Научная статья на тему 'Русские монастыри в церковной и светской историографии XIX - начала XX веков'

Русские монастыри в церковной и светской историографии XIX - начала XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
416
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ МОНАСТЫРЬ / SMALL MONASTERIES / "ПУСТЫННЫЙ" МОНАСТЫРЬ / ОБЩЕЖИТЕЛЬНЫЕ И НЕОБЩЕЖИТЕЛЬНЫЕ ОБИТЕЛИ / CENOBITIC MONASTERY (CENOBY) AND UNCOMMUNICATIVE MONASTERY / РУССКОЕ МОНАШЕСТВО / RUSSIAN MONASTICISM / ЖИТИЯ СВЯТЫХ / LIVES OF THE SAINTS / СТУДИЙСКИЙ УСТАВ / ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ И АРХИВЫ МОНАСТЫРЕЙ / LANDS AND ARCHIVES OF MONASTERIES / КОЛОНИЗАЦИЯ РУССКОГО СЕВЕРА / THE RUSSIAN NORTH COLONIZATION / "DESERTED" MONASTERIES / RUSSIAN MONKS / BIOGRAPHY OF SAINTS / STUDIYSKII STATUTE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пономарев Дмитрий Анатольевич

В результате проведенного микроисследования автором последовательно составлена историография работ о русском монашестве и русских православных монастырях, которые появились в отечественной печати в течение XIX начале XX вв.. В представленной статье отмечается, что при ближайшем рассмотрении текстов этих научных исследований и популярной литературы можно прийти к выводу, что практически все они посвящены крупным обителям и их архивам, социально-политической и экономической деятельности монастырей. И как на начало XX в., так и по сей день не существует исследований, посвященных малым, «пустынным», расположенным вне городов и их пригородов монастырям, хотя с конца XIV в. они составляли подавляющее большинство в общем числе русских православных обителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Monasteries in the Church and Nonreligious Historiography of the 19th and early 20th centuries

As a result of small authorship research, a historiography of works devoted to Russian monasticism and Russian Orthodox monasteries which appeared in the national press during the 19th and early 20th centuries was compiled by author. The article noted: almost texts of researches and popular literature in question are devoted to large monasteries and their archives, the socio-political and economical activities of monasteries. In the early twentieth century, and today there were no studies devoted to small, “deserted” monasteries, which are located outside the cities and regions. At the same time, small monasteries had a majority in Russia at the end of the fourteenth century and later.

Текст научной работы на тему «Русские монастыри в церковной и светской историографии XIX - начала XX веков»

УДК 271

Д. А. Пономарев **

РУССКИЕ МОНАСТЫРИ В ЦЕРКОВНОЙ И СВЕТСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКОВ

В результате проведенного микроисследования автором последовательно составлена историография работ о русском монашестве и русских православных монастырях, которые появились в отечественной печати в течение XIX — начале XX вв.. В представленной статье отмечается, что при ближайшем рассмотрении текстов этих научных исследований и популярной литературы можно прийти к выводу, что практически все они посвящены крупным обителям и их архивам, социально-политической и экономической деятельности монастырей. И как на начало XX в., так и по сей день не существует исследований, посвященных малым, «пустынным», расположенным вне городов и их пригородов монастырям, хотя с конца XIV в. они составляли подавляющее большинство в общем числе русских православных обителей.

Ключевые слова: малый монастырь, «пустынный» монастырь, русское монашество, жития святых, общежительные и необщежительные обители, Студийский устав, землевладения и архивы монастырей, колонизация Русского Севера.

D. A. Ponomarev

RUSSIAN MONASTERIES IN THE CHURCH AND NONRELIGIOUS HISTORIOGRAPHY OF THE19TH AND EARLY20TH CENTURIES

As a result of small authorship research, a historiography of works devoted to Russian monasticism and Russian Orthodox monasteries which appeared in the national press during the 19th and early 20th centuries was compiled by author. The article noted: almost texts of researches and popular literature in question are devoted to large monasteries and their archives, the socio-political and economical activities of monasteries. In the early twentieth century, and today there were no studies devoted to small, "deserted" monasteries, which are located outside the cities and regions. At the same time, small monasteries had a majority in Russia at the end of the fourteenth century and later.

Пономарев Дмитрий Анатольевич, штатный священник, кандидат богословия, Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой улице Санкт-Петербурга подворья Антониево-Дымского мужского монастыря Тихвинской епархии Санкт-Петербургской Митрополии; blagoveschenie@mail.ru

Keywords: small monasteries, "deserted" monasteries, Russian monasticism, Russian monks, Lives of the Saints, biography of Saints, cenobitic monastery (cenoby) and uncommunicative monastery, Studiyskii statute, lands and archives of monasteries, the Russian north colonization.

Интерес к прошлому русских монастырей возник в отечественной историографии в первой половине XIX в. С 1801 по 1809 гг. издается многотомный «Географический словарь Российского государства» А. М. Щекатова, содержащий описания находящихся в России обителей и пустыней [65]. В это же время начинают появляться исторические описания монастырей с публикацией документов из их архивов. И здесь первенство принадлежало несомненно талантливому и чрезвычайно плодовитому писателю Митрополиту Киевскому и Галицкому Евгению (Болховитинову). Он стал одним из первых исследователей истории Киево-Печерской Лавры [17]. Им же был составлен «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина» [16].

Ссылки на источники из монастырских архивов мы видим и в капитальном труде епископа Пензенского и Саратовского Амвросия (Орнатского)«История Российской иерархии» [1].

В 1819 г. выходит в свет «Описание монастырей, в Российской империи находящихся» [46].

В 1836 г. автор статей для знаменитого, издававшегося с 1835 г. энциклопедического лексикона Плюшара, историк и писатель князь Д. А. Эристов издает «Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых» [66].

В 1842 г. выходит «Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» ординарного профессора, а впоследствии ректора Московской духовной академии А. В. Горского [11], которое было составлено им в 1841 г. по заказу священноархимандрита Лавры Московского митрополита Филарета (Дроздова).

В 1845 г. будущий митрополит, а тогда еще иеромонах Макарий (Булгаков) вначале в журнале «Христианское чтение», а затем, в 1846 г., отдельным оттиском публикует свою «Историю христианства в России до равноапостольного князя Владимира» [30]. Лекции, прочитанные им же по домонгольскому (988-1240) периоду истории Русской Церкви [43, с. 54], были опубликованы в 1847 г. в качестве очерка истории Русской Церкви в период дотатарский [31]. Здесь автор говорит о существовании в первой половине XIII в. католических монастырей в Киеве [31, с. 58], отмечает различие между нашими монастырями, разделяя их на общежительные и пустынные, обращает также внимание на то, что еще с 1159 г. становится известным понятие «приписного» монастыря как подчиненного более крупной обители [31, с. 181].

В 1848-1850 гг. в «Христианском чтении» было напечатано еще несколько статей Макария (Булгакова), которые впоследствии вошли в первые тома его фундаментальной «Истории Русской Церкви» [32]. Наконец, в 1857 г. выходят первые три тома «Истории», ставшие, по мнению современников, событием «в отечественной историографии» [22].

«История» включала в себя многочисленные сведения о русских монастырях. Над ее последующими томами, став митрополитом, Макарий (Булгаков) работал вплоть до своей кончины в июне 1882 г. Автор успел подготовить

к печати 12-й том [33] и начал работу над 13-м: составил подробнейший план и собрал необходимые материалы.

По мнению митрополита Макария, с древнейших времен на Руси монастыри по большей части были небольшими и необщежительными, иноки сходились вместе только на церковные службы и более не имели ничего общего. Каждый сам заботился о себе, своем жилище, пище, одежде, особо держал правило в своей келье и в ней же трапезовал [34, с. 136].

С 1848 г. [35] последовательно начинают выходить труды о монастырях и их основателях будущего описателя древностей и монастырей Великого Новгорода [36-40], архимандрита, а впоследствии архиепископа Донского и Новочеркасского Макария (Миролюбова).

Возведенный 21 декабря 1841 г. в сан епископа Рижского архимандрит Филарет (Гумилевский) в 1847-1848 гг. печатает разделенную на пять периодов и содержащую сведения о монастырях «Историю Русской Церкви» [60]. С 1849 г. появляются первые его брошюры о монастырях. Впоследствии из-под его пера вышло большое число небольших по объему очерков с кратким описанием истории обителей, рассчитанных на паломников.

В 1848 г. А. Б. Лакиер впервые исследует монастырское землевладение как одну из форм земельной собственности в средневековой Руси [27].

В 1852 г. появляется «Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России» А. Ратшина [48]. Труд этот носит описательный характер.

В 1855 г. увидело свет одно из первых исследований по истории русского монашества П. С. Казанского [20]. Он же стал одним из первых русских авторов, описавших историю православного монашества на Востоке [21]. Так, обращая внимание в своих трудах на малые обители нашего Отечества, в которых подвизалось 3-4 человека, П. С. Казанский говорит о том, что не все обители могли быть общежительными, и при таком малом братстве Студийский Устав не мог быть введен [20, с. 183].

В 1856 г. был опубликован труд прот. Димитрия Вершинского «Месяцеслов Православно-Кафолической Восточной Церкви» [5].

В 1859 г. вышло «Историческое исследование об отцах церкви» архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского) [61]. С 1861 г. печатаются составленные им жития святых, которые содержали описания жизни многих основателей русских обителей [62].

В 1865 г. Филарет (Гумилевский) печатает труд «Святые южных славян» [63]. Впоследствии увидели свет составленные им 12 томов «Житий святых, чтимых Православной Церковью, со сведениями о праздниках Господских и Богородичных и о явленных чудотворных иконах» [64].

С середины XIX в. возрастает интерес к монастырским имениям. В. А. Милютин в своем исследовании показал пути роста земельных владений обителей и попытки государства ограничить его [42]. В этой работе он производит классификацию монастырских актов.

В 1867 г. увидело свет исследование иеромонаха Арсения о служках Троице-Сергиевой лавры [2]. А. С. Павлов описал секуляризацию церковных земель в ХУ-ХУ1 вв. [47].

В 1869 г. в Новороссийском университете В. С. Иконников защитил диссертацию «Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории» [19]. Он обращает внимание на то, что русский человек воспринимал преобладающий на Востоке тип монашеского делания монаха-пустынника как основной. А школой русского иночества служил Восток, куда постоянно совершали путешествия русские люди начиная с Х1-Х11 вв. [19, с. 68].

Большое количество фактического материала о монастырях содержит труд М. И. Горчакова [12], который впервые использовал в своей работе в качестве исторических источников приходные и расходные книги монастырей.

В. О. Ключевский в одной из своих ранних работ о формах организации древнерусского иночества «Новые исследования по истории древнерусских монастырей» (1869) писал, что «скитство не привилось на Руси и ограничилось отдельными попытками», которые заканчивались превращением в общежитие либо распадением обители, а «деятельный, неутомимый основатель древнерусского пустынного монастыря не похож на созерцательного египетского безмолвника», т. к. созерцательное направление иночества «не в характере и степени развития нашего народа» [26, с. 417].

Ключевский вполне серьезно считал, что основание собственного монастыря являлось заветной целью русского пустынножителя, который стремился сделаться самостоятельным руководителем собственных словесных овец, а «назначение быть основателем обители дается подвижнику свыше, как награда за долгое упражнение его сил в уединенном безмолвии» (!). И именно в этом заключается «главный источник той энергии, какую лучшие древнерусские монастыри обнаружили в выделении из себя иноческих колоний» [26, с. 421].

В 1871 г. В. О. Ключевский издает первое, инициированное его учителем С. М. Соловьевым, комплексное исследование произведений агиографического жанра «Древнерусские жития святых как исторический источник» [23]. Анализируя тексты житий, он зачастую (впрочем, на наш взгляд, не всегда удачно) «пересматривал «некоторые установленные факты, предлагал новые датировки» [3].

Ключевский проделал титанический труд, просмотрев не менее пяти тысяч житийных списков. В ходе подготовки диссертации он написал еще шесть самостоятельных микроисследований, в числе которых очерк хозяйственной деятельности Соловецкого монастыря, тем самым положив начало изучению социально-экономической истории монастырских вотчин [24, с. 5-30]. Для иллюстрации тех или иных положений он использовал данные приходно-расходных книг.

В 1876 г. архиепископ Сергий (Спасский) публикует свой «Полный месяцеслов Востока» [50]. А в 1877 г. Археографическая комиссия издает капитальный труд П. М. Строева «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви», который содержал имена архимандритов, игуменов и строителей практически всех русских монастырей [58]. Затем М. В. Толстой публикует «Книгу, глаголемую: Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыне поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых» [59].

С 1878 по 1907 г. выходят в свет 14 томов уникального свода сведений по русской агиографии, обобщающего достижения церковных и светских

историков, агиографов и краеведов, который был издан архиепископом Димитрием (Самбикиным) [15].

В действительно масштабной «Истории Русской церкви» идейного соратника Ключевского Е. Е. Голубинского, тома которой начали печататься с 1880 г. [6], также содержались сведения о монастырях и их основателях, но опять же критического характера. Е. Е. Голубинский впервые рассмотрел виды и формы монашеского подвижничества, имевшие место на Руси.

А. Е. Мерцалов писал о процессе колонизации на Русском Севере. Он отмечал, что «в деле колонизации северной Руси весьма важное значение имели монастыри: сначала они были "починными", а затем охранительными пунктами в этой стране» [41, с. 105-106].

В 1891 г. архимандрит Леонид (Кавелин) печатает свой труд «Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века), обще и местно чтимых. Справочная книжка по русской агиографии» [28]. В 1893 г. появляется фундаментальное исследование о канонизации русских святых В. П. Васильева [4]. А в 1894 г. в «Богословском вестнике» начинает печататься исследование о канонизации русских святых Е. Е. Голубинского [7-10].

В 1897 г. С. В. Рождественский публикует свою работу о взаимоотношениях монастырей и их вкладчиков [49].

На рубеже ХК-ХХ вв. началась более подробная разработка истории отдельных монастырей, жизни их крестьян и монастырских слуг. Исследованиями землевладений Соловецкого, Кирилло-Белозерского монастырей и Новгородского Дома св. Софии занимались В. О. Ключевский, Н. К. Никольский, Б. Д. Греков [13].

Тему монастырей и монастырских землевладений В. О. Ключевский рассматривал и в своем итоговом «Курсе русской истории», над которым он трудился более трех десятилетий, но решился начать его публикацию лишь в начале 1900-х гг. Основной вывод, который он делает, следующий: до конца ХШ в. из ста имевшихся на Руси обителей известно не более десятка пустынных, малых монастырей, которые располагались в сельской местности, «зато начиная с Х^ в. движение в лесную пустыню развивается среди северного русского монашества быстро и сильно». Новые пустынные монастыри в Х^ в. сравнялись числом с вновь возникшими городскими, а в XV в. превзошли их более чем вдвое. К концу XVI в. на Руси уже насчитывалось «150 пустынных и 104 городских и пригородных монастыря» [25, с. 233]. По мнению Ключевского, осуществление идеи настоящего иночества необходимо искать именно в пустынных монастырях, основатели которых «выходили на свой подвиг по внутреннему призванию» еще в молодости, а не в т. н. мирских монастырях, куда постригались, уходя на покой в преклонном возрасте [25, с. 243].

Н. К. Никольский в своем капитальном труде о Кирилло-Белозерском монастыре [45] впервые применил комплексный подход к изучению отдельной обители. Это позволило исследователю выяснить, за счет каких средств существовал монастырь, показать внутреннюю келейную жизнь, быт его обитателей, особенности управления и богослужения. Кроме того, в приложении к своей работе Н. К. Никольский опубликовал большое число хозяйственных документов из архива обители.

С 1902 г. начинают печататься труды Н. И. Серебрянского по истории

монастырской жизни в псковской земле и житиям святых [51-57].

Накопленный опыт в изучении произведений русской агиографии позволил в начале XX в. осуществить два фундаментальных издания «Житий святых», составленных святителем Дмитрием Ростовским [18] и епископом Никодимом (Кононовым) [44].

В 1908 г. появилось обширное исследование Л. И. Денисова о монастырях Российской империи [14]. М. К. Любавский, читавший свои лекции в Московском университете в 1908-1909 гг., был убежден, что монастыри влияли на расселение крестьян в Средневековой Руси и они также содействовали ассимиляции других народов при освоении новых областей [29, с. 192].

Подытоживая обзор работ, касающихся истории русских монастырей, следует констатировать тот факт, что в научной литературе, как дореволюционной, так и советского периода, описание которой требует отдельного очерка, все внимание авторы уделяли социально-политической роли и экономической стороне жизни обителей. Однако еще на заре изучения истории монашества и монастырей в России П. С. Казанский писал, что «история монашества отличается от всякой другой истории... Она должна представлять не внешние события... но внутреннюю жизнь души — подвиги самоотвержения, совершаемые в уединении пустыни, в тишине келии...» [20, с. 11]. В отечественной же исторической науке до сих пор монастырские землевладения — наиболее глубоко разработанная тема, чего не скажешь о внутренней, духовной жизни обитателей монастырей.

В последнее время произошли значительные изменения в спектре научных интересов исследователей. Теперь история монастырей все чаще рассматривается в контексте повседневной жизни, истории отдельных персоналий. Однако практически все существующие на сегодняшний день исследования о монастырях носят либо общий, обзорный характер, либо посвящены крупным обителям и их архивам. Подавляющее же большинство монастырей нашей церкви всегда были малыми. Малым мы называем такой монастырь, который со времени своего основания являлся малоземельным, имел небольшое число насельников и обычно располагался не в городе или ближайших к нему пригородах, а в сельской местности. Но как к началу XX в., так и сейчас мы не имеем практически ни одного исследования, посвященного именно этому типу монастыря. Проблема эта в отечественной исторической науке даже не поднималась.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амвросий (Орнатский), еп. История российской иерархии: в 6 т. — М., 1807-1815.

2. Арсений, иером. Доклады, грамоты и другие акты о служках Троицкого Сергиева монастыря // ЧОИДР. — М., 1967. — Кн. 3.

3. Бълхова М. И. Монастыри на Руси XI — середины XIV века // Монашество и монастыри в России. XI-XX века: исторические очерки. — М.: Наука, 2002.

4. Васильев В. П. История канонизации русских святых // ЧОИДР. — М.: Университетская тип., 1893. — Кн. 3 (166), разд. III.

5. Вершинский Дмитрий, прот. Месяцеслов православно-кафолической восточной церкви / сост. прот. Димитрием Вершинским. — СПб.: Тип. Глазунова, 1856.

6. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. — М.: Тип. Лисснера и Романа, 1880. — Т. I: Период первый. Киевский или домонгольский. 1-я пол. т. 7. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской церкви. О канонизации святых в древней Греческой церкви // Богословский вестник. — 1894. — Т. 2. — № 6.

8. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви: Макариевские соборы 1547 и 1549 годов; Пространство времени от собора 1549 года до учреждения Святейшего Синода // Богословский вестник. — 1894. — Т. 3, № 8.

9. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской церкви. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1894.

10. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской церкви. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1903.

11. Горский А. В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. — М.: Унив. тип., 1842.

12. Горчаков Д. И. О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и св. Синода (988-1738 гг.): Из опыта исследования в истории русского права. — СПб., 1871.

13. Греков Б. Д. Новгородский Дом святой Софии. (Опыт изучения организации и внутренних отношений церковной вотчины). — СПб.: тип. Александрова, 1914. — Ч. 1.

14. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: Полн. список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России и 2 ин. государствах муж. и жен. монастырей, архиер. домов и жен. общин. — М.: А. Д. Ступин, 1908.

15. Димитрий (Самбикин), архиеп. Месяцеслов святых, всей Русской церковью или местно чтимых и указатель празднеств в честь икон Божией Матери и св. угодников Божиих в нашем отечестве: вып. 1-12. — Каменец-Подольск: тип. Подол. губ. правл., 1893-1902. — 14 т.

16. Евгений (Болховитинов), митр. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина грекороссийской церкви: в 2 т. — СПб.: Тип. Н. Греча, 1818.

17. Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киево-Печерской Лавры с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов Лавры и обеих пещер. — Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1826.

18. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовскаго с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 3 т. дополнительных. 2-е изд. — М., Син. тип., 1903-1911; Книги дополнительные 1-2: Жития русских святых. Сентябрь-декабрь. — М., 1908; Январь-апрель. — М., 1916.

19. Иконников В. С. Опыт исследования о культурном значении Византии в русской истории // Известия университета Св. Владимира. — Киев, 1869.

20. Казанский П. С. История православного русского монашества от основания Печерской обители до основания Лавры Св. Троицы преподобным Сергием. — М., 1855.

21. Казанский П. С. История православного монашества на Востоке: в 2 т. — М., 1854-1856.

22. Карпук Д. А. Студенческие годы и научная деятельность митрополита Мака-рия (Булгакова) в Киевской и Санкт-Петербургской Духовных академиях // Доклад на круглом столе «Митрополит Макарий и его время». Белгород, Белгородская духовная семинария, 9 сентября 2016 г. Сайт СПбДА. — URL: http://spbda.ru/publications/d-a-karpuk-studencheskie-gody-i-nauchnaya-deyatelnost-mitropolita-makariya-bulgakova-v-kievskoy-i-sankt-peterburgskoy-duhovnyh-akademiyah/ (дата обращения 07.12.2017).

23. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. — М.: Изд. К. Солдатенкова (тип. Грачева), 1871.

24. Ключевский В. О. Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае // Ключевский В. О. Соч.: в 9 т. — М., 1987. — Т. 8.

25. Ключевский В. О. Сочинения: в 9 т. — М.: Мысль, 1988. — Т. 2, ч. 2: Курс Русской истории / под ред. В. Л. Янина. Послесл. и коммент. сост. В. А. Александров, В. Г. Зимина.

26. Ключевский В. О. Новые исследования по истории древнерусских монастырей // Православие в России: сборник. — М.: Мысль, 2000.

27. Лакиер А. Б. О вотчинах и поместьях // Соч. Александра Лакиера. — СПб.: Тип. книжного магазина Крашенинникова и компании, 1848.

28. Леонид (Кавелин), архим. Святая Русь, или Сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси (до XVIII века), обще и местно чтимых: Справочная книжка по русской агиографии. — СПб., 1891.

29. Любавский М. К. Историческая география России в связи с колонизацией. Курс, читанный в Московском университете в 1908-1909 гг. — М., 1909.

30. Макарий (Булгаков), архим. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира, как введение в Историю Русской Церкви // Соч. архим. Макария, инспектора и проф. богословских наук С. — Петерб. дух. академии. — СПб.: Тип. воен. уч. заведений, 1846.

31. Макарий (Булгаков), архим. Очерк истории русской церкви в период до-татарский: (Статья из «Христианского чтения») // Соч. архим. Макария. — СПб.: тип. К. Жернакова, 1847.

32. Макарий (Булгаков), митр. История русской церкви: в 12 т. — СПб., 1857-1883.

33. Макарий (Булгаков), митр. История русской церкви // Соч. Макария, митрополита Московского и Коломенского. — СПб.: Тип. Р. Голике, 1883. — Т. XII, кн. III: Патриаршество в России.

34. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви: в 9 т. — М.: Изд-во Спа-со-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. — Т. 3: История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240-1589). Отд. I: Состояние Русской Церкви от митрополита Кирилла II до митрополита святого Ионы, или в период монгольский (1240-1448).

35. Макарий (Миролюбов), иером. Описание Оранской Богородицкой пустыни, составленное профессором, иеромонахом Макарием. — М., 1848.

36. Макарий (Миролюбов), архим. Краткое обозрение древних церквей в Новгороде, построенных до присоединения его к Московской державе в 1478 году. — СПб.: тип. Королева и К°, 1855.

37. Макарий (Миролюбов), архим. Хутынский Варлаамов Спасо-Преображенский мужской монастырь. Опись Новгородского Спасо-Хутынского монастыря 1642 года. — СПб., 1856.

38. Макарий (Миролюбов), архим. Описание Новгородского архиерейского дома // Соч. архим. Макария. — СПб.: тип. Э. Веймара, 1857.

39. Макарий (Миролюбов), архим. Описание Новгородского общежительного первоклассного Юрьева монастыря // Соч. архим. Макария. — М.: Унив. тип., 1858.

40. Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях // Соч. архим. Макария. Ч. 1-2. — М.: тип. В. Готье, 1860.

41. Мерцалов А. Е. Вологодская старина. Материалы для истории Северной России. — СПб., 1889.

42. Милютин В. А. О недвижимых имуществах духовенства в России. — М.: Унив. тип., 1862.

43. Нестор (Соменок), архим. На пути к синтезу русского академического богословия и церковно-исторической науки: вклад Киевской Духовной Академии // ТКДА. — 2009. — № 11.

44. [Никодим (Кононов), еп.] Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв. Сентябрь-август. — М., 1906-1910. — Кн. дополнительные. Сентябрь-август. — М., 1912.

45. Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века. — СПб., 1897, 1910. — Т. 1, вып. 1, 2.

46. Описание монастырей, в Российской империи находящихся. — М.,1819.

47. Павлов А. С. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России. — Одесса, 1871.

48. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России. — М.: Университетская тип., 1852.

49. Рождественский С. В. Служилое землевладение в Московском государстве XVI века. — СПб.: тип. В. Демакова, 1897.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50. Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока: в 2 т. — М., 1876.

51. Серебрянский Н. И. Монастырский устав преподобного Ефросина Псковского: (текст памятника с параллельными местами его источников и историко-библиографи-ческою меткою). Перед загл. Н. И. Серебрянского [автор предисл. и коммент.]. — Псков: Тип. губернского земства, 1902.

52. Серебрянский Н. И. О редакциях жития преподобного Саввы Крыпецкого. — СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1903.

53. Серебрянский Н. И. О редакциях жития преподобного Никандра Псковского — СПб.: ОЛДП, 1904.

54. Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле с критико-биографическим обзором литературы и источников по истории псковского монашества. — М.: Синод. тип., 1908.

55. Серебрянский Н. И. Житие преподобного Евфросина Псковского. — Тип. М. А. Александрова, 1909.

56. Серебрянский Н. И. Заметки и тексты из псковских памятников. — М.: Синод. тип., 1910.

57. Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития: обзор редакций и тексты // ЧОИДР. — М., 1915. — Кн. III. (254).

58. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. — СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1877.

59. Толстой М. В. Книга, глаголемая: Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыне поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых. — М., 1887.

60. Филарет (Гумилевский), архиеп. История Русской Церкви: Периоды 1-5 // Соч. Е[пископа] Р[ижского] Ф[иларета]. — М.: Унив. тип., 1847-1848.

61. Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое исследование об отцах церкви: в 3 т. — СПб., 1859.

62. Филарет (Гумилевский), архиеп. Русские святые, чтимые всей Церковью или местно: Опыт описания жизни их // Соч. Ф[иларета] А[рхиепископа] Ч[ерниговского]. — Чернигов: Губ. тип., 1861-1864.

63. Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые южных славян: Опыт описания жизни их: в 2 т. — Чернигов: Тип. Ильинского монастыря, 1865.

64. Филарет (Гумилевский), архиеп. Жития святых, чтимых православной церковью, с сведениями о праздниках господских и богородичных, и о явленных чудотворных иконах: С прил. портрета преосвящ. Филарета: Январь-декабрь / сост. преосвящ. Филаретом (Гумилевским), архиеп. Черниг., с доп. из других; с изображениями святых и праздников акад. Ф. Г. Солнцева. — СПб., 1885-1900.

65. Щекатов А. М. Географический словарь Российского государства, сочиненный в настоящем оного виде: ч. 1-7. — М., 1801-1809.

66. [Эристов Д. А.]. Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / цензор, семинарии ректор, архимандрит Макарий. — СПб: тип. II Отд-ния собств. е. и. в. канцелярии, 1836.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.