Научная статья на тему 'Русская кантата "на случай" конца XIX начала XX века как жанр прославления'

Русская кантата "на случай" конца XIX начала XX века как жанр прославления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
561
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНТАТА "НА СЛУЧАЙ" / РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ / КОНЕЦ XIX НАЧАЛО XX ВЕКА / ЖАНР / ПРОСЛАВЛЕНИЕ / ГИМН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крылова Вера Дмитриевна

Статья посвящена одной из разновидностей жанра кантаты кантате «на случай». На материале кантат русских композиторов конца XIX начала XX века автор рассматривает характерные черты, присущие кантате как жанру прославления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Русская кантата "на случай" конца XIX начала XX века как жанр прославления»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 22 (160). Филология. Искусствоведение. Вып. 33. С. 166-168.

В. Д. Крылова

РУССКАЯ КАНТАТА «НА СЛУЧАЙ.» КОНЦА XIX- НАЧАЛА XXВЕКА

КАК ЖАНР ПРОСЛАВЛЕНИЯ

Статья посвящена одной из разновидностей жанра кантаты - кантате «на случай». На материале кантат русских композиторов конца XIX- начала XX века автор рассматривает характерные черты, присущие кантате как жанру прославления.

Ключевые слова: кантата «на случай», русские композиторы, конец XIX - начало XX века, жанр, прославление, гимн.

В конце XIX - начале XX века в России существовала традиция исполнения кантаты «на случай». Кроме официальных государственных дат (коронация императора, различные династические праздники), поводом для исполнения кантаты могли служить и юбилеи знаменитых деятелей искусства - писателей, художников, музыкантов. Кантату можно было услышать и на торжественном акте в учебном заведении, и на семейном празднике, что говорит о развитой хоровой культуре, существовавшей в дореволюционной России1.

Кантаты «на случай» сочиняли как знаменитые композиторы (М. А. Балакирев и Ц. А. Кюи, П. И. Чайковский и С. И. Танеев,

А. К. Глазунов и А. С. Аренский, А. Д. Кастальский и М. М. Ипполитов-Иванов и др.), так и ныне забытые провинциальные авторы (В. Д. Беневский, А. И. Красностовский, И. И. Тульчиев, И. И. Сулковский и др.2). Несмотря на широкое распространение, эта разновидность кантаты долгое время не привлекала к себе внимание исследователей, кантату «на случай», играющую роль официального панегирика, негласно относили к второразрядным сочинениям. Однако их изучение позволяет по-новому взглянуть на творчество известных композиторов, способствует более глубокому пониманию культуры дореволюционной России.

Основная функция кантаты «на случай» - прославление. Среди европейских жанров, издавна предназначенных для прославления, наиболее распространенными являются гимн, ода, дифирамб и панегирик. На наш взгляд, кантаты «на случай» во многом построены по законам формы гимна: «Форма чистой лирики гимнов обычно слагается из обращений и воззваний к восхваляемому объекту, хвалебных сравнений и описаний, зачастую представляющих расширенные тавтологии; пере-

числение подвигов и чудес объекта гимна и его предков позволяет вводить в изложение эпические намеки, обычно не раскрываемые полностью, но иногда (например, в античных гимнах) развертываемые в фабульное повествование; часто в конце гимна вводится молитва или заклинание»3. Для гимна характерны три тематически-образных пласта: прославление объекта, эпическое повествование

о его подвигах и молитва. Анализ показывает, что все эти образные сферы в той или иной степени находят отражение в текстах русской кантаты «на случай».

В ряде кантат сочетаются все образные линии, как, например, в Коронационных кантатах П. И. Чайковского и А. К. Глазунова, при этом ведущее значение обычно приобретает одна из них. Так, в Коронационной кантате Чайковского «Москва» (слова А. Н. Майкова) доминирует эпическая линия; рассказ о времени возвышения Москвы ведется в былинном духе. Текст при этом стилизован под народный былинный стих: особая ритмическая структура стиха, имеющая в основе пятисложную стопу, использование характерных былинных эпитетов и отсутствие традиционной рифмы. В Коронационной кантате Глазунова (слова В. А. Крылова) акцент сделан на прославлении - в день коронации все стороны света объединяются в ликовании. В целом отметим, что сочетание трех образных сфер (прославления, эпического повествования и молитвы) является одним из характерных признаков стихотворной основы кантаты.

В музыкальном языке кантаты «на случай» каждой образной линии соответствует определенный комплекс музыкальновыразительных средств. Для создания образов прославления композиторы используют общеевропейские музыкальные средства, оформившиеся в XVШ веке: мажорный лад

168

В. Д. Крылова

(наиболее характерные тональности C Dur, D Dur и Es Dur), силлабическая хоровая фактура, пунктирный ритм, яркие автентические гармонии, оркестровка (если предполагается сопровождение оркестра) с использованием tutti и ярких тембров медных духовых инструментов, а также музыкально-риторические фигуры, свойственные аффекту прославления. В исследуемый период они воспринимаются, конечно, не как риторические фигуры, а как общезначимые для европейской музыки средства выразительности. Об особенностях процесса перехода риторических фигур в разряд устойчивых музыкальных стандартов писал М. Г. Арановский4.

Назовем наиболее характерные интонации, свойственные сфере прославления, указывая их риторические прототипы: поступен-ное восходящее движение в мелодии (риторическая фигура anabasis - восхождение, имеет не только прямой изобразительный смысл, но передает и такой смысловой оттенок, как возвышение-возвеличивание), ямбические квартовые и секстовые ходы в мелодии (фигура exclamatio - восклицание, затактовая восходящая кварта - один из характерных признаков гимнов), различные трезвучные ходы, особенно восходящие (семантика этих интонаций восходит к «сигнальной» музыке, фанфарам медных духовых инструментов).

Одним из примеров стилистики прославления может служить небольшая кантата М. М. Ипполитова-Иванова «Памяти А. С. Пушкина». Тональность Es Dur, начало мелодии с затактовой кварты V-I, большая роль в мелодии квартовых интонаций и поступенного восходящего движения, плотная аккордовая фактура, секвентное развитие мелодии, четкое, неторопливое произнесение каждого слова солистом - сочетание всех этих признаков, несмотря на камерное звучание кантаты, делают ее ярким образцом гимнического произведения (под гимном подразумеваем здесь именно прославление).

Для воплощения эпических образов авторы кантат используют уже сложившиеся клишированные приемы, ритмику, мелодику, фактуру и гармонический язык, ставшие символом былины в том виде, в котором она была представлена в классической музыке. В большинстве случаев композиторы следуют за ритмическим строением текста (пятислож-ник с ударением на центральном слоге), метрически или ритмически подчеркивая ударе-

ние. Мелодика былинных фрагментов характеризуется небольшим диапазоном, с преобладанием плавного поступенного движения и использованием трихордовых попевок. В гармоническом языке репрезентантами русского стиля являются натуральный минор, ладовая переменность, широкое использование аккордов побочных ступеней и преобладание плагальных гармоний. Фактурные особенности подобных фрагментов тесно связаны с былинным прообразом: в отличие от хоровых эпизодов прославляющего характера, эпический эпизод исполняется обычно солистом, тенором или баритоном под аккомпанемент, имитирующий гусли певца-сказителя.

В кантате Ц. А. Кюи «В память трехсотлетия царствования дома Романовых» основными средствами при создании эпического образа являются фактура и гармония. Фрагмент, в котором идет эпическое повествование, звучит в исполнении солиста в сопровождении арпеджированных аккордов фортепиано. В гармонии сочетаются тоническое трезвучие и трезвучия медиант (сначала нижней, затем верхней) - VI-! VI-! ЫП VI-!, при этом возникает оттенок ладовой переменности. Однако мелодия не выдержана от начала до конца в былинном духе: она начинается с поступен-ного мотива в диапазоне терции, но затем появляются интонации, свойственные скорее патетическому оперному стилю (нисходящая квинта, тритон).

В эпизодах, посвященных молитвосло-вию, композиторы пытаются приблизиться к стилистике православного пения через отражение его фактурных и гармонических особенностей (как правило, это звучание хора а сарреПа, особые гармонические средства). Так, в Коронационной кантате А. К. Глазунова в конце первой части звучит небольшой фрагмент а сарреПа - хор-молитва «Да ниспошлет ему счастье и силу, и славу». В кантате А. В. Никольского видим цитату гла-сового пения православной церкви. Уникально произведение А. Д. Кастальского «Стих о церковном русском пении», в котором композитор стремится максимально приблизиться к стилистике церковного пения путем использования попевок знаменного распева. Поиски в области гармонизации церковных напевов были одним из главных направлений творчества этого композитора.

Подводя итог, можно сказать, что русская кантата «на случай» является типичным об-

разцом жанров прославления. В ее строении обнаруживаются черты, свойственные такому древнейшему жанру, как гимн. Сочетание в тексте трех характерных для гимна образных сфер - прославления, эпического повествования и молитвы - типично для большинства кантат, при этом каждый образный пласт воплощается особыми музыкальными средствами. В целом, хотя большая часть подобных сочинений не отличается высокими художественными достоинствами и жизнь их в истории обычно коротка, их изучение позволяет по-новому взглянуть на проблему генезиса музыкальных жанров.

Примечания

1 В связи с этим укажем на такой факт, что на открытии памятника Н. В. Гоголю в Москве в 1909 году кантата М. М. Ипполитова-Иванова

«Песнь гусляра» (памяти Гоголя) была исполнена хором, состоящим из 2000 человек и оркестром, состоящим из 420 человек (Бака-ляров, В. Памятник Гоголю: «И видный миру смех, и неведомые ему слезы» / В. Бакаляров, И. Пилишек // Москва и москвичи. 2005. № 9-10. URL : http://www.m-mos.ru/10/06.htm).

2 Беневский (Хорошевич-Терницкий) Василий Дмитриевич (1864-1930), Ставрополь; Крас-ностовский Алексей Иванович (1880-1967), Выборг; Прибик Иосиф Вячеславович (18551931), Одесса; Сулковский Иосиф Иулиано-вич (1855-1917), Каменец Подольский; Туль-чиев Иосиф Иванович (1860-1938), Псков.

3 Литературная энциклопедия. URL : http:// feb-web.ru/feb/litenc/encyclop.

4 См.: Арановский, М. Г. Музыкальный текст : структура и свойства. М. : Композитор, 1998.

С. 334.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.