Научная статья на тему 'Русская православная церковь и идеологическое проектирование в современной России: предпосылки, реализация, перспективы'

Русская православная церковь и идеологическое проектирование в современной России: предпосылки, реализация, перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1655
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
религиозная идеология / Православие / Русская православная церковь / политическая элита / идеологическое проектирование / Основы православной культуры (ОПК) / Национальная идея / Монархия / Foundations of Orthodox Culture (FOC) / religious ideology / Orthodox / RUSSIAN Orthodox Church / political elite / ideological planning / national idea / monarchy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жданова Татьяна Юрьевна

<i>В статье рассматривается актуальный и малоизученный вопрос возвращения в общественно-политический процесс идеологии через религию, а именно религиозной идеологии. Анализируется роль и место в этом процессе, занимаемое церковью (РПЦ) и государством. В статье раскрываются причины роста в российском обществе интереса к религии у населения и политической элиты, показаны взаимоотношения государства и Русской православной церкви с позиций политических технологий идеологического проектирования.</i>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

<i>issue of returning to the socio political process of the ideology through the religion namely, the religious ideology. We examine the role and a place in this process occupied the Church (ROC) and the state. The article describes the causes of the rise of the Russian society"s and political elite"s interest in the religion. The author shows the relationship of the government and the Russian Orthodox Church in terms of the political technology of ideology planning.</i>

Текст научной работы на тему «Русская православная церковь и идеологическое проектирование в современной России: предпосылки, реализация, перспективы»

УДК 322

Жданова Татьяна Юрьевна

магистрант факультета управления и психологии направления государственной политики и государственной службы Кубанского государственного университета тел.: (918) 990-81-29

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ, РЕАЛИЗАЦИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Zhdanova Tatyana Yuryevna

graduate student of the faculty of management and psychology, public policy and civil service programme, Kuban State University tel.: (918) 990-81-29

RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND IDEOLOGICAL PLANNING IN MODERN RUSSIA: PREREQUISITES, IMPLEMENTATION, PROSPECTS

Аннотация:

В статье рассматривается актуальный и малоизученный вопрос возвращения в общественно-политический процесс идеологии через религию, а именно - религиозной идеологии. Анализируется роль и место в этом процессе, занимаемое церковью (РПЦ) и государством. В статье раскрываются причины роста в российском обществе интереса к религии у населения и политической элиты, показаны взаимоотношения государства и Русской православной церкви с позиций политических технологий идеологического проектирования.

Ключевые слова:

религиозная идеология, православие, Русская православная церковь, политическая элита, идеологическое проектирование, основы православной культуры (ОПК), национальная идея, монархия.

The summary:

This article discusses an urgent and poorly studied issue of returning to the socio - political process of the ideology through the religion - namely, the religious ideology. We examine the role and a place in this process occupied the Church (ROC) and the state. The article describes the causes of the rise of the Russian society’s and political elite’s interest in the religion. The author shows the relationship of the government and the Russian Orthodox Church in terms of the political technology of ideology planning.

Keywords:

religious ideology, Orthodox, Russian Orthodox Church, political elite, ideological planning, Foundations of Orthodox Culture (FOC), national idea, monarchy.

Два последних десятилетия характеризуются серьезными изменениями во всех сферах жизни российского общества. После исчезновения биполярной системы международных отношений и глобального идеологического противостояния двух сверхдержав СССР и США привычные идеологии этих стран - капитализм и коммунизм исчерпали себя во влиянии на сознание и умы граждан. Занять освободившуюся нишу, в силу потери привычных ориентиров и уверенности в завтрашнем дне, смогла религия. Религия и религиозные организации возвращают утраченные ими ранее позиции в обществе и государстве. На современном этапе наблюдается возрастание их роли в современной политике, что многими учеными признается новым феноменом, в том числе и политическим.

Если мы станем рассматривать религию в контексте общественно-политических отношений, то нам скорее следует говорить о ней не как о вере, а о религии как об идеологии или о религиозной идеологии. С самого начала истории человечества впервые зародившаяся идеология была и могла быть лишь религиозной. Религиозная идеология - это относительно целостная система идейных представлений, использующая религиозную догматику и наиболее общее представление о религиозном происхождении для обоснования властно значимых интересов и выдвижения политических требований [1].

В истории человечества религия долгое время была в большей или меньшей степени господствующей идеологией, а человеческое общество на каждом уровне своей организации нуждалось в идеологическом осмыслении и отражении реальности.

При определении политического поведения различных субъектов идеология приобретает не меньшее, а иногда и большее значение, чем прагматические политические и экономические интересы. История свидетельствует, что если элита не обладает развитым и подходящим идеологическим инструментарием осмысления политической реальности, то высока вероятность ее проигрыша в конкурентной борьбе с внешними и внутренними силами, имеющими более развитую долгосрочную программу, устраивающую основные группы интересов [2, т. 5, с. 45].

Идеологии не исчезли из политики с исчезновением биполярности, так как элитам для их успешного и долгосрочного существования необходимо подводить под политическую реальность идеологическую базу, какой являлись коммунистические и западные ценности в биполярный период. И наиболее удобным для этого по-прежнему является религиозное обоснование нового порядка.

В этой связи стоит рассмотреть современное сотрудничество Русской православной церкви (РПЦ) и государственной власти, так как православная церковь и православие и сегодня активно используются в идеологическом проектировании.

В главных и определяющих моментах идеи РПЦ и православия, как преобладающей в данный исторический период своего существования государственной религии России, совпадают с идеями государственной власти. Религия, как и религиозная идеология, стремится оказывать как можно большее влияние на жизнь общества и на отдельного человека, поэтому объединение с государством как с политической силой для РПЦ является вполне естественным вариантом в борьбе за старых и новых приверженцев и наиболее удобным - для воплощения собственных концепций и стратегий.

В настоящее время государство все активнее вмешивается в религиозную сферу, оказывая всяческую поддержку РПЦ. Во многом механизм этого сотрудничества работает на перевоспитание общества в удобных для государства и церкви идеях через использование обязательных для населения институтов, в особенности таких как школа. На тот момент времени полномочный представитель президента Виктор Казанцев, например, прямо заявлял, что без религиозного воспитания властям не удастся привить россиянам утраченное во времена перестройки чувство патриотизма [3]. А введение предмета «Основы православной культуры» вместо общего религиоведения и обучение религии как основе российской культуры уже сами по себе содержат идеологический момент. Содержание этого предмета также свидетельствует, что обучение будет вестись не православию как вероучению, а как некоторому целостному идеологическому феномену [4].

Немного можно назвать современных стран, где политическая власть так тесно сотрудничает с церковью, как в России начиная с 2000-х. Достаточно вспомнить передачу президентских полномочий 31 декабря 1999 года, при которой присутствовали не высшие чиновники и председатель Конституционного суда, а только Патриарх Московский и всея Руси, давший Владимиру Путину благословение на его деятельность. С этого момента и в дальнейшем отношения РПЦ с государственной властью постоянно крепли.

Объяснить такое внимание к РПЦ со стороны государственной власти можно, вернувшись к вопросу идеологии. Какая идеология возможна без своего ядра в виде национальной идеи?

Начиная с распада Советского Союза и крушения веры в построение коммунизма политическим элитам не удавалось выработать новую, той же силы воздействия национальную идею. Идея демократии так и не стала близка ни уму, ни сердцу большинства

россиян. Учеными и экспертами различных исследовательских центров, а также просто желающими запускалось немалое количество проектов по выработке новой национальной идеи, но особого успеха эти проекты не имели.

Национальная идея часто содержит религиозный аспект, так как религия, как духовный фактор, является одним из мощных средств, способствующих объединению народа. Более пятисот лет назад в нашей стране появилась и укоренилась идея России как третьего Рима и последнего оплота православия после погибшей Византии. И новая политическая элита и власть в России в настоящее время использует эту концепцию православия в качестве главного элемента своей национальной идеи, лежащей в основе новой идеологии.

Эта мысль не раз озвучивалась представителями РПЦ, например, на тот момент заместителем митрополита Кирилла по ОВЦС, протоиереем Всеволодом Чаплиным: «...80 % населения нашей страны относит себя к православным верующим. Православие доказало, что на протяжении веков оно объединяло людей. Я считаю, что православие как национальная идея не затронет интересы верующих других конфессий» [5].

В нынешней политической элите и у населения страны силен дух имперскости, для которого православие является наиболее адекватной идеологической основой. Национальная идея сегодняшней политической элиты в концентрированном виде содержится в так называемом «Проекте Россия». «Проект Россия» был запущен еще в 2005 году в виде книги, где отсутствовали выходные данные и стояла фраза «для спецраспространения». Судя по тому, что она первоначально была разослана практически во всю руководящую элиту России (в Администрацию президента, правительство, Генштаб, ФСБ, МВД, Генеральную прокуратуру, обе палаты Федерального собрания РФ,) и в РПЦ, а также по тому, какие серьезные финансовые и административные ресурсы были подключены к ее созданию и распространению, это был своего рода государственный проект или та самая долгосрочная программа государственной элиты, которая после ознакомления с ней основных групп интересов и влияния была запущена и в массы. Так, в 2006 году одна из самых тиражных газет России - «Комсомольская правда» опубликовала материал о так называемом «Проекте Россия» на целом развороте с огромным анонсом на полосе [6]. Книга стала активно распространяться в университетской среде, она приобрела популярность, ее свободно можно было скачать в сети Интернет, у нее появился даже свой сайт [7].

Философской доктриной «Проекта Россия» является противопоставление - в духе еще ранее появившихся доктрин и концепций РПЦ - христианской России и ее богоизбранного народа, с одной стороны, и, с другой - Запада, давно ушедшего от Бога и добивающегося разрушения традиционной православной русской государственности, и вообще всего мира. Поэтому, согласно книге, духовное начало - путь к спасению цивилизации вообще, и России в частности. Более того, в книге демократически избранная и неправедная власть США противопоставляется верховной власти как власти от Бога, а правитель - монарх становится воплощением этического идеала и долга. «Проект Россия» подводит к мысли, что на Западе монархии под давлением просвещенных мыслителей-безбожников пали, но в России следует возродить монархию, как наиболее приемлемую форму правления для страны с упором на православие, христианские корни и цивилизационную миссию России.

Еще в начале запуска «Проекта Россия» звучали предупреждения от главного советника по политическим процессам американского Агентства интернационального развития (USAID) - Александра Соколовски на встрече с демократической общественностью России о том, что американскому правительству известно о существовании в Кремле «заговора», целью которого является восстановление монархии в России в промежутке между 2008 и 2016 годами [8]. Наблюдаемые сегодня политические тенденции по укреплению

вертикали государственной власти и несменяемости политических элит только подтверждают это опасение.

Таким образом, политические элиты ставят укрепление позиций православия и РПЦ на службу своим собственным целям.

Пропаганда имперско-монархических идей в широких слоях населения началась и перед предстоящими выборами президента. И ведет ее также самый популярный, в глазах обывателя, представитель РПЦ - Иван Охлобыстин. «В ходе долгих размышлений мы пришли к убеждению, что я буду баллотироваться в президенты Российской Федерации» [9], - сказал И. Охлобыстин, чья «Доктрина 77», ставшая его идейной предвыборной платформой и вызвавшая широкий общественный резонанс, во многом повторяет идеи «Проекта Россия» и созвучна с ними. И. Охлобыстин в качестве своей избирательной программы предложил «некий философско-идеологический концепт, которого не хватает, - того, чего нет, чтобы мы могли стать нацией» [9]. Его Империум - образ мысли в пользу утверждений при построении империи во главе с Императором - помазанником божьим [10]. В случае своего избрания президентом Иван Охлобыстин предлагал увеличить срок полномочий главы государства до 14 лет как минимум, а Госдума, по его мнению, не нужна, это бессмысленный институт, как он заявлял на своей пресс-конференции [11].

В то же время Охлобыстин оговаривался, что для того, чтобы серьезно заниматься политикой, ему нужно одобрение церкви, да и «когда предлагается что-то интересное, это должно по воле Божией решаться государством» [12]. Но церковь одобрения не дала. И, как пишет сам господин Охлобыстин, «никто не дал бы мне выиграть в этой гонке. Это и не было целью на данном этапе. Нужно было быть внимательными к моим словам и вы бы поняли то, что поняла церковь - не Доктрина реклама предвыборной гонки, предвыборная гонка - реклама Доктрины. Слава мудрости Русской православной церкви! Посмотрите на результат - национал-патриотизм легитимен, мы задаем тон в общественном обсуждении будущего государственного устройства, органично из рубрики «светская жизнь» мы перешли на первые полосы федеральных изданий. Вот теперь-то нас не остановить. Теперь это навсегда. Теперь мы движемся к созиданию новой нации. К строительству Империи. К утверждению нового образа мысли. И теперь с нами все верующие люди» [13].

Таким образом, на фоне общего идеологического и мировоззренческого вакуума концепции и инициативы РПЦ оказались нужны политическим элитам, сложно справляющимся с конструированием общественных идей и ценностей. Влияние РПЦ на общественный процесс в настоящее время усиливается при активной поддержке государства. Проявляются тенденции к отказу РПЦ и политических элит в своих концепциях от демократических ценностей как обязательных для России, к превращению православия в важный ресурс идеологического проектирования и идеологической основы власти и в перспективе к еще большему сокращению расхождений между РПЦ и политической элитой.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Религиозная идеология. Политический словарь. URL: http://mirslovarei.com (дата обращения: 20.09.2011).

2. Войтоловский Ф. Г. Идеологическая рефлексия мировой политики // Международные процессы. 2007. № 3 (15). С. 44-56.

3. Василенко К. Закон Божий в первом чтении //

Время: сетевой журнал. 2002. URL:

http://www.vremya.ru/2002/188/4/27961 (дата обращения: 22.09.2011).

1. Religioznaya ideologiya. Politicheskiy slovar'. URL: http://mirslovarei.com (date of access:

20.09.2011).

2. Voytolovskiy F. G. Ideologicheskaya refleksiya mirovoy politiki // Mezhdunarodnye protsessy. 2007. No. 3 (15). P. 44-56.

3. Vasilenko K. Zakon Bozhiy v pervom chtenii //

Vremya: setevoy zhurnal. 2002. URL:

http://www.vremya.ru/2002/188M/27961 (date of access: 22.09.2011).

4. См.: Верховский А. Беспокойное соседство. Русская Православная Церковь и путинское государство // Россия Путина. Пристрастный взгляд. М., 2003. С. 79-134.

5. Российские протестанты обеспокоены выска-

зываниями Германа Стерлигова // Newsru. URL: http://www.newsru.eom/religy/14Аид2002

(дата обращения: 22.09.2011).

6. Гольфарб А. Проект «Россия» пошел в массы // Компромат. Ru®: сетевой журнал. 2006. URL: http://www.compromat.ru/page_18515 (дата обращения: 21.09.2011).

7. Официальный сайт книги «Проект Россия» [Сайт]. URL: http://www.proektrussia.ru (дата обращения: 20.09.2011).

8. А. Гольфарб. Кто стоит за «Проектом «Россия»? // Компромат.Ru®: сетевой журнал. 2005. URL:http://www.compromat.ru/page_17999 (дата обращения: 21.09.2011).

9. Отец Иоанн Охлобыстин заявляет о намерении участвовать в борьбе за пост президента России // Интерфакс. 2011. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=42087 (дата обращения: 23.09.2011).

10. Официальный сайт «Доктрины 77». URL: http://doctrina77.com/ (дата обращения:

11.09.2011).

11. Отец Иоанн Охлобыстин считает, что президент должен находиться на своем посту 14 лет // Интерфакс. 2011. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=42089 (дата обращения: 23.09.2011).

12. Отец Иоанн Охлобыстин заявляет о намерении...

13. Твиттер Ивана Охлобыстина (@PsykerO1477).

18 сентября 2011. URL:

http://www.twitlonger.com/show/d5dhu3 (дата обращения: 18.09.2011).

4. See: Verkhovskiy A. Bespokoynoe sosedstvo. Russkaya Pravoslavnaya Tserkov' i putinskoe gosudarstvo // Rossiya Putina. Pristrastniy vzglyad. M., 2003. P. 79-134.

5. Rossiyskie protestanty obespokoeny

vyskazyvaniyami Germana Sterligova // Newsru. URL: http://www.newsru.eom/religy/14Aug2002

(date of aeeess: 22.09.2011).

6. Gol'farb A. Proekt «Rossiya» poshel v massy // Kompromat.Ru®: setevoy zhurnal. 2006. URL: http://www.eompromat.ru/page_18515 (date of aeeess: 21.09.2011).

7. Ofitsial'niy sayt knigi «Proekt Rossiya» [Site]. URL: http://www.proektrussia.ru (date of aeeess:

20.09.2011).

8. A. Gol'farb. Kto stoit za “Proektom “Rossiya”? //

Kompromat.Ru®: setevoy zhurnal. 2005.

URL:http://www.eompromat.ru/page_17999 (date of aeeess: 21.09.2011).

9. Otets Ioann Okhlobystin zayavlyaet o namerenii

uehastvovat' v bor'be za post prezidenta Rossii // Interfaks. 2011. URL: http://www.interfax-

religion.ru/?aet=news&div=42087 (date of aeeess: 23.09.2011).

10. Ofitsial'niy sayt “Doktriny 77”. URL: http://doetrina77.eom/ (date of aeeess:

11.09.2011).

11. Otets Ioann Okhlobystin sehitaet, ehto prezident

dolzhen nakhodit'sya na svoem postu 14 let // Interfaks. 2011. URL: http://www.interfax-

religion.ru/?aet=news&div=42089 (date of ae-eess: 23.09.2011).

12. Otets Ioann Okhlobystin zayavlyaet o namerenii...

13. Tvitter Ivana Okhlobystina (@PsykerO1477).

18 sentyabrya 2011. URL:

http://www.twitlonger.eom/show/d5dhu3 (date of aeeess: 18.09.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.