Научная статья на тему 'Русская печка как символ крестьянского мироустройства'

Русская печка как символ крестьянского мироустройства Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1233
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская печь / выпечка хлеба / хлебобулочные изделия / каток / ухват / кочерга / устройство русской печи / лечение в русской печи

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Крыжанская Ксения

Статья посвящена описанию русской печи как символа крестьянского мироустройства. Рассмотрено устройство русской печи, ее использование в крестьянской жизни, также указываются причины исчезновения в современных деревнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская печка как символ крестьянского мироустройства»

УДК8Г28

РУССКАЯ ПЕЧКА КАК СИМВОЛ КРЕСТЬЯНСКОГО МИРОУСТРОЙСТВА

Крыжанская Ксения студентка 4 курса филологического факультета Амурского государственного университета, г.Благовещенск

Статья посвящена описанию русской печи как символа крестьянского мироустройства. Рассмотрено устройство русской печи, ее использование в крестьянской жизни, также указываются причины исчезновения в современных деревнях.

Ключевые слова: русская печь, выпечка хлеба, хлебобулочные изделия, каток, ухват, кочерга, устройство русской печи, лечение в русской печи.

Жизнь и быт традиционной русской деревни нельзя представить без русской печи. Она олицетворяет собой сердце деревенской избы. Еще в русских народных сказках русская печка выступала подобно живому существу, оберегающему человеческое жилище. Характерно, что во всех деревенских домах, которые мы посетили за время диалектологических экспедиций, слышали примерно одно и тоже: «Русская печка! Да, хорошая была печка...».

Еще совсем недавно русская печка грела, оберегала и лечила людей, в ней готовили еду и даже мылись. Но сейчас с кардинальным изменением условий жизни содержать русскую печку в доме не выгодно. Её заменяют плитой: «Вот только недавно развалили печку. Я свою развалил тока недавно, в прошлый год» (Тарасов В.В., с.Гильчин). Сельчане жалеют о разрушении русской печи, но, по их мнению, она занимает слишком большое пространство в деревенском доме и требует серьезных усилий по уходу и содержанию: «Была печка такая большая, она много места занимала» (Тарасова Т.И., с.Гильчин).

Необходимость использования русской печки в хозяйстве была обусловлена многими факторами, среди которых одними из главных жители амурских сел называют многочисленный состав семьи и необходимость готовить большое количество пищи и впрок: ((Семья-то была большая, большущая семья-то была. Правда, надо печку. Бабушка напечет хлеб и нацелую неделю» (Тарасов В.В., с.Гильчин).

Известно, что хлеб являлся основным продуктом питания русского человека, а пекарь или в семье женщина, которая пекла хлеб, пользовались особым уважением. Для выпечки хлеба использовали лучшую муку, обычно приготовленную в домашних условиях или на сельской мельнице: пшеничную муку высшего сорта - бус, вальцовку, крупеницу, тридцатку; ржаную муку - ржануху, чуреку, ярицу.; муку грубого помола -простомол. И хлеб из этой муки тоже был разным: аржанина, гречушник, заскрёбыш, кваский хлеб, ярушник, черный хлеб, яричный. Однако для выпечки лучшего хлеба, главным образом, использовалась мука высшего сорта. Особым отношением к хлебобулочным изделиям объясняется и большое разнообразие видов этих изделий. Как правило, булочки, пирожки, тарочки, ватрушки, коники, глаголики, сгибни, шанежки пеклись по выходным дням или на праздники, на Пасху пекли куличи или пасхи (паски). Рассказывая о приготовлении того или иного блюда в русской печке, информанты часто дают оценку его вкусовых качеств: «Мы и паску ели, укусно. Знаете, какукусно было, ко(г)дау печке все это сложите? М-м-м, укусно. О-очень были паскиукусные» (Свинкин Ф.И., с.Заган). Не зависимо от того, какое блюдо готовилось в русской печи, все было вкусно: «Вот раньше картошку очистить, сварить, у сковороду ее и у печку. Она вареная, крутая, поджарится там. Ну, сметану-то, у сметане. Лепешки, как помню, бабушка

Ната пекла. Хлеб пекетъ, лепешки и у печке на сковороде. Ола-душки пекли, вот это блины-ы пекли. Все печеное, много печеного было» (Свинкина У.И., с.Заган); «Иесли борщ варят, там щи... у чугун все закладывает мать и у печку туда. Всё сразу ложилось. Вытагцат, оттуда такой за-апах приятный. Вот это были щи дак щи были. Понял? А щас таких никто не варит. Даже ты-ыкву вот, осенью тыкву подбирают такую и-и туда у печку её. Вот она посидит там сколь часоу, потом вытаскиваем, раз и едим, ложками скребем в детстве. Сядем за стол, и наелися все. Сейчас вроде таких тыку-то сладких нету. Да вот как щи были, самые укусные - это из той печки. Кукурузу ели. Чугунки большие были, печка большая. Оттуда ее вытащишь, эту кукурузу. Она как белая вся, распарится. Ее ешь, она мягкая, укусная, вот. На уторое это было блюдо, на уторое, укусно, у печке усе это там очень укусно было». (Свинкин Ф.И., с.Заган).

До сих пор мы встречаем старожилов, которые не могут отказаться от русской печи, правда, используют её вместе с малым вариантом - плитой. Однако довольно часто русская печка служит не по назначению: ее могут использовать, например, как место хранения мусора и ненужных вещей, хотя все, без исключения, сельские жители отзываются о русской печке с благоговением: «.Большая, хорошая. Русская печка была хорошая, печка настоящая была» (Саяпина В.В., с.Раздольное).

Старожилы сел нередко шутят о причинах разрушения печки: «Сёдня печку ломал. Зачем? Да булка большая была внутри. Положил много теста, а вытаскивать - не вылазиет,» (Тарасов Т.И., с.Гильчин).

Раньше крестьяне использовали русскую печку в различных целях. Хозяйка пекла в ней хлебы, булочки, парила тыкву, варила еду членам семьи и домашним животным. Саяпина В.В. рассказывала о приспособлениях, которые облегчали хозяйке работу с русской печкой. Часто физически хозяйка не могла поднять чугун, в котором был обед на всю семью. В этом случае она использовала каток. «Делают такой каток. Знаете, вот, как пельмени делать, скалки, скатать пышечки вот, ну, вот там побольше. Ну, он тоже деревянный, он потолще, побольше. Его подкладывают под этот под ухват, ухват ставят на него, а потом ухватом берут чугун. Он катит, этот каток катится, и чугун катится. Хозяйка, она уже меньше трудов занимает и силы тратит на это, чтобы поднять с катком. И сопровождает туда этот чугун и оттуда вынимает». Кроме ухвата (рогача) для обслуживания русской печки использовалась также кочерга. Саяпина В.В. рассказывает об использовании этих предметов и их разграничении: «Был рогач, больше всего рогачом называли его. Кочерга-то ведь такая, кочерга ей там выгребают золу, жар там. Ухват он хватает и называется-то ухватом, потому что он хватает эти чугуны. Рогач или ухват вот так вот сделаны, загнуты. Внизу он проходит, потом поднимают его, и он вверх берет. Чугун тогда уже никуда не денется, не сползет>лСеляне рассказывают и об устройстве русской печи, ее размерах: «Она так выложена до потолка, так примерно метра полтора». На самом верху русской печки спали люди. Это место в русских говорах Приамурья называется по-разному: «А там называлась как? Группка что ли называлась... Вот на этой группке мы ребятишками и спали»; «Была печка такая большая... Они там все время у его на грубочке там лежали наверху»; «Ну, она загрубка... Она большая, можно туды три человека залезть детям спать на ней, на загрубке». Это место печи информанты называют также лежанкой. В деревенских избах были еще так называемые полати - широкие доски, сбитые над печью и предназначенные для спанья: «На полатях ребятишки спали, там тепло, от печки тепло, над печкой полати делали из досок широких» (Тарасов В.В., с.Гильчин). Внутри русская печка представляет собой довольно просторное вместилище объемом более 1,5-2 квадратных метров. Место, где горят дрова (а русскую печку топят только дровами) называется под. Когда дрова сгорают, угли сгребают в загнетку, именно от жара углей и идет тепло. После сгребания углей на под ставят противни с хлебами. Супы в чугунах и сковородки хозяйка помещает в печь еще тогда, когда угли не прогорели. Чтобы тепло не

уходило из печи, хозяйка закрывает цело - входное отверстие - железной заслонкой. Дым из русской печки выходит в вытяжное отверстие, называемое вьюшкой.

В эстетических целях инструменты для обслуживания русской печи ставятся в так называемую заделку - небольшое футлярообразное отделение в правой части печи рядом со стеной: «Заделка, как выразиться, футляр что ли между печкой и стенкой, чтоб можно было поставить не на виду, как в кухне, чтобы не видно. Она как вроде прячется» (Саяпина В.В., с.Раздольное).

Но в русской печке не только готовили пищу, но и лечили. Когда человек простужался, его помещали на русскую печь, чтобы он прогрелся, чтобы вышел весь больной дух: «Печка грела. Если озяб, или ноги на холоде застынут, лучшее средство - на печку залезть» (Тарасов В.В., с.Гильчин). Юрьева Мария Петровна из с.Раздольное рассказала об интересном способе лечения болезней при помощи русской печи. На лежанку высыпали лечебную траву и поливали водой. Лежанку с шедшим от нее паром накрывали простыней. Сверху и клали больного человека. От воздействия пара и лечебного духа человек поправлялся.

Таким образом, русская печка играла важную роль в жизни сельского человека: она питала, грела и лечила. Русская печка осталась в сердцах людей старшего поколения неотъемлемым атрибутом их детства и всей жизни, о ней вспоминают с удовольствием и глубоким уважением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.