ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Зайцева, Н. В
аспирант очной формы обучения, Московский городской педагогический университет, e-mail: Nat-nik.nik2011@yandex.ru Zaitseva, H. V
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ - НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ
ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматривается роль русской народной песни как феномена музыкальной культуры в процессе воспитания и развития личности ребенка.
RUSSIAN FOLK SONG - AN INEXHAUSTIBLE SOURCE OF FUNDAMENTALS OF FORMATION OF CIVIL IDENTITY OF MODERN SCHOOL
SUMMARY. The article discusses the role of Russian folk songs as a phenomenon of musical culture in the process of education and development of the child.
Ключевые слова: русская народная песня, воспитание ребенка, формирование гражданской идентичности, познание исторических корней.
Keywords: Russian folk song, raise children, foster civic identity, knowledge of the historical roots.
К ребёнку мы должны относиться как к человеку, который по сути своей не только не ниже нас, а, может быть, и превосходит нас...
Потому что он, приходящий в этот мир и осваивающий его, несёт в себе изначальную чистоту и непорочность этого мира.
А. К. Бруднов
Русский народ славится своей богатейшей многовековой историей. Основы нравственных ценностей и исторические традиции формировались и трансформировались на протяжении многих веков.
В современном обществе возродился интерес к поиску истоков духовного развития личности, к осознанию своей национальной и гражданской принадлежности, а также к анализу сущностных черт российской гражданской идентичности. Поэтому особое внимание исследователей и педагогов занимает процесс изучения наследия прошлого - национальных, культурных и
гражданских ценностей. Ученые и педагоги твердо убеждены, что именно через правильное и своевременное формирование гражданской и национально-культурной идентичности, можно приобщить детей ко всеобщим, общечеловеческим ценностям, а это является основополагающим для сохранения независимости русского народа, могущества российского государства, возрождения духовности, нравственности и национального духа.
Во все исторические времена русский человек отличался особенной «русской душой», стремлением к идеалу, ко всему абсолютному. Именно эта национальная черта заставляет русского человека осознавать своё несовершенство и побуждает к постоянному личностному развитию и духовному совершенствованию. Это очень ценная черта российской личности, ведь осознание своих недостатков - это первый шаг на пути к их исправлению и пробуждению желания ко всестороннему развитию личности и самосовершенствованию.
Народ России многонационален. В каждой национальности присутствуют свои представления о духовности личности, о гражданской, культурной, социальной и этнической идентичности, следовательно, в каждой народности процесс формирования идентичностей имеет свои особенности и специфику, поэтому абсолютно неприемлемо и разрушительно для всего народа навязывание единой формы идентификации. Но необходимо помнить, что все народности живут вместе, рядом, на просторах необъятной России, и для мирного и уважительного сосуществования возникает неотложная необходимость воспитания духовно развитого, нравственно совершенного человека, что является базовым фундаментом гражданской идентичности. Для этого важно позаботиться, чтобы с самого раннего возраста были созданы все условия для усвоения нравственных, духовных, этических и эстетических ценностей и их преломление в жизненных ситуациях в органической целостности. Именно национально-культурные и гражданские ценности являются прочным фундаментом для формирования российской гражданской идентичности, для воспитания интеллектуальной, нравственной личности, востребованной в современном мире. Все это возможно и достижимо через своевременное усвоение общечеловеческих ценностей и идеалов.
Духовный кризис современного общества усложняет взгляд на процесс формирования гражданской идентичности, воспитания и развития личности современных российских школьников. Опираясь на исследования ведущих педагогов в области начального общего образования, можно сделать вывод: формирование гражданской идентичности у современных школьников, как важнейшего социального качества из системы нравственных ценностей, является актуальной и первостепенной проблемой современной семьи и школы. Необходимо понимать, что только через единство нравственного, интеллектуального, этического и эстетического воспитания и развития ребенок сможет раскрыть свой творческий природный потенциал, свои дарования, способности, что даст толчок к пробуждению стремления к духовному развитию личности, формированию представлений о гражданской и национальной идентичности. Отсюда следует правомерный вывод: целостное, гармоничное развитие личности ребёнка, забота о возрастании его духовной сферы являются факторами формирования гражданской идентичности в современном мире.
Огромное значение в развитии личности ребёнка играет его эмоциональная и чувственная сфера, особенно в младшем школьном возрасте. Это открывает перспективы для школьных дисциплин художественно-эстетического цикла. В проце^е изучения предметов образовательной отрасли «Искусство», ознакомления детей с произведениями композиторов, скульпторов, поэтов, где основным моментом является восприятие образов, также решаются важные задачи по воспитанию и развитию личности ребёнка. Здесь музыкальные и художественные произведения имеют ни с чем не сравнимый воспитательный потенциал.
В процессе учебной деятельности на уроках музыки школьники приобщаются к прекрасному наследию музыкального искусства, учатся воспринимать музыкальные образы через ощущения, постигают сложный, но интересный «язык музыкального искусства».
Огромным и ценным творческим наследием, заключающим в себе источник нравственных, моральных, духовных и эстетических представлений, является народная песня. Также народное песенное творчество несет в себе богатейший образовательный и воспитательный потенциал. Оно знакомит детей с традициями, обычаями и бытом народностей. Являясь средством музыкального фольклора, народная песня становится основой музыкальной культуры в жизни ребёнка. Образы, отраженные в поэтическом и музыкальном содержании народной песни, конкретны, жизненны и содержательны. Они служат средством познания детьми окружающего мира, средством приобщения ребёнка к традициям и истоком собственной культуры, и, следовательно, средством успешной социализации.
Невозможно представить культурное наследие России без народного творчества, без самобытной русской народной песни. Русская народная песня - исконный источник России, кладезь духовности, образ жизни русского народа на протяжении многих веков. В русских народных песнях сохранены моральные, нравственные, этические и эстетические ценности великого русского народа с его многовековыми традициями и обычаями. Композиторы и поэты выбирали образы для своих творений в народном творчестве. Поэтому многие произведения пережили много поколений и не теряют своего значения и в наши дни.
Народная песня - это особый высокохудожественный мир, это слияние поэзии и философии. Она заключает в себе народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, является прогрессивным воспитательным фактором, знакомит детей с окружающим миром, объясняя им нравственные нормы, правила поведения. Русского человека песня сопровождает от рождения до самой смерти, начиная с колыбельной, оканчивая погребальными церковными напевами. Песня обладает и педагогический ценностью, так как правильному и красивому пению обучали, а в процессе этого человек приобщался к миру прекрасного, у него вырабатывался эстетический и художественный вкус, появлялись стремление и желание творить добро и созидать красоту. Это являлось предпосылками воспитания высоко нравственной, эстетически культурной и гармонично развитой личности, осознающей свою гражданскую принадлежность.
В школьном возрасте дети очень восприимчивы как к хорошему, доброму, так и к плохому. Поэтому очень важно в повседневной жизни окружить ребёнка полезной и правильной атмосферой. Детская душа чиста, ранима и
подвержена воздействию извне. Поэтому, какие ростки посадят педагоги и родители, такие плоды и возрастут через некоторое время. Необходимо отметить, что песенное народное творчество имеет большое влияние на эмоциональную сферу ребёнка. Красивые, напевные мелодии, яркие и содержательные образы, отражённые в поэтическом тексте, заставляют детей окунуться в атмосферу данного музыкального произведения, учат сопереживанию и восприятию тонких оттенков музыкальной интонации.
Русское народное творчество - это огромный бесценный пласт русской культуры. Оно должно найти отражение в содержании образования и воспитания в современной школе, так как заключает в себе высокий художественный вкус, хранит нравственные, моральные и эстетические ценности, воспитывает у детей любовь к своему Отечеству, патриотизм и гражданственность. Источник народного творчества является сама окружающая жизнь, родная природа, быт. Это то, что окружает ребёнка в повседневной жизни, а, следовательно, очень близко, понятно и дорого.
В школьном возрасте очень важное значение имеет правильное и своевременное формирование представлений о морали, нравственных ценностях, толерантности, благородстве, великодушии, чувстве долга и ответственности и других значимых качествах личности гражданина России. Эти ценности становятся впоследствии мотивом гражданского поведения и осознания своей идентичности и гражданской общности.
Одним из путей формирования гражданской идентичности современного школьника является приобщение его прекрасному и великому миру народного песенного творчества. Изучая песенные традиции русского народа, вникая в поэтическое наследие, переживая события и образы, отражённые в русской народной песне, у детей сформируется потребность соотносить себя с гражданским обществом, в котором они живут, появится желание познать моральные, нравственные и эстетические ценности и нормы поведения, найти правильные взаимоотношения с представителями разных национальностей и культур. Это станет важным этапом на пути формирования гражданской идентичности в современных условиях. Также необходимо помнить, что базовой основой в процессе формирования гражданской идентичности может стать идея объединения людей разных национальностей и религиозных конфессий, которые отличаются друг от друга нравственными и моральными ценностями, мировоззрением, взглядами и оценками, но при этом не теряют связи с Отечеством, с традициями своего народа, с гражданской общностью, а также, в своём поведении и поступках опираются на общепризнанные, вечные человеческие ценности.
В условиях реформирования системы образования важное значение отводится организации личностно-развивающей среды, приобщению современных школьников к изучению наследия народной художественной и музыкальной культуры, которые находятся в неразрывном единстве. Эти бесценные памятники творчества обеспечивают развитие фундамента духовности и нравственности, формированию патриотизма и гражданской идентичности. Русская народная песня, народная художественная культура очень близки своей простотой, доступностью, образностью, легкостью восприятия творчеству школьников. Они покоряют детей своей эмоциональностью, игровым характером, взаимосвязью с окружающим миром, гуманностью.
Изучив воспитательные возможности музыки, в частности, русской народной песни на пути формирования гражданской идентичности, можно с уверенностью сказать, что только через познание своих исторических корней, творческого музыкального и поэтического наследия народной культуры, изучения духовного богатства русского народа, возможно гармоничное и цельное развитие личности ребёнка, любящего своё Отечество, свой народ, своих близких. Только такая личность может быть достойным гражданином и патриотом России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алейникова, Н. Г. Роль музыкального искусства в воспитании личности [Текст] / Н. Г. Алейникова // Kant. - 2012. - № 3. - 140 с.
2. Воронина, Е. А. Духовно-нравственное просвещение учащихся младших классов средствами музыки [Текст] : автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. А. Воронина; Пед. ун-т. - Вологда, 2002. - 19 с.
3. Киященко, Н. И. Искусство и духовный мир человека [Текст] / Н. И. Киященко, Н. А. Лейзеров. - М., 1983. - 121 с.
4. Энхжаргал, Г. Народная музыкальная культура в эстетическом воспитании младших школьников [Текст] // Научная перспектива. - 2011. - № 2.