РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Н.В. Сорокина
Sorokina N.V. Russian literature during the First World War. A review of the monograph, ‘The First World War in the Russian Literature of 1914-18,’ by A.I. Ivanov (published 2005 by Tambov University Press).
В «Поэме без героя» А.А. Ахматова писала о кануне Первой мировой войны, 1913 годе, как о своеобразном начале нового времени:
А по набережной легендарной
Приближался не календарный -
Настоящий Двадцатый Век [1].
Действительно, последовавшие события, и в первую очередь мировая война, изменили не только общественно-политическую, военную ситуацию в России, но и значительно повлияли на культурную, духовную стороны жизни общества, став точкой отсчета нового столетия.
Первая мировая война оставила в мировой культуре и литературе заметный след. Появился термин «потерянное поколение», характеризующий тех, кто, вернувшись с полей сражений, «потерялся» в мирной действительности. Это явление отразила именно литература. Имена Э. Ремарка, Р. Олдингто-на, Э. Хемингуэя, запечатлевших в своих произведениях разочарование в современной действительности, усугубленное трагическими событиями войны 1914-1918 годов, связаны с восприятием и изображением Первой мировой войны и ее последствий.
Россия принимала участие в этой не освободительной для себя войне. Но, будучи крупным батальным событием начала ХХ века, война не могла не повлиять и на русскую национальную культуру. Художники слова, независимо от того, были ли они непосредственными участниками боевых событий, военными ли корреспондентами или нет, ощущали свою сопричастность происходящим событиям, с первых дней войны выразив протест против жестокости войны и заявив о своей гражданской ответственности в обращении «От писателей, художников и артистов». Отразив общественное настрое-
ние, меняющееся сознание воюющего народа, литература способствовала сохранению духовной памяти о войне, фиксации ее в национальном самосознании. Поэтому русская литература времен Первой мировой войны, в силу специфики бытования, этических и эстетических ориентиров в сложной общественной, политической жизни, вполне закономерно и логично заслуживает обособления в отдельный период, подобно тому, как совершенно самостоятельным и уникальным отрезком литературно-культурного развития России являются годы Великой Отечественной войны1.
Однако до последнего времени научноисследовательских работ, комплексно изучающих сами факты литературной жизни 1914-1918 годов, у нас не было. Монография А.И. Иванова «Первая мировая война в русской литературе 1914-1918 гг.», вышедшая в издательстве Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина в 2005 году [2], восполняет пробел информационных и аналитических знаний.
Объектом исследования выбрана русская литература о Первой мировой войне, созданная в течение 1914-1918 годов. Круг писательских имен, фигурирующих в монографии, обширен, как и круг привлекаемой к анализу литературной продукции времен войны. Огромен пласт периодической печати (газеты, журналы, альманахи), в силу своей особой оперативности первой откликавшейся на исторические события и публиковавшей поэтические и публицистические работы.
Рецензируемая монография корректирует традиционную точку зрения на литературу
1 Действительно, «бывают странные сближенья». Числовое обозначение года начала Первой мировой войны легко трансформируется в год начала Великой Отечественной войны. Для этого надо просто поменять последние две цифры местами: 1914-1941. Для России обе даты оказались трагическими.
периода 1914-1918 годов как на незначительное явление, не оставившее заметных следов в истории культуры. Автор в своем анализе опирается, прежде всего, не на политические ярлыки и стремление категорического определения прозаиков и поэтов в конкретный лагерь «ура-патриотов», большевиков и тому подобное, а на нравственноэстетические категории.
В центре рассмотрения автора книги -отношение писателей к войне, тематические, жанровые особенности художественной литературы, анализ роли отечественной словесности и ее места в отечественной культуре и общественном сознании военного времени. На примере художественных и публицистических произведений В. Брюсова, С. Городецкого, Н. Гумилева, М. Пришвина, Ф. Сологуба, Ф. Степуна, Б. Тимофеева, А. Толстого, С. Федорченко, И. Шмелева и многих других писателей показана огромная роль литературы в деле сохранения общекультурных ценностей и сбережения нравственных основ человеческой жизни. Ясно видно, что писателей волновало не столько изображение войны, сколько ее образное осмысление. Именно писатели, предвидя последствия войны для России, прилагали усилия по единению общества, сохранению человечности, недопустимости шовинизма и развязывания гражданской войны.
Литература Первой мировой войны дала новые направления жанрового развития. В монографии отмечается обогащение формы эпистолярного изложения исторического и художественного материала. Распространенной жанрово-видовой модификацией прозы стало повествование в письмах («Из писем прапорщика-артиллериста» Ф. Степуна, «Письма с пути» А.Н. Толстого). Кроме того, письма стали включаться в текст как наиболее продуктивная модель проникновения во внутренний мир героя, в первую очередь простого солдата. Художественная батали-стика времен войны дала на только прекрасные образцы произведений малых эпических и лирических жанров, но и романов, например «Чаша скорбная» Б. Тимофеева (1918).
Война влияла и на «невоенную литературу». Словесность отразила начавшуюся в связи с военными событиями переоценку политических, нравственных, философских ориентиров. Этические поиски философов
того времени напрямую перекликались с изображением войны в писательских очерках и рассказах - об этом отдельный параграф монографии.
Особую ценность представляют два приложения, включенные в текст монографического исследования. В первом «Русские писатели и Первая мировая война (Опыт био-библиографического указателя)» представлена информация о деятельности и основных произведениях русских поэтов и прозаиков в период 1914-1918 годов. Список включает 142 фамилии. Словарные статьи уточняют факты жизни и позиции художников в военную пору. В приложение включена информация об известных писателях и сведения о литераторах «второго ряда», но чья деятельность заслуживает внимания.
Второе приложение включает ряд лубочных картинок как безызвестных авторов, так и малодоступные широкому кругу лубочные картинки В.В. Маяковского. К сожалению, полиграфическое несовершенство издания (неяркая печать, черно-белое изображение) не позволило увидеть во всем многообразии цвета лубочные картинки. Обложку книги украшает малоизвестный портрет В.В. Маяковского в военной форме, фотография времен Первой мировой войны и лубок кисти Маяковского. Теории и практике военного лубка времен 1914-1918 годов посвящен специальный раздел монографии, в котором, учитывая неразработанность этого вопроса, дана подробная характеристика основных принципов составления лубка, тематического единства жанров массовой культуры. Создание особого «военного лубка» обусловлено ориентацией на фольклорные традиции в восприятии и изображении войны. В годы военных лет, как это было, скажем, в период и после Отечественной войны 1812 года, активизировался интерес к народному искусству. Ведь именно народ оказался непосредственным участником войны. Рядовой воин явился центральным героем литературы, а искусство стало использовать жанры народной культуры. Красочные зарисовки предполагали максимальную простоту и доходчивость; кроме того, их отличали оперативность, злободневность, мажорность и внимание к народному самосознанию.
В монографии собран, обобщен, систематизирован огромный литературно-худо-
жественный и публицистический пласт. Книга содержит богатейший информационный и аналитический материал. Интегрированный подход, основанный на сопоставлении исторических, филологических, социологических, философских фактов, оказался чрезвычайно продуктивным. Вывод, к которому логично, вследствие кропотливого анализа, приходит автор, таков: «Задачи русской литературы как части культуры состояли в том, чтобы найти нравственные устои для российских граждан; в обращении к нравственнорелигиозным основам, к лучшим страницам прошлого России, духовному опыту предыдущих поколений; противопоставить стихийной воле к разрушению и смерти волю к творчеству и жизни; не допустить угасания культуры; препятствовать одичанию, озверению масс» [2, с. 387]. Литература как часть культуры военного времени способствовала сохранению духовной памяти о войне, фиксации ее в национальном самосознании.
Книга, безусловно, заинтересует филологов, историков, культурологов, социологов. Практическая ценность работы еще и в том, что в ней под одной обложкой приведены тексты ранее не публиковавшихся полностью (например, стихотворение Ф. Сологуба «Проводы рекрутов») или труднодоступных сегодня для большинства читателей, не переиздававшихся произведений. Монография содержит много ценного материала для специалистов, преподавателей и студентов, изучающих русскую литературу ХХ века.
1. Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1998. С. 391.
2. Иванов А.И. Первая мировая война в русской литературе 1914-1918 гг. Тамбов, 2005.
Поступила в редакцию 21.04.2005 г.