Научная статья на тему 'Русская поэзия 20-50-х годов xx века в ее маркемологическом отображении'

Русская поэзия 20-50-х годов xx века в ее маркемологическом отображении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

1493
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕМНЫЙ АНАЛИЗ / МАРКЕМА / ИНДЕКС ТЕМАТИЧЕСКОЙ МАРКИРОВАННОСТИ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / MARKEME ANALYSIS / MARKEME / INDEX OF THEMATIC MARKEDNESS / CLUSTER ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кашкина А. В.

Статья представляет собой один из этапов маркемного анализа русской поэзии маркемологическую характеристику поэзии 20-50 гг. XX в. Различные квантитативные методы, такие, как кластерный анализ, используются для получения цельной картины языка русской поэзии этого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN POETRY IN 1920-1950 FROM THE POINT OF VIEW OF MARKEMOLOGY

The paper represents a stage in markeme analysis of Russian poetry the markemological description of poetry of 1920s-1950s. The research employs various quantitative approaches, such as cluster analysis, to obtain the complete picture of Russian poetic language of this period.

Текст научной работы на тему «Русская поэзия 20-50-х годов xx века в ее маркемологическом отображении»

УДК 82.08

РУССКАЯ ПОЭЗИЯ 20-50-х годов XX века В ЕЕ МАРКЕМОЛОГИЧЕСКОМ ОТОБРАЖЕНИИ

А. В. Кашкина

Воронежский государственный университет

Поступила в редакцию 18 октября 2012 г.

Аннотация: статья представляет собой один из этапов маркемного анализа русской поэзии - маркемо-логическую характеристику поэзии 20-50 гг. XX в. Различные квантитативные методы, такие, как кластерный анализ, используются для получения цельной картины языка русской поэзии этого периода. Ключевые слова: маркемный анализ, маркема, индекс тематической маркированности, кластерный анализ.

Abstract: the paper represents a stage in markeme analysis of Russian poetry - the markemological description of poetry of 1920s-1950s. The research employs various quantitative approaches, such as cluster analysis, to obtain the complete picture of Russian poetic language of this period.

Key words: markeme analysis, markeme, index of thematic markedness, cluster analysis.

В данной статье рассматриваются результаты одного из этапов широкомасштабного исследования русской поэзии с помощью маркемологии. Марке-мология, или маркемный анализ, - методика изучения крупных массивов художественных текстов, предложенная А. А. Кретовым. Данный метод базируется на понятиях маркемы и индекса тематической маркированности. Индекс тематической маркированности (ИнТеМ) - величина, зависящая от частоты встречаемости слова в тексте и его длины в звуках. Маркемы - существительные, удовлетворяющие ряду лексико-грамматических критериев, подробно изложенных в ряде статей [1-3]. Процесс маркемного исследования творчества какого-либо автора заключается в выявлении в массиве используемой им лексики 50 маркем, имеющих максимальный ИнТеМ.

Для выявления единых закономерностей языка поэзии некоторого хронологического среза проводится сравнение списков маркем отдельных авторов с суммированием ИнТеМ совпадающих маркем. В результате можно не только качественно оценить характерную для периода маркемную лексику, но и получить ряд количественных параметров: суммарный ИнТеМ для каждой из использованных поэтами этого периода маркем, число авторов, употребивших ту или иную маркему, численность индивидуальных маркем (встречающихся не более чем у одного автора).

Степень сходства авторов между собой можно установить при помощи коэффициентов корреляции. Для вычисления этой величины прежде всего необ-

ходимо нормировать ИнТеМ маркем каждого из сравниваемых поэтов, воспользовавшись формулой

1

ИнТеМнорм! = ИнТеМ (■

© Кашкина А. В., 2013

Затем нормированные индексы совпадающих маркем перемножаются. Сумма таких произведений соответствует коэффициенту корреляции авторов. На основании этого показателя можно определить расстояния между авторами (1 - коэф. кор.). Матрица расстояний между всеми представителями поэзии какого-либо хронологического среза дает возможность провести кластерный анализ - построить дерево кластеризации при помощи программы 81ай8-йса. Данный метод уже использовался в ряде работ, посвященных маркемному анализу русской литературы [4].

Цель нашей работы - изучение русской поэзии 20-50 гг. XX в. Анализ был проведен на материале входящих в данный временной промежуток произведений 15 авторов: Н. Н. Асеева, Э. Г. Багрицкого, О. Ф. Берггольц, А. И. Введенского, Н. А. Заболоцкого, М. В. Исаковского, Д. Б. Кедрина, С. И. Кирсанова, Б. А. Ручьёва, М. А. Светлова, И. Л. Сельвин-ского, К. М. Симонова, А. Т. Твардовского, Д. И. Хармса, В. Т. Шаламова.

20-50-е гг. XX в. - непростой период для русской литературы и культуры в целом. На этот период приходятся и Великая Отечественная война, и сталинские репрессии. Начало 20-х гг. является рубежным периодом, точкой перехода от Серебряного века к новой литературе, новой тематике, новым художественным средствам. Несмотря на катастрофические изменения

в жизни страны и жесткие цензурные ограничения, литература 20-50 гг. XX в. отличается разнообразием. Это и синтез реализма с романтизмом (характерный, в частности, для Э. Г. Багрицкого), и экспериментирование со всеми возможными стилями и приемами (С. И. Кирсанов), и обращение к исторической тематике (Д. Б. Кедрин), и нестандартное творчество обэриутов (Д. И. Хармс, А. И. Введенский, Н. А. Заболоцкий), и песни, близкие к народным (М. В. Исаковский), и множество других тенденций. Рассмотрим, как поэтическое многообразие 20-50-х гг. XX в. отражается на маркемном составе языка поэзии.

Прежде всего сопоставим списки всех употреблявшихся в данном хронологическом срезе маркем, упорядоченные по суммарному ИнТеМ и по числу использовавших маркему авторов. Сравним маркемы, встречающиеся более, чем у десяти авторов (табл. 1), с десятью первыми по величине суммарного ИнТеМ маркемами (табл. 2).

Лексемы, входящие в первый из приведенных списков и не входящие во второй, представляют собой маркемы, типичные для русской поэзии как таковой. В данном случае это время, земля, ветер, солнце, голос, слово, смерть, счастье, жизнь, звезда, любовь. Интересно, что из этих маркем четыре представляют собой натурфакты (ветер, солнце, звезда, земля), а три обозначают фундаментальные понятия (время, смерть, жизнь) (о классификации маркем см.: [5]). Многие из слов в данной группе (прежде всего любовь, счастье), отличаясь большим числом авторов, использующих маркему на протяжении всех исследованных ранее периодов развития русской поэзии, в некоторых из них имеют и высокий суммарный ИнТеМ. Снижение данного показателя в изучаемом хронологическом срезе может быть обусловлено, прежде всего, трудным в жизни страны периодом (репрессии, Великая Отечественная война). К марке-мам, не попадающим в первый список, но входящим

Т а б л и ц а 1

Маркемы, встречающиеся более, чем у десяти поэтов 20-50-х гг. XX в.

Авторы Маркема Число авторов

ВСЕ Время 15

ВСЕ Глаза 15

ВСЕ Земля 15

ВСЕ Сердце 15

ВСЕ Солнце 15

ВСЕ Человек 15

ШАЛ, ИСА, РУЧ, СВЕ, АСЕ, ХАР, ВВЕ, СЕЛ, БАГ, КЕД, БЕР, ЗАБ, СИМ Ветер 14

ШАЛ, ИСА, РУЧ, КИР, АСЕ, ХАР, ВВЕ, СЕЛ, БАГ, КЕД, БЕР, ЗАБ, СИМ, ТВА Слово 14

ИСА, РУЧ, КИР, АСЕ, ХАР, ВВЕ, СЕЛ, БАГ, КЕД, БЕР, ЗАБ, СИМ, ТВА Голос 13

ИСА, РУЧ, КИР, АСЕ, ХАР, ВВЕ, СЕЛ, БАГ, КЕД, БЕР, ЗАБ, СИМ, ТВА Смерть 13

ШАЛ, РУЧ, СВЕ, КИР, АСЕ, ХАР, ВВЕ, БАГ, БЕР, ЗАБ, СИМ, ТВА Разговор 12

ШАЛ, ИСА, РУЧ, СВЕ, КИР, АСЕ, СЕЛ, КЕД, БЕР, ЗАБ, СИМ, ТВА Счастье 12

ШАЛ, КИР, АСЕ, ХАР, ВВЕ, СЕЛ, БАГ, КЕД, БЕР, ЗАБ, СИМ Воздух 11

ИСА, РУЧ, КИР, АСЕ, ХАР, СЕЛ, КЕД, БЕР, ЗАБ, СИМ, ТВА Жизнь 11

ИСА, РУЧ, СВЕ, КИР, ВВЕ, СЕЛ, БАГ, КЕД, БЕР, ЗАБ, СИМ Звезда 11

ИСА, РУЧ, СВЕ, КИР, ХАР, СЕЛ, БАГ, КЕД, БЕР, СИМ, ТВА Любовь 11

Условные обозначения

АСЕ Н. Н. Асеев ИСА М. В. Исаковский СЕЛ И. Л. Сельвинский

БАГ Э. Г. Багрицкий КЕД Д. Б. Кедрин СИМ К. М. Симонов

БЕР О. Ф. Берггольц КИР С. И. Кирсанов ТВА А. Т. Твардовский

ВВЕ А. И. Введенский РУЧ Б. А. Ручьёв ХАР Д. И. Хармс

ЗАБ Н. А. Заболоцкий СВЕ М. А. Светлов ШАЛ В. Т. Шаламов

во второй, относятся молодость, вдохновение, бессмертие, пространство. Такое положение перечисленных маркем объясняется, с одной стороны, их значительной длиной, а с другой - отображением в этих лексемах специфических черт отдельных авторов, направлений, определенной тематики. Маркемы, занимающие высокое положение и по числу авторов, употребляющих лексему, и по суммарному ИнТеМ, (человек, разговор, сердце, солнце, воздух, глаза) играют важную роль в русской поэзии с точки зрения как синхронии, так и диахронии. Необходимо также отметить крайне существенное (шесть слов) число маркем, употребляемых всеми авторами, что свидетельствует о высокой степени единообразия маркем-ной лексики. Для определения значимости маркем в конкретном исследуемом периоде (20-50-х гг. XX в.) рассмотрим список маркем, упорядоченных по произведению ИнТеМ и числа употребивших слово авторов (табл. 3).

Т а б л и ц а 3

Маркемы, упорядоченные по произведению суммарного ИнТеМ и числа употребивших маркему авторов

Маркема СумИнТеМ • Авт Маркема СумсИнТеМ • Авт

Человек 52,35333 Родина 5,406204

Сердце 36,87778 Тишина 5,042604

Солнце 35,55264 Рассвет 4,774303

Разговор 34,55307 Пространство 4,167239

Глаза 21,55082 Жизнь 4,044334

Земля 18,07458 Голова 4,044094

Время 17,78646 Радость 3,994289

Воздух 17,71478 Простор 3,838929

Ветер 16,69119 Здоровье 3,456105

Страна 13,36794 Ответ 3,185457

Смерть 12,89714 Красота 2,677884

Слово 12,87327 Память 2,611317

Звезда 12,65373 Молчание 2,560934

Голос 12,5065 Бессонница 2,528372

Молодость 11,4345 Весна 2,478394

Дорога 9,088679 Вопрос 2,409531

Любовь 8,070167 Проклятие 2,276833

Мгновение 7,617173 Камень 2,186022

Бессмертие 7,542428 Месяц 2,15211

Вечер 7,513063 Цветок 2,09208

Детство 7,421232 Торжество 1,826517

Народ 6,963114 Усталость 1,766453

Взгляд 6,13232 Свет 1,654914

Вдохновение 6,083256 Одиночество 1,625427

Юность 5,567086 Желание 1,547046

Т а б л и ц а 2

Маркемы, имеющие максимальный суммарный ИнТеМ

Маркема СумИнТеМ

Человек 3,490222

Разговор 2,879423

Сердце 2,458519

Солнце 2,370176

Молодость 1,6335

Воздух 1,610434

Вдохновение 1,520814

Бессмертие 1,508486

Глаза 1,436721

Пространство 1,38908

ВЕСТНИК ВГУ СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 2013. № 1

11. Заказ 322

В первую десятку по данному показателю входят человек, сердце, солнце, разговор, глаза, земля, время, воздух, ветер, страна, являющиеся, таким образом, наиболее значимыми маркемами в 20-50-х гг. XX в. В этой выборке доминирующее положение занимает категория натурфактов (пять из десяти слов). В полученном списке маркем, упорядоченном по произведению, можно выделить отдельные маркемные группы. Одной из наиболее крупных здесь оказывается категория фундаментальных понятий (человек, время, смерть, жизнь, бессмертие, пространство). Такая характерная для поэзии в целом маркемная группа, как эмоциональные маркемы, в период 2050-х гг. XX в. выражена сравнительно слабо (сердце, радость). Невелико число маркем, описывающих взаимоотношения людей (любовь, одиночество).

Несколько крупнее группа лексем, связанных с мышлением и интеллектом (взгляд, вдохновение, память). Присутствует здесь и весь спектр малообъемных маркемных групп, относящихся к человеку как биологическому объекту: лексика, описывающая внешность (глаза, голова), физическое состояние (здоровье, бессонница), возраст (молодость, детство, юность). Другая малая группа - маркемы, описывающие чувственно воспринимаемые свойства окружающего мира (тишина, свет). Также можно выделить ряд слов, связанных с патриотической тематикой, занимающей существенное место в творчестве большинства авторов исследуемого хронологического среза (родина, народ, страна). Исключительно развитой в маркемной картине 20-50-х гг. XX в. представляется группа коммуникативных маркем (разговор, слово, голос, ответ, вопрос, молчание). Еще одной значительной по объему группой закономерно является занимающая центральное положение в мар-кемных списках всех представителей рассматриваемого хронологического среза категория натурфактов (земля, ветер, цветок, весна, камень, рассвет, месяц, солнце, звезда).

Рассмотрим отдельных поэтов 20-50-х гг. с точки зрения численности индивидуальных маркем (табл. 4). Среднепериодический показатель их числа довольно невысок - 7, 6. Это может свидетельствовать о большей общности поэзии исследуемого хронологического среза в области тематики, о значительной степени единства литературных течений. Минимальное число индивидуальных маркем в 20-50-х гг. XX в. отмечено у О. Ф. Берггольц, Н. А. Заболоцкого (три слова), М. В. Исаковского (пять слов). Таким образом, в маркемном составе языка поэзии указанных авторов находят отражение все основные черты литературы рассматриваемого хронологического среза. Наибольшее число индивидуальных маркем выявлено в маркемных списках В. Т. Шаламова (17 слов), являющегося специфичным для изучаемого периода автором также и по другим параметрам своей маркемной

Т а б л и ц а 4

Численность индивидуальных маркем у поэтов 20-50-х гг. XX в.

Автор Число маркем

АСЕ 11

БАГ 7

БЕР 3

ВВЕ 11

ЗАБ 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИСА 5

КЕД 11

КИР 7

РУЧ 6

СВЕ 6

СЕЛ 13

СИМ 7

ТВА 11

ХАР 8

ШАЛ 17

Среднее 7,6

системы (в частности, по составу и объему ряда мар-кемных категорий). Другие поэты 20-50-х гг. XX в. с числом индивидуальных маркем, существенно превышающим среднепериодический показатель -Н. Н. Асеев (11 слов), А. И. Введенский (11 слов), Д. Б. Кедрин (11 слов), А. Т. Твардовский (11 слов), И. Л. Сельвинский (13 слов). Каждый из перечисленных авторов в определенном смысле нестандартен: так, в поэзии Н. Н. Асеева проявляется и влияние творчества В. В. Маяковского, и интерес к фольклору,

А. И. Введенский принадлежал к довольно своеобразному литературному направлению - обэриутам.

Степень сходства авторов в области маркемной лексики можно проследить по коэффициентам корреляции (табл. 5). Типичность/нетипичность поэта для какого-либо периода может быть определена на основании суммы этих коэффициентов. Наиболее высокие места по этому показателю занимают Б. А. Ручьёв (первое место, 5,671795), А. Т. Твардовский (второе место, 5,30101), К. М. Симонов (третье место, 5, 26233), О. Ф. Берггольц (четвертое место, 5, 117867). Интересно, что из перечисленных поэтов только О. Ф. Берггольц отличается малым числом индивидуальных маркем. А. Т. Твардовский, напротив, относится к авторам, численность индивидуальных маркем у которых значительно выше среднепе-риодческого показателя. Такого рода несоответствие отмечается и среди поэтов 20-50-х гг. XX в., имеющих минимальную сумму коэффициентов корреляции с другими представителями этого хронологического среза. К ним относятся В. Т. Шаламов (15-е место,

Т а б л и ц а 5

Ч

с

3

2

в

о

тоэ

о

п

и

и

е

р

оррк

н

е

и

и

э

£

со н ? сч ©" о о СП, о" о со 00 о" 40 00 40 <ч сэ 40 со с^ со о" 00 00 с^ со сэ ш 40 40 со сэ 0"397158 0Д81907 со 9 0 с^^ 0" со ш 0 0 0" 7 7 со 8 с^^ 0" со с^ ш тг 8 0" 91 71 со 0" 1

и о чо со с* о" гл о" о 40 40 о" о 40 тг сэ со ш о 00 со сэ тг со о тг с^ с^^ сэ ш 00 о 00 о с^^ сэ 9 тг 40 7 8 с^^ о" 40 0 9 9 40 0" со 01 7 СО" 0" со 40 9 ш с^^ 0" ш со 9 ш 0" 7 40 8 7 9 <ч 0" 1 91 71 со 1/^ 0"

3 РО 40 со ш ©" 00 40 сч о" 40 о о 40 <ч о" с^ тг 40 ш сэ со 00 тг 00 сэ со 00 о тг ш о" ш со 4!^ с^^ сэ 40 7 0 с^^ с^' 8 со 8 01 <ч 0" 7 7 0 ш тг 0" 8 91 8 0" 8 71 <ч 0" 1 7 40 8 7 9 0" со ш тг 8 0"

№ ы из 00 О о о о *4 ©" 40 40 о о" 00 00 тг о" 40 00 о со сэ со 00 с^ о СО" сэ тг сэ тг 00 о со *4 сэ 7 9 ш гч 0" со ш 7 7 со с^^ 0" ш со со 9 1/^ 0" 9 со СП 40 СО" 0" 1 8 71 гч 0" ш со 9 ш ТГ 0" тг 7 7 со 8 с^^ 0"

« ы И о о СО ©" ш о тг ш о гл о" тг о со о" 40 о со сэ с^ ш о о о сэ сл 4!^ о" с^ тг 00 00 гч сэ 40 со СП 8 *4 0" 9 0 7 9 со с^^ 0" 8 81 <ч 0" 1 9 со СП 40 с^^ 0" 8 91 8 гч 0" со 40 ТГ 9 ш с^^ 0" со ш 0 0 0"

ь со 40 ©" ш 40 40 о" ш ш со гл о" со с^ 00 со о <ч сэ 00 с^ 00 40 о" о со с^ ш сэ с^ с^ с^ с^ о" 8 ш со 9 9 0" 9 9 со 0 со с^^ 0" 1 8 гч 81 гч 0" ш со со 9 1/^ 0" 7 7 0 ш тг 0" со 01 7 с^^ 0" со 9 0 с^ с^^ 0"

ч ы и О О о ©" 40 40 40 <ч о" 00 о 00 ш гл о" 40 со 40 сэ 00 40 СП о сэ ш о о с^^ сэ тг с^ тг сэ 7 0 40 0" 1 9 9 со 0 со с^^ 0" 9 0 7 9 со с^^ 0" со ш 7 7 со с^^ 0" 8 со 8 01 <ч 0" 40 0 9 9 40 0" 7 0 9 81 0"

ы со со О 00 00 00 ©" 00 40 с* о" о 40 тг 00 гл о" 00 ш с^ со 40 сэ ш о тг тг с^^ сэ 00 о тг 00 сэ о со 00 00 сэ 1 7 0 40 0" 8 ш со 9 9 0" 40 со СП 8 <ч 0" 7 9 ш 0" 40 7 0 с^^ 0" 9 ТГ 40 7 8 СО" 0" 8 ш 71 9 СО" 0"

% СО ш о ©" 40 со 00 00 о" о тг гл о" 40 ш ш 40 о" ш 40 40 о тг с^^ о" ш о со о о с^^ о" - 7 со 81 8 0" 01 9 тг 0" 9 9 9 9 9 0" 9 тг 8 8 0" тг 8 0 со 9 0" ш со 4!^ с^^ 0" ш 8 7 8 7 с^^ 0" ш 40 40 со 0"

ы и О 00 00 ©" 40 о о ш гл о" о со 40 00 со о" тг 00 тг 00 гч сэ г- со со с^ с^^ сэ - ш о со о о с^^ о" 8 0 8 гч 0" ш 0 7 0" 7 со 9 ш 0" 91 4!^ 0" тг 0" со 8 7 тг ш гч 0" ТГ со 0 ТГ 9 с^^ 0" 8 8 9 со 0"

| 00 о сч о" 00 40 ш о гл о" о ш ш о" ш с^ 00 40 00 с^^ о" - со со с^ с^^ сэ ш 40 40 о тг с^^ сэ ш 7 тг тг с^^ 0" 8 40 СП 7 *4 0" 8 9 8 40 гч 0" 9 ш 0 7 7 0" со 8 9 0 с^^ 0" со 8 тг 8 гч 0" со ш 0 8 со ТГ 0" 9 40 СО 9 со 0"

ы со и о 00 о 40 о гл ©" о о 40 <ч о" 40 с^ о с^ сэ - ш с^ 00 40 00 СО" сэ тг 00 тг 00 сэ 40 ш ш 40 сэ 8 ш 9 со 40 0" 40 со 40 0" со 9 8 со 0 0" 40 7 со 0" 40 8 0 с^^ 0" 9 тг 40 ш 0" 0 40 ТГ С^^ 0" 40 8 40 <4 0"

Ё о~ 40 00 о" ш тг ш ш о" - 4!^ с^ о с^ с^^ сэ ш ш 1/^ о" о со 40 00 СО" сэ о тг с^ с^^ сэ 7 40 8 с^^ 0" 8 7 81 ш с^^ 0" ш ш СП с^^ 0" 0 СП 1/^ 0" 8 81 тг 0" 40 7 7 4!^ 0" 9 0 40 40 0" 9 7 со 8 1/^ 0"

б в 40 40 о ©" - ш тг ш ш сэ о с^ о 40 сэ 00 40 ш о с^^ сэ 40 о о с^ ш с^^ сэ 40 со 00 00 о" 8 9 40 0" 9 40 9 40 40 <ч 0" ш 40 40 9 9 0" ш 7 тг ш 7 с^^ 0" 40 40 7 0" 8 40 <ч 0" 9 ТГ с^^ 0" 9 0 0 с^^ 0"

1 - 40 40 о" 4!^ 00 сэ о 00 о 40 о с^^ о" 00 с^ тг о тг сэ о 00 00 сэ СП ш о сэ 7 8 8 8 тг 0" 7 7 7 0" со 40 9 0" 7 0 СП 9 0" 8 0 0 0 0 0" 40 9 со ш 0" 7 40 СО 0" 9 тг 7 сч 0"

н л о К | б в рц 03 и 1^ % 1! 00 со ч И и 1! И И № И 1-0 РО и со Н

ВЕСТНИК ВГУ СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 2013. № 1

11*

017561)5 И. Л. Сельвинский (14-е место5 3,426976)' Н. А. Заболоцкий (1"-е место5 4,102538), М. В. Исаковский (12-е место5 4Д29096). Если И. Л. Сельвинский и В. Т. Шаламов входят в число авторов с исключительно большой численностью индивидуальных маркем5 то Н. А. Заболоцкий и М. В. Исаковский напротив5 отличаются крайне малой их численностью. Наблюдаемое расхождение может объясняться тем5 что величина коэффициентов корреляции зависит не только от процента совпадений в маркемном составе языка поэзии но и от значимости данных мар-кем как с точки зрения маркемной лексики сопоставляемых авторов5 так и для исследуемого временного промежутка в целом. Количественным показателем роли маркемы для поэта и периода в данном случае является нормированный ИнТеМ. Поэтому авторы с меньшим числом совпадающих лексем могут иметь больший коэффициент корреляции" если их маркем-ные списки сходятся в области наиболее значимых маркем (занимающих высокие позиции в общепериодических списках" упорядоченных по СумИнТем" числу использовавших маркему авторов5 произведению этих параметров5 а также часто попадающих в число наиболее употребительных у отдельных поэтов). В целом" сопоставляя сумму коэффициентов корреляции с численностью индивидуальных маркем" можно сказать" что наиболее типичными представителями поэзии 20-50-х гг. XX в. являются О. Ф. Берггольц Б. А. Ручьёв5 К. М. Симонов5 а максимально

специфичными - В. Т. Шаламов5 И. Л. Сельвинс-кий.

На основании данных о коэффициентах корреляции различных представителей поэзии 20-50-х гг. XX в. друг с другом можно провести кластерный анализ. На дереве кластеризации (рисунок) наиболее значительно отстоит от других представителей поэзии 20-50-х гг. XX в. И. Л. Сельвинский5 что может быть связано с рядом особенностей его творчества. Прежде всего он возглавлял литературную группу конструк-тивистов5 основные идеи которой заключались в подчинении метафор" образов и рифм (а следовательно" лексики) главной теме произведения. Кроме того" в творчестве И. Л. Сельвинского значительное место занимают эпос и драма" обращение к исторической тематике. Он также стремится к эксперименту" использованию нестандартных приемов в своем творчестве. Всё это и приводит к столь существенному расхождению маркемной лексики И. Л. Сельвинского с общепериодическими нормами. Другим существенно выделяющимся из общей массы автором оказывается М. В. Исаковский" несмотря на малое число индивидуальных маркем. Возможно" это обусловлено преимущественной «песенностью» поэтического наследия М. В. Исаковского" его тесной связью с фольклором" традициями" что может выражаться в некоторой «простоте»5 отчасти архаичности поэтического языка. Остальные поэты 20-50-х гг. XX в. разделяются на две не равные по объему группы.

ШАЛ

ЗАБ

СВЕ

РУЧ

ТВА

СИМ

КИР

КЕД

АСЕ

БАГ

БЕР

ХАР

ВВЕ

ИСА

СЕЛ

0,3 0,1 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 1,1

Рисунок. Дерево кластеризации русских поэтов 20-50-х гг. XX в.

В меньшую из них входят М. А. Светлов, Н. А. Заболоцкий, В. Т. Шаламов. Каждый из этих поэтов по-своему специфичен. М. А. Светлов сочетал в своих произведениях эмоциональность, мечтательность романтизма с реалистическим отображением действительности. Н. А. Заболоцкий, вначале склонный к эксперименту и пародии, на более поздних этапах творческого пути наполняет свои произведения философским содержанием, становится ближе к русской литературной традиции, классике. Поэзия В. Т. Ша-ламова довольно своеобразна, в ней прослеживаются и отголоски Серебряного века, и идеи формализма, ее язык близок к разговорному. Пожалуй, единственное, что может объединять этих авторов, - значительное влияние творчества футуристов, и прежде всего

B. В. Маяковского.

Большая группа, в свою очередь, распадается на два существенно различающихся по числу авторов кластера более низкого уровня. В один из них попадают А. И. Введенский и Д. И. Хармс, являющиеся представителями одного и того же поэтического направления - обэриу, что закономерно отражается на общности стиля, тематики, а соответственно, и сходстве маркемной лексики. Более крупный кластер распадается на два кластера низшего уровня. Один из них включает Н. Н. Асеева, Э. Г. Багрицкого,

О. Ф. Берггольц. Эти поэты на первый взгляд также малосхожи. Н. Н. Асеев - представитель футуризма, стремившийся к новаторству в поэзии, вместе с тем многие из его произведений проникнуты песенной интонацией и тесно связаны с фольклором. Э. Г. Багрицкий разделял идеалы конструктивизма, его произведениям свойственны романтичность и оптимизм. Творчество О. Ф. Берггольц отличается глубокой искренностью, лиричностью и трагизмом. По-видимому, общими для всех этих авторов является ораторская интонация ряда произведений, а также общее настроение надежды, веры в лучшее. Второй кластер объединяет Б. А. Ручьёва, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, С. И. Кирсанова и Д. Б. Кедрина. Из перечисленных авторов наиболее близкими друг к другу оказываются Б. А. Ручьёв и А. Т. Твардовский, сходные по простоте стиха, близости его к народному творчеству, реалистичности и жизненности изображения. К этим поэтам примыкает К. М. Симонов, отражавший в своих произведениях важнейшие вопросы современной ему эпохи. Несколько дальше от них на дереве кластеризации расположен

C. И. Кирсанов, в ранний период своего творчества стремившийся к новаторству, словесной игре, но позднее склонный к большей ясности, прозрачности смысла. Наконец, особняком в данном кластере стоит Д. Б. Кедрин, отличающийся от большинства поэтов периода частым обращением к исторической тематике.

Рассмотрим поэтов 20-50-х гг. XX в. с точки зрения влияния их маркемных систем на общепериодическую маркемную картину. У каждого из исследованных нами авторов можно выделить специфические черты маркемной лексики. В частности, одной из особенностей маркемного списка А. И. Введенского является наличие артефактов-символов (зеркало, кладбище, свеча), практически не встречающихся у большинства представителей изучаемого хронологического среза. Н. Н. Асеев отличается исключительно обширной группой маркем, описывающих чувственно воспринимаемые свойства окружающего мира (восемь слов), причем в этой категории в равной степени представлены зрительные (блистание, сумрак, блеск) и слуховые (шелест, свист, грохот). У Э. Г. Багрицкого данная маркемная категория тоже довольно велика, но предпочтение отдается характеристикам звука (дребезжание, свист, шипение, тишина). У Б. А. Ручьёва эта группа интересна наличием гипермаркемы ‘холод’ (холод, стужа, мороз). Отличительной чертой маркемной системы Д. И. Хармса является чрезвычайно большое число маркем, описывающих физический облик человека (девять слов: голова, глаза, лицо, затылок, волосы, грудь, плечо, рука, тело). Другие поэты изучаемого хронологического среза с хорошо развитой группой описания внешности - С. И. Кирсанов, М. В. Исаковский,

Н. А. Заболоцкий. Н. А. Заболоцкий отличается также широким спектром маркем, обозначающих небо (небо, небосвод, небосклон). У М. В. Исаковского присутствует интересная особенность категории натурфактов: конкретные названия растений (пшеница, черемуха). Это утверждение справедливо и для И. Л. Сельвинского (шиповник, ковыль), тогда как для ряда авторов (Д. И. Хармс, А. И. Введенский,

Э. Г. Багрицкий) характерны обобщенные наименования (например, дерево, цветок). У О. Ф. Берггольц особенно велика типичная для поэзии 20-50-х гг. XX в., но у большинства авторов довольно малообъемная категория слов, связанных с военно-патриотической тематикой (родина, отчизна, народ, страна, война, победа). Эта группа маркем отличается обширностью также у М. В. Исаковского, Д. Б. Кедрина, Б. А. Ручьёва. Особенностью маркемной системы М. А. Светлова является обилие маркем, связанных с понятием времени и положением в нем человека (время, прошлое, будущее, современность). Другой автор с нестандартной «временной» категорией - мар-кемами, обозначающими время суток (вечер, день, ночь) - К. М. Симонов. У В. Т. Шаламова присутствует маркемная группа, описывающая физическое состояние человека (напряжение, изнеможение, здоровье). Эта категория отмечена также у М. А. Светлова и, в меньшей степени, у Б. А. Ручьёва. У таких авторов, как Б. А. Ручьёв, М. А. Светлов, О. Ф. Берг-

гольц, М. В. Исаковский, присутствует маркемная группа возрастных обозначений (наиболее типичными ее элементами являются молодость и юность). У А. Т. Твардовского есть ряд маркем, связанных с морально-нравственными нормами (раскаяние, расплата, приговор, порядок). У И. Л. Сельвинского, в отличие от большинства поэтов исследуемого хронологического среза, богато представлена группа эмоциональных маркем (счастье, веселье, радость, улыбка, страх, чувство, сердце). В маркемной лексике М. А. Светлова значительное место отводится человеческим взаимоотношениям (свидание, разлука, любовь, ненависть, одиночество). Однако, несмотря на значительное количество индивидуальных особенностей, язык поэзии 20-50-х гг. XX в. обладает с точки зрения маркемологии и рядом общих свойств. Прежде всего, это существенное снижение роли мар-кем, связанных с эмоциями и мышлением (исключение в данном случае представляет И. Л. Сельвинский с семью маркемами эмоциональной категории). Другая характерная и закономерная особенность - наличие слов, связанных с патриотической тематикой (в той или иной степени эта группа представлена у большинства авторов). Общей для всех представителей исследуемого хронологического среза является категория фундаментальных понятий, включающая четыре-пять маркем. Группа маркем, связанных с речевой коммуникацией (разговор, слово и т. п.) также хорошо представлена у большинства авторов изучаемого периода. Наконец, важнейшей особенностью маркемной лексики поэзии 20-50-х гг. XX в. является абсолютное преобладание категории натурфактов. По-видимому, такая важная роль этой маркемной группы обусловливается использованием пейзажных зарисовок не только самих по себе, но и для передачи

настроения, либо в качестве символического отображения ситуаций и событий в стране и мире. Количественные параметры, такие, как не слишком высокий показатель средней численности индивидуальных маркем (7,6) и большое число (6) маркем, используемых всеми авторами, также свидетельствуют о значительном единстве поэзии 20-50-х гг. XX в. В целом, таким образом, несмотря на кажущееся несходство идей существовавших в это время литературных направлений, маркемная лексика поэзии 20-50-х гг. XX в отличается единообразием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кашкина А. В. Критерии выделения маркем в русских поэтических текстах / А. В. Кашкина // Среди нехоженых путей : сборник науч. статей к юбилею доктора филол. наук, проф. А. А. Кретова. - Воронеж : НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2012. - С. 300-306.

2. Кретов А. А. Метод формального выделения тематически нейтральной лексики : на примере старославянских текстов / А. А. Кретов // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия : Системный анализ и информационные технологии. - Воронеж, 2007. - № 1. - С. 81-90.

3. Кретов А. А. Сквозь призму маркем : Н. В. Гоголь в ближайшем контексте русской литературы / А. А. Кретов, М. В. Катов // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия : Лингвистика и межкультурная коммуникация. - Воронеж, 2009. - № 2. - С. 12-21.

4. Кретов А. А. Кластерный анализ массива маркем русских писателей / А. А. Кретов, Г. Д. Селезнев // Проблемы компьютерной лингвистики : сборник науч. трудов. - Воронеж, 2010. - Вып. 4.- С. 272-280.

5. Кашкина А. В. О классификации маркем / А. В. Кашкина // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия : Лингвистика и межкультурная коммуникация. - Воронеж, 2011. - № 1. - С. 97-100.

Воронежский государственный университет Кашкина А. В., преподаватель кафедры теории перевода и межкультурной коммуникации E-mail: [email protected]

Voronezh State University

Kashkina A. V., Lecturer of the Translatology and Cross-Cultural Communication Department E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.