Научная статья на тему 'Русская музыкальная культура XVIII столетия как объект исследования'

Русская музыкальная культура XVIII столетия как объект исследования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1195
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XVIII В. / MUSICAL CULTURE OF THE XVIII CENTURY / СМЕНА ПАРАДИГМЫ / БАРОККО / BAROQUE / ВОЗРОЖДЕНИЕ / RENAISSANCE / ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ / LITERATURE / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА / МУЗЫКОВЕДЕНИЕ / MUSICOLOGY / ПАМЯТНИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА / MONUMENTS OF MUSICAL ART / CHANGING PARADIGMS / SPACE ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шиндин Борис Александрович

Статья посвящена историческим аспектам изучения отечественной музыки XVIII столетия. В силу ряда обстоятельств этот пласт культуры, практически не исследованный в XIX в., стал объектом внимания музыковедов только в XX в. В немногочисленных работах первой половины столетия только наметились подходы к системному описанию нарождающейся культуры нового времени. Эти подходы в полной мере были реализованы во второй половине столетия в трудах Т. Н. Ливановой, Ю. В. Келдыша, Б. В. Доброхотова, С. С. Скребкова, М. Г. Рыцаревой, Т. Ф. Владышевской, Е. М. Левашёва и др. В 1972 г. началась публикация «Памятников русского музыкального искусства»: изданы партитуры опер В. А. Пашкевича, Д. С. Бортнянского, М. М. Соколовского, Е. И. Фомина, русская вокальная лирика XVIII в., в том числе сборник Г. Н. Теплова «Между делом безделье». Описанию культуры XVIII в. посвящены второй и третий тома издаваемой в 1980-е гг. «Истории русской музыки». Изучение музыкальных проблем XVIII столетия происходило в контуре трехуровневой системе: открытии новых и уточнении уже известных источников, их введении в научный обиход путем публикация музыкальных памятников и посредством изысканий исследователей. Идеальное сочетание перечисленных факторов привело к блестящим результатам. Ни ранее, ни позднее отечественная музыкальная культура XVIII в. не получила столь целостного и проблемного освещения. Важно отметить, что исследования музыковедов культурных традиций XVIII в. явились естественной частью общего для гуманитарной науки процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian musical culture of XVIII century as an object of study

The article is devoted to historical aspects of the study of Russian music of XVIII century. In certain circumstances, this layer of culture has not been studied yet in the XIX century became the object of attention of musicologists only in the XX century. In the few works of the first half of the century there has been only an approach to a systematic description of the emerging culture of the new time. These approaches are fully implemented in the second half of the century in the writings of T. N. Livanova, Yu. V. Keldysh, В. V. Dobrokhotov, S. S. Screbkov, M. G. Rytsareva, T. F. Vladyshevsky, E. M. Levashova, etc. In 1972 began publication of Monuments of Russian musical art: published musical scores of the operas V. A. Pashkevich, D. S. Bortniansky, М. M. Sokolowski, E. I. Fomin, Russian vocal lyrics of the XVIII century, including the collection of G. N. Teplova «Casually doing nothing». Description of culture of the XVIII century dedicated to the second and third volumes published in 80-ies «The history of Russian music»... The article is devoted to historical aspects of the study of Russian music of XVIII century. In certain circumstances, this layer of culture has not been studied yet in the XIX century became the object of attention of musicologists only in the XX century. In the few works of the first half of the century there has been only an approach to a systematic description of the emerging culture of the new time. These approaches are fully implemented in the second half of the century in the writings of T. N. Livanova, Yu. V. Keldysh, В. V. Dobrokhotov, S. S. Screbkov, M. G. Rytsareva, T. F. Vladyshevsky, E. M. Levashova, etc. In 1972 began publication of Monuments of Russian musical art: published musical scores of the operas V. A. Pashkevich, D. S. Bortniansky, М. M. Sokolowski, E. I. Fomin, Russian vocal lyrics of the XVIII century, including the collection of G. N. Teplova «Casually doing nothing». Description of culture of the XVIII century dedicated to the second and third volumes published in 80-ies «The history of Russian music». A study of musical issues of the XVIII century occurred in the circuit a three-tier system: the opening of new and the refinement of already known sources, their introduction into scientific practice by the publication of musical monuments by survey researchers. The perfect combination of these factors led to brilliant results. Neither earlier nor later musical culture of the XVIII century had such a holistic and problematic lighting. It is important to note that the research of musicologists and cultural traditions of the XVIII century was a natural part common to the Humanities in the process. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Русская музыкальная культура XVIII столетия как объект исследования»

ТРАДИЦИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И БАРОККО В МИРОВОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

УДК 781.2

Б. А. ШИНДИН

РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА XVIII СТОЛЕТИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ1

а рубеже ХУП-ХУШ столетий, 300 лет тому назад, в отечественной культуре стали складываться контуры процесса, сопряженного с освоением нового художественного пространства. Сотканный множеством неоднозначных и даже противоречивых тенденций этот процесс определил стилистический ландшафт всего XVIII в. Его наиболее значимая, рельефная часть была обусловлена реалиями и смыслами нарождающейся европейски ориентированной культуры. В одной плоскости с ними сосуществовали, однако, далеко не утраченные традиции русского Средневековья. Музыка нового века корректировала свой потенциал в соотношении с художественными принципами веков минувших. Здесь, в сложных переплетениях сталкивались, соотносились, сопоставлялись явления прошлого, настоящего, будущего с их центробежными и центростремительными силами, элементы, свойственные национальной культуре и культуре общеевропейской, факторы исторически локального и глобального, периферийного и доминантного характера.

А 100 лет тому назад, в первой половине XX в., после огромной временной паузы стали формироваться подходы, позволяющие системно описать мир этой практически забытой в XIX столетии культуры. Начало активной фазы процесса музыковеды связывают с историко-теоретическими опытами Н. Ф. Финдейзена [9] и особенно Б. В. Асафьева [I]2. В их работах сложи-

© Б. А. Шиндин, 2018

лись два принципа исследования музыкальной составляющей эпохи: эмпирический и теоретический. Один из них раскрывал свой потенциал в поисках новых данных, позволяющих расширить источниковую базу знания. Энергия другого была направлена на интерпретацию этих данных и разработку концепции, способной осмыслить музыкальное искусство XVIII столетия в контексте явлений отечественной и мировой культуры. И все же музыковедение первой половины XX в. развивалось преимущественно в описательной плоскости, продолжая традиции, заложенные скорее Н. Ф. Финдейзеным, Н6ЖС" ли Б. В. Асафьевым3.

Наиболее значимыми в познании рассматриваемого периода стали широко и разнообразно представленные труды, созданные уже во второй половине столетия - времени блестящих открытий представителей различных областей гуманитарного знания. В своей совокупности их исследования вскрыли многообразный спектр художественных проблем эпохи перемен и раскрыли те условия, которые и сделали возможной кардинальную смену культурной парадигмы. Ведущая роль в развитии этих тенденций, безусловно, принадлежала литературоведам. Выдвинутые ими концепции во многом стали ориентиром для музыковедческих изысканий, что позволяет говорить об известной степени научного литературоцентризма. Нельзя, в этой связи, не упомянуть периодически издаваемого Институтом русской литературы РАН (Пушкинский

н

Дом) и воспринятого с большим интересом специалистами сборника статей под общим наименованием «XVIII век»4. Назову также некоторые из многочисленных сборников: «Русская литература на рубеже двух эпох (XVII - начало XVIII в.); «Новые черты в русской литературе и искусстве (XVII - начало XVIII в.)»; «Барокко в славянских культурах», монографии: В. Н. Всеволодско-го-Гернгросса «Русский театр второй половины XVIII века» (М., 1960), А. С. Дёмина «Русская литература второй половины XVII - начала XVIII века...» (М., 1977); П. Н. Беркова «История комедии XVIII в.» (Л., 1977); А. М. Пан-ченко «Русская стихотворная культура XVII века» (Л., 1973), его же «Русская культура в канун петровских реформ» (Л., 1981), Л. А. Софроновой «Поэтика славянского театра XVII-XVIII в.» (М., 1981) и мн. др. Проблемы принципиального характера, связанные с культурой рубежа столетий, с той или иной степенью подробности освещены в многочисленных монографиях и статьях Д. С. Лихачёва5.

Не менее значительный вклад в постижение ключевых тенденций эпохи перемен принадлежит исследователям пространственных искусств (живописи, архитектуры). Эта область знания также наполнена монографиями и статьями, касающимися историко-культур-ных и стилевых процессов. Преимущественное внимание здесь уделяется темам, посвященным изучению художественных памятников и деятельности создающих эти памятники мастеров. Базовой основой размышлений авторов публикаций стали вопросы взаимоотношения старого и нового - традиций древнерусской культуры и новых эстетических ценностей6.

Культура XVIII в. становится предметом невиданного прежде внимания музыковедов, обратившихся к ее жанровым и стилевым феноменам, интегрированным в творчестве отдельных композиторов и композиторской школе в целом. Следует при этом четко осознавать то обстоятельство, что разработки музы-

коведов в русле перечисленных направлений стали естественной частью общего для гуманитарной науки процесса. Именно поэтому динамику развития науки о музыке, обретенный ею статус актуальной области знания можно понять и объективно оценить только в контексте общего движения научной мысли тех лет.

Среди наиболее значимых областей знания, актуализированных в это время, таких, как зарубежная музыка XX столетия, музыка Древней Руси, одно из ведущих мест заняла отечественная музыка XVIII столетия. Открывает эту тенденцию монография Т. Н. Ливановой «Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом» [4]. Уже в самом названии исследования отражена важнейшая авторская концепция, раскрывающая место и функцию музыкального искусства в системе общественно значимых реалий того времени.

Работой, обобщившей накопленный к 60-м гг. XX столетия объем знания, стала монография Ю. В. Келдыша «Русская музыка XVIII века» [З]7. Не столь всеохватными, более локальными по материалу были монографии С. С. Скреб-кова «Русская хоровая музыка XVII -начала XVIII века (М., 1969) и Н. А. Ге-расимовой-Персидской «Партесный концерт в истории музыкальной культуры» (М., 1983). Нельзя также не упомянуть сборник статей Ю. В. Келдыша «Очерки и исследования по истории русской музыки» (М., 1978). В статьях, посвященных музыке XXIII столетия, автор следует руслом концепций Д. С. Лихачёва.

Сведения о композиторах и их творчестве представлены в монографиях Г. Ф. Фесечко о И. Е. Хандошкине [8], Б. В. Доброхотова о Е. И. Фомине [2], монографиях М. Г. Рыцаревой, посвященных творчеству Д. С. Бортнянско-го [5] и М. С. Березовского [6]. Значительную роль в исследовании эпохи сыграли Труды ГМПИ им. Гнесиных: вып. 21, посвященный традициям русской музыкальной культуры XVIII в. со

статьями Т. Ф. Владышевской, Л. В. Кикнадзе, В. И. Рабиновича [7], вып. 83 со статьей Б. А. Шиндина [10].

Явлением, заслуживающим особого внимания, стали издания музыки дог-линкинского периода. В 1968 г. вышла в свет «История русской музыки в нотных образцах» (составитель и редактор С. Л. Гинзбург). В последующие годы эта идея получила небывалые для отечественного музыкознания импульсы развития. В 1972 г. по инициативе Ю. В. Келдыша началась публикация музыкальных произведений эпохи. В «Памятниках русского музыкального искусства» изданы партитуры и клавиры опер «Скупой» и «Санкт-Петербургс-кий гостиный двор» В. А. Пашкевича, «Сокол» Д. С. Бортнянского, «Мельник-колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского, «Ямщики на подставе» Е. И. Фомина, русская вокальная лирика XVIII в., в том числе сборник Г. Н. Теплова «Между делом безделье, или собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса». Нельзя не упомянуть вызвавшую неоднозначную оценку музыковедов хрестоматию Н. Д. Успенского «Русский хоровой концерт конца XVII - первой половины XVIII в.». В 1983 г. началось издание 10-томной серии «История русской музыки», второй и третий тома которой посвящены скрупулезному описанию культуры XVIII столетия (авторы томов: Е. М. Левашёв, О. Е. Левашёва, Ю. В. Келдыш, Б. В. Доброхотов, А. М. Соколова).

Исследование музыкальных проблем XVIII столетия происходило в контуре трехуровневой, совершенной для интеграции научной мысли системе: открытии новых и уточнении уже известных источников (документальных, нарративных, музыкальных), их введении в научный обиход путем публикации музыкальных памятников эпохи, и посредством изысканий исследователей. Идеальное сочетание перечисленных факторов привело к блестящим результатам, сильно продвинув познание самых разных аспектов этого этапа куль-

туры. Ни ранее, ни позднее отечественная музыкальная культура XVIII в. не получила столь целостного и проблемного освещения.

Адекватное истолкование процессов эпохи преобразований происходило также в трехуровневой интерпретации фактов и явлений, в сопоставлении русской культуры нового времени:

- с древнерусской;

- русской культурой XIX столетия;

- западноевропейской культурой второй половины XVII—ХУШ вв.

Объективным основанием проведения такого рода аналитических процедур служил содержательно-стилисти-ческий анализ созданного в этот период массива художественных произведений.

В силу самых различных причин и обстоятельств (объективных и субъективных) интерес к музыкальной культуре XVIII столетия стал заметно снижаться во второй половине 80-х гг. XX в. Эта тенденция обрела рельефные очертания в 1990-е гг. и последующее десятилетие XXI в. Был утрачен сам комплекс трихотомических подходов к материалу: практически прервалась нить поиска и внедрения в научный обиход новых источников, пресеклась и ушла в прошлое идея издания памятников. Оказался в значительной степени усеченным проблемный сектор исследований. Связанная с XVIII столетием исследовательская мысль оказалась на периферии музыковедческого сознания.

Признаки, свидетельствующие об изменении ситуации, проявляются лишь в 10-е гг. XXI в. Отметим наиболее существенные из них. Во-первых, из всего многообразия художественных явлений XVIII в. наибольшее внимание уделяется в настоящее время главным образом барочным аспектам культуры. Во-вторых, магистральный вектор этого процесса связан преимущественно с организацией конференций и публикацией их материалов. Одна из самых представительных «Русское музыкальное Барокко: тенденции и перспективы исследования», организованная Государственным институтом искусствознания, состоялась в ок-

тябре 2016 г. Участники конференции обсудили круг проблем, традиционных для изучения данной эпохи: стилистические параметры Барокко в его европейском и отечественном вариантах, Барокко и певческие традиции Средневековья, жанровая система русского Барокко, становление партесного пения и творчество его мастеров.

Несколько в ином ключе была задумана и осуществлена международная научно-практическая конференция, организованная музыковедческим сообществом Новосибирской консерватории «Традиции Возрождения и Барокко в мировой музыкальной культуре» (ноябрь 2017 г.). И здесь была отдана дань проблемам русского Барокко. Но, как видно уже из самого названия сибирского форума, наряду с русскими барочными традициями объектом обсуждения стали европейские традиции Возрождения и Барокко. Данный тематический

срез широко представлен творчеством композиторов Испании, Италии, Франции, Англии, Германии (Хуан дель Энсина, Изабелла д'Эсте, Антонио Чести, Лодовико Виадано, Орландо Гиббоне, Уильям Лоуз, Иоганн Валентин Медер, Иоганн Пахельбель, К. Ф. Э. Бах и др.), музыкальных коллективов (Шведская придворная капелла). Другая особенность новосибирской конференции обусловлена широким интересом к реализации моделей барочной музыки в творчестве композиторов XX столетия, и, конечно же, композиторов Сибири.

В своей совокупности московская и новосибирская конференции представили широкую панораму музыкальных традиций барочной культуры в ее проявлении в ХУ-ХХ1 столетиях в широких национальных границах и четко обозначили тот уровень, на котором находятся исследования музыкальной культуры XVIII столетия.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Вступительное слово к конференции «Традиции Возрождения и Барокко в мировой музыкальной культуре».

2 Напомним: в 1920 г., возглавив Разряд истории музыки Института истории искусств, Б. В. Асафьев создал группу учеников для изучения музыкальной культуры XVIII в. Результаты деятельности коллектива помещены в изданном в 1927 г. сборнике «Музыка и музыкальный быт старой России». В него вошли статьи: Б. В. Асафьева (Об исследовании русской музыки XVIII века и двух операх Бортнянекого), А. В. Дружинина, В. А. Прокофьева, А. Н. Римского-Корсакова, А. Ф. Финагина).

3 См., например, монографии: Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России. Л., 1959; Ра-

бинович А. С. Русская опера до Глинки. М., 1948.

4 Идея создания сборника исследовательской группы «XVIII век» принадлежит известному ученому П. Н. Беркову.

3 См., например, его монографию «Развитие русской литературы X-XVII веков» (Л., 1973).

6 Среди наиболее интересных отмечу изданные в 1973 г. сборники «Русское искусство XVIII в.», в 1974 г. «Русское искусство первой четверти XVIII в.», монографию А. Г. Побединской «Русское искусство эпохи барокко» (М., 1984).

7 Она вошла в многотомную серию «История русской музыки», издаваемой в 1980-е гг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асафьев Б. В. Об исследовании русской музыки XVIII века и двух операх Бортнянско-го // Избранные труды. - М.: Изд-во АН СССР, 1955. - Т. 5. - С. 25-34.

2. Доброхотов Б. Евстигней Фомин. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1968. - 107 с.

3. Келдыш Ю. В. Русская музыка XVIII века. - М., 1965. - 390 с.

4. Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. - М., 1952. - Т. 1; 1953. - Т. 2.

5. Рыцарева М. Композитор Д. Бортнянский: Жизнь и творчество. - Л., 1979. - 253 с.

6. Рыцарева М. Композитор М. С. Березовский: Жизнь и творчество - Л.: Музыка, 1983. - 142 с.

7. Традиции русской музыкальной культуры XVIII века. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1975. - Вып. 21. - 205 с.

8. Фесечко Г. Иван Евстафьевич Хандош-кин. - Л.: Музыка, 1972. - 85 с.

9. Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца

XVIII века. - М.; Л.: Музсектор, 1929. -Т. 2. - 376 с.

10. Шиндин Б. А. Некоторые вопросы изучения русской музыкальной культуры переходного периода // Русская хоровая музыка ХУ1-ХУШ веков. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986. - Вып. 83. - С. 8-25.

REFERENCES

1. Asafiev B. V. About the study of Russian music of the XVIII century and of two operas by Bortniansky. Izbrannye trudy [Selected works]. Moscow, 1955, Vol. 5, pp. 25-34.

2. Dobrokhotov B. Evstignej Fomin [Evstignej Fomin]. Ed. 2. Moscow, 1968. 107 p.

3. Keldysh Yu. V. Russkaya muzyka XVIII veka [Russian music of the XVIII century]. Moscow, 1965. 390 p.

4. Livanova T. N. Russkaya muzykalnaya kultura XVIII veka v ejo svyazyakh s literaturoj, teatrom i bytom [Russian musical culture of XVIII century in its relations to literature, theater and life]. Moscow, Vol. 1, 2, 1952-1953.

5. Rytsareva M. Kompozitor D. Bortnyanskij. Zhizn i tvorchestvo [The composer D. Bortniansky. Life and work]. Leningrad, 1979. 253 p.

6. Rytsareva M. Kompozitor M. S. Berezovskij. Zhizn i tvorchestvo [The composer

M. S. Berezovsky. Life and work]. Leningrad, 1983. 140 p.

7. Traditsii russkoj muzykalnoj kultury XVIII veka [The traditions of Russian musical culture of XVIII century]. Moscow, Vol. 21, 1975. 205 p.

8. Fesechko G. Ivan Evstafievich Khandoshkin [Ivan Evstafievich Handoshkin]. Leningrad, 1972. 85 p.

9. Findejzejn N. F. Ocherki po istorii muzyki v Rossii s drevnejshikh vremen do kontsa XVIII veka [Essays on the history of music in Russia from ancient times to the end of the XVIII century]. Moscow, Leningrad, Vol. 2, 1929. 376 p.

10. Shindin B. A. Some of the study of Russian musical culture of the transition period. Russkaya khorovaya muzyka XVI-XVIII vekov [Russian choral music XVI-XVIII centuries]. Moscow, Vol. 83, 1986. pp. 8-25.

Русская музыкальная культура XVIII столетия как объект исследования

Статья посвящена историческим аспектам изучения отечественной музыки XVIII столетия. В силу ряда обстоятельств этот пласт культуры, практически не исследованный в XIX в., стал объектом внимания музыковедов только в XX в. В немногочисленных работах первой половины столетия только наметились подходы к системному описанию нарождающейся культуры нового времени. Эти подходы в полной мере были реализованы во второй половине столетия в трудах Т. Н. Ливановой, Ю. В. Келдыша, Б. В. Доброхотова, С. С. Скребкова, М. Г. Рыцаревой, Т. Ф. Владышевской, Е. М. Левашёва и др. В 1972 г. началась публикация «Памятников русского музыкального искусства»: изданы партитуры опер В. А. Пашкевича, Д. С. Бортнянского, М. М. Соколовского, Е. И. Фомина, русская вокальная лирика

Russian musical culture of XVIII century as an object of study

The article is devoted to historical aspects of the study of Russian music of XVIII century. In certain circumstances, this layer of culture has not been studied yet in the XIX century became the object of attention of musicologists only in the XX century. In the few works of the first half of the century there has been only an approach to a systematic description of the emerging culture of the new time. These approaches are fully implemented in the second half of the century in the writings of T. N. Livanova, Yu. V. Keldysh, B. V. Dobrokhotov, S. S. Screbkov, M. G. Rytsareva, T. F. Vladyshevsky, E. M. Levashova, etc. In 1972 began publication of Monuments of Russian musical art: published musical scores of the operas V. A. Pashkevich, D. S. Bortniansky, M. M. Sokolowski, E. I. Fomin, Russian vocal

XVIII в., в том числе сборник Г. Н. Теплова «Между делом безделье». Описанию культуры XVIII в. посвящены второй и третий тома издаваемой в 1980-е гг. «Истории русской музыки».

Изучение музыкальных проблем XVIII столетия происходило в контуре трехуровневой системе: открытии новых и уточнении уже известных источников, их введении в научный обиход путем публикация музыкальных памятников и посредством изысканий исследователей. Идеальное сочетание перечисленных факторов привело к блестящим результатам. Ни ранее, ни позднее отечественная музыкальная культура XVIII в. не получила столь целостного и проблемного освещения. Важно отметить, что исследования музыковедов культурных традиций XVIII в. явились естественной частью общего для гуманитарной науки процесса.

Ключевые слова: музыкальная культура XVIII в., смена парадигмы, Барокко, Возрождение, литературоведение, пространственные искусства, музыковедение, Памятники музыкального искусства.

lyrics of the XVIII century, including the collection of G. N. Teplova «Casually doing nothing». Description of culture of the XVIII century dedicated to the second and third volumes published in 80-ies «The history of Russian music».

A study of musical issues of the XVIII century occurred in the circuit a three-tier system: the opening of new and the refinement of already known sources, their introduction into scientific practice by the publication of musical monuments by survey researchers. The perfect combination of these factors led to brilliant results. Neither earlier nor later musical culture of the XVIII century had such a holistic and problematic lighting. It is important to note that the research of musicologists and cultural traditions of the XVIII century was a natural part common to the Humanities in the process.

Keywords: musical culture of the XVIII century, changing paradigms, Baroque, Renaissance, literature, space art, musicology, Monuments of musical art.

Шиндин Борис Александрович, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспон-дент Сибирской академии наук высшей школы, заслуженный деятель искусств РФ E-mail: chin-d-din@yandex.ru

Shindin Boris Alexandrovich, Doctor of Art Criticism, Full Professor, Corresponding member of Siberian Academy of Sciences of higher school, honored art worker of the Russian Federation E-mail: chin-d-din@yandex.ru

Получено 12.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.