Научная статья на тему 'Русская поэзия ХХ века: коллекция А. К. Тарасенкова как книжный памятник Российской Федерации'

Русская поэзия ХХ века: коллекция А. К. Тарасенкова как книжный памятник Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
298
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
A.К. TARASENKOV / CRITIC / POET / POETRY COLLECTION / CATALOGUE "RUSSIAN POETS OF THE 20TH CENTURY" / A.Т. TWARDOWSKI / AUTOGRAPHS / V.А. GILYAROVSKI / А.К. ТАРАСЕНКОВ / ЛИТЕРАТУРОВЕД / ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК / БИБЛИОФИЛ / КОЛЛЕКЦИЯ ПОЭЗИИ / КНИЖНЫЙ ПАМЯТНИК / КАТАЛОГ "РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА" / А.Т. ТВАРДОВСКИЙ / АВТОГРАФЫ / В.А. ГИЛЯРОВСКИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гальчук Ольга Викторовна

Статья посвящена истории создания уникальной библиотеки А.К. Тарасенкова литературоведа, литературного критика, поэта и библиофила. Коллекция А.К. Тарасенкова является книжным памятником Российской Федерации. Собрание русской поэзии прошлого века, насчитывающее более 10000 книг, стала базой для каталога «Русские поэты ХХ века». Уделяется в статье внимание и автографам русских поэтов в библиотеке А.К. Тарасенкова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian poetry of the 20th century: collection of A.К. Tarasenkov as book monument of the Russian Federation

The article is devoted to the history of the unique library of A.K. Tarasenkov literary critic, poet and bibliophile. A.K. Tarasenkov’s collection is literary monument of the Russian Federation. A collection of Russian poetry of the past century, with over 10000 books became the basis for the catalogue "Russian poets of the 20th century". Attention in the article is given to the autographs of Russian poets in A.K. Tarasenkov’s library.

Текст научной работы на тему «Русская поэзия ХХ века: коллекция А. К. Тарасенкова как книжный памятник Российской Федерации»

Journal of Scientific Research Publications. 2015. № 8 (28)

УДК 372.882.82.09

Russian poetry of the 20th century: collection of Л.К. Tarasenkov as book monument of the Russian Federation

Galchuk Olga Viktorovna, Competitor of the Department of Educational Technologies in philology RSPU named after Herzen, Russia, St. Petersburg, (olgagalchuk@mail.ru)

Abstract: The article is devoted to the history of the unique library of A.K. Tarasenkov -literary critic, poet and bibliophile. A.K. Tarasenkov's collection is literary monument of the Russian Federation. A collection of Russian poetry of the past century, with over 10000 books became the basis for the catalogue "Russian poets of the 20th century". Attention in the article is given to the autographs of Russian poets in A.K. Tarasenkov's library.

Keywords: A.K. Tarasenkov, critic, poet, poetry collection, catalogue «Russian poets of the 20th century», A.T. Twardowski, autographs, V.A. Gilyarovski.

Русская поэзия ХХ века: коллекция А.К. Тарасенкова как книжный памятник Российской Федерации

Гальчук Ольга Викторовна, соискатель кафедры образовательных технологий в филологии РГПУ им. А.И. Герцена, Россия, Санкт-Петербург, (olgagalchuk@mail.ru)

Аннотация: Статья посвящена истории создания уникальной библиотеки А.К. Тарасенкова - литературоведа, литературного критика, поэта и библиофила. Коллекция А.К. Тарасенкова является книжным памятником Российской Федерации. Собрание русской поэзии прошлого века, насчитывающее более 10000 книг, стала базой для каталога «Русские поэты ХХ века». Уделяется в статье внимание и автографам русских поэтов в библиотеке А.К. Тарасенкова.

Ключевые слова: А.К. Тарасенков, литературовед, литературный критик, библиофил, коллекция поэзии, книжный памятник, каталог «Русские поэты ХХ века», А.Т. Твардовский, автографы, В.А. Гиляровский.

Имя А.К. Тарасенкова - литературоведа, литературного критика, поэта и библиофила, незаслуженно забыто методистами и преподавателями-словесниками и практически не звучит сегодня в школе на уроках литературы, посвященных русской поэзии первой половины ХХ века. На наш взгляд, освоение учащимися старших классов основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий поэтического процесса ХХ века невозможно без упоминания «главного дела» его жизни - уникальной коллекции, которая в настоящее время признана книжным памятником Российской Федерации.

А.К. Тарасенков всю свою жизнь посвятил коллекционированию всех выходивших на русском языке сборников поэзии. По словам его жены, писательницы Марии Белкиной: «Он мечтал издать все лучшее, что есть в русской поэзии» [2, с. 39]. А для этого надо было собрать все книги русских поэтов. А.Т. Твардовский в статье 1966 года

«А.К. Тарасенков» вспоминал о «своем товарище по перу» [5, с. 288]: «Примерно с конца 20-х годов в среде московских литераторов-книголюбов и собирателей уже была известна библиотека Анатолия Кузьмича Тарасенкова, кочевавшая с ним со студенческих времен из одной комнатушки в другую по многим районам столицы. Это было собрание изданий поэзии ХХ века, включавшее наряду с общеизвестными ее представителями и полузабытые, звучавшие глухо и отдаленно, а то и вовсе безвестные, провинциальные, объявившиеся однажды в виде тоненькой книжечки стихов и навсегда канувшие в небытие. Пишущий эти строки в юности был одним из множества очных и заочных «поставщиков» библиотеки Толи Тарасенкова, доставлявших ему при случае ту или иную библиографическую диковинку, с долей снисходительности и дружеской насмешки поощряя безобидное увлечение собирателя. Однако с годами отношение к этому пристрастию сменялось другим, серьезным и уважительным. Трудно сказать, когда определился состав библиотеки и Тарасенков как собиратель сосредоточился именно на этом разделе, но к концу 30-х годов его собрание составляло уже определенную научную ценность и было отнесено по своей полноте к немногим подобным собраниям отечественной поэзии, хранящимся в крупнейших библиотеках страны... <> Но, может быть, прав автор очерка, что все-таки «главной книгой», наиболее значительным делом его литературной жизни явилась эта уникальная библиотека русской поэзии» [5, с. 286-287].

Эту мысль великого русского поэта поддерживала и Мария Белкина, опубликовавшая в своей повести «Главная книга», посвященной истории создания коллекции, фрагменты писем Александра Твардовского и его будущей жены Марии Гореловой.

А.Т. Твардовский в 1930 году из Смоленска писал своему московскому другу: «У нас в комиссионном книжном магазине очень много я раскопал книжек - стихов, сборников и т.д. «Альманахи цеха поэтов», «Гиперборей», «Зачарованный странник» - альманахи, стиховые книжки имажинистов, футуристов, эго-футуристов и т.д. Но я боюсь их покупать, потому что не знаю, есть у тебя такие или нет. Пришли список (пошире!) всего, что тебе требуется или чего у тебя нет. Список будет у меня, и я все время буду заходить в этот магазин, где у меня есть один такой человек.» [2, с. 7-8]. После получения ответа от коллекционера, М. Горелова в своих письмах сообщала А. Тарасенкову: «С присланным Вами списком книг дела обстоят следующим образом: Сейчас я ничего не могла найти буквально созвучного ему. «Но, - обождите разочаровываться, есть несколько возможностей, которые позволят реализовать Ваш список, если не целиком, то наполовину уж конечно. Первая возможность. В нашем единственном смоленском магазине

Joumal of Scientific Research Publications. 2015. № 8 (28)

старой книги я «собственными глазами» видела некоторые вещи, включенные в Ваш список. Белокурый дядька, - заведующий магазином, - не дал мне их хорошо рассмотреть, потому что эти книги сданы ему на комиссию и ею не расценены. Я умолила этого, еще не обюрократившегося гражданина отложить для меня все, что имеет хоть вид стихов. Он обещал. Вторая возможность. Когда Твардовский вернется из командировки, он тоже проверит присланные Вами названия и, безусловно, кое-что найдет...». В другом письме сообщается: «Отобрала большую книгу стихов, среди которых есть Вам нужные. Во-первых, -Белый,: старое издание «Пепла» - в сером, пепельном переплете с красными буквами заглавия. «Золото в лазури» - тоже старого издания - обложка выполнена золотом и лазурью. Заведующий содрал за Белого неимоверно. Но зато христианскую цену назначил на «Стихотворения» Соловьева, на «Облака» Адамовича, на Кузина («Вторник Мэри») и др. В общем, радуйтесь и веселитеся. Всю эту захватывающую дух (не от тяжести, нет!) кипу я беру завтра. У меня не хватало десяти рублей для окончательного овладения этим богатством.» [2, с. 8]. Эти два письма от 1930 года не единственные свидетельства. В Российском государственном архиве литературы и искусства хранятся письма Твардовского к Тарасенкову 1930-1936 годов, подтверждающие активное участие поэта в увеличении коллекции Анатолия Кузьмича.

На момент смерти собирателя в его личной коллекции насчитывалось около 10000 тысяч экземпляров книг, большая часть которых -по разным данным от 7250 [6] до 7800 [1] - в 1973 году была передана в Государственную библиотеку СССР имени В.И. Ленина. Почти 1350 экземпляров из этой коллекции заполнили пробелы в фондах главной библиотеки страны. «Собранная А.К. Тарасенковым коллекция и составленная им картотека поэтических сборников 1900-1955 г. стала базой для каталога «Русские поэты ХХ века», подготовленного А.К. Тарасенковым и вышедшего через 10 лет после его смерти. Это самый полный указатель изданных на русском языке поэтических сборников нашего столетия; в нем собраны сведения об отдельных изданиях более чем трех тысяч авторов, описано около 14,5 тысяч книг» [1, с. 6].

Владельческие признаки коллекции: владельческий тканевый переплет, штемпель «Ан. Тарасенков», дарственные надписи. «Тема издательского исполнения книги перекликается в автографах с темой их специфического владельческого оформления.

В литературных кругах была хорошо известна страсть А.К. Тара-сенкова переплетать книги в ситец и рогожку, при этом для каждого поэта он выбирал особую ткань. А.Т. Твардовский даже адресовал свои книги «в переплетную мастерскую А.К. Тарасенкова, что по М. Конюшенному в собств. доме» [1, с. 9]. Несмотря на то, что специальной

задачи сбора автографов А.К. Тарасенков перед собой не ставил, его коллекция насчитывает около 800 автографов. Незначительную долю собрания составляют дарственные надписи, не связанные с именем собирателя (инскрипты Бальмонта, Белого, Маяковского, Северянина, Пастернака, Маршака и других поэтов первой половины ХХ века), более 600 автографов адресовано лично Тарасенкову [1, с. 7]. Например, А.Т. Твардовский с 1931 по 1955 годы специально по просьбе А.К. Та-расенкова подписывал для его коллекции свои книги. Всего в собрании, описанном в библиографии «Русские поэты XX века: 1900-1955» и хранящимся сегодня в отделе редкой книги РГБ - Музее книги, насчитывается 84 издания [4, с. 365-367] и 42 инскрипта великого русского поэта [3, с. 194-207].

Первую книгу с автографом А.К. Тарасенков получил от знаменитого писателя и журналиста В.А. Гиляровского у книжного развала в центре Москвы. Денег у него, бедного студента университета, не было, и он «просто листал книги, которые ему хотелось купить.

- Книгами, молодой человек, интересуетесь? Что ж, похвально, -услышал он позади себя голос. - Разрешите преподнести вам свою книгу» [2, с. 56].

Многие советские художники поэтического слова были наслышаны о всепоглощающей страсти собирателя и считали своим долгом пополнять его уникальную коллекцию, даря свои книги.

Библиографический указатель:

1. Автографы советских поэтов из коллекции А.К. Тарасенкова / Сост. Е.И. Яцук, М.М. Геллер, С.С. Ишкова. - М.: ГБЛ, 1981.

2. Белкина М. Главная книга // В кн. «Дождь перестал». - М.: Советский писатель, 1968.

3. Гальчук О.В. Инскрипты Твардовского // В кн. «И дружбы долг, и честь, и совесть»: Материалы Седьмых Твардовских чтений. -Смоленск: Маджента, 2012.

4. Тарасенков А. Русские поэты ХХ века. 1900-1955. - М.: Советский писатель, 1966.

5. Твардовский А.Т. Статьи и заметки о литературе. - М.: Советский писатель, 1966.

6. Книжные памятники России: Коллекция А.К. Тарасенкова [Электронный ресурс] - Режим доступа: "ШЬ^йр: // кр.ге1.ги/соПеС;юш/регеопа1?1ейег.

Статья поступила в редакцию 31.08.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.