Научная статья на тему 'Русская православная церковь в Египте'

Русская православная церковь в Египте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Восточный архив
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ДИАСПОРА / ЕГИПЕТ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляков Владимир Владимирович

Российская диаспора появилась в Египте в конце XIX века. Однако по своей национальной принадлежности она была до 1920 года почти исключительно еврейской. Так, российский вице-консул в Каире Сергей Зуев писал в докладной в начале 1915 года, что 96% русско-подданных его консульского округа исповедуют иудаизм. Немногочисленные же православные россияне ходили в греческие церкви. Первая русская православная церковь была устроена в Египте в конце 1914 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская православная церковь в Египте»

УДК 330 ББК 65.011.15 Я 78

Е.А. Ярушкина

Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (928) 66 22 563, email: lenavravandex.ru.

Подходы к классификации сервисных образовательных организаций в России

(Рецензирована)

Аннотация. В статье рассматриваются основные классификации сервисных образовательных организаций в соответствии с новым ФЗ «Об образовании в РФ» и пока еще действующим ФЗ «Об образовании», а именно: изучаются основные типы, виды и организационно- правовые формы образовательных организаций.

Ключевые слова: образование, образовательные организации, типы и виды

образовательных учреждений, классификация.

EA.. Yarushkina

Candidate of Economics, Associate Professor of Accounting, Analysis and Audit Department, Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (928) 662 25 63, e-mail: lenayr@yandex.ru

Approaches to the classification of educational service organization in Russia

Abstract: The paper examines the main classifications of the service educational organizations according to the new Federal Law “About Education in the Russian Federation” and still existing Federal Law “About Education”, namely: the main types, kinds and organizationally -legal forms of the education organizations.

Keywords: education, education organizations, the types and kinds of education institutions, classification.

В настоящее время действует ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1, а также принят новый ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 - ФЗ, который вступит в силу с 1 сентября 2013 года. В связи с этим данный период можно назвать переходным периодом, который предшествует трансформации системы образования России и перестройки деятельности самих образовательных учреждений. Одним из главных новшеств принятого закона можно отметить смену самого понятия образовательного учреждения на образовательную организацию, в связи с чем возникает необходимость отдельного изучения данного понятия и выработки подходов к классификации образовательных организаций.

По действующему Федеральному закону образовательную деятельность в РФ могут осуществлять:

- образовательные учреждения;

- научные организации (по образовательным программам послевузовского профессионального образования и по дополнительным профессиональным образовательным программам);

- иные организации любой организационно-правовой формы (по программам профессиональной подготовки);

- индивидуальные предприниматели [1].

По новому Федеральному закону данный перечень изменен и теперь образовательную

деятельность смогут осуществлять:

- образовательные организации;

- научные организации (по программам высшего образования - программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров, программам подготовки научных кадров, по программам профессиональной подготовки и дополнительным профессиональным образовательным программам);

- иные организации любой организационно-правовой формы (по программам профессиональной подготовки и дополнительным профессиональным образовательным программам);

- индивидуальные предприниматели [2].

Таким образом, теперь все образовательные учреждения теперь будут именоваться образовательными организациями; также расширен перечень программ, которые реализуют научные организации. Как по действующему закону, так и по новому закону образовательные организации в соответствии с реализуемыми ими образовательными программами подразделяются на типы. Сейчас к типам образовательных организаций относят:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные;

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные учреждения) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

7) учреждения дополнительного образования детей;

8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

В новом ФЗ устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация;

2) общеобразовательная организация;

3) профессиональная образовательная организация;

4) образовательная организация высшего образования.

А также устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования;

2) организация дополнительного профессионального образования.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее

организационно-правовую форму и тип образовательной организации. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (научноисследовательская, технологическая деятельность и иные функции) [2].

Тип образовательной организации определяется при ее создании (реорганизации) или переименовании в соответствии с законодательством об образовании и закрепляется в уставе, однако как в действующем, так и в новом законе нет определения понятия «типа организации» и поэтому возникает вопрос при определении типа организации, реализующего разноуровневые образовательные программы.

Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 3 ноября 2006 г. № 175-ФЗ были внесены изменения в Закон РФ от 10 июля 1992 г.

№ 3266-1 «Об образовании», Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. «О некоммерческих организациях», Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) и ряд других нормативно-правовых актов. В соответствии с внесенными изменениями учреждения подразделяются на следующие виды:

- частные (создаваемые гражданами или юридическими лицами);

- государственные (создаваемые Российской Федерацией и (или) субъектами РФ);

- муниципальные (создаваемые муниципальными образованиями).

Однако в данном случае указаны не виды образовательных учреждений, а их форма собственности. При этом типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов, а также Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» установлены виды образовательных учреждений:

1) общеобразовательных учреждений - начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия; лицей; общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой; образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медикосоциальной помощи; образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста; общеобразовательная школа-интернат и т.д.

2) средних специальных учебных заведений: техникумов, колледжей.

а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки;

3) высшего профессионального образования - федеральный университет, университет, академия, институт.

В новом законе к видам организаций высшего профессионального образования также добавили национальный исследовательский университет. Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается образовательной организации высшего образования по результатам конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий.

Формы собственности образовательных организаций не претерпели изменений и образовательные организации по форме собственности могут быть:

- негосударственные (частные);

- государственные;

- муниципальные.

Для осуществления своей деятельности образовательные организации вправе выбрать и любую иную организационно-правовую форму, которая предусмотрена гражданским законодательством, но данная форма может быть только в рамках некоммерческой организации.

В качестве учредителей государственных и муниципальных образовательных учреждений могут выступать органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ либо органы местного самоуправления. Имущество государственных и муниципальных образовательных учреждений (и бюджетных, и автономных) находится в собственности органа государственной власти Российской Федерации (субъекта РФ, органа местного самоуправления). Финансирование деятельности бюджетных образовательных учреждений полностью или частично осуществляется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Размер

выделяемых денежных средств определяется по нормативам финансирования, исходя из расчета затрат на одного воспитанника или обучающегося, а также на иной основе. Собственник бюджетного образовательного учреждения осуществляет непосредственный контроль за использованием денежных средств в соответствии с установленной сметой. В наименовании бюджетных образовательных учреждений стоят аббревиатуры ГОУ (государственное образовательное учреждение) или МОУ (муниципальное образовательное учреждение).

Негосударственные образовательные учреждения (НОУ), как и бюджетные, являются некоммерческими организациями и могут создаваться в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гражданским законодательством РФ. Учредителями негосударственных образовательных организаций, как правило, выступают государственные высшие учебные заведения (например, университеты и академии), а также учреждения общественных и религиозных организаций (объединений) и частные лица. В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НЧОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма, как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Право негосударственных образовательных учреждений взимать плату с обучающихся и воспитанников за образовательные услуги закреплено в п. 1 ст. 46 Закона РФ «Об образовании». Платная образовательная деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении [3].

Таким образом, в таблице 1 представлена классификация сервисных образовательных организаций, которые отражены действующем ФЗ «Об образовании» и в новом ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Таблица 1

Классификации сервисных образовательных организаций

Классификационный признак Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1 Проект ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Лица, осуществляющие образовательную деятельность - образовательные учреждения; - научные организации; - иные организации любой организационно-правовой формы; - индивидуальные предприниматели. - образовательные организации; - научные организации; - иные организации любой организационно-правовой формы; - индивидуальные предприниматели.

Тип образовательной организации 1) дошкольные; 2) общеобразовательные; 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; 6) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 7) учреждения дополнительного образования детей; 8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс 1) дошкольная образовательная организация; 2) общеобразовательная организация; 3) профессиональная образовательная организация; 4) образовательная организация высшего образования; 5) организация дополнительного образования; 6) организация дополнительного профессионального образования.

Вид образовательной организации 1) общеобразовательных учреждений - начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия; лицей; общеобразовательная школа- 1) общеобразовательных организаций - начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия; лицей и т.д.; 2) средних специальных

интернат с первоначальной летной подготовкой и т.д.; 2) средних специальных учебных заведений: техникум; колледж; 3) учреждений высшего профессионального образования - федеральный университет, университет, академия, институт учебных заведений: техникум; колледж; 3) организаций высшего профессионального образования - федеральный университет, национальный исследовательский университет, университет, академия, институт

Способ реализации образовательных программ - реализующие основные образовательные программы; - реализующие дополнительные образовательные программы - реализующие основные образовательные программы; - реализующие дополнительные образовательные программы

Форма собственности - негосударственные (частные); - государственные; - муниципальные - негосударственные (частные); - государственные; - муниципальные

Организационно -правовая форма Государственное образовательное учреждение (ГОУ) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение (ФГБОУ) Государственное автономное образовательное учреждение (ГАОУ) муниципальное образовательное учреждение (МОУ) Негосударственное образовательное учреждение (НОУ) Автономная некоммерческая организация (АНО) Государственное образовательное учреждение (ГОУ) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение (ФГБОУ) Государственное автономное образовательное учреждение (ГАОУ) муниципальное образовательное учреждение (МОУ) Негосударственное образовательное учреждение (НОУ) Автономная некоммерческая организация (АНО)

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. Однако в действующих нормативно-правовых актах нет определений понятий «тип образовательного учреждения», «вид образовательного учреждения», «категория образовательного учреждения», хотя эти понятия постоянно используются. Отсутствие единой терминологии приводит к нечеткости правового регулирования классификации образовательных учреждений на типы и виды. Также приходится констатировать чрезмерную дробность типов и видов образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, их классификации в законодательстве по многим основаниям, полное отсутствие единой критериальной базы.

По нашему мнению, выделение типов образовательных учреждений (организаций) следует производить по единому основанию - в зависимости от характера и уровня реализуемых ими образовательных программ. Существующая правоприменительная

практика свидетельствует о том, что тип образовательного учреждения, реализующего разноуровневые образовательные программы, определяется по самому высокому уровню реализуемой образовательной программы. Очевидно, что этот принцип следует сохранить при модернизации типологии, придав ему соответствующее юридическое оформление.

Примечания:

1. Об образовании: Федеральный закон от 10.07.1992 г. №3266-1 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 150.

2. Об образовании в РФ: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 дек.

3. Агешкина Н.А. Виды___________________образовательных________учреждений. URL:

http://www.finexg.ru/vidy-obrazovatelnyx-uchrezhdenij/

4. Кирилловых А. Концептуальные основы модернизации образовательного законодательства // Ректор ВУЗа. 2011. № 12. С. 28-34.

5. Чернышева Е.К., Божук С.Г Обоснование классификации образовательных учреждений с учетом специфики их бренд - системы // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: тез. докл. науч.-практ. конф., 16 апреля 2009 г. / отв. ред. В.И. Малюк. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2009. 399 с.

References:

1. The federal law of 10.07.1992 No. 3266-1. About education // Collection of the legislation of the Russian Federation. 1996. No. 3. Art. 150.

2. The federal law of 29.12.2012 No. 273 - Federal Law. About education in the Russian Federation // The Russian Newspaper. 2012 . December 31.

3. N.A. Ageshkina Types of education institutions // http://www.finexg.ru/vidy-obrazovatelnyx-uchrezhdenij/

4. Kirillovykh A. Conceptual bases of modernization of the educational legislation // Rector of Higher Education Institution. 2011. No. 12. P. 28 - 34.

5. Chernysheva E.K., Bozhuk S.G. Justification of classification of education institutions taking into account specifics of their brand - systems // Modern management: problems and prospects: Theses of papers of Sci. - Pract. Conf. on April 16, 2009 / Eds. VI. Malyuk etc. SPb.: SPbGIEU, 2009. 399 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.