Научная статья на тему 'Русская Православная церковь заграницей: история и современность'

Русская Православная церковь заграницей: история и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
823
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВЬ / CHURCH / ПРАВОСЛАВИЕ / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ЭМИГРАЦИЯ / EMIGRATION / ЗАГРАНИЦА / ABROAD / ORTHODOX CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Болдырев А., Васильев В.А.

В статье анализируются причины формирования Русской Православной Церкви заграницей после Гражданской войны в России. Рассматриваются условия жизни эмигрировавших из страны православных. Раскрываются объективные условия объединения Русской Православной Церкви заграницей с Московским Патриархатом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Orthodox Church Outside of Russia: history and modern (present day)

In this article the reasons of formation of the Orthodox Church abroad after the Civil war in Russia are analyzed. The conditions of life of the emigrants from orthodox countries are examined. The article also reveals the objective conditions of the unification of the Russian Orthodox Church Outside of Russia with the Moscow Patriarchate.

Текст научной работы на тему «Русская Православная церковь заграницей: история и современность»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 947/57

Дьякон Александр (Болдырев), В. А. Васильев

Дьякон Александр (Болдырев), служитель в храме Воскресение Христова г. Медон, в пригороде Парижа; aLexyreff@gmaiL.com

Васильев В.А., доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философских наук МГЛУ; e-maiL: fiLosof-mgLu@yandex.ru

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье анализируются причины формирования Русской Православной Церкви заграницей после Гражданской войны в России. Рассматриваются условия жизни эмигрировавших из страны православных. Раскрываются объективные условия объединения Русской Православной Церкви заграницей с Московским Патриархатом.

Ключевые слова: церковь; религия; православие; эмиграция; заграница.

Alexander Boldyrev, Deacon

The Servant of the Church of the Resurrection of Christ; e-maiL: aLexyreff@gmaiL.com

Vasiliev V. A.

Doctor of PhiLosophy (Dr. habiL.), Professor, Department of PhiLosophy, MSLU; e-maiL: fiLosof-mgLu@yandex.ru

RUSSIAN ORTHODOX CHURCH OUTSIDE OF RUSSIA: HISTORY AND MODERN (PRESENT DAY)

In this articLe the reasons of formation of the Orthodox Church abroad after the CiviL war in Russia are anaLyzed. The conditions of Life of the emigrants from orthodox countries are examined. The articLe aLso reveaLs the objective conditions of the unification of the Russian Orthodox Church Outside of Russia with the Moscow Patriarchate.

Key words: church; reLigion; Orthodox Church; emigration; abroad.

Статья написана на основе обобщения материала «круглого стола» (14 ноября 2017 г.), организованного профессором кафедры философских наук В. А. Васильевым. В обсуждении проблемы

«Русская православная церковь заграницей» приняли участие дьякон Александр, преподаватели кафедр философских наук, теологии, а также аспиранты, магистры, студенты МГЛУ.

К 1917 г. в России насчитывалось 117 миллионов православных, проживавших в 73 епархиях. В церковном штате состояло более 100 000 священников, дьяконов и псаломщиков, в число которых входили три митрополита, 129 епископов и 31 архиепископ. Приведенные данные резко поменялись в результате революций, Гражданской войны, строительства социализма. Если в 1917 г. в России насчитывалось 78 тыс. церквей и 1253 монастырей, то к 1991 г. осталось 7,5 тысяч церквей и 16 монастырей, но за 25 лет было открыто почти 30 тыс. церквей. После 90-х гг. XX в. Русская Православная Церковь вновь стала возрождаться, играя важную духовную роль в современной России. Проанализируем всё по порядку.

Февральские, а затем Октябрьские события 1917 г. всколыхнули Россию. Лозунги социалистов переплетались с лозунгами анархистов, кадетов и эсеров, монархистов и других партий. Конечно, не всё население было политизировано, но в массе своей народ устал от войны, разрухи, голода и уже давно был «заражен» западными демократическими идеями. Даже среди духовенства не все поддерживали власть императора, перестали признавать его как помазанника Божьего и тоже желали выстраивать западную модель.

Гражданская война привела к резкому расколу общества, условно говоря, на «белых» и «красных». Не все граждане России признали легитимность советской власти. Разные представители социальных слоев покидали страну. Это были не только люди с оружием в руках, воевавшие с новым режимом, но и огромная масса гражданского населения, которая опасалась за свою жизнь. Эмигрировал большой пласт деятелей культуры: писатели, поэты, художники, музыканты, ученые. Насильственной высылке подверглись православные религиозные философы Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, И. А. Ильин, С. Е. Трубецкой, Б. П. Вышеславский, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин и другие. Находясь в вынужденной эмиграции, русские философы и другие деятели культуры не разрывали своей духовной связи с православной церковью.

Следует отметить, что православное духовенство подвергалось репрессиям еще со стороны Временного правительства. В силу подозрения в нелояльности к новой власти, оно распустило старый

состав Священного Синода. Было принято Постановление о закрытии всех духовных учебных заведений. Их имущество было конфисковано. В итоге более 37 000 церковно-приходских, второклассных и церковно-учительских школ оказались в ведении Министерства народного просвещения. Тем самым ликвидировалась система духовного образования в России.

Подобная политика усилилась с приходом к власти большевиков. Был принят Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» (23 января 1918 г.), на основании которого церковь лишалась права юридического лица, ей запрещалось иметь какую-либо собственность. Религиозное воспитание подменилось атеистической пропагандой. Разрушались храмы, монастыри, усиливалось политическое преследование духовенства, вплоть до физического уничтожения, увеличивая количество но-вомучеников Церкви Российской [Голубцов 2010].

Внутри духовенства произошло своеобразное разделение. Одна часть вынуждена была признать новую власть, другая осуществляла неофициальную и поэтому не контролируемую государством церковную деятельность (Катакомбная церковь). Иные представители духовенства покидали Россию вместе с отступающими частями Белой армии, гражданским населением. На территории, которую не контролировали «красные», прямые контакты с Московской Патриархией постепенно нарушались и объединением православной паствы занялись епископы и священники, оказавшиеся с ними. Так, в условиях Гражданской войны в ноябре 1918 г. в Томске, а затем в мае 1919 г. в Ставрополе были образованы Временные Высшие Церковные Управления Урала и Сибири, а также Юга России. Стало очевидно, что необходимо иметь централизованное церковное управление. В ноябре 1920 г., с благословения Вселенского Патриарха, русские архиереи созвали Первый Заграничный Архиерейский Собор в Карловаре. На нем личным или письменным согласием участвовали 34 епископа. На Соборе было создано объединенное Управление, которое приобрело всю полноту церковной власти на территории, которую не контролировали «красные».

В 1927 г., в силу сложившихся обстоятельств, Русская Православная Церковь заграницей (РПЦЗ) вышла из административного подчинения Московского Патриархата. Оформление православных

церковных приходов за рубежом не означало раскола в Православной российской церкви. Имея около 400 приходов, РПЦЗ могла отделиться от Московской патриархии и создать свою автокефальную церковь. Для подобного решения достаточно было голоса четырех епископов, в то время как их общее количество за границей составляло тринадцать епископов. Но подобная задача просто не ставилась. Руководство РПЦЗ всегда видело своей основной задачей сохранение чистоты православного вероучения. Оставалась надежда, что эмиграция временная, и Русская Православная Церковь вновь обретет свое единство.

Такими же надеждами жила разбросанная по различным странам мира «белая эмиграция», выражающая свою мировоззренческую и политическую непримиримость с советской властью. Их количество в начале 1920-х гг. составило несколько миллионов человек. Значительная часть из них оказалась в Китае, другая -в Канаде и Америке. Только в Европе, по данным Службы по делам беженцев Лиги Наций, официально было зарегистрировано более миллиона русских беженцев. Из них порядка 200-300 тыс. приняла Франция. Эмигранты главным образом располагались в крупных городах. Так, например, в Париже и его окрестностях нашли приют несколько десятков тысяч человек. Среди них были представители православного духовенства и творческой интеллигенции, великие князья и бывшие царские министры. Создавались благотворительные общества, издавались газеты и журналы, дети ходили в школы. Особое место среди парижских эмигрантов играло Донское войсковое объединение. Среди вынужденных эмигрантов находился и дед одного из авторов статьи дьякона Александра. Обычный гражданский человек оказался на чужбине. Александр родился во Франции, но корни его российские.

Приехав в чужую для них страну, русские православные испытывали трудности проживания без знания национального языка, не имея необходимой профессии. Кроме того, Франция -католическая страна, которая имеет иную, нежели православие, духовно-христианскую атмосферу. Там больше прагматизма, материального интереса. К православным верующим местное население, церковнослужители относились не очень доброжелательно, что исторически обусловлено. В 1-ом тысячелетии н. э. епархии на территории Франции входили в состав единой Христианской

церкви. Однако после раскола церквей в XI в. вся территория Франции оказалась в юрисдикции Католической церкви. Только в 1845 г. состоялось освящение первого православного храма Успения Божией Матери в г. Марселе. В конце XIX в. стали открываться новые православные приходы. Их количество в начале 1920-х гг. не отвечало местам поселения огромной волны русской эмиграции. Православные эмигранты вынуждены были создавать так называемые домашние церкви. Им отводилась часть комнаты, в которой устанавливали иконы, иную церковную утварь. Постепенно люди обживались, строили небольшие деревянные храмы, старались сохранять родной язык, не терять православную веру.

Многие находящиеся в эмиграции россияне надеялись, что власть большевиков долго не продержится, бунт пройдет, и вскоре можно будет вернуться на Родину. В таком настроении люди пребывали до начала Второй мировой войны, которая опять расколола русскую эмиграцию. Часть русской диаспоры, в том числе и отдельные иерархи (РПЦЗ), в надежде быстрого разгрома Красной армии, поддерживали так называемый освободительный поход Гитлера. Среди них были и те, кто вступал в армию Вермахта. Иные старались соблюдать нейтралитет, отказываясь поддерживать оба тоталитарных режима. Другие эмигрантские слои считали, что ради борьбы с фашизмом стоило пойти на союз с коммунистами. Поэтому, отмечал, находясь в эмиграции, философ И. А. Ильин, здравомыслящие русские патриоты не создавали себе иллюзий. Они в силу своих возможностей принимали участие на стороне советской армии, вступали в отряды Сопротивления, которые создавались на оккупированных европейских государствах. Париж оставался для православных притягательной силой, где они черпали свою энергию [Шкаровский 2010]. Так, например, во Франции, по подсчетам самих эмигрантских организаций, каждый десятый бывший российский гражданин участвовал в Движении Сопротивления. Представители духовенства (РПЦЗ) в большей своей части не проявляли особой лояльности к установленным фашистским режимам, а некоторые из них обращались с заявлением к президенту США Ф. Рузвельту, чтобы Америка без промедления оказала помощь СССР.

В ходе Второй мировой войны и после ее окончания наступает новая волна советских беженцев из тех, кто оказался в плену или

насильно был увезен в Германию. Во Франции скопились огромные группы людей, разобщенных по идеологическим, политическим и религиозным убеждениям. Многие беженцы сформировались в условиях советской власти как атеисты и не поддерживали связь с представителями РПЦЗ.

Проходили годы, и эмиграция во Франции была обречена на исчезновение или ассимиляцию. Старики первой волны эмиграции, тесно связанные с православием, умирали, молодые люди постепенно «растворялись» в местной среде, становясь французами. Сегодня живет уже четвертое поколение первой волны беженцев. Приезжают украинцы, сербы, болгары; католики женятся на православных женщинах, происходят смешанные браки, утрачиваются связи со своей исторической родиной.

Вдали от России зарубежному православию становится трудно сохранять свою святость. Этому процессу способствовали некоторые решения российского собора 1917-1918 гг. о демократизации Церкви, и русские эмигранты во Франции стали приобщаться к этим новшествам. Речь идет о том, что достаточно мирянам выразить свое недоверие священнику, чтобы его сменить, а если паства проявляет недовольство епископу, то могут перейти под омофором другого Патриарха. Некоторые церкви несколько раз меняли свою юрисдикцию, поскольку с помощью так называемого демократического голосования прихожан проходила сменяемость епископов. Подобная «демократия» неприемлема для исконного православия. В православии Служителя храма выбирают и назначают епископы, наделенные духовной властью. Но данные положения осуществлялись в католической Франции, которая сама постепенно теряет христианскую духовность в результате активизации ислама.

Не только во Франции, но и в других европейских государствах религия ислама выступает реальной силой, способной духовно видоизменить традиционный общественный уклад жизни. В Западной Европе, по разным данным, насчитывается от 14 млн до 20 млн мусульман, т. е. от 4 до 6 % населения. В основном это арабы, многочисленная турецкая диаспора, а также граждане иных африканских государств - самая большая исламская община во Франции. Она первой столкнулась с волной мигрантов из бывших колоний, в которых активно распространялась французская культура.

Благодаря знанию французского языка жителям колониальных стран было проще освоиться в европейской стране. Увеличивается численность мусульман за счет иммиграции и естественного прироста мусульманского населения. Города и пригороды заполняют бородатые хмурые мужчины, мусульманские женщины в длинных платьях, в головном уборе, закрывающем всё лицо, кроме глаз. Внешний облик мусульман, язык, религиозно-национальные особенности входят в повседневную жизнь французов. Католические храмы не строятся, но активизируется религиозная деятельность ислама. По данным главы Совета мусульман Франции Далиля Абу Бакра, на начало 2015 г. во Франции действовало 2200 мечетей. Из них пять имеют соборный статус, они располагаются в Париже, Лионе и Марселе. В стране действует свыше 2 тыс. исламских ассоциаций и культурных центров. Много представительств различных мусульманских организаций и партий со всего мира. По мнению Далиля Абу Бакра, существующее количество мечетей не удовлетворяет духовные нужды 7 миллионов мусульман Франции. В связи с этим Совет мусульман потребовал увеличить численность мечетей во Франции [Ислам во Франции].

Значительная активизация ислама определяется также особой политикой французского государства, которая называется лаициз-мом. Эта политика не только предполагает разделение государства и религии (во Франции Закон об отделении церкви от государства был принят в 1905 г.), но и противостояние любым религиозным проявлениям в обществе. Например, именно Франция прославилась активной борьбой с ношением хиджаба в школе и паранджи на улице. В то же время законодательно разрешены однополые браки, что разрушает традиционную национальную культуру. Христианское сообщество утрачивает свое былое значение. Ислам трансформирует политический спектр страны. Газета Le Figaro провела опрос, который показал, что 60 % французов считают, что во Франции ислам стал «слишком заметным и влиятельным», а 43 % французов считают присутствие мусульманских иммигрантов угрозой национальному самоопределению.

В условиях меняющейся общественной и духовной обстановки перед Русской Православной Церковью заграницей стоят сложные задачи, связанные с сохранением своей духовности. На

протяжении долгих лет РПЦЗ не теряла надежду вернуться в лоно Матери-Церкви, надеясь, что наступит период их воссоединения. Такое время наступило. С распадом Советского Союза в 1990-е гг. стали постепенно налаживаться отношения между Московским Патриархатом и представителями Русской Православной Церкви за рубежом. Следует отметить важную дату 24 сентября 2003 г., когда в Нью-Йорке, в Генеральном консульстве РФ состоялась встреча Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей митрополита Лавра с Президентом В. В. Путиным. На встрече было передано письмо Патриарха Алексия II митрополиту Лавру с приглашением посетить Москву. Приглашение было с благодарностью принято, и в ноябре 2003 г. состоялся визит в Москву делегации Русской Православной Церкви заграницей.

17 мая 2007 г. в московском храме Христа Спасителя Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Лавр подписали Соглашение, согласно которому «Русская Православная Церковь заграницей является неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви».

Следует отметить, что единение православной церкви было воспринято не всеми верующими и членами духовенства не только во Франции, но и в России. В основном подобное неприятие объясняется не религиозными, а политическими мотивами. Люди несколько десятилетий жили по одним законам и вдруг резко всё поменялось, в результате чего рушится мир, меняются жизненные устои. Часть верующих остается на старой модели отношений между зарубежной церковью и Московским Патриархатом.

Подобная политика незначительной части православных верующих не определяет общее движение к единению церкви и дает возможность оказывать помощь Православной Церкви во Франции в построении новых храмов. Так, например, благодаря активной деятельности руководства Православной Церкви и правительства Российской Федерации в Париже на набережной Бранли, недалеко от Эйфелевой башни построен комплекс зданий, в котором разместился Российский православный духовно-культурный центр, российско-французская начальная школа на 150 учеников. Жемчужиной комплекса стал пятиглавый собор Святой Троицы. 4 декабря 2016 г. в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы,

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение Кафедрального православного собора. В своем интервью «Фигаро» он отметил, что возведение храма - важное событие в культурной жизни не только россиян, но и французов, которые всегда интересовались русской культурой, в том числе иконописью, храмовой архитектурой, хоровым пением. В этом смысле храм и центр - это не только молитвенное помещение, но и площадка для межкультурного общения по самому широкому кругу вопросов. Мы верим, что такое общение под сводами храма может быть более простым и открытым, чем то, которое ведут политики. Думаю, что именно такого общения сегодня не хватает нашим народам. И тысячи туристов посещают этот храм, знакомятся с православием [Интервью Святейшего Патриарха Кирилла французскому изданию «Фигаро»].

В рамках единой православной церкви стали активно расширяться дружеские отношения между церковнослужителями. Пример тому - деятельность дьякона Александра. Он почти ежегодно прилетает в Россию и участвует по приглашению настоятелей в Соборном служении в православных храмах. Встречается с верующими и с теми, кого интересует деятельность Русской Православной Церкви заграницей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Голубцов В., иерей. Русская православная диаспора во второй половине

ХХ века. М. : Духовная академия, 2000. 678 с. Интервью Святейшего Патриарха Кирилла французскому изданию «Фигаро» // Официальный сайт Московского Патриархата. URL: www patriarchia.ru/db/text/4704125.html Ислам во Франции // Википедия.

Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М. : ВЕЧЕ, 2010. 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.