Научная статья на тему 'Русские не хотят становиться россиянами: перспективы формирования государственной нации в России'

Русские не хотят становиться россиянами: перспективы формирования государственной нации в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
300
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ineternum
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / NATIONAL CONSCIOUSNESS / NATIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Головашина Оксана Владимировна

Публикация посвящена проблемам национальной идентичности в современной России, а также специфики формирования российского национального самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russkie do not want to become Russians: the prospects of forming a nation state in Russia

The publication is devoted to problems of national identity in contemporary Russia,as well as the specifics of the formation of Russian national identity.

Текст научной работы на тему «Русские не хотят становиться россиянами: перспективы формирования государственной нации в России»

INETERNUM. 2011. N1.

О.В. Головашина

Русские не хотят становиться россиянами: перспективы формирования государственной нации в России

Russkie do not want to become Russians: the prospects of forming a nation state in Russia

Аннотация, abstract: Публикация посвящена проблемам национальной идентичности в современной России, а также специфики формирования российского национального самосознания.

The publication is devoted to problems of national identity in contemporary Russia,as well as the specifics of the formation of Russian national identity.

Автор, author: Головашина Оксана Владимировна - Тамбовский государственный университет им. ГР. Державин, к.и.н., преподаватель кафедры философии, golovachina-ov@ rambler.ru

Golovaschina, Oxana V. - Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Ph.D. in , [email protected]

Ключевые слова, keywords: национальное самосознание, национальная идентичность

national consciousness, national identity

УДК: 32:316

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на

своей земле...»8 - так начинается основной закон нашей страны. В семантику терминов тогда не вдавались - перед государством стояли другие задачи. Народ - значит, люди, независимо от этноса. А общая судьба на своей земле - звучит красиво. На деле, судьба у каждого своя, а земля в нашей стране - вообще больной вопрос. Обращение «Россияне», которое в памяти так и осталось вместе с эпитетом «дорогие», какое-то время имело хождение в политическом дискурсе, но люди, еще недавно считавшие себя советскими гражданами и товарищами, не задумывались, имеет ли «россияне» отношение к нации, народу или месту проживания. Стойкие ассоциации с автором обращения остались до сих пор, частично этим объясняется нежелание подавляющего большинства населения страны называть себя «россиянами».

Сейчас сочетания «национальный проект», «национальная стратегия» мы слышим с экранов телевизоров, читаем во всех федеральных СМИ, видим на рекламных плакатах

8 Конституция Российской Федерации. URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения

31.03.2011)

рядом с предложениями новых марок сигарет или объявлениями о распродаже бытовой техники. И отношение к понятию «нация» становится как к прочему мусору, от которого стремится избавиться человек в информационном обществе, чтобы оставаться здравомыслящим. Вопрос о том, что мы сейчас понимаем под нацией, вызывает одинаковые сложности как у школьника, готовившегося к ЕГЭ по обществознанию, так и у политической элиты страны, определяющей вектор развития государства, у академического сообщества. Путаница в терминах началось еще со времен советской этнологии, когда нации и этносу давали одну и ту же характеристику. Однако определение бывшего наркома по делам национальностей, которое повторятся и в учебниках XXI века, подходило для формирования советского человека, но не национального самосознания гражданина страны, которая стремится войти в список постиндустриальных держав. Еще в 1990-е годы этнолог В.А. Тишков призывал к пересмотру устоявшихся представлений в этнологии, потерявших свою актуальность. «Общества отличаются друг от друга не столько самим фактом этнического разнообразия, сколько тем, какое значение придается данному разнообразию и какая политика выстраивается по отношению к этой стороне жизни людей»9. Если тогда, еще в Советском Союзе, подобные взгляды стали шоком для воспитанного на примордиалисткой трактовке нации академического сообщества, то сейчас они получили распространение не только на страницах научных журналов и в рекомендованных министерством образова-

9 Тишков В.А. Реквием по этносу // Официальный сайт Валерия Александровича Тишкова. URL: http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/ knigi/rekviem_po/rekviem_po1.html (дата обращения 31.03.2011)

ния учебных пособиях10, но и в речах политической элиты Российской федерации (к примеру: «Идея о новой общности — советском народе — была абсолютно правильной», — сказал Д.А. Медведев, - другое дело, что такие конструкции возникают не на бумаге и не по повелению президентов или генеральных секретарей. Это результат многотрудной работы общества»11).

Разговоры о необходимости формирования государственного национального самосознания в России с разной интенсивностью ведутся последние два десятилетия. Любое событие, в числе причин которого могут быть этнические, дает толчок общественности к очередному потоку публицистических статей и научных публикаций, а политическая элита тем временем дает очередные указания. За это годы выросло новое поколение, которое могло бы стать опорой единого государства.

За последние десять лет, с развитием жилищного строительства и массовым притоком мигрантов из соседних республик, количество этнических преступлений увеличилось в несколько раз12. Сейчас Россия занимает второе после США место по количеству только официально зарегистрированных мигрантов. Однако понятие «россиянин» имеет далеко не такое значение, как «американец». Если у приезжего мексиканца есть шанс стать «американцем», то таджик, даже получив заветный паспорт РФ, называть себя «россиянином» не сможет. Потому что «американцы»

10 Малахов В.С. Национализм как политическая идеология. М., 2005.

11 Сайт информационного агентства Росбалт.

URL: http://www.rosbalt.ru/2010/12/27/805048.

html (дата обращения 31.03.2011)

12 Сайт информационно-аналитического цен-

тра Сова. URL: http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/publications/2010/07/d19289/ (дата

обращения 31.03.2011)

ШЕТЕтиМ. 2011. N1.

INETERNUM. 2011. N1.

как государственная нация существуют, и а «россияне» нет.

Увеличивается эмиграция из страны. Счетная палата сообщает: «За последние годы из России уехали 1 250 000 человек».13 Если, в отличие от тех же США, приезжают в Россию, как правило, неквалифицированные рабочие, пополняющие ряды строителей и обслуживающего персонала, то уезжают умные и талантливые, которые не смогли реализовать свой потенциал в рамках России. Опросы в вузах показывают, что 45% выпускников не исключают возможности уехать, а от 18 до 24% твердо намерены добиваться отъезда. Готовы покинуть страну до 30% предпринимателей. Российских квартир и домов сегодня в Великобритании более 400 тысяч, в Германии - около 350 тысяч, во Франции - не мене 250 тысяч14.

Люди не хотят работать на свое государство. Не хотят работать ради процветания России. Вернее, работать только ради него.

Эти факты свидетельствует о провале национальной политики власти. За годы существования самостоятельной российской республики не было сделано реальных шагов для становления самосознания россиянина. «О концепции государственной национальной политики разговор ведется со времен «позднего Горбачева» и можно найти массу высказываний политиков и ученых, что межнациональные проблемы и конфликты - это прежде всего результат отсутствия продуманной и подлинно научной концепции»15 - пи-

13 Сайт счетной палаты Российской Федерации URL: http://www.ach.gov.ru/ (дата обращения

31.03.2011)

14 Персональный сайт Владислава Леонидовича Иноземцева URL: http://inozemtsev.net/ (дата обращения 31.03.2011)

15 О концепции государственной национальной политики // Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупрежде-

сал В. А. Тишков еще в 1996 году. Над созданием концепции трудилось академическое сообщество (в том числе, и сам автор цитаты в своих нашумевших работах с говорящими названиями «Забыть о нации», «Реквием по этносу» и др.) прошедшие десятилетия, однако путь от создания даже самой логичной и продуманной концепции до ее реализации политическая и общественная элита пройти не смогла. «Президент России Дмитрий Медведев предлагает усилить уголовную ответственность за разжигание межнациональной вражды, подключить к проверке учебников в школах прокуратуру, а также подумать над созданием структуры, координирующей нацполитику»16, - читаем сейчас в новостных лентах.

Сейчас вряд ли хотя бы один человек с российским гражданством назовет себя «россиянином». На Манежной площади кричали: «Русские, вперед!», в общении как с заезжими выходцами из ближнего зарубежья, так и где-нибудь в Турции с соседями по гостинице, россиянин называет себя как «русский». Государственного национального самосознания не сложилось. В Сибири, Краснодарском крае, на Дальнем Востоке у выходцев с Центральной полосы будут спрашивать: «Ну как там у вас, в России?». Укрепление «вертикали власти», может, оказало какое-то влияние на ту самую вертикаль, но не объединило государство. Нет, распада Российской Федерации не будет. Не благодаря формированию единого национального самосознания и, тем более,

ния конфликтов. N 9. 1996 // Официальный сайт Валерия Александровича Тишкова. URL: http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/knigi/ rekviem_po/rekviem_po1.html (дата обращения

31.03.2011)

16 Сайт: Актуальные комментарии URL: http:// actualcomment.ru/theme/1689/ (дата обращения

31.03.2011)

не благодаря государственному патриотизму. Скорее потому, что политическая элита стабильна в том качестве, в котором она сейчас функционирует, а индивид привык обходиться без государства. Для распада России есть предпосылки, но нет причин.

Кардинальной смены экономической парадигмы не предполагается, следовательно, будет расти этническая эмиграция, а значит -появится все больше поводов для бытового шовинизма. Экраны центральных каналов будут цитировать политических лидеров, называющих преступниками всех, кто кричит «Россия для русских», но этим усилия по формированию российской нации исчерпаются. Может, дополнительный курс для развития толерантности в школе появится (необходимость этого назрела давно - в каждом классе есть неславянские дети), но вести его будут так же, как и все в современной школе, с таким же результатом. Сейчас в России нет перспектив формирования общегосударственной нации.

Посмотрим на проблему с точки зрения обычного человека. Была ли акция на Манежной площади случайностью или она наметила новый вектор, который может стать показателем возрождения русского национализма?

Каким бы спорным не казалось это утверждение после событий на Манежной площади, сейчас национализм не актуален. Взрыв сепаратизма конца 1980-х - начала 1990-х годов определялся политическими факторами и имел причины еще в ошибках послевоенной Версальско-Вашингтонской системы и особенностях образования Советского Союза. Есть предпосылки вспышек национализма в европейских странах, вызванных большим количеством мигрантов из стран «третьего мира», однако такие вспышки не произойдут

при сохранении стабильной экономической ситуации. Как не произойдут они и в России.

Можно долго рассуждать об истоках национализма. Вслед за примордиалистами, искать объективные предпосылки в общности территории, языке, культуре, истории, игнорируя исключения из каждого правила. Такая точка зрения присутствует как в академическом сообществе, так и является составляющей массовых представлений о нации. Можно, соглашаясь с конструктивистами, утверждать, что нация формируется путем дискурсивных практик, однако, источником дискурсивных практик является политическая и интеллектуальная элита, а в России она в настоящий момент, который продлится до следующих «черных лебедей», решает другие проблемы. А инициативы от народа не будет. Как писал известный историки Э. Хобсбаум, «мы не вправе считать, будто для большинства людей национальная идентификация - если таковая существует - исключает или всякий раз (или вообще когда-либо) превосходит по своей значимости все прочие способы самоидентификации, присущие человеку в общественном состоянии. Фактически она всегда сочетается с иного рода идентификациями - даже

17

там, где ее воспринимают как важнейшую»17. Большинство людей на вопрос «Кто ты?» назовет имя, профессию, даже хобби. О национальности подумает только, если будет общаться с иностранцами или находится в еще какой-нибудь среде, вызывающей ассоциации с национальной самоидентификацией. Для человека, который в повседневной жизни общается с людьми своей этнической принадлежности, вопрос о собственной на-

17 Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года // Сайт электронной библиотеки Readal.ru URL: http://www.readall.ru/

lib_page_readall_106657.html (дата обращения

31.03.2011)

ШЕТЕМиМ. 2011. N1.

INETERNUM. 2011. N1.

циональности не будет актуальным. Причина волнений, мятежей и даже революций, происходивших под этническими лозунгами, была не во внезапном всплеске ксенофобии и шовинизма, а в экономических и социальных проблемах. «Чужие» - это те, на которых можно перенести агрессию озлобленного населения, свалить вину за собственные ошибки. Для этого население заставляют вспоминать о том, чем они отличаются от этих «чужих», конструируя таким образом забытую национальную идентичность.

Потому что пока народ сыт, он безмолвствует. Только не надо опять вспоминает события на Манежной площади. Они не свидетельствуют ни о подъеме этнического национализма, ни о тяжелом экономическом положении в России. Современные молодые москвичи привыкли видеть иностранцев на улицах города с метлами или у себя на дачах в касках и ярких комбинезонах. И живут они неплохо - им еще фильмы про деревню показывают, чтобы было с чем сравнивать. Но им скучно. Настоящих трудностей не помнят, радоваться тому, что есть, не умеют. Вот и выходят на улицы по совету взрослых дядь и чтобы развлечься.

Еще деталь. Долготерпение русского народа и низкая степень ксенофобии являются нашими национальными чертами, исконными объективными (с точки примордиалистов) или сконструированными интеллектуальной и политической элитой прошлого (как говорят конструктивисты) - не важно. Важнее то, что есть и то, и другое: русский бунт наступает после веков унижения, а иностранцы к нам едут. Косых взглядов они встречают столько же, сколько встретит совершенно славянского вида мальчик-эмо или девочка-готка - отторжение вызывает не цвет кожи или разрез глаз, а общее отличие от большинства. Это

тоже национальная черта, последствия традиционной общины, соборности. И мигранты, которые не только приезжают на заработки, но и стремятся осесть, семью привести и детей в местные школы отдать, видимо это понимают.

Против формирования государственной российской нации говорит и отечественная политическая традиция. Если почти все жители США имели своими предками мигрантов, и только формирование доминирующей надстройки могло сохранить целостность государства и обеспечить экономический рост, то среди этносов Российской Федерации приезжих практически нет. Подобными же факторами объясняется самобытность населения Латинской Америки, Австралии, Канады, которые уже давно не идентифицируют себя с бывшими метрополиями. У французов, которым мы обязаны самой идеей государственной нации, формирование единого народа из бургундцев, провансальцев, гасконцев и так далее (тоже коренного населения) происходило вместе с развитием буржуазного общества.

У жителей Российской Федерации нет кризиса идентичности, который может стать тем исходным пунктом для роста национального самосознания. Не будет пробуждения русского национализма, потому что русских беспокоят другие проблемы (но не настолько беспокоят, чтобы искать виноватых в соседях с другим разрезом глаз и цветом кожи), не будет становления российского государственного суперэтноса, потому что предложения политической элиты так и останутся предложениями.

Литература

Головашина О.В. Национальная самоидентификация австрийских немцев в 1918-1938 гг. I О.В. Го-ловашина. Saarbmcken: LAP, 2011. 221 с. (10,5 пл.)

Головашина О.В. Понятия нации и национализма в современной отечественной историографии / О.В. Головашина // Роль социальногуманитарных наук в процессе социальной трансформации: сборник статей и тезисов докладов региональной научно-практической конференции. Май 2008. Липецк, 2008. С. 4748. (0,1 п.л.)

Головашина О.В. Историческая память и национальная самоидентификация австрийской интеллектуальной элиты в 1918 - 1938 гг. / О.В. Головашина // Актуальные проблемы вузовской науки: теоретические и практические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 1 декабря 2008 г. Тамбов, 2008. С. 45-48. (0,2 п.л.)

Головашина О.В. Проблема национальной самоидентификации австрийских немцев в 1918 - 1938 гг.: историографический аспект / О.В. Головашина // Национальная идентичность в проблемном поле интеллектуальной истории (Пятигорск, 25-27 апреля 2008 г.) Ставрополь; Пятигорск; Москва, 2008. С. 100-107. (0,4 п.л.)

Головашина О.В. Австрийская нация как исследовательская проблема / О.В. Головаши-на // XIV Державинские чтения. Академия гуманитарного и социального образования: материалы Общероссийской научной конференции. Февраль 2009. Тамбов, 2009. С. ЮЗ-110. (0,45 п.л.)

Головашина О.В. Перспективы развития австрийской государственности в программе Христианско-социальной партии / О.В. Головашина // Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования: Сборник трудов VII Международной научно-практической конференции. 26 февраля. 2009. Тамбов, 2009. С. 38-40. (0,25 п.л.)

Головашина О.В. Историческая память в массовом сознании австрийских немцев / О.В. Головашина // Актуальные проблемы вузовской науки: теоретические и практические аспекты: материалы Всероссийской научнопрактической конференции. 1 декабря 2009 г. Тамбов, 2009. С. 31-38. (0,45 п.л.)

Головашина О.В. Перспективы развития австрийской государственности в оценке политической элиты Первой республики / О.В. Головашина // Ineternum. Журнал общественной прогностики. 2009. Вып. 1. С. 8-28.

Головашина О.В. Блог «Res ab aeterno tempore fluentes in aeternum» - год жизни / О.В. Головашина // Ineternum. Журнал общественной прогностики. 2009. Вып. 1. С. 50-55. (0,25 п.л.)

Головашина О.В. Идея аншлюса и проект Дунайской федерации в общественном мнении Первой австрийской республики / О.В. Головашина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов.

2009. Вып. 10. С. 137 - 142. (0,55 п.л.)

Головашина О.В. Идея самобытной австрийской нации в трактовке политической и художественной интеллигенции Первой республики / О.В. Головашина // XV Державинские чтения. Академия гуманитарного и социального образования: материалы Общероссийской научной конференции. Февраль

2010. Тамбов, 2010. С. 97-103. (0,3 п.л.)

Головашина О.В. Режим Дольфуса-Шушнига и перспективы развития национальной самоидентификации австрийцев / О.В. Головашина // Ineternum. Общественная прогностика о будущем и настоящем. 2010. Вып. 2. С. 37-45.

Головашина О.В. Некоторые итоги дискуссии о точках бифуркации в истории на блоге

INETERNUM. 2011. N1.

INETERNUM. 2011. N1.

«Res ab aeterno tempore fluentes in aeternum» / О.В. Головашина // Ineternum. Общественная прогностика о будущем и настоящем. 2010. Вып. 2. С. 59-60 (0,2 п.л.)

Головашина О.В. «О дивный новый мир» всеобщего потребления / О.В. Головашина // Ineternum. Общественная прогностика о будущем и настоящем. 2010. Вып. 2. С. 67-68.

Головашина О.В. От «присоединительной эйфории» до Женевских протоколов: перспективы развития национального самосознания австрийских немцев / О.В. Головашина // Ineternum. Общественная прогностика о будущем и настоящем. Вып. 3. Футурология в общественных дисциплинах. Материалы заочной научной конференции. Тамбов. 1 июля 2010 г. С. 7-16. (0,7 п.л.)

Жуков Д.С., Лямин С.К. Национальное самосознание и национальное государство в условиях развития инклюзивных межкультурных и межгосударственных различий // Актуаль-

ные проблемы международного сотрудничества в области науки и образования. Тамбов,

2010. С.107 - 111.

Жуков Д.С., Лямин С.К. Динамика национального самосознания в условиях межкуль-турной коммуникации и проблема контроля информационного поля в постиндустриальном обществе // Актуальные проблемы международного сотрудничества в области науки и образования. Тамбов, 2011. С. 109 - 114.

Жуков Д.С. Изучение национального самосознания в рамках модернизационной парадигмы // Актуальные проблемы международного сотрудничества в области науки и образования. Тамбов, 2009. С. 67 - 71.

Жуков Д.С. Национальное самосознание и межкультурные коммуникации в постиндустриальном обществе // Актуальные проблемы международного сотрудничества в области науки и образования. Тамбов, 2009. С. 343 - 345.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.