Научная статья на тему 'Русские пословицы как источник дидактического материала при изучении несвободных словосочетаний на уроках русского языка в школе'

Русские пословицы как источник дидактического материала при изучении несвободных словосочетаний на уроках русского языка в школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
163
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСВОБОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ / NON-FREE WORD COMBINATIONS / ТЕКСТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / TEXT-ORIENTED APPROACH / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / FUNCTIONAL ASPECT / ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / SEMANTIC PECULIARITIES / КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ / COMMUNICATIVE SITUATION / СИНТАКСИЧЕСКИ НЕСВОБОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ / SYNTACTICALLY NON-FREE WORD COMBINATIONS / ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИ НЕСВОБОДНЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ / GRAMMAR PECULIARITIES / PHRASEOLOGICALLY NON-FREE WORD COMBINATIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каштанова Пелагея Викторовна, Латышова Екатерина Васильевна

В статье рассмотрены несвободные словосочетания в их текстовой реализации с опорой на структурный, семантический и текстологический аспекты. Комплексное изучение различных типов несвободных словосочетаний на материале русских пословиц представляется весьма перспективным в контексте обучения русскому языку в VIII классе. Анализ пословичных выражений позволяет утверждать, что данная языковая единица хранит в себе весьма ценный материал с точки зрения представленности в нем разнообразных в структурно-семантическом отношении несвободных словосочетаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Каштанова Пелагея Викторовна, Латышова Екатерина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN PROVERBS AS A SOURCE OF DIDACTIC MATERIAL IN THE STUDY OF NON-FREE WORD COMBINATIONS AT RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN SECONDARY SCHOOL

The article deals with non-free word combinations in their textual implementation with the emphasis on structural, semantic and textual aspects. The comprehensive study of different types of non-free word combinations based on Russian proverbs appears to be relevant in the context of the Russian language teaching in the 8th grade of secondary school. The analysis of proverbial expressions make it possible to state that these language units store valuable material as they represent various non-free word combinations that are structurally and semantically diverse.

Текст научной работы на тему «Русские пословицы как источник дидактического материала при изучении несвободных словосочетаний на уроках русского языка в школе»

Каштанова П. В. Русские пословицы как источник дидактического материала при изучении несвободных словосочетаний на уроках русского языка в школе [Электронный ресурс] / П. В. Каштанова, Е. В. Латышова // Научное обозрение: электрон. журн. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2018. №»2. ID 103

Каштанова Пелагея Викторовна

кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка и методики преподавания русского языка, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева

pvkash tan ova @mail. ru

Латышова Екатерина Васильевна

студентка, филологический факультет, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева

latyshova. 00@mail. ru

УДК 372.881.161.1:398.91

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ КАК ИСТОЧНИК ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ НЕСВОБОДНЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ

В статье рассмотрены несвободные словосочетания в их текстовой реализации с опорой на структурный, семантический и текстологический аспекты. Комплексное изучение различных типов несвободных словосочетаний на материале русских пословиц представляется весьма перспективным в контексте обучения русскому языку в VIII классе. Анализ пословичных выражений позволяет утверждать, что данная языковая единица хранит в себе весьма ценный материал с точки зрения представленности в нем разнообразных в структурно-семантическом отношении несвободных словосочетаний.

Ключевые слова: несвободные словосочетания, текстоориентированный подход, функциональный аспект, грамматические особенности, семантические особенности, коммуникативная ситуация, синтаксически несвободные словосочетания, фразеологически несвободные словосочетания.

Современная школьная методика занята активными поисками наиболее продуктивных форм работы с учебным материалом, что оказывает непосредственное влияние на качество его понимания и освоения. В особенной степени это актуально для методики изучения синтаксиса - наиболее сложного

Каштанова П. В. Русские пословицы как источник дидактического материала при изучении несвободных словосочетаний на уроках русского языка в школе [Электронный ресурс] / П. В. Каштанова, Е. В. Латышова // Научное обозрение: электрон. журн. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2018. №»2. ID 103

для учащихся раздела, поскольку он оперирует абстрактными языковыми моделями, требующими отвлечься от привычной конкретики (отдельных форм, значений, значимых частей слова), свойственной лексике, словообразованию, морфемике и даже морфологии. Данная работа находится в русле таких исследований.

Наша методическая идея заключается в необходимости широкого применения в качестве дидактического материала при изучении таких синтаксических единиц, как несвободные словосочетания, пословичных выражений, хорошо известных учащимся и составляющих сокровищницу мудрости и опыта нашего народа. Возможность реализации на их примере текстоориентированного подхода и повышения познавательного интереса учеников, прежде всего в процессе работы с паремией, характеризующейся уникальной ритмизированной формой, предельно обобщенным многоуровневым значением, где один пласт семантики наслаивается на другой, будучи с ним органично и тесно связанным, усилит их внимание к рассматриваемому языковому явлению, откроет широкие пути для использования различных форм организации исследовательской деятельности, в том числе инновационного характера (например, в форме учебно-исследовательского проекта, квеста и т. д.). Семантическая концентрированность пословицы, ее умение не просто раскрывать определенную закономерность, но емко, предельно лаконично характеризовать целую коммуникативную ситуацию, оказывая заданное эмоциональное воздействие (пословица как «единица гибридного типа, совмещающая признаки языкового знака и мини-текста, как оценочное суждение, используемое в речи для достижения разных коммуникативных целей и реализации соответствующих коммуникативных стратегий» [1, с. 105] в понимании О. Б. Абакумовой, пословица как фрейм, сценарий, насыщенный импликатурами, в работе Е. В. Ивановой [2]), ценно и с точки зрения когнитивного развития современного школьника, совершенствования критического и аналитического мышления, стремления к формированию (в том числе в результате самостоятельных наблюдений) максимально полного и исчерпывающего представления о языковом явлении, рассматриваемого также в функциональном аспекте. Комплексное изучение различных типов несвободных словосочетаний (несвободных синтаксически и несвободных фразеологически) на материале русских пословиц представляется нам весьма перспективным в контексте обучения русскому языку в VIII классе, поскольку:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Каштанова П. В. Русские пословицы как источник дидактического материала при изучении несвободных словосочетаний на уроках русского языка в школе [Электронный ресурс] / П. В. Каштанова, Е. В. Латышова // Научное обозрение: электрон. журн. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2018. №»2. ID 103

а) пословицы содержат большое количество примеров таких словосочетаний;

б) показывают их структурно-семантическое разнообразие;

в) позволяют оценить их функциональный потенциал в рамках отдельного языково-речевого высказывания (то есть самой пословицы) и речи в целом.

Анализ пословичных выражений позволяет утверждать, что данная языковая единица хранит в себе весьма ценный материал с точки зрения представленности в нем разнообразных в структурно -семантическом отношении несвободных словосочетаний, среди которых значительно доминируют количественно-именные несвободные словосочетания, содержащие:

1) количественные наречия:

Людей много, а человека нет;

Не только добра, что много серебра;

Много денег - много и хлопот (или: забот);

Меньше денег - меньше хлопот;

Одна пчела немного меду натаскает и др.; их широкая распространенность объясняется тем, что мерительные отношения «много ^ мало», «больше ^ меньше» относятся к числу базовых в народном коллективном сознании, предельно полно воплотившемся в русских пословицах;

2) имена числительные, наиболее характерные для русской языковой картины мира и образующие ее «нумерологический код» как «набор мифопоэтических числовых констант, которые упорядочивают космический мир русского человека, моделируют его представления об окружающей реальности» [3, с. 62], выполняющий семантическую, символическую и ритуально -магическую функции:

Десять раз примерь, один раз отрежь;

Старик, да лучше семерых молодых;

Ложка узка, берет по два куска: развести пошире - возьмет четыре;

Сто голов - сто умов;

В семь лет перебедовали семьдесят семь бед;

Уж сорок лет, как правды нет;

Торгу на три алтына, а долгу на пять.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Каштанова П. В. Русские пословицы как источник дидактического материала при изучении несвободных словосочетаний на уроках русского языка в школе [Электронный ресурс] / П. В. Каштанова, Е. В. Латышова // Научное обозрение: электрон. журн. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2018. №»2. ID 103

Самостоятельный поиск подобных примеров при изучении несвободных словосочетаний, наблюдение над их семантическими и грамматическими особенностями, художественными приемами, с ними связанными и участвующими в усилении выразительности пословичного выражения (например, над приемами антитезы, градации), может стать предметом самостоятельной исследовательской деятельности учащихся индивидуального или группового характера, продуктивным средством развития языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций в целом.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Список использованных источников

1. Абакумова О. Б. Семантика и прагматика пословиц и поговорок в дискурсе // Вектор науки ТГУ. 2010. № 4. С. 105-107.

2. Иванова Е. В. Мир в английских пословицах. СПб.: СПбГУ, 2006. 280 с.

3. Скомаровская А. А. Нумерологический код культуры в текстах русских народных сказок // Вестник Российского университета дружбы народов. 2010. №2 1. С. 61-67.

Каштанова П. В. Русские пословицы как источник дидактического материала при изучении несвободных словосочетаний на уроках русского языка в школе [Электронный ресурс] / П. В. Каштанова, Е. В. Латышова // Научное обозрение: электрон. журн. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2018. №»2. ID 103

Kashtanova Pelageya

Doctor of Philology, Associate Professor, Department of Russian Language and Methods of Teaching Russian Language, M. E. Evsevev Mordovian State Pedagogical Institute

Latyshova Ekaterina

Student, Philological Faculty, M. E. Evsevev Mordovian State Pedagogical Institute

RUSSIAN PROVERBS AS A SOURCE OF DIDACTIC MATERIAL IN THE STUDY OF NON-FREE WORD COMBINATIONS AT RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN SECONDARY SCHOOL

The article deals with non-free word combinations in their textual implementation with the emphasis on structural, semantic and textual aspects. The comprehensive study of different types of non-free word combinations based on Russian proverbs appears to be relevant in the context of the Russian language teaching in the 8th grade of secondary school. The analysis ofproverbial expressions make it possible to state that these language units store valuable material as they represent various non-free word combinations that are structurally and semantically diverse.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

Keywords: non-free word combinations, text-oriented approach, functional aspect, grammar peculiarities, semantic peculiarities, communicative situation, syntactically non-free word combinations, phraseologically non-free word combinations.

© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018 © Каштанова П. В., 2018 © Латышова Е. В., 2018

Учредитель и издатель журнала:

Автономная некоммерческая организация содействие научно-образовательной и литературной деятельности «Партнёр» ОГРН 1161300050130 ИНН/КПП 1328012707/132801001

Адрес редакции:

430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Ульянова, д.22 Д, пом. 1 тел./факс: (8342) 32-47-56; тел. общ.: +79271931888; E-mail: redactor@anopartner. ru

Каштанова П. В. Русские пословицы как источник дидактического материала при изучении несвободных словосочетаний на уроках русского языка в школе [Электронный ресурс] / П. В. Каштанова, Е. В. Латышова // Научное обозрение: электрон. журн. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x

ISSN: 2500-4212. Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 67083 от 15.09.2016 Научное обозрение. Раздел II. Наука и практика. 2018. №»2. ID 103

О журнале

S Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.

S Материалы журнала включаются в библиографическую базу данных научных публикаций российских учёных Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.

S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.

S Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».

S Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.srjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.

Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства "Партнёр" (www.anopartner.ru) и не требует посещения офиса.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ www.srjournal.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.