Научная статья на тему 'Русская народная песня неиссякаемый источник основ формирования гражданской идентичности современных школьников'

Русская народная песня неиссякаемый источник основ формирования гражданской идентичности современных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
527
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ / ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА / ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ПОЗНАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ КОРНЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Н. В.

В статье рассматривается роль русской народной песни как феномена музыкальной культуры в процессе воспитания и развития личности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская народная песня неиссякаемый источник основ формирования гражданской идентичности современных школьников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Зайцева, Н. В

аспирант очной формы обучения, Московский городской педагогический университет, e-mail: Nat-nik.nik2011@yandex.ru Zaitseva, H. V

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ - НЕИССЯКАЕМЫЙ ИСТОЧНИК ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается роль русской народной песни как феномена музыкальной культуры в процессе воспитания и развития личности ребенка.

RUSSIAN FOLK SONG - AN INEXHAUSTIBLE SOURCE OF FUNDAMENTALS OF FORMATION OF CIVIL IDENTITY OF MODERN SCHOOL

SUMMARY. The article discusses the role of Russian folk songs as a phenomenon of musical culture in the process of education and development of the child.

Ключевые слова: русская народная песня, воспитание ребенка, формирование гражданской идентичности, познание исторических корней.

Keywords: Russian folk song, raise children, foster civic identity, knowledge of the historical roots.

К ребёнку мы должны относиться как к человеку, который по сути своей не только не ниже нас, а, может быть, и превосходит нас...

Потому что он, приходящий в этот мир и осваивающий его, несёт в себе изначальную чистоту и непорочность этого мира.

А. К. Бруднов

Русский народ славится своей богатейшей многовековой историей. Основы нравственных ценностей и исторические традиции формировались и трансформировались на протяжении многих веков.

В современном обществе возродился интерес к поиску истоков духовного развития личности, к осознанию своей национальной и гражданской принадлежности, а также к анализу сущностных черт российской гражданской идентичности. Поэтому особое внимание исследователей и педагогов занимает процесс изучения наследия прошлого - национальных, культурных и

гражданских ценностей. Ученые и педагоги твердо убеждены, что именно через правильное и своевременное формирование гражданской и национально-культурной идентичности, можно приобщить детей ко всеобщим, общечеловеческим ценностям, а это является основополагающим для сохранения независимости русского народа, могущества российского государства, возрождения духовности, нравственности и национального духа.

Во все исторические времена русский человек отличался особенной «русской душой», стремлением к идеалу, ко всему абсолютному. Именно эта национальная черта заставляет русского человека осознавать своё несовершенство и побуждает к постоянному личностному развитию и духовному совершенствованию. Это очень ценная черта российской личности, ведь осознание своих недостатков - это первый шаг на пути к их исправлению и пробуждению желания ко всестороннему развитию личности и самосовершенствованию.

Народ России многонационален. В каждой национальности присутствуют свои представления о духовности личности, о гражданской, культурной, социальной и этнической идентичности, следовательно, в каждой народности процесс формирования идентичностей имеет свои особенности и специфику, поэтому абсолютно неприемлемо и разрушительно для всего народа навязывание единой формы идентификации. Но необходимо помнить, что все народности живут вместе, рядом, на просторах необъятной России, и для мирного и уважительного сосуществования возникает неотложная необходимость воспитания духовно развитого, нравственно совершенного человека, что является базовым фундаментом гражданской идентичности. Для этого важно позаботиться, чтобы с самого раннего возраста были созданы все условия для усвоения нравственных, духовных, этических и эстетических ценностей и их преломление в жизненных ситуациях в органической целостности. Именно национально-культурные и гражданские ценности являются прочным фундаментом для формирования российской гражданской идентичности, для воспитания интеллектуальной, нравственной личности, востребованной в современном мире. Все это возможно и достижимо через своевременное усвоение общечеловеческих ценностей и идеалов.

Духовный кризис современного общества усложняет взгляд на процесс формирования гражданской идентичности, воспитания и развития личности современных российских школьников. Опираясь на исследования ведущих педагогов в области начального общего образования, можно сделать вывод: формирование гражданской идентичности у современных школьников, как важнейшего социального качества из системы нравственных ценностей, является актуальной и первостепенной проблемой современной семьи и школы. Необходимо понимать, что только через единство нравственного, интеллектуального, этического и эстетического воспитания и развития ребенок сможет раскрыть свой творческий природный потенциал, свои дарования, способности, что даст толчок к пробуждению стремления к духовному развитию личности, формированию представлений о гражданской и национальной идентичности. Отсюда следует правомерный вывод: целостное, гармоничное развитие личности ребёнка, забота о возрастании его духовной сферы являются факторами формирования гражданской идентичности в современном мире.

Огромное значение в развитии личности ребёнка играет его эмоциональная и чувственная сфера, особенно в младшем школьном возрасте. Это открывает перспективы для школьных дисциплин художественно-эстетического цикла. В проце^е изучения предметов образовательной отрасли «Искусство», ознакомления детей с произведениями композиторов, скульпторов, поэтов, где основным моментом является восприятие образов, также решаются важные задачи по воспитанию и развитию личности ребёнка. Здесь музыкальные и художественные произведения имеют ни с чем не сравнимый воспитательный потенциал.

В процессе учебной деятельности на уроках музыки школьники приобщаются к прекрасному наследию музыкального искусства, учатся воспринимать музыкальные образы через ощущения, постигают сложный, но интересный «язык музыкального искусства».

Огромным и ценным творческим наследием, заключающим в себе источник нравственных, моральных, духовных и эстетических представлений, является народная песня. Также народное песенное творчество несет в себе богатейший образовательный и воспитательный потенциал. Оно знакомит детей с традициями, обычаями и бытом народностей. Являясь средством музыкального фольклора, народная песня становится основой музыкальной культуры в жизни ребёнка. Образы, отраженные в поэтическом и музыкальном содержании народной песни, конкретны, жизненны и содержательны. Они служат средством познания детьми окружающего мира, средством приобщения ребёнка к традициям и истоком собственной культуры, и, следовательно, средством успешной социализации.

Невозможно представить культурное наследие России без народного творчества, без самобытной русской народной песни. Русская народная песня - исконный источник России, кладезь духовности, образ жизни русского народа на протяжении многих веков. В русских народных песнях сохранены моральные, нравственные, этические и эстетические ценности великого русского народа с его многовековыми традициями и обычаями. Композиторы и поэты выбирали образы для своих творений в народном творчестве. Поэтому многие произведения пережили много поколений и не теряют своего значения и в наши дни.

Народная песня - это особый высокохудожественный мир, это слияние поэзии и философии. Она заключает в себе народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, является прогрессивным воспитательным фактором, знакомит детей с окружающим миром, объясняя им нравственные нормы, правила поведения. Русского человека песня сопровождает от рождения до самой смерти, начиная с колыбельной, оканчивая погребальными церковными напевами. Песня обладает и педагогический ценностью, так как правильному и красивому пению обучали, а в процессе этого человек приобщался к миру прекрасного, у него вырабатывался эстетический и художественный вкус, появлялись стремление и желание творить добро и созидать красоту. Это являлось предпосылками воспитания высоко нравственной, эстетически культурной и гармонично развитой личности, осознающей свою гражданскую принадлежность.

В школьном возрасте дети очень восприимчивы как к хорошему, доброму, так и к плохому. Поэтому очень важно в повседневной жизни окружить ребёнка полезной и правильной атмосферой. Детская душа чиста, ранима и

подвержена воздействию извне. Поэтому, какие ростки посадят педагоги и родители, такие плоды и возрастут через некоторое время. Необходимо отметить, что песенное народное творчество имеет большое влияние на эмоциональную сферу ребёнка. Красивые, напевные мелодии, яркие и содержательные образы, отражённые в поэтическом тексте, заставляют детей окунуться в атмосферу данного музыкального произведения, учат сопереживанию и восприятию тонких оттенков музыкальной интонации.

Русское народное творчество - это огромный бесценный пласт русской культуры. Оно должно найти отражение в содержании образования и воспитания в современной школе, так как заключает в себе высокий художественный вкус, хранит нравственные, моральные и эстетические ценности, воспитывает у детей любовь к своему Отечеству, патриотизм и гражданственность. Источник народного творчества является сама окружающая жизнь, родная природа, быт. Это то, что окружает ребёнка в повседневной жизни, а, следовательно, очень близко, понятно и дорого.

В школьном возрасте очень важное значение имеет правильное и своевременное формирование представлений о морали, нравственных ценностях, толерантности, благородстве, великодушии, чувстве долга и ответственности и других значимых качествах личности гражданина России. Эти ценности становятся впоследствии мотивом гражданского поведения и осознания своей идентичности и гражданской общности.

Одним из путей формирования гражданской идентичности современного школьника является приобщение его прекрасному и великому миру народного песенного творчества. Изучая песенные традиции русского народа, вникая в поэтическое наследие, переживая события и образы, отражённые в русской народной песне, у детей сформируется потребность соотносить себя с гражданским обществом, в котором они живут, появится желание познать моральные, нравственные и эстетические ценности и нормы поведения, найти правильные взаимоотношения с представителями разных национальностей и культур. Это станет важным этапом на пути формирования гражданской идентичности в современных условиях. Также необходимо помнить, что базовой основой в процессе формирования гражданской идентичности может стать идея объединения людей разных национальностей и религиозных конфессий, которые отличаются друг от друга нравственными и моральными ценностями, мировоззрением, взглядами и оценками, но при этом не теряют связи с Отечеством, с традициями своего народа, с гражданской общностью, а также, в своём поведении и поступках опираются на общепризнанные, вечные человеческие ценности.

В условиях реформирования системы образования важное значение отводится организации личностно-развивающей среды, приобщению современных школьников к изучению наследия народной художественной и музыкальной культуры, которые находятся в неразрывном единстве. Эти бесценные памятники творчества обеспечивают развитие фундамента духовности и нравственности, формированию патриотизма и гражданской идентичности. Русская народная песня, народная художественная культура очень близки своей простотой, доступностью, образностью, легкостью восприятия творчеству школьников. Они покоряют детей своей эмоциональностью, игровым характером, взаимосвязью с окружающим миром, гуманностью.

Изучив воспитательные возможности музыки, в частности, русской народной песни на пути формирования гражданской идентичности, можно с уверенностью сказать, что только через познание своих исторических корней, творческого музыкального и поэтического наследия народной культуры, изучения духовного богатства русского народа, возможно гармоничное и цельное развитие личности ребёнка, любящего своё Отечество, свой народ, своих близких. Только такая личность может быть достойным гражданином и патриотом России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алейникова, Н. Г. Роль музыкального искусства в воспитании личности [Текст] / Н. Г. Алейникова // Kant. - 2012. - № 3. - 140 с.

2. Воронина, Е. А. Духовно-нравственное просвещение учащихся младших классов средствами музыки [Текст] : автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. А. Воронина; Пед. ун-т. - Вологда, 2002. - 19 с.

3. Киященко, Н. И. Искусство и духовный мир человека [Текст] / Н. И. Киященко, Н. А. Лейзеров. - М., 1983. - 121 с.

4. Энхжаргал, Г. Народная музыкальная культура в эстетическом воспитании младших школьников [Текст] // Научная перспектива. - 2011. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.