М. В. Глебова
РУССКАЯ СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА -ОСНОВА ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ
В статье освещаются проблемы современного школьного воспитания и образования на основе русских национальных ценностей.
Ключевые слова: система ценностей, роль школы в обществе, национальные ценности.
М. V. Glebova
RUSSIAN MODERN SCHOOL AS BASIS OF RUSSIA'S SPIRITUAL
RENAISSANCE
The article highlights the problems of modern school education and education on the basis of Russian national values.
Keywords: system of values, the role of schools in the community, national values.
Развитие национально-государственного образования в России - задача стратегическая, требующая для своего решения последовательного возрождения и восстановления истинной культурной сущности русского народа, национальных образовательных традиций.
Школа была и остается важнейшим общественным, социокультурным и государственным институтом образования и воспитания человека и, по словам Феофана Затворника, «самым святым из всех святых дел» на земле.
Воспитание и образование, в отличие от других сфер общественной жизни, целиком и полностью погружены в духовное, пронизаны духовным началом и в концентрированном виде выражают уровень духовности. Именно в формировании духовности зиждется сердцевина воспитательной работы с учащимися в школе. Самое пристальное внимание в педагогической практике должно уделяться обновлению, обогащению и актуализации самого содержания образования и воспитания, его соответствию духовно-культурному наследию России.
Обосновывая приоритетность образования в общественном развитии и приоритетные направления в самой образовательной системе, следует подчеркнуть теснейшую и неразрывную связь отечественной школы с российской общенациональной идеей.
Ф. М. Достоевский пророчески говорил, что нация, прекратившая жить большой идеей, обречена на вымирание. Он задавался мучительным и судьбоносным вопросом: «Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной?». К его чести и славе, он дал на него свой выстраданный ответ в знаменитой Пушкинской речи на заседании общества любителей русской словесности [6].
Отечественные мыслители рано или поздно, но всегда обращали свое внимание на образование как фактор возрождения России. И. А. Ильин писал: «Судьба будущей России лежит в руках русского учителя...». Русская идея, считал он, «должна исходить из самой ткани русской души и русской истории, из их духовного глаза. Эта идея должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриоти-
ческая, государственно-религиозная. И только в таком качестве она будет светить целым поколениям русских людей, осмысливая их жизнь и вливая в них бодрость...» [8].
В понимании В. С. Соловьева русский национальный идеал выглядит так: «Святая Русь. Вот идеал - и не консервативный, не эстетический, даже не формально этический, а идеал нравственно-религиозный» [13].
Если говорить об эффективной, системной и упреждающей социально-экономической, тем более, образовательной политике, то она может быть выстроена только на духовно-нравственной основе современной школы.
Ключевые и содержательные приоритеты русской национальной школы выверены и четко сформулированы выдающимися отечественными мыслителями: духовность, самобытность и традиция; патриотизм, державность и государственность; соборность, коллективизм и справедливость; культура и творчество; синтез православной и светской культур (синтез знания и веры).
Современная российская школа базируется на мощном этническом базисе русскос-ти (80 % в составе населения России составляют русские), русского языка и русской культуры, общности и широте русского мира, насчитывающего более 288 млн человек, по оценке Президиума Государственного совета Российской Федерации (2006), российской цивилизации в целом, духовным ядром которой выступает православие.
Именно русская школа сегодня выступает отправным началом и основополагающим принципом русского пути, стратегией воспитания духовности подрастающего поколения и в целом народа России, его образования и воспитания, выхода из общенационального кризиса, стратегией социально-экономического и культурного развития России.
До недавнего времени в нашей педагогической науке духовная жизнь общества и человека понималась и оставалась в качестве надстроечного фактора, а понятия духа и души продолжают оставаться практически вытесненными на периферию философского познания и педагогической практики. До сих пор остаются невостребованными духовные основания как направляющие моменты общеобразовательного, социокультурного развития и самоопределения личности учащегося, что приводит к искажению направленности и характера его социализации.
Согласно философскому подходу выдающихся русских мыслителей С. Л. Франка, Н. О. Лосского, Н. А. Бердяева и И. А. Ильина, личность предстает как то подлинное и глубинное в человеке, которое выходит за пределы «обыденного чувственного мира», рациональных критериев истины и добра, поскольку Личность соотносится с Абсолютной реальностью - Богом в своих высших возможностях самоопределения и самоустановления. Н. А. Бердяев считал: «Личность нельзя мыслить ни биологически, ни социологически. Личность духовна и предполагает существование духовного мира» [1].
Чтобы личность учащегося состоялась, необходимо в полную меру в образовательно-воспитательном процессе школы задействовать все его творческие силы, разум, знание мира, природы, людей, веру и волю к саморазвитию и самосовершенствованию.
Высшие ценности определяют содержание духовности. Объективно значимые и высшие ценности (Бог, Родина, вера, добро, истина, красота, любовь как их связующая нить) формируют образ должного в виде идеала, душевно-смысловой наполненности человека.
Православная духовность обеспечивает предельную устойчивость бытия личности школьника на основе выхода к высшим ценностным инстанциям его социокультурного самоопределения и развития.
Вне духовности процесс образования, воспитания обессмысливается, обездушивается, становится нейтральным, механическим взаимодействием, тупиком человеческой сущности.
Современная педагогическая мысль, находясь под глубоким влиянием общей тенденции секуляризации, страдает натурализмом. Преодоление педагогического натурализма, то есть признания, что тайна роста человека, его духовного становления не может быть понята вне религиозных установок культурного сознания, является необходимой теоретической предпосылкой педагогического процесса. Основной в жизни человека следует признать не физическую и не психическую ее сторону, а духовную, которая глубже разделения физического и психического мира и которая является залогом целостности. Именно духовный процесс заключает в себе ключ к пониманию всего, что происходит в человеке. «К духовному росту, - писал В. В. Зеньковский, - нельзя прийти через развитие психических сил - интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется этим развитием душевной периферии» [7].
При всех различиях понимания духовности и духовного, связанных с традициями светской и религиозной мысли, общим для них является понимание духовности как высшего уровня развития и саморегуляции личности, на котором основными мотивацион-ными регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Духовное становление личности, таким образом, предполагает выход за пределы эгоцентризма и подключение к созидательной энергии надындивидуальных общностей или высших сил, ориентацию личности на широкий спектр общечеловеческих и трансцендентных духовных ценностей, направленность на познание ценностей, универсальной связи всех вещей и явлений и целесообразную деятельность внутри этой связи.
Ценность имеет сложную многоуровневую структуру и выражает наиболее общие типы отношений между субъектами любого уровня, от личности до общества в целом. Духовные ценности функционируют на уровне идеала, наиболее адекватно проявляясь в религии, искусстве, нравственности как видах собственно духовной культуры с ее высшими ценностями, такими, например, как вера, любовь и красота. Ценности идеала пронизывают, конечно, всю сферу человеческой деятельности, но их воздействие значительно ограничивается уже на уровне нормы и, тем более, значимости, где образуются социально-политические ценности, соответственно, морали, права, политики и экономики.
Главная особенность ценностных отношений, прежде всего, в том, что они включают в себя не только должное (норму), но и желаемое, связанное с добровольным свободным выбором, душевным стремлением. Поэтому ценности выражают также отношения между людьми, которые не разъединяют людей, а, напротив, объединяют, собирают их в общность любого уровня: семью, коллектив, нацию, государство, общество в целом. Отсюда следуют и основные свойства ценностей, определяющие их роль и функции в обществе: внутренняя свобода человеческого самоопределения; социальная значимость материального носителя, имеющего ценностную основу; невозможность логического доказательства наличия или отсутствия отношений ценностного уровня [16]. Благодаря этим свойствам общечеловеческие ценности, какими бы неосуществимыми они не казались, образуют в структуре социального субъекта (личности, народа) тот ценностный стержень, который духовно укрепляет человека и целый народ. Именно ценностные отношения определяют глубинные основы народной жизни. Ядром этих отношений явля-
ются собственно духовные ценности, которые, в свою очередь, по-особому преломляются в характере народа, образуя уникальный мир ценностей российской духовности.
Современная попытка преобразовать жизнь в России базируется на идее прогресса, понимаемого как движение человечества по единому пути и в одном направлении; и этот путь есть путь европейской цивилизации. Происходит абсолютизация пути, пройденного Европой, - пути формирования «естественного права» человека на эгоизм, «войны против всех» (Гоббс). Но этот путь, при всей выразительности его успехов в деле повышения материального благосостояния, чреват громадными духовными потерями. Несет он и другую угрозу: «Идеологические воздействия иного этноса на неподготовленных неофитов действует подобно вирусным инфекциям, наркотикам, массовому алкоголизму. То, что на родине рассматривается как обратимое и несущественное отклонение от нормы, губит целые этносы, неподготовленные к сопротивлению чужим завлекательным и опьяняющим идеям» [4].
«Можно попытаться войти в круг цивилизованных народов, в чужой суперэтнос, - отмечал Л. Н. Гумилев, - но ничего не дается даром. Надо осознавать, что ценой присоединения в любом случае будет отказ от отечественных традиций, нравственности, иерархии ценностей и последующая культурная ассимиляция» [5].
Анализ преобразований, происходящих в российском обществе, показывает, что в основе этих изменений лежит четкая система ценностей, вполне понятных и естественных для западной цивилизации, но исторически чуждых российской цивилизации. Богатство как идеал западного образа жизни даже сейчас в России с большим трудом воспринимается как ценность для большинства населения. На русской почве произрастают идеи другого порядка - гуманизма и сострадания, любви и милосердии, всечеловеч-ности и соборности.
Единой дороги, по которой идут все народы, нет. У каждого из них свой путь, своя история, свой духовный опыт. Установление общего миропорядка, попытка формирования единого образа жизни, стандартизированной системы нравственных ценностей не может быть оценена позитивно. И потому думается, что России придется выбирать свой, российский путь, который, в том числе, не принесет разрушения души народа, в который естественно «впишутся» исторически создавшийся менталитет народа, его нравственные ориентации и установки.
Сфера образования, как основа мировоззрения, национального самосознания и гражданского воспитания, является источником духовного, нравственного, интеллектуального, культурного и профессионального развития отдельной личности и народа в целом. Сегодня образование в России в результате превалирующего действия тенденции абстрактной универсализации, ведущей к сближению национальных систем образования по функциям, организации и содержанию, равно как и других обстоятельств, стало безнациональным и духовно ослабленным. Системный кризис, охвативший все наше общество, усугубляется кризисом духа, кризисом воспитания, разложением духовных основ самого человека: его воли, мышления, веры, совести. Поиск конструктивных вариантов путей выхода из кризиса связан с ответом на вопрос: есть ли у нас идеи и принципы русского образования, можно ли их сформулировать сегодня или в ближайшее время? Ответ один, и он положительный. Можно выделить три основополагающие идеи: идея соборности, идея национального долга, идея русского космизма - имеющие колоссальный образовательный и воспитательный потенциал, определяющие приоритетные пути духовного становления личности [14].
Устанавливая факт различия воспитательных систем отдельных народов, К. Д. Ушинский отмечает в отечественной системе воспитания отвлеченное подражание иностранным образцам и ее беспомощность [15]. Поэтому воспитание и не могло принести своих плодов, и русский народ по-прежнему в массе своей остается недостаточно образованным.
Современный русский ученый И. Ф. Гончаров справедливо отмечает: «Национальной культуре принадлежит огромная роль в воспитании и духовном становлении человека. Однако характерной чертой отечественного образования является именно культурная неосведомленность, отсутствие кругозора и масштабного знания. Знания о России, ее культуре скупы и неполны. Многим и многим школьникам просто неведомы важнейшие явления русского духа. Общественное сознание также мало уяснило ведущие идеи и особенности родной культуры. "Незнание России посреди России" (Н. В. Гоголь) и есть коренная причина ослабления национального самосознания и размытого национального самоуважения. Не удивительно, что большая часть нашей духовной культуры до сих пор не оценена по достоинству, а культурные ценности, известные нам, не стали достоянием выпускников образовательных учреждений» [3].
В основу национальной системы воспитания, на наш взгляд, должен быть положен принцип, составляющий отличительную особенность народа, который, следовательно, должен стать целью воспитательной деятельности в школе. Свое суждение относительно цели русского образования с гениальной глубиной высказал И. А. Ильин: «Россия встанет во весь рост только через воспитание в народе духовного характера... Идея воспитания духовного характера должна стать и станет ведущей идеей, программой, мерой» [8].
Духовно определяющее начало отечественной школы, ее почва, живой корень -это русское православие, которое должно быть внесено во все источники развития подрастающего поколения. Традиции подлинного образования в России изначально связаны с православием. Вспомним слова великого Н. В. Гоголя о православии: «Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии.» [2]. Ядром, стержнем отечественной новой школы, укрепленной национальными корнями, является русская культура в широком значении. Чтобы преобразовать наше общество - необразованное в глубине, необходимо реализовать принцип всестороннего освоения религиозной и светской культуры, единства и взаимодействия современной науки и русского православия. Без признания равноправия религиозной и светской культур, совмещения, интеграции, синтеза, взаимопроникновения православной веры и светского знания не преодолеть негативных тенденций в системе отечественного образования, духовного кризиса в нашем обществе.
Сегодня очевидно, что оздоровление государственного бытия немыслимо без консолидации общественного мировоззрения, что становится возможным лишь в рамках ясной и понятной национально-государственной идеологии, которая должна содержать в себе фундаментальные нравственные ценности и моральные ориентиры, идеалы народного бытия. Эти идеалы неизменно коренятся в религиозной сфере человеческого сознания, ибо именно религия претендует на то, что хранит в себе абсолютную Истину. Она отвечает на вопросы о добре и зле, добродетелях и пороках, смысле жизни человека. Дух православия есть дух целомудрия, нестяжания, кротости, покаяния, смирения и любви. Лишая себя таких духовных опор, общество лишается человеческих качеств, веры и здравого смысла.
Кризисное положение общества, и школы в частности, является следствием многосложных причин, важнейшие из которых - духовная ослабленность народа и обеднение его творческого потенциала.
Налицо нехватка самобытных, дальновидных, оригинальных людей с достаточно высоким творческим потенциалом, развитым интеллектом, наделенных нравственными силами. Как следствие - снижение творческого потенциала общества, который в ближайшее десятилетие может упасть до отметки, с которой начинается его интеллектуальная деградация.
Антиинтеллектуальные факторы в обществе сегодня значительно усугублены и активизированы. В сегодняшней России на фоне декларируемой свободы слова личность, ее интеллект подавляются так же, как и в тоталитарные времена. Единомыслие ежедневно насаждается через систему ценностей, навязываемых молодежи всей системой средств массовой информации. Качественное отличие нынешней глобализации от предыдущего периода развития цивилизации состоит в том, что впервые объектом человеческой деятельности стало формирование и изменение сознания. Информационные источники крайне отрицательно действуют на сознание и подсознание, чувства, воображение подрастающего поколения. Результаты подобного манипулирования сознанием - отключение здравого смысла, разума, подавление логического мышления, самостоятельности ума, повышение внушаемости.
Многие психологи, философы, деятели науки, культуры, педагоги отмечают необходимость кардинального изменения современной образовательной системы, находящейся в глубоком кризисе. Сегодняшнее образование не ведет ученика к самобытности, не готовит к творческому развитию, но, самое главное, не ориентирует его на всестороннее развитие личности.
Возросшие требования к использованию интеллектуальных ресурсов обусловлены прогрессирующей в последнее время динамичностью ситуации в обществе. Время требует адекватной реакции на изменяющиеся условия и активизации необходимых для достижения продуктивных результатов потенциалов личности. В наибольшей степени этими способностями обладает творческая личность.
Наш народ богато одарен от природы художественно, интеллектуально, религиозно. Но за всю историю его существования у него не было школы полноценного умственного воспитания. Отсюда на одном полюсе - общепризнанная, величайшая мудрость, породившая не только великую гуманитарную культуру, но и культуру точных наук и технических свершений; на другом - много «умственно неквалифицированной массы» (И. П. Павлов), природный ум которой не усовершенствован культурой воспитания, строгим познавательным трудом. Россия, блистая гениями во всех сферах духовной культуры, никогда не имела достойного качества жизни, не обладала совершенной технологией труда, обустроенностью быта. Разрыв между уровнем развития культуры и уровнем цивилизации накладывал свой отпечаток на интеллектуальный и духовный облик личности.
В то время как в экономически развитом мире интеллектуальный потенциал признан основным, в отечественном образовании усиливается тенденция снижения качества образования и ослабление интеллектуального потенциала наших школьников.
Согласно международным исследованиям, Россия занимает 52-е место в мире по уровню естественнонаучных знаний школьников. Качественный анализ результатов исследования показывает неспособность детей самостоятельно мыслить [9]. По данным международного исследования Р18А-2003 (40 стран-участников), по уровню математической грамотности российские школьники занимают 29-31 место. По уровню компетентности в решении проблем школьники России оказались на 25-30 месте (лидеры - Корея, Гонконг, Финляндия, аутсайдеры - Индонезия, Бразилия, Тунис) [10]. В исследо-
ваниях, проведенных научными коллективами М. Мартина, Р. Линна (Великобритания) в 46 странах мира (2004), было обнаружено сходство показателей национального интеллекта (10) с показателями математических и естественнонаучных достижений 15-летних школьников. Был установлен факт высокой корреляции интеллекта с математическими и естественнонаучными способностями. При среднем показателе национального 10 100 баллов Россия ранжируется на уровне 97 баллов [11].
На заседании Государственной думы Федерального собрания РФ в апреле 2009 года министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко отметил катастрофическое снижение уровня и качества образования в России за последние 15 лет.
Проблема умственного воспитания школьников все еще остается нерешенной. Более того, реальный учебный процесс в школе противоречит объективным законам процесса познания. Знания учащимися усваиваются в «готовом» виде, что не сообразуется с законами психического, в частности умственного, развития.
Ум совершенствуется более медленными темпами, чем другие высокие человеческие качества. Учитывать следует и объективный процесс необратимого угасания возможностей эффективного развития личности. Здесь важно не опоздать с началом и обеспечить учащимся необходимые стимулирующие условия для умственного развития.
Таким образом, первостепенная социально-педагогическая задача - кардинальное преобразование умственного воспитания школьников путем качественного обучения и воспитания. Развитие ума должно стать одной из приоритетных целей современной русской школы.
Духовная основа развития образования требует освоения новой парадигмы педагогической деятельности. Речь идет, в первую очередь, о духовно-нравственном облике и масштабе личности самого педагога-профессионала, специалиста высокой общей и гуманитарно-педагогической культуры, трансформируемой в культуру мышления, действия, развития духовных сил и интеллектуально-творческих способностей учащихся.
В заключение отметим: будущее отечественного образования неразрывно связано с развитием русской национальной школы, воспитательно-образовательный процесс которой направлен на духовное, нравственное и интеллектуальное развитие учащихся в свете национальных культурных ценностей и идеалов, на формирование национального самосознания, опирающегося на духовные традиции России. Полноценное умственное воспитание, приоритет духовных ценностей, легитимность религиозного мировоззрения, опора на великую русскую культуру с ее ценностями и традициями - ведущие ориентиры современного отечественного образования, конечный обобщенный результат которого состоит в духовном становлении человека и русского народа в целом.
Примечания
1. Бердяев Н. А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. - М.: АСТ, 2003.
2. Гоголь Н. В. Предсмертные записки // Духовная проза. - М.: Русская книга, 1992. - С. 443.
3. Гончаров И. Ф. Русская современная школа (Концепция): пособие для создателей русской школы. - СПб., 1998. - 76 с.
4. Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. - М.: Рольф, 2001. - С. 183.
5. Гумилев Л. Н. От Руси до России. - М.: Сварог и К, 1998. - 336 с.
6. Достоевский Ф. М. Пушкинская речь // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. -Л.: Наука, 1984. - Т. 26.
7. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. - С. 131.
8. Ильин И. А. Творческая идея нашего будущего. - Новосибирск: Русский архив, 1991. -С. 8-12.
9. Ковалева Л. С. Состояние российского образования // Педагогика. - 2001. - № 2.
10. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.
11. Линн Р. Интеллект и экономическое развитие // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - Т. 5. - 2008. - № 2. - С. 89-108.
12. Павлов И. П. О русском уме // Рефлекс свободы. - СПб.: Питер, 2001. - 432 с.
13. Соловьев В. С. Идея сверхчеловека: в 2 т. - М., 1998. - Т. 2.
14. Сорока-Росинский В. Н. Путь русской национальной школы // Педагогические сочинения. - М., 1991.
15. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 2.
16. Человек и духовно-культурные основы возрождения России [Текст] / под ред. Г. П. Выжле-цова, В. Т. Пуляева, В. Н. Сагатовского. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. -288 с.
Е. А. Гуськова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор статьи рассматривает духовно-нравственный кризис современного общества, его понятийные и практическо-воспитательные аспекты в приложении к проблематике школьного образования.
Ключевые слова: духовность, нравственность, духовный кризис современности, школьное воспитание и образование.
Е. А. Guskova
SPIRITUAL AND MORAL ASPECTS OF RAISING SCHOOL AGE YOUTH
The author examines the spiritual and moral crisis of modern society, its conceptual and practical and educational aspects in the annex to the problems of schooling.
Keywords: concepts of "spirituality", "morality", the spiritual crisis of modernity, schooling and education.
В наше время проблема воспитания подрастающего поколения стоит очень остро. Среди причин этого главная состоит в том, что сегодня усиливается разрушение традиционных ценностей. Возникают новые требования к личности и ее социализации, во многом исключающие проявления духовности; растет уровень бездуховности, бескультурья, граничащего с невежеством. В рамках глобализации активно навязываются западные идеалы, происходит уничтожение «кода нации». Наблюдается переоценка роли образования и недооценивание роли воспитания подрастающего поколения.