Научная статья на тему 'Русская национальная идентичность в молодежной среде'

Русская национальная идентичность в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
607
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Намлинская Оксана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская национальная идентичность в молодежной среде»

МОНИТОРИНГ

На протяжении последних десятилетий во всем мире все больше возрастает интерес к концепциям идентификации и идентичности. Идентичность становится призмой, через которую рассматриваются, оцениваются и изучаются многие важные черты современной жизни1. В данном случае речь пойдет о русской национальной идентичности.

Нынешние социально-политические и экономические трансформации в России вновь послужили катализатором возникновения «национального вопроса» на всех уровнях общественной жизни. За последнее время произошел бурный рост национального самосознания у русского и нерусского населения, что выражается, прежде всего, в требованиях национально-культурной автономии, а также в существенном изменении характера межэтнического взаимодействия. Актуализация национального и религиозного сознания, новые политические реалии, модер-низационные процессы в обществе явились мощными факторами воздействия и на молодежные слои. Ситуация становится все более критической.

Но кто такие «русские»? Что лежит в основе причисления себя к этнической общности «русские» и соотнесения с нею? Это происхождение (этническая принадлежность родителей) или психологическая мотивация («я русский, потому что чувствую себя рус-

ским»)? Какие признаки молодежь считает объединяющими людей, которые причисляют себя к русским, и чем они отличаются от представителей других групп? Можно ли говорить о том, что среди молодежи России распространяются такие явления, как национализм и национальная неприязнь?

Важную информацию по этим вопросам дает исследование, проводимое Институтом гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета, базу которого составили материалы публичного конкурса сочинений старшеклассников на тему «Что значит быть русским сегодня?», проведенного в марте-июле 2003 г. Учредителями конкурса выступили Комитет по культуре и туризму Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Федеральная русская национально-культурная автономия России, Лига защиты национального достояния, Русский интеллектуальный клуб, Русский клуб искусства и культуры, «Национальная газета», Региональный общественный фонд содействия русской культуре «Русский фонд». В предисловии к изданию конкурсных работ И. М. Ильинский пишет: «Нетрудно заметить, что это организации и люди разные, по-разному понимающие русский национальный характер и русскую идею, проблемы межнациональных отношений, по-разному ставящие Русский вопрос

О. О. Намлинская Русская национальная идентичность в молодежной среде

и отвечающие на него. Вряд ли могут быть сомнения в том, что каждая из этих организаций, их лидеры и идеологи далеко не во всем совпадали в понимании темы конкурса и того, что он может выявить»2. Учредители конкурса полагали, что данное мероприятие «позволит выяснить представления нового поколения, выросшего в постсоветских условиях, о Родине и судьбе русского народа, отразит степень влияния популярной массовой культуры на сознание общества».

На конкурс было прислано 565 писем, содержащих эссе юных авторов.

По Э. Эриксону, Я-идентичность у человека формируется в 18-20-летнем возрасте. Человек достигает того уровня развития, когда уже знает, кто он, что из себя представляет, к каким группам принадлежит, к чему стремится и т. п. Если личная определенность у индивида развита, облегчается его переход к зрелости3. Учредителями конкурса были заданы возрастные рамки участников от 15-ти до 20-ти лет, и это совпадает с теоретической идеей Эриксона, хорошо известной в научном сообществе. Впрочем, тема сочинения нашла отклик и у представителей других возрастных категорий: младше 15 лет (4,7%) и старше 20 лет (1,9%). Здесь следует отметить, что в данный возрастной период идентификация личности идет на разных уровнях социума, начиная с семьи, других малых социальных групп и заканчивая обществом в его социетальном масштабе, этносом. Характер же идентичности различен. Так, если в семье она возникает на базе глубокой эмоциональной связи, то в социальных организациях (школа, вузы) ее формирование в главных своих чертах предопределено уровнем групповой сплоченности и внутригруппового контроля, с одной стороны, и безличными правилами организации, с другой.

Некоторые другие характеристики авторов сочинений выглядят следующим образом. Лишь 19,4% от общего количества авторов сочинений — юноши, 80,6% — девушки. Широка география присланных сочинений, так как из 89 субъектов Российской Федера-

ции на конкурсе представлены 59. Больше всего авторов из Центрального федерального округа (22,5% присланных работ) и Приволжского федерального округа (21,0%). Далее следуют Сибирский (18,1%), Южный (13,4%), Уральский (11,2%), Северо-западный (10,1%), Дальневосточный (3,4 %) федеральные округа. Если картину представлять по субъектам Российской Федерации, можно сказать, что наибольшее количество работ пришли из Красноярского края (7,8%), Орловской (7%), Свердловской (5%) и Тюменской областей (5%), Краснодарского края (4,7%) и Новосибирской области (3,8%). Есть работы из Чеченской Республики, из республик Бурятия, Алтай, Якутия, с Камчатки, из Магадана и т. д. Присылали сочинения школьники и из Литвы, Украины, Молдавии, Казахстана, Латвии (1,8%). Писали из глухих деревень и из крупнейших городов России. Объявления о конкурсе в основном размещались на сайтах организаторов в Интернете, а также были напечатаны в «Учительской газете». Поэтому большинство участников — городские жители (74,1%), тогда как из сел, аулов, станиц, поселков, хуторов и улусов всего 25,9% участников. Меньше присланных работ из Москвы и Санкт-Петербурга (только 6,3 %).

Почти при каждом письме по требованию учредителей конкурса были прикреплены ксерокопии свидетельств о рождении, что дает нам возможность говорить о национальности участников. Те, у кого оба родителя по национальности русские, почти две трети (63,3%). Немалое количество участников — представители 24-х других национальностей, и среди них больше половины тех, у кого мать русская, а отец другой национальности (57,8%). Среди авторов сочинений — представителей других, кроме русской, национальности чаще всего встречаются украинцы (39,7% от числа этой группы), татары (20,4%) и мордва (12,0%). Белорусы, чуваши, немцы, башкиры составляли по 6,0% участников. Высказывали свое мнение по данному вопросу представители армянской нации (4,8%); удмурты(3,6%) и якуты (3,6%),

коми (2,4%), казахи (2,4%), туркмены (2,4%), болгары (2,4%). По 1,2% представлены грузины, литовцы, чеченцы, марийцы, евреи, калмыки, алтайцы, молдаване, ногайцы и, что удивительно ассирийцы. 4,8% составляют ребята, оба родителя которых нерусские: украинец — коми, башкир — немка, коми-пре-мяк — украинка, казах — кореянка... Примечательно, что почти треть сочинений, авторы которых — представители других национальностей, присланы из Приволжского федерального округа, а это Республики Татарстан, Мордовия, Чувашия, Удмуртия, Башкортостан, Оренбургская, Пермская, Кировская, Самарская Пензенская области. Меньше всего затронула эта тема жителей других национальностей Южного федерального округа, куда входят субъекты РФ, такие как многонациональный Краснодарский и Ставропольский края, Волгоградская и Ростовская области.

Сам национальный состав авторов показателен для России. При объявлении темы, где однозначно выделена проблема русских, сочинения пишутся наряду с русскими по национальности людьми, документально относимыми к другим национальностям, но не считающими такую тему не своей. Здесь специфика многонациональности России проявляется особенно ярко: национальность, зафиксированная документом, часто корректируется национальной идентичностью.

Компонентами национальной идентичности, как подчеркивают исследователи этого вопроса, являются: самоидентификация (отнесение себя к этнической группе, государственной общности), представления о своей группе — «образ мы» и интересы, которые связывают эмоционально окрашенное отношение к таким образам с поведением людей и групп (регулятивная составляющая идентичности). В «образ мы» включаются автостереотипы — социально обусловленные схематически стандартные образы этнофора о своей этнической общности4, которые формируются на основании соотнесения с гетеростереотипами (представлениями «о дру-

гих»), а также представления о языке, территории проживания, историческом прошлом, государственности. Весь этот набор присутствует на групповом уровне самосознания (мифы, легенды, литература, произведения художественного творчества, выступления лидеров партий и т. д.)5.

Один из центров национальной идентичности в молодом поколении составляет русская культура. Ее понимание представлено в таких типичных высказываниях, содержащихся в сочинениях: «Только духовное может сейчас спасти русского человека. Постигая в комплексе литературу, историю, искусство, дорожа исконно русской культурой, можно считать себя в полной мере русским человеком сегодня» (Оксана З., Республика Калмыкия); «Каждый из нас родился в России и с молоком матери впитал в себя традиции и обычаи ее народов» (Гузель К., Республика Татарстан); «Русский человек испытывает уважение к ремеслам, бересте, валенкам, расписным изделиям» (Ирина О., Вологодская область) и т. п. В сочинениях отразилось преклонение пред великими людьми, прославившими свою страну, — писателями, поэтами, художниками.

Молодые авторы сочинений идентифицируют себя в основном по языку: «Русский язык — самая большая ценность русского народа. Быть русским сегодня значит иметь главное — русский язык» (Арина А., г. Красноярск). Но тут же отмечают серьезные проблемы в области сохранения чистоты русского языка:

«Променяв язык столь ценный,

Низким, тесным стал обмен.

Слов запас таким стал бедным,

Лучше был бы глух и нем»

(Андрей М., Литва).

Далее следует общность исторической судьбы («Россия жива своими воспоминаниями, своим величественным прошлым. Только зная весь путь, пройденный родным народом, все испытания, ошибки, победы, можно построить будущее русской нации.» Елена О., Республика Коми).

Православие, вера в Бога признаются важными более чем половиной ребят («Вера в Бога дает силы» Максим Г., г. Самара; «Если человек живет вне религии, то его жизнь просто неполноценна. » Руслан К., г. Черкесск; «Вера в Бога, в торжество высшей нравственности придает мужество жить» Оксана З., Республика Калмыкия, г. Элиста).

Сильны мотивы любви к природе. Быть русским сегодня значит любить свою землю, «ее богатства, недра, природные ресурсы,

бережно относится к природе», «не превращать Россию в полигон для западных отходов» (Тарас Л., Республика Татарстан).

С системой стереотипов связан такой феномен этничности, как национальный характер — совокупность специфических психологических черт, которые проявляются в способе поведения, образе мыслей, складе ума. Каким же видится участникам конкурса национальный характер «идеального русского человека»?

Русский характер (позитивные автостереотипы)

Качества русского характера

Общий стиль поведения доброта; простота (простодушие, бесхитростность); нескончаемый оптимизм, жизнелюбие; свободолюбие, независимость; справедливость

Общий стиль деятельности трудолюбие; чувство долга, ответственность, самоотдача; выносливость; «строители и созидатели»; изобретательность; работоспособность

Отношение к людям отзывчивость (милосердие, великодушие, внимание к людям, сочувствие, сострадание, миролюбие); взаимопомощь, взаимовыручка; бескорыстие, щедрость; гостеприимство; душевность, сердечность; добродушие (дружелюбие, радушие); взаимопонимание

Отношение к себе гордость; достоинство; любовь к славе, подвигам; честь; совестливость; уверенность в себе; тщеславие

Качества воли уравновешенность, выдержка, сдержанность, сила воли; отвага, смелость, храбрость, мужество; терпение; целеустремленность, упорство, стойкость

Качества ума талантливость; ум (мудрость); смекалка; любознательность

Эмоциональные качества чувствительность, мечтательность; чувство юмора; склонность к печали, грусти

Социальные характеристики патриотизм (любовь к отечеству); интернационализм; национальная гордость; преданность высоким нравственным идеалам; единство народа, сплоченность, спаянность

Интегральные характеристики русская душа; вера (в народ, в страну, в лучшее, в будущее); гуманность; расчет на «авось»; непредсказуемость; вера в сильную личность

Из таблицы видно, что положительные черты русского человека, какими они выявлены в сочинениях путем контент-анализа, мы разбили по группам6, в которых качества характера расположены по мере убывания количества ответов. Но эти качества характера в портрете русского человека у каждого из авторов сочинений могут сочетаться, изменяться, перемешиваться. Мы же попытались их сгруппировать как рейтинги измеряемых качеств. В соответствии с этим критерием и были построены таблицы.

Таким образом, «наш» русский человек, по суммарной оценке ребят, в общем стиле поведения руководствуется добротой (почти половина всех ответов), остальное количество поровну набрали такие качества как простота, оптимизм, свободолюбие. Справедливость осталась на последнем месте, и мы можем предположить, что вера в нее у нынешней молодежи резко упала в цене. Трудолюбие, чувство долга, ответственность, выносливость — такими представляются качества, проявляющиеся в общем стиле деятельности русского. Но, что интересно, трудолюбие признается общим свойством русских почти безоговорочно (разрыв с остальными ответами составляет почти 50%), а работоспособность у нашего народа, увы, страдает. К людям же относится русский с пониманием, великодушием, состраданием. Он еще готов оказать взаимовыручку, взаимопомощь, но уже не так бескорыстен и гостеприимен. Из таблицы видно, что знаменитые качества характера, которыми славился русский человек: душевность, сердечность и добродушие, не так ценятся сегодня. Что же касается силы воли, то она очень велика у русского человека. Такие ее качества как уравновешенность, выдержка, сдержанность, сила практически опережают все остальные характерные черты. Следует отметить, что такое качество воли, как терпение, отмечено чаще в сочинениях, чем гордость, достоинство, честь. Отваге, мужеству, смелости, храбрости в два раза уступает любовь к славе, подвигам. В характере не так мало присутствует целеустремленности, упорства и стойкости, но очень

низка уверенность в себе. А если сравнить количество упомянутых качеств воли и эмоциональные качества, можно сказать, что русский человек, по оценкам молодых россиян, почти не мечтателен (чувствителен), с ослабленным чувством юмора и почти не так склонен к печали, грусти.

Что же касается умения думать, обобщенный русский больше талантлив, чем умен и мудр (различие частотности этих оценок составляет почти 2 раза)! Также отметим, что русской смекалке и любознательности говорится здесь довольно редко.

Размышляя о русском человеке, больше трети ребят говорили о русской душе. Русская душа загадочна, контрастна; двойственная, многогранная, богатая она и любящая, чистая; свободная и распахнутая; добрая, яркая. Русский человек не потерял способность верить. Один из авторов пишет: «Русскому человеку необходима вера: вера в народ, в страну, в лучшее.». Но наш обобщенный русский уже не верит в сильную личность, в правителя.

Выразительно выглядят результаты описанных социальных характеристик.

Считают себя патриотами около 90% авторов сочинений. Но что для них значит быть патриотом?

Для большинства быть патриотом — «любить свою страну, уважать ее, гордиться ей». Часто (10,8%) эти слова употребляются в словосочетании «сохранить прошлое и настоящее»: «Да, может быть, трудно сегодня сохранить все то, что напоминает нам о великом прошлом. Но гордиться, а главное любить — это под силу каждому, кто считает себя русским, кто хочет сберечь могучую страну детям своим» (Евгения М., Калужская область).

Очень часто звучит в сочинениях позиция, согласно которой быть патриотом — значит стремиться к изменению положения дел в стране в лучшую сторону: «Современная жизнь хороша и может быть еще лучше, но только за это надо бороться, а не впадать в отчаяние и цинизм. нужно работать и работать.» (Светлана П., Чувашская Респуб-

лика); «.русский человек не должен сидеть сложа руки и ждать пока кто-то ему поможет улучшить его жизнь.» (Илона З., г. Анапа). Здесь мы видим, что молодежь акцентирует внимание именно на изменение сложившейся, как они отмечают, сложной ситуации в современной жизни. И пытается найти выход из данной ситуации. 11,6 % стремятся работать во благо своей Родины, ради ее дальнейшего процветания. Именно на свое поколение, на себя они возлагают надежды на возрождение России: «Надо по-

мнить, что мы будущее России.» (Евгения М., Калужская обл., г. Людиново); «Только грамотная, профессиональная молодежь, талантливая, высоконравственная спасет Россию» (Вера Я., Республика Башкортостан, г. Бирск); «Потенциальные возможности у молодежи велики, и она должна справится со всеми задачами, возложенными на нее. Ярлыки, которые вешают на молодежь взрослые, устарели... В нас много хорошего!» (Анна П., Республика Татарстан, г. Казань).

Патриотические настроения молодежи (в % от числа ответов)

Значение Всего

Любить свою страну (уважать, гордиться) 1/^ СЧ

Стремиться к изменению положения дел в стране в лучшую сторону 16,6

Своя страна лучше других («жить в России и не покидать ее») 12,5

Работать во благо своей Родины, ради ее процветания («стремиться возвеличить, прославить») 11,6

«Сохранять и почитать прошлое и настоящее» 10,8

Защищать свою страну, в том числе и от любых обвинений 10,0

Антипатриотизм (шовинизм, национализм, ксенофобия) 7,5

«Я не патриот» 1,6

Патриотизма в России нет! 1,6

Немало ребят (12,2%) считают, что не патриоты те, кто уезжает за границу. Одни довольно резко выражают свои мысли: «Не русские те, кто хочет уехать за границу» (Виктория П., Камчатская обл.); другие считают, что все дело в воспитании и в стремлении к лучшей жизни: «с возрастом вопросы патриотизма человек сбрасывает, а вырастающее поколение становится великими деятелями и уезжает заграницу, чтобы жить в лучших условиях» (Анна П., г. Казань). Но эти ребята сходятся в одном: «Русские люди — это ... те, кто живет в России, трудиться во благо России, ходит по Русской земле» (Наталья П., Новосибирская обл.).

Обратной стороной патриотизма является «мнимый патриотизм — очерняющий прошлое и настоящее своего народа. это национализм, ксенофобия» (Оксана А., Новосибирская обл.); «нельзя допускать пропаганды радикальных идей, которые возвышают дну нацию над другой.» (Анна П., Республика Татарстан). Но есть работы, авторы которых считают, что «родившимся русскими не просто опасно ходить по Земле. предков, а смертельно опасно, ибо русскость стала нынче приговором, вынесенным силами Зла. Об этом пишут газеты, журналы, об этом вещает радио. которые настойчиво вдалбливают в головы молодых: русским конец!»

(Ирина С., Московская обл.). Ребята затраги- Россия — многонациональная страна и нуж-вают в своих работах межнациональные от- но быть терпимым по отношению к другим ношения, в большинстве своем считают, что народам, проживающим на русской земле.

Характеристика межнациональных отношений

(в % от числа ответов)

Варианты ответов Всего

Россия — многонациональная страна 69,0

Наличие в России антипатриотизма (шовинизм, национализм, ксенофобия, эмиграция) 21,4

Русским быть стыдно 9,5

О роли СМИ и влиянии Запада много написано в сочинениях: «Следует поменьше равняться на Запад, на его ценности, где главное деньги» (Тарас Л., с. Шуган); «.вместе с хорошими образцами мы перенимаем у Запада плохое», «Телевидение — сплошное насилие, наркотики, оружие. Дети учат рекламные слоганы» (Анна П., Республика Татарстан, г. Казань); «агрессивное наступление голубого экрана» (Вера Я., г. Бирск). Но тут же замечают: «сложным вопросом является: формируем ли мы содержание статей, репортажей СМИ или наоборот, они нам что-то навязывают, заставляя изменить себя. СМИ в первую очередь ориентируется на наши национальные особенности, вместе с тем они настойчиво обращают внима-

ние русских на европейские мерки и стандарты» (Дарья С., Республика Адыгея г. Майкоп). Как видно из сочинений СМИ, Запад играет большую роль в формировании национальной идентичности молодых русских. Но ребята не дают данному явлению ни одной положительной оценки.

Портрет русского человека получается почти целиком положительным, так как отрицательные черты представлены очень слабо. На первом месте нерешительность, мягкотелость, безынициативность, покорность. Затем следует пьянство. Равнодушие (безразличие) удивительным образом контрастирует с самым популярным положительным качеством русского человека — отзывчивостью!

Качества русского характера: негативные автостереотипы

Общий стиль поведения равнодушие (безразличие); разухабистость, развязность; хамство, расточительство, медлительность

Общий стиль деятельности безделье (нежелание работать, лень)

Отношение к людям алчность, эгоизм

Качества воли нерешительность, мягкотелость, безынициативность, покорность

Качества ума глупость; ограниченность, тугоумие

Эмоциональные качества —

Социальные характеристики пьянство

Интегральные характеристики —

Проанализировав все вышеизложенное, мы можем сделать вывод, что именно социальные характеристики русского человека, такие как патриотизм, интернационализм и национальная гордость, лидируют в портрете русского человека и только потом идут его личные качества.

Следует особо отметить, что для большинства авторов сочинений русские люди сегодня это «не только чистокровные русские, но и люди разных национальностей. среди которых украинцы и евреи, татары и представители других национальностей, которые знают русскую культуру, русский язык.» (Оксана З. г. Элиста); «русский — это не национальность, это призвание. И грузин, и татарин, и казах, и армянин, проживающие в России и любящие эту землю могут и будут всегда в душе считать себя русским

1 См.: Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2002.

2 Что значит быть русским сегодня? Сочинения старшеклассников — участников конкурса, проведенного в марте-июле 2003 г. / Под ред. И. М. Ильинского. М., 2005. С.12.

3 См.: Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. М., 1996. С. 28.

людьми.» (Лаура А., Кемеровская обл.); «разве состояние души зависит от его фамилии, цвета кожи, разреза глаз? Я русская, потому, что я живу в России, потому что именно эту страну я могу назвать своей» (Николай Т., Орловская обл.).

Таким образом, основанием национальной самоидентификации молодых русских является в первую очередь психологическая мотивация («я русский, потому что чувствую себя русским»). А в основе причисления себя к этнической общности «русские» лежит (по мере убывания количества ответов): русский характер, русская культура, обычаи, традиции; русский язык, история страны, народа, чувство принадлежности к земле. Но основным показателем является любовь к Родине и стремление работать на благо ей, с целью улучшить положение в стране.

4 См.: Сикевич З. В. Указ. соч. С. 96.

5 См.: Дробижева Л. М. Российская и этническая идентичность: противостояние или совместимость // Россия реформирующаяся. М., 2002. С. 213-244.

6 За образец мы взяли классификацию, сделанную З. И. Сикевич См.: Сикевич З. В. Указ. соч. С. 108-109.

Портрет русского человека глазами старшеклассников

Патриотизм

Интернационализм

Уравновешенность, выдержка, сдержанность, сила воли, сила характера Национальная гордость

Отзывчивость, милосердие, великодушие, сочувствие, сострадание Доброта

Преданность высоким нравственным идеалам

Талантливость

Отвага, смелость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Трудолюбие

Гордость

Трудолюбие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.