Научная статья на тему 'Русские эмигранты в Китае с июня 1941 г. По май 1945 г'

Русские эмигранты в Китае с июня 1941 г. По май 1945 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3679
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ ЭМИГРАНТЫ / КИТАЙ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русские эмигранты в Китае с июня 1941 г. По май 1945 г»

Из воспоминаний бывшего секретаря Ленинградского горкома ВЛКСМ тов. Чернецова // Комсомольская правда, 1944, 15 января.

Об опыте работы комсомольско-молодежных бригад промышленности вооружения // Комсомольская правда, 1944, 15 января.

Список литературы

Касавин, И.Т. Щавелин С.П. Анализ повседневности. - М., 2004.

Яковкин Е.В., исторический факультет Научный руководитель: к.и.н., доцент A.B. Вертинский

Русские эмигранты в Китае с июня 1941 г. по май 1945 г.

После революционных событий 1917 г. российское общество раскололось. На одном полюсе были большевики, т. е. красные с их утопическими идеями общества всеобщего равенства под руководством пролетариата, на другом - те, кто не принимал их идеи и был сторонником эволюционного развития России, в том числе и белые.

Революции 1917 г. и Гражданская война вызвали исход части населения России в Зарубежье, в том числе и в Китай. Целью данной статьи является показать характерные особенности, которые происходили в среде русской эмиграции в 1941-1945 гг.

По самым минимальным подсчётам в Китае проживало свыше 30000 русских. Основным местом их проживания была Маньчжурия. Бурный расцвет русской эмиграции пришёлся на 1920-е - начало 1930-х гг., когда широко распространились различные общественные организации. Бывшие чины белых армий организовали свои общественные и политические организации, служили в китайской и маньчжурских армиях (после оккупации Маньчжурии японцами в 1931-32 гг.), так же были на службе в полицейских частях.

К 1941 г. существовали следующие общественно-политические организации белоэмиграции: Бюро по делам русской эмиграции в Маньчжоу-Ди-Го (БРЭМ), являвшееся главной организацией русской эмиграции в Маньчжурии, тесно взаимодействовал с японскими военными; «Общество мирного сотрудничества народов Маньчжурской империи», действовавшее под контролем японцев и маньчжур; Союз казаков на Дальнем Востоке, руководил им генерал А.П. Бакшеев - сторонник атамана Г.М. Семенова; ВФП (Всероссийская Фашистская партия) во главе с К.В. Родзаевским и НТСНП (Национально - Трудовой Союз Нового Поколения) (Александров, 2009, с. 76.) и др.

К 1941 г. русские эмигранты служили в воинских и полицейских частях: Китайская армия генералиссимуса Чан Кайши; ШРП - Шанхайский Русский полк (до декабря 1941 г. под британским руководством, затем японским, а с 1944 г. под китайским (правительство Ван Цзинвея)); в

муниципальной полиции Шанхая как в британской, так и французской (с 1941 г. под рук. японцев); в полиции Тяньцзиня и Гонконга (под британским руководством до декабря 1941 г.); в полицейских формированиях Маньчжоу-Го (с 1934 г. Маньчжоу-Ди-Го); Бригада «Асано» (с 1938 г.) - под японским руководством.

Нападение Германии на СССР 22 июня 1941 г. пробудило надежды у непримиримой эмиграции на возобновление вооруженной борьбы. Они надеялись, что эмигрантам дадут возможность участвовать в войне против СССР совместно с бывшими чинами РККА (Александров, 2005, с. 367). Белоэмигранты знали идеологию германского национал-социализма, которая провозглашала ненависть к определенным нациям и уничтожение России, но, несмотря на это, они считали: 1) Гитлер перерос эти идеи; 2) идея Гитлера покорить Россию никакого отношения к реальности не имеет и уже задолго до 22.06.1941 г. Германия была уже обречена на поражение. Надежда была на то, чтобы использовать Германию в деле освобождения России от болыпевицкого режима и создания независимого русского государства в независимости хочет Гитлер этого или нет.

Сразу после событий 22.06.1941 г., т. е. после начала Великой Отечественной войны, две эмигрантские организации в Маньчжурии — «Союз монархистов» и «Союз русских военных инвалидов в Шанхае» -заявили о своей готовности сражаться на стороне Германии (Гончаренко, 2005, с. 261). Красноусов - один из участников тех событий, офицер Шанхайского Русского полка пишет, что «с началом войны немцев с Советской Россией среди русской колонии Шанхая началась усиленная советская пропаганда [...]. Среди русской колонии Шанхая произошел раздел на две (приблизительно равные) половины: белую и красную. Обе половины имели свои радиостанции, свои газеты и обе вели свою пропаганду» (Красноусов, 2005, с. 323.).

После начала Великой Отечественной войны один из лидеров русской белой эмиграции Г.М. Семёнов заявил: «Нам, русским националистам, нужно проникнуться сознанием ответственности момента и не закрывать глаза на тот факт, что у нас нет другого правильного пути, как только честно и открыто идти с передовыми державами «оси» — Японией и Германией» (Цурганов, 2010, с. 72.). Но Великая Отечественная война происходила вдалеке, а здесь, в Китае, велась война японской армии с китайскими гоминдановскими войсками и коммунистами.

После событий 7 декабря 1941 г., когда Япония со своими союзниками, ввязалась войну с США, Великобританией и другими странами, большая часть русской эмиграции в Китае приветствовала начало войны, надеясь на то, что в скором времени произойдёт война Японии с СССР. Когда 25 декабря 1941 г. БРЭМ посетил японский генерал Яногита. к нему обратился его лидер В.А. Кислицын, который заявил: «В первый день войны на Тихом океане я явился к Вам в Ваш служебный кабинет и от имени всей российской эмиграции заявил Вам о том, что все мы желаем скорой и решительной победы японскому оружию над Англией и Америкой. Кроме того, я заявил,

что мы предоставляем свои слабые силы в Ваше полное распоряжение как представителя военного командования - это были не простые слова. И я прошу Вас верить в искренность наших заверений, что враги Японии являются и нашими врагами, что мы считаем себя связанными неразрывными нитями с японской нацией» (Балмасов, 2007, с. 464).

БРЭМ продолжал действовать на всём протяжении войны. В 1944 г. умер председатель БРЭМ В.А. Кислицын и его заменил Л.Ф. Власьевский (Усов, 2003, с. 403.; Балмасов, 2007, с. 464). В это время в Китае русские фашисты активно действовали, начиная ещё с начала 1930-х гг., и поддерживали Японию. Но в их ряды влились советские разведчики и разлагали деятельность оной организации изнутри. Японские власти решили распустить ВФП, что и произошло в начале 1943 г. (Балмасов, 2007, с. 444-445).

14 ноября 1944 г. в Праге представителями новой и старой русской эмиграции было объявлено о создании Комитета Освобождения Народов России (КОНР) во главе с генерал-лейтенантом A.A. Власовым и провозглашён Манифест КОНР, в котором в частности провозглашалось: «...а) свержение сталинской тирании, освобождение народов России от большевистской системы и возвращение народам России прав завоеванных ими в народной революции 1917 года; б) прекращение войны и заключение почетного мира с Германией; в) создание новой свободной государственности без большевиков и эксплуататоров...» (Воля Народа, 1944, №1, с. 1-2).

Г.М. Семёнов прислал поздравительную телеграмму A.A. Власову по случаю создания КОНР (Дудин, 1970, с. 15), а осенью 1944 г. в Шанхае группа русских эмигрантов по собственному желанию решила создать Бюро уполномоченного A.A. Власова на Дальнем Востоке. Инициатива создания Бюро принадлежала В.М. Воздвиженскому, Ю.П. Сёмову. В Китае в 1944 -1945 гг. они активно распространяли власовскую литературу (Александров, 2006, с. 221-222).

Рассмотрим воинские и полицейские формирования, в которых служили русские в это время.

Летом 1941 г. была сформирована вторая очередь бригады «Асано» -отряд «Асайоко» (около 100 человек), а в октябре - третий отряд. В это время японские военные обучали русских основам разведовательно-диверсионной деятельности (Смирнов, 2006, с. 98). Начиная с 1942 г., все молодые русские эмигранты подлежали призыву в «Асано». Бригада «Асано» к тому времени насчитывала 3500 человек и столько же резервистов (Балмасов, 2007, с. 471). Осенью 1943 г. на смотре русских резервистов в Порт-Артуре японский генерал Яногита заявил: «Русские и японские солдаты сражались против друг — друга в прошлом, а сейчас ведут совместную борьбу за Великую Азию». Кроме русских японцы использовали военизированные отряды из нанайцев и орочей, которые проявили себя в 1943 г. в боевых действиях против китайцев (Балмасов, 2007, с. 464). В конце 1943 г. бригада «Асано» была переформирована в Русские Воинские Отряды (РВО). Командиром РВО

стал генерал-лейтенант Г.М. Семёнов. РВО насчитывали около 6 тыс. человек. РВО состояли из трех отрядов. Так же Семёнову подчинялись: Захинганский казачий корпус генерал - лейтенанта А.П. Бакшеева (5 полков, 2 дивизиона, одна отдельная сотня) и прочие воинские подразделения русских эмигрантов (Александров, 2006, с. 22; Гончаренко, 2005, с. 262; Смирнов, 2006, с. 99).

Стоит сказать про ШРП (Подробнее см. у Красноусова, Балмасова, Окорокова), который продолжал существовать под управлением японцев в период 1941-1943 гг. ШРП продолжил выполнять свои функции, связанные с охраной общественного порядка. В 1942 г. русские полицейские изучали основы затемнения в борьбе с налётами вражеской авиации, а в 1943 г. прошли курс противоздушной обороны. Также русские полицейские изучали пожарное дело. В декабре 1943 г. ШРП перешёл под руководство Китайского национального правительства. ШРП испытал множество лишений и бедствий в 1944-1945 гг. Несмотря на скудное материальное положение русские, продолжали выполнять свои функции (Красноусов, 2005, с. 325-360).

В январе 1945 г. Г.М. Семёнов сделал заявление о предоставлении своих формирований в распоряжение генерала Власова. Об этом была сделана соответствующая запись в дневнике начальника штаба (с октября 1944 г.) Вооруженных Сил (ВС) КОНР генерал-майора Ф.И. Трухина (Дичбалис, 2009. Л.1.), который планировал использовать каналы Г.М. Семёнова для заброски на Дальний Восток власовских пропагандистов и организаторов повстанческой деятельности (Александров, 2006, с. 221). Весной 1945 г. «Бюро уполномоченного A.A. Власова на Дальнем Востоке» было вынуждено прекратить свою работу (Александров, 2006, с. 221-222).

К весне 1945 г. страны Оси окончательно потерпели поражение в Европе, Япония, терпя крупные поражения, ещё держалась. Вследствие капитуляции Германии ВС КОНР, опиравшиеся на материально-технические ресурсы последней, были распущены 12.05.1945 г. (Подробнее о ВС КОНР и судьбе солдат этой армии см. в работах Александрова, Дробязко, Толстого). Единственные антисоветские вооруженные отряды остались в Китае. Японские власти начали проводить новую политику, боясь спровоцировать нападение СССР: все эмигрантские политические организации в Маньчжурии были превращены в союзы взаимопомощи и прочие объединения. Из СМИ, из учебных программ исчезла антисоветская и антикоммунистическая пропаганда. Почти полностью была свернута деятельность пропагандистско-агитационных и разведовательно-диверсионных учебных структур, ориентированных на эмигрантов (Смирнов, 2006, с. 100).

События Второй мировой войны очень сильно повлияли на русскую эмиграцию особенно с июня 1941 г. по май 1945 г. Великая Отечественная война расколола русскую эмиграцию на две половины. Тем не менее, большая часть продолжила придерживаться антисоветских идей и, несмотря ни на что, надеялась добиться свой цели, т.е. свергнуть большевизм в России.

Этот и многие другие факторы влияли на то, что многие русские эмигранты в Китае служили на стороне Японии.

Список источников

Дичбалис С. Ветеран ВС КОПР, письмо Яковкину Е.В. от 8.2009 // Личный архив автора.

Дудин Л.В. (Градобоев Н.) Великий мираж. Избранные главы // Материалы к истории ОДНР (1941-1945). Вып. II. Лондон, 1970.

Манифест Комитета Освобождения Народов России // Воля Народа. 15.11.1944. №1.

Красноусов Е. Шанхайский Русский полк // Белая эмиграция в Китае и Монголии. М., 2005.

Список литературы

Александров, K.M. Белая военная эмиграция и вооруженные силы Комитета Освобождения Народов России // Александров K.M. Русские солдаты Вермахта. Герои или предатели: сборник статей и материалов. - М.,

2005.

Александров, K.M. Армия генерала Власова 1944 - 1945. - М., 2006. Александров, K.M. Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта A.A. Власова 1944-1945. М., 2009.

Балмасов, С.С. Белоэмигранты на военной службе в Китае. - М., 2007. Гончаренко О.Г. Белоэмигранты между звездой и свастикой. - М., 2005. Дробязко, С.И, Романько, О.В., Семенов, К.К. Иностранные формирования Третьего рейха. - М., 2009.

Окороков, A.B. Русские добровольцы. - М., 2007.

Смирнов, C.B. Русские офицеры в военизированных и армейских подразделениях Маньчжоу - го (1932 - 1945 гг.) // Белая армия. Белое дело.

2006. №15.

Толстой, Н.Д. Жертвы Ялты. - М., 1996.

Усов, В.Н. Последний император Китая Пу И (1906 -1967). - М., 2003. Цурганов, Ю. Белоэмигранты и Вторая мировая война. Попытка реванша. 1939-1945. - М., 2010.

Комментарии к иллюстрациям:

1. Г. М. Семёнов, генерал-лейтенант

2. А.П. Бакшеев, генерал-майор

3. В.А. Кислицын, генерал-лейтенант

4. Л. Ф. Власъевский, генерал-лейтенант

5. Слева направо: В.Ф. Малышкин, генерал-майор; A.A. Власов, генерал-лейтенант; С.Б. Фрелих, SA-hauptsturmführer, фото 1943-44 гг.

6. Ф.И. Трухин, генерал-майор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.