Научная статья на тему 'Русские общественные объединения Крыма: трансформация политического участия'

Русские общественные объединения Крыма: трансформация политического участия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
58
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / PUBLIC ORGANIZATION / РУССКОЯЗЫЧНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / RUSSIAN-SPEAKING POPULATION / ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ / THE TRANSFORMATION OF POLITICAL PARTICIPATION / РЕГИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / REGIONAL COMMUNITY / "КРЫМСКАЯ ВЕСНА" / "CRIMEAN SPRING"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бабинов Юрий Александрович, Островская Ирина Владимировна

Анализируются формы, направления деятельности русских общественных объединений Крыма на разных этапах развития регионального сообщества в составе независимого государства Украина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бабинов Юрий Александрович, Островская Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian public association of the Crimea: the transformation of political participation

Аnalyzes the forms, directions and stages of activity of Russian public associations of Crimea at different stages of development of the regional community as part of the independent state of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Русские общественные объединения Крыма: трансформация политического участия»

Преподавателю социально-гуманитарных дисциплин =

Ю.А. БАБИНОВ доктор философских наук, профессор кафедры философских и социальных наук Севастопольского государственного университета

И.В. ОСТРОВСКАЯ соискатель кафедры философских и социальных наук Севастопольского государственного университета'

Русские общественные объединения Крыма:

трансформация политического участия

Политическая сфера представляет собой подвижную, динамичную область человеческой деятельности. Весьма важную роль в ней играет такая институционализированная форма активности граждан, как общественные объединения. Это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные на основе общности интересов граждан и свободные в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. В зависимости от территории деятельности принято выделять общегосударственные, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. От других социальных институтов общественные объединения отличает, во-первых, проникновение в сферы общества мало затронутые существующими государственными структурами, во-вторых, максимально активный характер деятельности и поведения их членов. Создавая возможность кол-

* Бабинов Юрий Александрович, e-mail: babinow,400@mail.ru; Островская Ирина Владимировна,e-mail:ostrov-33@mail.ru

лективной деятельности и выражая разнородные мнения, общественные объединения способствуют политической и социальной интеграции социальных групп в общественную жизнь, выдвижению и формированию новых политических лидеров, часто становятся инициаторами общественных преобразований, а, следовательно, являются важным фактором формирования гражданского общества.

Несомненный научный интерес вызывает деятельность русских общественных объединений Крыма, осуществлявших на протяжении многих лет активную работу по защите интересов и прав русскоязычного населения полуострова, возглавивших масштабные общественно-политические изменения в феврале - марте 2014 г., известные как «крымская весна».

Появлению, а в дальнейшем и активной деятельности данных организаций на полуострове способствовало ряд факторов. Первый был связан с процессом демократизации всех сфер жизни советского общества конца 80-х — начала 90-х гг., когда на территории Крымского полуострова образовывались общественные организации, ориентированные на восстановление исторической памяти русского народа и на изучение малоизвестных страниц отечественной истории. Второй был вызван набирающим силу процессом массового плохо организованного возвращения на полуостров крымских татар. Реакцией на неконтролируемый приток новых репатриантов была консолидация русскоязычного населения вокруг общественных объединений, отстаивающих их право на жизненное пространство. Регламентация действий объединений первоначально осуществлялась на основе Закона СССР «Об общественных объединениях», принятого в 1990 г.1

События августа 1991 г. и последовавший за ними распад СССР, вопрос статуса, судьбы автономии привели к активизации деятельности общественных организаций русских и русскоязычных граждан в Крыму. К этому моменту возвращение крымских татар приобрело лавинообразный характер, что способствовало сплочению местного населения вокруг данных организаций. В новых условиях их статус

1 См.: Закон СССР "Об общественных объединениях" // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и ВС СССР, 1990, №42, Ст. 839.

стал определять Закон Украины «Об объединениях»1. Украинское законодательство по форме, целям и задачам относило их к общественным организациям национально — культурного направления с определенным объемом прав и территорией деятельности.

Вопрос статуса автономии, ее полномочий послужили причиной резкой политизации деятельности значительной части общественных объединений Крыма в начале 90-х гг. Общественные организации русскоязычного населения не могли не реагировать на реакцию населения, связанную с кризисом украинской экономики, с ростом безработицы и отсутствием должной социальной защиты граждан. В этих условиях стремительно набирает силу деятельность «Республиканского движения Крыма», возникшего в 1991 г. как организация граждан Автономной Республики Крым. Организация выступала против снижения уровня жизни населения, некомпетентной политики руководства Украины, а также против угрозы национализма и стремления руководства государства выйти из состава СНГ.

Консолидация русского и русскоязычного населения Крыма вокруг общественных объединений в значительной степени была связана и с желанием людей участвовать в решении таких проблем, как определение статуса крымской автономии, выработка текста и принятие Конституции Автономной Республики Крым. Многие из них стремились высказать свое мнение относительно позиции крымских татар, представители которых активно выступали за создание в Крыму национальной автономии.

Постоянно в Крыму поднимался вопрос, связанный с определением статуса русского языка. В этом полиэтничном регионе русский язык являлся родным для значительной части населения, будучи важным средством коммуникации. Об этом свидетельствовали итоги Всесоюзной переписи населения по Крыму 1989 г., а также Всеукраинской переписи 2001 г. Спустя десять с лишним лет государственного строительства, при сокращении численности русских на полуострове (согласно данным Всеукраинской переписи населения в 2001 г.) русский язык продолжали считать родным 77,0% населения, на Украине этот показатель составил 29,6%. С

1 См.: Закон Украины «Об объединениях» // Ведомости Верховной Рады Украины, 1992, №34, Ст.504.

первых лет государственного строительства в Украине на полуострове стала осуществляться целенаправленная политика ограничения функционирования русского языка, родного для значительной части его населения через расширение сферы деятельности украинского языка. Он повсеместно активно внедрялся в сфере образования, культуры, в средства массовой информации и даже в быту. Государственные ведомства и местные органы власти принимали постановления, ограничивающие сферу использования русского языка, что вызывало протестные настроения населения полуострова. Проблема статуса русского языка на полуострове стала одной из главных в процессе политической мобилизации русскоязычного населения, подтверждая тезис о том, что

«язык в условиях социальных и политических перемен часто

1

играет роль политического символа» .

Острое недовольство политикой официального Киева в сфере украинизации общественной жизни в языковой, культурной, образовательной сферах не только постоянно активизировало деятельность русских организаций, но и актуализировало в их программах политические требования. Основными стали такие, как возвращение Крыма в состав России, экономическая интеграция в рамках СНГ, признание двойного гражданства. Политическая борьба с центральным руководством страны стала для данных организаций неизбежной и в конечном результате привела к появлению в украинских СМИ такого термина, как «крымский сепаратизм».

Стремление отстаивать и защищать права русскоязычных граждан украинскими властями постоянно рассматривалось как укрепление сепаратистских настроений русского населения. Мифологема о крымском сепаратизме буквально парализовала научно-исследовательскую деятельность украинских ученых, анализировавших вопросы специфики развития крымского регионального сообщества и влияния на этот процесс русских — самой многочисленной этнической группы полуострова. Только в конце 2008 г. Украинский центр экономических и политических исследований им. А. Разумкова впервые провел полномасштабное комплексное исследование жизненно важных проблем общественной

1 Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М., 2003, с. 65.

жизни населения Крыма. К ним были отнесены процесс формирования крымской региональной идентичности и характер взаимоотношений между основными сообществами, сформировавшимися в Крыму (русские, украинцы, крымские татары)1.

С первых лет становления украинской государственности на территории полуострова одним из самых важных был вопрос делегирования русскоязычным населением своих представителей в высший представительный орган автономии — Верховный Совет. Закономерным следствием социальной активности населения Крыма явилась победа в 1994 г. на местных парламентских выборах блока «Россия», объединившего целый ряд идеологически и организационно разнородных общественных и общественно-политических организаций и движений. Победа этого блока была в значительной степени обусловлена его предвыборной программой, включавшей требование значительной части населения полуострова по установлению тесных контактов Крыма с Россией. К сожалению, не имея четкой программы действий и не обладая необходимым опытом политической борьбы, республиканский парламентский блок «Россия» вскоре распался, завершив своеобразный этап «политического романтизма».

Однако данное событие обернулось организационным укреплением «Русской общины Крыма» (РОК), в дальнейшем одного из самых авторитетных общественных объединений на полуострове. Среди главных задач деятельности РОК стали оказание правовой и социальной помощи жителям Крыма, определяющих себя в этническом отношении русскими или считающих русскую культуру и русский язык родными; сотрудничество с организациями, разделяющими идеи Общины, в Крыму и за его пределами, установление тесных связей с православной церковью Московской Патриархии; организация культурно-массовых мероприятий, направленных на популяризацию русской культуры, традиций, языка.

Отстаивая права русскоязычного населения, ее представители при поддержке и участии депутатов Верховной Совета Крыма в марте 2005г. решили вопрос о создании на

1 См.: Кримський со^ум лн': подту та перспективи консолщацп // Нацюнальна безпека i оборона, 2009, №5, с. 2.

республиканском телевидении русской телевизионной редакции. С помощью привлечения средств массовой информации значительный «информационный эффект» имели ряд заявлений РОК по поводу дискриминации школьников по языковому и национальному признаку, о необходимости проведении внешнего независимого тестирования на русском языке, о расширении сферы использования русского языка. Помимо этого ее активисты постоянно проводили круглые столы и конференции по проблемам современного русского самосознания, обсуждали вопросы социально — экономического, политико-правового развития полуострова, оказывали значительную помощь в реставрации памятников русской культуры и истории.

Представляя интересы многотысячной русской этнической группы, эта организация стремилась наладить контакты с различными политическими союзниками. Большое внимание уделялось связям с властными структурами Российской Федерации, в частности, с Правительством Москвы. По инициативе Фонда «Москва - Крым» было подписано Соглашение о сотрудничестве между органами представительной и исполнительной властей Москвы и Автономной Республики Крым в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарно-культурной областях1.

В 2001 г. создается Русский культурный центр в городе Симферополе, появляются его филиалы в других городах Крыма. Особую активную деятельность развернул Севастопольский центр, в работе которого учитывалась специфика города-героя, его богатое историческое и культурное наследие, славные традиции Черноморского флота Российской Федерации. Фонд реализовывал культурно-просветительные, научно-образовательные мероприятия, оказывал финансовую и социальную поддержку ветеранам Великой Отечественной войны, военнослужащим и их семьям, постоянно занимался военно-патриотическим воспитанием молодежи. Целенаправленной деятельности русских общественных объединений по формированию и сохранению исторической коллективной памяти способствовал богатый пласт историко-культурного наследия, материализованный в значительном количестве памятников, мемориалов, исто-

1 Фонд «Москва - Крым». Официальный сайт Русский культурный центр Крыма [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ruscultura.info

рических мест. Феномен коллективной памяти сохранил высокую степень устойчивости во многом благодаря политически активной части населения автономии, объединившейся вокруг русских общественных объединений.

На протяжении многих лет украинские власти постоянно стремились «перемаркировать» историко-культурный ландшафт полуострова. Поэтому не случайно полем острых дискуссий становятся проблемы, связанные с исторической топонимикой, мемориальными комплексами и памятными датами. Сопротивление данной тенденции в Крыму активно оказывали общественные объединения, одним из основных направлений, деятельности которых была работа по пропаганде героических страниц отечественной истории. В связи с этим показательна работа общественного объединения «Учреждение объединения граждан «35 береговая батарея», организовавшее уникальный музейный историко-ме-мориальный комплекс героическим защитникам Севастополя 1941-1942 гг. Этот музейный комплекс, посещение которого организовано на бесплатной основе, размещен на площади 8 га, где только подземные сооружения занимают 5 тыс. кв.м. В настоящее время это один из самых посещаемых памятников в Крыму и Севастополе. Для сравнения отметим, что если в 2009 г. его посетило 22825 человек, то в 2010 г. — уже более 60 тыс. экскурсантов из СНГ, различных стран ближнего и дальнего зарубежья.

В список праздничных и памятных дат, установленных Верховным Советом Крыма на территории автономии по предложению РОК, включают ряд памятных дат, связанных с сохранением и укреплением русского самосознания. Среди них День памяти воинов, павших в Крымской войне 1853-1856 гг., День защиты русского языка, День воссоединения Крыма с Россией и ряд др.

Ответом на реваншистские настроения в оценке итогов Великой Отечественной войны стало также проведение общественными активистами организационной работы по увековечению памяти жертв фашистских репрессий в период оккупации Крыма в годы Великой Отечественной Войны, замученных в концентрационном лагере на территории совхоза Красный. Верховный Совет АРК утвердил целевую программу «Найти солдата!», рассчитанную на несколько лет, с целью воспитания уважительного отношения молодых жителей Крыма к подвигу павших воинов, увековечения

их памяти, а также содействия в поиске воинских захоронений пропавших без вести советских воинов.

В это время в деятельности общественных образований стали появляться новые формы консолидации русскоязычного населения Крыма. Среди них разнообразные объединения казачества. Крымский казачий Союз, признанный казачьими войсками Дона, Кубани, Белоруссии, Приднестровья, а также Союзом казачьих войск России и зарубежья, становится одним из наиболее активно работающих. Основной задачей крымские казаки считали реабилитацию казачества, возрождение их традиций, восстановление связей с зарубежными казачьими Кругами, поддержку Русской православной церкви Московского Патриархата, которая в свою очередь одобрила деятельность подобных организаций.

Священный Синод Русской православной церкви также высказал одобрение и по поводу появления на территории Крыма других православных общественных организаций1. Их роль заключалась в духовно-идеологическом объединении русских Крыма, в осуществлении миротворческой миссии на территории этого полиэтничного региона. Православные организации во взаимодействии с общественными объединениями в контексте концепции «Русского мира» стали проводить значительную работу по сохранению и популяризации русской культуры, традиций, языка, сохранению общеславянской исторической памяти. На территории АРК появились центры православного просвещения, образовались объединения православных граждан на профессиональной основе, организации православной молодежи.

Важным этапом в артикуляции политических интересов русских на Украине и в Крыму стало образование в 2002 г. политической партии «Русский блок». Для «Русской общины Крыма» эта партия стала впоследствии главным политическим представительством вплоть до 2010 г. Основными направлениями ее деятельности были укрепление взаимопонимания между всеми живущими на Украине народами и, прежде всего, между украинским и русским, интеграция Украины с Россией и Белоруссией, придание государственного статуса русскому языку наравне с украинским, неприя-

1 Положение о церковном одобрении деятельности православных общественных объединений. Официальный сайт Русской православной церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа:// www.patriarchia.ru//

тие украинского сепаратизма и межнациональной розни, поддержка канонического православия.

Здесь следует особо подчеркнуть тот факт, что на фоне оживления общественных инициатив и активной деятельности представителей русского населения стало изменяться отношение к русским, проживающим на Украине. Мониторинг, проведенный Институтом социологии Национальной академии наук Украины еще в 2002 г., зафиксировал, что если в 1992-1994 гг. толерантность к русским продемонстрировало 80% респондентов, то в 2000-2002 гг. этот показатель уменьшился до 45%1.

Своеобразным Рубиконом в общественно-политической жизни русских общественных организаций Крыма явились события, связанные с «оранжевой революцией» 2004 г., в ходе которой наиболее ярко проявил себя электоральный разлом Украины по линии Восток-Запад. Политические трансформации на Украине привели к дальнейшему дистанцированию крымских организаций от властных государственных структур, а также к консолидации значительного числа населения вокруг русских, пророссийских общественных организаций полуострова. Их деятельность находилась в прямо пропорциональной зависимости от давления украинских властей на русскоязычное региональное сообщество.

Для того, чтобы защищать членов данных организаций, оказывать им консультативную, информационную и правовую помощь в Симферополе в 2009 г., создается Штаб противодействия репрессиям власти. Его учредителями становятся организации «Русский Крым», «Вера», «Мы — русские», «Патриот».

В это время происходит активное внедрение представителей крымских общественных организаций во властные структуры на региональном уровне и в органы самоуправления. Они формируют и совершенствуют формы политической коммуникации, в частности, участвуют в организации взаимодействия с государственными органами Российской Федерации по реализации государственной программы помощи соотечественникам за рубежом.

1 Колесниченко В.В., Бортник Р.О. Второй периодический Общественный отчет об исполнении Украиной положений Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств: тенденции нарушения прав усилились. Киев, 2012, с. 109.

В ноябре 2007 г. президент Украины В. Ющенко издает Указ «О некоторых мерах по развитию гуманитарной сферы в Автономной Республике Крым и городе Севастополе». Этот документ был издан с целью применения дополнительных мер по популяризации в Крыму и в Севастополе украинской культуры, по всестороннему развитию и функционированию украинского языка во всех сферах общественной жизни, по расширению сети учебных заведений всех типов с украинским языком обучения. Реакцией на усиление украинизации общественных институтов и учреждений образования региона явилось принятие крымским парламентом по инициативе Русской Общины Крыма «Комплексного плана ежегодных мероприятий по развитию русской культуры на 2009-2015 гг.». В свою очередь Севастопольский горсовет также принял региональную программу по развитию русского языка на 2007-2011 гг. с финансированием из местного бюджета в объеме 1 млн. гривен ежегодно. При непосредственном участии русских организаций инициировались и были проведены конференции: «Русский язык в поликультурном мире», «Русский язык — язык межнационального общения», «Крым в контексте «русского мира», конкурсы — «Моя родина - русский язык», фестивали авторской песни «Русская весна», акции — «Великое русское слово». Эти и многие другие мероприятия вызвали широкий положительный отклик у крымчан.

Катализатором к сплочению деятельности русских общественных объединений в Крыму стал политический кризис украинской власти, положивший начало массовым протестам местного, в основной массе русскоязычного населения, против действий бывшей оппозиции.

К этому моменту на политическом пространстве полуострова появилась новая политическая партия «Русское Единство», представляющая интересы русскоязычных граждан Крыма. Образованная в сентябре 2010 г. она объединила общекрымское общественно-политическое движение "Русское единство" и ряд русских организаций. Создание новой партии имело цель преодолеть в условиях нарастающего кризиса украинской власти фрагментарность русского политического движения в Крыму. Это сыграло судьбоносную роль в событиях «крымской весны», когда руководство партии «Русское Единство» взяло на себя ответственность пе-

ред населением полуострова за все вытекающие политические, социально-экономические последствия перемен.

Начало активной фазы «крымской весны» приходится на 23 февраля 2014 г., когда на многотысячном митинге в Севастополе его организаторы и участники осудили провокации на Евромайдане в Киеве, выступили против проявлений фашизма на Украине, высказали недоверие администрации города. Всенародный референдум 16 марта о статусе Крыма подтвердил исторический выбор крымчан в пользу вхождения в состав Российской Федерации. Символично, что официально его итоги были подведены на следующий день — 17 марта, в очередную годовщину Всесоюзного референдума 1991 г., когда значительная часть населения страны высказалось за сохранение Советского Союза.

Исторические события крымской весны 2014 г. актуализировали региональные проблемы Крыма. Осознание общекрымского единства стало мобилизующим и организующим фактором для начала радикальных перемен, важную роль в которых сыграли русские общественные организации, прошедшие сложный путь трансформации и политического участия, достойно отвечая конструктивной деятельностью на политические вызовы.

После вхождения Крыма и Севастополя как самостоятельных субъектов в состав Российской Федерации деятельность общественных организаций приобрела новое направление. Значительная их часть влилась в ряды Общероссийского народного фронта (ОНФ), который первым создал свои представительства в Республике Крым и в Севастополе. Образование региональных отделений создало условия для интеграции общественных объединений Крыма и Севастополя в единое общероссийское общественно-политическое пространство. Главной задачей крымских отделений ОНФ стало оказание всемерного содействия в решении социально-экономических проблем, которые появились у новых субъектов, содействие в налаживании прямой связи населения полуострова с федеративными властями1

В настоящее время, в новых общественно - политических условиях крымские общественные организации продолжают активно работать по приоритетным с момента их

1 См.: Регионы. Официальный сайт Общероссийского народного фронта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://onf.ru/.

образования направлениям: сохранение и развитие русского языка, культуры, исторических традиций, патриотическому воспитанию молодежи и школьников. Вместе с этим появилось и новое направление работы по оказанию помощи и содействия беженцам с Донбасса.

Опыт политического участия русских организаций полуострова в решении актуальных проблем регионального сообщества важен для других регионов компактного проживания русского и русскоязычного населения Украины и, прежде всего, на юго-востоке, особенно в сфере противодействия неонацизму и фашизму. Сегодня для противодействия этим тенденциям представители казачьих общин, партии «Русское единство», общественные организации «Русские общины Крыма», «Конгресс русских общин Крыма» совместно с Всероссийской партией «Родина» учредили новое общественное объединение «Славянский антифашистский фронт». Таким образом, на протяжении всего периода современной истории Крыма его русскоязычное население постоянно демонстрировало высокий уровень политической активности. Русские общественные организации, созданные по инициативе граждан и выражавшие интересы большого числа населения Крыма, всегда выступали от имени не только этнических русских, но и всех тех, кто считал русскую культуру родной.

Бабинов Ю.А., Островская И.В. Русские общественные объединения Крыма: трансформация политического участия.

Анализируются формы, направления деятельности русских общественных объединений Крыма на разных этапах развития регионального сообщества в составе независимого государства Украина.

Ключевые слова: общественные объединения, русскоязычное население, трансформация политического участия, региональное сообщество, «крымская весна».

Babinov Y.A., Ostrovskaya I.V. Russian public association of the Crimea: the transformation of political participation. Analyzes the forms, directions and stages of activity of Russian public associations of Crimea at different stages of development of the regional community as part of the independent state of Ukraine.

Key words: public organization, the Russian-speaking population, the transformation of political participation, regional community, «Crimean spring».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.