УДК 82-313.3
РУССКАЯПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ПРОЗА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫXX ВЕКА
В. П. Булычева
Первая половина двадцатого столетия - время взлета в развитии науки, техники, культуры в России. К этому времени существенно изменилась и увеличилась читательская аудитория. Появился массовый читатель, появилась мода на ту или другую литературу. Такой литературой стала приключенческая литература. Задачей ее являлось создание на протяжении всего произведения эмоционального напряжения, которое вынуждало читателя следить за перипетиями произведения.
Ключевые слова: приключения, русская, литература, жанр, детектив, фантастика, авантюра, сюжет, герой.
Приключения - это великая сила. Они способны перенести нас в иное время, в иные миры. Именно приключенческая литература служит своеобразным увеличительным стеклом, которое показывает, открывает реальный мир, в котором мы живем во всех аспектах. Перед читателем открывается мир с необычной стороны, со всеми подробностями и нюансами.
Советский период - время расцвета приключенческой литературы: А. Грин - «Алые паруса», «Бегущая по волнам», Б. Полевой -«Повесть о настоящем человеке», А. Рыбаков - «Кортик», «Бронзовая птица»; книги Л. Шейнина, Л. Никулина, И. Ликстанова, А. Адамова, да и вся военная проза (достаточно указать на имена В. Некрасова, Э. Казакевича), где естественна приключенческая атмосфера.
По мнению многих писателей, исследователей приключенческая литература всегда с острым сюжетом, ситуациями, направленным действием, связана с научной фантастикой, детективом, содержит элементы путешествия. Такая литература востребована читателями разных возрастных групп. С помощью этого жанра государство ненавязчиво пропагандирует некоторые свои идеи, формирует общее представление о нравственности, особенностях поведения человека в обществе [1. С. 12].
В приключенческой литературе герои всегда стремятся преодолеть большие препятствия, невзгоды, беды и несчастья. В этом им помогает случай, острый сюжет. Как правило, это один из признаков приключенческой литературы. Именно это определяет характеры, судьбы, диктует - каким быть герою. Интерес к такой литературе у человечества возник очень давно, вне зависимости от возраста и рода деятельности. Он вызван чистотой жанра, противоборством добра и зла, динамикой событий, сюжетными переливами, яркостью красок, выразительностью деталей реальной жизни.
Нас привлекает этот жанр еще и потому, что его герои наделены авантюризмом, иногда положительным, иногда отрицательным. Согласитесь, в душе почти каждый человек хоть немного авантюрист.
В приключенческой литературе положительный герой зачастую бродит, скитается по белому свету только потому, что оклеветан негодяями или не хочет жить более в лживом мире обывателей. Он не ищет выгоды для себя. Он борется за свободу, защищает беззащитных. В этом жанре с героями происходят приключения случайно и неожиданно, происходит борьба героя и антигероя, которая заканчивается торжеством добра и великодушия, спасением положительного героя, наказанием отрицательного.
Среди ученых нет определенного мнения, когда возникла приключенческая литература. Тем не менее, очевидно, что широкое распространение она могла получить после судебной реформы 1866 года. Изменились условия жизни людей. Преступления были всегда и везде. Но после отмены крепостного права резко возросла поляризация общества, стали менее устойчивы сословные и семейные связи. Россия оказалась на путях выхода на капиталистические рельсы. В связи с этим стало расти число преступлений. Поэтому приключенческая литература захватывает и детективный жанр. Тему преступности затрагивают многие писатели: Ф. Достоевский, Л. Толстой, И. Бунин, Н. Лесков, А. Чехов и другие [1.С. 32].
Первая половина двадцатого столетия - время взлета в развитии науки, техники, культуры в России. К этому времени существенно изменилась и увеличилась читательская аудитория. Появился массовый читатель, появилась мода на ту или другую литературу. Такой литературой стала приключенческая литература. Задачей ее являлось создание на протяжении всего произведения эмоционального напряжения, которое вынуждало читателя следить за перипетиями произведения.
В приключенческой литературе очень часто сюжет посвящен раскрытию загадочного преступления, конфликта, основой которых является столкновение двух сил: закона и беззакония, нормы и беспредела. В итоге - победа справедливости. Основным признаком приключенческого жанра является загадочное происшествие, причины которого неизвестны, но они должны быть выяснены. Тайна -непременное условие приключенческой литературы. Она питает действие, и чем сложнее тайна, тем больше она интригует человека
К основоположникам русской приключенческой литературы можно отнести А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», Ф. Шагинян «Месс-Мент», Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», А. П. Чехова «Злоумышленник».
Развивается социалистическое общество, растет и сопротивление классового врага. Враждебное окружение СССР засылает шпионов, диверсантов. Появляются враги и внутри страны. Начинается погоня за инакомыслящими, идут судебные процессы, растет число ссыльных. В литературе появляется шпионский жанр. К основателям этого жанра можно отнести А. Н. Куприна «Штабс-капитан Рыбников», Н. Н. Брешко-Брешковского «Гадины тыла», «В сетях предательства», «Ремесло сатаны».
«Штабс-капитан Рыбников» - это своеобразный психолого-приключенческий детектив, который интригует читателя с первых страниц. Уже первые строки рассказа выдержаны в духе детектива <...> По драматизму и психологической тонкости он может быть причислен к лучшим образам остросюжетного жанра», - отмечал А. А. Волков [3. С. 177]. Создается впечатление, что уже в экспозиции рассказа Куприн стремительно вводит в его структуру все характерные для детективного жанра реалии: шифрованная телеграмма, внезапное исчезновение её получателя, допрос хозяйки, у которой проживал загадочный постоялец, несданные в гостинице документы и полный комплект штатского белья в чемодане бедного армейского офицера. Писатель, исповедовавший принцип «не выкладывать» в произведении «своих намерений в самом начале», представить «дело так, чтобы читатель ни за что не догадался, как распутается событие», неожиданно сам помогает читателю и уже «в самом начале» предлагает нам почти готовое решение. Нам остается только узнать, каким образом произошло разоблачение штабс-капитана; в том, что Рыбников не тот, за кого себя выдает, мы уже догадываемся.
В 1911 году Александр Куприн согласился еще на один авантюрный проект. Он принял приглашение петербургского издателя Корн-фельда поучаствовать в написании коллективного фантастического романа «Три буквы».
Самое тиражное бульварное издание «Синий журнал» собрало именитых литераторов, чтобы они из номера в номер продолжали сенсационное повествование с неожиданными поворотами сюжета, страшными преступлениями и приключениями агентов сыскной полиции.
В эксперименте участвовали сверхпопулярные в то время А. Аверченко, Тэффи, А. Будищев (тоже наш земляк), В. Немирович-Данченко и многие другие.
Куприну поручили написать первые главы. Завязка получилась такой: в мрачных трущобах Сан-Франциско в притоне «Кровавая мышеловка» капитан русского судна князь Енгушев проигрывает все наличные деньги и ставит на кон золотую серьгу с бриллиантом, на котором выгравированы три древнееврейские буквы. Талисман приносит ему счастье. Банк сорван, но бриллиант таинственным образом исчезает со стола. Впоследствии выясняется, что драгоценный камень зашит под кожей в колене у агента русской полиции. Причем этот господин зачем-то загримировался под негра...
Для приключенческого романа характерен сюжет, где раскрывается борьба за новые пространства, борьба европейских держав за мировое господство. В романе Р. Киплинга «Ким» (1901 г.) видим борьбу англичан и русских за индийские пространства. Чисто приключенческой, почти авантюрной является повесть П. Бляхина «Красные дьяволята». Позднее по этому произведению был создан замечательный фильм «Приключения неуловимых мстителей».
Роман Г. Адамова «Тайна двух океанов» - блестящий приключенческий роман. Здесь описан путь подводной лодки «Пионер» в глубинах океана. Вызывает эмоции описание сражений с вражеской армадой, путешествие на остров Пасхи. Сюжет романа не оставлял равнодушным ни одного читателя.
Ученые - исследователи (А. З. Вулис, К. Бадигин) до сих пор считают, что приключенческая литература не имеет строго очерченных границ. Это и романы-путешествия, и любовно-приключенческие рассказы, и авантюрные приключения, и научная фантастика. В любом случае - это приключение, событие, куда попадает кто-то. Классическая приключенческая литература первой половины двадцатого
века не потеряла своей притягательности и новизны. В начале века происходит стремительное развитие городов, промышленности. Заметно меняется психология городского жителя, облик города-мегаполиса. За тридевять земель уже не надо было ехать или плыть, чтобы почувствовать дух приключения. Улицы, дворы, парки, скверы, подвалы родного города таят в себе опасность, неприятные сюрпризы. Родной город подобен каменным джунглям.
Теперь ученые изучают не дальние страны, а городскую среду. О популярности приключенческой литературы в стране свидетельствуют многочисленные серийные издания, журналы, сборники. В этом жанре работали А. Толстой «Аэлита», В. Каверин «Два капитана», А. Грин «Алые паруса», А. Гайдар «Тимур и его команда», В. Катаев «Белеет парус одинокий» и другие. Невероятной популярностью пользуется «Приключения петербургского Макарки Душегуба» И. А. Гурвича. Панкертоновщина-детективно - приключенческая литература привлекает внимание читателя в начале века (названа по имени главного героя - сыщика Ната Панкертона из произведения Э. По).
Известным становится в эти годы творчество А. Толстого. Писатель в годы Первой Мировой войны написал ряд военных корре-спонденций «В Англии, на Кавказе, по Волыни и Галиции», рассказы: «Маша», «Прекрасная дама», «Простая душа».
Например, в авантюрной истории А. Толстого «Приключения Невзорова» читатель найдет не только динамичный сюжет, но и пищу для размышления: почему такие ничтожества, как Невзоров, оказываются «хозяевами жизни»? Цель рассказа не столько развлечь, сколько продемонстрировать великие возможности человеческого духа. Повесть изобилует событиями и героями, но благодаря мастерству писателя не кажется чем-то фантастическим, а, наоборот, производит впечатление правдивой истории. Прежде всего, писатель добился этого, создав реальные образы героев. Все они у него живые, без масок. Комизм ситуаций не выходит за рамки вероятного.
Оригинальность повести заключается и в том, что Толстой поставил перед собой задачу показать сложную историческую эпоху глазами мелкого проходимца. Именно потому, что герой таков, многое в повести воспринимается читателем как живое и убедительное. Невзоров смотрит на мир так, как может смотреть лишь проходимец, и если прибавить к этому осведомленность читателя в исторических событиях того времени, то все встает на свои места. Собственно, в
этом и есть, я считаю, правда жизни. Для одних людей того времени Февральская революция в России началась с митингов и кровавых столкновений, с расколовшегося российского общества, а для героев Толстого революция начинается случайной пулей, залетевшей в окно, да криками во дворе, где какой-то бритый плотный человек с крашеными баками кричал удушенным голосом: «На Екатерингоф-ском канале лавошники околотошного жарят заживо».
Романы-путешествия знакомят читателей с экзотическими странами, позволяют подняться над обыденностью. С развитием кораблестроения, картографии дальние страны становятся доступными. Для читателей они уже не сказочные пространства, а пространства с другой культурой, другим народом. Изучение этих стран стали мотивами приключенческих романов.
Частью приключенческого жанра является научная фантастика. Фантазия - великая сила. Она способна сделать обычное невероятным. В научно - фантастическом романе научные идеи обретают особый смысл, особую окраску, хотя они не более достоверны, чем путешествие во времени или оторвавшиеся от Земли материки. Эти идеи не претендуют на предвидение, но придают особый колорит произведению, служат предостережением человечеству. Торжество разума неизбежно на Земле. Человек должен понять, что равновесие, при котором гомо сапиенс появился на Земле, неустойчиво. С помощью научных открытий, граничащих с фантастикой, можно сделать жизнь человека интереснее, цивилизованнее. Но так же легко можно изменить климат в другую сторону, спровоцировать, например, похолодание или ледниковый период. Изобретения, наряду с пользой, могут уродовать природу. Эта мысль прослеживается в приключенческой фантастике А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина».
Роман «Гиперболоид инженера Гарина» отличается сложной, увлекательной интригой, остротой конфликтов, динамичностью действия. Писатель достиг подлинной занимательности своего произведения, во многом определяющей его успех у читателей. Большое значение придавал Толстой точности научной стороны своих произведений. При переизданиях писатель нередко уточнял некоторые места или вносил в них поправки в соответствии с новейшими данными науки.
Приключенческий сюжет, увлекательность социальной и научной фантастики в романе «Гиперболоид инженера Гарина» сочетаются с актуальностью темы. Главная идея произведения — изобра-
жение судьбы науки в капиталистическом обществе, развенчание распространенного в буржуазной литературе индивидуалистического героя, «сильной личности», разоблачение стремления верхушки капиталистических монополий к неограниченной диктатуре над миром. Изображение капиталистического мира дано Толстым в ярких, полных сатирической силы образах, запоминающихся характеристиках, остроумие которых сочетается с разящей силой сатиры.
Одна из основных тематических линий романа — изображение деятельности американских и европейских монополий. Образ химического короля миллиардера Роллинга нарисован с бичующей сатирической силой. Сверхиндивидуализм и жажду миллиардеров к войнам, к ограблению и подчинению всей вселенной Толстой характеризует как следствие империализма. Сатирически остро отображается в романе холуйство перед долларом многих европейских правителей.
Все детские впечатления и воспоминания А. Н. Рыбакова связаны с жизнью большого города 20-х годов. Его увлекательное произведение «Кортик» завоевало сердца почти всех детских читателей. Невероятные приключения Миши Полякова и его друзей, разыскивающих таинственное оружие, которое исчезло во время первой мировой войны, непримиримое классовое столкновение не оставляет равнодушным ни одного читателя. Этим определяются все переживания главного героя и его друзей, которые постигают, что хорошо и что плохо, на чьей они стороне и как действовать дальше. Юные читатели имели полную возможность сверить поступки героев, обстановку их жизни, суждений, шуток с тем, как бы они поступили в данной ситуации. Такая самостоятельная работа всегда доставляет детям особое удовольствие. Автор дает такую возможность своим читателям.
В. П. Катаев - популярный советский писатель. Пишет очерки, остросюжетные приключенческие рассказы о гражданской войне. Наиболее читаемой детьми и взрослыми является повесть «Белеет парус одинокий». Повесть «Белеет парус одинокий» (1936) была напечатана в журнале «Красная новь» и почти сразу же вышла отдельным изданием. Многие исследователи отмечали ее высокий идейный пафос, жизненность фактов, легших в основу книги, талант Катаева-бытописателя, жизнеутверждающий характер его юмора, глубокое раскрытие психологии персонажей. Автор рассказывает о героических событиях, происходивших в грозные дни начала революции 1905 года. Романтически-приподнятый тон повествования
порой сменяется житейски-обыденной интонацией, окрашенной мягким юмором и лиризмом. Глубоко и психологически достоверно раскрываются Катаевым характеры Пети Бачея, Гаврика Черноива-ненко, матроса Родиона Жукова, олицетворяющего высокие качества революционера-большевика, и других персонажей.
А. П. Гайдар - это новый тип писателя, чья жизнь сплошное приключение. Он родился в 1904 году. Уже 13-летним мальчиком он помогает большевикам: расклеивает листовки, помогает чекистам, патрулирует по ночному Арзамасу. В 17 лет он становится красным командиром. Это единственный случай за всю историю Красной Армии. То, что Гайдар стал писателем, было закономерностью. Ему хотелось рассказать мальчишкам и девчонкам «какая она жизнь» [7. С. 75].
В рассказе «РВС» автор убеждает читателя в неповторимости, необыкновенности времени, о котором он пишет. Ощущается оно уже в загадочном названии рассказа - «РВС», которое раскрывается только к концу. Здесь есть динамичность и драматическая напряженность, есть таинственность. Дети. Димка и Жиган, совершают смелый поступок, но не осознают себя героями. Они мужественно и стойко делают то, что в их силах, оставаясь, при этом, детьми. Романтика, приключения - это часть их жизни.
Трудно найти человека вчера и сегодня, который бы не прочитал когда-то сказочную повесть А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключение Буратино», которая была написана в 1936 году. Эта сказочная фантастика читалась и читается до сих пор с удовольствием. Много приключений пришлось пережить Буратино с первого дня появления его на свет. Тогда его мысли, как он говорил, были «маленькими-маленькими, коротенькими, пустяковыми-пустяковыми», до того момента, когда он поймет: «Надо спасти товарищей - вот и все» [11. С. 45]. «Темный мир» связан с Карабасом-Барабасом. Страна дураков изображается автором комически и таинственно. Идет борьба за золотой ключик. Для Карабаса-Барабаса, лисы Алисы, кота Базилио этот ключ-символ богатства, власти над «глупым народцем». Для Буратино и его друзей - символ свободы от угнетения. Таким образом, произведения А. Н. Толстого - это образец здоровой романтики, увлекательных приключений, поисков настоящих друзей.
Итак, подводя итог, мы можем заключить, что приключенческая литература имеет свою специфику. Она способна воссоздать наше далекое прошлое, когда человек протаптывал первые тропы, когда хриплые крики превращались в слова. Прошлое не забыто. Оно жи-
вет в приключенческой литературе и нашем подсознании. Эта литература была, есть и будет жить хотя бы потому, что для русской души характерны приключения.
Список литературы
1. Акимов, В. М. Сто лет русской литературы. От «серебряного века» до наших дней. СПб., 1995. С. 12-34.
2. Бадигин, К. Собрание сочинения в пяти томах. СПб. : Тер-ра, 1993. С.432.
3. Волков, А. А. Творчество А. И. Куприна. М. : Худ. лит. 1981. С. 177, 183.
4. Катаев, В. Белеет парус одинокий. М. : Советский писатель, 1987, С. 14-258.
5. Вулис, А. З. В мире приключений: Поэтика жанра. М. : СП, 1986. С. 32.
6. Киплинг, Р. Ким. М. : Высш. шк., 1990. С. 320.
7. Кормилов, С. И. Русская литература после 1917 года как предмет исторической поэтики // Ломоносовские чтения 1994. М., 1994. С. 73-91.
8. Куприн, А. И. Избранные сочинения. М.: Худ. лит., 1985. С. 134.
9. Толстой, А. Гиперболоид инженера Гарина. М. : Худ. лит. С.342-435.
10. Толстой, А. Прекрасная дама. М.: Радио Петербруг, 1993. С. 54.
11. Толстой А. Золотой ключик, или приключения Бурати-но. Минск : Изд-во «Ушверсь еэцкае», 1998. С.65.
List of literature
1. Akimov, V. M. Sto let russkoj literatury. Ot «serebrjanogo veka» do nashih dnej. SPb., 1995. S. 1234.
2. Badigin, K. Sobranie sochine-nija v pjati tomah. SPb. : Terra,
1993. S.432.
3. Volkov, A. A. Tvorchestvo A. I. Kuprina. M. : Hud. lit. 1981. S. 177, 183.
4. Kataev, V. Beleet parus odinokij. M. : Sovetskij pisatel', 1987, S. 14-258.
5. Vulis, A. Z. V mire prikljuchenij: Pojetika zhanra. M. : SP, 1986. S. 32.
6. Kipling, R. Kim. M. : Vyssh. shk., 1990. S. 320.
7. Kormilov, S. I. Russkaja literatura posle 1917 goda kak predmet istoricheskoj pojetiki // Lomonosovskie chtenija 1994. M.,
1994. S.73-91.
8. Kuprin, A. I. Izbrannye sochine-nija. M. : Hud. lit., 1985. S. 134.
9. Tolstoj, A. Giperboloid inzhenera Garina. M. : Hud. lit. S.342-435.
10. Tolstoj, A. Prekrasnaja dama. M. : Radio Peterbrug, 1993. S. 54.
11. Tolstoj A. Zolotoj kljuchik, ili prikljuchenija Buratino. Minsk : Izd-vo «Universi-ejeckae», 1998. S.65.