Научная статья на тему 'Русская православная церковь на современном этапе: отношения с властью и обществом'

Русская православная церковь на современном этапе: отношения с властью и обществом Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
459
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская православная церковь на современном этапе: отношения с властью и обществом»

В. Алпатова

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ОТНОШЕНИЯ С ВЛАСТЬЮ И ОБЩЕСТВОМ

Перестройка в стране второй половины 1980-х гг. положила начало новому периоду в истории Русской православной церкви. В корне изменилось и отношение населения к церкви, и отношение власти к религиозному вопросу, и, наконец, положение самой РПЦ в политической системе общества.

Юбилейный Поместный Собор 1988 г. принял новый устав РПЦ, изменивший порядок всей внутрицерковной жизни и управления. Правовое положение РПЦ законодательно закрепили законы Верховного Совета СССР «О свободе совести и религиозных организаций» и РСФСР «О свободе вероисповедания» (1990 г.). В это время произошло ещё одно, можно сказать, символичное событие для РПЦ: в 1990 г. ушел из жизни патриарх Пимен. В июне 1990 г. Поместный Собор избрал новым патриархом на альтернативной основе митрополита Ленинградского и Ладожского Алексия.

С возрождением церковной жизни в России начался массовый приход в Церковь представителей различных слоев общества. Приходя в церковь из безрелигиозной среды, эти люди, копируя внешние признаки воцерковления, привнесли с собой представления, в определенной степени чуждые христианству.

Широкое распространение получил «неофитский синдром», выражающийся в стилизованной церковности, нетерпимости к представителям других вероисповеданий, некритическом отношении к насущным проблемам церковной жизни, отрицании светской культуры. Как говорит церковный публицист диакон А. Кураев, большинство сегодняшних православных верят «не в бога, а в православие». Такие воззрения явились питательной средой для формирования течений, которые оформились в конце концов в различного рода братства. Большинство братств занялось реставрацией храмов, созданием учебных заведений, издательским делом. В октябре 1990 г. на 1-м съезде братств был создан Союз православных братств, который объединил более 90 организаций. Его председателем стал архимандрит Кирилл, почетным попечителем - патриарх Алексий II. Однако ведущее положение в Союзе заняла крайне националистическая организация «Христианское возрождение», а основным направлением его деятельности стала поддержка так называемой «национально-патриотической оппозиции». С целью остановить резкую политизацию некоторых православных братств и сестричеств Архиерейский Собор 1994 г. принял решение о том, что православное братство может начать свою деятельность только после благословения от правящего архиерея. В результате часть братств его получить не смогла, а значит, не смогла начать свою деятельность.

Вопрос о целесообразности вовлечения церкви в политику требовал своего решения. Патриарх Алексий II выступил против участия священников в политической деятельности, считая, что священнослужитель «не может принадлежать к какой-то партии - это будет мешать ему равно относиться ко всем прихожанам». В результате возникшие в 1989 - 1990 гг. христианские политические объединения - Российское христианское демократическое движение (РХДД), Российская Христианско-демок-ратическая партия (РХДП) и Христианско-демократический союз (ХДС) не получи-

ли поддержки руководства РПЦ. Таким образом, священноначалие Русской православной церкви официально дистанцировалось от политических организаций и партий, в том числе и от объявляющих о своей православной ориентации. Архиерейский Собор в феврале 1997г. заявил, что сотрудничество церкви с политическими организациями не должно носить характера политической поддержки. Такой позиции руководство РПЦ придерживается и сегодня.

Однако отделение церкви от политики не означает, что государство игнорирует деятельность церкви. Государственные органы власти обязаны обеспечивать одинаковые условия существования всем конфессиям. Положение религиозных обществ в РФ, правовой статус различных конфессий стали предметом дискуссии при принятии Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в 1997 г.

Светская сторона полагает, согласно Конституции, что все религиозные конфессии, зарегистрированные в законном порядке в РФ, имеют равные права на осуществление церковной деятельности и нельзя ставить РПЦ в доминирующее положение. Это может превратить её в государственную конфессию, а православие в официальную идеологию. Наиболее решительно эту точку зрения отстаивает Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН. РПЦ другого мнения. Некоторые из церковных иерархов, например Митрополит Кирилл и Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай, считают, что нельзя забывать об исторических заслугах РПЦ перед государством и народом, что православие - это вера наших дедов и отцов, и она не может быть поставлена в один ряд со «Свидетелями Иеговы», различными сектами, а равноправие конфессий приведёт к тому, что из российской молодёжи будут вырастать «мутанты», не помнящие родства, т.к. их воспитанием будет заниматься какой-нибудь заезжий миссионер.

А что думают об этой проблеме сами православные верующие? На вопрос: «Какое положение РПЦ должна занимать среди религиозных организаций в России» -мнения опрошенных разделились следующим образом: ведущее положение - 31,9%, равное - 45,9%, затруднились ответить - 19,3%, отказались отвечать - 3%.

Традиционные в нашей стране религии сами собой олицетворяют традиции национальной культуры. Конечно, российская культура в значительной мере является православной. Однако речь идёт не о навязывании религии, а о многосторонней поддержке ее носительницы церкви. Есть ряд вопросов, при решении которых, как считает церковное руководство, православная церковь должна рассчитывать на приоритетное внимание власти.

РПЦ просит защиты у государства от «нетрадиционных» религий. Церковь активно добивается от светских органов власти принятия мер, ограничивающих деятельность религиозных объединений, чуждых и опасных, разрушающих национальное самосознание россиян.

Иерархи РПЦ рассчитывают также получить у государства право на более льготное налогообложение и право беспрепятственно заниматься производственно-экономической деятельностью.

Сложным является вопрос и о христианском образовании, о введении курсов богословия в систему государственного образования различного уровня. Алексий II предлагает государству разрешить священникам и богословам приходить в школы, чтобы преподавать юному поколению Закон Божий.

Специалисты расходятся в оценках этого вопроса. Нельзя не учесть и то, что по Конституции РФ Россия - светское государство. Социологические опросы среди верующих дают следующие результаты. На вопрос: «Нужно ли в школе преподавать Закон Божий?» - ответили «да» 50,2%, «нет» - 26,6%, затруднились ответить 22,3%, отказались отвечать 1 %. Думается, что население нашей страны ещё не созрело для восприятия такого образования.

Все же нельзя не считаться с тем, что религиозный фактор сам по себе играет важную роль в сегодняшней общественно-политической жизни России. На различных богослужениях присутствуют высшие должностные лица. Довольно частым бывает освящение различных мероприятий, сооружений... Интересно, что среди 100 ведущих политиков России в 1996 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II занял 19-е место. Безусловно, деятельность патриарха влияет на российскую политику и Алексий II пользуется несомненным авторитетом в нашем обществе и в мире.

В связи с этим принципиальное значение приобретает проблема выработки модели государственно-церковных отношений на современном этапе развития Российской Федерации. От решения этого вопроса зависят и перспективы развития Русской православной церкви в России, ее место и роль в жизни нашего общества.

М. Муллагулов

ПОШАГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Одно из основных отличий региональных избирательных кампаний заключается в степени интенсивности их предвыборного процесса. Региональные выборы длятся от 40 до 60 дней, что значительно короче сроков федерального уровня, а следовательно, они проходят более интенсивно. Основная рекламная деятельность региональных кампаний разворачивается в последние две недели, что обусловлено известностью кандидата.

Однако между двумя принципиально разными уровнями есть и очень важная общая черта, лежащая в организационной сфере и проявляющаяся в необходимости разработки плана проведения избирательной кампании.

План может разрабатываться группой лиц, но руководство и ответственность должен брать на себя один человек. В выдвижении и обсуждении плана участвует расширенный круг лиц, однако утверждение происходит лишь в присутствии доверенных лиц, помощников кандидата. Таким образом, становится очевидным важность правильного подбора команды. Опыт проведения предвыборных кампаний также говорит о необходимости превентивного создания коалиций, блоков и т.п.

Организация предвыборной кампании условно включает в себя 3 стадии: предварительную, основную и заключительную. Мы коснемся процесса планирования «основной» стадии избирательной кампании, которую можно представить в виде следующих условно-последовательных шагов.

Шаг 1. Формирование избирательного штаба кандидата, основного аналитического и исполнительного органа избирательной кампании, призванного реализовать все основные функции предвыборной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.