Научная статья на тему 'Русские мусульмане: радикализация религиозных взглядов в исламе'

Русские мусульмане: радикализация религиозных взглядов в исламе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
722
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ МУСУЛЬМАНЕ / РОССИЙСКАЯ УММА / РАДИКАЛЬНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ИСЛАМА / ЭКСТРЕМИЗМ / RUSSIAN MUSLIMS / RUSSIAN UMMAH / RADICAL TRENDS OF ISLAM / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Излученко Т.В.

В статье анализируются причины принятия ислама русским населением, выделяются факторы, которые обусловливают выбор радикальных форм ислама. Автор характеризует процесс взаимодействия этнического мусульманского сообщества и русских мусульман, обусловленный как социальными, так и богословскими предпосылками. Кроме того, определяются наиболее возможные направления развития религиозного радикализма среди русских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the causes of Russians' converting to Islam and highlights the factors determining their choice of radical Islam. The process of interaction between ethnical Muslim society and Russian Muslims is characterized as determined by social and theological premises. Besides, the most possible developmental patterns of religious radicalism among Russian coverts are defined.

Текст научной работы на тему «Русские мусульмане: радикализация религиозных взглядов в исламе»

Излученко Т.В.

ИСЛАМ В РОССИИ

УДК 297.1 Т.В. Излученко

Русские мусульмане: радикализация религиозных взглядов в исламе

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева; izlu-chenko@mail. ru

В статье анализируются причины принятия ислама русским населением, выделяются факторы, которые обусловливают выбор радикальных форм ислама. Автор характеризует процесс взаимодействия этнического мусульманского сообщества и русских мусульман, обусловленный как социальными, так и богословскими предпосылками. Кроме того, определяются наиболее возможные направления развития религиозного радикализма среди русских.

Ключевые слова: русские мусульмане, российская умма, радикальные течения ислама, экстремизм.

The article analyzes the causes of Russians’ converting to Islam and highlights the factors determining their choice of radical Islam. The process of interaction between ethnical Muslim society and Russian Muslims is characterized as determined by social and theological premises. Besides, the most possible developmental patterns of religious radicalism among Russian coverts are defined.

Keywords: Russian Muslims, Russian Ummah, radical trends of Islam, extremism.

В настоящее время религия в общественной жизни играет важную роль. Ислам представляет собой наиболее интернациональную и быстрорастущую религию в современном мире. При этом особое внимание исследователей привлекает проблема обращения в ислам представителей русских и других народов, традиционно считавшихся христианскими. Особо актуализируется она в контексте усиления фундаменталистских идей в исламе и, как следствие, возникновения и распространения религиозного экстремизма в России. В числе русских мусульман присутствуют как видные общественные деятели России, так и сторонники радикальных форм ислама.

Существует большое количество материалов, посвященных русским мусульманам, которые можно разделить на две группы. К первой группе относятся многочисленные публикации в СМИ, нередко выражающие мнения той или иной религиозной организации и имеющие форму интервью (А. Сафин [8], Н. Зея [3], С. Метелена [7], О. Искан-дерзода [5]). Они не являются результатами исследовательской деятельности и не содержат объективных данных. Ко второй относятся немногочисленные работы исследователей (Р. Силантьев [9], Р. Сулейманов [10], Ю. Кабищанов [6]). Стоит отметить работы мусульманских авторов, рассматривающих русских мусульман как самостоятельную организацию (Р. Беккин [1], А. Давлетшин [2]).

Наличие такой обширной информации может вызвать представление, что русский ислам достаточно изученное явление, а приводимая статистика - свидетельство значимости его для российского общества и ускорения темпов исламизации русского населения. Однако наблюдается нехватка исследований квалифицированных специалистов, посвященных данному явлению в российском исламе.

Авторы многочисленных работ, анализируя жизнедеятельность русских мусульман (в виде интервью), стремятся определить наиболее объективные причины, лежащие в основе их религиозного выбора и склонности к нетрадиционным течениям (радикальные формы ислама, фундаментализм). Психологические особенности и духовный поиск

26

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

Излученко Т.В.

обозначаются главными предпосылками в мировоззренческом выборе ислама русскими. Мы же выделяем объективно существующие и обусловленные социальными отношениями внутри мусульманского сообщества (уммы) факторы, побуждающие русских к выбору радикальных форм ислама. Психическое состояние представляем как следствие осуществленного выбора. Наши выводы во многом обусловлены данными, полученными в ходе многолетних исследований (2008-2014).

При отсутствии однозначного определения понятий «радикализм», «русские мусульмане» и «русский ислам» необходимо представить их авторское понимание. «Радикализм» - приверженность к крайним религиозным взглядам в социальной сфере. Религиозный радикализм стремится к крайним формам исполнения религиозных основ в социальной жизни и нередко базируется на военных идеологиях [12, с. 4-14].

«Русские мусульмане» - верующие, представители ислама, воспитанные в иных культурно-религиозных традициях, зачастую в христианских. «Русский ислам» как самостоятельное философско-богословское течение не существует, но имеет несколько организационных центров («Прямой Путь» А. Полосина, НОРМ1 В. Сидорова). Мы понимаем под этим термином совокупность русских мусульман, которые привнесли свои культурные особенности в исламскую традицию.

В ходе анализа имеющихся религиоведческих материалов представляется возможным выделить несколько причин религиозного выбора в пользу ислама.

Во-первых, результат семейно-брачных отношений. Русская девушка выходит замуж за мужчину, который исповедует ислам, или уже является женой на момент принятия супругом ислама. Последний вариант наиболее характерен для семей, в которых оба супруга русские. В этом случае принятие ислама является в большей степени следствием стремления создать или сохранить семью, чем результатом мировоззренческого выбора [4, с. 279].

Во-вторых, духовный поиск смысла бытия и собственного существования. Зачастую молодые люди принимают ислам, находясь в сложных жизненных обстоятельствах не только материального, но и психологического плана. Разочарование образом жизни направляет человека к поиску иного варианта, диаметрально противоположного предыдущему. Ислам как религиозная традиция и система регулирует поведение и образ мышления, заключая человека в установленные рамки религиозных норм и обязанностей. Так, пятикратная молитва (намаз), обязательная для исполнения, структурирует день верующего таким образом, что он постоянно находится в состоянии «священного времени» и ритуальной чистоты.

В-третьих, поиск экономической выгоды, выражающейся в использовании материальных и финансовых ресурсов своих «братьев и сестер» по вере. Религиозные сообщества (джамааты) оказывают финансовую помощь своим членам.

В-четвертых, сохранение жизни при наличии действий устрашения и принуждения. Эта причина наиболее распространена во время военных действий на территории традиционного проживания мусульманского населения (Афганистан, Чечня).

Нередко выбор исламской веры обусловлен несколькими причинами. Семейнобрачные отношения взаимосвязаны с экономической выгодой как со стороны женщин (создание семьи и возможность не работать), так и мужчин (постоянное место жительства).

Однако выделенные причины являются только предпосылками выбора исламской веры русским населением и не дают полной характеристики радикализации их религи-

Национальная организация русских мусульман

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

27

Излученко Т.В.

озных представлений в дальнейшем. Они характерны для смены религиозных предпочтений не только ислама, но и других религиозных традиций. В настоящее время русские люди становятся буддистами, протестантами, мормонами и др. Новообращенными движет одна из вышеозначенных причин, но среди принявших данные традиции не наблюдается увеличения радикальности воззрений, как это происходит в исламе. В отличие от других религий, в среде которых находятся русские, в исламе наблюдается приобщение именно к радикальным формам и, как следствие, к террористическим и экстремистским организациям. Во многом это обусловлено особенностями исламского вероисповедания и необходимостью в повседневной жизни конфессионального позиционирования.

При фиксированной активной общественной деятельности русских мусульман (получение образования, пропаганда ислама) внутри исламского сообщества они за редким исключением (С. Евтеев - муфтий С. Осетии) не занимают руководящих постов. Умма, используя внутренние методы организации жизни своих членов, ограничивает их внутриконфессиональную деятельность. В результате русские свой потенциал реализуют во внешней среде, в спорте (Р. Гаврусик), публицистике (В. Порохова, А. Ежова), политике (В. Медведев (Ниязов)), архитектуре (В. Емельянов).

На основании данных религиоведческого исследования можно отметить, что при позиционировании ислама как религии без национальности имеется несколько вариантов отношения этнических мусульман к русским. Первый - свидетельство правильности и истинности своей религии (русские, религией которых традиционно принято считать православие, становятся последователями исламской веры и воспринимаются этническими мусульманами как отказавшиеся от своей религии в пользу «истинной»). Второй - присутствует подозрительность, обусловленная фактом перехода из одной религии в другую (верующий, уже сменивший по каким-либо причинам один раз свою религиозную традицию, в представлении этнических мусульман может вновь изменить свой новый выбор). Третий - своеобразная зависть по отношению к русским, связанная с философско-богословским толкованием греховности (с принятием ислама все грехи, которые имеются у человека, прощаются, и он начинает жизнь с чистого листа, в то время как этнические мусульмане вынуждены расплачиваться за свои прегрешения с малолетнего возраста).

Некая отстраненность этнических мусульман от русских обуславливается историческими событиями, историей взаимоотношений русского населения и народностей, исповедующих ислам (православизация мусульманского населения Российской империи, многочисленные вооруженные конфликты). В традиционном мусульманском сознании русские воспринимаются в противопоставлении «мы - они». Необходимость принятия русских как полноценных членов уммы наталкивается на психологический барьер, который усиливается при их внутриконфессиональной активности. Внутри мусульманского сообщества складываются социальные отношения между этническими мусульманами и русскими - «мы - они», в которых наблюдаются признаки идей исключительности и превосходства одних над другими. Данная ситуация зачастую ведет к двум крайностям.

1. К выходу из данного сообщества русских. Зачастую молодые люди, увлекающиеся исламом, восточной культурой, приходят в мечети, культурные исламские центры с целью углубить свои знания, получить опыт социальных отношений с носителями (дружба, брак). Но, не находя реализации своих целей, разочаровываются в религиозном сообществе и покидают его (примерно 70 %).

28

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

Излученко Т.В.

2. К исполнению религиозных норм и обязанностей, граничащему с фанатизмом. Русские, приняв ислам, стремятся даже в мелочах исполнять все требования, налагаемые религией в еде, одежде, образе мыслей, в отношениях с окружающими людьми -как с мусульманами, так и с представителями других религий. Они изучают тонкости чтения священных текстов и выполнения намаза, правил религиозной чистоты и др. При этом в их поведении и высказываниях в большей степени отмечается апелляция к словам и поступкам этнических мусульман, чем к авторитетной религиозной литературе.

Такое отношение к себе и к представителям ислама приводит к строгому соблюдению норм и обязанностей, которое отражается и на образе мышления. В своих суждениях такие русские мусульмане приемлют крайности толкования текстов и вероучения, не принимают альтернатив. Так, русские мусульмане в большинстве своем не придерживаются какого-либо мазхаба1. Нередки случаи провозглашения русским себя сторонником какого-либо мазхаба, а затем смены его в зависимости от сложившейся ситуации. Например, представителям шафиитского мазхаба запрещено употреблять в пищу некоторые морепродукты. Чтобы обойти запрет, они провозглашают себя на некоторое время ханафитами. Для этнических мусульман принадлежность к мазхабу ассоциируется не только с религиозностью, но и с национальностью (татары - ханифиты, дагестанцы - шафииты). Если радикальные течения отрицают мазхабы, толкуя их как нововведения, то русские мусульмане, принимая ислам, не осознают смысла наличия различных норм поведения и следуют буквальному толкованию. Русские мусульмане принимают то направление ислама, которое воспринимается ими как наиболее логичное учение, и в этом становятся схожими с религиозными радикалами.

На наш взгляд, принятие русскими радикальных форм ислама (салафизма) связано с социальной обстановкой внутри данного религиозного сообщества. А психологическое состояние (ощущение неполноценности), стремление к достижению высших духовных истин, интеллектуальность и образованность (в т. ч. и получение исламского образования) суть следствия выбора ими радикальных религиозных взглядов.

В процессе становления религиозной самоидентификации и приобщения к умме русские мусульмане могут полностью ассимилироваться с этническими, переняв их образ жизни и культурные особенности, или осознать собственную уникальность и особенность перед этническими. Крайности стремления к истинной религии в своей исключительности, апелляция к «воле Аллаха», который привел их в ислам, приводят русских мусульман к отдалению от официального мусульманского сообщества и созданию собственной организации. Они в этом случае консолидируются в политические организации (Национальная организация русских мусульман) или в творческие группы (журнал «Четки»).

В процессе исследования специфики религиозного мировоззрения и поведения русских мусульман мы выявили возможные направления развития исламского радикализма.

1. Развитие революционных идей, заложенных в исламском вероучении, при исполнении религиозных норм и обязанностей и распространении данных взглядов среди мусульман и последователей иных вероучений. Это положение характерно для большинства русских мусульман (А. Полосин, В. Сидоров).

2. Развитие революционных идей без целей распространения при неисполнении многих религиозных норм и обязанностей. Характерно для немногочисленной части

1 Богословско-правовая школа в исламе.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

29

Излученко Т.В.

русских мусульман. Яркими представителями являются участники национал-большевистских организаций (П. Жеребин, А. Ежова).

В заключение отметим, что русское население принимает не только ислам, но и другие религиозные традиции. При этом в мировоззренческом выборе многие руководствуются брачными отношениями, результатами духовных поисков, экономическими выгодами. Это происходит и при выборе ислама. Однако в исламе наблюдается стремление русских к радикальным формам религии и радикализму религиозных воззрений. Это объясняется тем, что ислам, являясь образом жизни человека, подчиняет всю его деятельность религиозным обязанностям, а удовлетворение религиозных предпочтений русские находят в радикальных формах ислама и, как следствие, становятся участниками различных экстремистских и террористических организаций («Нурджулар», «Хизб ут-Тахрир»). Сложившиеся социальные отношения внутри религиозного сообщества также вызывают у русского мусульманина стремление к строгому соблюдению религиозных норм и обязанностей, что приводит к ассимиляции с этническими мусульманами или созданию собственных политических и религиозных организаций.

На снижение степени радикализации религиозных взглядов внутри уммы и социально-политической напряженности в российском сообществе могут оказать существенное влияние мероприятия, организованные мусульманскими организациями посредством образовательных программ и направленные на работу с русскими мусульманами и людьми, недавно принявшими исламскую веру. У большинства от момента возникновения интереса к исламу и до вступления в экстремистское сообщество путь проходит через официальные центры исламской культуры и образования. В ходе профилактики экстремизма необходимо учитывать сложившиеся социальные отношения и сложности коммуникативного общения, которые имеют место в любой организации. При этом нередко русские мусульмане, воспринимая революционные идеи ислама, отказываются от выполнения религиозных обязанностей, но в любом из перечисленных случаев происходит радикализация религиозных взглядов русских мусульман и, как следствие, всего религиозного сообщества.

Верующий не может существовать в отрыве от религиозной организации, с которой он в той или иной степени взаимодействует, благодаря которой он интегрируется в общество. Верующий воспринимает окружающий мир и выстраивает социальные отношения, основываясь на обозначенной позиции своего религиозного сообщества. Поэтому важным представляется наличие религиозного сообщества, разделяющего и распространяющего установки традиционного ислама и направляющего свою деятельность на осуществление государственно-религиозного взаимодействия.

Литература

1. Беккин Р.И. Русские мусульмане: заблудшая секта или авангард русской уммы? // Дружба народов. - 2012. - № 10.

2. Давлетшин А. Новые мусульмане. Десять лет наблюдений // http://www.idmedina.rU/books/history_culture/ramazan/2/newmuslim.htm

3. Зея Н. О тенденции перехода русских в ислам // http://www.rosbalt.ru/piter/2008/07/10/502258.html

4. Излученко Т.В. Русский ислам: современное положение и тенденции развития // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2013. - № 1.

5. Искандерзода О. Мусульмане-русские - чужие своим и чужим // http://www.pravda.ru/faith/religions/islam/13-09-2012/1127945-russia_muslims-0/

30

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

Излученко Т.В.

6. Кабищанов Ю.М. Мусульмане России, коренные мусульмане и русские мусульмане // Мусульмане изменяющейся России. - М., 2002.

7. Метелева С. Аллах Акбар! Воистину Акбар... //

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/06/16/anah_akbar_boistinu_akbar/

8. Сафин А. История ислама русского парня // http://www.whyislam.ru/oni-prinyali-islam/istorya-islama-russkogo-parnya.htm

9. Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. - М.: Алгоритм, 2007.

10. Сулейманов Р.Р. Русские мусульмане в постсоветской России // http://www.apn.ru/publications/article27336.htm

11. Элиаде М. Священное и мирское / пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К. Гарбовского. - М.: Изд-во МГУ, 1994.

12. Яхьяев М.Я. Причины радикализации ислама в современном мире // Исламоведение. - 2012. - № 2.

Поступила в редакцию 25 декабря 2013 г.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.