РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ХАРБИНЕ
(ДО ЗАХВАТА МАНЬЧЖУРИИ ЯПОНИЕЙ)
Чжан ЦЗУНХАЙ, профессор, кандидат исторических наук, директор Института истории АОН провинции Хэйлунцзян, КНР
Как известно, в 1896 г. по договору между Россией и Китаем российское правительство получило право на постройку КВЖД на территории Маньчжурии. Когда начали строить железную дорогу, русские строители стали прибывать в Маньчжурию. И вскоре в зоне сооружения дороги решали возводить храмы русской православной церкви.
В 1898 г. на нынешней улице Сянчжэн в районе Сянфан (раньше он назывался Старый город) появился первый храм, посвященный Николаю Чудотворцу. Этот временный храм соорудил один из отрядов, охранявших строительство магистрали. Первым настоятелем церкви был священник охранного отряда Александр Журавский.
По мере прироста русского населения этот небольшой храм не смог вмещать всех русских верующих. Кроме того, согласно японским источникам, «он считался военной церковью, обслуживавшей прежде всего религиозные нужды офицеров и нижних чинов войсковой охраны»1. Поэтому в октябре 1899 г. на нынешней улице Хунцзунь, находящейся в районе Наньган (раньше назывался Новый город) был заложен православный Кафедральный собор, тоже в честь Св. Николая. Этот собор был сооружен в 1900 г. По-китайски он назывался Ламатай. Однако в 1966 г., в разгар так называемой «великой культурной революции», развернутой Мао Цзэдуном, этот очень красивый деревянный и просторный собор был разрушен.
В 1902 г. в Харбине был воздвигнут еще один храм— Благовещения Приснодевы Марии (на нынешней улице Дружбы в районе Даоли). Этот храм и его имущество до самого последнего времени находились в ведении Пекинской духовной миссии.
Храм Святой Софии в 1907 г. соорудили на нынешней улице Цжаолинь в районе Даоли. К счастью, он сохранился до нашего времени в целости. Пять лет тому назад он был реставрирован и открыт как музей. Сегодня Софийский собор украшает современный Харбин своим особым обликом.
В 1908 г. были выстроены два Иверских храма. Один находился на нынешней улице Цзихун в районе Даоли, другой — на улице Вэнцзин в районе
Наньган. В том же году был сооружен Успенский храм на новом русском кладбище (ныне там расположен парк культуры). А в 1912 г. на нынешней улице Шике в районе Наньган появился Алексеевский храм.
После Октябрьской революции 1917 г. и последующей гражданской войны в России в Маньчжурию хлынул новый поток русской эмиграции. Русское население в Харбине резко увеличилось. Если в 1916 г. русских в Харбине было 34115 чел., то в 1922 г. их число достигло 135702 чел. К 1923 г. русское население Харбина возросло до 200 тыс. чел. Среди них (я цитирую российских авторов) были «фашисты Родзаевского, атаман Семенов и его единомышленники, а также агрессивно настроенные по отношению к СССР белоэмиг-ранты»2. Однако для всех лишившихся Родины российских беженцев Русская православная церковь стала оплотом их духа. Чтобы обслуживать религиозные нужды всех русских эмигрантов, в 1920—1930 гг. в Харбине было возведено еще одиннадцать русских православных храмов. Семь из них построили в 1920—1924 гг.
29 марта (по старому стилю) 1922г. была образована самостоятельная Харбинская епархия с назначением на эту новую должность архиепископа Оренбургского и Тургайского Мефодия, которому присвоили титул архиепископа Харбинского и Маньчжурского.
В 1931 г. Япония захватила Маньчжурию. После этого строительство православных храмов для русских эмигрантов прекратилось. Большинство белоэмигрантов увидели в Японии силу, способную противостоять и большевистскому режиму в СССР, и открывающую для беженцев возможность возвращения на родину. Однако Япония не оправдала их надежд. Попав под власть японских захватчиков, белоэмигранты так же, как и китайцы, подверглись жестоким преследованиям и гонениям. Многие русские эмигранты были вынуждены покинуть Маньчжурию. В 1933 г. численность русского населения в Харбине сократилась до 54651 чел.
Резюмируя, можно сказать, что за период с 1898 г. по 1930 г. Русская православная церковь получила большое развитие в Харбине, что важно отметить для изучения истории Русской православной церкви на чужбине. РПЦ не только была важнейшей составной частью русской культуры за рубежом, но и оказала значительное влияние на культурную жизнь китайцев, живших тогда в Харбине.
1 Государственная организация Кио-ва-кай и Главное Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской империи. Великая Маньчжурская империя. Г. Харбин. 1943. С. 262.
2 Сергеев О.И., Лазарева С.И. Российская эмиграция на Дальнем Востоке (1917—1945). Владивосток, 2000. С. 18.
SUMMARY: Professor, candidate of Historical Sciences Zhang Zunghai, Director of the Institute of History of the Academy of Social Sciences of Chinese Province Heilongjaing called his article «Russian Orthodox Church in Harbin before Japan's Annexation of Manchuria». In detail Professor tells about Orthodox churches built in Manchuria, describes how they were being built. He writes about their fate nowadays.