvennuyu organizatsiyu [The Effect of War on the Population Structure, Properties and Social Organization]. Ekonomist, 1922, no. 1, pp. 77-107.
19. Sorokin P.A. Nravstvennoe i umstvennoe sostoyanie sovremennoy Rossii. 1. Moral'no-pravovye izmeneniya [Moral and Mental State of Contemporary Russia. 1. Moral and Legal Changes]. Volya Rossii, 1922, no. 4, pp. 25-33.
20. Sorokin P.A. Nravstvennoe i umstvennoe sostoyanie sovremennoy Rossii. 2. Narodnoe prosveshchenie i nauka [Moral and Mental State of Contemporary Russia. 2. Public Education and Science]. Volya Rossii, 1922, no. 5, pp. 21-32.
21. Sorokin P.A. V serdtse kommunisticheskoy kul'tury [At the Heart of Communist Culture]. Spetskhran. Istoricheskiy sbornik [Special Storage Section. A Historical Collection]. Syktyvkar, 1991. 127 p.
22. Osipova N.G. Sotsiologiya v SSSR [Sociology in the USSR]. Available at: https://socio.msu.ru/index.php/o-$акуflbтете/сoцнoflOгнн-в-рoсснн/247-sr_04 (accessed: 13 February 2019).
23. Vvedenskiy B.A. (ed.). Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya [The Great Soviet Encyclopaedia]. Moscow, 1957. Vol. 40. 648 p.
24. Marmelad Pitirima Sorokina [Pitirim Sorokin's Fruit Jelly]. Literaturnaya gazeta, 23 June 1963, no. 88.
25. Popov S. Nam ne po puti, mister Pitirim Sorokin [We Have Different Paths to Follow, Mr Pitirim Sorokin]. Krasnoe znamya, 18 June 1963.
26. Osipov G.V., Moskvichev L.N. Sotsiologiya i vlast' (kak eto bylo na samom dele) [Sociology and Power (as It Really Was)]. Moscow, 2008. 646 p.
27. Sharonov V. Pitirim Sorokin: kto on? (interv'yu s I.A. Golosenko) [Pitirim Sorokin: Who Is He? (an Interview with I.A. Golosenko)]. Molodezh'Severa, 30 September - 2 October 1988.
28. Smolentsev L. Tsennye priznaniya Pitirima Sorokina [Valuable Confessions of Pitirim Sorokin]. Krasnoe znamya, 22 April 1990.
29. Lipskiy A.V, Krotov P.P. Zyryanskiy sled v biografii Pitirima Sorokina [The Zyrian Trace in Pitirim Sorokin's Biography]. Sotsiologicheskie issledovaniya, 1990, no. 2, pp. 117-134.
30. Krotov P.P. "Blestyashchiy uchenyy s tyazhelym kharakterom" (Amerikanskiy professor o Pitirime Sorokine) ["A Brilliant Scholar with an Ill Temper" (American Professor About Pitirim Sorokin)]. Molodezh'Severa, 8 June 1991.
31. Konyukhov A. Pervyy doktor sotsiologii, ili vozvrashchenie Pitirima Sorokina [The First Doctor of Sociology, or the Return of Pitirim Sorokin]. Parma, 1991, no. 2-3 (April - September), pp. 37-60.
32. Zolotarev V Dolgiy put' na rodinu [A Long Journey Home]. Krasnoe znamya, 25 September 1992.
33. Sorokin P. Stranitsy iz russkogo dnevnika [Leaves from a Russian Diary]. Rubezh, 1991, no. 1, pp. 57-73.
34. Sorokin P. Stranitsy iz russkogo dnevnika [Leaves from a Russian Diary]. rubezh, 1992, no. 2, pp. 3-18.
35. Sorokin P.A. A Long Journey: The Autobiography of Pitirim A. Sorokin. Rowman & Littlefield, 1963. 327 p. (Russ. ed.: Sorokin P.A. Dolgiy put'. Avtobiograficheskiy roman. Syktyvkar, 1991. 304 p.).
36. Sorokin P.A. SovremennoesostoyanieRossü [The Current State of Russia]. Prague, 1922. Available at: http://pitirim. org/index.php/publications-pitirim-sorokin/from-pitirim-sorokin/161-current-stste-of-russia (accessed: 15 February 2019).
37. Golosenko I.A. Pitirim Sorokin: sud'ba i trudy [Pitirim Sorokin: His Life and Works]. Syktyvkar, 1991. 247 p.
38. Lomonosova M.V Pitirim Sorokin v politike Rossii i o politike v Amerike [Pitirim Sorokin in Russian Politics and on American Politics]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii, 2006, vol. 9, no. 1, pp. 45-60.
39. Mentyukova M.A. P.A. Sorokin o revolyutsii 1917 goda [Sorokin on the Revolution of 1917]. Predstavitel'naya vlast'-XXIvek: zakonodatel'stvo, kommentarii, problemy, 2007, no. 73 (spec. iss.). Available at: http://www.pvlast.ru/ archive/index.329.php (accessed: 18 February 2019).
40. Fedyakina E.V. Pitirim Aleksandrovich Sorokin: obshchestvennaya i nauchnaya deyatel'nost' [Pitirim A. Sorokin: His Social and Academic Activity]. Samara, 2007. 173 p.
41. Andreev O.E. Istoriya russkoy revolyutsii v trudakh P.A. Sorokina [The History of the Russian Revolution in P.A. Sorokin's Works]. Arzamas, 2009. 157 p.
42. Volkova Yu.S. Teoreticheskaya skhema revolyutsii P.A. Sorokina v trudakh sovremennikov (na primere A.M. Onu) [P.A. Sorokin's Theoretical Scheme of the Revolution in the Works by His Contemporaries (Exemplified by A.M. Onu)]. Pitirim Sorokin v istorii, nauke i kul'tureXXveka [Pitirim Sorokin in the History, Science and Culture of the 20th Century]. Syktyvkar, 2009, pp. 67-71.
43. Yakovleva S.I. P.A. Sorokin o rossiyskoy revolyutsii 1917 g. [Sorokin on the Russian Revolution of 1917]. Pitirim Sorokin v istorii, nauke i kul 'ture XX veka [Pitirim Sorokin in the History, Science and Culture of the 20th Century]. Syktyvkar, 2009, pp. 72-77.
44. Doykov Yu. Pitirim Sorokin. Chelovek vne sezona. Biografiya. T. 1. 1889-1922 [Pitirim Sorokin: The Man Out of Season. A Biography. Vol. 1. 1889-1922]. Arkhangelsk, 2008. 432 p. Available at: http://doykov.com/books/ doikov_yu_pitirim_sorokin_chelovek_vne_sezona_biografiya_tom.pdf (accessed: 7 March 2019).
45. Kovalev V.A. Teoriya revolyutsii P.A. Sorokina i rossiyskiy politicheskiy protsess [The Theory of Revolution of P.A. Sorokin and the Russian Political Process]. Politeks, 2009, vol. 5, no. 2, pp. 106-126. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/teoriya-revolyutsii-p-a-sorokina-i-rossiyskiy-politicheskiy-protsess (accessed: 8 March 2019).
46. Kovalev VA. Sotsiologiya revolyutsii Pitirima Sorokina: teoreticheskie aspekty [Pitirim Sorokin's Sociology of Revolution: Theoretical Aspects]. Dakhin A.V (ed.). Dialog mirovozzreniy: zhiznennyyput'lichnosti, obshchestva, gosudarstva [Dialogue of Worldviews: The Life Path of the Individual, Society and State]. Nizhny Novgorod, 2018, pp. 7-10.
47. Kovalev VA. "Prachechnaya" dlya radikala. Transformatsiya vzglyadov Pitirima Sorokina na revolyutsionnyy krizis ["Laundry" for the Radical. Transformation of Pitirim Sorokin's Views on the Revolutionary Crisis]. rossiya i sovremennyy mir, 2019, no. 1, pp. 161-181. DOI: 10.31249/rsm/2019.01.11
48. Revolyutsiya i tvorchestvo. Dve stat'i Pitirima Sorokina [Revolution and Writing. Two Articles by Pitirim Sorokin]. Voprosy literatury, 2016, no. 1, pp. 54-63.
49. Rusanova V.S. Publitsisticheskoe nasledie P.A. Sorokina kak istochnik po istorii revolyutsiy 1917 g. v Rossii [P.A. Sorokin's Journalistic Heritage as a Source on the History of Revolutions of 1917 in Russia]. Nasledie, 2018, no. 1, pp. 55-59.
50. Kostomarova R. Sotsiologiya revolyutsii [The Sociology of Revolution]. Istorik, 2017, no. 9. Available at: https:// HcropHK.p$/sociologiya-revolutsii (accessed: 9 March 2019).
51. Bulanova M.B. P. Sorokin: uroki revolyutsii kak "sotsial'nogo bedstviya chelovechestva" [P. Sorokin. Lessons of Revolution as a "Social Disaster of Humanity"]. VestnikRGGU. Ser.: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie, 2017, no. 4-1, pp. 50-56.
52. Golovko E.P., Golovko Yu.V Sotsiologiya revolyutsii P. A. Sorokina: put' ot lokal'nogo osmysleniya fenomena do global'nogo [P.A. Sorokin's Sociology of Revolution: A Way from Local to Global Comprehension of Phenomenon]. Gumanitarnyy vestnik. MGTUim. N.E. Baumana, 2018, no. 2. Available at: http://www.hmbul.ru/catalog/hum/phil/504. html (accessed: 26 September 2019).
53. Shvedov I.V. Teoriya revolyutsii P.A. Sorokina: metodologicheskoe osnovanie issledovaniya grazhdanskoy voyny [Theory of Revolution of P.A. Sorokin: The Methodological Basis of the Study of the Civil War]. Vestnik Chelyabinskogo
gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Filosofskie nauki, 2018, no. 49, no. 9, pp. 132-135. DOI 10.24411/1994-27962018-10920
54. Osipova N.G. Metodologiya analiza global'nykh sotsial'no-politicheskikh fenomenov v tvorchestve Pitirima Sorokina [Methodology of the Analysis of Global Socio-Political Phenomena in Pitirim Sorokin's Creativity]. Gumanitarnye nauki. VestnikFinansovogo universiteta, 2019, no. 3, pp. 51-57. DOI: 10.26794/2226-7867-2019-9-3-51-57
DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.6.42
Vera S. Rusanova
Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin; ul. Kataeva 9, Syktyvkar, 167001, Respublika Komi, Russian Federation;
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9842-9184 e-mail: [email protected]
THE RUSSIAN REVOLUTIONS OF 1917 AND PITIRIM SOROKIN
(Historiographic Aspect)
This paper aimed to review the scientific literature in which Soviet/Russian scholars resolved the question of the Russian-born American sociologist Pitirim A. Sorokin's role in the Russian revolutions of 1917 and their influence on his scientific worldview. The author highlights the stages of development of Soviet/Russian historiography on these issues and identifies peculiarities of each of the five periods. The study concludes that in the historical literature there is a consensus about the influence of the February and October revolutions on Sorokin's fate and scientific research. However, the question of his role in these events remains open to discussion. Most Soviet/Russian scholars believe that the events of February-March 1917 in Russia acted as a catalyst for the rapid development of Sorokin's political career, while the Bolsheviks' coming to power was regarded by him as a counter-revolution. The subsequent political defeat of the socialist-revolutionaries, Sorokin being among them, had a significant impact on his scientific understanding of the cataclysms that occurred in Russia in 1917 and, in particular, contributed to his in-depth study of revolutions through the prism of behaviourism. It was the political experience gained by Sorokin in Russia that became the basis for the formulation of his own theory of revolution, whose main theses were reflected in his fundamental work The Sociology of Revolution (1925). This article is one of the first attempts to provide a comprehensive review of the literature on the "revolutionary" question in the life and work of Pitirim Sorokin that was published in the Soviet Union/ Russian Federation from 1917 to 2019. In terms of practice, the materials analysed here can be used to develop both special courses and a general course on the history of twentieth-century Russia.
Keywords: Pitirim Sorokin, Russian revolutions of 1917, February Revolution, October Revolution, Russian historiography.
Поступила: 10.07.2019 Принята: 16.09.2019
Received: 10 July 2019 Accepted: 16 September 2019
For citation: Rusanova V.S. The Russian Revolutions of 1917 and Pitirim Sorokin (Historiographic Aspect). Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2019, no. 6, pp. 42-55. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.6.42