Научная статья на тему 'Русская православная Церковь и коммунизм: конфликт двух идеологий прошлого столетия'

Русская православная Церковь и коммунизм: конфликт двух идеологий прошлого столетия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
880
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / КОММУНИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ / ГОСУДАРСТВО / РЕЛИГИЯ / АТЕИЗМ / ЗАПОВЕДИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зимина Ксения Юрьевна

В статье рассматриваются на первый взгляд две противоположные идеологии Русской Православной Церкви и коммунизма. Но, изучая догмы коммунизма, мы находим, что в них заложены основные идеи, а вернее заповеди христианства. Приводиться ряд примеров подмены религиозных установок, обрядов и прочего. в идеологию советского периода. Помимо этого, дается ответ на вопрос: почему политика воинствующего атеизма не привела к полной атеизации населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская православная Церковь и коммунизм: конфликт двух идеологий прошлого столетия»

УДК: 340

Зимина Ксения Юрьевна

Адъюнкт.

Владимирский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказаний

ziminy3 3 @mail .ru

Ksenia Yu. Zim^

post-graduate student

of VLI of the FPS of Russia

ziminy3 3 @mail .ru

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И КОММУНИЗМ: КОНФЛИКТ ДВУХ ИДЕОЛОГИЙ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ

THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND COMMUNISM: THE CONFLICT OF THE TWO IDEOLOGIES OF THE LAST

CENTURY

Аннотация. В статье рассматриваются на первый взгляд две противоположные идеологии - Русской Православной Церкви и коммунизма. Но, изучая догмы коммунизма, мы находим, что в них заложены основные идеи, а вернее заповеди христианства. Приводиться ряд примеров подмены религиозных установок, обрядов и прочего. в идеологию советского периода. Помимо этого, дается ответ на вопрос: почему политика воинствующего атеизма не привела к полной атеизации населения.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Советский период, коммунизм, идеология, государство, религия, атеизм, заповеди.

Annotation.In the article, at first glance, two opposite ideologies - the Russian Orthodox Church and communism. But by studying the dogma of communism we find that they contain the main ideas, but rather the commandments of Christianity. Be given a number of examples of substitution of religious attitudes, rituals and other things. in the ideology of the Soviet period. In addition, given the answer to the question: why a policy of militant atheism has not led to fully inculcate atheistic ones into the population.

Keywords: Russian Orthodox Church, the Soviet era, communism, ideology, state, religion, atheism, commandments.

В своей авторской передаче «Слово пастыря» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, однажды затронул интересную тему для рассуждения. В ней говорилось о том, что в основе коммунистической идеи в нашей национальной интерпретации, была заимствована христианская этика [7]. Эти размышления заставили нас задуматься, по каким причинам православная вера оказалась фундаментом идеологии коммунизма, и почему политика

Советского Союза не привела к тотальной атеизации населения. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вернуться в прошлое столетие.

Но прежде, хотелось бы напомнить один важный момент. Оценивая советскую власть, следует учитывать, что на протяжении всей истории России Православие являлось духовно - нравственным стержнем общества. Российское государство сформировалось и достигло своего величия при активном участии этой господствующей религии, что нашло отражение в русской культуре, искусстве, в образовании, в праве, в брачно-семейных отношениях, в формировании чувства долга и патриотизма.

В начале ХХ века история нашего государства раскололась на два периода - до Октября 1917 г. и после. С приходом к власти большевиков жизнедеятельность государства и общества стали строиться в совершенно иной парадигме. Если до революции можно было сказать, что «до Бога высоко, до Царя далеко», то после - ни один человек не оставался вне поля зрения. Установился тотальный контроль и учет над всеми людьми с момента их рождения и до самой смерти. Изменилась иерархия ценностей, качество жизни, утратилось понятие духовной составляющей человека.

Не вдаваясь в подробности ретроспективного анализа 1917 года, хотелось бы перейти к идеологии, которую несла за собой коммунистическая партия. В этой связи нам интересна личность И.В. Сталина: что именно он мог внести в идеологию тогдашней России. Для этого обратимся к его биографии. Его мать, Екатерина, была верующим человеком, и желала, чтобы ее сын окончил семинарию, став в будущем священником. Иосиф Виссарионович поступил в Тифлисскую духовную семинарию, но вскоре его отчислили. Что послужило причиной этому, вопрос остается до сих пор дискуссионным. В советской прессе писали, что он создал революционный кружок в стенах образовательного учреждения. Однако, в копиях документов Тифлисской семинарии не находится решительно никаких подтверждений тому, чтобы политическая активность Иосифа Джугашвили стала причиной отчисления его из семинарии; более того, нет признаков, что она вообще была замечена семинарским начальством[2]. Зато обнаруживаются совершенно другие объяснения. Первое находим в журнале педагогического собрания Правления Тифлисской духовной семинарии за 29 мая 1899г. В этот день было постановлено отчислить Джугашвили за неявку на экзамен по неизвестной причине [3, л. 7]. Но, когда в апреле 1902 г. Джугашвили был арестован в Батуме, на допросе он заявил, что ушел из семинарии «по неимению средств» [4, л. 9-10]. Так или иначе начался новый период в жизни И.В. Сталина, интересы которого теперь занимали марксистская деятельность и участие в революционных кружках.

Находясь у власти, И.В. Сталин осознает, что если вывести Церковь из государственного строя, то ее нужно чем-то заменить. Так, взамен сформировалась идеология, которая существовала на протяжении 76 лет. И, конечно, он не мог не внести туда того на чем основывалось Православие на протяжении двух тысячелетий - Заповеди Моисея. Из десяти заповедей он заимствовал последние шесть.

Первые слова Бога, данные Моисею, которые он должен был заложить в основания Закона, гласят: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои». И Христос, не нарушая этой парадигмы, в Нагорной проповеди говорит: «...будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Бог призывает человека к святости.

Обращаясь к десяти Заповедям, данных Богом еврейскому народу через Моисея, мы видим в новой идеологии интерпретацию этого начала. Стоит посмотреть на Устав комсомола или партии, на «Кодекс строителя коммунизма», в них нет ничего нового, кроме того, что было принесено Спасителем на землю. «Почитай отца твоего и мать., не убий, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй, не пожелай ничего чужого...»[5] - все эти основы лежат в новой идеологии. Примечательно, что и в уголовном, и в гражданском кодексе, они являлись и являются базовыми началами.

Еще одно подтверждение тому, что идеология коммунизма изначально была христианско-религиозной, вновь открывает нам Библия. В книге Деяния Апостолов мы находим следующее: «никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее»[1]. Здесь речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества.

Отвечая на второй вопрос, почему политика воинствующего атеизма не привела к полной атеизации населения, мы скажем, что коммунизм и есть своего рода религия, не допускающая никакого инакомыслия. Диакон Артемий Сильвестров определил ее, как энтузиастическая квазирелигия[8], поскольку она имеет в себе присущие черты классической религии, например, собрание сочинений «классиков» — это светское подобие «Священного писания», партсъезды - «Вселенские Соборы», и даже Троица своя есть - Маркс, Энгельс, Ленин с «еретиками» в виде Троцкого и Каутского. Коммунистические демонстрации с портретами вождей- замена крестного хода с хоругвями.

Как мы видим, коммунизм — это некая «пародия» на Церковь Христову. Жизнь без Бога, построение Царства Земного без веры невозможна. Неудивительно, что многие, к большому неудовольствию «отцов-основателей», отказались от этой идеи, например, Троцкий, написавший книгу «Преданная революция».

И последнее, хотелось бы коснуться вопроса о нравственных нормах, по которым жили люди в советское время. Идеология, которую несли большевики и коммунисты, имела в своей основе и идеи христианской нравственности. Многие наверняка не осознавали, а молодое поколение и вовсе не знало, откуда были взяты эти нормы, поскольку атеизм присутствовал во всем, включая образование. С периодичностью усугубляли ситуацию то репрессии 20-30 гг. против верующих и служителей Церкви, то объявленная в 1938 году пятилетка «безбожия», а также политика Хрущева, обещавшая в скором времени показать «последнего попа». Народ жил, данными Богом, нравственными законами, но не духовными, поскольку их определяли молитва, Таинства, изучение Библии и многое другое. Лишь в некоторых семьях дети знали, что является источником этих норм.

Оценивая советское прошлое, мы признаем, что оно полностью преобразило Россию, но улучшило ли оно народ? У каждого на это свой ответ. На наш взгляд нет. Сегодня не поддаются исчислению духовные, нравственные и физические потери.

Идеологию советского времени, советское мировоззрение, нравственность еще долго будут оценивать и анализировать. Однако не стоит забывать, что вера - это основа религии, а религия - это основа нравственности. Поэтому так актуальны размышления Святейшего Патриарха Кирилла о значении советского периода. Это своего рода приглашение ученых, политиков, идеологов к диалогу, к тому, чтобы мы на примере советской России, советской идеологии попытались выстроить что-то полезное и важное для нашего будущего. Ведь кто как ни Русская Православная Церковь выступает эффективным, проверенным многими столетиями катализатором в духовно-нравственном возрождении общества.

Литература:

1. Деян.4:32.

2. Исход (20:2-17), Второзаконие (5: 6-21).

3. РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 62. Л. 7.

4. РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 80. Л. 9-10.

5. «Русский Сборник: исследования по истории России \ Том XIV. М. 2013.

- URL: https://secrethistory.su/788-seminarist-dzhugashvili-1894-1899.html [Дата обращения: 15.04.2017].

6. Советский период - это крест нашего народа - URL: http://www.delorus.com/good/index.php?ELEMENT_ID=4578 [Дата обращения: 15.05.2015].

7. «Слово пастыря». Выпуск от 12 февраля 2011г. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1445720.html [Дата обращения: 11.04.2017].

8. Христианство и коммунизм: христианский взгляд на СССР. — URL: https://cont.ws/@georgy/184807[Дата обращения: 12.04.2017].

Literature:

1. Acts.4:32.

2. Exodus (20:2-17) And Deuteronomy (5: 6-21).

3. RGASPI. F. 558. Op. 4. D. 62. L. 7.

4. RGASPI. F. 558. Op. 4. D. 80. L. 9-10.

5. "Russian Collection: studies in the history of Russia \ Volume XIV. M. 2013.

- URL: https://secrethistory.su/788-seminarist-dzhugashvili-1894-1899.html [date of access: 15.04.2017].

6. The Soviet period is the cross of our nation URL: http://www.delorus.com/good/index.php?ELEMENT_ID=4578 [date of access: 15.05.2015].

7. "The word shepherd." Edition of 12 February 2011. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1445720.html [date of access: 11.04.2017].

8. Christianity and communism: a Christian view of the Soviet Union. - - URL: https://cont.ws/@georgy/184807[date of access: 12.04.2017].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.