Научная статья на тему 'РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ В ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРУППАХ'

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ В ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРУППАХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русские народные сказки / устная речь / младшие школьники / речевые компетенции.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ходжибекова М.А.

В статье рассматривается проблема применения русских народных сказок как средства развития и формирования устной речи студентов в иноязычных группах. Особое внимание автор уделяет подробному анализу особенности влияния сказок на речь учащихся и способам организации работы с ней на занятиях. В частности, рассматриваются речевые компетенции, которые будут формироваться с помощью применения данного фольклорного жанра. Описываются и анализируются этапы работы, которые включают в себя комплекс мероприятий по развитию устной речи у студентов средствами народных сказок, а также формы занятий, которые будут в большей мере способствовать формированию просодической стороны устной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ходжибекова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ В ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРУППАХ»

УДК 811.161.1

Ходжибекова М.А. стажер - ассистент

Андижанский институт сельского хозяйства и агротехнологий

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ И РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ В ИНОЯЗЫЧНЫХ ГРУППАХ

Аннотация. В статье рассматривается проблема применения русских народных сказок как средства развития и формирования устной речи студентов в иноязычных группах. Особое внимание автор уделяет подробному анализу особенности влияния сказок на речь учащихся и способам организации работы с ней на занятиях. В частности, рассматриваются речевые компетенции, которые будут формироваться с помощью применения данного фольклорного жанра. Описываются и анализируются этапы работы, которые включают в себя комплекс мероприятий по развитию устной речи у студентов средствами народных сказок, а также формы занятий, которые будут в большей мере способствовать формированию просодической стороны устной речи.

Ключевые слова: русские народные сказки, устная речь, младшие школьники, речевые компетенции.

Khodzhibekova M.A. intern - assistant

Andijan Institute of Agriculture and Agricultural Technologies

RUSSIAN FOLK TALE AS A MEANS OF PERSONALITY

FORMATION AND DEVELOPMENT OF ORAL SPEECH OF STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGE GROUPS

Annotation. The article examines the problem of using Russian folk tales as a means ofdeveloping and shaping the oral speech ofstudents in foreign language groups. The author pays special attention to a detailed analysis of the peculiarities of the influence of fairy tales on students' speech and ways of organizing work with it in the classroom. In particular, speech competencies that will be formed through the use of this folklore genre are considered. The stages of work are described and analyzed, which include a set of activities for the development of oral speech in students through folk tales, as well as forms of classes that will largely contribute to the formation of the prosodic side of oral speech.

Keywords: russian folk tales, oral speech, primary school students, speech

skills.

Совместное чтение помогает учителям и студентам сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения. Подбирает сказки, нужно учитывать возраст студента и особенности его психологического развития. Детство каждого человека ассоциируется со сказками. Сказка берет свое начало еще из глубины веков - той поры, когда существовало устное народное творчество.

Русская народная сказка представляет собой устно-поэтический рассказ, который в определенной степени содержит фантастический вымысел. Русская народная сказка - это, прежде всего, произведение искусства; живое, красочное, увлекательное, яркое, стирающее границы между реальностью и игрой, чем особенно импонирует детям и соответствует их возрастным психологическим особенностям.

Фольклор особенно притче для студентов - это не просто фантазия, это особая реальность мира чувств. Слушая сказки, студенты глубоко сочувствуют персонажам.

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. Сказки являлись своеобразным инструментом обучения и целительства, средством народной психиатрии задолго до того, психотерапия получила свой статус.

В сказках и притчах в образной форме показывается, как человек может помочь себе преодолеть различные невзгоды и трудности, сделать свою жизнь полноценной, оставаясь при этом самим собой. Сказки оказывают большое влияние на формирование личности человека. Писатель Виктор Кротов дает такое определение сказки: «Сказка - это честная выдумка, честный вымысел. Удивительно то, что это не уменьшает ее способности отражать жизнь, а скорее увеличивает его».

Действительно, сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Герои сказок летают на коврах - самолетах, за одну ночь осушают болота, строят дворцы, побеждают чудовищ и в то же время ничем не отличаются от обычных людей. Это удивительное сочетание правды и вымысла.

Применение сказок для развития устной речи будет также создавать такие речевые компетенции, как:

- расширение словарного запаса;

- пополнение грамматического строя;

- развитие диалогической и монологической сторон речи;

- совершенствование звукового речевого компонента.

Народная сказка является одним из эффективных методов развития речи студента, в особенности это касается связности речевых высказываний. Результатом использования этно-педагогических материалов, которые заложены в текстах сказок, студенты могут учиться и тренировать способность к речевым высказываниям, совместно с выработкой и построением тонального ряда собственных высказываний и просодику.

Использование на уроке новых интерактивных методов с различными играми по сказкам играет важную роль не только в развитии устной речи учащихся, но и в формировании личности.

Вот несколько примеров таких интерактивных методов:

«Звукорежиссеры»

Игра направлена на развитие на развитие устной связной речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть слушатели озвучивайте ход событий.

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетный картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки. По порядку разложите перед ребенком картинки из сказки. Одна картина специально убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должно лежать, не нарушая последовательности.

«Встречи героев»

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказка. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучит диалог.

Американский психолог и психиатр Бруно Беттель Хаим написал: «Детям нужны сказки» (так называется его монография), развития личности.

Устный народный творчество в жизни каждого человека имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи.

Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе каждого человека, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.

Использованные источники:

1. https://infourok.ru/user/velieva-emine-edemovna/blog/rol-skazki-v-zhizni-cheloveka-105510. html

2. «Русский как иностранный» телеграмм канал.

3. И.А.Бунина, г. Елец Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №5/2021.

4. Egamberdiyev O. KECHPISHAR QOVUN NAVLARINI KO'PIKLANTRILGAN POLETILINDAN TAYYORLANGAN TO'RLARGA QADOQLAB SAQLASHDAGI SAQLANUVCHANLIGINING AHAMIYATI //Естественные науки в современном мире: теоретические и практические исследования. - 2023. - Т. 2. - №. 7. - С. 23-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.